Научная статья на тему 'Повышение познавательной активности студентов факультета физической культуры и спорта педагогического вуза средствами общеобразовательных предметов'

Повышение познавательной активности студентов факультета физической культуры и спорта педагогического вуза средствами общеобразовательных предметов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СТУДЕНТЫ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ключникова С.Н.

Сложные политические и социально-экономические условия развития современного общества предъявляют повышенные требования к уровню профессионального образования специалистов различного профиля, и прежде всего к учителю. Ведущей стратегической задачей его профессиональной деятельности является формирование личности с высоким уровнем интеллектуального и духовно-нравственного развития, способной раскрыть свой творческий потенциал в сложных условиях нестабильности международной обстановки, быстро меняющейся экономической и социальной ситуации. Материалы. Разработана методика повышения познавательной активности студентов при изучении теоретической дисциплины «История физической культуры и спорта» и проверена ее эффективность в ходе педагогического эксперимента. Методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент; статистическая обработка материала проведена на персональном компьютере в системе Microsoft Excel. Результаты. Перед учителем физической культуры стоят сложные задачи укрепления здоровья учащихся разного возраста, применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе по физическому воспитанию, формирование активной жизненной позиции, умственных и морально-волевых качеств. Такая многофункциональная направленность профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры диктует необходимость рационального использования всех общеобразовательных дисциплин, предусмотренных учебным планом факультета физической культуры и спорта педагогического вуза, для его более глубокой теоретической и практической подготовки. Данный подход обусловлен способностью накопления человечеством знаний и опыта подготовки и воспитания молодежи. В статье рассматривается возможность более эффективного использования истории физической культуры и спорта, где представлены различные системы физического воспитания подрастающих поколений, взгляды, идеи, позиция передовых педагогов, государственных и военных деятелей, представляющих значительную ценность и в наше время. Разработана методика повышения познавательной активности и формирования творческого отношения к предстоящей профессиональной деятельности будущих учителей физической культуры. Эффективность данной методики была доказана в ходе педагогического эксперимента. Были разработаны творческие задания, выполнение которых обусловило повышение познавательной активности будущих учителей физической культуры. Применение критериев оценки качества выполнения творческих заданий стимулировало интеллектуальную деятельность студентов. Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали, что все теоретические дисциплины располагают значительными возможностями для повышения уровня профессиональной подготовки, формирования творческого отношения к предстоящей работе в школе, стремления к самосовершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ключникова С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE ACTIVITY LEVEL INCREASE OF THE STUDENTS FROM PHYSICAL CULTURE AND SPORT DEPARTMENT IN A PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT BY MEANS OF GENERAL SUBJECTS

Difficult political and social-economic conditions of a modern society development demand a high level of different profile specialists’ professional training, and most of all it concerns teachers. The main strategic aim of a teacher’s professional activity is personality formation with a high level of intellectual and spiritualmoral development, who is able to reveal his creative potential in difficult conditions of unstable international climate, changing economic and social situation. Materials. The methodology of students’ cognitive activity level increase, while studying a theoretical discipline “The history of physical culture and sport”, is created. The effectiveness of the methodology is checked during the pedagogical experiment. Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis, pedagogical observation, pedagogical experiment; material statistical manipulation is held on PC using the system Microsoft Excel. Results. Physical culture teacher’s activity is aimed at pupils’ health improvement, the use of health saving technologies in an educational process on physical upbringing, at an active life position, mental and moral-volitional qualities formation. Such kind of multifunctional orientation of a future physical culture teacher’s professional training demands a rational use of all general subjects, provided by a curriculum of physical culture and sport department in a pedagogical higher educational establishment, for its better theoretical and practical training. Such kind of an approach is conditioned by an ability of people to accumulate knowledge and experience of youth training and upbringing. The article considers the ability of more effective history of physical culture and sport use, where different systems of oncoming generation physical upbringing, important and valuable nowadays ideas, positions of progressive teachers, statesmen and military men are presented. The methodology of future physical culture teachers’ cognitive activity level increase and creative attitude formation to professional activity is created. The effectiveness of this methodology was proved during the pedagogical experiment. Creative tasks were formed. Their fulfillment conditioned the future physical culture teachers’ cognitive activity increase. Evaluation criteria use in order to estimate the quality of creative tasks fulfillment stimulated students’ intellectual activity. Conclusion. The results of the pedagogical experiment showed, that all theoretical disciplines have considerable opportunities for professional training improvement, creative attitude to the future work at school and yearning for self-perfection formation.

Текст научной работы на тему «Повышение познавательной активности студентов факультета физической культуры и спорта педагогического вуза средствами общеобразовательных предметов»

УДК:378: 801 DOI:10.14526/08_2014_06

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

С.Н. Ключникова - кандидат педагогических наук, доцент Ульяновский государственный педагогический университет, Ульяновск, Россия

COGNITIVE ACTIVITY LEVEL INCREASE OF THE STUDENTS FROM PHYSICAL CULTURE AND SPORT DEPARTMENT IN A PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT BY MEANS OF GENERAL SUBJECTS

S.N. Klychnikova - candidate of pedagogics, associate professor Ulyanovsk State Pedagogical University Ulyanovsk, Russia E-mail: elena_funina@mail.ru

Аннотация. Сложные политические и социально-экономические условия развития современного общества предъявляют повышенные требования к уровню профессионального образования специалистов различного профиля, и прежде всего к учителю. Ведущей стратегической задачей его профессиональной деятельности является формирование личности с высоким уровнем интеллектуального и духовно-нравственного развития, способной раскрыть свой творческий потенциал в сложных условиях нестабильности международной обстановки, быстро меняющейся экономической и социальной ситуации.

Материалы. Разработана методика повышения познавательной активности студентов при изучении теоретической дисциплины «История физической культуры и спорта» и проверена ее эффективность в ходе педагогического эксперимента.

Методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент; статистическая обработка материала проведена на персональном компьютере в системе Microsoft Excel.

Результаты. Перед учителем физической культуры стоят сложные задачи укрепления здоровья учащихся разного возраста, применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе по физическому воспитанию, формирование активной жизненной позиции, умственных и морально-волевых качеств. Такая многофункциональная направленность профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры диктует необходимость рационального использования всех общеобразовательных дисциплин, предусмотренных учебным планом факультета физической культуры и спорта педагогического вуза, для его более глубокой теоретической и практической подготовки. Данный подход обусловлен способностью накопления человечеством знаний и опыта подготовки и воспитания молодежи. В статье рассматривается возможность более эффективного использования истории физической культуры и спорта, где представлены различные системы физического воспитания подрастающих поколений, взгляды, идеи, позиция передовых педагогов, государственных и военных деятелей, представляющих значительную ценность и в наше время.

Разработана методика повышения познавательной активности и формирования творческого отношения к предстоящей профессиональной деятельности будущих учителей физической культуры. Эффективность данной методики была доказана в ходе педагогического эксперимента. Были разработаны творческие задания, выполнение которых обусловило повышение познавательной активности будущих учителей физической культуры. Применение критериев оценки качества выполнения творческих заданий стимулировало интеллектуальную деятельность студентов.

Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали, что все теоретические дисциплины располагают значительными возможностями для повышения уровня профессиональной подготовки, формирования творческого отношения к предстоящей работе в школе, стремления к самосовершенствованию.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, студенты, общеобразовательные дисциплины, методика занятий.

Annotation. Difficult political and social-economic conditions of a modern society development demand a high level of different profile specialists' professional training, and most of all it concerns teachers. The main strategic aim of a teacher's professional activity is personality formation with a high level of intellectual and spiritual- moral development, who is able to reveal his creative potential in difficult conditions of unstable international climate, changing economic and social situation.

Materials. The methodology of students' cognitive activity level increase, while studying a theoretical discipline "The history ofphysical culture and sport", is created. The effectiveness of the methodology is checked during the pedagogical experiment.

Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis, pedagogical observation, pedagogical experiment; material statistical manipulation is held on PC using the system Microsoft Excel.

Results. Physical culture teacher's activity is aimed at pupils' health improvement, the use of health saving technologies in an educational process on physical upbringing, at an active life position, mental and moral-volitional qualities formation. Such kind of multifunctional orientation of a future physical culture teacher's professional training demands a rational use of all general subjects, provided by a curriculum of physical culture and sport department in a pedagogical higher educational establishment, for its better theoretical and practical training. Such kind of an approach is conditioned by an ability of people to accumulate knowledge and experience of youth training and upbringing. The article considers the ability of more effective history ofphysical culture and sport use, where different systems of oncoming generation physical upbringing, important and valuable nowadays ideas, positions of progressive teachers, statesmen and military men are presented.

The methodology of future physical culture teachers' cognitive activity level increase and creative attitude formation to professional activity is created. The effectiveness of this methodology was proved during the pedagogical experiment. Creative tasks were formed. Their fulfillment conditioned the future physical culture teachers' cognitive activity increase. Evaluation criteria use in order to estimate the quality of creative tasks fulfillment stimulated students' intellectual activity.

Conclusion. The results of the pedagogical experiment showed, that all theoretical disciplines have considerable opportunities for professional training improvement, creative attitude to the future work at school and yearning for self-perfection formation.

Keywords: professional training, students, general subjects, the methodology of lessons.

Современное общество в сложившихся политических, экономических,

экологических и социальных условиях предъявляет более высокие требования к школьному учителю, призванному способствовать формированию

разносторонне развитой личности, способной к самообразованию, самовоспитанию, повышению общей культуры как главному условию непрерывного профессионального роста[1,3].

Целью данной работы является теоретическое обоснование повышения познавательной активности студентов факультета физической культуры и спорта средствами общеобразовательных

дисциплин.

Задачи: 1.Выявить возможности развития познавательной сферы у студентов

факультета физической культуры и спорта педагогического вуза средствами

общеобразовательных предметов.

2. Разработать методику повышения познавательной активности студентов и проверить ее эффективность в ходе педагогического эксперимента.

Школьная физическая культура является специфическим образовательным предметом, воздействующим на биологическую, психическую и социальную функции. Формы, средства и методы физической культуры позволяют не только совершенствовать двигательный потенциал, но и обеспечить личностное развитие путем формирования интеллектуальных, морально-волевых и нравственных качеств; усвоения специальных знаний; приобщения к мировым ценностям физической культуры и спорта;

повышения общей и спортивной культуры, а также познавательной активности.

Это актуализирует проблему разработки новой концепции, существенно

расширяющей и дополняющей содержание школьной физической культуры как общеобразовательного предмета.

Утилитарный подход к физической культуре ограничил рамки школьных уроков организацией подготовки к сдаче нормативов по различным видам физических упражнений, что не способствует гармонизации личности. Однако

неподготовленность учителей физической культуры к многопараметрической деятельности при организации

физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, позволяющей решать комплекс образовательных (формирование специальной системы знаний),

оздоровительных (воспитание культуры здоровья) и воспитательных (повышение уровня духовно-нравственного развития) задач препятствует реализации данной концепции [2,4].

Анализ научно-методической литературы по проблеме укрепления здоровья школьников свидетельствует о

необходимости рассмотрения её с позиции целостного подхода:

- повышения уровня образования как базиса качества жизнедеятельности выпускников общеобразовательной школы;

- использования механизмов влияния средств физической культуры на показатели функционального состояния, физической подготовленности, формирование личностных качеств.

Новейшие данные научных исследований в различных областях знаний указывают на подход к решению данной проблемы путем рациональной организации их учебной деятельности, обеспечивающей осознание значимости усвоения культуры здоровья как важнейшей составляющей общей культуры, определяющей все стороны жизни: общественно-политическую, профессиональную и др. В связи с этим возникает необходимость изучения накопленного человечеством опыта применения физических упражнений для решения задач разностороннего развития личности и его творческого использования в практике подготовки будущих учителей физической культуры с целью повышения их познавательной активности и формирования творческого подхода к организации учебного

процесса по физическому воспитанию в школе[5].

Решение данной задачи требует пересмотра направленности использования учебных дисциплин в плане повышения профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры; содержание теоретических предметов должно обеспечивать формирование не только системы специальных знаний; но и навыков их творческого применения для интеллектуального развития учащихся 1-11-х классов, повышение духовно-нравственного убеждения школьников в больших возможностях физической культуры для саморазвития и самосовершенствования личности. Так, в процессе занятий по истории физической культуры и спорта студентам предлагались задания,

обеспечивающие не только глубокое усвоение знаний, но и формирование навыков творческого использования исторического наследия:

- изучить «Учение о гимнастическом искусстве» (1840-1846г.г.) Адольфа Шписса, приспособившего методику физического воспитания молодежи Фридриха Яна к условиям школьных занятий. По результатам сравнительного анализа подготовить свой вариант проведения урока гимнастики в старших классах;

- дать оценку трудам А.В. Суворова (17301800 г.г.); Ф.Ф. Ушакова (1744-1817 г.г.); М.И. Кутузова (1745-1813 г.г.) по использованию физических упражнений для военно-физической подготовки;

- выявить особенности теории физического воспитания П.Ф. Лесгафта (1837-1909 гг.), ее значение для современной системы физического воспитания школьников и учащейся молодежи;

- разработать содержание урока физической культуры для учащихся старших классов в соответствии с основными положениями теории физического образования, сформулированные П.Ф. Лесгафтом;

- выявить положительные стороны гимнастики Ж. Демени (1850-1917 гг.) и ее недостатки; что ценного из предложенной системы физического воспитания Демени можно использовать в настоящее время;

- дать собственную оценку сокольской гимнастики М. Тырша (1832-1884 гг.), ее основным достоинствам, сделавшим ее привлекательной для многих стран, включая Россию и др.

Результаты исследования и их обсуждение. Для оценки степени сформированности познавательной

активности и творческого отношения студентов к предстоящей профессиональной деятельности были разработаны специальные критерии на основе пятибалльной системы. Оценивалось умение подобрать основную и дополнительную литературу по конкретному вопросу; провести сопоставительный анализ современного подхода к организации учебного процесса по физической культуре в общеобразовательной школе и содержания систем физического воспитания в различных странах в новое время. Было установлено также, что многоценного и полезного в системе физического воспитания нового времени утрачено при разработке современного школьного урока физической культуры.

Критерии оценки:

5 баллов - использование разнообразной (научные статьи, монографии, учебники, учебные пособия и др.) литературы, выявление особенностей содержания и направленности современного урока физической культуры в школе. Беседы со школьными учителями физической культуры (сопоставительный анализ задач, средств и методов обучения физическим упражнениям на уроке и систем воспитания в различных странах в новое время). Объективная оценка достижений и недостатков разных систем физического воспитания;

4 балла - работа с научными статьями, учебниками и учебными пособиями при выполнении задания; выявление

принципиальных отличий систем

физического воспитания школьников и студентов;

3 балла - использование учебника и учебного пособия по истории физической культуры и спорта, недостаточно глубокое и полное освещение изучаемого вопроса;

2 балла - в работе использован только учебник по истории физической культуры и спорта, формальный подход к выполнению задания;

1 балл - необходимость дополнительной консультации у преподавателя для выполнения задания.

Объективность оценки умений и навыков практического использования полученных знаний по истории физической культуры и спорта была обеспечена группой экспертов (в количестве пяти человек)из числа преподавателей теории и методики

физической культуры и спорта и частных спортивных дисциплин: гимнастики, легкой атлетики и др.,

Для проверки эффективности

разработанной нами методики повышения познавательной активности и формирования творческого отношения к предстоящей профессиональной деятельности был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 43 студента 1 -го курса факультета физической культуры и спорта педагогического вуза. Были организованы контрольная группа (КГ), в которую вошли 22 человека, и экспериментальная (ЭГ) - 23 человека.

Перед началом педагогического эксперимента был выявлен исходный уровень теоретической подготовленности студентов КГ и ЭГ путем анализа текущей успеваемости. Анализ полученных данных не выявил существенных различий между КГ и ЭГ (р>0,05).

В КГ учебные занятия по истории проводились по общепринятой методике; после посещения лекций и самостоятельной подготовки на семинарах проверялись знания по изученным темам путем устного опроса. В ЭГ применялась разработанная нами методика повышения познавательной активности студентов и формирования творческого отношения к предстоящей профессиональной деятельности. Будущие учителя физической культуры выполняли проектные задания по анализу зарубежных и отечественных систем физического воспитания, на семинарах обменивались мнениями по оценке каждой из них с позиций значимости для современной системы физического воспитания учащихся общеобразовательной школы, средних и высших учебных заведений; отмечали их сильные стороны и недостатки; степень прогрессивности для своего времени; возможности использования отдельных положений при организации школьного урока физической культурой.

После окончания педагогического эксперимента была проведена повторная оценка уровня теоретической и практической подготовленности студентов КГ и ЭГ. Результаты исследования показали, что оценки улучшились в обеих группах: КГ и ЭГ, однако в ЭГ они оказались более существенными. Так, в КГ при исходных данных 3,18±0,25 балла к окончанию педагогического эксперимента оценка достигла 3,36±0,21 балла (р>0,05); в ЭГ,

соответственно, при исходной оценке 3,11± 0,24 балла к завершению педагогического эксперимента показатели составили 4,37±0,34 балла (р<0,05). При этом важно отметить, что в ЭГ значительно улучшилась посещаемость учебных занятий по данной учебной дисциплине; возросла

познавательная активность: студенты выясняли, почему в разных литературных источниках одни и те же вопросы освещаются по-разному, интересовались деталями применения каждой системы физического воспитания в новое время, возможностью их совершенствования в зависимости от условий обучения молодежи.

Такое отношение будущих учителей к истории физической культуры и спорта создавало предпосылки для проведения дискуссий, заинтересованного обмена мнениями, взглядами на каждую систему физического воспитания, ее

жизнеспособность и практическую значимость.

Литература

Бальсевич, В.К. Природные и социальные ресурсы развития двигательного потенциала /

B.К. Бальсевич. - М. :РГУФКСМиТ, 2012. -35 с (Избранные лекции университета).

Болотин, В.А., Педагогическая технология использования средств физической культуры для адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности / В.А. Болотин, В.А. Щеголев, В.В. Бакаев // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 7. -

C.16-19.

Захаров, С.И. Совершенствование физического воспитания школьников в свете современных концептуальных подходов. Физическая культура и детско-юношеский спорт в современных условиях: идея, духовность, воспитание : материалы II международной научно-практической конференции г. Якутск, 5-6 июля 2008 г. - С. 73-76. Назаренко, Л.Д. Спорт как культурологический феномен современного общества / Л.Д. Назаренко // Феномен спортивной культуры в аспекте философского и социально-педагогического анализа : научно-методические материалы и доклады «Круглого стола»21 марта 2014 года. - М. : Физическая культура, 2014. - С. 48-51. Столяров, В.И. Понятие и формы спортивной культуры личности / В.И. Столяров, С.Ю. Баринов // Вестник спортивной науки. -2009. -№ 6. - С. 7-21.

Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что для повышения эффективности

теоретической и практической подготовки студентов физической культуры и спорта к предстоящей профессиональной

деятельности необходимо более полное использование научно-методического

потенциала теоретических дисциплин: истории физической культуры и спорта, психологии физического воспитания, биомеханики, спортивной медицины и др., каждая из которых при рациональном использовании способствует не только совершенствованию интеллектуальных

качеств (анализу фактов, событий, явлений, условий организации физического воспитания детей, подростков и учащейся молодежи, обобщения полученных знаний, развития мышления, памяти и др.), но и повышению познавательной активности, творческого отношения к предстоящей профессиональной деятельности.

Bibliography

Balsevich, V.K. Natural and social resources of motional potential development / V.K. Balsevich. - Moscow : Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism, 2012. - 35 p. (Selected lectures) Bolotin, V.A. Pedagogical technology of physical culture means use for students' adaptation to the future professional activity / V.A. Bolotin, V.A. Shchegolev, V.V. Bakaev // Theory and practice of physical culture. - 2014. - No 7. - P. 16-19. Zakharov, S.I. Pupils' physical upbringing development in modern conceptual approaches. Physical culture and sport for children and teenagers in modern conditions: ideas, spirituality, upbringing : the materials of the 2nd International scientific-practical conference. Yakutsk, June, 5-6, 2008 - P. 73-76. Nazarenko, L.D. Sport as a culturological phenomenon of modern society / The phenomenon of sports culture in the aspect of philosophic and social-pedagogical analysis: scientific-methodical materials and reports of "the Round Table" March, 21, 2014. - Moscow: Physical culture, 2014. - P. 48-51. Stolyarov, V.I. Ideas and forms of personality physical culture / V.I. Stolyarov, S.Y. Barinov // Sports science bulletin. - 2009. - No 6. - P. 7-21.

Статья поступила в редакцию: 10.08.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.