Научная статья на тему 'ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМАХ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА МАТЕРИАЛАХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМАХ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА МАТЕРИАЛАХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
121
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
молодежь / патриотизм / военно-патриотическое воспитание / органы власти и управления / правовые основы.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шиловцев А.В., Емельянова С.И., Сорокина Н.И., Степанов Р.И.

В современном мире, в условиях непрекращающегося геополитического соперничества между развитыми государствами, проблема патриотического воспитания поколения молодых граждан страны приобрела достаточно актуальный характер. Целью настоящей работы является характеристика основных направлений деятельности центральных, региональных и муниципальных органов власти и управления по организации системы военно-патриотического воспитания студентов высших учебных заведений на примере одного из субъектов Российской Федерации. В статье рассматриваются организационно-правовые основы проведения работы по патриотическому воспитанию молодежи в рамках государственных программ, раскрыты специфические черты и особенности осуществления этой деятельности в регионе. Авторы уделяют внимание показу накопленного опыта деятельности государственных и общественных организаций по вовлечению молодого поколения в мероприятия патриотической направленности. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу о том, что военно-патриотическое воспитание студентов различных учебных заведений является одним из важных факторов формирования в сознании чувства ответственности за обеспечение безопасности Отечества и готовности его защиты в случае необходимости. В соответствии с этим акцентируется внимание на необходимости развития и постоянного совершенствования системы военно-патриотического воспитания студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шиловцев А.В., Емельянова С.И., Сорокина Н.И., Степанов Р.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМАХ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА МАТЕРИАЛАХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021-10-300-305 ШИЛОВЦЕВ Андрей Владимирович,

NIION: 2018-0076-10/21 -280 кандидат исторических наук, доцент кафедры философии

MOSURED: 77/27-023-2021 -10-479 Уральского государственного аграрного университета,

УДК 37.035.6 доцент кафедры теории, методологии и правового обеспечения

государственного и муниципального управления Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, е-mail: a.shilovtsev@mail.ru

ЕМЕЛЬЯНОВА Светлана Ивановна,

старший преподаватель кафедры философии Уральского государственного аграрного университета,

e-mail: eva_vodzinska@mail.ru

СОРОКИНА Наталья Ивановна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Уральского государственного аграрного университета, e-mail: sorokina.nataly.iv@gmail. com

СТЕПАНОВ Роман Иванович,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Уральского государственного аграрного университета,

e-mail: ramanist89@mail.ru

ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМАХ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА МАТЕРИАЛАХ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Аннотация. В современном мире, в условиях непрекращающегося геополитического соперничества между развитыми государствами, проблема патриотического воспитания поколения молодых граждан страны приобрела достаточно актуальный характер. Целью настоящей работы является характеристика основных направлений деятельности центральных, региональных и муниципальных органов власти и управления по организации системы военно-патриотического воспитания студентов высших учебных заведений на примере одного из субъектов Российской Федерации. В статье рассматриваются организационно-правовые основы проведения работы по патриотическому воспитанию молодежи в рамках государственных программ, раскрыты специфические черты и особенности осуществления этой деятельности в регионе. Авторы уделяют внимание показу накопленного опыта деятельности государственных и общественных организаций по вовлечению молодого поколения в мероприятия патриотической направленности. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу о том, что военно-патриотическое воспитание студентов различных учебных заведений является одним из важных факторов формирования в сознании чувства ответственности за обеспечение безопасности Отечества и готовности его защиты в случае необходимости. В соответствии с этим акцентируется внимание на необходимости развития и постоянного совершенствования системы военно-патриотического воспитания студенческой молодежи.

Ключевые слова: молодежь, патриотизм, военно-патриотическое воспитание, органы власти и управления, правовые основы.

SHILOVTSEVAndrey Vladimirovich,

candidate of historical sciences associate Professor of the Department of Philosophy Ural State Agrarian University, Associate Professor of the Department of Theory, Methodology and Legal Support of State and Municipal Administration

Ural Federal University named after the First President of Russia Boris Yeltsin

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

EMELYANOVA Svetlana Ivanovna,

senior Lecturer of the Department of Philosophy Ural State Agrarian University

SOROKINA Natalia Ivanovna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Foreign Languages

Ural State Agrarian University

STEPANOV Roman Ivanovich,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Foreign Languages

Ural State Agrarian University

ABOUT ORGANIZATIONAL AND LEGAL FORMS OF PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENT YOUTH (BASED ON MATERIALS OF THE SVERDLOVSK REGION)

Annotation. In the modern world, in the conditions of incessant geopolitical rivalry between developed countries, the problem of patriotic education of a generation of young citizens of the country has become quite relevant. The purpose of this work is to characterize the main activities of central, regional and municipal authorities and management for the organization of the system of military-patriotic education of students of higher educational institutions on the example of one of the subjects of the Russian Federation. The article examines the organizational and legal basis for carrying out work on patriotic education of young people within the framework of state programs, reveals the specific features and features of the implementation of this activity in the region. The authors pay their attention to showing the accumulated experience of the activities of state and public organizations to involve the younger generation in patriotic activities. As a result of the conducted research, the authors come to the conclusion that the military-patriotic education of students of various educational institutions is one of the important factors in the formation of a sense of responsibility for ensuring the security of the Fatherland and readiness to protect it if necessary. In accordance with this, attention is focused on the need for the development and continuous improvement of the system of military-patriotic education of students.

Key words: youth, patriotism, military-patriotic education, authorities and management, legal foundations.

В памяти поколений российских граждан навсегда останется особый исторический период, связанный с участием страны в Великой Отечественной войне в 1941 -1945 гг. и с победой СССР над фашистской Германией. Советская Армия, которая спасла Европу от неминуемой гибели, всегда была предметом особой гордости советских людей. Это отношение к ней не изменилось и в годы «холодной войны», организованной по инициативе США, когда Вооруженные Силы СССР были вынуждены принимать скрытое или явное участие в некоторых локальных конфликтах, одним из которых стала война в Республике Афганистан в 1979 - 1989 гг.

Современная международная обстановка характеризуется нестабильностью и по-прежнему остается достаточно напряженной в силу множества деструктивных факторов, создаваемых различными государствами и их организациями в различных частях света. Особую роль здесь играют США, проводящие свои военно-политиче-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

ские операции и организующие агрессивные действия блока NATO на европейском и других континентах. В частности, к ним относится подстрекательство Украины к началу вооруженного конфликта с Российской Федерацией, военные приготовления в приграничных с ней районах и провокационные действия американской военной авиации в воздушном пространстве над акваторией Черного и Балтийского морей.

В начале XXI в. Вооруженные Силы РФ неоднократно привлекались к выполнению как миротворческих, так и непосредственно боевых задач в разных регионах мира. Так, например, благодаря присутствию российской армии обеспечивалась безопасность и режим выполнения взаимных договоренностей в разрешении конфликтной ситуации между бывшими республиками СССР - Арменией и Азербайджаном на территории Нагорного Карабаха в 2020 г.

С 2015 г. российская армия принимала активное участие в боевых действиях на стороне

правительственных войск против террористических формирований («Аль-Каида», «Исламское государство» и «Джебхат ан-Нусра») в Юго-Западной Азии во время активной фазы гражданской войны в Сирийской арабской республике. Следует отметить, что в этих операциях были задействованы не только российские сухопутные войска (включая мотострелковые, артиллерийские, танковые, инженерные и ракетные части) и военно-воздушные силы (в лице фронтовой, армейской и дальней авиация, сил противовоздушной обороны и даже космических войск), но и военно-морской флот, морская авиация, силы морской пехоты и специального назначения ФСБ и др. Благодаря умелым действиям российского военного командования, высококачественной выучке личного состава частей и подразделений Вооруженным Силам РФ удавалось успешно решать поставленные задачи, нанося значительный урон живой силе и технике противостоящего противника. С одной стороны, это происходило благодаря использованию в боевых действиях новейших образцов современной боевой техники и вооружений. Но все это было бы невозможно без высокой морально-психологической и физической подготовки личного состава российских вооруженных сил.

В соответствии со ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации [1]. Достигнув определенного возраста юноши, годные по состоянию здоровья, будут призваны на действительную военную службу, где будут проходить не только обучение воинским специальностям, но станут фактическими защитниками Отечества. Состояние боевой готовности российских вооруженных сил во многом будет зависеть от уровня морально-психологической подготовки личного состава частей и подразделений, от того, насколько будет высок уровень самоотдачи молодых людей при выполнении поставленных командованием задач. Поэтому именно военно-патриотическое воспитание будущих защитников Родины - одна из основных задач на этапе их допризывной подготовки.

Современное Российское государство продолжает уделять вопросам патриотического воспитания молодого поколения значительное внимание. Любовь к своему Отечеству, к большой и малой родине прививается человеку с детских лет. Через приобщение к истории своей семьи, своей страны, через показ достижений в самых разных областях политической, экономической и культурной жизни происходит процесс самоидентификации со своей Родиной. На примерах героического служения своему Отечеству начинается формирование чувства гордости за свое государ-

ство и готовности отдавать максимум сил для обеспечения его безопасности, дальнейшего развития и благополучия [2].

В рамках осуществления стратегии национального развития Министерство просвещения РФ разработало проект «Образование» на период с 2021 по 2024 г. Наряду с такими его направлениями, как «Социальная активность», «Молодые профессионалы», «Современная школа» особое место отведено сегменту «Патриотическое воспитание». За эти годы предполагается вовлечь в этот проект около 24% молодых россиян. В нормативных документах обозначены основные организационные формы осуществления этой работы, среди которых выделяются такие как:

- патриотическое движение Ассоциации студенческих патриотических клубов «Я горжусь!»;

- Всероссийские, окружные и межрегиональные мероприятия патриотической направленности, где должны принять участие около 640 000 человек;

- Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников», которая должна привлечь к своей деятельности не менее 3 млн детей;

- Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ», в работу которого планируется вовлечь не менее 6 млн детей;

- организация просмотра не менее 25 000 000 онлайн-уроков, направленных на гражданско-па-триотическое воспитание.

С 2021 по 2024 г. для выполнения этой программы из Федерального бюджета предполагается выделить 13.6 млрд руб. [3]. К организации деятельности по патриотическому воспитанию привлечено Федеральное агентство по делам молодежи «Росмолодежь» - специализированный общенациональный орган государственной власти, находящийся в ведении Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ.

Региональный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» успешно действует и в Свердловской области. Основной задачей этого проекта определено «создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» [4].

В рамках государственной программы «Реализация молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2024 года» действует подпрограмма «Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области». В качестве основных нормативных докумен-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

тов в реализации приоритетных направлений работы по патриотическому воспитанию выступают:

Приоритетные направления по патриотическому воспитанию определены в следующих документах:

- постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»» [5];

- План мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденный распоряжением Правительства РФ от 12.12.2015 г. № 2570-р [6];

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р [7];

- План мероприятий по реализации в 20162018 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденный распоряжением Правительства РФ от 23.12.2015 г. № 2648-р [8];

- Закон Свердловской области от 21 декабря 2015 г. № 151-ОЗ «О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы» [9];

- Закон Свердловской области от 11 февраля 2016 г. № 11-ОЗ «О патриотическом воспитании граждан в Свердловской области» [10];

- постановление Правительства Свердловской области от 03.12.2014 г. № 1082-ПП «Об утверждении комплексной программы Свердловской области "Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области на 2014-2020 годы"» [11];

- постановление Правительства Свердловской области от 30.08.2016 г. № 595-ПП «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы» [12].

Объемы финансирования для реализации подпрограммы «Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области» составляют всего 82 760.8 тыс. руб., из которых 3 100.8 тыс. руб. - средства из федерально бюджета, 78 760.0 тыс. руб. - из областного и 900.0 тыс. руб. - из местного бюджета [13].

Реализация программы патриотического воспитания молодежи в Свердловской области базируется на прочном организационном фундаменте, созданном в предшествующие годы. Только в 2017 г. в регионе действовало 203 военно-патриотических клуба, в которых занимались более 9.5 тыс. человек. Одной из эффективных форм

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

работы с молодежью допризывного возраста стала работа 41 оборонно-спортивного лагеря, в которых в тот период проходили подготовку 27% молодых граждан области.

В Свердловской области создано государственное автономное учреждение «Региональный центр патриотического воспитания» (РЦПВ), который ведет активную работу по осуществлению мероприятий патриотического характера и, в т.ч., готовит будущих участников соревнований всероссийского масштаба. При непосредственном участии РЦПВ ежегодно организуются около 60 областных мероприятий военно- и гражданско-па-триотической направленности, в т.ч., слеты допризывной молодежи [14].

В рамках программы осуществляется активная работа по привлечению Героев Российской Федерации, представителей ветеранских и общественных организаций к подготовке и проведению мероприятий патриотического характера. Среди таких мероприятий особое место занимают такие как:

- Всероссийская акция «Диалоги с Героями»;

- встречи Героев Отечества со школьниками и студентами колледжей и вузов, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург»;

- Всероссийская патриотическая акция «Свеча Памяти»;

- Всероссийская акция «Георгиевская ленточка» и др.

В этих мероприятиях ежегодно принимают участие более 100 тыс. молодых граждан Свердловской области [15].

Для того чтобы обеспечить успешное выполнение поставленных задач в деле патриотического воспитания молодежи, правительственным и общественным организациям области требуется постоянно развивать и совершенствовать успешно зарекомендовавшие себя формы и методы работы. В настоящее время на базе образовательных организаций только в г. Екатеринбурге существуют 460 объединений патриотической направленности, среди которых имеются 32 ветеранские организации (Свердловская областная общественная организация ветеранов «Союз Ветеранов», Свердловская областная общественная организация ветеранов пограничной службы «Граница», Свердловский областной Союз морских пехотинцев, Свердловская областная организация им. Героя Советского Союза Ю.В. Исла-мова, которая относится к Общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана»), волонтёрские отряды, кадетские классы, военно-патриотические клубы, поисковые отряды [16]. Свердловское региональ-

ное отделение «Поисковое движение России» насчитывает 62 организации, включая военно-поисковое методико-воспитательное объединение «Соболь» (г. Нижний Тагил), поисковые отряды «13 высота», «Р^.Возрождение», «Пограничник (г. Екатеринбург) и др. [17].

Каждая из организаций, ведущих работу по патриотическому воспитанию молодежи, использует накопленный опыт и ежегодно совершенствует свою работу. В качестве одной из возможных рекомендаций по совершенствованию этой деятельности применительно к высшим учебным заведениям можно предложить и такие формы:

- широкое освящение итогов деятельности военно-поисковых отрядов, созданных при вузах, выезжающих на места сражений Великой Отечественной войны, их вклад в поиск без вести пропавших в тот период советских солдат и офицеров;

- организация в клубах вузов еженедельного показа лучших художественных фильмов отечественного кинематографа, посвященных участию России в различных войнах и вооруженных конфликтах на всех этапах ее исторического развития («В начале славных дел» и «Россия молодая» (режиссер С. Герасимов) и др.), обращая особое внимание на борьбу СССР с фашизмом («Баллада о солдате» (режиссер Г. Чухрай), «Два бойца» (режиссер Л. Луков), «В бой идут одни старики» (режиссер Л. Быков), «Освобождение» (режиссер Ю. Озеров), «28 панфиловцев» (режиссеры К. Дружинин, А. Шальопа), «Ржев» (режиссер И. Копылов)), войну в Афганистане («Афганский излом» (режиссер В. Бортко), «9 рота» (режиссер Ф. Бондарчук)) и Сирии («Небо» (режиссер И. Копылов) и др.);

- организовать возложение памятных венков при посещении памятников и мемориальных комплексов героям Великой Отечественной войны и конкретным событиям, связанным с участием жителей данного населенного пункта в военных действиях в тылу и на фронте;

- организовать экскурсии в военно-исторических музеях, имеющихся в данной местности;

- активно привлекать ветеранские организации различных видов вооруженных сил к проведению встреч со студентами;

- вести постоянную работу по сохранению и увековечиванию памяти о сотрудниках вуза, принимавших участие в событиях Великой Отечественной войны и других военных конфликтах;

- вовлекать студенческую молодежь в движение «Бессмертный полк», посвященное победе советского народа в Великой Отечественной войне и др.

Для проведения работы в области необходимо использовать такие объекты как Музей Воз-

душно-десантных войск «Крылатая гвардия», «Муниципальный музей памяти воинов-интернационалистов «Шурави», Музей памяти воинов-та-гильчан, погибших в локальных войнах планеты, Мемориальный комплекс «Черный тюльпан», расположенный в центре г. Екатеринбурга

Каждое учебное заведение г. Екатеринбурга и Свердловской области имеет реальные возможности организовать тесное взаимодействие с существующими ветеранскими организациями в целях воспитания молодого поколения в духе патриотизма и готовности в любой момент встать на защиту своей Родины. Опыт участников боевых действий, их отношение к выполнению воинского долга, знакомство с героической историей края и страны может оказать значительное влияние в деле формирования моральных качеств патриотов Отечества.

Как отмечается в тексте Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: «В настоящее время усиливается сплоченность российского общества, укрепляется гражданское самосознание, растет осознание необходимости защиты традиционных духовно-нравственных ценностей, возрастает социальная активность граждан, их вовлеченность в решение наиболее актуальных задач местного и государственного значения» [18].

Список литературы:

[1] URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/5004a75d54e54d5824c87ac 2b96954f252610504/

[2] Шульженко М.Э. Патриотическое воспитание современной молодежи // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 240-243.

[3] URL: https://edu.gov.ru/national-project/ about/

[4] URL: https://minobraz.egov66.ru/site/ section?id=909

[5] URL: http://government.ru/docs/all/105292/

[6] URL: http://government.ru/docs/28661/

[7] URL: http://static.government.ru/media/files/ f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf

[8] URL: http://government.ru/docs/21308/

[9] URL: http://strategy2030.midural.ru/sites/ default/files/files/zakon_no_151-oz.pdf

[10] URL: http://zsso.ru/upload/site1/ document_file/MMNt9tW2r0.pdf

[11] URL: https://docs.cntd.ru/ document/411722303

[12] URL: https://docs.cntd.ru/ document/429064915

[13] URL: http://www.pravo.gov66.ru/media/ pravo/1047-nn.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[14] URL: http://www.pravo.gov66.ru/media/ pravo/1047-nn.pdf

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

[15] URL: http://www.pravo.gov66.ru/media/ pravoZ1047-nn.pdf

[16] URL: https://екатеринбург.рф/жителям/ образование/воспитание/побъединения

[17] URL: http://рф-поиск.рф/region/66/reestr/ [18] URL: http://www.kremlin.ru/acts/

Ьапк/47046/раде/1

Spisok literatury:

[1] URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/5004a75d54e54d-5824c87ac2b96954f252610504/

[2] Shul'zhenko М.Е. Patrioticheskoe vospita-nie sovremennoj molodezhi // Molodoj uchenyj. — 2017. — № 47 (181). — S. 240-243.

[3] URL: https://edu.gov.ru/national-project/ about/

[4] URL: https://minobraz.egov66.ru/site/sec-tion?id=909

[5] URL: http://government.ru/docs/all/105292/

[6] URL: http://government.ru/docs/28661/

[7] URL: http://static.government.ru/media/files/ f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf

[8] URL: http://government.ru/docs/21308/

[9] URL: http://strategy2030.midural.ru/sites/ default/files/files/zakon_no_151-oz.pdf

[10] URL: http://zsso.ru/upload/site1/docu-ment_file/MMNt9tW2r0.pdf

[11] URL: https://docs.cntd.ru/docu-ment/411722303

[12] URL: https://docs.cntd.ru/docu-ment/429064915

[13] URL: http://www.pravo.gov66.ru/media/ pravo/1047-PP.pdf

[14] URL: http://www.pravo.gov66.ru/media/ pravo/1047-PP.pdf

[15] URL: http://www.pravo.gov66.ru/media/ pravo/1047-PP.pdf

[16] URL: https://ekaterinburg.rf/zhitelyam/ obrazovanie/vospitanie/pob"edineniya

[17] URL: http://rf-poisk.rf/region/66/reestr/

[18] URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/47046/page/1

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.