Научная статья на тему 'Динамика творческого потенциала выпускников спортивного факультета'

Динамика творческого потенциала выпускников спортивного факультета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / САМООЦЕНКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Повзун В.Д., Фынтынэ О.А., Повзун А.А., Апокин В.В.

На основе анализа самооценки ценностных ориентаций студентов выпускных курсов факультета физической культуры Сургутского государственного университета оценена динамика развития творческого потенциала. Полученный результат позволяет по-новому подойти к поиску путей совершенствования образовательной среды университета для обеспечения условий творческой самореализации студентов, организации целенаправленной работы не только по развитию, но и по перестройке творческого потенциала, его адаптации к вызовам современного общества и как следствие снятию напряжения между ним и личностью. Мы воспользовались одним из наиболее доступных и адекватных методов анализа становления личности методу самооценки, а в качестве критерия представления студентов об уровне их творческих возможностей использовали тест оценки творческого потенциала личности Шарова. На основании набранного в ходе анкетирования каждым студентом числа баллов и был определён уровень самооценки студентами своих творческих возможностей и построены профили творческого потенциала для каждого курса. Кроме того, методика позволила выявить приоритетность качеств личности, отражающих уровень развития творческого потенциала спортсменов, и индивидуально, по наивысшему уровню развития соответствующего качества, определить творческий тип личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Повзун В.Д., Фынтынэ О.А., Повзун А.А., Апокин В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика творческого потенциала выпускников спортивного факультета»

ДИНАМИКА ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЫПУСКНИКОВ СПОРТИВНОГО ФАКУЛЬТЕТА

УДК/UDC 796.01:159.9

Поступила в редакцию 14.04.2015 г.

Информация для связи с автором: apokin_vv@mail.ru

Доктор педагогических наук, профессор В.Д. Повзун1 Кандидат педагогических наук, доцент О.А. Фынтынэ1 Кандидат биологических наук, доцент А.А. Повзун1 Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Апокин1 1 Сургутский государственный университет, Сургут

DYNAMICS OF CREATIVE POTENTIAL OF SPORTS FACULTY GRADUATES

Dr.Hab, Professor V.D. Povzun1 Ph.D., Associate Professor O.A. Fyntyne1 Ph.D., Associate Professor A.A. Povzun1 Ph.D., Associate Professor V.V. Apokin1 1 Surgut State University, Surgut

Аннотация

На основе анализа самооценки ценностных ориентаций студентов выпускных курсов факультета физической культуры Сургутского государственного университета оценена динамика развития творческого потенциала. Полученный результат позволяет по-новому подойти к поиску путей совершенствования образовательной среды университета для обеспечения условий творческой самореализации студентов, организации целенаправленной работы не только по развитию, но и по перестройке творческого потенциала, его адаптации к вызовам современного общества и как следствие - снятию напряжения между ним и личностью. Мы воспользовались одним из наиболее доступных и адекватных методов анализа становления личности - методу самооценки, а в качестве критерия представления студентов об уровне их творческих возможностей использовали тест оценки творческого потенциала личности Шарова. На основании набранного в ходе анкетирования каждым студентом числа баллов и был определён уровень самооценки студентами своих творческих возможностей и построены профили творческого потенциала для каждого курса. Кроме того, методика позволила выявить приоритетность качеств личности, отражающих уровень развития творческого потенциала спортсменов, и индивидуально, по наивысшему уровню развития соответствующего качества, определить творческий тип личности.

Annotation

The dynamics of creative potential was estimated based on the analysis of self-rating of value orientations of 5th-year students of the Faculty of Physical Education of Surgut State University.

The results obtained provided a new approach to finding ways to improve the educational environment of the university to ensure the conditions of creative self-fulfilment of students, organization of purposeful work not only on development, but also on restructuring of creative potential, adapting it to the challenges of modern society and as a result removal of the tension between it and individual. The researchers applied one of the most accessible and adequate methods of analysis of socialization, which was the method of self-rating and used the Sharov's personal creativity test as a criterion of students self-rated creativity level. On the basis of the number of points each student scored during the survey the level of students' self-rated creativity was determined and creative potential profiles were designed for each course. In addition, thanks to the methodology the priority of personality traits that reflect the level of development of creative potential of athletes was identified, and creative personality types were defined individually, according to the highest level of development of the relevant quality.

Keywords: creative potential, self-rating, educational environment.

Ключевые слова: творческий потенциал, самооценка, образовательная среда.

CL

с

ID

£ О ш

Введение. Сегодня как никогда раньше становление молодого специалиста, его социальная адаптация требуют проявления творческих качеств личности, что неизменно влечёт за собой необходимость появления и новой, креативной, педагогики, поскольку именно образование играет ведущую роль в формировании и развитии этих качеств [3]. «Национальная доктрина образования Российской Федерации» декларирует обеспечение современного разностороннего развития молодежи, указывает на необходимость выявления и развития творческого потенциала личности, развития ее творческих способностей, формирования умений и навыков ее самореализации. Это требование относится ко всем специалистам, но в большей степени - к педагогам, учителям физической культуры, тренерам, перед которыми стоит трудная и важная задача - воспитать здоровую, полноценную, гармоничную, полезную для общества

личность [1, 8]. Не случайно одним из компонентов педагогического мастерства является творчество.

Творческий потенциал - важнейший показатель готовности и способности к творческой деятельности. Как считает А. В. Брушлинский [2], о творческом потенциале судят по результатам. Но потенциал - это лишь возможность успеха, поэтому его нужно научиться выявлять и предсказывать. Творческая работа требует развития разных способностей. К тому же для прогнозирования успешной творческой деятельности нужно не только понимать психологию творческой деятельности, но и учитывать условия, в которых эта деятельность будет протекать. Мы полагаем, что для постижения источников творчества и его психологических механизмов необходимо рассматривать творчество как целостный процесс, что невозможно сделать, не опираясь на понимание личности человека как единого и системного

86

http://www.tGoriya.ru

№ 7 • 2015 Июль | July

образования, в котором человек трактуется как саморегулируемая и саморазвивающаяся система, а творчество - как феномен целостной личности. Базовым же напряжением человека, в этом случае, источником его жизни и развития является стремление к собственной значимости, которое проявляется в особенностях регуляции человеком своей жизнедеятельности и конкретной творческой деятельности

[9]. Однако стремление к значимости собственной личности может реализоваться самым различным образом в зависимости от внешних и внутренних условий: социального уклада, жизненных обстоятельств, склонностей, способностей. Поэтому актуальность исследования определяется, с одной стороны, задачами модернизации современной российской системы образования, которая ориентирована на становление и развитие творческой конкурентоспособной личности будущего специалиста, способного самостоятельно решать широкий круг проблем, в том числе профессиональных, которые ставит перед ним жизнь, а с другой - появлением совершенно нового понимания творчества, а следовательно, и подходов к его оценке, и способам его развития.

Цель исследования - провести анализ динамики творческого потенциала выпускников спортивного факультета.

Методика и организация исследования. Мы воспользовались одним из наиболее доступных и адекватных методов для анализа становления личности - методом самооценки, а в качестве критерия представления студентов об уровне их творческих возможностей использовали тест оценки творческого потенциала личности Шарова

[10]. В тесте используется 10-балльная шкала самооценки 18 личностных качеств либо частоты их проявления, которые и характеризуют уровень развития творческого потенциала. На основании набранного в ходе анкетирования каждым студентом числа баллов и был определён уровень самооценки студентами своих творческих возможностей и построены профили творческого потенциала для каждого выпускного курса.

Рассматривая возможности образовательной среды университета в развитии творческого потенциала (ТП) студентов спортивного факультета, мы уже отмечали, что для успеха этой работы следует учитывать прежде всего его исходное состояние и обращали внимание на то, что состояние это достаточно специфичное и характеризуется скорее высоким уровнем притязаний на творческие возможности, нежели их наличием [4], а временная картина показывает, что суммарный профиль творческого потенциала студентов на протяжении пяти лет обучения принципиально не меняется. Причём картина эта характерна не только для спортивного факультета [5], а значит, сегодня в развитии творческого потенциала и становлении творческих качеств молодых людей университет как учебное заведение и университетское образование как таковое играют как минимум

не главную роль. И если университет считает необходимым оказывать влияние на развитие творческого потенциала своих студентов, то его первостепенная задача - поиск адекватных путей для оказания такого влияния, поскольку изменения приоритета психологических качеств в самооценке собственного творческого потенциала у студентов всё-таки происходят, хотя и отражают, по нашему мнению, не развитие или совершенствование ТП, а попытки сохранить исходно сложившийся status quo [6].

В связи с этим, поскольку межкурсовой и межфакультетский анализ в самооценке творческого потенциала не выявил сколько-нибудь целенаправленной и выраженной динамики его изменений, мы решили попробовать найти эту динамику у выпускников спортивного факультета, оценив и состояние, и перспективу их творческой самореализации. Исследование проводилось в течение трёх лет (с 2012 по 2014 г.) на выпускных курсах. В исследовании приняли участие 127 студентов факультета физической культуры 22-24 лет обоего пола. Такой охват позволил не только сделать текущие и отчасти предварительные выводы о состоянии развития творческого потенциала студентов, но и выстроить вероятностный прогноз его развития на будущее.

Результаты исследования и их обсуждение. Полученные нами результаты самооценки творческих возможностей представлены в таблице.

Для большей наглядности по результатам самооценки мы далее для каждого выпускного курса в отдельности строили профиль творческих качеств (см. рисунок).

Согласно таблице формально людей с неоптимальным уровнем самооценки творческого потенциала практически нет, и в этом случае и результат, и перспектива творческой самореализации выпускников вполне удовлетворительны. Однако сглаженная картина профиля и отсутствие конкретного, направленного пика, соответствующего определённому качеству личности (как на заштрихованном образце диаграммы), отражающего главное направление реализации творческой значимости, говорит о том, что наблюдаемый высокий уровень самооценки отражает совершенно иные процессы [4, 5]. Более того, такая сглаженная графическая картина характерна для неоптимального варианта самооценки, возникающего в тех случаях, когда у человека есть притязания на собственную значимость, но нет ни психологической, ни какой-либо иной основы для их реализации, а это позволяет говорить уже не столько о высоком, сколько о необоснованно высоком уровне самооценки. То есть в наличии имеется только высокий уровень притязаний. И полное отсутствие людей с низкими показателями самооценки только подтверждает такие выводы.

Особенно настораживает тот факт, что картина профиля от года к году становится всё менее и менее выраженной, а значит, претензия выпускников на необоснованно высо-

Распределение студентов группы ЛФК по видам заболеваний

Уровень самооценки Учебный год

2011/2012 2012/2013 2013/2014

Неадекватно низкий - - -

Низкий - - -

Ниже среднего - - -

Средний 6 24 15

Выше среднего 44 27 32

Высокий 38 29 38

Очень высокий 12 20 15

Неадекватно высокий -

№ 7 • 2015 Июль | July

http://www.teoriya.ru

и

га у

г.

ч—

. О 0J

■ -О

с

га

^

О (U ■С

Н

Изменение профиля творческого потенциала в группах выпускников факультета физической культуры СурГУ разных годов выпуска

кую оценку собственной творческой значимости из года в год возрастает, а реальная основа для такой претензии, вероятнее всего, из года в год снижается. А значит, любые творческие планы и творческий успех являются ничем не подкреплённым ожиданием, что неприемлемо ни для учебного заведения, ни для выпускника.

Положительным в этом случае является только практически полное отсутствие людей с необоснованно высоким уровнем творческого потенциала, что мы видели на других факультетах [5]. Следовательно, у выпускников остаётся понимание наличия некоторой границы, отражающей либо представления, принятые в профессиональном спортивном сообществе и сформированные за годы обучения, либо общую внутривузовскую политику, формирующую отношение к полученному высшему образованию и его роли в обеспечении успешности собственных творческих притязаний. В пользу второго предположения говорит сохранение хоть и всё менее выраженных, но строго определённых пиков в рисунке профиля творческого потенциала, определяющих конкретные психологические качества, на которые и делается основной упор в оценке собственных творческих возможностей. И качества эти на разных факультетах, как мы уже видели, совпадают [5].

Вывод. В становлении творческих качеств молодых людей университет как учебное заведение и университетское образование как таковое играют как минимум не главную роль. Для спортивного факультета это само по себе не является трагедией, ибо для спортсменов, ориентированных прежде всего на достижение спортивного результата, существуют иные места реализации творческих способностей как «стремления к собственной значимости» [7]. Но если университет считает необходимым оказывать влияние на развитие творческого потенциала своих спортсменов, то его первостепенная задача - поиск адекватных путей для оказания такого влияния. Литература

1. Апокин В.В. Гуманитарная среда ВУЗа как условие ценностного самоопределения студентов / В.В. Апокин, А.А. Повзун, В.Д. По-взун // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 4. - С. 92.

2. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта / А.В. Бруш-линский. - М.: ИП РАН, 1994. - 346 с.

3. Повзун В.Д. Ценностное самоопределение личности в университетском образовании: дис. ... докт. пед. наук / В.Д. Повзун. - Сургут, 2005. - 387 с.

4. Повзун В.Д. Возможности образовательной среды университета в развитии творческого потенциала студентов спортивного факультета / В.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 1. - С. 94-95.

5. Повзун В.Д. Сравнительный анализ и пути развития творческого потенциала студентов в условиях образовательной среды университета / В.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин // Теория и практика физ. культуры. - 2013 - № 7 - С. 85-88.

6. Повзун В.Д. Психологические характеристики творческого потенциала студента и их изменения в образовательном пространстве университета / В.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин, Н.Л. Иванова // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 9. - С. 83-86.

7. Повзун В.Д. Сравнительный анализ гендерных особенностей изменения творческого потенциала студентов спортивного факультета в условиях образовательной среды университета / В.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин, О.В. Булгакова // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 6. - С. 83-86.

8. Повзун В.Д. Индивидуальный образовательный маршрут как средство реализации интерактивной модели университетского образования / В.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин, Н.Н. Сидорова // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 1.

9. Шаров А.С. Рефлексия в развитии личности / А.С. Шаров // Матер. конф. «Рефлексия, образование и интеллектуальные инновации». - Новосибирск, 1995. - С. 224-225.

10. Шаров А.С. Система ценностных ориентациий, как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека: дис. ... докт. псх. наук / А.С. Шаров. - Новосибирск, 2000. - 383 с.

References

1. Apokin, V.V. Gumanitarnaya sreda VUZa kak uslovie tsennostnogo samoopredeleniya studentov (Humanitarian environment of higher school as a condition of value self-determination of students) / V.V. Apokin, A.A. Povzun, V.D. Povzun // Teoriya i praktika fiz. kul'tury. -2014. - № 4. - P. 92.

2. Brushlinskiy, A.V. Problemy psikhologii sub'ekta (Problems of subject psychology) / A.V. Brushlinskiy. - Moscow: IP RAN, 1994. - 346 P.

3. Povzun, V.D.Tsennostnoe samoopredelenie lichnosti v universitetskom obrazovanii: dis. ... dokt. ped. nauk (Personal value self-determination in university education: doctoral thesis (Hab.) / V.D. Povzun. - Surgut, 2005. - 387 P.

4. Povzun, V.D. Vozmozhnosti obrazovatel'noy sredy universiteta v razvitii tvorcheskogo potentsiala studentov sportivnogo fakul'teta (Capacities of university educational environment in development of creative potential of students of sports faculty) / V.D. Povzun, A.A. Povzun, V.V. Apokin // Teoriya i praktika fiz. kul'tury. - 2013. - № 1.

- P. 94-95.

5. Povzun, V.D. Sravnitel'ny analiz i puti razvitiya tvorcheskogo potentsiala studentov v usloviyakh obrazovatel'noy sredy universiteta (Comparative analysis and development trends of students' creative potential in university educational environment) / V.D. Povzun, A.A. Povzun, V.V. Apokin // Teoriya i praktika fiz. kul'tury. - 2013 - № 7 - P. 85-88.

6. Povzun, V.D. Psikhologicheskie kharakteristiki tvorcheskogo potentsiala studenta i ikh izmeneniya v obrazovatel'nom prostranstve universiteta (Psychological characteristics of students' creative potential and their changes in university educational environment) / V.D. Povzun, A.A. Povzun, V.V. Apokin, N.L. Ivanova // Teoriya i praktika fiz. kul'tury. - 2013. - № 9. - P. 83-86.

7. Povzun, V.D. Sravnitel'ny analiz gendernykh osobennostey izmeneniya tvorcheskogo potentsiala studentov sportivnogo fakul'teta v usloviyakh obrazovatel'noy sredy universiteta (Comparative analysis of gender-specific changes in creative potential of students of sports faculty within university educational environment) / V.D. Povzun, A.A. Povzun, V.V. Apokin, O.V. Bulgakova // Teoriya i praktika fiz. kul'tury.

- 2014. - № 6. - P. 83-86.

8. Povzun, V.D. Individual'ny obrazovatel'ny marshrut kak sredstvo realizatsii interaktivnoy modeli universitetskogo obrazovaniya (Individual educational direction as a means of implementing model of interactive university education) / V.D. Povzun, A.A. Povzun, V.V. Apokin, N.N. Sidorova // Teoriya i praktika fiz. kul'tury. - 2015. - № 1.

9. Sharov, A.S. Refleksiya v razvitii lichnosti (Reflection in personality development) / A.S. Sharov // Mater. konf. «Refleksiya, obrazovanie i intellektual'nye innovatsii» (Proc. of the conf. "Reflection, education and intellectual innovations"). - Novosibirsk, 1995. - P. 224-225.

10. Sharov, A.S. Sistema tsennostnykh orientatsiy, kak psikhologicheskiy mekhanizm regulyatsii zhiznedeyatel'nosti cheloveka: dis. ... dokt. psh. nauk (System of values as psychological regulation mechanism of human life: doctoral thesis (Psych.). - Novosibirsk, 2000. - 383 P.

http://www.teoriya.ru

№ 7 • 2015 Июль | July

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.