Научная статья на тему 'К вопросу о гарантиях прав иностранных инвесторов в законодательстве Российской Федерации'

К вопросу о гарантиях прав иностранных инвесторов в законодательстве Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC-ND
1177
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ГАРАНТИИ ПРАВ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ / КОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ / ЗАЩИТА ПРАВ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ / ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беляева Ирина Анатольевна

В данной статье определяются гарантии прав иностранных инвесторов по российскому законодательству, обеспечивающие привлечение инвестиций в российскую экономику, гарантии правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации, гарантии использования различных форм иностранных инвестиций, право на суброгацию, гарантии компенсации при национализации и реквизиции и другие гарантии. Проводится анализ Закона об иностранных инвестициях в Российской Федерации и других законодательных актов, гарантирующих права иностранных инвесторов, намечаются пути совершенствования законодательства в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the guarantees of the rights of foreign investors by the legislation of Russian Federation

In this article are determined the guarantees of the rights of foreign investors by the Russian legislation, which providing the attraction of investments into the Russian economy guarantees of a legal protection of activity of foreign investors on the territory of the Russian Federation, guarantees of use of various forms of foreign investments, right to subrogation, guarantees of compensation during the nationalization and requisitions and other guarantees. Is conducted the analysis of the Law on foreign investments in the Russian Federation and of other legislative acts, which guarantee the rights of foreign investors, are planned the ways of perfection the legislation in this sphere.

Текст научной работы на тему «К вопросу о гарантиях прав иностранных инвесторов в законодательстве Российской Федерации»

И.А. Беляева

К ВОПРОСУ О ГАРАНТИЯХ ПРАВ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В данной статье определяются гарантии прав иностранных инвесторов по российскому законодательству, обеспечивающие привлечение инвестиций в российскую экономику, - гарантии правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации, гарантии использования различных форм иностранных инвестиций, право на суброгацию, гарантии компенсации при национализации и реквизиции и другие гарантии. Проводится анализ Закона об иностранных инвестициях в Российской Федерации и других законодательных актов, гарантирующих права иностранных инвесторов, намечаются пути совершенствования законодательства в данной сфере.

Ключевые слова: инвестиции, иностранные инвестиции, гарантии прав иностранных инвесторов, коммерческая организация с иностранными инвестициями, защита прав иностранных инвесторов, инвестиционное законодательство.

Иностранные инвестиции занимают важное место в деятельности любой экономической системы. Иностранное инвестирование направлено на привлечение и эффективное использование в российской экономике иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта. Обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества -важная задача государства, которая должна обеспечиваться путем создания правового механизма обеспечения прав иностранных инвесторов и защиты иностранных инвестиций, в том числе по-

© Беляева И.А., 2009

средством четкого определения системы гарантий прав иностранных инвесторов.

В настоящее время основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов в России определяет Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»1. К числу других актов российского законодательства, в известной мере регулирующих иностранные инвестиции и определяющие гарантии прав иностранных инвесторов, относятся Федеральные законы от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»2, от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»3, от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»4, а также иные законы и подзаконные акты.

Одной из современных тенденций правового регулирования иностранных инвестиций выступает появление и развитие регионального законодательства. К числу региональных актов в данной сфере относятся, в частности, Закон Сахалинской области от 5 октября 1998 г. № 84 «Об иностранных инвестициях в Сахалинской области»5, Закон Пермской области от 21 августа 1997 г. № 839-127 «Об иностранных инвестициях в Пермской области»6, Закон Республики Татарстан от 19 июля 1994 г. № 2180-Х11 «Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан»7 и др.

Помимо национального законодательства на регулирование иностранных инвестиций оказывают влияние нормы международных соглашений, заключенных Россией в этой сфере, - двусторонних международных соглашений о поощрении и защите капиталовложений, двусторонних международных соглашений об избежании двойного налогообложения, а также многосторонние соглашения.

Международные соглашения о поощрении и защите капиталовложений содержат понятия об иностранных инвестициях и иностранном инвесторе, нормы о правовом режиме, который предоставляется иностранным инвесторам, положения о гарантиях, в частности компенсации в случае национализации имущества иностранного инвестора, и др. Россия имеет более 60 таких соглашений. Подчеркнем, что сохранили свое действие и международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства - правопреемника СССР (например, с Австрийской Республикой, Королевством Бельгии, Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии, Чешской Республикой и др.).

Двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения упорядочивают на взаимной основе проблемы налогообложения, устанавливая, в частности, какие налоги в какой стране взимаются, и тем самым занимают важное место в механизме обеспечения прав иностранных инвесторов. В данных соглашениях может оговариваться также освобождение от уплаты налогов (например, при вывозе дивидендов).

К многосторонним соглашениям относятся Конвенция о защите прав инвестора (Москва, 28 марта 1997 г.)8, Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 11 октября 1985 г.)9, Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (Вашингтон, 18 марта 1965 г.)10.

К сожалению, Закон об иностранных инвестициях не учитывает формулировок, содержащихся в международных соглашениях, в которых участвует Россия и которые преобладают над национальным законодательством. Согласно ст. 2 названного Закона иностранной инвестицией признается вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору. Для сравнения отметим, что в международной практике под иностранными инвестициями принято понимать вложения за границей для создания там постоянного предприятия или расширения уже существующего в целях извлечения прибыли, влекущие определенную степень контроля над его управлением. Кроме того, Закон посвящен регулированию преимущественно прямых иностранных инвестиций, определяя их в ст. 2 как приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с российским гражданским законодательством; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации; осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн руб.

Согласно общепринятому пониманию иностранными инвесторами признаются иностранные граждане и иностранные юридиче-

ские лица, учрежденные по закону иностранного государства. В соответствии со ст. 2 Закона об иностранных инвестициях к ним относятся: иностранный гражданин, лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, иностранное юридическое лицо, иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которых определяется в соответствии с законодательством государства, в котором они учреждены, и которые вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации. Кроме того, к инвесторам относятся международные организации и иностранные государства.

На территории Российской Федерации могут создаваться организации, принадлежащие или контролируемые иностранным инвестором, которые учреждаются в соответствии с российским законодательством и являются российскими юридическими лицами. Закон об иностранных инвестициях не относит такие коммерческие организации с иностранными инвестициями к категории иностранных инвесторов. Коммерческие организации с иностранными инвестициями не являются самостоятельными организационно-правовыми формами. Они являются лишь специальными видами организаций, для которых характерно наличие иностранного капитала. Данные организации являются юридическими лицами и подлежат государственной регистрации в установленном действующим российским законодательством порядке. Создаются такие организации в форме хозяйственных товариществ и обществ. Коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями пользуется правовой защитой, гарантиями и льготами. Указанные гарантии и льготы не распространяются, однако, на дочерние и зависимые общества такой организации.

Правовое регулирование иностранных инвестиций придерживается принципа национального режима. Это значит, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам.

Вместе с тем Законом об иностранных инвестициях установлены изъятия из данного принципа (ст. 4). К их числу относятся, во-первых, изъятия ограничительного характера, которые могут быть

установлены для иностранных инвесторов федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства; во-вторых, изъятия стимулирующего характера, которые могут быть установлены в виде льгот для иностранных инвесторов в интересах социально-экономического развития Российской Федерации.

Привлечение иностранных инвестиций обеспечено системой специальных гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам. Гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов заключается в том, что иностранному инвестору на территории Российской Федерации предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов. Иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с действующим гражданским законодательством.

Гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций обеспечивает иностранному инвестору возможность осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных действующим законодательством.

Право на суброгацию означает, что иностранный инвестор в силу договора вправе передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг), а на основании закона или решения суда обязан передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг) другому лицу в соответствии с гражданским законодательством РФ. Так, если иностранное государство производит платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии, предоставленной иностранному инвестору в отношении инвестиций, осуществленных им на территории Российской Федерации, и к этому иностранному государству переходят права иностранного инвестора на указанные инвестиции, то в Российской Федерации такой переход прав признается правомерным.

Следующая гарантия прав иностранного инвестора - компенсация при национализации и реквизиции. В случае реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми проведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом

обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.

При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки.

Стабилизационная, или «дедушкина», оговорка обеспечивает стабильность правового режима на случай неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями налогового, таможенного и валютного законодательства РФ.

Новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ не применяются, если они изменяют размеры:

- ввозных таможенных пошлин (за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами);

- федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации);

- взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ), либо вносятся в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ изменения и дополнения, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями по реализации приоритетных инвестиционных проектов; либо устанавливают режим запретов и ограничений в отношении иностранных инвестиций в Российской Федерации по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта за счет иностранных инвестиций.

Стабильность для иностранного инвестора, осуществляющего инвестиционный проект, гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций.

Гарантия использования доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм заключается в том, что иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории Российской Федерации для реинвестирования иных целей, а также на беспрепятственный перевод за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных

денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями. К ним, в частности, относятся:

- доходы от инвестиций, полученные в виде прибыли, дивидендов, процентов и другие доходы;

- денежные суммы во исполнение обязательств коммерческой организации с иностранными инвестициями или иностранного юридического лица, открывшего свой филиал на территории Российской Федерации, по договорам и иным сделкам;

- денежные суммы, полученные иностранными инвесторами в связи с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица либо отчуждением инвестированного имущества, имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;

- компенсации, выплачиваемые иностранному инвестору при национализации и реквизиции.

Иностранный инвестор также имеет право на: обеспечение надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности; беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены в качестве иностранной инвестиции; приобретение акций и иных ценных бумаг российских коммерческих организаций и государственных ценных бумаг; участие в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности, а также иные права.

Примечания

7

10

1 СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3493.

2 СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1096.

3 СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 18.

4 СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. II). Ст. 3126.

5 СПС КонсультантПлюс: сводное региональное законодательство.

6 СПС КонсультантПлюс: сводное региональное законодательство. СПС КонсультантПлюс: сводное региональное законодательство.

8 Защита инвестиций в Российской Федерации (документы и комментарии) // Вестник Высшего арбитражного суда РФ. М., 2001. № 7. Спец. приложение. С. 92-122.

9 Вестник ВАС РФ. 1997. № 8. СПС КонсультантПлюс: Проф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.