Вестник ТГПУ (TSPUБЫИт). 2017. 8 (185)
УДК 37.047
DOI: 10 .23951/1609-624Х-2017-8-114-117
УСЛОВИЯ ОСВОЕНИЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Л. Г. Тимошенко
Томский государственный педагогический университет, Томск
Рассматриваются вопросы перехода детских музыкальных школ, являющихся неотъемлемой частью системы дополнительного образования, на предпрофессиональные программы в области художественного образования, направленные на дальнейшее профессиональное самоопределение выпускников школ искусств. Представлены результаты анализа программ предпрофессиональной направленности и выявлены проблемы в их реализации. Наиболее существенными оказались повышенные физические и временные нагрузки и отсутствие мотивации со стороны родителей и детей. Приведены требования, предъявляемые для обучения по дополнительным предпрофессиональным программам, и выделены зоны ответственности всех сторон образовательного процесса. Выявлены условия, необходимые для формирования положительной мотивации и успешного освоения, дополнительных предпрофессиональных программ. Среди них умение педагога выстраивать процесс обучения таким образом, чтобы тяжелые физические нагрузки, связанные с освоением хореографических дисциплин, воспринимались как необходимость для получения результатов обучения, заинтересованность родителей и вовлечение их в процесс обучения, формирование у обучающихся устойчивого интереса к предметам предпрофессиональной программы.
Ключевые слова: дополнительное образование, предпрофессиональные программы, мотивация, хореографическое искусство.
Образование в сфере культуры и искусства -это уникальный способ формирования личности, органично сочетающий в себе воспитание и обучение, а также важнейшая составляющая культурно-образовательного пространства в современном российском обществе. Школы искусств, являющиеся частью системы дополнительного образования, в настоящее время решают не только социально значимые вопросы развития творческой одаренности, детской занятости и организации досуга, но и создают условия для формирования профессиональных интересов в самых разных областях искусства.
К сожалению, ряды выпускников школ искусств в последние годы редко пополняют число студентов, желающих получить художественное образование. После окончания обучения многие из выпускников, получив образование в определенной области искусств, не продолжают профессиональное обучение, а поступают в учебные учреждения других профилей. Это связано с тем, что престиж образования в сфере культуры и искусства не высок. Среди родителей и детей, стоящих на пороге школы и готовых к выбору дальнейшей профессии, бытует негласное ранжирование «нужных и важных» профессий по их престижности, «модности» и материальной обеспеченности. Низкий уровень заработной платы в сфере культуры и искусств не позволяет ей подняться на одну ступень с более престижными, по
мнению родителей и выпускников школ, профессиями.
Поэтому основной целью обучения для родителей и детей, впервые переступивших порог школы искусств, является не будущая профессиональная ориентация в выбранной области, а общее художественно-эстетическое развитие. При этом каждый из родителей мечтает видеть своего ребенка на сцене, но о дальнейшем профессиональном определении речи не идет.
В связи с этим инициирование Министерством культуры Российской Федерации изменений в ФЗ «Об образовании» относительно функционирования детских школ искусств дало возможность сделать их особыми учреждениями дополнительного образования, реализующими предпрофессиональ-ные программы в области искусств и обучающими детей, имеющих склонность и особые дарования в том или ином виде искусств [1, с. 14].
Федеральный закон внес серьезные изменения и определил новый правовой статус детских школ искусств как начальной ступени профессионального образования в системе российского трехступенчатого образования (школа - училище - вуз) в сфере культуры и искусства [2].
Целью обучения по предпрофессиональным программам стало формирование целого комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем пополнить число студентов профильных учебных заведений, успешно осваивающих про-
Л. Г. Тимошенко. Условия освоения предпрофессиональных программ.
фессиональные образовательные программы соответствующего вида искусств. Школы искусств получили право конкурсного отбора детей с соответствующими критериям: физическими данными, памятью, вниманием, трудоспособностью, мотивацией к обучению. В учебных планах произошло деление на обязательную и вариативную части, а аттестация на каждом этапе обучения предписывает конкретные требования к знаниям, умениям и навыкам, которыми должен овладеть ученик [3].
Таким образом, прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам проводится по результатам индивидуального отбора, проводимого в целях выявления детей, имеющих необходимые для освоения программы творческие способности и физические данные. Это и определяет особенность предпрофессионального образования как обучение способных, «отобранных» при приеме детей с целью определения их будущего и создания условий для профессионального самоопределения.
Синкретичность хореографического искусства подразумевает наличие целого комплекса специальных качеств у будущего ученика - чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, обладать развитым и тренированным телом, иметь мышечную силу корпуса, ног, пластику рук, выразительность и грациозность. В этом комплексе специальных качеств особое место занимают природные физические данные будущего ученика [4, с. 121-124].
Рассмотрим подробнее необходимые для успешных занятий хореографическим искусством анатомические особенности строения костно-мы-шечного аппарата.
Т. И. Васильева, разрабатывая правила приема детей в балетные школы, одним из условий, предъявляемым к будущим ученикам, ставит обязательное наличие танцевальной осанки и соответствующих пропорций тела. От обычной осанки танцевальная отличается тем, что тазобедренные и коленные суставы полностью развернуты, плечи раскрыты и опущены, а лопатки подтянуты к позвоночнику и ребрам.
В пропорциях тела наибольшее значение имеют соотношение размеров относительной длины ног и ширины плеч. В научной литературе принято различать три основных типа или формы пропорций тела:
1) долихоморфный тип - характеризуется относительно узким туловищем, плечами, тазом и относительно длинными ногами и руками, причем само туловище сравнительно короткое;
2) брахиморфный тип - характеризуется относительно длинным и широким туловищем и сравнительно короткими ногами и руками;
3) мезоморфный тип - представлен средней формой строения тела, промежуточной между долихоморфной и брахиморфной [5, с. 14].
Л. Д. Ивлева делает акцент на выворотности ног как обязательном условии для успешных занятий хореографией. Под этим понятием подразумевается способность будущего исполнителя свободно поднимать ногу на определенную высоту в сторону, вперед и назад при выворотном положении опорной и работающей ноги [6, с. 21].
Для успешной профессиональной карьеры в области хореографического искусства необходима и особая врожденная форма стопы. Стопа меняет форму в результате занятий больше, чем любая другая часть тела. Поэтому стопа должна быть приспособлена к изменениям, происходящим во время обучения. Именно стопа принимает на себя тяжесть всего тела в позах и особенно в прыжках в момент толчка и приземления [7, с. 84].
Помимо выше перечисленных требований будущий ученик должен также обладать достаточно крепким физическим и психическим здоровьем. Легкие, свободные, без лишних физических усилий движения связаны как с умением скрыть огромные затраты сил и энергии, которые при этом происходят, так и с психическим здоровьем. Любая стесненность движений головы, корпуса, рук, ног, недостаток физических данных, воли, сил не дают возможности полностью раскрыться и полноценно овладеть учебно-тренировочным материалом [8, с. 126].
Исследования ученых также показывают, что в дети возрасте 7-10 лет, поступающие на отделение хореографии, обладают сравнительно низкими показателями мышечной силы. Силовые и особенно статические упражнения, которыми насыщены занятия хореографией, вызывают быстрое утомление [9, с. 164].
Анализ предпрофессинаольных программ в области хореографического искусства показал, что с их введением значительно увеличилась временная и физическая нагрузка на детей. Многие из них, в том числе и родители, оказались не готовы к новым требованиям. Среди них дети, поступившие в результате конкурсного отбора, и ученики, обучавшиеся по старым программам и не проходившие специального конкурсного отбора при поступлении.
В связи с этим в некоторых классах школ искусств г. Томска контингент обучающихся резко снизился, так как требования, заложенные в пред-профессиональных программах, рассчитаны на детей со специальными физическими данными и мотивацией на обучение. При этом мотивированы должны быть не только дети, но и родители - это важнейшее условие и основной компонент учебной деятельности, поскольку именно мотивация
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2017. 8 (185)
дает возможность получения удовлетворения от деятельности и ее результатов. Именно мотивация будущих результатов является той движущей силой, заставляющей родителей жертвовать временем и пять раз в неделю приводить детей в хореографический класс.
Мотивация включает в себя много разных побуждений: смысл учения, мотив учения, цель учения, эмоции, сопровождающие учебный процесс. На формирование положительной мотивации к учебной деятельности в области хореографического искусства, сопряженного с тяжелыми физическими нагрузками, влияют и содержание учебного материала, и организация учебной деятельности, и стиль педагогического руководства, и сравнение собственных результатов с предыдущими [10, с. 126-130].
Для формирования положительной мотивации к обучению по предпрофессиональным программам хореографической направленности необходимы следующие условия:
- умение педагога выстраивать процесс обучения таким образом, чтобы тяжелые физические нагрузки, связанные с освоением хореографических дисциплин, воспринимались как необходимость для получения результатов обучения;
- заинтересованность родителей и вовлечение их в процесс обучения;
- формирование у обучающихся устойчивого интереса к предметам предпрофессиональной программы.
Таким образом, педагог, реализующий предпрофессиональные программы, должен быть не только профессионалом своего дела и беззаветно любить детей, но и организовывать творческую работу, являющуюся обязательной составляющей образовательного процесса. Ученик, осваивающий подобную программу, согласно федеральным государственным требованиям, прописывающим часы и для самостоятельной работы по каждому учебному предмету, обязан трудиться не только в классе, но и дома. Родители и близкие родственники должны обеспечить организацию режима дня и возможность домашней самостоятельной работы, а также присутствовать на концертах, фестивалях и участвовать в проектах школы искусств.
Вместе с тем не следует понимать «предпро-фессиональную» направленность обучения как обязательную стопроцентную поступаемость выпускников в профильные училища и вузы. В то же время результаты обучения по предпрофессио-нальным дополнительным программам должны быть такими, чтобы каждый выпускник школы искусств мог пройти творческий конкурсный отбор при поступлении и пойти в профессию. А для этого необходимо, чтобы все участники образовательного процесса - педагог, ученик и родители -осознавали уровень ответственности не только за выбор обучения по предпрофессиональным программам, но и за результаты своей работы.
Список литературы
1. Аракелова А. О . О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств: в 2 ч . М . : Минкультуры России, 2012 . Ч . 1.118 с .
2 . Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4.09 .2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей» // Российская газета, 8 сентября 2014 г.
3 . Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г . № 158 «Об утверждении федеральных государственных
требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» и сроку обучения по этой программе» . URL: http://mkrf. ru/dokumenty/order/detail . php?ID=233170 (дата обращения: 4.03.2017) .
4 . Тимошенко Л . Г . Факторы успешного освоения профессиональных компетенций будущих преподавателей хореографических дисци-
плин // Актуальные проблемы преподавания творческих дисциплин в контексте современного образования и культуры: материалы V Всерос. науч ,-практ . заочной конф . с междунар . участием / под ред . Е . А. Каюмовой, И . В . Рудина . Томск: Изд-во Томского гос. пед . ун-та, 2016 .С . 121-124 .
5 Васильева Т И Тем, кто хочет учиться балету Правила приема детей в балетные школы и методика обучения классическому танцу: учеб. -метод . пособие . М . : ГИТИС, 1994. 160 с .
6 . Ивлева Л . Д . Анатомо-физиологические основы обучения хореографии: учеб . -метод . пособие . Челябинск, 2006 . 78 с .
7 . Хавилер Д . С . Тело танцора . Медицинский взгляд на танцы и тренировки . М .: Новое слово, 2004. 115 с.
8 . Миловзорова М . С . Анатомия и физиология человека . М . : Медицина, 1972 . 210 с.
9 . Хрипкова А. Г. , Антропова М . В . , Фарбер Д . А. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студентов пед . ин-тов . М . :
Просвещение, 1990 . 319 с .
10 . Додонов Б . И . Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии . 1984. № 4 . С . 126-130 .
Тимошенко Лариса Григорьевна, кандидат педагогических наук, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 15.05.2017.
Л. Г. Тимошенко. Условия освоения предпрофессиональных программ...
DOI: 10 .23951/1609-624X-2017-8-114-117
THE CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF PRE-PROFESSIONAL PROGRAMS IN THE FIELD OF CHOREOGRAPHIC ART IN INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN
L. G. Timoshenko
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
Discusses the issues of transition from children's music schools, which are an integral part of the system of additional education, pre-professional programs in the field of art education, to further professional self-determination of graduates of art schools. Unfortunately, the ranks of graduates of art schools, in recent years, rarely fill up the number of students wanting to get an art education. After graduation many of the graduates, educated in a certain field continue professional training, and to act in the educational institutions of other profiles. This is due to the fact that the prestige of education in the sphere of culture and arts is not high. Among parents and children standing on the threshold of the school and are ready to choose a future profession, there is an unspoken ranking of "necessary and important" professions according to their prestige, "fashion" and material security. Low wages in the sphere of culture and arts does not allow it to rise to the same level as the more prestigious, according to parents and high school graduates, professions. The results of the analysis of the pre-professional programs are presented and the issues of their implementation are identified. The most significant were the increased physical and temporal workload, and a lack of motivation on the part of parents and children. The requirements for training in additional pre-professional programs are given, and the areas of responsibility of all parties in the educational process are selected. The conditions necessary for the formation of positive motivation and successful development, additional preprofessional programs are revealed. Among them are the following: the ability of the teacher to build the learning process so that heavy physical exertion associated with the development of choreographic disciplines, was seen as a requirement to achieve the learning outcomes; the interest of parents and their involvement in the learning process; the formation of students 'interest in subjects of pre-professional programs.
Key words: additional education, pre-professional programs, motivation, choreography.
References
1. Arakelova A. O . O realizatsii dopolnitel'nykh predprofessional'nykh obshcheobrazovatel'nykh programm v oblasti iskusstv: v 2 ch. Ch. 1 [On the implementation of the additional preprofessional general education programs in the arts: in 2 parts. Part 2] . Moscow, Minkul'tury Rossii Publ . , 2012 .118 p . (in Russian) .
2 . Rasporyazheniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 4 sentyabrya 2014 g . No . 1726-r "Ob utverzhdenii Kontseptsii razvitiya dopolnitel'nogo
obrazovaniya detej" [The government of the Russian Federation of 4 September 2014 No . 1726-p] . Rossiyskaya gazeta. 8 sentyabrya 2014 g Moscow (in Russian) .
3 . Prikaz Ministerstva kul'tury Rossiyskoy Federatsii ot 12 marta 2012 g. № 158. "Ob utverzhdenii federal'nykh gosudarstvennykh trebovaniy k
minimumu soderzhaniya, strukture i usloviyam realizatsii dopolnitel'noy predprofessional'noy obshcheobrazovatel'noy programmy v oblasti kho-reograficheskogo iskusstva "Khoreograficheskoye tvorchestvo" i sroku obucheniya po etoy programme" [Order of the Ministry of Culture of the Russian Federation of March 12, 2012 No . 158 "About the statement of Federal state requirements to the minimum content, structure and conditions of implementation of the additional preprofessional General educational program in the field of choreographic art "Choreographic works" and the period of education"] (in Russian). URL: http://mkrf. ru/dokumenty/order/detail . php?ID=233170 (accessed: 4 March 2017) .
4 . Timoshenko L . G . Faktory uspeshnogo osvoeniya professional'nykh kompetentsiy budushchikh prepodavateley khoreograficheskikh distsiplin.
[Factors in the successful development of professional competencies of future teachers of choreographic disciplines] . Materialy V Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy zaochnoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem "Aktual'nye problemy prepodavaniya tvorcheskikh distsiplin v kon-tekste sovremennogo obrazovaniya i kul'tury". Pod red. E. A. Kayumovoy, I. V. Rudina [Materials of the V all-Russian scientific-practical conference with international participation Actual problems of teaching of artistic disciplines in the context of contemporary education and culture . Edited by E . A. Kayumova, I . V. Rudin] . Tomsk, TSPU Publ ., 2016 . Pp . 121-124 (in Russian) .
5 . Vasil'eva T. I . Tem, kto khochet uchit'sya baletu. Pravila priema detey v baletnye shkoly i metodika obucheniya klassicheskomu tantsu: uchebno-
metodicheskoye posobiye [Who wants to learn ballet. Rules of admission of children to ballet schools and methods of teaching classical dance: teaching aid] . Moscow, The Russian Universtity of Theater Arts Publ . , 1994. 160 p . (in Russian) .
6 . Ivleva L . D . Anatomo-fiziologicheskiye osnovy obucheniya khoreografii: ucheb.-metod. posobiye [Anatomical and physiological basis of learning
choreography: teaching aid] . Chelyabinsk, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts Publ ., 2006 . 78 p . (in Russian) .
7 . Khaviler D . S . Telo tantsora. Meditsinskiy vzglyad na tantsy i trenirovki [The body of the dancer. A medical perspective on dance and exercise] .
Moscow, Novoye slovo Publ . , 2004. 115 p . (in Russian) .
8 . Milovzorova M . S . Anatomiya i fiziologiya cheloveka [Anatomy and human physiology] . Moscow, Meditsina Publ ., 1972 .210 p . (in Russian) .
9 . Khripkova A . G . , Antropova M . V., Farber D .A . Vozrastnaya fiziologiya i shkol'naya gigiena: posobiye dlya studentov ped. in-tov [Age physiology
and school hygiene: a manual for students pedagogical institutes] . Moscow, Prosveshcheniye Publ ., 1990 . 319 p . (in Russian) .
10 . Dodonov B . I . Struktura i dinamika motivov deyatel'nosti [Structure and dynamics of motives of activity] . Voprosypsikhologii - Voprosy psicholo-
gii, 1984, vol . 4, pp . 126-130 (in Russian) .
Timoshenko L. G., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]