УДК 338.24
РОЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ROLE OF STRATEGIC MANAGEMENT FUNCTIONING OF SMALL BUSINESS GOVERNMENT SUPPORT SYSTEM
Попов С.А.
преподаватель кафедры менеджмента,
Южно-Российский институт-филиал РАНХиГС
Popov S.A.
Lecturer of the Department Management,
South-Russian Institute branch RANEPA
Особое место в современной экономике России занимает малое предпринимательство, которое призвано стать важнейшим фактором ускорения социально-экономического развития страны. В статье раскрывается значимость стратегического управления развитием малого предпринимательства. Предлагаются цели и приоритеты стратегии государственной поддержки малого предпринимательства на ближайшее десятилетие.
Ключевые слова: управление, государственная стратегия, предпринимательство, малый бизнес.
A special place in modern economy of each developed state is small business, which is intended to become the most important factor in accelerating socio-economic development of the country. The article reveals the importance of strategic management of small businesses. Are offered objectives and priorities of the state support strategy of small business for the coming decade.
Keywords: management, national strategy, entrepreneurship, small business.
Стабильное развитие экономики современного государства возможно только с учетом качественных изменений в малом секторе. Это обусловлено тем, что в экономике рыночного типа малое предпринимательство играет важную роль, его развитие является показателем успешности экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды. От уровня развития малого предпринимательства зависит качество роста российской экономики. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», содействие развитию малого предпринимательства официально признано одним из ключевых приоритетов социальной и экономической политики государства.
Особое внимание уделено поддержке малого предпринимательства в высокотехнологичных секторах (устранение препятствий для эффективной коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, субсидирование реализации мероприятий по стимулированию инновационной активности малых компаний субъектами Российской Федерации, создание инновационного центра «Сколково»). [1]
Как в отечественной, так и в зарубежной литературе нет единого подхода к определению малого предпринимательства. Одни ученые определяют малое предпринимательство как экономическое явление; вторые, как «двигатель прогресса»; третьи, - как фактор демпфирования социальной напряженности; четвертые, - как способ снижения безработицы, сглаживания неоднородности в развитии российских регионов; пятые, - как средство раскрытия творческих и интеллектуальных возможностей представителей гражданского общества. Но все ученые сходятся в необходимости и важности развития малого предпринимательства для экономики любой страны.
По законодательству Российской Федерации, к субъектам малого предпринимательства относятся физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИП), крестьянские (фермерские) хозяйства, средняя численность работников, за предшествующий календарный год, которых не превышает: 250 человек для средних предприятий; 100 человек включительно для малых предприятий; 15 человек для микро предприятий.
При этом выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, устанавливаемые (один раз в пять лет) Правительством РФ для категории субъектов малого предпринимательства. [2]
По данным Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, на 1 января 2013 года в России, было зарегистрировано 4 030 309 таких форм ведения бизнеса: 3 888 614 ИП и 141 695 фермерских хозяйств. Для сравнения, на 1 декабря 2012 года в ЕГРИП значилось 4 119 157 действующих предпринимателей: 3 975 081 ИП и 144 096 фермеров.[3] Структура отечественного малого предпринимательства в 2012 году по сравнению с предыдущим годом осталась неизменной: львиную долю сектора занимает торговля, ремонт автотранспорта и бытовых изделий (31,49%), далее следуют операции с недвижимым имуществом и строительство, чья доля в сумме составляет свыше 30% малых предприятий.
Малое предпринимательство способствует поддержанию конкурентного резонанса; создает социально-экономическую опору общественному переустройству; играет решающую роль в ослаблении монополизма, функционировании различных производств и услуг; улучшает взаимосвязи между различными секторами экономики; создает дополнительные рабочие места; привлекает энергичных,
творческих индивидуальностей и является одним из источников формирования среднего класса за счет увеличения числа собственников.[4]
Создание среднего класса в последние десять лет является практически национальным приоритетом. В силу того, что в малом предпринимательстве сосредоточен потенциал, позволяющий приблизиться не только к экономическим показателям среднего класса (уровень дохода), но и к социально-культурным (уровень образования, интеллектуальное развитие, профессиональная компетентность).
А с другой стороны, развитый средний класс служит опорой современной демократической системы, наиболее оптимальной для развития малого предпринимательства. Таким образом, уровень развития малого предпринимательства в России зависит от уровня развития среднего класса, а тот в свою очередь от уровня развития первого. Другими словами, развитие малого предпринимательства и среднего класса находятся в двойной зависимости.
Малое предпринимательство обеспечивает определенную часть трудоспособных граждан работой, заработком, социальными благами и льготами, тем самым способствуют стабильному развитию общества. Как показывает практика, стабильность может обеспечиваться двумя путями: через управленческую деятельность, направленную на устранение временной нестабильности; через систематическую деятельность стратегического характера, нацеленную на долгосрочную перспективу.
Стратегическое развитие малого предпринимательства - сложный и длительный процесс. Он связан не только с необходимостью совершенствования законодательной базы, но и с менталитетом, культурой населения, наличием предпринимательских традиций, всей системой государственного управления в обществе, экономическим состоянием, конъюнктурой внутреннего и международных рынков и многими другими факторами.
В этой связи, кардинальные изменения за 2-3 года практически невозможны. Вместе с тем, существующая практика подготовки программ рассчитывается
именно на такой срок. В результате, мы или повторяем частные, не приводящие к нужным результатам задачи, или ставим цели, которые и по срокам не достижимы, и не обеспечены ресурсами.
Для успешного развития малого предпринимательства необходима государственная стратегия развития малого предпринимательства как минимум на 10 лет. Этот период достаточен, чтобы поставить крупные цели и успеть мобилизовать и политическую волю, и материальный ресурс для их реализации.
Необходимо специальное решение Правительства РФ, обеспечивающее создание рабочей группы и возможностей для ее работы. Рабочую группу целесообразно формировать из руководителей министерств и ведомств в ранге не ниже заместителей руководителя, представителей ведущих объединений предпринимателей, представителей научного сообщества. Подходы к разработке такой стратегии имеются у Академии менеджмента и рынка и могут быть взяты как один из вариантов в качестве отправной точки для последующей работы.
Основу любой стратегии составляют цели и приоритеты. Основными целями на ближайшее десятилетие должны быть следующие:
1. обеспечение мер, позволяющих существенным образом сократить временные и финансовые расходы малых предприятий на взаимодействие с разрешающими, фискальными и проверяющими органами. Для этого потребуется или упростить существующие системы контроля, отчетности, либо создать механизмы (институты), помогающие преодолевать за государственный счет неизбежные препятствия.
2. обеспечение мер, стимулирующих приток новых людских ресурсов в сферу малого предпринимательства (инкубирование, микрофинансирование, опека начинающих, активная пропаганда малого предпринимательства, стимулирование населения к занятию предпринимательством и самозанятости).
3. содействие повышению конкурентоспособности малых производственных и инновационных предприятий на межрегиональных и международных рынках (поддержка коммерциализации технологий, создание механизма гарантийных,
залоговых и венчурных фондов, консалтинговое сопровождение бизнес-проектов, содействие выходу на зарубежные рынки).
4. сокращение доли «теневого» малого бизнеса (упрощение системы бухгалтерского учета, снижение налоговой нагрузки, стимулы и дополнительные меры поддержки для доказавших профессионализм и законопослушность предприятий).
5. создание разветвленной сети необходимой и достаточной инфраструктуры для обслуживания малого бизнеса во всех уголках России.
Помимо создания общих благоприятных условий для деятельности всех хозяйствующих субъектов, необходимы специальные меры поддержки конкретных групп предприятий. Условно, малые предприятия можно объединить в несколько больших групп:
- малые предприятия, работающие на местные рынки (сфера торговли, услуг, строительная индустрия). Именно такие предприятия создают большее количество рабочих мест. Они являются школой бизнеса и ступенью для первоначального накопления капитала. Если федеральный уровень обеспечит простоту и необременительность регулирования их деятельности, то организация конкретной поддержки может быть делом региональных, и особенно, муниципальных властей.
Программы федерального уровня, направленные на развитие такого рода предприятий, следует реализовывать в депрессивных регионах, в удаленных регионах, т.е. там, где нет, и в ближайшее время не могут появиться собственные ресурсы. На федеральном уровне необходимо реализовывать специальные меры по пропаганде предпринимательской деятельности среди населения, и особенно молодежи, а также программы подготовки кадров, причем в местах приближенных к месту проживания.
- малые предприятия, работающие на межрегиональные рынки (как правило, являются производителями достаточно качественных товаров (услуг) и (или)
работают в партнерстве с крупными предприятиями (субконтрактинг)). Развитие таких предприятий может предусматриваться отраслевыми программами.
В данном случае необходимо предусмотреть особые меры, позволяющие малым предприятиям на равных конкурировать при получении заказов и ресурсов с представителями крупных предприятий, в том числе, в отраслях, которые традиционно оставались за крупными предприятиями (добывающие, перерабатывающие, оборонная промышленность, пищевая промышленность и пр.). Потребуется принятие норм, стандартов, обеспечивающих потенциальную возможность таким предприятиям стать конкурентоспособными. Данные программы должны реализовываться как отраслевыми ведомствами, так и региональными администрациями.
- малые предприятия, ориентирующиеся на внешние рынки. Роль таких предприятий, и, следовательно, усилия по их поддержке с каждым годом будут возрастать. Именно такие предприятия будут пробивать дорогу на международные рынки.
Для их поддержки необходимы не только условия для привлечения венчурного капитала, но и меры по защите интеллектуальной собственности, помощь в создании систем качества в соответствии с международными стандартами, содействие выставочно-ярмарочной деятельности, а также судебной и арбитражной практики на территории других государств (в случае необходимости) по защите интересов российских участников рынка.
Все мероприятия должны подкрепляться мерами научно-методического сопровождения (исследования, разработки, экспертизы, изучение и адаптация лучшего российского и международного опыта), кадрового обеспечения (профориентация, подготовка, повышение квалификации, стимулирование моральное и материальное), развитие информационной поддержки (по всем аспектам деятельности), консалтинговое сопровождение (адресное сопровождение, в первую очередь, при реализации сетевых проектов), развитие действующей инфраструктуры для малого бизнеса (учебно-деловые центры, бизнес-инкубаторы, агентства, техно-
парки, промышленные парки, маркетинговые центры, центры субконтрактации, микрофинансовые организации, специализированные лизинговые компании), содействие взаимовыгодному сотрудничеству крупного и малого бизнеса (льготы и преференции крупным предприятиям, вкладывающим в развитие сектора малого бизнеса), содействие в имущественном обеспечении (офисные и производственные площади).
Очень важным элементом стратегии должно стать повышение роли объединений предпринимателей при выработке законов, решений, касающихся малого предпринимательства, организация общественного контроля за их выполнением. Для этого необходимы консолидация и предпринимательского сообщества, отказ от действий, способных нанести ущерб другой социальной группе. «Мы все в одной лодке, которая называется Россия: и начинающий, и средний, и крупный бизнес. И если мы хотим приятного и безопасного плавания - необходимо с пониманием относиться к интересам всех пассажиров, потому что они не только плывут, но и гребут».
Таким образом, малое предпринимательство представляет собой экономическое явление, способствующее: созданию социально-экономической опоры общественному переустройству; улучшению взаимосвязи между различными секторами экономики; поддержанию конкурентного резонанса. Его развитие играет одну из ключевых ролей в реализации национальных приоритетов России.
Основная идея стратегического развития малого предпринимательства заключается в формировании эффективной инфраструктуры, целенаправленной национальной инвестиционной политики, включающей соответствующие инструменты денежно-кредитной, налогово-бюджетной, промышленной и внешнеэкономической политики.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Информационно-правовая система «Консультант Плюс».
2. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ // Информационноправовая система «Консультант Плюс».
3. Электронные средства информации. Интернет-ресурсы: http://vladimir.opora.m/news/digest/doc.php?date=22.03.2012.
4. Ромашова Л.О. «Проблемы и проблемы и противоречия в управлении малым предпринимательством // Социология и жизнь. 2010. № 4. С. 210-215.