10 (250) - 2007
Инвестиционная деятельность
правовые и экономические аспекты привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику
Восстановление экономического роста в России требует большого объема инвестиционных ресурсов. Как свидетельствует исторический опыт, развитые и развивающиеся страны активно привлекали иностранные инвестиции, особенно последние сорок лет. В настоящее время страх перед высоким риском капиталовложений в России сдерживает значительную часть потенциальных инвесторов, что не мешает другим вкладывать свои капиталы, число которых увеличивается. Расширяется и сфера приложения иностранного капитала. Прошло время, когда иностранных инвесторов интересовали только сырьевые отрасли с высоким экспортным потенциалом или гиганты российской промышленности.
Сейчас реальный интерес для инвесторов представляют и «рядовые российские предприятия»: крупные и средние, выпускающие самый широкий круг товаров для российского рынка или имеющие хорошие перспективы освоения этого рынка в ближайшем будущем. Вместе с тем рост привлекательности необъятного российского рынка и расширение возможности привлечения инвестиций еще не означают, что иностранный капитал стал легкодоступным. Его привлечение—дело непростое даже для предприятий, действующих в странах с более благоприятным инвестиционным климатом и с меньшими рисками. При этом существует множество различных проблем. Одна из основных проблем, мешающих инвестированию в российскую экономику, — различие российской и западной систем бухучета. Система GAAP дает представление о реальном положении дел на предприятии, в то время как отечественная система бухучета подобного представления не дает (особенно это касается такого понятия, как чистая прибыль). К мотивам, по которым иностранные инвесторы предпочитают размещать свои инвестиции именно в России,
Д.Г. КОРОВЯКОВСКИй, кандидат юридических наук, доцент
прежде всего, необходимо отнести значительный объем отечественного рынка, а также наличие квалифицированных специалистов и, что немаловажно, — появившуюся в последнее время у нас в стране тенденцию к снижению торговых барьеров.
Основные виды инвестиций в российскую экономику
По данным Госкомстата России1, иностранные инвестиции в российскую экономику в 2004 г. составили около 19,8 млрд долл. США, что на 38,7 % больше, чем в 2003 г. Наша страна привлекает капитал, в основном, в форме прямых и портфельных инвестиций, в виде ссудных капиталовложений и путем размещения облигационных займов на международном рынке капиталов. К прямым инвестициям относят инвестиции юридических или физических лиц, полностью владеющих предприятием или контролирующих не менее 10 % уставного капитала предприятия. Прямые иностранные инвестиции считаются наиболее устойчивыми к колебаниям на финансовых рынках, наиболее привлекательными для обеспечения экономического роста. Прямые инвестиции — это капиталовложения в производство или активы, предоставляющие инвестору полный контроль за деятельностью предприятия.
Прямые инвестиции делятся на две группы:
1) капитальные трансконтинентальные вложения, обусловленные возможными лучшими условиями рынка, т. е. тогда, когда существует возможность поставлять товары с нового производственного комплекса непосредственно на рынок данной страны (континента). Издержки играют здесь небольшую роль, главное — нахождение на рынке. Разница в издержках производства по срав-
1 http://www. gks. ги
нению с головной компанией является меньшим фактором влияния на размещение производства на данном континенте. Издержки производства являются решающими и для определения страны данного континента, в которой необходимо создать новые производственные мощности;
— транснациональные вложения — прямые вложения, часто в соседней стране. Цель — минимизация издержек по сравнению с головной компанией.
Необходимо выделить наиболее характерные черты для прямых инвестиций:
• при прямых зарубежных инвестициях инвесторы, как правило, лишаются возможности быстрого ухода с рынка;
• большая степень риска и большая сумма, чем при портфельных инвестициях.
Прямые зарубежные инвестиции направляются в принимающие страны двумя путями:
1. Организация новых предприятий.
2. Скупка или поглощение уже существующих компаний.
К портфельным инвестициям относят приобретение акций, паев, облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг. Они составляют менее 10 % в уставном капитале. Портфельные инвестиции, особенно на развивающихся рынках, это, как правило, краткосрочные, «горячие деньги» институциональных инвесторов, которые быстро приходят при улучшении инвестиционной привлекательности в стране, и также быстро «уходят» при ухудшении конъюнктуры на финансовых рынках, вызванной, например, ухудшением состояния платежного баланса.
Портфельные инвестиции — это вложения в ценные бумаги в целях последующей игры на изменение курса и получение дивидендов, а также участия в управлении хозяйствующим субъектом. Портфельные инвестиции не позволяют инвестору установить эффективный контроль за предприятием и не свидетельствуют о наличии у инвестора долговременной заинтересованности в развитии предприятия.
В ряде случаев международные корпорации реально контролируют иностранные предприятия, обладая портфельными инвестициями, по двум причинам:
1) значительная распыленность акций среди инвесторов;
2) наличие дополнительных договорных обязательств, ограничивающих оперативную самостоятельность иностранной компании. Имеются в виду лицензионные договоры и
соглашения, контракты на маркетинговые услуги и техническое обслуживание. К прочим инвестициям относят торговые кредиты, кредиты правительств иностранных государств под гарантии Правительства РФ, прочие кредиты нерезидентов (в том числе международных финансовых организаций).
Прямые иностранные инвестиции — капитал менее мобильный, чем портфельные инвестиции, которые весьма быстро реагируют на изменения конъюнктуры, могут в короткие сроки заполнить фондовый рынок страны в целях скупки акций перспективных компаний, а при ухудшении положения также быстро его покинуть. Попадая в страну, такой капитал увеличивает ликвидность вложений, являясь своеобразным индикатором состояния предприятия или отрасли.
Рост портфельных инвестиций в России в 2003 г. эксперты считали одним из показателей выхода страны из кризиса. К тому же увеличение данного вида инвестиций, как правило, влечет за собой рост прямых инвестиций, которые сегодня очень важны для России. Однако в первом полугодии 2004 г. удельный вес портфельных инвестиций снова начал сокращаться и составил всего 2,4 % (199 млн долл. США) от общего объема иностранных инвестиций в Россию. В результате в первом полугодии 2004 г. сложилась ситуация, когда иностранцы, с одной стороны, не могли, а с другой — не хотели вкладывать средства в ценные бумаги российских компаний.
Объем поступившего в экономику России иностранного капитала, по итогам 2004 г., практически сравнялся с объемом инвестиций российских предприятий и организаций за границу. В предыдущие годы отток инвестиций из России стабильно превышал их поступление. В то же время на практике эти два противоположных процесса — отток капитала из России и иностранные инвестиции в Россию — достаточно сложно разделить, так как масса формально иностранных инвестиций — те же средства российских компаний, выведенных ранее из страны в целях уменьшения налогообложения. Поэтому за рубежом российский капитал не оседает, а за короткий срок возвращается обратно в Россию.
Динамика изменений в отраслевой структуре иностранных инвестиций в 1995 - 2004 гг.
Анализ отраслевой структуры иностранных инвестиций в России за 1993 — 1996 гг. позволяет
сделать вывод, что приток зарубежных капиталовложений ограничивается не только наличием высоких политических и экономических рисков, но и противодействием сил, стремящихся избежать конкуренции на внутреннем рынке. По данным Госкомстата России, из общего объема инвестиций в 1993 г. в размере 2,9 млрд долл. США 23,2 % было вложено в машиностроение и металлообработку; 16,3 % — в торговлю и общепит; 5,3 % — в строительство; 4,5 % — в целлюлозно-бумажную промышленность; 3,8 % — в промышленность стройматериалов. Приведенные данные свидетельствуют о том, что отрасли, увеличивающие свое значение в экономике России, имеют силы для того, чтобы не пускать к себе иностранные компании, чтобы не делиться с ними контролем за предприятием и, соответственно, прибылью. Те же отрасли, в которых складывается критическое положение и стоит вопрос о выживании, уступают контроль ради самосохранения. Это имеет положительную сторону, так как иностранные капиталы подпитывают тех, кто нуждается в них в наибольшей степени. В 1994 г. произошло радикальное изменение структуры иностранных инвестиций. В экономику России было вложено около 2 млрд долл. США, из которых большая часть приходилась на прямые инвестиции. Основной сферой приложения иностранного капитала в 1994 г. был топливно-энергетический комплекс — 49,5 %. Остальная часть вложений распределялась следующим образом: 9,8 % инвестиций было направлено в торговлю и общественное питание; 5,6 % — в строительство; 4,7 % — в целлюлозно-бумажную промышленность; 3,4 % — в машиностроение и металлообработку; 26,8 % приходилось на прочие отрасли. На топливно-энергетический комплекс России приходится и большая часть всех ссудных инвестиций. В 1995 г. продолжались изменения в отраслевом распределении иностранных вложений. Из-за роста издержек производства наметилась тенденция к снижению инвестиционной привлекательности добывающей промышленности. На первые позиции вышли торговля и общественное питание, а также финансовая, банковская, страховая сфера и пищевая промышленность. Резко сократилась доля топливно-энергетического комплекса, машиностроительных отраслей, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. В первой половине 1996 г. на первое место в отраслевом распределении иностранных инвестиций вышли кредитно-финансовая сфера и страхование (27,3 %), на долю пищевой промышленности при-
ходилось 7,9 %, топливно-энергетического комплекса — 7,8 %, торговли и общественного питания — 6,8 %, машиностроения и металлообработки — 5 %, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности — 4,6 %, науки и научного обслуживания — 1,0 %, строительства — 0,5 %. В 1997 — 2004 гг. иностранные инвесторы проявляют интерес к вложению капитала в развитие средств транспорта, связи и телекоммуникаций, а также торговлю и общественное питание. С другой стороны, в 2004 г. сильно понизилась доля промышленности в объеме общих иностранных инвестиций, хотя в период с 1997 по 1999 гг. наблюдался ее постепенный подъем. По-прежнему слабый интерес у иностранных инвесторов вызывают такие отрасли, как: легкая, химическая и нефтехимическая промышленность, промышленность стройматериалов, металлургия. Практически не идет иностранный капитал в электроэнергетику. Прямые инвестиции в машиностроение, несмотря на их расширение, очень скромны по размерам.
Лидером по объему иностранных инвестиций остается Москва. Объясняется это тем, что российская столица по-прежнему является крупнейшим промышленным и финансовым центром с развитой инфраструктурой и наиболее высоким платежеспособным спросом населения. Кроме того, возрос объем иностранных инвестиций в Омскую и в Сахалинскую области. Между тем сократился объем инвестиций в предприятия Санкт-Петербурга и Челябинской области. Неравномерность распределения иностранных инвестиций по регионам связана со слабой региональной политикой в области их привлечения, а также с плохой осведомленностью иностранных инвесторов о существующих инвестиционных проектах.
Правовой аспект иностранной
инвестиционной деятельности
Активная деятельность по привлечению иностранных инвестиций в отечественную экономику началась в 1987 г.: были приняты первые нормативные документы о создании и функционировании совместных предприятий, российских организаций с зарубежными партнерами, которые положили начало регулированию прямых иностранных инвестиций в российскую экономику. Реформа советской внешней торговли, начатая в 1987 г., разрешила создание совместных предприятий между советскими предприятиями и иностранными партнерами.
Современную правовую базу для иностранных инвестиций составляют более 30 законов и указов Президента РФ. Действует также ряд постановлений Правительства РФ, конкретных ведомственных инструкций. Главный из них — это Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» №160-ФЗ от 9 июля 1999 г2.
Федеральный закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ. Закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике РФ иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.
В соответствии с этим законом иностранными инвесторами в России могут быть:
• иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;
• иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;
• иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;
• лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами РФ, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законода-
2 Федеральный Закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ, первоначальный текст документа опубликован в издании «Собрание законодательства РФ», 12.07.1999, № 28, ст. 3493.
тельством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;
• международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором РФ осуществлять инвестиции на территории РФ;
• иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами.
Иностранные инвестиции определяются как вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.
Выделяют также прямые иностранные инвестиции. К ним относятся: приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с законодательством; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на российской территории; осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества независимых государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн руб.
Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами. Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конститу-
ционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития РФ. Виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Вышеназванный Закон четко определяет права и обязанности иностранных инвесторов. Инвесторы имеют право на:
• осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами;
• самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом РФ;
• владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений;
• передачу по договору или государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ;
• осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения;
• объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений на основании договора и в соответствии с законодательством РФ;
• осуществление других прав, предусмотренных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством РФ. Все права инвесторов согласно Закону считаются равными, несмотря на долю вложений.
Субъекты инвестиционной деятельности обязаны:
• осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами субъектов РФ и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также с утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами);
• исполнять требования, предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства РФ;
• использовать средства, направляемые на капитальные вложения, по целевому назначению. Государство в соответствии с Законом гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности:
• обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;
• гласность в обсуждении инвестиционных про -ектов;
• право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;
• защиту капитальных вложений. Стабильность для инвестора, осуществляющего
инвестиционный проект, гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования проекта. Дифференциация сроков окупаемости инвестиционных проектов в зависимости от их видов определяется в порядке, установленном Правительством РФ. В исключительных случаях при реализации инвестором приоритетного инвестиционного проекта в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры, срок окупаемости которого превышает семь лет, Правительство РФ принимает решение о продлении для указанного инвестора срока действия условий и режима. Правительство РФ:
• устанавливает критерии оценки изменения в неблагоприятном для инвестора, осуществляющего приоритетный инвестиционный проект на территории РФ, отношении условий взимания ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды, режима запретов и ограничений в отношении осуществления капитальных вложений на территории РФ;
• утверждает порядок, определяющий день начала финансирования инвестиционного проекта, в том числе с участием иностранных инвесторов;
• утверждает порядок регистрации приоритетных инвестиционных проектов;
• осуществляет контроль за исполнением инвестором взятых им обязательств по реализации приоритетного инвестиционного проекта в сроки, установленные Правительством РФ.
В случае неисполнения инвестором обязательств он лишается льгот, предоставленных ему в соответствии с российским законодательством. Сумма денежных средств, не уплаченных в результате предоставления указанных льгот, подлежит возврату в порядке, установленном законодательством РФ.
Льготы для предприятий с иностранными инвестициями
В течение 1991 — 2004 гг. не прекращалась активная нормотворческая деятельность по стимулированию привлечения иностранных инвестиций. Льготы, предоставляемые предприятиям с иностранными инвестициями, разделяются по видам государственного регулирования (налоговые, валютные, таможенные), а также распределены на льготы общего характера и на селективные, т. е. имеющие своей целью стимулировать тот или иной вид предприятий с иностранными инвестициями или производство того или иного вида продукции на этих предприятиях. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция перехода от предоставления предприятиям с иностранными инвестициями общих льгот к применению селективных льгот, стимулирующих деловую активность иностранного капитала в конкретных сферах российской экономики. При этом количество льгот, предоставляемых специально для предприятий с иностранными инвестициями, в настоящее время сокращается. Кроме предприятий с участием иностранных инвестиций и предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам (которые учреждены в соответствии с российским законодательством и являются российскими юридическими лицами), в РФ действуют филиалы, отделения и представительства иностранных фирм, компаний, банков, т. е. иностранных юридических лиц. Число иностранных фирм, вставших на налоговый учет, на начало 2004 г. превысило 19 тыс.
При налогообложении деятельности и имущества иностранных юридических лиц на территории России необходимо руководствоваться не только налоговым законодательством РФ, но и учитывать международные налоговые соглашения. В этом и состоит их отличие от предприятий с иностранными инвестициями, которые являются российскими юридическими лицами. Каждое государство в мире имеет свою налоговую систему. При этом даже в тех случаях, если принципиальные положения налогового законодательства в некоторых странах сов-
падают, тем не менее существуют специфические особенности в содержании налогов, механизме их исчисления, взимания и уплаты, в перечне и видах налоговых льгот и т. д. В то же время страны не могут существовать в экономической, научной и иной изоляции от других государств. Между странами идет обмен товарами, услугами, создаются совместные производства, осуществляются совместные научные разработки. Государства и их деловые круги вкладывают свои денежные средства в экономику других стран, предоставляют другим государствам кредиты, получая при этом дивиденды и проценты. Такое взаимодействие предполагает оплату товаров и услуг, предоставление и возврат кредитов и, если получатель доходов находится, живет и работает в одной стране, а получает доходы из других стран, то и в своей, и в других странах он может подпадать под действие налоговых законов, вследствие чего с одного и того же дохода налоги могут взиматься в двух и более странах. Так возникает ситуация, которая называется двойным налогообложением. Совершенно очевидно, что такое двойное налогообложение снижает заинтересованность предприятий, организаций и граждан в осуществлении деятельности за пределами своей страны.
Мировое сообщество уже давно обратило на это внимание и стало принимать меры к тому, чтобы разработать механизм, позволяющий избежать и устранить двойное налогообложение, сократить бремя налоговых обязательств при все возрастающем переливе капитала из одной страны в другую. Международное юридическое двойное налогообложение может быть в целом определено как взимание сопоставимых налогов в двух (или более) государствах с одного и того же налогоплательщика в отношении одного и того же дохода и за идентичные периоды. Его пагубные последствия для обмена товаров и услуг, движения капитала, внедрения новых технологий общеизвестны, поэтому необходимы меры, устраняющие препятствия к развитию экономических отношений между странами, обусловленные двойным налогообложением. Всеми государствами признана необходимость ясности и гарантий налоговой ситуации для налогоплательщиков, занимающихся коммерческой деятельностью в других государствах, путем принятия единых решений в идентичных случаях двойного налогообложения. В этом и состоит основная цель Модели налоговой конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по доходу и капиталу, предоставляющей возможность для разрешения на единой
основе большинства часто встречающихся проблем в области международного юридического двойного налогообложения.
Устранение двойного налогообложения
В целях устранения двойного налогообложения в Модели налоговой конвенции приводятся две категории правил.
Первая категория устанавливает соответствующие права государства источника или местонахождения и государства резидентства в отношении различных видов дохода, а также в отношении капитала. В отношении некоторых статей дохода и капитала исключительное право налогообложения дается одному из договаривающихся государств. Другое договаривающееся государство не может облагать налогом эти статьи и избегает двойного налогообложения. Как правило, это исключительное право налогообложения дается государству резидентства. В случаях других статей дохода и капитала право налогообложения не является исключительным. В отношении двух других видов дохода (дивиденды и проценты) оба государства обладают правом налогообложения, однако сумма налога, взимаемая государством с источника дохода, ограничена3.
Вторая категория правил устанавливает, что по мере того как эти положения дают государству источника или местонахождения полное или ограниченное право налогообложения, государство резидентства должно предоставлять льготы для избежания двойного налогообложения. Модель налоговой конвенции ОЭСР оставляет за договаривающимися государствами право выбора между двумя методами налоговых льгот — методом освобождения или методом зачета.
3 Например: Конвенция между Правительством РФ и Правительством Чешской Республики от 17.11.1995 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал», «Собрание законодательства РФ», 26.01.1998, № 4, ст. 431 (применяется в отношении налогов, взимаемых у источника — начиная с 1 января 1998 г.; в отношении других налогов — за налогооблагаемый период, начинающийся с 1 января 1998 г. (письмо Госналогслужбы РФ от 11.12.1997 № ВГ-6-06/856); Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Мали от 25.06.1996 «Об избежании двойного налогообложения и установлении правил оказания взаимной помощи в отношении налогов на доходы и имущество», «Собрание законодательства РФ», 15.11.1999, № 46, ст. 5479 (применяется в отношении налогов, взимаемых у источника выплаты — начиная с 1 января 2000 г.; в отношении других налогов — за налогооблагаемые периоды, начинающиеся с 1 января 2000 г. или после 1 января 2000 г. (письмо МНС РФ от 11.01.2000 № ВГ-6-06/11).
Доход и капитал могут быть разбиты на три вида в зависимости от режима, применяемого к каждому виду в государстве источника или местонахождения:
1) доход и капитал, которые могут облагаться без всякого ограничения в государстве источника или местонахождения (доход от недвижимого имущества, находящегося в этом государстве (включая доход от сельского или лесного хозяйства), прирост капитала при отчуждении такого имущества и капитал, представляющий это имущество; прибыль постоянного представительства, находящегося в этом государстве, прирост при отчуждении такого имущества и капитал, представленный движимым имуществом, составляющим часть коммерческого имущества такого постоянного представительства; исключение предоставляется, если постоянное представительство содержится в целях международных морских внутренних водных перевозок и международных воздушных перевозок; доход от деятельности артистов и спортсменов в этом государстве независимо от того, начисляется ли такой доход самому артисту, или спортсмену, или другому лицу; доход от независимых личных услуг, относящихся к постоянной базе, находящейся в этом государстве, прирост от отчуждения такой постоянной базы и капитал, представленный движимым имуществом, относящимся к ней; вознаграждение члена совета директоров, выплачиваемое компанией — резидентом этого государства; вознаграждение в отношении занятости в частном секторе в этом государстве, за исключением случая, если работник находится в нем в течение периода, не превышающего 183 дней в любом 12-месячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в данном налоговом году; при определенных условиях вознаграждение и пенсии, выплачиваемые за государственную службу);
2) доход, который может быть подвергнут ограниченному налогообложению в государстве источника (дивиденды: при условии, что холдинг, в отношении которого дивиденды выплачиваются, не имеет фактической связи с постоянным представительством или постоянной базой, находящейся в государстве источника, такое государство должно ограничить свой налог 5 % валовой суммы дивидендов, где фактическим владельцем является компания, которой непосредственно принадлежит по крайней мере 25 % капитала компании, выплачивающей дивиденды, и до 15 % валовой суммы дивидендов в других случаях; проценты: то же самое условие, что и для дивидендов, государство
источника должно ограничить свой налог до 10 %, этот процент не должен превышать нормативной суммы);
3) доход и капитал, которые не могут облагаться в государстве источника или местонахождения (другие статьи дохода или капитала не могут облагаться налогом в государстве источника или местонахождения).
Прибыль от эксплуатации морских или воздушных судов в международном транспорте или от эксплуатации внутреннего транспорта, прирост от отчуждения таких морских, внутриводных или воздушных судов и капитал, представляемый ими, облагаются налогом только в государстве, в котором расположены фактические органы управления предприятием. Коммерческая прибыль и доход, извлекаемые от независимых личных услуг, не приписываемые постоянному представительству или постоянной базе в государстве источника, облагаются налогом только в государстве резидентства. Если налогоплательщик, являющийся резидентом одного договаривающегося государства, получает доход из источника в другом договаривающемся государстве или владеет находящимся в нем капиталом, который в соответствии с Моделью налоговой конвенции облагается налогом только в государстве резидентства, проблемы двойного налогообложения не возникает, так как государство источника или местонахождения должно воздержаться от налогообложения такого дохода или капитала. Если же, наоборот, доход или капитал может в соответствии с Моделью налоговой конвенции облагаться налогом с ограничением или без ограничения в государстве источника или местонахождения, государство резидентства несет обязательство по устранению двойного налогообложения. Это может быть реализовано двумя методами:
1) методом освобождения — доход или капитал, облагаемый налогом в государстве источника или местонахождения, освобождается от налогов в государстве резидентства, но может быть учтен при определении налоговой ставки, применяемой к налогоплательщику на оставшийся доход или капитал;
2) методом зачета — доход или капитал, облагаемый налогом в государстве источника или местонахождения, подвергается налогообложению в государстве резидентства, но налог, взимаемый в государстве источника или местонахождения, за-считывается при взимании налога с такого дохода или капиталов государством резидентства.
В Модели налоговой конвенции имеется ряд особых положений. Эти положения касаются:
• устранения налоговой дискриминации в различных обстоятельствах;
• установления процедуры взаимного согласования для устранения процедуры двойного налогообложения и разрешения конфликтов в толковании Модели налоговой конвенции;
• обмена информацией между налоговыми органами договаривающихся государств;
• налоговых режимов дипломатических агентов и консульских служащих в соответствии с международным законодательством.
При устранении двойного налогообложения используются различные формы международных соглашений:
• соглашения об избежании двойного налогообложения;
• соглашения об устранении двойного налогообложения в области морского судоходства (иногда сюда включается и речное судоходство) — соглашения об устранении двойного налогообложения в области воздушного транспорта;
• соглашения об устранении двойного налогообложения в области перевозок автомобильным транспортом;
• соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи по вопросам соблюдения налогового законодательства.
Все эти проблемы, экономического и юридического характера, в том числе и двойное налогообложение, порождают различные негативные факторы притока иностранных инвестиций в российскую экономику.
Негативные факторы, влияющие на приток инвестиций.
Пути их устранения
Инвестиционный климат — это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых и других факторов, которые, в конечном счете, определяют степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования. Приток иностранного капитала в любую страну, а также эффективность капиталовложений определяются преимуществами инвестиционного климата в данной стране.
Необходимым условием для привлечения иностранных капиталов в Россию является борьба с криминальными элементами. В международной экономике все больше возрастает роль мелких и средних инвесторов, а они и являются основными
объектами криминальных структур. Важнейшей причиной недостатка капиталовложений является именно криминальность российского общества.
За последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые желали вложить средства в российские предприятия, но были вынуждены отказаться от этого. Причинами отказа стали:
• высокие издержки и, как следствие, неконкурентоспособность производства в России;
• сложные и запутанные способы регистрации инвестиций в российские предприятия;
• неуступчивость российских партнеров, а также их неадекватная оценка вклада российской стороны;
• неготовность руководителей российских предприятий к конкретным действиям и сотрудничеству с иностранными инвесторами, низкий уровень менеджмента.
Крайне острой проблемой стало регулирование таможенного режима в России. В настоящее время ряд иностранных компаний, реализующих импортозамещающие проекты, столкнулись с ситуацией, в которой действующие ставки таможенных пошлин на сырье, комплектующие и готовую продукцию делают производство в России нецелесообразным. Неблагоприятный инвестиционный климат имеет для страны, принимающей инвестиции, реальное денежное выражение, в котором исчисляются материальные потери вследствие недополучения значительных инвестиций и низкой эффективности «работающих» капиталовложений. Для потенциальных инвесторов в России при анализе политической ситуации решающую роль играет политика государства в отношении иностранных инвестиций, вероятность национализации иностранного имущества, участие страны в системах международных договоров по различным вопросам, прочность государственных институтов, преемственность политической власти, степень государственного вмешательства в экономику и т. д. На инвестиционном климате отрицательно сказываются не только прямые ограничения деятельности иностранных фирм, содержащиеся в законодательстве, но и нечеткость, и особенно нестабильность, законодательства принимающей стороны, поскольку эта нестабильность лишает инвестора возможности прогнозировать развитие событий, что снижает рентабельность вложений. Одним из проявлений кризисного состояния российской экономики является инвестиционный кризис, означающий долговременную тенденцию
снижения объема капиталовложений, а, следовательно, быстрое устаревание основных фондов и тем самым угрозу утраты не только конкурентоспособности, но и самой возможности существования многих предприятий и целых отраслей. Выход из кризиса зависит от решения проблемы инвестиций. Среди экономических параметров основное внимание при оценке инвестиционного климата уделяется общему состоянию экономики, положению в валютной, финансовой и кредитной системах, таможенному режиму, возможностям использования рабочей силы (стоимость рабочей силы и ее соотношение со средним уровнем квалификации работников и производительности труда). Большую роль в оценке социальной среды для инвестиций играют показатели отношения к иностранным инвестициям в обществе, степень его расслоения, наличие или отсутствие согласия по основным вопросам экономического и социального развития страны, уровень безработицы, возможность забастовок.
В настоящее время инвестиционный климат в России является недостаточно благоприятным для широкого привлечения иностранных инвестиций, в первую очередь прямых. Можно спорить с теми или иными оценками хозяйственной ситуации в России, которые встречаются в западной печати, но эти оценки во многом определяют поведение потенциальных инвесторов. Американский президент в одном из своих первых выступлений заявил, имея в виду Россию, что «нам не стоит вкладывать или способствовать вложению денег в систему, в которой они никогда не тратятся по назначению», добавив, что «от самой России зависит, создавать ли благоприятные условия для наших капиталов».
После президентских выборов 1996 г. в России в сентябре того же года Международная финансовая корпорация (МФК) официально включила Россию в число развивающихся рынков. Тем самым отечественный рынок акций получил международное признание и стал важной частью мирового экономического пространства. Через год МФК включила Россию в сводный инвестиционный индекс развивающихся стран. Индекс МФК рассчитывается в процентах, и сумма индексов всех стран принимается равной 100 %. Индекс составляется на базе ценных бумаг страны, доступных для любых инвесторов. Всего в составлении индекса участвуют акции 31 российской компании.
Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития
цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций.
Можно выделить следующие предпосылки увеличения притока иностранного финансового капитала в Россию:
• меры по репатриации «убежавшего» из России капитала;
• приведение российского законодательства, определяющего вывоз капитала как незаконный, в соответствие с международным правом. В рамках этого процесса необходимо амнистировать владельцев незаконно вывезенного капитала за границу с целью его возврата в Россию. Правительство г. Москвы, разрабатывая новую концепцию экономического развития столицы, намерено создать условия для привлечения в экономику города «русских» денег, находящихся на счетах в заграничных банках, которые составляют, по некоторым оценкам, более 300 млрд долл. США. В этой связи полезным может оказаться использование китайского опыта привлечения зарубежных капиталов, принадлежащих хуацяо (китайцам, проживающим за границей). Ведь именно на «дрожжах» иностранных инвестиций (до 70 % которых принадлежит хуацяо) выросло китайское «экономическое чудо»;
• создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок "под ключ";
• высокий банковский процент;
• низкая инфляция;
• либерализация финансового рынка;
• государственные обязательства по выплате задолженности по займам и кредитам. Стремление России интегрироваться в мировое экономическое хозяйство приводит к возможности относительно свободного перемещения иностранного капитала. В сегодняшней ситуации проблема его привлечения в нашу страну стоит весьма остро. Ряд отраслей отечественной промышленности испытывает инвестиционный голод, поэтому приток капиталов, как российских, так и
из-за рубежа, может дать импульс для выхода из кризисного состояния, стимулировать деловую активность на внутреннем рынке, повысить конкурентоспособность российских товаров на мировом рынке. Иностранные предприниматели проявляют немалый интерес к российской экономике. Россия имеет богатые месторождения природного сырья, сравнительно дешевые энергетические ресурсы, квалифицированные трудовые ресурсы при относительно низкой стоимости рабочей силы, очень емкий внутренний рынок. По данным Министерства внешнеэкономических связей России, наиболее привлекательными регионами для иностранных инвесторов являются: Москва, Тюменская область, Республика Татарстан, Ямало-Ненецкий автономный округ, Санкт-Петербург, Хабаровский край, Нижегородская область.
Очень серьезная проблема в области налогов — риск двойного налогообложения. Автор книги «Международное налогообложение» Ричард Л. Дернберг назвал ее главной проблемой международного налогообложения, озаглавив так один из параграфов своей книги. Он пишет: «В случае ведения торговли правительства обеих торгующих сторон могут пожелать взимать налог с доходов от этой торговли. Потенциальное двойное налогообложение возникает потому, что одна страна претендует на право налогообложения на основании факта проживания (или гражданства) налогоплательщика, а другая — на основании места получения дохода. Двойное налогообложение может также возникать, когда обе страны утверждают, что налогоплательщик является их резидентом, либо когда каждая из двух стран утверждает, что доход получен именно в ней» 4.
Дернберг Р. Л. предлагает концепцию беспристрастного международного налогообложения, содержащую три основных правила:
1) беспристрастность в отношении экспорта капитала. Налоговая система соответствует этому правилу, если на выбор налогоплательщика между инвестированием у себя в стране или за рубежом не влияет вопрос о налогообложении. Тогда корпорация будет принимать решения об инвестировании на основании деловых, а не налоговых факторов. При идеальной конкуренции беспристрастность в отношении экспорта капитала приводит к эффективному распределению и использованию капитала;
2) беспристрастность в отношении импорта капитала. Такое правило можно считать выполнен-
4 Дернберг Р. Л. Международное налогообложение, 1997.
ным, если все действующие на рынке корпорации облагаются налогом по одной ставке;
3) национальная беспристрастность. В соответствии с этим правилом общая прибыль с капитала, распределяемая между налогоплательщиком и бюджетом, должна быть одинаковой независимо от того, где инвестирован капитал — в своей стране или за границей.
Российская Федерация заключила ряд межправительственных соглашений об устранении двойного налогообложения. Она также признала и выполняет все подобные договоры, заключенные в свое время Советским Союзом и РСФСР с иностранными государствами.
Глубокий кризис конца лета 1998 г. привел к изменению положения с иностранными инвестициями в России. Между тем, по имеющимся оценкам, в настоящее время собственные средства российских предприятий составляют не более одной четверти от того объема инвестиционных потребностей, которые, как предполагается, предстоит удовлетворить по мере перехода российской экономики к росту. Основными составляющими инвестиционной политики преуспевающих стран являются: во-первых, последовательная либерализация ограничений и запретов при сохранении внутренней стабильности, исходя из политических и экономических интересов; во-вторых, отраслевое регулирование размещения прямых инвестиций с целью не допустить усиления влияния иностранного капитала на стратегически значимые направления, что создает предпосылки для оптимизации экономической структуры.
Инвестиционный режим современной России все еще сильно отличается от общепринятых международных норм и правил регулирования капитальных вложений. Кроме того, серьезными ограничителями развития инвестиционной деятельности в России являются широко распространенные негативные факты криминализации экономики, бюрократического произвола и др. Правовая основа РФ нуждается в серьезном улучшении. В настоящее время в России эффективность специального национального законодательства об иностранных инвестициях, которое должно направить деятельность иностранных инвесторов в желаемое для государство русло, как показывает отечественная
практика, оказалась незначительной. Например, если проанализировать содержание многих нормативных документов, регулирующих деятельность иностранного инвестора в РФ, то можно убедиться, что по ряду аспектов они нередко не выдерживают сравнения с аналогичными правовыми актами, действующими в зарубежных странах, в том числе и однотипных с Россией государствах с переходной экономикой. К тому же в РФ механизмы их применения, как правило, недостаточно отработаны. Зафиксированные в них нормы слабо подкрепляются подзаконными актами, вводимыми в действие после принятия соответствующих законов, а временами даже ослабляются или неправильно интерпретируются в таких актах, что порождает путаницу и снижает эффективность создаваемой правовой базы. Немаловажное значение имеют неформальные ограничения в отношении иностранных инвесторов. Среди них можно отметить многоступенчатость процедуры получения разрешения, а также многочисленность и подробность пунктов заявки на получение разрешения. К неформальным ограничениям следует отнести и бюрократизацию регулирования последующей деятельности иностранной компании в стране, предоставления кредитов и др. Все это усугубляет положение, создаваемое для иностранных предпринимателей сравнительно незначительными официальными ограничениями. Взятые в целом ограничения для иностранных инвесторов ухудшают инвестиционный климат России. Сложившийся в настоящее время режим регулирования капитальных вложений не соответствует общемировым правилам и не поощряет иностранных инвесторов к освоению российского рынка. Для выправления создавшегося положения, прежде всего, требуется упорядочить законодательство в данной сфере. Общий порядок регулирования иностранных инвестиций, исходя из мировой практики, должен предусматривать либерализацию инвестиционного режима и переход к единообразным правилам и нормам. Для решения задачи масштабного направления капитала, в том числе и иностранного, в реальный сектор производства наряду с укреплением банковской системы РФ следует приступить к созданию других инструментов, чтобы сформировать в России полноценную инфраструктуру инвестиций.