Научная статья на тему 'РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА'

РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ КОРЫ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ / PROFESSIONAL EDUCATION / MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / SYSTEM THINKING / LATERAL PROFILE OF THE CORTEX OF THE CEREBRAL HEMISPHERES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Повзун Вера Дмитриевна

Рассматривается специфика системного мышления обучающихся университета. Приведены результаты эмпирического исследования, в ход которого проведена проверка предположения о том, что знание студентом индивидуальных особенностей мышления поможет ему лучше определиться с выбором профиля подготовки, спроектировать свой индивидуальный учебный план, а университету создать такую образовательную среду, в которой каждый студент с учетом своих возможностей может ставить и достигать своих образовательных целей благодаря использованию современных образовательных технологий, направленных на развитие их мышления. Предполагается, что в развитии системного мышления студентов в настоящее время наибольших успехов смогут добиться университеты «liberalarts»-«cвободных искусств», которые предоставляют студенту возможность комбинировать несколько профилей образования, самостоятельно выстраивать учебный процесс, расширить пространство собственного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF SYSTEM THINKING OF UNIVERSITY STUDENTS

Specifics of system thinking of university students are discussed. Results of the empirical research are shown to verify the supposition that if the student knows individual thinking peculiarities is will help him/her to chose training profile, project his/her individual study plan, and the university will create an educational environment where each student with due account of his/her abilities will set and achieve his/her educational goals due to the use of modern educational technologies focused on thinking development. It is supposed that the best results in system thinking development can be achieved in«liberal arts» universities that provide a student with a possibility to combine several education profiles, structure the curriculum individually and widen the space of individual development.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА»

DOI 10.7442/2071-9620-2019-11-4-45-51

УДК 378.14 ББК 74.480.25

В.Д. Повзун

(Сургутский государственный университет, г. Сургут, Россия)

РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

Рассматривается специфика системного мышления обучающихся университета. Приведены результаты эмпирического исследования, в ход которого проведена проверка предположения о том, что знание студентом индивидуальных особенностей мышления поможет ему лучше определиться с выбором профиля подготовки, спроектировать свой индивидуальный учебный план, а университету создать такую образовательную среду, в которой каждый студент с учетом своих возможностей может ставить и достигать своих образовательных целей благодаря использованию современных образовательных технологий, направленных на развитие их мышления. Предполагается, что в развитии системного мышления студентов в настоящее время наибольших успехов смогут добиться университеты «liberalarts»-«cвободных искусств», которые предоставляют студенту возможность комбинировать несколько профилей образования, самостоятельно выстраивать учебный процесс, расширить пространство собственного развития.

Ключевые слова: профессиональное образование, современные образовательные технологии, системное мышление, латеральный профиль коры больших полушарий.

V.D. Povzun

(Surgut State University, Surgut, Russia)

THE ROLE OF THE MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF SYSTEM THINKING OF UNIVERSITY STUDENTS

Specifics of system thinking of university students are discussed. Results of the empirical research are shown to verify the supposition that if the student knows individual thinking peculiarities is will help him/her to chose training profile, project his/her individual study plan, and the university will create an educational environment where each student with due account of his/her abilities will set and achieve his/her educational goals due to the use of modern educational technologies focused on thinking development. It is supposed that the best results in system thinking development can be achieved in «liberal arts» universities that provide a student with a possibility to combine several education profiles, structure the curriculum individually and widen the space of individual development.

Keywords: professional education, modern educational technologies, system thinking, lateral profile of the cortex of the cerebral hemispheres.

го

0 ¡¡3

§ tE

1 о

X а.

ф ф

I- ш

I

_о ш

^ р

Ф н

I- I

ГО Ф

m ет

о S

т н

го о

£ 5

х Ф 2 5

i

ф

S ф

ш

о о

_0 ц

о Q_

I

^

СО

ш О С

С± оз

В современном образовании в высшей школе основными подходами к обучению принято считать использование идей прошлого в решении современных проблем, полноту разнообразия интерпретаций, кардинальное разделение фактов и интерпретаций, диахронный и кросскультурный подход, аутентичность содержания и овладение инструментарием, обучение способам оценки и выбора, решительный поворот к активным методам обучения и современным образовательным технологиям.

Изучением психологических особенностей студенческого возраста занимались Б.Г. Ананьев, И.А. Зимняя, Д.А. Донцов, Л.Д. Столяренко и др. В частности, Б.Г. Ананьев отмечал сложную природу психофизического развития человека, ее противоречивость и разнородность [1]. Так как одним из высших психических познавательных процессов, определяющим способность человека к специфическим формам обучения, и, одновременно его результатом является мышление, мы полагаем, что организация образовательного процесса в вузе предполагает учёт характеристик мышления студентов, что и определяет успешность их обучения в вузе [3]. При этом необходимо учитывать, что абитуриенты, поступающие в университет, уже имеют достаточно развитое мышление, но при этом психологические характеристики мышления каждого студента имеют массу индивидуальных особенностей, о которых они зачастую не имеют представления и которые приводят к появлению целого ряда трудностей в обучении, с которыми они не могут справиться.

Важнейшей задачей высшей школы является вовлечение студентов, особенно обучающихся в педагогической магистратуре, в проведение научных исследований, направленных на анализ и оценку психофизиологических особенностей, характеристик мышления современных студентов для понимания специфики как собственного стиля учения, так и важности учета психофизиологических

характеристик обучающихся в образовательной деятельности университета. Поскольку программа магистратуры предполагают овладение студентами технологией организации исследовательской деятельности, то погружение студентов в исследование и овладение ими методами, востребованными в педагогической практике, позволяет им научиться не только находить причины проблем, возникающих в процессе обучения, но и моделировать ситуации выхода из них, используя для этого возможности образовательной среды университета.

Мы предположили, что знание студентом индивидуальных особенностей мышления поможет ему лучше определиться с выбором профиля подготовки, спроектировать свой индивидуальный учебный план, а университету создать такую образовательную среду, в которой каждый студент с учетом своих возможностей может ставить и достигать свои образовательные цели благодаря использованию современных образовательных технологий, направленных на развитие их мышления. Проверка этого предположения и стала целью нашей работы.

В процессе исследования, в которое были вовлечены обучающиеся-маги-странты, мы исходили из того, что возможность учитывать индивидуальные особенности мышления студентов в образовательном процессе вуза появится при условии объединения многочисленных характеристик мышления по совокупности общих черт, которые приняты в разных психологических школах (например, стили мышления по А. Харрисо-ну и Б. Брэмсону). Если связать оценку стилей мышления с физиологическими механизмами, который лежит в основе процесса принятия решения и обеспечивается активностью различных зон мозга, то она станет ещё более информативной и конкретной. Одна из таких методик - оценка стилей мышления по К. Бензигер [6]. По предположению автора, каждому человеку свойственны определенные предпочтения в выборе того

или иного стиля мышления и поведения, определяемого индивидуальным сочетанием функциональной асимметрии полушарий - латеральным профилем.

В исследовании, которое проводили студенты-магистры, приняли участие студенты первых и выпускных курсов различных специальностей СурГУ, обоих полов, в количестве 148 и 64 человек, соответственно. Для исследования активности четырёх зон мозга в различных формах мышления студентам был предложен опросник. Опрос осуществлялся в режиме самооценки [4]. Студентами по каждому блоку определялась роль каждой зоны мозга в структуре принятия решения и строился латеральный профиль коры больших полушарий каждого

студента на основании расчёта и оценки набранных баллов.

На этом этапе исследования, мы определили общее количество студентов на первых и выпускных курсах с преобладанием активности той или иной зоны мозга, обеспечивающей преимущественный стиль мышления.

Полученные данные подвергли стандартной математической обработке, которая велась с помощью пакета прикладных программ Microsoft Office Excel 2003 и Statistica 6.1. Количественную оценку тесноты связи между показателями первых и выпускных курсов делали на основе расчёта коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Полученные нами данные представлены в табл. 1.

Таблица 1. Распределение количества студентов первых и выпускных курсов СурГУ с различными латеральными профилями мозга

Преобладающая зона мозга в структуре стиля мышления Количество студентов

первые курсы выпускные курсы

Передняя левая зона мозга 14 % 17 %

Передняя правая зона мозга 13 % 8 %

Задняя левая зона мозга 28 % 38 %

Задняя правая зона мозга 45 % 37 %

Анализ этих данных показал, что корреляция между значениями равна 0,77, а значит, студенты первых и выпускных курсов имеют очень близкий качественный состав, что говорит о существовании достоверной связи между людьми, имеющими определенный стиль мыш-

ления и их перспективами, трудностями, возникающими в процессе обучения в университете.

Первичный анализ мышления людей с конкретными латеральными профилями можно сделать на основе характеристик зон мозга (табл. 2).

Таблица 2. Характеристика зон мозга

Передняя правая зона мозга внутренние образы, развитое метафорическое мышление, воображение, экспрессивность

Передняя левая зона мозга структурный анализ, развитое логическое мышление

Задняя левая зона мозга уже сформулированные определения

Задняя правая зона мозга эмоциональный фон, гармония, в том числе, в отношениях между людьми

Однако, основной интерес представляет не сам качественный состав, а то, что изменения этого качественного состава за время обучения в университете

практически не происходит. Мало того, и уровень самооценки степени значимости различных зон мозга в структуре принятия решения у студентов разных курсов

X

^

СО

ш о С

С± оз

также остаётся примерно одинаковым. То есть латеральные профили активности зон коры у студентов первых и выпускных курсов примерно одинаковые. Другими словами, никакого изменения в структуре мышления и принятия решения, а также степени участия различных зон мозга в этих процессах у студентов за время обучения в университете практически не происходит. И на выходе мы получаем людей, в лучшем случае, загруженных огромным количеством сведений, выученных при освоении множества дисциплин, но не с изменившимся механизмом принятия решений.

Мы можем отметить лишь заметное смещение активности в сторону левого полушария, что может говорить о преимущественной успешности студентов с такой корковой активностью. Но, по нашему мнению, такое изменение связано ни с перестройками этой активности, а значит и мышления, а, скорее всего, с отчислением студентов, имеющих трудности в обучении.

Причин этого может быть много, но одной из главных, по нашему мнению, является сохранение традиционного подхода к организации образовательного процесса в вузе. Магистранты отмечали при анализе результатов исследования, что студенты в процессе опроса подтверждали доминирование традиционных форм и методов обучения (лекций и семинаров), которые предполагали минимальную активность студентов и отсутствие на занятиях активных и интерактивных методов обучения, побуждающих студентов к поиску решений, креативности, развитию критического и системного мышления.

Абитуриенты приходят на первый курс уже со сформированными стилями мышления, при этом развитие их системного мышления осложняется еще и тем, что степень самооценки роли преобладающей зоны мозга в структуре мышления, принятия решений изначально близка к максимальной у абсолютного большинства опрошенных. Именно стиль мышле-

ния может не позволить студенту достичь успеха в период обучения в университете. Качественные различия в преобладании студентов с разными латеральными профилями на младшем и старшем курсах могут говорить о том, что, для некоторых студентов «ситуация неудачи» становится естественно непреодолимой, поскольку К. Бензигер отмечает, что люди могут иметь одну и только одну естественную доминирующую область, в которой их мозг естественным образом эффективен. Парадоксально, то, что в нашем случае эффективными, в одной и той же ситуации обучения, оказываются все.

В связи с тем, что конкурентоспособность выпускника в современном высокотехнологичном мире во многом обеспечивается уровнем развития его творческого потенциала, мы рассматривали возможности образовательной среды университета в развитии данного потенциала студентов и обратили внимание на то, что динамика суммарного профиля творческого потенциала студентов на протяжении пяти лет обучения также принципиально не изменяется [6]. Количественные перестройки внутри профиля также незначительны и отражают скорее попытки сохранить исходно сложившийся status quo [5]. В такой ситуации завышенный уровень самооценки у большой части студентов, неадекватное восприятие ими жизненных реалий, отсутствие желания брать на себя ответственность за собственную жизнь и при этом стремление доминировать являются тревожным симптомом неблагополучия не только в студенческой среде, но и в обществе в целом [2].

Следует признать, что пока многие образовательные ресурсы используются недостаточно эффективно, тем самым не позволяя влиять на оценку уровня развития творческого и интеллектуального потенциала студентов. И дело не только в университете. Экономическая модель, принятая в 90-е годы, предложила рассматривать образование как сферу рыночной деятельности, направленную на

оказание, прежде всего, образовательных услуг, предоставляемых конкурирующими субъектами. А поскольку образование, и прежде всего высшее, по своей сути, это не услуга, оказываемая здесь и сейчас, а достаточно длинный инвестиционный проект, результатом которого должно стать успешное будущее выпускника, а не сиюминутная деятельность учебного заведения, модель эта и демонстрирует сейчас свой ошеломляющий, но прямо противоположный результат [7]. Студенты утрачивают, на наш взгляд, главное преимущество, которое дает высшее образование - способность к системному мышлению, пониманию проблем и, как следствие, к системному принятию решений, что делает их успешность сиюминутной - здесь и сейчас.

К этим выводам мы пришли в результате совместного обсуждения со студентами - магистрантами результатов проведенных исследований. Мы полагаем, что применение университетскими преподавателями современных образовательных технологий, таких как технология организации исследовательской деятельности, технология развития критического мышления, проблемное обучение, метод проектов, дебаты, будет несомненно способствовать как развитию творческого потенциала студента, так и развитию системных характеристик его мышления, благодаря выбору источников информации, собственной позиции при обсуждении проблем в процессе учебной дискуссии, темпам и глубине освоения материала, тематике работ, формам представления результатов самостоятельной работы в рамках образовательного модуля, формам сдачи экзаменов и зачетов и др.

Активные и интерактивные методы обучения позволят студентам не только развивать системное мышление, но и кроме этого:

- определиться с приоритетами образовательной деятельности, профессионально и ценностно самоопределиться;

- овладеть актуальным содержанием образования и современными образовательными технологиями, благодаря изучению и обобщению результатов современных исследований, в том числе и собственных;

- перераспределять учебное время, акцентируя особое внимание на изучении наиболее сложных разделов учебных дисциплин, используя возможности электронного обучения, обучения на открытых образовательных платформах для углубления и расширения своих знаний;

- выстраивать внутренние связи между различными темами и разделами, формируя целостное представление об изучаемых явлениях;

- обращаться к достижениям педагогической теории и практики, рассматривая их с различных позиций в течение достаточно долгого времени.

Мы полагаем, что в развитии системного мышления студентов в настоящее время наибольших успехов смогут добиться университеты «Hberalarts»-«свободных искусств», набирающие популярность во всем мире. Их отличие от традиционных университетов заключается в возможности комбинировать самому студенту несколько профилей образования, самостоятельно выстраивать учебный процесс, в соответствии с внутренним выбором. Именно эти университеты позволяют человеку расширить пространство собственного развития, увидеть многомерность мира, использовать ее во благо. Мы убеждены, что именно в таком университете, изучив особенности своего стиля мышления, студенты смогут научиться использовать его особенности в образовательном процессе длиною в жизнь, а преподаватели создавать такую образовательную среду, которая обеспечит каждому студенту возможность достижения поставленных целей, поможет сформировать адекват-

го

0 ¡¡3

§ ё

1 о

X О. ф ф

I- ш X _0 I

л Ц

ф

I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш

о

I

ГО Ф

5

го о

£ §

0 I

X ф

£ I

1 5

ф о

£ °

8 1

¡5 £

о ё

О- о

ную самооценку и будет способствовать повышению его конкурентоспособности на рынке труда. Библиографический список:

1. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / под ред. Б.Г Ананьева, Н.В. Кузьминой. - Вып. 2. - Л.: ЛГУ, 1974. - С. 3-15.

2. Аузан А.А. Почему в процессе образования российские учащиеся деградируют [Электронный ресурс] // LIVEJOURNAL. - Режим доступа: https://philologist.livejournal.com/ 10447230.html.

3. Афанасьев М.М., Ткачева О.А. Проблемы современной системы образования в России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 4-3. С. 13-15.

4. Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования: методическое пособие. - СПб.: Речь., 2005. - 398 с.

5. Повзун В.Д., Фынтыне О.А., Пов-зун А.А., Апокин В.В. Динамика творческого потенциала выпускников спортивного факультета // Теория и практика физической культуры. -2015. - № 7. С. 86-88.

6. Повзун В.Д., Повзун А.А., Апокин В.В. Возможности образовательной среды университета в развитии творческого потенциала студентов спортивного факультета // Теория и практика физической культуры. - 2013. -№ 1. С. 94-95.

7. Benziger К. Thriving in mind: The art and science of using your whole brain. KBA LLC Publ., 2004. - 340 p.

Поступила 07.11.2019

X

^

CO

m о IZ

c± m

Об авторе:

Повзун Вера Дмитриевна, профессор кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования, БУ ВО «Сургутский государственный университет» (г. Сургут, Россия), доктор педагогических наук, профессор, povzun64@mail.ru

Для цитирования: Повзун В.Д. Роль современных образовательных технологий в развитии системного мышления студентов университета // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2019. - Т. 11. - № 4. С. 45-51. DOI: 10.7442/2071-96202019-11-4-45-51

References:

1. Ananyev B.G. The psychophysiology of student age // Sovremennye psikhologi-cheskie i pedagogicheskie problemy vysshego obrazovaniya / Ed. by B.G. Ananyeva, N.V. Kuzmina. - Vol. 2. - L.: Leningrad State University, 1974. - p. 3-15. [in Russian]

2. Auzan A.A. Why are Russian students degrading in the process of education? [Electronic resource] // LIVEJOURNAL. - Available at: https://philologist.livejournal. com/10447230.html. [in Russian]

3. Afanasyev M.M., Tkacheva O.A. Problems of the modern education system in Russia // Aktualnye problem gumanitarnykh i estestvennykh nauk. - 2016. - No. 4-3. P. 13-15. [in Russian]

4. Bizyuk A.P. Compendium of Neuropsychological Research Methods: A Toolkit. -SPb.: Rech., 2005. - 398 р. [in Russian]

5. Povzun V.D., Fintyne O.A., Povzun A.A., Apokin V.V. The dynamics of the creative potential of graduates of the sports faculty // Teoriya i practika fizicheskoi kultury. -2015. - No. 7. P. 86-88. [in Russian]

6. Povzun V.D., Povzun A.A., Apokin V.V. Possibilities of the educational environment of the university in the development of the creative potential of the sports faculty's students // Teoriya i practika fizicheskoi kultury. - 2013. - No. 1. P 94-95. [in Russian]

7. Benziger K. Thriving in mind: The art and science of using your whole brain. KBA LLC Publ., 2004. - 340 p.

About the author:

Povzun Vera Dmitrievna, Academic title of Professor, Department of Pedagogy of Professional and Further Education, Surgut State University (Surgut, Russia), Doctor of Pedagogy, Professor, povzun64@mail.ru

For citation: Povzun V.D. The role of the modern educational technologies in the development of system thinking of university students // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2019. - Vol. 11. - No. 4. P. 45-51. DOI: 10.7442/2071-96202019-11-4-45-51

CO

о ft

§ tE

X о

X a.

Ф ф

н m

* I

En ^

_o m

^ P

ф н

н i

ГО Ф

m ct о

m н

со о

£ i

0 I

X Ф

1 i I 3

ф о £ °

8 1

¡5 £

о Si

CL о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.