Научная статья на тему 'Хореография в системе дополнительного образования детей: традиции и новации'

Хореография в системе дополнительного образования детей: традиции и новации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3631
374
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / «ДВУДОМИНАНТНОЕ» ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / ТРАДИЦИИ / НОВАЦИИ / ХОРЕОГРАФИЯ / OPTIONAL STADIES OF CHILDREN / THE DOMINANTS INTERACTION OF A TEACHER AND A PUPIL / INTEGRATION / METHODOLOGY / TRADITIONS / INNOVATIONS / CHOREOGRAPHY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Татьяна Михайловна

В статье рассматривается методология и процесс обучения хореографическому искусству в системе дополнительного образования детей. Выявлена роль интеграции традиций и новаций при обучении хореографии. Исследуется «двудоминантное» взаимодействие учителя и ученика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A choreography in system of additional education of children: traditions and innovations

The article explords choreographic stadies and their role in the optional education of children and its methodology. The role of traditions, innovations and their integration during choreographic stadies is revealed. The dominants interaction of a teacher and a pupil is examined.

Текст научной работы на тему «Хореография в системе дополнительного образования детей: традиции и новации»

Т.М. Кузнецова

ХОРЕОГРАФИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ

В статье рассматривается методология и процесс обучения хореографическому искусству в системе дополнительного образования детей. Выявлена роль интеграции традиций и новаций при обучении хореографии. Исследуется «двудоминантное» взаимодействие учителя и ученика.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, «двудоминантное» взаимодействие, интеграция, методология, традиции, новации, хореография.

Образование как процесс целенаправленной передачи культурного наследия, накопленного поколениями людей, является важнейшим фактором развития общества. Чем выше это развитие, тем сложнее и эффективнее функционирующая в обществе система образования. Становление и развитие особого социального института - системы дополнительного образования детей -яркое тому подтверждение.

Общая культурная ситуация двадцатого столетия была насыщена, с одной стороны, сказочными ожиданиями, а с другой - нешуточными опасениями. И то и другое оправдалось, если смотреть на все процессы как системное развертывание потенций человеческой культуры, в том числе и культуры здоровья.

С одной стороны, у человека стремительно расширяется мировосприятие, с другой - он без оглядки на серьезные предупреждения экспериментирует над собой и природой. Человек оказался не только внутри природы, но и вне ее.

Возникает новое противоречие: человек может все, но общая система образования не обеспечивает его механизмами не только полноценного осмысления мира, но и его практического усвоения, а также понимания необходимости осознанного соизмерения человека с миром. В этих условиях особое значение приобретает дополнительное образование, интегрирующее традиции в современные инновации.

Сегодня понятие «интеграция» является неотъемлемой частью организации теоретических основ различных наук, в том числе и педагогической. Интеграция в педагогике представляет собой двойственный процесс универсализации элементов и гармонизации связей между ними, что ведет к прогнозируемому результату. Она может быть описана как научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности, которые указывают на определенный класс педагогических явлений и фактов и определяют предмет педагогики. В итоге следует рассматривать интеграцию как педагогическую категорию через проявление в образовании: множество взаимосвязанных структурных компонентов педагогической системы, объединенных единой образовательной целью развития личности в целостном педагогическом процессе, будет представлять педагогическую интеграцию.

Понятие интеграции рассматривается многими педагогами-исследователями: А.П. Беляевой, И.Д. Зверевым, В.В. Левченко, В.Н. Максимовой, Н.Д. Никандровым и другими.

В дополнительном образовании детей использование интеграции традиций и новаций позволяет педагогу осуществить научно обоснованный выбор оптимальных форм организации жизнедеятельности учащихся в различных кружках, стимулировать их творческую активность и самодеятельность, потребность в самосовершенствовании.

Дополнительное образование детей в Домах детского творчества - звено в воспитании многогранной здоровой личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Это сфера освоения учащимися личностно-значимого, ценностно-наполненного индивидуального опыта добровольно избранной образовательной деятельности по интересам.

В учреждениях дополнительного образования дети и подростки России получают возможность испытать свои силы в различных видах деятельности. Одним из таких видов деятельности является искусство хореографии, входящее в художественно-эстетическую область развития ребенка.

Хореография - искусство магическое, прекрасное, завораживающее, дающее наслаждение уму и сердцу, - словом, праздник! Только танцующие люди знают, что за красотой и грацией, легкостью и виртуозностью стоят долгие часы и годы ученичества, тяжкого труда, душевных и физических усилий, железной воли и бесконечного стремления к совершенству.

Основой основ изучения хореографического искусства является классический танец. Достижения русской школы классического танца и методики преподавания его основных элементов отобраны, обобщены и систематизированы выдающимся педагогом, первым профессором хореографии А.Я. Вагановой в ее известном труде «Основы классического танца», впервые изданном в 1934 г. Изложенная в нем методика преподавания классического танца явилась выдающимся вкладом в теорию и практику хореографической педагогики.

В основу первой программы (1939), давшей детскому хореографическому творчеству единую методологическую основу, была положена книга А.Я. Вагановой «Основы классического танца».

Классический экзерсис является стержнем, на основе которого развиваются другие танцевальные экзерсисы, например, народно-характерный. Народно-характерный экзерсис также является средством развития обучающихся, но готовящим их к исполнению народных танцев, развивающим для этих танцев технику.

Важнейший признак народного танца, с точки зрения техники, выражается в относительной свободе движений рук, корпуса, ног, танцевальных ракурсов и т. д. Это качество смыкается с важнейшими признаками сценической пластики, но оно может быть правильно воспитано только на основе хорошо закрепленных строгих канонов классического танца. Этот комплекс наиболее правильно и гармонично развивает тело, активно исправляя физические недостатки, создавая правильную манеру поведения, осанку, столь необходимую не только будущему танцовщику, но и любому человеку.

«Всех детей, обучающихся в хореографических коллективах, необходимо грамотно обучать классическому танцу, - говорил народный артист России, хореограф Ю. Громов. - Только занятия классическим танцем воспитывают мастерство. Пусть будет «проучено» пять-шесть элементов в отличие от пятнадцати, изучаемых в хореографическом училище. Но само исполнение должно стоять на профессиональной высоте, что привьет ребенку вкус к настоящей красоте классического танца, воспитает в нем сознание необходимости упорной работы для достижения правильного и качественного исполнения» [I, с. 63].

Использование теории и практики А.Я. Вагановой как традиции по обучению классическому танцу (экзерсису) в хореографическом кружке является абсолютной необходимостью: сочетание формы и стиля в использовании элементов, выработка с их помощью художественно-пластических качеств может быть достигнута лишь на основе использования подлинно «вагановских» методов преподавания классического танца в его учебной форме, т. е. экзерсисе. Это строгая простота линий, отточенность поз, стремительность прыжков и вращений, богатство пластических оттенков, поэтическая одухотворенность.

Неоднократно наблюдая уроки хореографии в условиях дополнительного образования детей, мы заметили, что классический экзерсис проводится редко, без отработки элементов. Педагоги-хореографы предпочтение отдают народно-характерному экзерсису, т. к. его элементы требуют для изучения меньшего времени, чем элементы классического. По своей технологии и психофизической природе они более естественны. Методика, предложенная А.Я. Вагановой при обучении классическому танцу, еще прочно не вошла в практику хореографических кружков и является лишь желаемым направлением в хореографическом образовании детей.

Детская хореография традиционно считается направлением, наиболее сложным в педагогическом аспекте. Но если рядом будет Учитель, Педагог, Мастер, путь будет осмысленным, труд вознагражденным, а улыбка успеха станет ценой за многолетние

усилия. Отсюда следует, что базовой «ячейкой» педагогической деятельности является «двудоминантное» взаимодействие -процесс личностного и деятельностного обмена между педагогом и учеником.

«Двудоминантность» - термин, введенный в научное пространство физиологом A.A. Ухтомским (1875-1942), гениальным теоретиком с мировым именем в области гуманитарного знания, чье важнейшее открытие - учение о доминанте - до сих пор не воспринято педагогикой. Вместе с тем A.A. Ухтомский создал стройную концепцию поведения человека, разработанную на стыке различных наук: физиологии, психологии, философии, социологии и этики.

В физиологии под «доминантой» понимается временно господствующий в нервной системе рефлекс (система рефлексов), определяющий характер текущей ответной реакции организма на внешние и внутренние раздражители и целенаправленность поведения. Будучи своеобразным «органом» поведения, доминанта лежит в основе важнейших психических процессов человека: восприятия, внимания, памяти; играет большую роль в процессе творчества.

При «доминантном» взаимодействии участникам важно обменяться не только информацией, знаниями, умениями, но и личными качествами, эмоциональным и коммуникативным опытом, сложившимися взглядами и оценками, т. е. осуществить личностный подход к каждому участнику процесса.

Личностный подход понимается как опора на личностные качества: направленность личности, ее ценностные ориентации, интересы, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. При обучении хореографии педагогу необходимо знать, учитывать, опираться на индивидуальные особенности каждого: физические особенности строения тела, черты характера, темперамент, особенности мышления, памяти, внимания, воображения, психо-эмоцио-нальные особенности. Комплексное осуществление этих требований устраняет упрощенность возрастного и индивидуального

подходов, обязывает педагога учитывать не поверхностное, а глубинное духовное, эмоциональное и физическое развитие учащегося. Доминанта в этом случае постоянно обогащается новыми впечатлениями, переинтегрируется в соответствии с новым опытом. В подсознании человека «интегралы опыта» могут перестраиваться, складываться в новые комбинации, выдавать новый, индивидуальный всплеск, опыт.

Педагог должен быть строг, требователен и напорист, но культура обращения к ученику должна быть безупречной. Замечания должны быть точными и краткими по форме. Все действия учителя должны отличаться выдержкой, простотой, вкусом, а главное, увлеченностью и любовью к ученикам. Бывает так, что педагог вооружен знанием методики, но не умеет «увидеть» особенности ученика в классе. В классе педагог не должен ориентироваться только на одаренных учеников, забывая об учениках со «средними» данными.

Старший преподаватель кафедры хореографического искусства Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов Л.М. Адеева пишет: «В былые времена педагоги умели воспитывать из «середнячков» виртуозов сцены. Ведь не было особых природных данных ни у Татьяны Вечесловой, ни у Феи Балабиной, а каких балерин сделала из них А.Я. Ваганова! Как правило, такие ученики - самые старательные и преданные своему делу. Цель педагога заключается в том, чтобы не отказываться от «неидеального» материала. Напротив, надо ставить перед собой такую задачу, чтобы из учащихся со «средними» данными сделать крепких танцовщиков, а хороших сделать отличными» [8, с. 125].

М. Плисецкая (занималась у А.Я. Вагановой в сезоне 19431944 гг.) подтверждает: «Даже учениц с недостаточными природными данными и способностями она умела делать ведущими артистками балета» [2, с.208]. Это позволяет нам констатировать, что великий хореограф в совершенстве владел методом взаимодействия на основе доминанты.

Учить - это не только правильно объяснять и показывать, исправлять ошибки и давать советы, это, прежде всего, умение

создавать такие обстоятельства, которые исподволь, без принуждения способствовали бы воспитанию и обучению. Нельзя творить, не имея полного контакта с учениками.

Нам часто приходилось наблюдать, как в процессе урока хореографии педагог вел себя бестактно по отношению к отдельным ученикам, что их ранило, и способность мыслить в нужном направлении окончательно терялась. Реальная ситуация: учащийся имеет устойчивый интерес к танцевальной деятельности, но покидает коллектив потому, что те межличностные отношения с педагогом, которые сложились в нем, травмируют его, хотя в документах «О дополнительном образовании» прописано, что это образование для всех детей.

Уважительная, ровная, выстроенная на взаимной симпатии и взаимном интересе интонация необходима в общении с детьми. Н.М. Дудинская справедливо замечала: «В классе А.Я. Ваганова была строга, требовательна, но ее урок - это творческий процесс, основанный на взаимопонимании педагога и воспитанников. Она знала, как индивидуально подойти к каждой воспитаннице, учитывая ее психофизические особенности» [2, с.189].

Сухомлинский писал: «Я глубоко убежден, что процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя с воспитанниками - в единстве идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний» [8, с. 64]. Все это говорит о здоровьесбе-регающем и здоровьесозидающем образовании учащихся.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения записано, что здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов.

Профессор Л.Г. Татарникова отмечает: «Критерием эффективности жизнедеятельности ребенка является не поведение, а реальное увеличение количества здоровья, приобретенного в процессе развития» [6, с. 27].

Проникнуть в «мир детства», зажить его темами и идеями, стать человеком, открывающим детям просторы музыки и танца, обеспечить им возможность сохранения здоровья за пе-

риод обучения в учреждении, сформировать необходимые знания, умения, навыки образовательного характера, опираясь на традиции прошлого, и здорового образа жизни - вот идеал для каждого, кто избрал трудную профессию руководителя и педагога детской хореографической студии.

В настоящее время в условиях дополнительного образования детей, в частности, в хореографическом кружке, недостаточно рассмотрена проблема по сохранению наследия прошлого - методики изучения классического экзерсиса - и выработки нового, «двудоминантного», взаимодействия со здоровьесози-дающим и здоровьесберегающим аспектом, т. е. интеграция традиций и новаций в образовательной деятельности в период нового видения образа образования.

В связи с этим нами была предпринята попытка исследования данной проблемы. Предметом нашего исследования стал процесс взаимодействия педагога и учащихся в условиях дополнительного образования детей на основе интеграции традиций и новаций в художественно-эстетическом воспитании (хореография).

Цель данного исследования - выявление теоретических и методических оснований взаимодействия педагога и учащихся в условиях дополнительного образования детей, основанных на интеграции традиций и новаций.

В эксперименте приняли участие воспитанники хореографического коллектива ансамбля песни и танца им. И. Дунаевского СПб ГДТЮ. Возраст участников эксперимента 7-16 лет.

Выбор конкретных методик для проведения комплексного педагогического исследования проводился с учетом возможности выявления особенностей изучения классического экзерсиса, умений педагога осуществлять «двудоминантное» взаимодействие на занятии, в процессе которого осуществляется забота об укреплении и сохранении здоровья каждого учащегося.

В процессе исследования нами было выделено несколько этапов.

Первый этап - этап наблюдения за построением педагогом занятия хореографией: методика проведения урока; взаимодействие педагога с учащимися; эмоциональный фон урока; здоро-вьесберегающий аспект; действия учащихся на уроке.

Второй этап - анкетирование учащихся с целью выяснения их комфортного пребывания в кружке и работы педагога с ними на занятиях, а также анкетирование педагогов с целью выяснения их действий на занятиях: почему педагоги так себя ведут? Что заставляет их так себя вести? Почему для некоторых педагогов имеет место пренебрежительно-агрессивное отношение к отдельным детям? Почему идет небрежная и недостаточная работа при обучении детей классическому экзерсису? Что для всего этого необходимо изменить? Заметим, что этот процесс оказался самым сложным.

Перспектива дальнейшего исследования связана с формированием двудоминантного взаимодействия на уроке со здоро-вьесозидающими и здоровьеразвивающими аспектами как новациями, с соблюдением и сохранением традиций при обучении детей классическому экзерсису, т. е. осуществление интеграции традиций и новаций в хореографическом кружке системы дополнительного образования.

Приобретенный инновационный опыт, на наш взгляд, позволяет моделировать третий урок физической культуры в школе.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Андрусенко Л. Формирование исполнительской культуры в детских хореографических коллективах (история и современность) // Искусство в школе, 2008. - № 2. - С. 63.

2. Ваганова А.Я. Статьи, воспоминания, материалы / под ред. Н.Д. Волкова, Ю.И. Слонимского. - Ленинград, 19S8.

3. Ваганова А.Я. Основы классического танца. - СПб., 2003.

4. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. - М., 2004.

5. Громов Ю.И. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера. - СПб., 1997.

6. Татарникова Л.Г. Педагогика здоровья: здоровьесберегающие образовательные технологии. - СПб., 2010.

7. Ухтомский А.А. Доминанта: Собр. соч. в S-ти томах. - Т. 1. - Ленинград: Изд-во ЛГУ, 19S0. - С. 32.

8. Хореографическое искусство. Вопросы балетоведения и методы учебно-воспитательной работы / под ред. В.А. Звездочкина, Н.Е. Раевской. - Киров, 2007.

9. Хореографическое образование: Россия и Европа. Современное состояние и перспективы / Международная научно-практическая конференция. -СПб., 2009.

Abstract

The article explords choreographic stadies and their role in the optional education of children and its methodology. The role of traditions, innovations and their integration during choreographic stadies is revealed. The dominants interaction of a teacher and a pupil is examined.

Keywords: optional stadies of children, the dominants interaction of a teacher and a pupil, integration, methodology, traditions, innovations, choreography.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.