Научная статья на тему 'Роль среднего и малого предпринимательства в инновационном развитии России'

Роль среднего и малого предпринимательства в инновационном развитии России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1540
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД / ТЕОРИЯ СТЕКХОЛДЕРОВ / SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / INNOVATIONS / INNOVATIVE DEVELOPMENT / BEHAVIOURAL APPROACH / STAKEHOLDER THEORY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солодяшкина Юлия Евгеньевна, Веревкина Венера Ханифовна

Инновационное развитие может и должно активно осуществляться за счет потенциала среднего и малого предпринимательства. Это подтверждают модели инновационного развития некоторых стран. В то же время необходимо определить мотивы, побуждающие инновационно развиваться малый бизнес. Авторами рассматриваются проблемы реализации инновационных идей в России, в частности с привлечением малого и среднего предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of small and medium enterprises in russia's innovative development

Small and medium-sized business is able to and should contribute intensively to the innovative development. This is perfectly demonstrated by models of innovative development in a number of countries. Nevertheless, it is critical to define motives causing small business to evolve in an innovative manner. The paper looks at implementation of innovative ideas in Russia, especially with small and medium enterprises involved.

Текст научной работы на тему «Роль среднего и малого предпринимательства в инновационном развитии России»

УДК 338.22:001.895(470+571)

Ю.Е. Солодяшкина, В.Х. Веревкина

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

РОЛЬ СРЕДНЕГО И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ РОССИИ

Инновационное развитие может и должно активно осуществляться за счет потенциала среднего и малого предпринимательства. Это подтверждают модели инновационного развития некоторых стран. В то же время необходимо определить мотивы, побуждающие инновационно развиваться малый бизнес. Авторами рассматриваются проблемы реализации инновационных идей в России, в частности с привлечением малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, инновации, инновационное развитие, поведенческий подход, теория стекхолдеров.

На сегодняшний момент у нас в стране мало уделяется внимания анализу развития малого и среднего предпринимательства в регионах и определению факторов внешней и внутренней среды, влияющих на темпы и направления его развития.

Возможно, это связано с тем, что вся экономическая модель российской экономики направлена на развитие крупного бизнеса с участием государства.

Потребность в «модернизации» экономической модели через создание инновационной экономики, вероятно, потребует нового взгляда на место и роль малого и среднего предпринимательства в России в целом и в регионах в частности.

Инновационное развитие России становится приоритетным для страны, а значит, для государства, бизнеса, других общественных институтов. В то же время опыт зарубежных стран подтверждает, что инновационный путь развития не является в полной мере универсальным и обладает индивидуальными особенностями, историческими предпосылками, темпами изменений и степенью вовлеченности в данный процесс различных институтов, в частности среднего и малого предпринимательства.

Для того чтобы оценить роль среднего и малого предпринимательства в инновационном развитии российского общества, на наш взгляд, необходимо:

1) в рамках теории инноваций определиться с дефинициями новизны и инноваций;

2) изучить зарубежный опыт инновационного развития, учитывая результаты степени мотивации предпринимательства на участие в данном процессе;

3) определить основные причины слабого инновационного развития России;

4) изучить историю развития среднего и малого предпринимательства в России;

5) выделить основные факторы внешней и внутренней предпринимательской среды, которые могли бы способствовать инновационному развитию страны.

Термин «инновация» происходит от латинского «тпоуаИо» и в широком смысле означает разработку и внедрение новшеств в различных областях деятельности человека. В отечественной и зарубежной экономической литературе встречаются различные трактовки таких категорий, как «нововведение», «новшество» и «инновация». В некоторых случаях эти понятия используются в качестве синонимов, однако определенные различия между ними существуют. «Новшество» характеризует определенную новизну, и в этом смысле данное понятие близко к понятию «изобретение». «Нововведение» -это освоение новой техники и технологии, улучшенных методов организации и управления. «Инновация» же - это «деятельность, направленная на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, организационных форм» [4]. Существует и другое определение: «Инновация - это нововведение, комплексный процесс создания, распространения и использования новшеств (нового практического средства) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества» [9].

Э.А. Уткин в работе «Управление фирмой» определяет инновацию (нововведение) как «объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога» [3].

Последние несколько лет научная и предпринимательская среда все больше склонна признавать инновацией только ту новизну, которая получила коммерческий успех или принесла какую-либо другую пользу обществу. При этом масштабы данного успеха, глубина новизны не играют значения. На наш взгляд, это наиболее актуальное понимание инноваций, так как принципиально новые открытия мирового уровня, хоть и происходят достаточно часто, не охватывают всех тенденций и явлений инновационных изменений в обществе. Таким образом, к инновациям мы причисляем также небольшие, но успешные элементы новизны в любом общественном институте. При этом необходимо отметить, что такие мелкомасштабные инновации, ввиду регулярного (иногда непрерывного) процесса, имеют для общества такое же важное значение, как и революционные преобразования, происходящие благодаря крупным открытиям. Именно способность регулярно улучшаться, в том числе за счет инноваций, и создает условия для появления принципиальной новизны и ее успешной реализации.

История становления инновационных экономик показывает различные примеры временных рамок, требуемых для запуска, ускорения и поддержания инновационного развития. При этом встречаются примеры стран, которые планомерно двигались к инновационному развитию, и примеры стран, совершивших или начавших инновационный рывок под воздействием государственной политики (датой отсчета при этом, как правило, является принятие ключевого нормативно-правового акта) [5]. При этом по-разному использовались государственные меры поддержки, механизмы взаимодействия государства и частного сектора, разная роль была отведена среднему и малому предпринимательству. В современных условиях развития инновационного предпринимательства возникла так называемая «теория ускорения». Представители данной теории, основываясь на теории длинных волн

Н. Кондратьева, рассматривают отдельно развитие предпринимательства «по западной модели» (США). В то же время венчурные компании с огромным потенциалом для роста обнаруживаются в Индии, Иордании, Саудовской Аравии, Африке - странах, где экономика всегда зависела от «недемократической» государственной политики, интересов деловых влиятельных кругов, международных корпораций, местных элит.

Важно подчеркнуть, что любое инновационное развитие, вне зависимости от времени, мер, механизмов, зависит в первую очередь от стимулов использования обществом инноваций. Так, например, целенаправленная политика по развитию наиболее крупного сектора инновационной системы Индии -информационных технологий - начала проводиться в начале 1970-х годов, для того чтобы создать новые рабочие места для квалифицированных специалистов с целью предотвращения «утечки мозгов» в развитые страны.

Израильское лидерство в создании инновационных компаний мирового уровня во многом было определено необходимостью использовать, на фоне отсутствия других видов ресурсов, интеллектуальный потенциал эмигрантов из России. В 2005 году в Израиле был принят закон о НИОКР, согласно которому разрешается передача за рубеж ноу-хау, полученных в результате исследований, финансируемых государством.

Общество развивалось и развивается инновационно всегда. В то же время современные подходы к инновационному развитию во многих странах сформированы совсем недавно. Мы считаем, что основной причиной такого явления может быть появление предпосылок к кризису существующей мировой экономической системы и необходимостью пересмотра финансовой модели мира.

Относительно целостная инновационная стратегия долгосрочного развития Великобритании была сформулирована лишь в 2008 году.

Инновационное развитие Японии и Швеции осуществлялось последовательно и имеет долгую историю. Тем не менее в Швеции только в 2005-

2008 годах были определены 4 приоритетные сферы для финансирования НИОКР: медицина, биотехнологии, окружающая среда и устойчивое развитие.

В Ирландии также переход на инновационный путь развития был осуществлен сравнительно недавно. Правительство Ирландии в 2007 году выделило 8,2 млрд евро на осуществление стратегии науки, технологии и инноваций (Strategy for Science, Technology and Innovation), которая предполагает улучшение человеческого капитала, физической инфраструктуры, развитие науки, технологии и инноваций с помощью различных проектов.

Государственная стратегия инноваций Испании была одобрена в 2010 году.

Основные направления проводимой в настоящее время региональной инновационной политики Нидерландов были заданы в 2003 году. Министерство экономических отношений реализовало программу «Путь к инновациям: борьба с Лиссабонскими амбициями», призванную улучшить инновационный климат, стимулировать компании к ведению инновационной деятельности и сосредоточению большего количества ресурсов в стратегически важных сферах.

С 1998 года во Франции действует государственный план стимулирования патентования изобретений отечественными фирмами. В 1999 году был принят Закон об инновациях и научных исследованиях, призванный реорганизовать и модернизировать национальную инновационную систему в направлении более эффективной коммерциализации научно-исследовательского потенциала.

Швейцарское правительство реализует программы, направленные на переход государства от индустриальной экономики к экономике, основанной на знаниях, начиная с 1950-х годов... С 2007 года правительством определены приоритеты развития страны и намечены основные инновационные отрасли с перспективой промышленного внедрения, на которые выделяются основные государственные ресурсы.

В настоящее время основным документом, который регулирует развитие инновационной системы в Канаде, является принятая в 2007 году стратегия «Мобилизация науки и технологий для достижения рыночных преимуществ Канады», которая предполагает развитие следующих направлений: защита экологии, энергетика и природные ресурсы, медицина и информационные технологии.

В 2002 году в Китае были утверждены два основополагающих закона, заложивших правовую базу регулирования инновационной деятельности: «О стимулировании средних и малых предприятий» и «О популяризации науки и техники». В октябре 2010 года Госсоветом КНР опубликовано «Решение

об ускорении развития новых стратегических отраслей».

Бразилия с конца 90-х годов приняла ряд законов для увеличения количества научных исследований, стимулирования инноваций в частном секторе и установления более продуктивных партнерских отношений между научными институтами и бизнесом. В 2006 году был принят Инновационный закон, в 2005 - Хороший закон (Good Law), который предоставляет налоговые стимулы для осуществления частных инвестиций в НИОКР.

Согласованная государственная поддержка развития нанотехнологий в Бразилии началась с 2001 года с созданием 4 национальных сетей по нанотехнологиям и нанонауке, которые сегодня объединяют около 40 научных институтов по всей Бразилии.

Первые меры по поддержке инновационного развития в Таиланде были приняты в 2007-2009 годах, когда Национальное агентство по развитию науки и технологий Таиланда (NSTDA) совместно с Федерацией промышленников Таиланда реализовало проект «Промышленно-технологичная клиника», в рамках которого была оказана поддержка 2500 предприятиям малого и среднего бизнеса в проведении научных исследований.

Успехи инновационного развития стран различны, факторы, которые позволяют добиваться результатов, также разнообразны. Единственное, что объединяет все факторы успеха, - это наличие в той или иной степени (чаще в значительной) государственной поддержки в виде финансирования.

Далее нами выделяются те страны, которые используют в инновационном развитии потенциал среднего и малого предпринимательства.

Участие Нидерландов в международных программах по инновационному сотрудничеству централизовано и координируется основными министерствами и агентствами в рамках их основной специализации. При организации участия в международных инновационных проектах основное внимание уделяется привлечению к исследованиям предприятий малого и среднего бизнеса, а также перспективных инновационных компаний.

Корейская патентная система считается одной из самых результативных в мире. Корейское ведомство по интеллектуальной собственности (KIPO) с 1997 года переориентировалось на заимствование принципов регулирования патентной деятельности США. Патентная политика сыграла важную роль в развитии малого предпринимательства и капитализации университетов. Ранее профессорам необходимо было передавать свои патенты правительству, так как сделанные в государственных институтах изобретения считались достоянием республики. Пересмотр патентных прав облегчил технологию передачи патентов через юридическое лицо.

При продвижении на зарубежные рынки высокотехнологичной продукции, особенно при реализации крупных инфраструктурных проектов, австрийские предприятия во многих случаях выступают в составе кластеров -объединений предприятий. Такие кластеры организуются на базе передовых

предприятий в секторах промышленности, в первую очередь, связанных с развитием инфраструктуры, где конкурентные позиции австрийских фирм на международных рынках сильны. Это позволяет также обеспечить выход на рынок большого числа малых и средних фирм, самостоятельное участие которых в крупных инфраструктурных проектах невозможно. В настоящее время существует четыре таких кластера: Austria Rail Engineering (ARE), Austrian Power and Environment Technology (APET), Austrian Health Care System (AHS), Austrian Technology Corporation (ATC).

Французская инновационная политика направлена на стимулирование частных инвестиций в науку, улучшение взаимодействия между всеми ключевыми участниками инновационного процесса в рамках полюсов конкурентоспособности и на поддержку развития малых и средних предприятий (РМЕ).

В Германии особенно удачной признается действующая система патентных законов, предусматривающая, в числе прочего, упрощенную регистрацию изобретений.

В период 1970-х годов начали возникать первые венчурные фонды, с целью развития инновационных компаний в сфере малого бизнеса.

В Австрии хорошо развито сотрудничество между высшими профессиональными училищами и малыми и средними предприятиями в сфере создания и внедрения инновационных разработок. Успешно развивается сеть технопарков, которые создают оптимальные условия для развития предприятий МСБ, в том числе инновационных.

Наиболее яркий пример успешной инновационной политики, особенно в целях развития малого и среднего бизнеса, демонстрирует Китай. Высокая степень правового обеспечения в сфере передачи технологий; налоговая система, освобождающая малые предприятия, занимающиеся освоением новых технологий, от налога на прибыль; система их льготного кредитования и финансовой поддержки обеспечили эффективное использование научно-технического потенциала и высокую прибыль от инновационной деятельности.

Но лидером инновационного развития с привлечением малого и среднего предпринимательства является США. Современная американская государственная инновационная политика была сформирована во второй половине 1990-х годов. Кроме того, в предшествовавшие принятию этой политики годы государство провело демонополизацию различных отраслей экономики - энергетики, транспорта, связи. Благодаря такому снижению влияния крупных игроков в экономике, возможность выхода на рынок получили малые инновационные компании.

Среди характерных особенностей развития американской инновационной сферы следует выделить фактически независимое от федеральных госу-

дарственных органов появление основных институтов инновационной сферы (технопарков и венчурных фондов). Второй особенностью инновационной сферы США является исключительно высокая активность малых инновационных компаний. Это в немалой степени связано с существованием специальных государственных программ поддержки таких фирм, а также с развитостью и доступностью венчурного капитала - основного источника средств. Одним из факторов успешного развития американской инновационной системы считается последовательное создание условий и целенаправленные меры по поддержке предпринимательства.

На фоне различного уровня достижений в области инноваций в странах мира Россия выглядит не лучшим образом. Промышленный малый бизнес в России только на одну десятую процента может считать себя инновационным, подсчитали эксперты Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП). По данным общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», не более 2 % всего малого бизнеса в России можно отнести к инновационному бизнесу.

По подсчетам НИСИПП, в 2009 году инновационный сектор малого и среднего предпринимательства в промышленности насчитывал 1,9 тыс. предприятий. В 2009 году, по данным Росстата, в России было 5,6 млн предприятий, которые можно отнести к субъектам малого предпринимательства. 70 % из них - индивидуальные предприниматели. «В масштабе общего количества малых и микропредприятий (1,6 млн единиц) процент инновационных предприятий в промышленности составляет 0,12 %», - пояснил ЦКОУА эксперт НИСИПП Алексей Шестоперов. В институте признают, что официальная статистика охватывает довольно узкий сегмент малого бизнеса [6]. Общие данные по доле инновационных предприятий в секторе малого бизнеса приводит «ОПОРА России».

Слабое инновационное развитие России можно объяснить следующими факторами:

1. Элементы, которые должны составлять единую инновационную систему, хотя и существуют по отдельности, как правило, никак не связаны между собой. Таким образом, проявляется ситуация, когда «знания» (научная, образовательная деятельность) - отдельно, а «деньги» (экономическая деятельность) - отдельно.

2. Отсутствуют мотивы у субъектов экономической деятельности в создании, развитии и потреблении инноваций. Объяснить демотивацию можно наличием у России достаточного количества природных ресурсов. Это стимулирует на экстенсивное, а не интенсивное развитие. Попытка решить эту проблему административным путем не имеет успеха.

3. Крупный бизнес предпочитает максимально использовать имеющиеся технологии, отказываясь от инвестиций в венчурные проекты, так как первое чаще всего более выгодно, чем второе.

4. Малое и среднее предпринимательство предпочитает работать в низкорискованных рыночных нишах. Объясняется это наличием в России эффективной теневой экономикой, при которой инновационные риски слишком велики.

5. Отсутствуют инновационные компетенции (у людей) и технологии менеджмента инноваций (у институтов). В России стремление к инновациям скорее расценивается обществом как странность или хобби, а не как необходимое условие роста благосостояния. Следует отметить, что наследие советской системы не оставило современной России каких-либо научных школ менеджмента инноваций, сформировался ряд поколений людей, способных генерировать идеи, но не умеющих воплощать их в жизнь, особенно в виде коммерческих проектов. В результате, если такие компетенции и возникают, то «утекают» за рубеж.

Данные проблемы хорошо изучены с точки зрения экономического и правового поля (инновации, инновационное развитие (Шумпетер, Менша, Калецки, Твисса), механизмы правовой защиты интересов). В то же время основное объяснение причин низкого инновационного развития России необходимо исследовать в первую очередь с точки зрения поведенческого аспекта.

Поведенческий подход берет свои истоки из известного направления в психологии - бихевиоризма (наука о поведении). Использование этого принципа в управлении означает, что эффективная работа - это положительная реакция на хорошее вознаграждение. Основная цель - повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов, отношений.

Создаваемая концепция инновационной среды в России должна основываться на поведенческом подходе и состоять из механизмов, формирующих мотивы и компетенции участников инновационного процесса (мотивы должны быть предпринимательскими); инфраструктуры, в том числе региональной, поддерживающей данные процессы. И то и другое должно быть гармонично встроено в мировую экономику: образование, науку, рынки.

В исследовании используется поведенческий подход и модель стейкхолдеров. К стейкхолдерам инновационной среды мы относим:

1)государство;

2) бизнес, который требуется делить на крупный, транснациональный и малый, который является региональным;

3) академическое сообщество;

4) венчурный капитал;

5) местное сообщество;

6) мировое сообщество;

7) венчурные предприниматели.

В настоящее время Федеральным законом № 209 определены основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Согласно ст. 6 Закона № 209-ФЗ, «государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом».

Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

• развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

• обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

• обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

• оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

• увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

• обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

• увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

• увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов [1].

Из вышеприведенного ясно, что государство не отводит важной роли малому и среднему предпринимательству в инновационном развитии страны.

Закон об инновационной деятельности в Пермском крае, принятый Законодательным собранием Пермского края в мае 2008 года, предполагает государственную поддержку развития малого инновационного предпринима-

тельства, осуществления стартового финансирования инновационных проектов и создания малых инновационных предприятий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность создания венчурных (высокорискованных) фондов [2]. Однако законодательной базы для создания качественных источников государственной финансовой поддержки сегодня в России не существует. Перед Россией стоит амбициозная задача: малый и средний бизнес должен обеспечивать 40-50 % ВВП вместо текущих 20 % и 60-70 % рынка занятости вместо 22 %. Именно от малого и среднего бизнеса зависит становление в стране инновационного сектора. Однако в сложившихся условиях достичь таких показателей к 2020 году невозможно [7].

На недавно прошедшем в Г осдуме РФ круглом столе по теме «Законодательное обеспечение развития малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности» первый заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности Валерий Драганов отметил: «Говорить о конкретных аспектах законодательного обеспечения развития малого бизнеса нельзя в отрыве от проблем господдержки этого сегмента экономики в целом. Складывается впечатление, что чем больше мы пытаемся помочь малому бизнесу, тем меньше нам это удается. На мой взгляд, это не только вопрос госполитики, но и вопрос отношения к вопросу со стороны естественных монополий, крупных госкорпораций и крупных частных компаний. Зная, что вклад малого бизнеса в ВВП страны около 10 % (а то и меньше), они еще более уверены в собственной миссии, определяющей роли в российской экономике и т.д. А между тем именно малый бизнес - наиболее подвижная и гибкая структура для обновлений, инноваций, модернизации. Не будем забывать, что большая часть так называемого среднего класса - это люди, которые работают в госструктурах либо имеют свое дело. “Единая Россия” ведет последовательную работу по созданию законодательной основы для усиления поддержки малого бизнеса. И сейчас в нашем портфеле законодательных инициатив довольно обширный перечень предложений для стимулирования малого бизнеса» [8].

На наш взгляд, к внешним факторам, которые могли бы стимулировать развитие инновационного предпринимательства в России, относятся:

1) государственная поддержка, в первую очередь финансовая, основанная на политической воле руководства страны;

2) кризис существующей экономической модели, созданной на платформе крупного монополизированного бизнеса;

3) создание патентного законодательства, соответствующего международным стандартам;

4) возникновение новых образовательных форм, нацеленных не только на остаточные знания, позволяющие успешно пройти контрольное тестиро-

вание, но и развивающие творческое мышление и предпринимательские способности.

Среднее и малое предпринимательство будет активно участвовать в инновационном развитии страны, если будут существовать также внутренние факторы, как:

1) наличие инновационных лидеров, обладающих креативностью мышления, опытом управления рисками в области инновационного менеджмента;

2) создание механизмов взаимодействия изобретателей, предпринимателей и экспертов, способных эффективно коммерциализировать новизну на территории России;

3) создание внутренней мотивационной системы персонала, ориентированной на поиск, анализ и внедрение инновационных идей.

Исследование роли среднего и малого предпринимательства в инновационном развитии России, таким образом, должно затрагивать новые критерии оценки их инновационной нацеленности: мотив, компетенции, риски. Необходимо рассматривать необходимые условия для существования и развития субъектов малого и среднего предпринимательства в новой инновационной среде, их место и роль среди стейкхолдеров.

Требуется исследовать механизмы взаимодействия малого и среднего предпринимательства с другими стейкхолдерами, обосновать эффективность реализации инновационных проектов с его участием.

Все это позволит определить необходимые условия для развития малого и среднего предпринимательства в России и в частности в регионе и описать модель поведения и развития малого и среднего предпринимательства при создании определенной инновационной среды в стране и регионе.

Данная модель поведения и развития малого и среднего предпринимательства должна включать в себя методологические основы организации регионального развития малого и среднего предпринимательства, которые будут использованы при создании:

• механизма формирования предпринимательской среды в регионе;

• механизма формирования мотивов у стейкхолдеров;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• механизма взаимодействия стейкхолдеров в рамках инновационной среды.

Актуальной является также разработка методики оценки влияния малого и среднего предпринимательства и условий для его развития на эффективность инновационного развития региона (ключевые показатели эффективности).

Вузы смогут это применить для коммерциализации научных изобретений и трансфера технологий. Государство сможет рассмотреть возможные изменения модели российской экономики. Бизнес сможет воспользоваться специальной инфраструктурой и инновационными результатами.

Список литературы

1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 24.07.2007 № 209-ФЗ // Российская газета (Электронная версия). - URL: http://www.rg.ru.

2. Об инновационной деятельности в Пермском крае: закон от 22 мая 2008 г. № 238-ПК / М-во промыш., инноваций и науки Пермского края: [сайт]. - URL: http:// minprom.permkrai.ru/razdel/5/42/.

3. Уткин Э.А. Управление фирмой. - М.: Акалис, 1996. - 516 с.

4. Словарь-справочник предпринимателя. - М.: Зевс, 1992. - 84 с.

5. Справка о международном опыте инновационного развития от

07 апреля 2011 г. / М-во эконом. развития РФ: [сайт]. - URL: http:// www.economy.gov.ru.

6. Гусаков А. Малый бизнес - малые инновации // UNOVA: [сайт]. -URL: http://unova.ru/article/6540 (дата обращения: 24.04.2011)

7. Башкатова А. Инновации уперлись в малый бизнес // Новая газета

(Электронная версия). - URL: http://www.ng.ru/economics/2011-06-16/17

innovations.

8. Драганов В. Именно малый бизнес наиболее подвижная и гибкая структура для обновлений, инноваций, модернизации // Фракция Единая Россия: [сайт]. - URL: http://www.duma-er.ru/press/46539.

9. Баев Л.А., Шугуров Э.В. Системный подход к определению инновации // Современные технологии в социально-экономической системе / Челяб. гос. техн. ун-т. - Челябинск, 1995.

Получено 05.09.2011

Yu. E. Solodyashkina, V.K. Verevkina

State National Research Polytechnical University of Perm

THE ROLE OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES IN RUSSIA’S INNOVATIVE DEVELOPMENT

Small and medium-sized business is able to and should contribute intensively to the innovative development. This is perfectly demonstrated by models of innovative development in a number of countries. Nevertheless, it is critical to define motives causing small business to evolve in an innovative manner. The paper looks at implementation of innovative ideas in Russia, especially with small and medium enterprises involved.

Keywords: small and medium enterprises, innovations, innovative

development, behavioural approach, stakeholder theory.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.