Научная статья на тему 'Роль современного педагога дополнительного образования в области хореографического искусства'

Роль современного педагога дополнительного образования в области хореографического искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1554
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ / ADDITIONAL EDUCATION TEACHER / CHOREOGRAPHIC ART / SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATIONAL SERVICES / INNOVATIVE METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аршинова Алиса Андреевна

В настоящее время, в связи с динамично развивающейся системой дополнительного образования в области хореографического искусства, резко возросло внимание к проблеме «учитель-ученик». Сейчас педагог должен не только раскрыть творческий потенциал ребенка, реализовать и преобразовать его в конечный продукт, но и проводить свою работу в соответствии с индивидуальными качествами воспитанника, учитывая все факторы формирования и развития его как личности в общественной среде. В современном мире существует множество проблем, с которыми может столкнуться ребенок. Расовая дискриминация, соблазны современного общества, материальное неравенство, неблагополучная обстановка в доме все это заставляет ученика замыкаться в себе, провоцирует на агрессию, ставит в рамки ограниченности мышления и действий. В настоящее время необходимо обратить внимания на уровень подготовки педагогов дополнительного образования в области хореографического искусства. Реализация педагогического процесса ставит педагога дополнительного образования в области хореографического искусства перед необходимостью овладевать инновационными, дополнительными профессиональными качествами. При формировании содержания и методик воспитания на всех этапах системы дополнительного образования в области хореографического искусства, с соблюдением преемственности во всех формах, методах и средствах необходимо руководствоваться как классическими педагогическими методами, так и перспективными. Очевидно, что на основе данного подхода к процессу системы дополнительного образования в области хореографического искусства могут быть образованы учебные заведения инновационного типа; разработаны свои учебно-воспитательные планы и программы с учетом региональных, экономических и отраслевых условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аршинова Алиса Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE MODERN ADDITIONAL EDUCATION TEACHER IN THE FIELD OF CHOREOGRAPHIC ART

Now, in connection with dynamically developing system of additional education in the field of choreographic art, the attention to a problem «teacher-pupil» sharply increased. Now the teacher has not only to open the creative potential of the child, realize and transform it to the final product, but also carry out the work according to individual qualities of the pupil, considering all factors of formation and its development as persons in the public environment. In the modern world there is a set of problems which the child can face. Racial discrimination, temptations of modern society, material inequality, unsuccessful situation in the house all this forces the pupil to become reserved provokes to aggression, puts in a framework of limitation of thinking and actions. Now it is necessary to pay attention to the level of training of additional education teachers in the field of choreographic art. Realization of pedagogical process puts the additional education teacher in the field of choreographic art before need to seize innovative, additional professional qualities. When forming the contents and techniques of education at all stages of system of additional education in the field of choreographic art, with observance of continuity in all forms, methods and means it is necessary to use both classical pedagogical methods, and perspective. It is obvious that on the basis of this approach to process of system of additional education in the field of choreographic art educational institutions of innovative type can form; the teaching and educational plans and programs taking into account regional, economic and branch conditions develop.

Текст научной работы на тему «Роль современного педагога дополнительного образования в области хореографического искусства»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

MODERN EDUCATION PROBLEMS

РОЛЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

АРШИНОВА АЛИСА АНДРЕЕВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: arshinova.alisa@mail.ru

В настоящее время, в связи с динамично развивающейся системой дополнительного образования в области хореографического искусства, резко возросло внимание к проблеме «учитель-ученик». Сейчас педагог должен не только раскрыть творческий потенциал ребенка, реализовать и преобразовать его в конечный продукт, но и проводить свою работу в соответствии с индивидуальными качествами воспитанника, учитывая все факторы формирования и развития его как личности в общественной среде. В современном мире существует множество проблем, с которыми может столкнуться ребенок. Расовая дискриминация, соблазны современного общества, материальное неравенство, неблагополучная обстановка в доме - все это заставляет ученика замыкаться в себе, провоцирует на агрессию, ставит в рамки ограниченности мышления и действий. В настоящее время необходимо обратить внимания на уровень подготовки педагогов дополнительного образования в области хореографического искусства. Реализация педагогического процесса ставит педагога дополнительного образования в области хореографического искусства перед необходимостью овладевать инновационными, дополнительными профессиональными качествами. При формировании содержания и методик воспитания на всех этапах системы дополнительного образования в области хореографического искусства, с соблюдением преемственности во всех формах, методах и средствах необходимо руководствоваться как классическими педагогическими методами, так и перспективными. Очевидно, что на основе данного подхода к процессу системы дополнительного образования в области хореографического искусства могут быть образованы учебные заведения инновационного типа; разработаны свои учебно-воспитательные планы и программы с учетом региональных, экономических и отраслевых условий.

Ключевые слова: педагог дополнительного образования, хореографическое искусство, система дополнительных образовательных услуг, инновационные методы.

Современная система дополнительного образования отличается постоянной, динамично развивающейся направленностью на потребности общества, интересы молодежи, инновационные разработки. В современных условиях большое значение приобретает образ всесторонней гармонично развитой личности, возведение человека к нормам духовности и морально-нравственным идеалам, образцам эстетичной направленности, где место культурного воспитания имеет огромное значение, так как всесторонне развитый индивид способен стать хорошим специалистом в любой отрасли.

Раскрыть потенциал ребенка, комплексно организовать процесс обучения, систематизировать полученные знания в конечный продукт умения-навыки - основные задачи педагога. Но в последнее время, недостаточно простого взаимодействия в рамках схемы «учитель - ученик». Необходимо

полное всестороннее погружение не только в педагогический процесс, но и в полноценное общение, контакт ребенка и взрослого, анализ привычного окружения и естественного поведения ученика в нем.

Опытный педагог - это не только высококвалифицированный специалист, но и личность, способная почувствовать тонкую душевную организацию каждого ребенка.

Такой педагог активно участвует в межличностном общении со своими воспитанниками, дает советы, оказывает психологическую помощь. В таких отношениях системы «учитель - ученик» основополагающим фактором является доверие обучаемого своему наставнику, полное послушание, старание и желание оправдать надежды педагога.

Большое значение в воспитательном процессе в учреждениях дополнительного образования в

A. A. ARSHINOVA

области хореографического искусства имеет мотивация ребенка на хорошую, продуктивную работу, и, как следствие, получение желаемого результата.

Мотивационный фактор для каждого ребенка свой. В то время, как одного заинтересует сам процесс, другой будет ориентирован на конечный результат, третьего же подстегивает «соревновательный» момент внутри группы.

Задача педагога - определить те субъекты, которые влияют на мотивационную активность обучающегося учреждений дополнительного образования в области хореографического искусства.

Сделать это помогают следующие средства и приемы:

- анкетирование;

- устный опрос;

- визуальное наблюдение;

- анализ работы ребенка индивидуально и в группе;

- тестирование;

- беседа с родителями;

- психологические тесты на определение особенностей характера и темперамента;

- инновационные методики.

Дальнейшая педагогическая деятельность при

работе с детьми в учреждениях дополнительного образования в области хореографического искусства должна строиться на основании выводов, полученных вследствие изучения особенностей личности каждого ребенка. Данные результаты позволяют педагогу-организатору выбрать и соответствующую структуру урока для конкретных групп и каждого ребенка в частности:

- урок - игра;

- урок - конкурс;

- урок - лекция;

- урок - практика;

- комбинированный урок.

Огромное значение в работе педагога дополнительного образования в области хореографического искусства играет вовлечение родителей и опекунов в учебный процесс детей. Эмоциональная подготовка взрослых людей к возможным вариантам развития подросткового образования не просто необходима, скорее обязательна, ведь несоответствие ожидания родителей конечным результатам воспитательной деятельности - явление довольно распространенное. Для каждого родителя свой ребенок всегда будет самым лучшим, талантливым, перспективным и способным, отсюда и завышенные требования к своим детям. Педагог дополнительного образования в области хореографического искусства должен максималь-

но приблизить результат обучения воспитанника к требованиям их родителей, в тоже время если данное уравнение невозможно свести к максимально благоприятному результату, сгладить реакцию взрослого человека на конечный результат образовательной программы.

Проблему помогают решить следующие подходы к построению структуры урока:

- вовлечение родителей в образовательный процесс;

- открытые уроки;

- совместные задания для родителя и ученика;

- соревнования в рамках программы «мама -папа - Я»;

- участие в выставках, конкурсах и фестивалях.

В современном мире существует множество проблем, с которыми может столкнуться ребенок. Расовая дискриминация, соблазны современного общества, материальное неравенство, неблагополучная обстановка в доме - все это заставляет ученика замыкаться в себе, провоцирует на агрессию, ставит в рамки ограниченности мышления и действий.

Национальная принадлежность зачастую становится причиной конфликтов среди детей и даже учителей. Телевидение, радио и другие СМИ, в связи со сложившейся политической обстановкой, диктуют нам, что расовые различия вносят раскол в современное общество. Подрастающее поколение, еще не способное сформировать свое личное мнение, воспринимает получаемую ими информацию извне, как норму, своего рода аксиому, не требующую доказательств. Таким образом, если в группе оказывается ребенок, отличающийся от остальных цветом кожи, разрезом глаз или произношением, ученики уже подсознательно чувствуют опасность и испытывают отречение от общения с ним. Задача педагога заключается в сглаживании «острых» углов в отношениях внутри группы, стабилизации эмоционального фона детей, разработке способов сплочения разрозненного коллектива средствами хореографического искусства. Остро выраженная проблема современного общества, ставит актуальные задачи перед педагогами дополнительного образования в области хореографического искусства.

Зачастую ничем не занятые дети попадают под влияние плохой компании и, чтобы не казаться «белой вороной», уподобляются ребятам из неблагополучных семей. Таким образом, происходит обесценивание самой модели воспитания ученика как личности, с ярко выраженной гражданской позицией. В данном случае структура

SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

А. А. АРШИНОВА

219

дополнительного образования в области хореографического искусства обладает большей властью и способностью повлиять на выбор ребенка, так как внеклассное образование, не является принудительным - здесь каждый сам делает свой выбор, в зависимости от собственных целей, потребностей и возможностей. Педагог дополнительного образования в области хореографического искусства должен заинтересовать, мотивировать, стимулировать, направлять в правильное «русло», указать на отклонение от заданного «курса» и нарисовать перспективы выбора правильного «пути» развития. Данная проблема обретает резкое выражение в переходном возрасте, особенно у подростков, обособленных от внеклассных занятий, секций и кружков. Вовлечение ребенка в творческую среду способствует укреплению личностной позиции, дает свободу выбора в принятии решений, полностью реализует скрытый потенциал и совокупность возможностей.

В настоящее время необходимо обратить внимание на уровень подготовки педагогов дополнительного образования в области хореографического искусства.

Разработка долгосрочной стратегии связана с определением методологических и теоретических основ педагогической системы данного типа, выработкой достаточно универсальной модели решения этой задачи.

При этом уровень подготовки к профессиональной деятельности может быть существенно повышен, если:

- созданы, аргументированы и поняты педагогическими кадрами методологические и теоретические основы системы дополнительного образования в области хореографического искусства;

- готовые методологические и теоретические основы педагогического процесса обеспечивают его индивидуальную ориентацию, учитывают логику системы дополнительного образования в области хореографического искусства, совместно с воспитательными целями;

- процесс образования в системе дополнительного образования в области хореографического искусства приведен в соответствие с закономерностями и тенденциями современного общества;

- система обучения предусматривает вектор на решение профессионально-ориентированных задач на основе использования педагогических средств, методов, принципов, приемов и опирается на логику системы дополнительного образования в области хореографического искусства [1].

Педагог дополнительного образования в области хореографического искусства должен стре-

миться к активности, к «саморазвертыванию», к саморазвитию, самосовершенствованию, динамичности, умению добиваться успеха, быть широко образованный, профессионально подготовленный, творческий, способный решать сложные профессиональные задачи в быстро изменяющихся условиях, смело принимать новаторские решения и проводить их в жизнь на протяжении всей жизни.

Реализация педагогического процесса поставит педагога дополнительного образования в области хореографического искусства перед необходимостью овладеть инновационными, дополнительными профессиональными качествами: психолого-педагогического профиля, разнопланового хореографа (современному, классическому, народно-сценическому, бальному танцу). Специфика проявления обусловлена широкой эрудированностью педагога-воспитателя, внутренней собранностью, готовностью к экспромту и импровизации, построению учебно-воспитательного процесса, убедительного, на высоком уровне наглядного показа и способностью творчески развивать познавательные эстетические потребности в обучении искусству танца [2].

Перспективный, всеохватывающий, многоуровневый образовательный процесс воспитания и обучения предполагает владение педагога навыками комбинирования, составления, разработки многообразия возможностей проведения программы, особенностей хореографической направленности, возможности научить воспитанника. Для этого они должны обладать такими профессиональными качествами личности, как:

- собственное видение;

- эстетический вкус;

- разносторонность, обширный кругозор;

- фантазия при работе с музыкальным материалом, ритмичность;

- приятная внешность;

- большие творческие амбиции;

- владение актерским мастерством;

- интуиция;

- коммуникативные навыки.

Подробнее рассмотрим наиболее, по нашему мнению, важное профессиональное качество, как индивидуальный стиль, который включает в себя:

1) неповторимость, нестандартность, яркость;

2) чувство меры;

3) чувство юмора;

4) широкий кругозор, способность сделать образным излагаемый материал; саморегуляция психической деятельности, эмоциональных со-

А. А. А^ЫШОУА

стояний; самоконтроль, самообладание, управление настроением;

5) жестикуляция движения;

6) степень вариантности, богатство форм, методов и принципов; двигательная активность;

7) импровизация, педагогический экспромт;

8) быстрота реакций;

9) находчивость, изобретательность, коммуникабельность (легкость в общении, способность быстро находить контакт с обучающимися);

10) умение уловить изменения в состоянии обучающихся по незначительным признакам, способность проникать во внутренний мир человека.

Выделенные профессиональные качества личности педагога дополнительного образования в области хореографического искусства выражают идею приоритетности свободной формы сотрудничества педагога и ученика, перспективность форм работы, обмен культурными и профессиональными ценностями не только опытного хореографа и подростка, но и самих подростков между собой. Содержание образования в области хореографического искусства должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации.

При формировании содержания и методик воспитания на всех этапах, системы дополнительного образования в области хореографического искусства, с соблюдением преемственности во всех формах, методах и средствах необходимо руководствоваться как традиционными педагогическими методами, так и инновационными.

Очевидно, что на основе данного подхода к процессу системы дополнительного образования в области хореографического искусства могут быть созданы учебные заведения инновационного типа; разработаны свои учебно-воспитательные планы и программы с учётом региональных, экономических и отраслевых условий.

Литература

1. Чванова М. С. Инновационная концепция непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев / М. С. Чванова, С. В. Шанкина // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. № 1 (57). С. 270-275.

2. Шанкина С. В. Непрерывная подготовка специалистов спортивных бальных танцев как научно-педагогическая проблема // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. № 12 (68). С. 104-113.

References

1. Chvanova M. S. Innovatsionnaya kontseptsiya nepreryvnoj podgotovki spetsialistov sportivnykh bal'nykh tantsev [Innovative concept of continuous training of specialists of sports ballroom dances] / M. S. Chvanova, S.V. Shankina // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2008. № 1 (57). S. 270-275.

2. Shankina S. V. Nepreryvnaya podgotovka spetsialistov sportivnykh bal'nykh tantsev kak nauchno-pedagogicheskaya problema [Continuous training of specialists of sports ballroom dances as scientific and pedagogical problem] / S. V. Shankina // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2008. № 12 (68). S. 104-113.

* * *

ROLE OF THE MODERN ADDITIONAL EDUCATION TEACHER

IN THE FIELD OF CHOREOGRAPHIC ART

ARSHINOVA ALISA ANDREEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: arshinova.alisa@mail.ru

Now, in connection with dynamically developing system of additional education in the field of choreographic art, the attention to a problem «teacher-pupil» sharply increased. Now the teacher has not only to open the creative potential of the child, realize and transform it to the final product, but also carry out the work according to individual qualities of the pupil, considering all factors of formation and its development as persons in the public environment. In the modern world there is a set of problems which the child can face. Racial discrimination, temptations of modern society, material inequality, unsuccessful situation in the house - all this forces the pupil to become reserved provokes to aggression, puts in a framework of limitation of thinking and actions. Now it is necessary to pay attention to the level of training of additional education teachers in the field of choreographic art. Realization of pedagogical process puts the additional education teacher in the field of choreographic art before need to seize innovative, additional professional qualities. When forming the contents and techniques of education at all stages of system of additional education in the field of choreographic art, with observance of continuity in all forms, methods and means it is necessary to use both classical pedagogical methods, and perspective. It is obvious that on the basis of this approach to process of system of additional education in the field of choreographic art ed-

SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

А. А. APmHHOBA 221

ucational institutions of innovative type can form; the teaching and educational plans and programs taking into account regional, economic and branch conditions develop.

Key words: additional education teacher, choreographic art, system of additional educational services, innovative methods

A. A. ARSHINOVA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.