И.А. Беляева
К ВОПРОСУ О ГАРАНТИЯХ ПРАВ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В данной статье определяются гарантии прав иностранных инвесторов по российскому законодательству, обеспечивающие привлечение инвестиций в российскую экономику, - гарантии правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации, гарантии использования различных форм иностранных инвестиций, право на суброгацию, гарантии компенсации при национализации и реквизиции и другие гарантии. Проводится анализ Закона об иностранных инвестициях в Российской Федерации и других законодательных актов, гарантирующих права иностранных инвесторов, намечаются пути совершенствования законодательства в данной сфере.
Ключевые слова: инвестиции, иностранные инвестиции, гарантии прав иностранных инвесторов, коммерческая организация с иностранными инвестициями, защита прав иностранных инвесторов, инвестиционное законодательство.
Иностранные инвестиции занимают важное место в деятельности любой экономической системы. Иностранное инвестирование направлено на привлечение и эффективное использование в российской экономике иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта. Обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества -важная задача государства, которая должна обеспечиваться путем создания правового механизма обеспечения прав иностранных инвесторов и защиты иностранных инвестиций, в том числе по-
© Беляева И.А., 2009
средством четкого определения системы гарантий прав иностранных инвесторов.
В настоящее время основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов в России определяет Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»1. К числу других актов российского законодательства, в известной мере регулирующих иностранные инвестиции и определяющие гарантии прав иностранных инвесторов, относятся Федеральные законы от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»2, от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»3, от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»4, а также иные законы и подзаконные акты.
Одной из современных тенденций правового регулирования иностранных инвестиций выступает появление и развитие регионального законодательства. К числу региональных актов в данной сфере относятся, в частности, Закон Сахалинской области от 5 октября 1998 г. № 84 «Об иностранных инвестициях в Сахалинской области»5, Закон Пермской области от 21 августа 1997 г. № 839-127 «Об иностранных инвестициях в Пермской области»6, Закон Республики Татарстан от 19 июля 1994 г. № 2180-Х11 «Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан»7 и др.
Помимо национального законодательства на регулирование иностранных инвестиций оказывают влияние нормы международных соглашений, заключенных Россией в этой сфере, - двусторонних международных соглашений о поощрении и защите капиталовложений, двусторонних международных соглашений об избежании двойного налогообложения, а также многосторонние соглашения.
Международные соглашения о поощрении и защите капиталовложений содержат понятия об иностранных инвестициях и иностранном инвесторе, нормы о правовом режиме, который предоставляется иностранным инвесторам, положения о гарантиях, в частности компенсации в случае национализации имущества иностранного инвестора, и др. Россия имеет более 60 таких соглашений. Подчеркнем, что сохранили свое действие и международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства - правопреемника СССР (например, с Австрийской Республикой, Королевством Бельгии, Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии, Чешской Республикой и др.).
Двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения упорядочивают на взаимной основе проблемы налогообложения, устанавливая, в частности, какие налоги в какой стране взимаются, и тем самым занимают важное место в механизме обеспечения прав иностранных инвесторов. В данных соглашениях может оговариваться также освобождение от уплаты налогов (например, при вывозе дивидендов).
К многосторонним соглашениям относятся Конвенция о защите прав инвестора (Москва, 28 марта 1997 г.)8, Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 11 октября 1985 г.)9, Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (Вашингтон, 18 марта 1965 г.)10.
К сожалению, Закон об иностранных инвестициях не учитывает формулировок, содержащихся в международных соглашениях, в которых участвует Россия и которые преобладают над национальным законодательством. Согласно ст. 2 названного Закона иностранной инвестицией признается вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору. Для сравнения отметим, что в международной практике под иностранными инвестициями принято понимать вложения за границей для создания там постоянного предприятия или расширения уже существующего в целях извлечения прибыли, влекущие определенную степень контроля над его управлением. Кроме того, Закон посвящен регулированию преимущественно прямых иностранных инвестиций, определяя их в ст. 2 как приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с российским гражданским законодательством; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации; осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн руб.
Согласно общепринятому пониманию иностранными инвесторами признаются иностранные граждане и иностранные юридиче-
ские лица, учрежденные по закону иностранного государства. В соответствии со ст. 2 Закона об иностранных инвестициях к ним относятся: иностранный гражданин, лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, иностранное юридическое лицо, иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которых определяется в соответствии с законодательством государства, в котором они учреждены, и которые вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации. Кроме того, к инвесторам относятся международные организации и иностранные государства.
На территории Российской Федерации могут создаваться организации, принадлежащие или контролируемые иностранным инвестором, которые учреждаются в соответствии с российским законодательством и являются российскими юридическими лицами. Закон об иностранных инвестициях не относит такие коммерческие организации с иностранными инвестициями к категории иностранных инвесторов. Коммерческие организации с иностранными инвестициями не являются самостоятельными организационно-правовыми формами. Они являются лишь специальными видами организаций, для которых характерно наличие иностранного капитала. Данные организации являются юридическими лицами и подлежат государственной регистрации в установленном действующим российским законодательством порядке. Создаются такие организации в форме хозяйственных товариществ и обществ. Коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями пользуется правовой защитой, гарантиями и льготами. Указанные гарантии и льготы не распространяются, однако, на дочерние и зависимые общества такой организации.
Правовое регулирование иностранных инвестиций придерживается принципа национального режима. Это значит, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам.
Вместе с тем Законом об иностранных инвестициях установлены изъятия из данного принципа (ст. 4). К их числу относятся, во-первых, изъятия ограничительного характера, которые могут быть
установлены для иностранных инвесторов федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства; во-вторых, изъятия стимулирующего характера, которые могут быть установлены в виде льгот для иностранных инвесторов в интересах социально-экономического развития Российской Федерации.
Привлечение иностранных инвестиций обеспечено системой специальных гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам. Гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов заключается в том, что иностранному инвестору на территории Российской Федерации предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов. Иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с действующим гражданским законодательством.
Гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций обеспечивает иностранному инвестору возможность осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных действующим законодательством.
Право на суброгацию означает, что иностранный инвестор в силу договора вправе передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг), а на основании закона или решения суда обязан передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг) другому лицу в соответствии с гражданским законодательством РФ. Так, если иностранное государство производит платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии, предоставленной иностранному инвестору в отношении инвестиций, осуществленных им на территории Российской Федерации, и к этому иностранному государству переходят права иностранного инвестора на указанные инвестиции, то в Российской Федерации такой переход прав признается правомерным.
Следующая гарантия прав иностранного инвестора - компенсация при национализации и реквизиции. В случае реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми проведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом
обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.
При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки.
Стабилизационная, или «дедушкина», оговорка обеспечивает стабильность правового режима на случай неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями налогового, таможенного и валютного законодательства РФ.
Новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ не применяются, если они изменяют размеры:
- ввозных таможенных пошлин (за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами);
- федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации);
- взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ), либо вносятся в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ изменения и дополнения, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями по реализации приоритетных инвестиционных проектов; либо устанавливают режим запретов и ограничений в отношении иностранных инвестиций в Российской Федерации по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта за счет иностранных инвестиций.
Стабильность для иностранного инвестора, осуществляющего инвестиционный проект, гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций.
Гарантия использования доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм заключается в том, что иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории Российской Федерации для реинвестирования иных целей, а также на беспрепятственный перевод за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных
денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями. К ним, в частности, относятся:
- доходы от инвестиций, полученные в виде прибыли, дивидендов, процентов и другие доходы;
- денежные суммы во исполнение обязательств коммерческой организации с иностранными инвестициями или иностранного юридического лица, открывшего свой филиал на территории Российской Федерации, по договорам и иным сделкам;
- денежные суммы, полученные иностранными инвесторами в связи с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица либо отчуждением инвестированного имущества, имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;
- компенсации, выплачиваемые иностранному инвестору при национализации и реквизиции.
Иностранный инвестор также имеет право на: обеспечение надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности; беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены в качестве иностранной инвестиции; приобретение акций и иных ценных бумаг российских коммерческих организаций и государственных ценных бумаг; участие в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности, а также иные права.
Примечания
7
10
1 СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3493.
2 СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1096.
3 СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 18.
4 СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. II). Ст. 3126.
5 СПС КонсультантПлюс: сводное региональное законодательство.
6 СПС КонсультантПлюс: сводное региональное законодательство. СПС КонсультантПлюс: сводное региональное законодательство.
8 Защита инвестиций в Российской Федерации (документы и комментарии) // Вестник Высшего арбитражного суда РФ. М., 2001. № 7. Спец. приложение. С. 92-122.
9 Вестник ВАС РФ. 1997. № 8. СПС КонсультантПлюс: Проф.