РОЛЬ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ПОВЫШЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
Киселев Д.Г., Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы, аспирант
В статье анализируются отдельные аспекты деятельности совместного предпринимательства и делаются выводы относительно роли совместного бизнеса в повышении инвестиционной привлекательности национальной экономики.
Ключевые слова: государственная собственность; эволюция форм собственности; институциональная структура хозяйства; имущественные позиции; трансформация системы управления
THE ROLE OF JOINT VENTURES TO INCREASE THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE DOMESTIC ECONOMY
Kiselev D., Moscow Academy of Entrepreneurship under the Government of Moscow
This article analyzes some aspects of joint ventures and draws conclusions regarding the role of of joint business to increase the investment attractiveness of the national economy.
Keywords: state ownership, the evolution of forms of ownership, the institutional structure of the economy; property position, the transformation of management.
С начала 1990-х гг. привлечение иностранных инвесторов становится важнейшей тенденцией международной политики. Импорт предпринимательских инвестиций характеризуется ежегодным колебанием капиталопотоков.
Мы отмечаем три основные проблемы, характерные для совместного бизнеса: его образование требует значительных затрат времени и сил, им непросто управлять даже после того, как СП начало функционировать; его деятельность трудно направлять на достижение поставленных целей. Руководители «родительских» компаний воспринимают СП как рискованный вид бизнеса, однако немногие осознают те проблемы, с которыми эти предприятия сталкиваются в действительности. Зависимость от партнеров делает процесс аккумуляции и инвестирования финансовых ресурсов достаточно неопределенным. Партнеры могут далеко не всегда понимать ближайшие и долгосрочные задачи друг друга, а в результате - и направление развития СП. Цели партнеров нередко со временем меняются вне зависимости от формально утвержденных документов о политике совместного предприятия.
В период организации СП до завершения переговоров о его создании высшие руководители и их аппарат должны определить четкую позицию и достичь согласия в вопросах, которые могут привести к возникновению конфликтных ситуаций: контракты с руководителями, организация технического содействия, определение общей политики СП и т.д. Потенциальными внутренними проблемами для учредителей являются также состав и деятельность руководства СП, формальные и неформальные каналы связи, прием на работу и оплата труда руководителей и специалистов.
Очевидно, что СП нужно рассматривать, как долговременный проект, как предприятие, со временем способное превратиться в доминирующего партнера в этом союзе. Между партнерами не всегда существуют тесные связи. Важной особенностью СП является то, что они управляются практически как филиалы своих учредителей, но не являются в полной мере собственностью «родительских» компаний. Вместе с тем компания, занимающая пассивную позицию, может стремиться усилить свое влияние.
Начальный период создания международного совместного предприятия обычно бывает весьма длинным. Поэтому этот период считается самым непредсказуемым и опасным. Процесс приятия решений по стратегии СП можно облегчить и ускорить, если руководители будут четко представлять, какие основные позиции им следует занять. В этом случае они будут действовать более оперативно и более независимо.
Наша страна привлекает капитал в форме прямых и портфельных инвестиций, в виде ссудных капиталовложений и путем размещения облигационных займов на международном рынке капиталов.
Экспортные возможности мирового рынка прямых инвестиций составляют в среднем около 200 млрд. долл. Для преодоления кризисных явлений и поддержания реформ в российской экономике, по различным оценкам, необходимо ежегодно от 15 до 20 млрд. долл., то есть следовало бы перераспределить в пользу России при-
мерно десятую часть всего потока международных предпринимательских инвестиций. Но чтобы получить эти средства, России придется конкурировать на достаточно узком сегменте рынка прямых капиталовложений со странами, которые имеют значительно более благоприятный инвестиционный климат.
Новые формы иностранных инвестиций - совместные предприятия и соглашения о сотрудничестве между компаниями, находятся в «пограничной» области между такими традиционными формами международного сотрудничества, как экспорт и иностранные дочерние предприятия, полностью контролируемые иностранными холдингами. В 90-х гг. стали преобладать именно такие формы инвестиций. Эта тенденция проявилась и в отношениях между промышленно развитыми странами и заняла центральное место в стратегии транснациональных корпораций.
Новые формы инвестиций (НФИ) обычно связаны с проектами, конечный продукт реализации которых ориентирован на местный или региональный рынок. Инвестиционные проекты на основе НФИ связаны чаще всего с использованием относительно «устоявшихся» разработок, и реже - высоких технологий. Новые формы инвестиций, как и традиционные, преимущественно концентрируются в тех отраслях промышленности принимающих стран, в которых достигнут наиболее значительный рост, или же в сегментах этих отраслей, характеризующихся высоким уровнем добавленной стоимости.
Проекты, обещающие хорошие перспективы роста и прибыли, чаще всего воспринимаются зарубежной компанией в качестве инвестиций, даже если она не владеет активами. И, напротив, проекты, в которых перспективы роста носят неопределенный характер, иностранные партнеры рассматривают как сбытовую деятельность, даже если активы являются их собственностью.
НФИ позволяют защититься от рисков и повысить соотношение собственных и заемных средств компании, в особенности в отношении нефинансовых и нематериальных активов. Этим объясняется значительное распространение НФИ в самих промышленно развитых странах. К тому же многие компании пришли к выводу, что владение акционерным капиталом не обязательно означает эффективность контроля, который может быть обеспечен и без контрольного пакета акций. Еще одним интересным следствием роста НФИ является то, что они могут стать средством, используемым средними и мелкими компаниями для интернационализации своей деятельности. Прямые инвестиции, как правило, недоступны подобным компаниям в силу их ограниченных возможностей в сфере финансов
Что касается принимающих стран, то НФИ имеют для них также важное значение, но при этом возрастает степень риска. Особенно следует выделить риск, связанный с принятием решений относительно целесообразности инвестиций и объема производственных мощностей. Такие решения принимаются местными компаниями и правительствами и не всегда могут быть связаны с конъюнктурой мирового рынка и поставками технологий. Кроме того, на процесс принятия решений большое влияние могут оказать мест-
ный производственный потенциал, потребность страны в иностранной валюте, а также политические соображения, вызванные, скажем, напряженной социально-экономической ситуацией.
Результатом использования НФИ может оказаться сохранение зависимости принимающих стран от иностранных компаний относительно новых технологий, доступа к мировому рынку, даже если эти компании в меньшей степени заинтересованы в успехе инвестиционных проектов, чем в случае прямых инвестиций.
Наиболее важным преимуществом НФИ с точки зрения принимающих стран является возможность усиления местного контроля над процессом роста капитала и повышения доли в доходах от инвестиций.
Итак, можно сделать вывод, что НФИ формируют институциональные экономичные и организационные условия, в которых предприниматели, владельцы материальных активов и финансового капитала объединяют усилия при отделении права собственности от функции контроля, разделяя между собой риски и ответственность за результаты экономической деятельности.
Приток иностранный инвестиций в российскую экономику сопряжен со значительным риском. В условиях кризиса появляется тенденция к снижению (20,2% в 2002г. против 43,4 в 1997г.) доли иностранных инвестиций в российскую экономику, они оказываются менее рентабельными, а также более рискованными по сравнению с кредитной формой вложений.
Наконец, сказывается различная глубина кризисных явлений в различных отраслях экономики. Иностранные инвесторы весьма осторожно относятся к вложению своего капитала с большой степенью риска и предпочитают рентабельные отрасли, где с меньшими усилиями можно получить максимальную прибыль, особенно если производится пользующаяся наибольшим спросом экспортная продукция (сырье, энергоносители) или в которых можно использовать гарантии или финансовую поддержку со стороны международных организаций, и своих правительств.
Привлечение иностранных инвестиций в топливную промышленность соответствует объективным потребностям страны в иностранной валюте, необходимой для обслуживания и погашения внешней задолженности. Значительная доля иностранных инвестиций в пищевой промышленности отражает тенденцию проникновения иностранного капитала в промышленность - подчинить своему влиянию производство импортозамещающей продукции, для которой характерна быстрая окупаемость капитала. Строятся расчеты и на возможность захвата рынка в условиях неконкурентос-пособности отечественных предприятий. Если импорт капитала будет регулироваться государством, можно рассчитывать на положительное влияние иностранных инвестиций на российскую экономику посредством создания рабочих мест. Возможно преодоление тотального импорта продукции.
Заслуживает внимания анализ страновой и региональной структуры иностранный инвестиций, которая характеризуется концентрацией капитала среди стран-лидеров, что способствует усилению их положительного влияния на экономику России. Наиболее активен в России капитал Германии (17,1% объема инвестиций), немного уступают капиталы США (15,8%), затем следуют вложения из Кипра, Франции и Великобритании (34,8%). Удельный вес инвестиций других стран инвесторов значительно меньше. Так, совокупная доля Нидерландов, Италии, Швеции, Швейцарии и Японии составляет всего 17,4%. Как видно, страновая структура инвестиций нерациональна, потому что невелики вложения ведущих мировых экспортеров капитала. Например, Япония не входит даже в пятерку стран, действующих на рынке капитала в России. Очень малы объемы иностранных инвестиций «новых индустриальных государств» (Тайвань, Гонконг, Сингапур), имеющих опыт работы в переходной экономике, меньше опасающихся инвестиционных рисков, чем западные инвесторы. Они готовы вкладывать свои капиталы в высокотехнологичные объекты, что могло бы способствовать развитию наукоемких отраслей обрабатывающей промышленности.
Дисбаланс иностранных инвестиций наблюдается и в территориальном разрезе. Регионы России значительно дифференцированы по соотношению инвестиционного риска и инвестиционного потенциала. Величина риска отражает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Инвестиционный потенциал учитывает основные макроэкономические характеристики: насыщенность территории факторами производства, уровень развития рыночной инфраструктуры, потребительский спрос населения и др.
Появлению стратегического иностранного инвестора на рос-
сийском рынке будут способствовать в первую очередь совершенствование системы страхования от коммерческих и некоммерческих рисков, развитие правовой базы инвестиционного сотрудничества, появление устойчивых признаков преодоления системного социально-экономического кризиса.
При этом даже в условиях снижения доверия иностранных инвесторов к российской экономической среде предоставление им односторонних налоговых и таможенных льгот должно быть редким исключением из общего правила распространения на них национального режима инвестирования. Оно может быть обусловлено: импортом в Россию наукоемких, малоотходных и ресурсосберегающих технологий, не имеющих конкурентоспособных отечественных аналогов; организацией производства новых видов продукции при условии поставок сырья и комплектующих российскими товаропроизводителями.
Основанием для предоставления льготных условий инвесторам должно быть не то, что они иностранные, а то, что данные меры содействуют притоку инвестиций в критически важные отрасли экономики. Эти же льготы должны распространяться и на национальных инвесторов, если они могут успешно сотрудничать с иностранными предприятиями в сфере реализации инвестиционных проектов на российской территории.
Особого внимания заслуживают соглашения о разделе продукции, экономический смысл которых состоит в том, что инвестор, вложивший свой капитал в освоение месторождений и добычу минерального сырья, окупает затраты за счет части произведенной продукции, передаваемой в его собственность. Поскольку освоение российских месторождений минерального сырья является дорогостоящим, то в подавляющем большинстве случаев в осуществлении конкретных проектов могут принимать участие отечественные и иностранные инвесторы (как, например, американская компания «Амоко» и российская ЮКОС при освоении Приобского нефтяного месторождения). Совместная работа над такими масштабными проектами будет способствовать взаимному обогащению инновационными технологиями производства и управления.
Однако еще большую инновационную значимость должно иметь размещение заказов на строительно-монтажные работы, производство технологического оборудования для добычи полезных ископаемых российскими предприми. Значение соглашений о разделе продукции, в особенности на первом этапе освоения месторождений, заключается не только (и не столько) в расчете на будущие доходы от продажи добываемых полезных ископаемых, сколько в запуске механизма инвестиционного мультипликатора, способствующего распространению спроса на инновации по цепочкам межотраслевых взаимодействий.
В целях дополнительной защиты государственных инвесторов целесообразно применить механизм формирования размера налога на прибыль, уплачиваемого инвестором в ходе реализации соглашений о разделе продукции, противодействующий возможным попыткам уменьшения базы налогообложения. Этот механизм заключается в предварительном (на стадии заключения соглашения) определении минимальной суммы налога на прибыль укачиваемой инвестором независимо от результатов хозяйственной деятельности, что означает оставление за государством права выбора формы изъятия налога - по определенной соглашением минимальной абсолютной величине или по действующей ставке налогообложения.
Государственная инвестиционная политика по защите стратегических иностранных инвестиций должна предусматривать: гарантии неухудшения налогового режима инвестирования на период реализации инвестиционных проектов; совершенствование системы страхования от коммерческих и некоммерческих рисков; обеспечение информационной «прозрачности» реципиентов инвестирования; предоставление таможенных льгот при осуществлении крупных инвестиционных проектов (при объеме иностранных инвестиций не меньше 150 млн. руб.); усиление государственного регулирования притока иностранных инвестиций в приоритетные отрасли и регионы путем предоставления дополнительных, но в установленных законом привилегий и льгот, ужесточена контроля за регистрацией и статистикой предприятий с иностранными инвестициями; организацию продажи с помощью инвестиционных конкурсов консервированных объектов незавершенного строительства, масштабы которого достигли астрономических величин. Эти меры по формированию благоприятного инвестиционного климата должны способствовать преодолению инвестиционного кризиса.
Другая льгота, которая предоставляется иностранным инвесторам, — освобождение от налога на прибыль. От налога на прибыль освобождаются средства: направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения; направленные предприятиями всех отраслей народного хозяйства на финансирование жилищного строительства.
От обложения таможенными пошлинами освобождаются товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, при условии, что эти товары: не являются подакцизными; относятся к основным производственным фондам; ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.
От уплаты таможенной пошлины освобождаются также товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, в том числе ввозимые по лизингу, для выполнения работ по соглашению о разделе продукции в соответствии с программой таких работ и со сметой затрат, утвержденными в установленном указанным соглашением порядке, или вывозимые с данной территории в соответствии с условиями указанного соглашения.
Предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, и совместные предприятия, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют более 30%, вправе без лицензий импортировать продукцию для собственных нужд, за исключением случаев, предусмотренных действующими на территории Российской Федерации международными договорами.
Большое значение для привлечения иностранных инвестиции имеет благоприятный инвестиционный климат на уровне регионов.
Практика подтверждает, что иностранные инвестиции концентрируются в регионах с развитой рыночной инфраструктурой и высокой платежеспособностью населения, а также обладающих значительными сырьевыми запасами.
Определяющим фактором для иностранных инвесторов является наличие региональной политики привлечения иностранных инвестиций, прежде всего в части гарантий безопасности инвестиций, залога и страхования, которые направляются в областной бюджет. В ряде регионов администрация берет на себя функцию основного гаранта по проектам регионального значения.
Литература:
• Вагин С.А. Тенденции развития корпоративного управления в мировой экономике. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. С. 8; Денисов В.А. Формирование агентских корпоративных отношений в
переходной экономике России. Автореф. дис.. канд. экон. наук. М.,
2004.
• Водянов А. Дилемма инвестиционной стратегии государства // Российский экономический журнал. 2008. №10.
• Воронкова А.Э. Стратегическое управление конкурентоспособным потенциалом предприятия: диагностика и организация / Монография. - Луганск: Изд-во Восточноукраинского национального университета, 2000.
• Миловидов В. Иностранные инвестиционные фонды в России: первые итоги деятельности // Рынок ценных бумаг. 2005. № 13
• Чернега О.Б. Структурная конкурентоспособность: некоторые актуальные вопросы //Экономические проблемы и перспективы стабилизации экономики России. - Самара, Межвузовский научный сборник. - 2003.
ВНЕЛЕГАЛЬНЫИ УПРАВЛЕНЧЕКИИ УЧЕТ
Панков В.В., д.э.н, профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита, ФГБОУ «Российский экономический университет имени Г.В.
Плеханова»
Искаков Б.И., д.э.н, профессор кафедры статистики, ФГБОУ «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
В данной статье обсуждается существование в институте современной экономики такого явления как внелегальный управленческий учет, причины его существования, а так же наиболее распространенные на практике методики.
Ключевые слова: учетный процесс, внелегальный управленческий учет, информация, концепция, допущения.
IILEGAL ACCOUNTING MANAGEMENT
Pankov V., Doctor of Economics, professor of accounting and auditing, FGBOU «Russian Economic University named after Plekhanov» Iskakov B., Doctor of Economics, Professor, Department of Statistics, FGBOU «Russian Economic University named after Plekhanov»
In this article are discussed the reasons of existence in the institute of modern economy such a phenomenon as an extra legal management accounting, the reasons of its existence and as its most widespread techniques.
Keywords: registration process, extra legal management accounting, information, concept, assumptions.
В той или иной степени теневая экономика сопровождает существование любой хозяйственной системы. Несмотря на то, что в мировой практике интерес к указанному феномену проявился лишь относительно недавно, лишь с 60-х г. прошлого века, к настоящему моменту общепризнано не только его наличие теневой экономики, но и выявлен ряд её сущностных характеристики и создан соответствующий исследовательский инструментарий. Наиболее полно это явление освещается в работах неоинституционалистов, которые активно использовали для этого свой теоретико-методологический аппарат, в частности, теорию агентских соглашений и концепцию транзакционных издержек.
Среди исследователей на сегодняшний момент не выработалась единая методологическая позиция к изучению данного институционального явления. И потому, как минимум, специалистами, выделяется два основных подхода. Согласно В.Радаеву первый «определяет теневую экономику как совокупность форм хозяйства, противостоящих государству и легальным сегментам рынка. Второй рассматривает теневую экономику как сложное переплетение легальных, полулегальных и нелегальных связей; он ориентирован на изучение институтов и практик повседневной хозяйственной деятельности»[1]. Проводимое в настоящей работе исследование опирается на второй подход, как более полно отвечающий постав-
ленной научной задаче. При этом, термины «теневая» и «внелегаль-ная» экономика, рассматриваются, несмотря на наличие ряда семантических различий между ними.
Процессы, сопровождавшие реформирование институциональной среды хозяйствования в России, обусловили многочисленные структурные перекосы во взаимоотношениях рыночных агентов как макро-, так и микроэкономическом уровне. Одним из следствий таких перекосов стало формирование особой институциональной среды переходного периода, характеризующейся высоким уровнем неопределенности, слабым действием рыночных механизмов и низким уровнем контроля за действиями участников хозяйственных отношений. Характеризуя систему отечественных институтов переходного и постпереходного периода большинство российских авторов указывают на определённую «институциональную недостаточность», связанную со спецификой периода слома одной институциональной системы и становления другой[2].
Глубокий трансформационный спад привел к тому, что достаточно быстро после начала процессов реформирования, внелегаль-ная экономика в России перешагнула критический порог, за которым её существование ещё не имело явно выраженный характер и было хоть как-то контролируемо. Отсутствие четких ориентиров проводимых институциональных преобразований способствовало