Научная статья на тему 'Современные тенденции развития системы дополнительного образования в области хореографического искусства'

Современные тенденции развития системы дополнительного образования в области хореографического искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1417
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЛИЧНОСТЬ / SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATIONAL SERVICES / CHOREOGRAPHIC ART / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аршинова Алиса Андреевна

В последние годы система дополнительных образовательных услуг в области хореографического искусства обретает новые грани в современных условиях предоставления программ внеклассного обучения и гармоничного развития личности. Значительно выросла заинтересованность семей в получении их детьми дополнительного образования как на бюджетной, так и на коммерческой основе, участии в конкурсных и благотворительных мероприятиях, как на региональном, так и на всероссийском, и даже международном уровне. Факторы, обусловливающие возросший интерес к дополнительному образованию в области хореографического искусства, позволяют сформировать новый облик системы внешкольного воспитания детей, развивать перспективные модели обучающих программ, применять новейшие методики предоставления материала. Появляется потребность в привлечении новых, высококвалифицированных, профессиональных педагогических единиц. Остро ощущается нехватка инновационных технологий, дефицит современного оборудования и инвентаря, отсутствие прогрессивного планирования при разработке и дополнении структуры учебного процесса. Необходимо создание нового имиджа системы дополнительного образования детей в области хореографического искусства в СМИ, образа, который сможет соответствовать потребностям современного общества. В противном случае, мы будем наблюдать резонанс возросших ожиданий потребителя и невозможностью системы дополнительных образовательных услуг в области хореографического искусства соответствовать требованиям общества. На данный момент система дополнительных образовательных услуг стоит на пороге перехода на качественно новый современный уровень функционирования, интеграцию инновационных и традиционных методов и форм обучения, внедрение прогрессивных технологий и оборудования. Большую роль при этом играет привлечение молодых, заинтересованных специалистов, ориентация воспитанников на личностный результат, качественный и количественный продукт, получаемый в ходе образовательного процесса в системе дополнительных образовательных услуг в области хореографического искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аршинова Алиса Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT TRENDS OF DEVELOPMENT OF SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF CHOREOGRAPHIC ART

In recent years the system of additional educational services in the field of choreographic art finds new sides in modern conditions of providing programs of out-of-class training and harmonious development of the personality. Considerably interest of families in receiving additional education by their children both on budgetary, and on a commercial basis, participation in competitive and charitable actions, both on regional, and on All-Russian, and even the international level grew. The factors causing the increased interest in additional education in the field of choreographic art allow to create the new image of system of out-of-school education of children, to develop perspective models of the training programs, to apply the newest techniques of granting material. There is a need for attraction of new, highly skilled, professional pedagogical units. There is shortage of innovative technologies, deficiency of the modern equipment and stock, lack of progressive planning during the developing and addition of structure of educational process. Creation of new image of system of additional education of children in the field of choreographic art in mass media, an image which will be able to correspond to requirements of modern society is necessary. Otherwise, the author observes a resonance of the increased expectations of the consumer and impossibility of system of additional educational services in the field of choreographic art to conform to requirements of society. At the moment the system of additional educational services is on the threshold of transition to qualitatively new modern level of functioning, integration of innovative and traditional methods and forms of education, introduction of progressive technologies and the equipment. Thus involvement of the young, interested experts, orientation of pupils to the personal result, a qualitative and quantitative product received during educational process in system of additional educational services in the field of choreographic art plays large role.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития системы дополнительного образования в области хореографического искусства»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

MODERN EDUCATION PROBLEMS

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

АРШИНОВА АЛИСА АНДРЕЕВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: arshinova.alisa@mail.ru

В последние годы система дополнительных образовательных услуг в области хореографического искусства обретает новые грани в современных условиях предоставления программ внеклассного обучения и гармоничного развития личности. Значительно выросла заинтересованность семей в получении их детьми дополнительного образования как на бюджетной, так и на коммерческой основе, участии в конкурсных и благотворительных мероприятиях, как на региональном, так и на всероссийском, и даже международном уровне. Факторы, обусловливающие возросший интерес к дополнительному образованию в области хореографического искусства, позволяют сформировать новый облик системы внешкольного воспитания детей, развивать перспективные модели обучающих программ, применять новейшие методики предоставления материала. Появляется потребность в привлечении новых, высококвалифицированных, профессиональных педагогических единиц. Остро ощущается нехватка инновационных технологий, дефицит современного оборудования и инвентаря, отсутствие прогрессивного планирования при разработке и дополнении структуры учебного процесса. Необходимо создание нового имиджа системы дополнительного образования детей в области хореографического искусства в СМИ, образа, который сможет соответствовать потребностям современного общества. В противном случае, мы будем наблюдать резонанс возросших ожиданий потребителя и невозможностью системы дополнительных образовательных услуг в области хореографического искусства соответствовать требованиям общества. На данный момент система дополнительных образовательных услуг стоит на пороге перехода на качественно новый современный уровень функционирования, интеграцию инновационных и традиционных методов и форм обучения, внедрение прогрессивных технологий и оборудования. Большую роль при этом играет привлечение молодых, заинтересованных специалистов, ориентация воспитанников на личностный результат, качественный и количественный продукт, получаемый в ходе образовательного процесса в системе дополнительных образовательных услуг в области хореографического искусства.

Ключевые слова: система дополнительных образовательных услуг, хореографическое искусство, инновационные технологии, личность

Система дополнительного образования в России получила свое развитие в конце XIX в. Возникновение творческих мастерских, клубов по интересам, летних лагерей дало мощный старт формированию досугового сектора. В дальнейшем, благодаря постоянно возрастающему интересу к дополнительным образовательным услугам, стало возможным полагать, что система внеклассного обучения является полноценным компонентом, обусловливающим гармоничное и всестороннее развитие личности, аспектом, помогающим учащимся в выборе будущей профессии и фактором, раскрывающим их внутренний потенциал.

Сегодняшние жизненные условия: ее динамика и ритм, огромные нагрузки, как умственные, физические, так и моральные, эмоциональные,

здоровье детей, возрастающий уровень ожиданий родителей - все это вызывает необходимость организации образовательных услуг в области хореографического искусства.

Создание и развитие рынка дополнительных образовательных услуг - процесс комплексный, имеющий неоднозначный характер. Понимание образования как услуги и его реализация предполагает функционирование рыночных механизмов, таких как финансовые отношения между субъектами сферы образовательных услуг.

В данных условиях меняется значение взаимоотношений человека и общества. Воспитание становится частью образовательных услуг, а личность получает права клиента и требует высочайшего качества реализуемых услуг, учитывающих потребности детей и их опекунов.

Услуга в области образования является неоднозначным товаром, имеющим свои особенности, свойства и требования.

Данные услуги - это товар, преобразующий потенциального потребителя. Образовательная услуга характеризуется всесторонним влиянием на индивидуальные психологические особенности человека.

Полнота спектра образовательных услуг объясняется, в первую очередь, разнообразием их содержания: по направлению подготовки, базису и основе, широте потребительского спроса. Сюда относят такие основополагающие различия, как этапы воспитания, а также наличие или отсутствие четких предпочтений, необходимых качеств к обучающемуся, его эмоциональным и психологическим особенностям, состоянию здоровья и др.

Неэффективные, невостребованные в обществе образовательные услуги в области хореографического искусства не могут считаться полноценными.

Своеобразие дополнительных образовательных услуг выявляется и в том, что их заказчиком, основным субъектом выбора, выступают не сами дети, а их опекуны. Таким образом потребитель и заказчик являются далеко не одним и тем же лицом, что вносит значительные затруднения в плане анализа желаний потребителей. Требования родителей определяются достаточно четко, причем качество знаний зачастую не стоит на первом месте. Лидирующие позиции в предпочтении заказчика занимает благоприятный социально -психологический климат в учреждении дополнительного образования детей в области хореографического искусства, разработка различных схем занятости ученика.

Дополнительные образовательные услуги включают то, что способно удовлетворить образовательные потребности родителей в соответствии с их моральными и эстетическими ценностями, с уровнем их нравственного развития и воспитания, культурными обычаями в рамках современного общества.

Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени [1].

Представленные дополнительные образовательные услуги в области хореографического искусства есть максимально полное удовлетворение потребностей общества во всестороннем образовании воспитанников, развитии их личностных возможностей и интересов, воплощение единства семейного и всестороннего воспитания. Данный факт дает возможность укрепить материальную базу образовательных учреждений, сохранить опытные высокопрофессиональные кадры, стимулировать сотрудников на работу в рамках системы «каждому по заслугам», поддержать престиж дополнительного образования, привлечь к работе с ребятами высококвалифицированных специалистов здравоохранения, науки, культуры для максимального удовлетворения запросов семей.

Основной задачей дополнительного образования детей является создание условий для комплексного взаимодействия воспитанника с предоставляемыми ему теоретическими и практическими методиками получения и восприятия заранее заготовленного материала.

В сфере дополнительного образования ребёнок может реализовать своё личностное право на свободный выбор цели, освоить способность к позитивному целеполаганию, умению достигать целей своего жизненного предназначения. Свободный выбор ребёнка есть существенный признак дополнительного образования поэтому, в широком смысле слова, дополнительное образование - это образование целевого выбора [2].

В настоящее время прослеживается тенденция увеличения объема поставляемых услуг дополнительного образования, особенно в области хореографического искусства не только в специализированных учреждениях, но и в структурных подразделениях дошкольного и школьного образования. Следует отметить резко возросший в последние годы, интерес педагогических кадров, руководителей систем внешкольного образования. Здесь на первое место выходит не знание, как таковое, а ученик, способный преобразовать полученный материал, сформировать индивидуальный взгляд на проблему в целом, сгенерировать матрицу решений.

Большая востребованность дополнительных образовательных услуг, в области хореографического искусства, в настоящее время обусловлена следующими, динамично развивающимися и совокупно дополняющими друг друга факторами:

1) фактор доступности, подразумевающий возможность получения знаний учеником, независимо от возраста, пола, расовой и религиозной принадлежности;

А. А. АКЗЫМОУА

2) фактор личностно-деятельностного характера познавательного процесса, способствующий созданию мотивации, помогающий в самоопределении и самореализации индивидуума;

3) фактор личностно ориентированного подхода к каждому ребенку, позволяющий создать ситуацию «максимального успеха для каждого»;

4) количественный фактор, включающий многообразие видов деятельности, среди которых каждый ученик может выбрать именно то, что ближе всего ему;

5) фактор лояльности, признающий за ребенком право на пробу и ошибку, возможность пересмотрения и изменения профиля личностной направленности.

Современными задачами, стоящими перед системой дополнительных образовательных услуг в области хореографического искусства, явля-

явлению потребностей родителей, детей, общественности.

В последние годы значительно выросла заинтересованность семей в получении их детей дополнительного образования в области хореографического искусства как на бюджетной, так и на коммерческой основе, участии в конкурсных и благотворительных мероприятиях, как на региональном, так и на всероссийском, и, даже, международном уровне.

Ответом на данное явление стало постоянно возрастающее число образовательных программ, привлечение новых технологий, методов и средств обучения, появление инновационных форм проведения занятий, формирование коммерческих и некоммерческих организаций, разрабатывающих и реализующих проекты проведения детского досуга в области хореографического искусства.

Возрастает потребность в привлечении высококвалифицированных, профессиональных педагогических единиц, но, несмотря на наметившуюся тенденцию роста заработной платы педагогов дополнительного образования в области хореографического искусства, в настоящий момент резко обострена проблема оттока опытных специалистов и привлечения молодых кадров.

В связи с интенсивным ростом рынка труда, появлением новых профессий, сфер и направле-

ний человеческой деятельности, появляется необходимость расширения спектра дополнительных образовательных программ в области хореографического искусства и адаптирования уже имеющихся к динамично развивающимся условиям функционирования личности в современном мире, стоящем на пороге глобализации и интеграции. Остро ощущается нехватка инновационных технологий, дефицит современного оборудования и инвентаря, отсутствие прогрессивного планирования при разработке и дополнении структуры учебного процесса в области хореографического искусства [1].

Необходимо создание нового имиджа системы дополнительного образования детей в СМИ, образа, который сможет соответствовать потребностям современного общества.

Фундаментальными направлениями в области рекламы учреждений дополнительного образования в области хореографического искусства являются:

- оглашение совокупного опыта учреждения дополнительного образования, издание методичек, визиток, демонстрация рекламных фильмов;

- публикации научных трудов в публицистических изданиях;

- всеобщая реализация педагогических идей, разработок, программ;

- организация профессиональных семинаров;

- изготовление рекламных баннеров и плакатов;

организация съемки мотивирующих видеофильмов об образовательном учреждении дополнительных услуг в области хореографического искусства и на ТВ.

Ежегодно возрастает необходимость образования маркетинговых служб учреждений дополнительных образовательных услуг в области хореографического искусства, их взаимодействия с обществом.

Группы, с которыми работают образовательные учреждения, можно разделить на:

- внутреннюю - воспитанники, входящие в состав учреждения дополнительного образования, воспитатели, учителя, иные работники учреждения;

- внутренне-внешнюю - опекуны воспитанников, организаторы, управленческий состав;

- внешнюю - потенциальные клиенты, ячейки общества,не пользующиеся услугами учреждений, иные учреждения, органы местного самоуправления.

Большую роль здесь также играет взаимодействие институтов государства, семьи, гражданского общества.

Основными этапами предоставления дополнительных образовательных услуг в области хореографического искусства являются:

1) идея - этап создания дополнительной образовательной услуги;

2) этап активного предоставления дополнительной образовательной услуги;

3) этап контроля.

Для повышения качества систем дополнительного образования в области хореографического искусства приоритетно создание конкурентной среды, стимулирующей рост качества услуг, предоставляемых населению и обеспечивающей непрерывное и динамическое развитие преобразования педагогического опыта и комплексных инновационных разработок в целостный организационно-методологический процесс воспроизводства накопленного материала.

Таким образом, на данный момент система дополнительных образовательных услуг в области хореографического искусства стоит на пороге перехода на качественно новый современный уровень функционирования. Расширенные возможности предложения породят глобальный спрос в секторе внешкольного образования, что, в свою очередь, сделает возможным привлечение потенциальных инвесторов, расширение технической и организационной базы оказания образовательных услуг (секций, кружков, инновационных

центров и др.) в области хореографического искусства.

Литература

1. Шинкарева Л. В. Дополнительные образовательные услуги в дошкольном учреждении: понятие, виды, особенности реализации / Л. В. Шинкарева, А. А. Воробьева // Проблемы и перспективы развития образования: мат-лы Междунар. науч. конф. Пермь: Меркурий, 2011. Т. I. С. 92-95.

2. Шанкина С. В. Социокультурные процессы развития системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. № 12 (68). С. 104-113.

References

1. Shinkareva L. V. Dopolnitel'nye obrazovatel'nye uslugi v doshkol'nom uchrezhdenii: ponyatiye, vidy, osobennosti realizatsii [Additional educational services in preschool institution: concept, types, features of realization] / L. V. Shinkareva, А. А. Vorob'eva // Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: mat-ly Mezhdunar. nauch. konf. Perm': Merkurij, 2011. T. I. S. 92-95.

2. Shankina S. V. Sotsiokul'turnye protsessy razvitiya sistemy nepreryvnoj podgotovki spetsialistov sportivnykh bal'nykh tantsev [Sociocultural developments of system of continuous training of specialists of sports ballroom dancing] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2008. № 12 (68). S. 104-113.

* * *

CURRENT TRENDS OF DEVELOPMENT OF SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF CHOREOGRAPHIC ART

ARSHINOVA ALISA ANDREEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: arshinova.alisa@mail.ru

In recent years the system of additional educational services in the field of choreographic art finds new sides in modern conditions of providing programs of out-of-class training and harmonious development of the personality. Considerably interest of families in receiving additional education by their children both on budgetary, and on a commercial basis, participation in competitive and charitable actions, both on regional, and on All-Russian, and even the international level grew. The factors causing the increased interest in additional education in the field of choreographic art allow to create the new image of system of out-of-school education of children, to develop perspective models of the training programs, to apply the newest techniques of granting material. There is a need for attraction of new, highly skilled, professional pedagogical units. There is shortage of innovative technologies, deficiency of the modern equipment and stock, lack of progressive planning during the developing and addition of structure of educational process. Creation of new image of system of additional education of children in the field of choreographic art in mass media, an image which will be able to correspond to requirements of modern society is necessary. Otherwise, the author observes a resonance of the increased expectations of the consumer and impossibility of system of additional educational services in the field of choreographic art to conform to requirements of society. At the moment the system of additional educational services is on the threshold of transition to qualitatively new modern level of functioning, integration of innovative and traditional methods and forms of education,

A. A. ARSHINOVA

introduction of progressive technologies and the equipment. Thus involvement of the young, interested experts, orientation of pupils to the personal result, a qualitative and quantitative product received during educational process in system of additional educational services in the field of choreographic art plays large role.

Key words: system of additional educational services, choreographic art, innovative technologies, personality

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.