Научная статья на тему 'Роль литературы в патриотическом воспитании молодежи'

Роль литературы в патриотическом воспитании молодежи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2772
377
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / МОЛОДЕЖЬ / ЛИТЕРАТУРА / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / PATRIOTISM / YOUTH / LITERATURE / PATRIOTIC EDUCATION / FICTION / MILITARY LITERATURE / LOCAL HISTORY LITERATURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Муравьёва Екатерина Игоревна

В данной статье анализируется роль литературы в патриотическом воспитании молодежи. Автор характеризует патриотизм с различных точек зрения научного сообщества. Автором представлены конкретные аспекты о роли исторической, художественной, военной и краеведческой литературы в патриотическом воспитании молодежи. В заключении автор приходит к выводу, что изучение литературы неотъемлемая часть патриотического воспитания молодежи, его основа, фундамент, первоисточник. Поэтому изучение литературы на героикопатриотическую тему обязательно должно быть как в школьной программе, так и в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF LITERATURE IN PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH

This article discusses the role of literature in the patriotic education of youth. The author characterizes patriotism from various points of view of the scientific community. The author presents specific aspects about the role of historical, artistic, military and local history literature in the patriotic education of youth. In conclusion, the author concludes that the study of literature an integral part of the Patriotic education of young people, its foundation, foundation, primary source. Therefore, the study of literature on the heroic and patriotic theme must be included in the school curriculum and in higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «Роль литературы в патриотическом воспитании молодежи»

Роль литературы в патриотическом воспитании молодежи

Муpавьёва Екатерина Игоревна,

соискатель, Военный университет Министерства обороны РФ, кафедра социально-культурной деятельности (№ 17) E-mail: ramzessa89@mail.ru

В данной статье анализируется роль литературы в патриотическом воспитании молодежи. Автор характеризует патриотизм с различных точек зрения научного сообщества. Автором представлены конкретные аспекты о роли исторической, художественной, военной и краеведческой литературы в патриотическом воспитании молодежи. В заключении автор приходит к выводу, что изучение литературы - неотъемлемая часть патриотического воспитания молодежи, его основа, фундамент, первоисточник. Поэтому изучение литературы на героико-патриотическую тему обязательно должно быть как в школьной программе, так и в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: патриотизм, молодежь, литература, патриотическое воспитание, художественная литература, военная литература, краеведческая литература.

Необходимость патриотического воспитания подрастающего поколения не вызывает на сегодняшний день никаких сомнений.

Роль и место патриотизма в общественной жизни было переосмыслено в связи с произошедшими существенными социальными, культурными и экономическими изменениями, произошедшими в современной России.

Поэтому, идея воспитания у подрастающего поколения патриотизма обрела значимость на уровне государства. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [1] в качестве одной из основных задач предусмотрено «формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания» [1].

Согласно опросам общественного мнения, около 60% молодых людей не видят для себя моральных авторитетов [2, с. 129]. К сожалению, за последние десятилетия никто не занимался мировоззрением подрастающего поколения. Ни одна страна в мире не может похвастать таким количеством выдающихся писателей, поэтов, философов, общественных деятелей, как Россия. И тот факт, что молодые люди владеют интернетом и социальными сетями, забывая о литературе, печально и чревато для развития страны.

В целом, патриотизм можно охарактеризовать как неотъемлемую черту человека, отражающую существующие отношения между «человеком и Родиной». Система «Человек-Родина» подразумевает нравственную и эмоциональную связь названных субъектов с комплексом исторических, культурных, этнических, религиозных, географических и иных представлений, собственно и сведенных в такое широкое понятие «Родина», имеющих ценностно-деятельностную природу и проявляющихся в стремлении отстаивать, защищать и приумножать данные ценности.

Как молодой человек осознает термин «патриотизм», какое он вкладывает в него содержание, такие нравственные нормы и поведение он у себя вырабатывает и реализует.

В современном научном сообществе существует много точек зрения на то, что можно считать патриотизмом; для данного понятия характерна поливариантность его использования:

1. Самая распространенная точка зрения, определяющая патриотизм как особое эмоциональное состояние - возвышенное чувство любви к родительскому дому, родному краю, Отечеству. По-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

добное состояние, как правило, включает в себя элемент деятельности: хочет предпринять какие-то действия на благо своей родной земли. Человек сознательно совершает эти действия.

2. Другая точка зрения характеризует так называемый государственный патриотизм. В этом случае объектом патриотизма выступает Держава, и проявляется он в чувстве национальной гордости граждан за Державу, за государство и их активное участие в укреплении государства. Здесь патриотизм выступает в качестве основы гражданской позиции и формируется вместе с правовым государством. Но если личность не видит со стороны государства заботы о себе, то никакой гражданственности у нее не сформируется.

3. Существует и такое направление, сторонники которого говорят о «личностном патриотизме», в соответствии с которым патриотизм трактуется как этап развития личности, ее духовное самосовершенствование и самовыражение. На этом уровне человек готов к самопожертвованию для блага Отечества. Большой вклад в разработку именно этого направления внесла русская философия, литература, искусство, Русская Православная Церковь [3, с. 81].

Таким образом, патриотизм - это одно из важнейших духовных достижений личности, которое характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активнодеятельностной самореализации на благо Отечества.

Проявление патриотизма может выражаться в различных формах: гордость за свою страну, за свой народ, уважение к истории своей страны, бережное отношение к традициям, ценностям.

Патриотическое поведение должно быть присуще молодежи, оно также выступает условием предотвращения антиобщественных явлений. Необходимо воспитывать патриотов, дисциплинированность членов общества, уделяя внимание качествам личности.

Тем самым можно утверждать, что образующие содержание поведенческого компонента патриотического сознания молодежи ценностные отношения показывают, каким образом человек оценивает такие явления как семья, труд, отечество, культура. На основании данной оценки человек и совершает конкретные действия и поступки. Иными словами, положительно оценивая, например, труд на благо Родины, он будет трудиться, то есть совершать конкретные трудовые действия, таким образом, чтобы принести пользу не только себе, но и своей стране; отрицательно оценивая труд - человек не будет стремиться сделать что-то для общего блага.

На личностном уровне молодежный патриотизм выступает как имманентное социокультурное и духовно-нравственное состояние, а также как важнейшая интегративная характеристика мо-5 лодого человека, которая находит выражение § в таких понятиях, как личностная социальная активность, готовность к защите Родины, уважи-° тельное отношение к другим людям, устойчивая ав связь с российским обществом.

Важную роль в формировании патриотизма играет семья: рассказы об участии дедушек, бабушек, родственников в жизни страны, города. Семья воспитывает с самого детства, именно в семье закладываются представления о морали. Именно в семье закладывается отношение к тем или иным традициям, включая отношение к чтению литературы, любовь к книгам.

Одной из форм формирования патриотизма является проведение походов по местам боевой славы, создание музеев, чтение литературы.

Вопрос о роли литературы в патриотическом воспитании молодежи сегодня широко обсуждается как в научных, так и политических кругах.

Так, 26 марта 2015 года в Государственной Думе состоялся круглый стол на тему «Роль литературы в патриотическом воспитании и развитии гражданского общества», организованный в рамках Года литературы в России РКС совместно с Комитетом ГосДумы по делам общественных объединений и религиозных организаций совместно и Русским академическим фондом [5].

На данном круглом столе широко обсуждалась необходимость создания национального учреждения, которое несло бы ответственность за книгу, как элемент культуры, воспитания, образования и просвещения. Дискуссируя о роли литературы в патриотическом воспитании молодежи, участники круглого стола высказывали различные точки зрения:

- «литература формирует личность, литература идеализирует поведение» [5];

- «художественная литература становится великой, когда она поднимает человеческий дух, когда она приближает человека к более высоким ценностям, когда она приводит человека в контакт с этими ценностями. И литература, как и культура, перестает быть литературой и культурой, когда они вызывают основные страсти, когда они разрушают нравственный характер человека. Тогда мы говорим, что это не культура, а псевдокультура или даже антикультура» [5];

- «понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты в связи со всей родной страной» [5];

- «в наше время, особенно в детской литературе, отсутствуют произведения о современном герое. Надо оснащать библиотеки современной литературой» [5];

- «должна быть создана система отбора для поддержки государством тех культурных явлений и проектов, которые действительно нужны людям. Кроме того, право голоса должны иметь не только члены профессиональных групп, но и представители различных социальных групп, уважаемых в обществе» [5].

В настоящее время в России понимание патриотизма ограничивается опытом прошлых сто-

летий - революции, воины, борьба за власть, стихийные бедствия. В наиболее тяжелое время для страны возрастает жертвенность во имя народа, своей Родины. Необходимо выработать такое содержание патриотизма, которое будет соответствовать XXI веку. Патриотизм граждан России должен восприниматься как общегосударственная идея, которая может сплотить людей.

В России патриотическое воспитание берет свое начало в истории и важную роль выполняет школа - воссоздание в памяти детей и молодежи героизма тех времен. Важную роль выполняют и другие образовательные учреждения, деятели искусства и средства массовой информации. Все они несут ответственность за патриотическое воспитание детей и молодежи.

Исторический опыт говорит о том, что в политической деятельности многих известных государственных деятелей всех времен и народов можно найти много ярких и наглядных примеров обращения их к патриотизму для решения политических задач и достижения наиболее сложных целей, что, несомненно, предполагало как сплочение, так и объединение нации. Ведь не только угроза иностранного порабощения, но и страх перед гибелью своих сограждан, страх перед захватом и разрушением национальных, материальных и культурных ценностей, обращение к святым для каждого гражданина чувствам всегда являлись мощным средством мобилизации самых различных слоев российского общества.

Незаменима роль краеведческой литературы в патриотическом воспитании молодежи.

Учебники по истории страны, региона, края помогают молодежи ознакомиться с патриотическими традициями народов России, участвуют в формировании собственной точки зрения на произошедшие исторические события. Изучение истории способствует формированию целостного мировоззрения, закладывает фундамент для «взращивания» настоящего молодого патриота и ответственного члена общества. Большое количество малоизвестных событий, которые при этом не потеряли своей значимости для людей, которые живут в эпицентре этого события, запечатлены в биографиях больших и малых городов, станиц, поселков, сел и аулов, в топонимике и всевозможных местах памяти «малой Родины» каждого из нас. Небольшие локальные войны, памятники архитектуры, события в сфере искусства: музыки, поэзии, театра, межкультурная интеграция, благотворительность - лишь малая доля того, что объединяет жителей страны в социальные единства [4, с. 79].

Большую роль в патриотическом воспитании молодежи играет военная литература.

Современная политическая обстановка в мире всё чаще заставляет вести разговоры о третьей мировой войне. Конечно, наша страна имеет современное оборудование для ведения боевых действий, ежегодно подготавливаются тысячи и тысячи солдат, которые будут защищать оте-

чество. Поэтому в головах нынешней молодёжи закрепился такой стереотип: если и будет война, нас это вряд ли коснётся, в конце концов это неплохая возможность проявить себя, совершить что-нибудь героическое и продвинуться по карьерной лестнице.

А что современная молодежь знает о войне? Официальное определение будет следующим: война - это конфликт между политическими образованиями, проходящий на почве различных претензий, в форме вооружённого противоборства, военных действий между их вооружёнными силами. Однако если говорить по факту, то это миллионы сломанных судеб, постоянные убийства и нескончаемый поток похоронных извещений, горе матерей, чьи дети отдали жизнь за страну, голод не только военных, но и гражданского населения, поскольку государство вкладывает все для победы, бесконечный страх и отсутствие уверенности в завтрашнем дне. Тот, кто однажды побывал на войне, никогда не вернётся прежним, а мы никогда не поймём, как это было на самом деле, какой ценой достаётся победа. Остаётся всё меньше живых свидетелей различных вооружённых конфликтов, поэтому наша цель - знать как можно больше подробностей об ужасах войны, чтобы впредь не допускать подобного. С этой целью снимаются фильмы, пишутся песни и книги.

Поэтому, истинное патриотическое воспитание молодого человека, при прочтении им книги о войне, о герое, состоит в том, чтобы он задумывался над такими вопросами как: А я бы поступил также? Смог бы поставить судьбу своей страны выше собственной жизни? Смог пренебречь своими интересами в пользу государства? Думаю, это вопрос риторический, каждый ответит по-своему, подкрепляя позиции различными аргументами. Однако одно остаётся неизменным: нельзя замалчивать такую тему, как война. Ни в коем случае нельзя скрывать от молодёжи то, какой ценой достаётся мирное небо над головой.

Несомненна роль художественной литературы в патриотическом воспитании молодежи.

Каждый регион нашей страны гордится выдающимися представителями художественной литературы, поэтами, историками и краеведами. В романах можно «узнать» описываемую местность, на которую указывают деревья, холмы, горы, расположение рек и озер. Писатели красочно описывают различные исторические события, будь то сражение на поле битвы, взятие крепости, защита родной деревни от врага или смена политического режима. При прочтении таких произведений невольно начинаешь гордиться своей страной, людьми, домом.

Если цель писателя красочно изложить события, то цель историков и краеведов подтвердить эти события в датах. Доказать существование того или иного человека, а иногда и целого города.

Благодаря поэтам, все события «покрываются» романтической дымкой, обретают реальность

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

в воображении читающих стихотворение людей. Благодаря поэтам можно в подробностях представить себе памятник, скульптуру, внешность воина или матери воина.

Таким образом, патриотизм как явление, причисляется к группе идейно-нравственных чувств и заключает в себе триединство когнитивного, поведенческого и эмоционального компонентов. Проявление правильного патриотического воспитания молодежи заключается в желании «отстоять» честь своей Родины, в способности оперировать историческими данными и фактами, в заботе о своем родном крае и земле, на которой живешь.

Патриотическое воспитание на уроках литературы осуществляется, прежде всего, через дидактический материал. Духовно-нравственный аспект патриотического воспитания реализуется на примере пословиц и поговорок, произведения и стихи о природе прививают любовь к родному краю (краеведческое и экологическое направления). Архивный материал достаточно редко используется в качестве дидактического материала, но, как показывает практика, именно документальный текст позволяет формировать историко-культурные и гражданско-правовые взгляды учащихся. Учителю очень важно при работе с таким материалом на уроке создать удачную педагогическую ситуацию, которая позволит построить систему «человек - общество - государство». Через эмоциональное восприятие материала у ученика формируется идеал служения Отечеству, который проявляется в державных ценностях (чувство гордости за свою страну, за своих предков), в социоцен-трических ценностях (чувство единения в трудную минуту), в общечеловеческих ценностях (суверенитет, мир - основа процветания и благополучия).

Изучение литературы - неотъемлемая часть патриотического воспитания молодежи, его основа, фундамент, первоисточник. Поэтому изучение литературы имеет место быть как в школьной программе, так и в высших учебных заведениях.

В целом, сложно переоценить роль исторической, военной, художественной, краеведческой и другой литературы, ведь книги - это всегда новые знания и колоссальный опыт предков. Именно они позволят не допустить ошибок прошлого ради построения светлого будущего

Литература

1. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на пери-

од до 2025 года» // Российская газета. 2015. № 122.

2. Мухина З.З. Патриотическое воспитание молодежи в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 50-летию организации поискового движения на Белгородчине / З.З. Мухина. Старый Оскол: СТИ НИТУ «МИСиС», 2019. 289 с.

3. Пугачев С.В. Патриотическое воспитание молодежи - главный аспект современности // International scientific review. 2019. № 2. С. 8084.

4. Пугачев С.В. Роль историко-литературного краеведения в патриотическом воспитании молодежи // International scientific review. 2019. № 5. С. 78-80.

5. Российский книжный союз: Круглый стол: «Роль литературы в патриотическом воспитании и развитии гражданского общества» // https://bookunion.ru/news/kruglyy_stol_rol_ literatury_v_patrioticheskom_vospitanii_i_razvitii_ grazhdanskogo_obshchestva/

ROLE OF LITERATURE IN PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH

Muraviova E.I.

Military University of the Ministry of Defense

This article discusses the role of literature in the patriotic education of youth. The author characterizes patriotism from various points of view of the scientific community. The author presents specific aspects about the role of historical, artistic, military and local history literature in the patriotic education of youth. In conclusion, the author concludes that the study of literature an integral part of the Patriotic education of young people, its foundation, foundation, primary source. Therefore, the study of literature on the heroic and patriotic theme must be included in the school curriculum and in higher educational institutions.

Keywords: patriotism, youth, literature, patriotic education, fiction, military literature, local history literature.

References

1. The order of the Government of the Russian Federation dated May 29, 2015 No. 996-r "On approval of the Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period until 2025" // Russian newspaper. 2015. No. 122.

2. Mukhina Z.Z. Patriotic education of youth in modern Russia: materials of the All-Russian scientific-practical conference with international participation dedicated to the 50th anniversary of the organization of the search movement in Belgorod region / Z.Z. Mukhina. Stary Oskol: STI NITU «MISiS», 2019.288 p.

3. Pugachev S.V. Patriotic education of youth - the main aspect of modernity // International scientific review. 2019. № 2. P. 80-84.

4. Pugachev S.V. The role of historical and literary study of local lore in the patriotic education of youth // International scientific review. 2019. № 5. P. 78-80.

5. Russian Book Union: Round table: "The role of literature in patriotic education and the development of civil society" // https:// bookunion.ru/news/kruglyy_stol_rol_literatury_v_patriotich-eskom_vospitanii_i_razvitii_grazhdanskogo_obshchestva/

о с

u

см

CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.