Научная статья на тему 'РОЛЬ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКУЮ ТЕМУ В ВОСПИТАНИИ РОССИЙСКИХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ВОЕННОМ ВУЗЕ'

РОЛЬ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКУЮ ТЕМУ В ВОСПИТАНИИ РОССИЙСКИХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ВОЕННОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
235
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ПРОЗА СОВРЕМЕННЫХ АВТОРОВ НА ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКУЮ ТЕМУ / СОВРЕМЕННАЯ ВОЙНА / СИМВОЛЫ РОССИЙСКОГО МУЖЕСТВА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кульбашная Е. В., Машин В. Н., Машина А. В.

В статье рассматривается одна из основных ступеней структуры высшего военного образования - военно-патриотическое воспитание будущих военных специалистов. Формирование у курсантов чувства патриотизма и патриотического самосознания основано на восприятии текстов художественных произведений современной русской литературы на героико-патриотическую тему Овладение военно-профессиональными компетенциями зависит не только от владения навыками специальности, но и от степени реализации задач военно-патриотического воспитания. Системный и многоплановый подход в работе педагогов и командиров приносит положительные результаты в данном направлении. Авторами статьи анализируется художественное восприятие сюжетов публицистических, поэтических и прозаических произведений современных авторов глазами молодежи, основанное на любви к Родине, преемственности боевых традиций русского народа. От того, как сегодня воспитывается молодежь, зависит будущее нашей страны, сила и мощь Вооруженных сил Российской Федерации. Именно это является фундаментом для построения будущего, так как человек есть то, что он читает. В статье акцентируется внимание на произведениях XIX - XX вв. Рассматриваются новые акценты времени, ужасы нескончаемой войны (А.А. Тамаников (1959-2021), О.Н. Ермаков (1961), А.В. Карасев (1971), В.А. Силкин (1954), А.А. Проханов (1938), И.Н. Морозов (1956), И.Е. Витюг (1960) и др.). Как показывает история и современность, патриотизм - одна из главных опор общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MODERN RUSSIAN LITERATURE ON THE MILITARY-PATRIOTIC THEME IN THE EDUCATION OF RUSSIAN SERVICEMEN IN A MILITARY UNIVERSITY

The article considers one of the main stages of the structure of higher military education - military-patriotic education of future military specialists. The formation of the students' sense of patriotism and patriotic self-awareness is based on the perception of the texts of the works of fiction of modern Russian literature on the heroic-patriotic theme. The acquisition of military-professional competencies depends not only on the possession of the skills of the specialty, but also on the degree of implementation of the tasks of military-patriotic education. A systematic and multifaceted approach to the work of teachers and commanders brings positive results in this direction. The authors of the article analyze the artistic perception of the plots of journalistic, poetic and prose works of modern authors through the eyes of young people, based on love for the Motherland, continuity of the martial traditions of the Russian people. The future of our country, the strength and power of the Armed Forces of the Russian Federation depend on how young people are brought up today. This is the foundation for building the future, since a person is what he reads. The article focuses on the works of the XIX-XX centuries. The new accents of time, the horrors of the endless war are considered (A.A. Tamanikov (1959-2021), O.N. Ermakov (1961), A.V. Karasev (1971), V.A. Silkin (1954), A.A. Prokhanov (1938), I.N. Morozov (1956), I.E. Vityug (1960) and As history and modernity show, patriotism is one of the main pillars of society.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКУЮ ТЕМУ В ВОСПИТАНИИ РОССИЙСКИХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ВОЕННОМ ВУЗЕ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 9 (75). 2023. № 1. С. 59-68.

УДК 378.034:355.233

РОЛЬ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКУЮ ТЕМУ В ВОСПИТАНИИ РОССИЙСКИХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Кульбашная Е. В. *, Машин В. Н., Машина А. В.

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия

имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», Воронеж, Россия

E-mail: elenaku1bashnaja@rambler.ru *

В статье рассматривается одна из основных ступеней структуры высшего военного образования -военно-патриотическое воспитание будущих военных специалистов. Формирование у курсантов чувства патриотизма и патриотического самосознания основано на восприятии текстов художественных произведений современной русской литературы на героико-патриотическую тему Овладение военно-профессиональными компетенциями зависит не только от владения навыками специальности, но и от степени реализации задач военно-патриотического воспитания. Системный и многоплановый подход в работе педагогов и командиров приносит положительные результаты в данном направлении. Авторами статьи анализируется художественное восприятие сюжетов публицистических, поэтических и прозаических произведений современных авторов глазами молодежи, основанное на любви к Родине, преемственности боевых традиций русского народа. От того, как сегодня воспитывается молодежь, зависит будущее нашей страны, сила и мощь Вооруженных сил Российской Федерации. Именно это является фундаментом для построения будущего, так как человек есть то, что он читает. В статье акцентируется внимание на произведениях XIX - XX вв. Рассматриваются новые акценты времени, ужасы нескончаемой войны (А.А. Тамаников (1959-2021), О.Н. Ермаков (1961), А.В. Карасев (1971), В.А. Силкин (1954), А.А. Проханов (1938), И.Н. Морозов (1956), И.Е. Витюг (1960) и др.). Как показывает история и современность, патриотизм - одна из главных опор общества.

Ключевые слова: высшее военное образование, военно-патриотическое воспитание, современная русская литература, проза современных авторов на героико-патриотическую тему, современная война, символы российского мужества.

ВВЕДЕНИЕ

Военно-патриотическое воспитание будущих военных специалистов - одна из основных составляющих структуры высшего военного образования. Это результат скоординированной, систематической, многоплановой деятельности педагогов и командиров, которая способствует формированию у курсантов военного вуза высокого чувства патриотического сознания, верности Родине, готовности к защите интересов Российской Федерации и обеспечению безопасности мирных жителей при внешней или внутренней угрозе. Военно-патриотическое воспитание основано на любви к Родине, преемственности боевых традиций русского народа и приобретении обучающимися военно-профессиональных компетенций.

От воспитания молодежи сегодня зависит будущее нашей страны. Россия -современное, развитое, культурное, образованное, эффективное и конкурентоспособное государство. Это и есть фундамент для построения нашего

59

будущего. Основными задачами военно-патриотического воспитания обучающихся в военном вузе являются:

1. формирование у курсантов чувства патриотизма и патриотического самосознания;

2. воспитание чувства героизма и верности традициям Российской армии;

3. формирование толерантного отношения к представителям других народов;

4. привитие молодежи чувства гордости, глубокого уважения к символам государства - Гербу, Флагу, Гимну Российской Федерации, историческому достоянию Отечества.

Цель работы - актуализировать методику развития у молодых парней гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирования профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества. Это требование особенно применительно сегодня к военной сфере.

В связи с поставленными задачами особую значимость имеет профессиональный подход к обучению и воспитанию курсантов в военном вузе. Важность военно-патриотического воспитания молодежи не раз подчеркивал Президент Российской Федерации В.В. Путин: «...патриотизм - одна из главных опор общества и государства. От того, как сегодня мы воспитаем молодежь, зависит будущее России как современного, эффективного государства. Культурное самосознание и духовные ценностные коды сегодня - объект жесткой конкурентности и противоборства хорошо срежиссированных атак на социумы. Увы, попытки влиять на целые народы -подчинить их своей воле - такая же реальность современного мира, как и войны за энергоресурсы. И порой они приводят к падению целых государственных строев. Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент -патриотизм, ничего лучшего пока не придумали» [1].

В одном из своих интервью В.Г. Распутин высказался о традициях заимствованности в современных условиях жизни: «Сколько в человеке памяти, столько в нем и человека» [2].

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

1. Историческая память поколений

Природа так выстроила человеческую жизнь, что эта нить не оборвется никогда, если формировать у последующих поколений историческую память. Именно поэтому велика и незаменима роль художественной литературы в военно-патриотическом воспитании будущих офицеров Вооруженных сил Российской Федерации.

Остановимся на произведениях современных авторов на героико-патриотическую тему. Идея нравственности, морали развивается в публицистических, поэтических, прозаических произведениях современных авторов. Объединяет многие эти произведения именно война. Мир не должен забывать ужасы войны, боль разлуки, страдания и, конечно же, гибель миллионов людей. Современные писатели стремятся показать значимость борьбы и цену Победе; донести до читателя чувства, мысли войны, дать глубокий анализ критическим периодам в жизни страны.

60

Годы Великой Отечественной войны не забудутся никогда. Однако, проблема войны актуальна и сегодня.

Таким образом, следует развивать возможности приобщения курсантов к художественной литературе в военном вузе, прививать будущим офицерам преемственность нравственных убеждений, систему ценностей, боевых традиций военнослужащих на примере героев литературных произведений.

К сожалению, художественные произведения периода Великой Отечественной войны не предостерегли людей от войны в дальнейшем. Современная военная проза -это литература Х1Х-ХХ вв. Наряду с темой Великой Отечественной войны (В. Астафьев «Прокляты и убиты», «Веселый солдат», «Связистка»; Л. Бородин «Ушел отряд»; А. Генатулин «Болят старые раны», «Среди валунов»; Е. Романова «Сутки в пехоте»; Э. Скобелев «Расстрел под Смоленском») возникает тема новых войн - Афганской, Чеченской, Сирийской, Украинской. В связи с этим в литературу вошли новые имена, участвовавшие в военных кампаниях и специальных операциях.

2. Новые акценты времени

Появились новые акценты, попытки понимания современного человека в условиях новых войн, измененного характера и пафоса военного времени.

В Афганской войне, как показало время, русская политика вмешательства в гражданский конфликт другой страны, решение политических проблем с применением оружия, была неверной и жестокой. «Афганская тема и слом военного самосознания - сочетание не случайное», - по мнению В. Пустовой [3].

Тема «спрятанной» от «посторонних глаз» войны - глаз граждан пронизывает почти каждое произведение современной литературы военный тематики. Фрагментарные боевые задания на чужой территории, ужасы нескончаемой войны -все это реалии нового времени. Последние войны: афганская, чеченская, сирийская подвели современного человека к необходимости мира [2].

Авторами современных произведений о войне зачастую становятся ее участники. Они активно и каждый по-своему осмысляют войну (О. Ермаков «Рассказы», «Благополучное возращение», «Афганские рассказы», «Последний рассказ о войне», «Колокольня», повесть «Возращение в Кандагар», роман «Знак зверя»; А. Бабченко цикл рассказов-зарисовок «Десять серий о войне», повести «Взлетка», «Алхан-Юрт», рассказ «Аргун»; О. Блоцкий «Афган. Рассказы и повесть»; А. Проханов «Кандагарская застава», «Два рассказа», рассказы «Сон в Кабуле», «Чеченский блюз», «Дерево в центре Кабула» и др.).

Произведения о войне различны по своей тематике, жанрово-стилевой направленности, имеют оттенки документальности и публицистичности. Они содержат высокую долю правдивости, глубокий смысл, философское осмысление реальных событий.

При подготовке курсантов военного вуза преподавателям гуманитарных дисциплин, командирам-наставникам следует говорить о непредвиденности войны, ее последствиях, вере в спасение, вспоминать образы героев и анализировать сюжеты произведений на военно-патриотическую тему современного периода.

61

Полковник Александр Александрович Колотило (1954) имеет более сотни прыжков с парашютом, совершенных из разных самолетов в различных по сложности условиях. 25 декабря 1979 года Александр Александрович в составе 103-й воздушно-десантной дивизии (ВДД) вошел в Афганистан, а 1 января 1980 года уже выпустил первый номер газеты «Гвардейская доблесть» на территории Афганистана. За период службы в Афганистане старший лейтенант Колотило был досрочно представлен к присвоению воинского звания капитан и неоднократно - к различным наградам.

Александр Александрович написал большое количество рассказов и очерков, повесть «Ошибка ефрейтора Зайферта» (2003), книгу «Афганистан идет за нами вслед» (2003). Регулярно его статьи и очерки появляются в СМИ. С 12 августа 2012 года является корреспондентом, редактором отдела центральной газеты Министерства обороны Российской Федерации «Красная звезда».

Еще в юные годы Александр Александрович Тамаников (1959-2021) был неравнодушен к защите Родины. Получив образование, окончив Самаркандское высшее военно-командное училище, он отправился на военную службу. В 2001 году стал известным писателем, через год - членом союза писателей Российской Федерации, обладателем премии в номинации «Лучшее перо России».

В 2015 году в копилке писателя появилась тема, раскрывающая боевые действия в Донбассе. В военном боевике «Дьявольский котел» автор раскрывает ход войны. События книги перекликаются с реальными событиями, происходившими у г. Дебальцево. Роман «Небратья» описывает трагические события, случившиеся в 2014 году в одесском Доме профсоюзов.

В 2017 году вышли 22 книги, в некоторых писатель рассказывает о событиях сражений с чеченскими террористами, событиями войны в Афганистане.

Тема унижения, насилия над человеком поднимаются в рассказе «Зимой в Афганистане» (2000), помогая раскрыть сопутствующую тему - тему веры в Бога. Мотив «Не убий!» проходит в рассказе Олега Николаевича Ермакова (1961). Если война не убивает человека, его может попытаться морально убить общество, как гражданское, так и армейское.

Олег Николаевич Ермаков (1961) служил в артиллерии на территории Демократической Республики Афганистан. В 1981 году там шла война. Реальность боевых действий произвела на рядового Ермакова сильные впечатления, которые легли в основу романа «Знак зверя» и сборника рассказов «Возвращение в Кандагар».

В «Афганских рассказах» автор изобразил характер героя, побывавшего на афганской войне; сосредоточил внимание на собственных переживаниях -ощущениях главного персонажа Мещерякова. В произведении «Последний рассказ о войне» О.Н. Ермаков призывает закончить войну, выйти из «афганского состояния» и передать собственный духовный опыт.

Следует обратить внимание на писателя с ярким темпераментом, что характерно для русского характера, Александра Владимировича Корасева (1971). Его творчество отражает проблемы современной армии. Он характеризует ее так: «Армия -порождение и отражение мира гражданского. Но отражение в кривом зеркале. Отражение искажает и преувеличивает, выворачивает наизнанку и превращает в пошлость привычные для человека представления о том, что хорошо, а что плохо, о

62

мере дозволенности, культуре, морали и чести, о дружбе и о войне. В армии опасность быть задавленным морально и физически исходит отовсюду».

С сентября 2015 по май 2017 годов Александр Владимирович находился в Донбассе. Служил командиром зенитно-ракетного взвода стрелковой роты отдельного штурмового батальона «Сомали». После ранения продолжил службу начальником танкового батальона, позже командовал взводом разведки. Выполнял боевые задачи в 2016-2017 гг.

Произведения А.В. Корасева по жанровой принадлежности близки к очеркам. «Предатель» - самое лучшее по драматургической выстроенности произведение. Речь писателя «звучит». Гласные звуки поют, а согласные чередуются между ними: «ветерок летуч и нежен, мотороллер тарахтит», и мы чувствуем его бензиновый запах.

3. Верность нравственному выбору

Следует отметить, что не только проза, но и стихи современных поэтов переполнены чувством патриотизма, любовью к малой родине, природе, тревогами людей. Наш современник также оказался перед нравственным выбором. Ключевой темой многих произведений Владимира Александровича Силкина (1954) являются перипетии воинской службы, региональные конфликты и войны, угрожающая смертельная опасность.

В.А. Силкин написал более десяти поэтических сборников. В его творчестве заметны тенденции классического напевного стиха, близкого к русской фольклорной традиции. Оттенки лиризма, напевности и мягкость, напоминающие произведения С. Есенина, А. Кольцова не мешают его стихам оставаться жесткими, в духе военного времени. В книге «Кавказский крест» поэт передает знания воинского быта, мистичность боевых действий. В сборнике «Блокпост» подводит черту большому периоду своего творчества фразой: «Я еще не вернулся с войны.»

Верность военной теме перекликается с мягким задушевным лиризмом, несмотря на это, читатель замечает тревогу. Слишком в трудное время существует герой В. Силкина.

В Культурном центре Вооруженных сил Российской Федерации В.А. Силкин представил свою книгу стихов «Кавказский крест» (2000). В первую очередь ее ждали бойцы, выполняющие свой воинский долг в Чечне. У каждого времени есть свой эпос. Не все авторы осмеливаются писать о войне, а тем более, печатать свои произведения сегодня. Интонация мужества, духовности, убедительности в произведениях В. Силкина должны сломать этот стереотип.

Элемент личного, натуралистичность, документальность, автобиографичность -все эти черты являются характерными для современной поэзии и прозы военно-патриотической направленности.

Нельзя не остановиться на нашумевшем романе Александра Проханова (1938) «Господин Гексоген». Этот писатель не похож на других. Ключевой идеей его произведений является идея государства - взаимоотношения личности и империи. Автор размышляет о роли духовных качеств человека, о влиянии драматических событий на его нравственный мир. В эпоху научно-технической революции (1970-е

63

гг.), первый период его творчества, важным для писателя были человек и общество. Автор выводит образ героя-человека: человека труда, человека дела...

Второй период творчества А. Проханова посвящен «локальным войнам» (Афганистан, Мозамбик, Ангола, Кампучия, Никарагуа, Чечня). Например, в романе «Дерево в центре Кабула» писатель рассказывает о событиях в Афганистане, «В островах охотник» описываются события в Кампучии, «И вот приходит вечер» рассказывает о Никарагуа, «Африканист» посвящен проблемам в Мозамбике. Эти произведения объединяются в единый цикл «Горящие сады». В 1980-х автор показывает влияние войны на духовный мир человека. Героями произведений становятся журналисты, фоторепортеры, художники, чьи профессии связаны с творческим нравственным миром человека. Волею судьбы и в силу своих профессий они попадают на войну, полностью отдавая себя работе. Одной из задач, стоящих перед А. Прохановым, было создание правдивых сюжетов: бунтов, мятежей, революционных столкновений. Писатель показывает своих героев в моменты преодоления ими трудностей. Так, личности Волкова, Глушкова, Белосельцева, Веретенова раскрываются в ходе решения тяжелых нравственных задач. Закалившись суровыми испытаниями их личности формируются, и они становятся способными победить эгоизм, слабость, обрести ответственность. Автор изображает войну глазами солдата - главного героя. Через призму человеческого характера изображены противоречивые чувства прошлого и настоящего. Сюжетная канва включает образ Москвы, образ Дома-родины. Параллельно с этими понятиями автор добавляет ощущения другой страны - необычный, в которой переплелись свои традиции и обычаи, привычки других народов. Описывая боевые действия в других странах, писатель показывает политический аспект войны: «.я имел возможность побывать на всех войнах, которые были тогда локальными. Я везде был, все это видел, пропустил через себя».

Третий период творчества А. Проханова связан с распадом СССР и его последствиями. Автор создал «Семикнижье красного завета» (семь романов о личности генерала Белосельцева). Написан А. Прохановым и роман-автобиография «Надпись», в котором автор вновь обращается к 1970-м годам.

В июне 2001 года А. Проханов заканчивает свой легендарный роман «Господин Гексоген», удостоенный премии «Национальный бестселлер» в 2001 году. Сюжет романа посвящен событиям 1999 года, времени прихода к власти В.В. Путина. В основе сюжета - скандал с любовными похождениями прокурора, неожиданная смерть Собчака, падение Березовского и Гусинского, отставка Степашина, взрывы жилых домов в Москве. Показаны многие политические фигуры страны: Ельцин, Лужков, Хакамада и др. Автор не называет реальных имен в романе, а использует псевдонимы: Истукан, Премьер, Прокурор, Астрос, Зарецкий... Но они узнаваемы читателем.

Главный герой романа - отставной генерал Виктор Андреевич Белосольцев, который много лет провел на войне, пройдя Афганистан. Непринятие перемен, произошедших в мире - это состояние, присущее главному герою. Его возвращает к жизни звонок из прошлого. Это один из художественных приемов Проханова. Сюжет его произведений начинает разворачиваться после телефонного звонка старого друга

64

(«И вот приходит вечер», «Африканист», «Последний солдат империи», «Красно-коричневый», «Сон о Кабуле» и др.).

«Господин Гексоген» - последний из семи романов «семикнижья». Первые четыре романа из «жития Белосельцева» описывают войны («Сон о Кабуле», «Африканист», «В островах охотник», «Бой на Рио-Коко»). Завершают цикл три романа - «три книги катастроф»: «Последний солдат Империи» (1991), «Красно-коричневый» (1993), «Господин Гексоген» (1999). Третий период творчества А. Проханова характеризует противоречивого героя, который то полон отчаяния, то желает самоотверженно спасать страну. «Все свое творчество я считаю хроникой новейшей истории, я помещал себя туда.», - так высказывается о своих произведениях писатель А. Проханов.

4. Плеяда достойных современников

Много имен современных писателей вошли в плеяду достойных современников, способных сориентировать молодого читателя - будущего офицера Вооруженных сил Российской Федерации, направить в нужное русло при морально-нравственном выборе. Не стоит забывать офицера, ветерана Великой Отечественной войны, военного журналиста, который изложил свои мысли и факты о войне в прозе «Афганский дневник» - Виктора Глебовича Верстакова. Также он написал музыку для своих стихов и исполнил много песен. Песни в авторском исполнении были задействованы в фильме «Офицерский романс», снятом на Центральном телевидении в 1991 году. Его стихи и публицистика переводились на разные языки мира -немецкий, болгарский, польский и др.

Игорь Николаевич Морозов - автор песни «Батальонная разведка» (1975), ветеран афганской войны. Эта песня посвящена отцу автора, командиру 172 Гвардейской дивизии Николаю Петровичу Морозову и всем советско-российским бойцам.

Что главное для поэта? Образы, рифма, средства художественной выразительности? Нет! Это для него лишь инструменты. Главное для автора - душа, любовь, верность себе и своему Отечеству. Эти инструменты в своей творческой деятельности также использовал и поэт, публицист, литературный критик, редактор военно-художественной студии Центрального Дома Российской Армии имени М.В. Фрунзе, заместитель Московской областной организации Союза писателей России, заслуженный работник культуры Российской Федерации, участник боевых действий, полковник запаса Игорь Евгеньевич Витюк (1960). Он является автором пяти книг стихов, на десятки из которых написаны песни («Сирия» на музыку Яна Березкина, «Марш военных политработников», «Победный парад в Хмеймиме», «Освобождение пальмиры», «Гимн Международного форума «Армия»» на музыку Владимира Храпкова). Игорь Витюк - автор официального гимна г. Пушкино Московской области (2016).

Невозможно оставаться равнодушными и к творчеству Михаила Федорова (1953). Дело его жизни - совмещать две профессии: адвоката и писателя. Однако его призванием является писательская деятельность. «Жизнь подсказывает, о чем писать. Жизнь, она как книга, ее только раскрывай и пиши», - так оценивала творчество мужа

65

Татьяна Федорова «Офицерский романс» супруга-писателя. В основе его произведений - реальные события.

Одним из авторских замыслов было написать книгу о российских военных, которые погибли при защите мира в Сирийской Арабской Республике: о майоре Романе Филиппове, лейтенанте Александре Прохоренко, капитане Марате Ахметшине, полковнике Ряфате Хабибуллине, подполковнике Олеге Пешкове и его штурмане Константине Мурахтине, о майоре Дмитрии Линнике. Эти имена и подвиги героев должны знать курсанты военного вуза - будущие офицеры Вооруженных сил Российской Федерации. Так, книга «Герои Сирии. Символы российского мужества» вышла в июне 2020 года.

В ноябре 2021 года о героях Сирии был снят фильм «Небо», который не оставил равнодушной многомиллионную аудиторию зрителей. Мы увидели, как все происходит! Что чувствуют российские летчики и спецназ на передовом рубеже?! Сюжет рассказывает, как они борются с «черной» смертью - терроризмом. В фильме впечатляют сцены, захватывают полеты. Молодые ребята в образах героев видят своих отцов, люди в возрасте - собратьев, а иногда, возможно, события перекликаются с их ратными делами. Проникновенно сыграла роль жены Мария Миронова. И это немаловажно! Ведь настоящая офицерская семья всегда формируется на взаимопомощи, товариществе, братстве.

Процесс развития российского государства и общества преподносит серьезнейшие вызовы в области воспитания и обучения молодого поколения. Государству нужны здоровые, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, готовые учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту.

Многие литераторы продолжают раскрывать тему современной войны. «Литературная газета» комментирует сегодня специальную военную операцию в Донбассе и на территории Украины. Поэты Центрального Дома Российской Армии имени М.В. Фрунзе, члены литературного объединения имени героя Советского Союза писателя В.В. Карпова пишут стихи о героизме российских воинов, защитниках и мирных жителях Донецкой и Луганской Народной Республик, о любви к родине, борьбе с нацизмом. Свое отношение к происходящему они выразили в книге «Своих не бросаем!».

Владимир Силкин посвятил свои стихи из сборника «2а други своя» событиям на Украине в целом и конкретным российским военнослужащим, участвующим в выполнении специальной военной операции. Александр Проханов не смог быть равнодушным к происходящему: «Мой стих упал на дно сухого моря / Ушел на фронт, забыв полить цветок. / Лицо жены, померкшее от горя. / Блокпост, стрельба, алеющий восток. /.Как воск потек железный ствол винтовки. / Платок жены по небу гонит ветер. / Мокры, как кровь в газетах заголовки. / Я умер и проснулся на рассвете. / ... Жилой квартал месили «грады». / Их оборона шла на убыль. / Убит комбат. Ему наградой / Послужит мертвый Мариуполь.». Александр Проханов считает, что российские танки в Киев послал не В.В. Путин и не С.К. Шойгу, а сама русская история. Писатель убежден, что после восстановления мира на Украине изменится многое. Будет другая экономика, появится необходимость управлять ресурсами.

66

Сегодня бьют в спину антироссийские кинескопы телеканалов и микрофоны радиостанций. Военная операция на Украине не оставила равнодушным ни одного россиянина [4]. Идеология Победы наполнила все российские гарнизоны, школьные классы, университетские кафедры, заводские цеха. Именно она, соединив Русское Небо и Русскую Землю станет духовной основой будущего.

ВЫВОДЫ

Литература, как и любое искусство, интеллектуальна. Она имеет философское, чувственно-эстетическое и другие значения. Именно многогранность позволяет ей воздействовать на эмоциональный, интеллектуальный и практический компоненты патриотизма. Литература во все времена актуальна как базовый компонент, участвовавший в формировании полноценной профессиональной конкурентоспособной личности будущего военного специалиста. И. Ильин писал: «По чтению можно узнать человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает; и каждый человек есть то, как он читает; и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочтенного - как бы букетом, собранным нами в чтении цветов» [5].

Нравственное воспитание курсантов военного вуза средствами художественной литературы выражается в переживании нравственных настроений, чувств и поступков, изображаемых героев. Самопознание происходит благодаря способности персонифицировать себя в образах и вступать в диалог с создателем этих образов. Если эти нравственно-эмоциональные состояния пережиты в воображении курсантов, то воспитательная цель достигнута.

Список литературы

1. Патриотическое воспитание: от слов к делу: сборник статей. - М.: Полиграф сервис, 2018. - 426 с.

2. Распутин В. Г. Сколько в человеке памяти столько в нем и человека / В. Г. Распутин // Ленинград. Искусство Ленинграда, 1990. - № 4. - С. 6-8.

3. Ключинская О. В. Принцип циклического построения сборника О. Ермакова «Афганские рассказы / О. В. Ключинская // Вестник Санкт-Петербургского университета, 2009. - № 3. - С. 64-70.

4. Взгляд.ру. Проханов: События на Украине не оставили равнодушными ни одного россиянина. (https://yandex.ru/turbo/vz.ru/s/news/2022/2/25/1145790.html Дата обращения 05.07.2022)

5. Ильин И. А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний / Иван Ильин. - Изд. 6-е. - Москва.: Дарь. 2013. - 20 с.

THE ROLE OF MODERN RUSSIAN LITERATURE ON THE MILITARY-PATRIOTIC THEME IN THE EDUCATION OF RUSSIAN SERVICEMEN

IN A MILITARY UNIVERSITY

Kulbashnaja E. V. *, Mashin V. N., Mashina A. V.

Military Educational and Scientific Center of the Air Force «N.E Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy», Voronezh, Russian Federation E-mail: elenakulbashnaja@rambler.ru *

67

The article considers one of the main stages of the structure of higher military education - military-patriotic education of future military specialists. The formation of the students' sense of patriotism and patriotic self-awareness is based on the perception of the texts of the works of fiction of modern Russian literature on the heroic-patriotic theme. The acquisition of military-professional competencies depends not only on the possession of the skills of the specialty, but also on the degree of implementation of the tasks of military-patriotic education. A systematic and multifaceted approach to the work of teachers and commanders brings positive results in this direction. The authors of the article analyze the artistic perception of the plots of journalistic, poetic and prose works of modern authors through the eyes of young people, based on love for the Motherland, continuity of the martial traditions of the Russian people. The future of our country, the strength and power of the Armed Forces of the Russian Federation depend on how young people are brought up today. This is the foundation for building the future, since a person is what he reads.

The article focuses on the works of the XIX-XX centuries. The new accents of time, the horrors of the endless war are considered (A.A. Tamanikov (1959-2021), O.N. Ermakov (1961), A.V. Karasev (1971), V.A. Silkin (1954), A.A. Prokhanov (1938), I.N. Morozov (1956), I.E. Vityug (1960) and As history and modernity show, patriotism is one of the main pillars of society.

Keywords: higher military education, military-patriotic education, modern Russian literature, prose of modern authors on a heroic-patriotic theme, modern war, symbols of Russian courage.

References

1. Patriotic education: from words to deeds: collection of articles, 426 p. (Moscow, Polygraph service, 2018).

2. Rasputin V.G., How much memory there is in a person is so much in him and man, Leningrad. The Art of Leningrad, 4, 6 (1990).

3. Klyuchinskaya O.V., The principle of cyclic construction of O. Ermakov's collection "Afghan stories, Bulletin of St. Petersburg University, 3, 64 (2009).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Vzglad.ry. Prokhanov: The events in Ukraine have not left a single Russian indifferent. (https://yandex.ru/turbo/vz.ru/s/news/2022/2/25/1145790.html Accessed 05.07.2022)

5. Ilyin I.A., The singing heart. The Book of Quiet contemplations, Ed. 6th, 320 p. (Moscow, Dar, 2013).

68

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.