Научная статья на тему 'Развитие творческого отношения студентов вуза физической культуры к усвоению профессиональных знаний в процессе исследовательской деятельности'

Развитие творческого отношения студентов вуза физической культуры к усвоению профессиональных знаний в процессе исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / СТУДЕНТЫ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анисимова В.А., Драговоз Л.А.

В статье представлены основные теоретические позиции по проблеме развития творческого отношения студентов вуза физической культуры к усвоению профессиональных знаний в условиях исследовательской деятельности. Особое место в процессе профессиональной подготовки студентов вуза физической культуры к работе в образовательном пространстве занимает творчество, которое определяется как деятельность, порождающая качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Учебный процесс в вузе даёт возможность для накопления опыта творческой деятельности обучающихся, который является высшей формой активной самостоятельности. При организации процесса подготовки к творческой деятельности следует отнести научно-педагогические знания, при опоре на которые у студентов вуза физической культуры обеспечивается развитие творческого отношения к профессиональной деятельности. Приводятся методические аспекты развития творческого отношения обучающихся к усвоению профессиональных знаний. Успешность включения студентов в исследовательскую деятельность определяется владением следующими умениями: изучение первоисточников, наблюдение, анализ педагогических явлений, составление и решение педагогических задач, умение выделить гипотезу, проведение эксперимента, обработка результатов эксперимента, обобщение материалов в виде отчёта, доклада. Основными формами развития умений исследовательской деятельности студентов вуза физической культуры являются: доклады, статьи, рефераты, олимпиада по педагогике, курсовые работы, выпускная квалификационная работа и др. Развитие творческого отношения обучающихся к усвоению профессиональных знаний происходит в процессе учебно-познавательной деятельности студентов. Для его проектирования имеют значение следующие аспекты: личностный, процессуально-психологический и педагогический. Таким образом, источником интереса студентов к профессиональным знаниям является организованный процесс обучения, который обеспечивает успех и выработку личностного и творческого отношения студентов вуза физической культуры к усвоению профессиональных знаний. При этом важно отношение самого преподавателя к научной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анисимова В.А., Драговоз Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие творческого отношения студентов вуза физической культуры к усвоению профессиональных знаний в процессе исследовательской деятельности»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К УСВОЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК/UDC 796.077.5

Поступила в редакцию 27.01.2015 г.

Доктор педагогических наук, доцент В.А. Анисимова1 Кандидат педагогических наук, доцент Л.А. Драговоз1

1 Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

DEVELOPMENT OF CREATIVE ATTITUDE OF STUDENTS OF UNIVERSITIES OF PHYSICAL CULTURE TO ACQUIRING PROFESSIONAL KNOWLEDGE DURING RESEARCH ACTIVITIES

Dr.Hab., associate professor V.A. Anisimova1 Associate professor, Ph.D. L.A. Dragovoz1

1 Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Информация для связи с автором: dissovet-2006@rambler.ru

и

га у

г.

ч—

. О OJ

■ -О

с га

О (U ■С

Н

Аннотация

В статье представлены основные теоретические позиции по проблеме развития творческого отношения студентов вуза физической культуры к усвоению профессиональных знаний в условиях исследовательской деятельности. Особое место в процессе профессиональной подготовки студентов вуза физической культуры к работе в образовательном пространстве занимает творчество, которое определяется как деятельность, порождающая качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Учебный процесс в вузе даёт возможность для накопления опыта творческой деятельности обучающихся, который является высшей формой активной самостоятельности. При организации процесса подготовки к творческой деятельности следует отнести научно-педагогические знания, при опоре на которые у студентов вуза физической культуры обеспечивается развитие творческого отношения к профессиональной деятельности. Приводятся методические аспекты развития творческого отношения обучающихся к усвоению профессиональных знаний. Успешность включения студентов в исследовательскую деятельность определяется владением следующими умениями: изучение первоисточников, наблюдение, анализ педагогических явлений, составление и решение педагогических задач, умение выделить гипотезу, проведение эксперимента, обработка результатов эксперимента, обобщение материалов в виде отчёта, доклада. Основными формами развития умений исследовательской деятельности студентов вуза физической культуры являются: доклады, статьи, рефераты, олимпиада по педагогике, курсовые работы, выпускная квалификационная работа и др. Развитие творческого отношения обучающихся к усвоению профессиональных знаний происходит в процессе учебно-познавательной деятельности студентов. Для его проектирования имеют значение следующие аспекты: личностный, процессуально-психологический и педагогический. Таким образом, источником интереса студентов к профессиональным знаниям является организованный процесс обучения, который обеспечивает успех и выработку личностного и творческого отношения студентов вуза физической культуры к усвоению профессиональных знаний. При этом важно отношение самого преподавателя к научной деятельности.

Ключевые слова: развитие, творческое отношение, студенты вуза физической культуры, профессиональные знания, исследовательская деятельность.

Annotation

The paper contains the main theoretical standpoints on the issue of development of the creative attitude of students of physical culture university to assimilation of professional knowledge during research activity. Creativity is especially important during vocational training of students of physical culture university for work in the sphere of education, which is defined as an activity that generates a qualitatively new and inimitable, original and unique. Students can gain experience of creative activity while studying in the university, which is the highest form of active independence. When organizing the training process creative activity should include scientific and pedagogical knowledge, using which students of university of physical culture develop their creative attitude to professional activity. The methodological aspects of development of creative attitude in students to acquisition of professional knowledge estion are given in the work. Successful involvement of students in research is determined by the level of their skills such as: studying of original sources, observation, analysis of pedagogical phenomena, pedagogical problem setting and solution, hypothesizing ability, experimentation, processing of experimental results, synthesis in the form of report. The main forms of development of research skills of students of physical culture universities are: reports, articles, essays, Olympiad in pedagogics, courseworks, graduation thesis, etc. The creative attitude of students to acquisition of professional knowledge is developed in the course of their learning and cognitive activity. The aspects important for its development are personal, procedural and psychological and educational.

Thus, the origin of students' interest in professional knowledge is the organized learning process that ensures success and development of personal and creative attitude of physical culture university students to acquisition of professional knowledge. Herewith, the attitude of the teacher himself to research activity is important.

Keywords: development, creative attitude, students of university of physical culture, professional knowledge, research activities.

Введение. Как показал опыт работы, к числу факторов, которые приобретают определяющее значение и требуют первоочередного учёта при организации процесса подготовки будущего преподавателя вуза физической культуры к творческой деятельности, следует отнести научно-педагогические

знания. Объективной основой удовлетворения познавательной направленности формируемого познавательного интереса и его реализации в профессиональной деятельности являются приобретаемые в процессе обучения знания. Высшее профессиональное образование обеспечивает

14

http://www.teoriya.ru

№ 5 • 2015 Май | May

возможность познания будущими учителями предстоящей профессиональной деятельности на уровне научного осмысления процессов обучения и воспитания. Поэтому в общей системе приобретаемых студентами профессионально-педагогических знаний особое место отводится исследовательской деятельности. Опираясь на использование этих знаний, обеспечивается развитие у будущих педагогов (тренеров) творческого отношения к профессиональной деятельности.

Цель исследования - рассмотрение проблемы творческой подготовки студентов вуза физической культуры в процессе исследовательской деятельности.

Методика и организация исследования. Проблема творческой подготовки студентов вуза физической культуры тесно связана с владением ими методами научно-педагогического исследования. Наши наблюдения показывают, что успешность включения студентов в исследовательскую деятельность во многом определяется тем, насколько они владеют необходимыми для осуществления этой деятельности умениями. Это прежде всего специальные умения, которые обеспечивают рациональное и эффективное осуществление творческой педагогической деятельности. Г. В. Абросимова, на наш взгляд, правомерно называет их творческим и педагогическими умениями [1].

Содержание этих умений обусловлено творческой педагогической деятельностью студента. К взаимосвязанным ключевым компонентам этой деятельности относятся:

• творческое чтение научно-педагогической литературы;

• творческий анализ учебников и учебных пособий;

• изучение и обогащение педагогического опыта;

• подготовка творческого доклада, написание статьи, реферата, эссе-сочинения;

• проведение экспериментального исследования.

Определяя систему подготовки специалистов по физической культуре как сложную процессуальную, динамическую систему, можно выделить следующие составные элементы педагогического исследования: обоснование предмета исследования, определение цели и задачи экспериментальной работы, выдвижение гипотезы, разработку и проведение эксперимента, обработку материалов исследования. Характерной особенностью всех исследовательских умений является готовность студента к творческой исследовательской работе [4].

Мы разделяем позицию Н. М. Яковлевой, которая выделяет следующие педагогические исследовательские умения: вести наблюдения, анализировать педагогические явления (факты) и на этой основе составлять и решать педагогические задачи; выдвигать гипотезу; разрабатывать и проводить эксперимент; обрабатывать и обобщать результаты эксперимента; обобщать материал в виде отчёта-реферата, доклада, разработки учебно-воспитательного мероприятия; работать с первоисточниками: использовать достижения смежных с педагогикой наук [6].

Овладение студентами педагогическими исследовательскими умениями создаёт условия для успешного решения ими педагогических задач, что, в свою очередь, является залогом успеха во всей творческой педагогической деятельности.

Начинающий специалист в области физической культуры и спорта должен владеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, т. е. обладать общекультурными и профессиональными компетенциями. Для того чтобы быть компетентным специалистом, важен опыт и творческой, и исследовательской деятельности, который формируется в процессе самостоятельной работы студентов. К учебно-исследовательской работе студентов

можно отнести: доклады, статьи, рефераты, курсовые работы, выпускную квалификационную работу. На начальном этапе обучения применяются: доклад-выступление - развернутое устное сообщение студента на заданною тему перед группой; реферат - краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где студент раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё.

Другой формой учебно-исследовательской работы студентов является Олимпиада по педагогике. Студенты, участвуя в конкурсах («Лучшее эссе», доклад-сообщение о педагоге, опорный конспект и др.), тщательно готовятся к ним. Данная форма расширяет кругозор студентов, активизирует творческой потенциал личности будущего преподавателя физической культуры - тренера, развивает нестандартное педагогическое мышление.

В рамках изучения педагогических дисциплин, таких как «Психология и педагогика», «Педагогика физической культуры» и др., студентам предлагается написать свободное эссе. Ценность данной формы работы видится не только в том, что студенты в свободной форме смогут высказать самостоятельные суждения о педагогических фактах, событиях личной жизни, но и давать собственную трактовку, убедительно аргументировать свою позицию по той или иной научной проблеме. Это, в свою очередь, создает определенные предпосылки для перехода на более высокий - исследовательский уровень учебно-познавательной деятельности.

Курсовое проектирование (работа) - организационная форма обучения - применяется на заключительном этапе изучения учебной дисциплины и профессиональных модулей, а дипломное проектирование (работа) - на завершающем этапе учебного процесса [3, 5].

Анализ проблемы показывает, что творческая деятельность всегда предметна, её условием и средством является наличие соответствующих знаний, навыков и умений, имеющийся опыт интеллектуального поиска, применяемого в процессе деятельности. Его важный элемент - мотивы, без которых средства не включаются в действие. Следующая составляющая - сам процесс реализации творческих процедур, самой творческой деятельности. Немаловажным элементом представляется продукт этой деятельности, воплощающийся в новых знаниях, новых способах деятельности, новом опыте деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение. Развитие творческого отношения обучающихся к усвоению профессиональных знаний происходит в процессе учебно-познавательной деятельности студентов. Для проектирования такого процесса обучения наибольшее значение имеют следующие аспекты: личностный, процессуально-психологический и педагогический [2].

Первый аспект - личностный. В обучении участвуют два субъекта: преподаватель и студент. Каждая сторона вносит свой вклад в этот процесс. Студент приобретает новые знания, умения и качества личности. Преподаватель помогает ему в этом и контролирует его. При этом важно, что только сам обучаемый может чему-то научиться, и слишком настойчивая помощь преподавателя, попытка «впихнуть» в студента знания только тормозит их усвоение. Помощь преподавателя заключается в эмоциональном заряжении, в выборе методов и средств, подходящих для данного студента, в советах, как лучше разобраться в материале и запомнить его. Контроль, обратная связь скрепляют процесс обучения, превращают работу студента и преподавателя в единый механизм.

№ 5 • 2015 Май | Мау

http://www.teoriya.ru

Связь личностного, процессуально-психологического и педагогического аспектов процесса обучения

Аспект процесса обучения Компоненты

Личностный

Студент Преподаватель

Процессуально-психологический

Учебные процедуры и их механизмы Мотивация Усвоение Отработка Контроль

Обеспечивающие их психические процессы Эмоции Мышление Память Воля

Педагогический

Методы обучения Методы мотивации Методы объяснения Методы отработки Методы контроля

Формы обучения Виды занятий, посвященные мотивации Виды занятий, посвященные объяснению Виды занятий, посвященные отработке Виды занятий, посвященные контролю

Средства обучения Средства мотивации Средства объяснения Средства отработки Средства контроля

и

га у

г.

ч—

. О 0J

■ -О

с

га

^

О (U ■С

Н

Второй аспект - процессуально-психологический.

На современном этапе развития педагогической психологии предполагается, что учение включает две основные процедуры или два «исполнительных учебных действия», посредством которых осуществляется преобразование внешне заданных целей и действий в усвоенные студентами знания и действия. Это, во-первых, действия по усвоению содержания учебного материала или усвоение знаний об объектах и действиях с ними. Во всех случаях усвоение обеспечивается процессами мышления студентов, их интеллектуальными способностями. Во-вторых, действия по обработке учебного материала или отработке знаний и умений, т. е. овладению ими на требуемом уровне прочности.

С усвоением и отработкой знаний и умений непосредственно связаны процедуры мотивации и контроля. Мотивация формирует интерес обучаемого к предмету педагогики, побуждает его к учению; формирование мотивации связано с эмоциональными процессами. А контроль, как известно, обеспечивается волевыми процессами.

Третий аспект - педагогический. Он связан с выбором и созданием комплекса методов, средств и форм обучения. Из всего многообразия методов, средств и форм обучения мы остановились на следующих: методы обучения мы понимаем, как разные способы проведения учебных процедур на основе тех или иных действий обучаемого и преподавателя. Формы обучения понимаются нами как виды учебных занятий, а средства обучения - это всё, что «лежит» между преподавателем и студентом и необходимо и тому, и другому для осуществления учебных процедур. Представим их взаимосвязь в процессе обучения (см. таблицу).

Значимыми для эффективного развития творческого отношения студентов вуза физической культуры к усвоению профессиональных знаний в процессе исследовательской деятельности выступают следующие положения:

• личностный аспект изучения - чисто психологический, так как студентов и преподавателей не проектируют. Они такие, как есть;

• усвоение и отработка знаний и умений являются главными учебными процедурами, так как в них рождаются знания и умения, а мотивация и контроль - подготовительными и сопровождающими, но создают для этого необходимые условия;

• педагогический аспект процесса обучения отличается от процессуально-педагогического тем, что создаётся по воле преподавателя;

• общее у названных содержательных характеристик обучения - объективные психологические закономерности процесса обучения.

Вывод. Основными составляющими развития творческого отношения к усвоению профессиональных знаний явля-

ются процедуры: мотивации, усвоения знаний об объектах и действиях с ними, обработки знаний и умений, контроля.

Главным источником интереса студентов к профессиональным знаниям является хорошо организованный процесс обучения. Он обеспечивает успех, вырабатывает личностное и творческое отношение студентов вуза физической культуры к усвоению профессиональных знаний. При этом важно личностное и творческое отношение преподавателя к научной работе.

Литература

1. Абросимова Г.В. Интегративно-компонентный подход к процессу подготовки будущих учителей к педагогическому творчеству / Г.В. Абросимова // Новые исследования в педагогических науках. - М.: Педагогика, 1991. - С. 96- 98.

2. Гальперин С.М. Исследовательская деятельность молодежи / С.М. Гальперин // Соц. исследования. - 1984. - № 3. - С. 14-17.

3. Ильясов И.И. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: пособие для преподавателей / И.И. Ильясов, Н.А. Гала-тенко. - М.: Логос, 1994. - 208 с.

4. Найн А.Я. Общие проблемы исследовательской деятельности педагога физкультурного вуза: учеб. пособие / А.Я. Найн, В.А. Анисимова. - Челябинск: ЧелГНОЦУрО РАО, 2009. - 49 с.

5. Повзун В.Д. Сравнительный анализ и пути развития творческого потенциала студентов в условиях образовательной среды университета / В.Д. Повзун, А. А. Повзун, В. В. Апокин // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 7. - С. 85-88.

6. Яковлева Н.М. Приобщение студентов к исследовательской работе - необходимое условие творческой подготовки будущих специалистов / Н.М. Яковлева // В кн.: Пути повышения эффективности учебно-познавательного процесса в педагогическом вузе. - Челябинск: ЧГПИ, 1979. - С. 26-38.

References

1. Abrosimova, G.V. Integrativno-komponentny podkhod k protsessu podgotovki budushchikh uchiteley k pedagogicheskomu tvorchestvu (Integrative-component approach to the process of training future teachers for creative teaching) / G.V. Abrosimova // Novye issledovaniya v pedagogicheskikh naukakh (New research in pedagogical sciences). - Moscow: Pedagogika, 1991. - P. 96- 98.

2. Gal'perin, S.M. Issledovatel'skaya deyatel'nost'molodezhi(Youth research) / S.M. Gal'perin // Sots. issledovaniya, 1984. - № 3. - P. 14-17.

3. Il'yasov, I.I. Proektirovanie kursa obucheniya po uchebnoy distsipline: posobie dlya prepodavateley (Designing training course on specific subject: teachers' guide) / I.I. Il'yasov, N.A. Galatenko. - Moscow: Logos, 1994. - 208 P.

4. Nain, A.Ya. Obshchie problemy issledovatel'skoy deyatel'nosti pedagoga fizkul'turnogo vuza: ucheb. posobie (Common problems of research of sports higher school teacher: study guide) / A.Ya. Nain, V.A. Anisimova. - Chelyabinsk: ChelGNOCUrO RAO, 2009. - 49 P.

5. Povzun, V.D. Sravnitel'ny analiz i puti razvitijya tvorcheskogo potentsiala studentov v usloviyah obrazovatel'noy sredy universiteta (Comparative analysis and ways of development of creative potential of students in the university educational environment) / V.D. Povzun, A.A. Povzun, V.V. Apokin // Teoriya ipraktika fizicheskoy kuttury. - 2014. - № 7. - P. 85-88.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Yakovleva, N.M. Priobshchenie studentov k issledovatel'skoy rabote -neobkhodimoe uslovie tvorcheskoy podgotovki budushchikh spetsialistov (Introducing students into research as a necessary condition for training of future creative professionals) / N.M.Yakovleva // V kn.: Puti povysheniya effektivnosti uchebno-poznavatel'nogo protsessa v pedagogicheskom vuze (In: How to improve the learning process in a pedagogical higher school). - Chelyabinsk: ChGPI, 1979. - P. 26-38.

http://www.teoriya.ru

№ 5 • 2015 Май | May

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.