Научная статья на тему 'Анализ современного состояния инвестиционных процессов в экономике России'

Анализ современного состояния инвестиционных процессов в экономике России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
952
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / СОЦИАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / INVESTMENT PROCESSES / FOREIGN INVESTMENTS / ECONOMIC POLICY / ECONOMIC GROWTH / SOCIAL PEACE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арсланов А. Ш.

В настоящее время перед Россией стоит сложная задача привлечения инвестиций с учетом собственных стимулов и одновременная их ориентация на достижение национальных целей при помощи мер общеэкономического регулирования. Для этого необходимо проведение согласованного комплекса мер в законодательной и административной сфере, направленных на максимально полное раскрытие и использование инвестиционного потенциала российской экономики и повышения ее привлекательности для иностранных инвесторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF A CURRENT STATE OF INVESTMENT PROCESSES IN ECONOMY OF RUSSIA

Now in front of Russia there is a challenge of attraction of investments with allowance for own stimulus and their simultaneous orientation to achievement of the national purposes by means of measures общеэкономического regulations. For this purpose realisation of the adjusted series of measures in the legislative and administrative sphere, directed on as much as possible complete disclosing and use of investment potential of the Russian economy and increase of its appeal to foreign investors is necessary.

Текст научной работы на тему «Анализ современного состояния инвестиционных процессов в экономике России»

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Арсланов А.Ш., соискатель ВГУП «Стандартинформ»

В настоящее время перед Россией стоит сложная задача привлечения инвестиций с учетом собственных стимулов и одновременная их ориентация на достижение национальных целей при помощи мер общеэкономического регулирования. Для этого необходимо проведение согласованного комплекса мер в законодательной и административной сфере, направленных на максимально полное раскрытие и использование инвестиционного потенциала российской экономики и повышения ее привлекательности для иностранных инвесторов.

Ключевые слова: инвестиционные процессы, иностранные инвестиции, экономическая политика, экономический рост, социальная стабильность.

THE ANALYSIS OF A CURRENT STATE OF INVESTMENT PROCESSES IN ECONOMY OF RUSSIA

Arslanov A., VGUP Standartinform, competitor

Now in front of Russia there is a challenge of attraction of investments with allowance for own stimulus and their simultaneous orientation to achievement of the national purposes by means of measures общеэкономического regulations. For this purpose realisation of the adjusted series of measures in the legislative and administrative sphere, directed on as much as possible complete disclosing and use of investment potential of the Russian economy and increase of its appeal to foreign investors is necessary

Key words: investment processes, foreign investments, economic policy, economic growth, social peace.

В настоящее время привлечение именно иностранных инвестиций находится в ряду приоритетных задач российской экономической политики. Так как именно ИП в большей степени способны обеспечить трансферт из-за границы в Россию передовых технологий, оборудования и «ноу-хау», обновление на этой основе производственного аппарата, возрождение и рост промышленного производства. По мнению рейтингового агентства МЭРТ, для обеспечения интенсивного развития и реализации долгосрочной стратегии развития национальной экономики общий объем ИП в экономику России в 2010 должен составить около 35-50 млрд. долл.1 В этой связи, по нашему мнению, целесообразно сформулировать основные преимущества и недостатки привлечения инвестиционных процессов в экономику страны. Основными преимуществами притока прямых иностранных инвестиций в экономику страны является:

повышение темпов экономического роста; рост бюджетной эффективности; повышение социальной стабильности; улучшение международного имиджа.

Рассмотрим каждое из преимуществ подробно. Экономический рост как цель государства (или региона) означает увеличение валовых показателей экономики опережающими по отношению к росту инвестиционных процессов темпами. При достижении цели повышения темпов экономического роста целесообразны не только меры финансового стимулирования ИП, но и меры стратегического планирования, выстраивания отраслевых приоритетов, а также законодательные меры.

На темпы экономического роста будут оказывать существенное влияние инновационная продукция и управленческие технологии, приток которых будет обеспечен инвестиционными процессами, в первую очередь, в области повышения интеллектуального потенциала компаний и более эффективного управления. Реальным потенциалом для обеспечения экономического роста является повышение доли компаний с иностранным участием в валовом национальном продукте. По нашему мнению, данный резерв практически не рассматривается государством, так как в настоящее время баланс государственного регулирования сместился в сторону фактической национализации приоритетных отраслей национальной экономики, перечень которых, на наш взгляд слишком обширен2.

Бюджетная эффективность является обратной стороной государственного стимулирования инвестиционных процессов и предполагает получение государством определенного бюджетного эффекта в результате осуществления мер государственного стимулирования. В складывающихся условиях бюджетный эффект не должен рассматриваться как немедленная финансовая реакция иностранных инвесторов на реализацию направлений стимулирования инвестиционных процессов.

По нашему мнению, ожидать роста бюджетного эффекта от реализации конкретных мер целесообразно не ранее чем через 3,54 года после начала государственной поддержки.

Бюджетная эффективность может в случае ее адаптации к существующим экономическим условиям стать наиболее важным результатом инвестиционных процессов. При этом государство будет иметь эффективный инструмент оценки влияния иностранного капитала на национальную экономику и четкий критерий эффективности мер стимулирования.

Социальная стабильность означает снижение социальной напряженности, снижение уровня безработицы и создание условий для повышения уровня жизни. В контексте привлечения инвестиционных процессов это означает, что направления стимулирования ИП должны быть направлены на создание новых рабочих мест, например, за счет снижения административных, налоговых, экономических барьеров.

Приток инвестиционных процессов - один из наиболее эффективных способов интеграции страны в мировую экономическую систему. В современных условиях для обеспечения высокой степени интегрированности необходимы не только экономические предпосылки и благоприятный имидж страны на международной арене. Наличие большого объема иностранных компаний доказывает мировому экономическому сообществу открытость, дружественность страны и эффективную защиту иностранного капитала.

С другой стороны обширный приток инвестиционных процессов может оказывать негативное влияние на национальную экономику страны-реципиента. По нашему мнению, это выражается в:

сложности обеспечения экономической безопасности государства;

разрушении местного производства;

ресурсном истощении.

Экономическая безопасность представляет собой ситуацию, при которой возможность реализации различных угроз национальной экономике достаточно низка. При достаточно высокой степени концентрации иностранного капитала в конкретной отрасли существенно повышается сложность обеспечения экономической безопасности. Одним из инструментов обеспечения экономической безопасности является определение эффективной программы развития каждой отрасли, определение справедливого перечня стратегически важных отраслей национальной экономики и определения максимального объема участия иностранных инвесторов в тех или иных отраслях. Вышеперечисленные меры, с одной стороны, должны защищать стратегически важные отрасли от потери государственного контроля, а с другой, не должны существенно ограничить приток инвестиционных процессов в эти и смежные отрасли. По нашему мнению, целесообразно принять

данный перечень на достаточно длительный срок без внесения изменений для целей минимизации политического риска и не повторения ситуации с компанией «Shell» в проекте «Сахалин-2».

Разрушение местного производства может наблюдаться в случае, когда технологические процессы, предлагаемые иностранными инвесторами, не соответствую уровню экономического развития страны (или региона). В результате прихода высокотехнологичных производств в депрессивные регионы без надлежащей инфраструктуры образуется высокий риск разрушения существующих местных производств. При этом иностранный инвестор часто планирует самостоятельное создание необходимой инфраструктуры, что фактически делает его экономическим и бюджетным монополистом в данном регионе. Необходимо отметить, что ввиду недостаточной квалификации местное население останется невостребованным, что приведет к росту социальной напряженности.

Проблема ресурсного истощения заключается в ключевых экономических целях прихода иностранных инвесторов в новые регионы, в частности, если целью инвестора является расширение ресурсной базы, обусловленное высоким ресурсным потенциалом страны, то существует высокая вероятность отсутствия интереса в формировании высокотехнологичной перерабатывающей базы. В результате это приведет к ресурсному истощению страны-реципиента.

В результате обобщения указанных преимуществ и недостатков инвестиционных процессов, по нашему мнению, целесообразно разработать целевую функцию стимулирования ИП в экономику страны для использования данной функции при определении уровня и масштаба данного стимулирования. По нашему мнению, целевая функция (С) для государства имеет следующий вид:

C =

X ai * xi ^ max i X ai * yi ^ min

где:

а - константы, определяющие степень важности конкретного параметра;

х - параметры, определяющие положительные последствия притока инвестиционных процессов;

у; - параметры, определяющие отрицательные последствия притока прямых иностранных инвестиций.

Для сопоставления указанных параметров в рамках целевой функции, а также для повышения возможности ее практического использования при расчетах эффективности имеет смысл использовать денежные эквиваленты включенных в формулу перемен-

ных. В частности, социальная стабильность применительно к условиям рассматриваемой проблемы может быть измерена как сокращение социальных расходов государства при сохранении существующего уровня социальной защищенности. Экономический рост измеряется как увеличение валового национального продукта в денежном выражении. Бюджетная эффективность может рассматриваться как рост бюджетных доходов, получаемых от предприятий с иностранным участием без увеличения удельной налоговой нагрузки, то есть, за счет увеличения налоговой базы.

При оценке отрицательных последствий притока ИП экономическая безопасность должна рассматриваться как сокращение расходов государства на мероприятия, связанные с поддержанием стабильности экономики, например, государственные интервенции в валютную систему и другие подобные расходы. Разрушение местного производства оценивается как сокращение налоговых отчислений от предприятий без иностранного участия, т.е. снижение объемов данных предприятий. Ресурсное истощение оценивается путем разницей между инвестициями в добычу и инвестициями в переработку и создание необходимой инфраструктуры.

Таким образом, приведя все переменные в денежное выражение можно рассчитать текущее и планируемое значение целевой функции и осуществлять меры государственного стимулирования ИП с учетом роста данной функции. Однако необходимо учитывать, что не все мероприятия приводят к немедленному росту предлагаемой функции. Поэтому эффект от различных мероприятий может быть приведен к определенному моменту времени через механизм дисконтирования.

Как было показано выше, ИП являются потенциально мощным фактором роста и повышения эффективности производства и, следовательно, сильным механизмом переноса изменений в экономическую систему. С ними связывается решение многих долгосрочных и текущих проблем национальной экономики: повышение бюджетной эффективности, повышение конкурентоспособности национальной продукции, ускорение процесса диверсификации национального экспорта, повышение уровня инновационности экономики.

Рассмотрим динамику привлечения инвестиционных процессов в РФ за последние несколько лет. В период 2003-2007 гг. уровень инвестиционных процессов демонстрирует существенный рост, так в 2003 г. объем привлеченных инвестиций составил 6,7 млрд. долл., а в 2007 - 27,8 млрд. долл. (рис. 1.1).

По прогнозам Министерства экономического развития и торговли РФ в 2006 г. ожидался приток в российскую экономику ИП порядка 16 млрд. долл4. По факту в 2006 г. в экономику России поступило 55,1 млрд. долл. иностранных инвестиций, из них ИП - 13,6 млрд. долл. Данные об общем объеме иностранных в экономику России в 2007 г. по их видам приведены в таблице 1.1.

2003 2004 2005 2006 2007 6 мес.2008

Годы

Рис. 1.1. Динамика привлечения инвестиционных процессов в экономику РФ3

1 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год, параметры прогноза на период до 2010 года и предельные уровни цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий // МЭРТ, М., 2007 г.

2 Перечень приоритетных отраслей представлен в Федеральном законе от 29 апреля 2008 года №57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

3 Рассчитано автором на основании данных Росстата.

4 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год, параметры прогноза на период до 2010 года и предельные уровни цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий // МЭРТ, М., 2007 г.

Таблица 1.1. Объем иностранных инвестиций в Россию, по видам5

1 полугодие 2008 г. Справочно 1 полугодие 2007 г.

млн. долларов США в % к

1 полугодию 2007 г. итогу

К 1 полугодию 2006 г. В % к Итогу

Инвестиции 46 530 77,1 100 в 2,6р. 100

из них:

прямые инвестиции 11 080 70,0 23,8 в 2,5р. 26,3

портфельные инвестиции 1 152 104,4 2,5 в 2,2р. 1,8

прочие инвестиции 34 298 79,0 73,7 в 2,6р. 71,9

По состоянию на конец 2007 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 220,6 млрд. долл., что на 54,3% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Однако, уже в 1 квартале 2008 г. в экономику России поступило 46,5 млрд. долл. иностранных инвестиций, что на 22,9% меньше, чем в 1 полугодии 2007 г. Еще больший спад наблюдается в притоке инвестиционных процессов, которых в 1 полугодии 2008 г. поступило на 30% меньше, чем за аналогичный период 2007 г.6

Таким образом, можно констатировать, что темпы роста притока ИП начинают существенно снижаться, что, по нашему мнению, связано со следующими причинами:

во-первых, с общей рецессией мировой экономики; во-вторых, повышением рисков российской экономики; в-третьих, отсутствием эффективной государственной стратегии привлечения иностранных инвестиций;

в-четвертых, снижающимися темпами роста национальной экономики;

в-пятых, ухудшающимся имиджем России в мировом экономическом сообществе.

Соотношение притока инвестиционных процессов к ВВП также демонстрирует, что российская политика привлечения инвестиционных процессов является недостаточно эффективной. Уровень роста ИП в экономике России существенным образом отстает от темпов роста национальной экономики в целом (рис 1.2).

Рассмотрим структуру притока иностранных инвестиций в экономику России в последние годы. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе: кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и прочие - 73,7% (2007 г. - 73%), доля инвестиционных процессов составила 23,8% (в 2007 г. - 23,2%), портфельных - 3% (в 2007 г. - 4%).

Также одной из характерных особенностей притока иностранных инвестиций в российскую экономику является сложность идентификации действительно иностранного капитала. Основными стра-

годы

Рис. 1.2. Отношение объема инвестиционных процессов к ВВП России7

9% □ г. Москва

□ Другие

ЕЗ Омская область И Сахалинская область

□ Тюменская область II Московская область

□ г. Санкт-Петербург

□ Свердловская область ■ Самарская область В Челябинская область

Рис. 1.3. Территориальная структура объемов инвестиционной деятельности в экономике России в 2007 г. (%)8

5 Российский статистический ежегодник. 2007:Стат. сб. / Росстат. - М., 2008 г. - с. 317.

6 Согласно данным Федеральной службы государственной статистики. // http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d040/ 69inv20.htm

7 Рассчитано автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики и Института переходного периода.

Таблица 1.2. Иностранные инвестиции по основным странам-инвесторам (млн. долл. США)9

Накоплено на конец июня 2008 г. В том числе Поступило в первом полугодии 2008 г.

всего в % к итогу прямые портфельные прочие

Всего инвестиций 242 149 100 117 197 6 903 118 049 46 530

из них по основным странам-инвесторам 209 773 86,6 101 889 6 394 101 490 38 713

в том числе:

Кипр 56 765 23,4 41 681 2 234 12 850 10 820

Нидерланды 44 347 18,3 39 647 63 4 637 5 724

Соединенное Королевство (В ел икобритания) 31 365 12,9 4 089 2 467 24 809 10311

Люксембург 30 518 12,6 766 336 29 416 2 283

Г ермания 13 238 5,5 5 330 27 7 881 3 313

США 9416 3,9 3 263 1 048 5 105 1 024

Ирландия 8 071 3,3 416 0,3 7 655 679

Франция 6 675 2,8 1 692 6 4 977 2 382

Виргинские острова (Брит.) 5 724 2,4 3 458 162 2 104 937

Швейцария 3 654 1,5 1 547 51 2 056 1 240

нами-инвесторами в экономику России в последние годы являются: Кипр, Нидерланды, Великобритания, Люксембург, Германия, США, Ирландия, Франция, Виргинские (Британские) острова, Швейцария. На долю этих стран приходится 84,8% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, в том числе, прямых -85,8% от общего объема накопленных инвестиционных процессов (таблица 1.2).

Основная сложность идентификации заключается в большом объеме вывоза российского капитала именно с помощью особенностей законодательства Кипра и Люксембурга. Таким образом инвестиции из данных стран достаточно сложно назвать иностранными, так как в большинстве своем они имеют российское происхождение. Другие страны в большинстве случаев участвовали в создании совместных предприятий. При формировании небольшого уставного капитала иностранные инвесторы увеличивали долю своего участия за счет предоставления кредитных ресурсов и гарантированного сбыта продукции на мировом рынке, а также продвижения продукции на рынке внутреннем.

Иностранный капитал преимущественно направляется в отрасли промышленности. Следующими по инвестиционной привлекательности объектами остаются торговля и общественное питание, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка.

Между тем, экономический потенциал России, богатые природные ресурсы, емкий национальный рынок, высокий научный потенциал позволяют освоить значительно большие объемы иностранных инвестиций. Положительным моментом является преобладание в общем объеме накопленных иностранных инвестиций удельного веса ИП, которые более связаны с реальным сектором экономики.

Иностранные вложения от инвестиционных процессов, в основном, в добычу полезных ископаемых, металлургическое производство и производство металлических изделий, оптовую торговлю, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг. Например, общая величина инвестиционных процессов в указанные виды деятельности в 2004 году составила 6,8 млрд. долларов, или 72,5% всех прямых вложений. Поступление иностранных инвестиций в Россию по видам экономической деятельности в 2007 году приведены в таблице 1.3.

В качестве приоритетного направления инвестирования европейские компании ориентируются на выбор предприятий обрабатывающей промышленности. Лидерами являются Великобритания и Кипр. Также привлекательными сферами приложения ИП остаются отрасли топливно-энергетического комплекса, а также опто-

вая и розничная торговля. С участием иностранного капитала создано более 35 совместных предприятий по добыче нефти. По оценке экспертов, общий объем инвестиций по данным проектам превысит 70 млрд. долл. со сроком освоения 25-30 лет, а объем добычи нефти составит 1,4 млрд. т.10

В производственной сфере наибольшую инвестиционную привлекательность сохранили естественные монополии и высокомо-нополизированные производства обрабатывающей промышленности, продукция которых пользуется устойчивым спросом как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Значительная часть накопленных иностранных инвестиций в промышленность получена в виде кредитов от международных финансовых организаций.

Секторы, ориентирующиеся на внутренний рынок, обладают для иностранных инвесторов существенно меньшей инвестиционной привлекательностью. Исключение здесь составляет только пищевая промышленность. Экспорт предприятий с иностранными инвестициями носит, в основном, сырьевой характер: преобладают нефть, химические товары, лесоматериалы, рыбная продукция, цветные материалы и их отходы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом, влияние предприятий с иностранными инвестициями на макроэкономические показатели развития России незначительно: они производят всего около 5-6% ВВП России. Однако, увеличение доли ИП свидетельствует о стремлении иностранных предпринимателей сформировать в России собственную производственную базу, что позволит существенно снизить стоимость их продукции, более гибко реагировать на ценовую ситуацию на рынке и, как следствие, увеличить свою долю в формировании ВВП.

Наряду с отраслевой дифференциацией ИП, важной чертой сложившейся ситуации является ярко выраженная дифференциация регионов Российской Федерации по объемам притока ИП. Неравномерное распределение иностранных инвестиций по отраслям и регионам отражают слабость политики привлечения ИП в экономику России, не создающей условий и стимулов для притока иностранного капитала в другие отрасли и существенно ограничивающей шансы большинства субъектов Федерации использовать ресурсы иностранных инвесторов для развития своей экономики.

Определяющим фактором для иностранных инвесторов является наличие региональной политики привлечения иностранных инвестиций, прежде всего, в аспектах гарантий безопасности инвестиций, залога и страхования, предоставления льгот по налогообложению в той части налоговых сборов и платежей, которые направляются в региональный бюджет. На сегодня более 56 субъектов имеют свои законы или иные законодательные акты с подробным перечнем инвестиционных проектов и мер их стимулирования и поддержки.

8 Российский статистический ежегодник. 2007: Стат. сб. / Росстат. - М., 2008 г. - с. 318

9 Там же.

10 Рудь Н. Ю. Прямые иностранные инвестиции в глобальной экономике: монография // Москва: Интер-Весы, 2006 г. - с. 124-125.

Таблица 1.3. Иностранные инвестиции в Россию по видам экономической деятельности11 (млн. долл. США)

1 полугодие 2008 г. Накоплено на конец июня 2008 г.

поступило Погашено (выбыло) переоценка и прочие изменения активов и обязательств всего в % к итогу

Всего 46 530 34 253 3 691 242 149 100

в том числе:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 351 143 1 1 572 0,6

рыболовство, рыбоводство 10 17 0,0 155 0,1

добыча полезных ископаемых 4 557 1 484 12 45 047 18,6

обрабатывающие производства 13 340 9 874 4 508 77 216 31,9

производство и распределение электроэнергии, газа и воды 3 179 257 -1 084 4 012 1,7

строительство 1 522 715 12 5 304 2,2

оптовая и розничная торговля 13 479 15 249 24 52 758 21,8

гостиницы и рестораны 72 19 -0,2 549 0,2

транспорт и связь 1 096 1 920 2 15 717 6,5

финансовая деятельность 1 672 1 255 21 10 749 4,4

операции с недвижимым имуществом 7 101 3 295 195 27 647 11,4

государственное управление 26 18 - 92 0,0

образование 0,0 2 - 5 0,0

здравоохранение 10 2 0,3 146 0,1

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 115 3 -0,1 1 180 0,5

Как было отмечено выше, неравномерное распределение инвестиционных процессов по регионам иллюстрируют четкую взаимосвязь между уровнем развития данных регионов, сосредоточением в них ориентированного на экспорт производства, научно-технического потенциала и их (регионов) местонахождения. Наиболее значительное влияние на привлечение иностранных инвестиций в конкретный регион оказывает деятельность администраций субъектов РФ. Информация о регионах с наибольшим объемом привлечения иностранных инвестиций приведена в таблице 1.4.

Яркой особенностью российской экономики является то, что почти 60% ИП сосредоточено в Центральном районе, где Москва действует как своеобразный «инвестиционный магнит». Москва как субъект привлечения иностранных инвестиций обладает всем набором преимуществ: центральное расположение в Европейской части страны, современная инфраструктура, широкий спектр отраслей, централизация научного и предпринимательского потенциала и т.д. В Постановлении Правительства Москвы от 16 ноября 2004 г. «Об адресной целевой программе города Москвы на 2005 год» говорится

следующее: «За последние три года проведения органами государственной власти города Москвы активной политики социальных преобразований, совершенствования социально-экономических институтов.....были сохранены достигнутые за годы реформ высокие

темпы развития во всех сферах жизнедеятельности города, создан благоприятный предпринимательский и инвестиционный климат»13.

К другим областям и городам, которые попали в зону интересов западных компаний, относятся: Московская область, Татарстан (Казань), Санкт-Петербург, Тюменская, Самарская и Нижегородская области, Сибирь.

Приток иностранных инвестиций, стимулируемый снижением рисков, может способствовать повышению уровня развития регионов, росту доходов граждан (а значит, и размеров потенциального рынка), повышения активности конкуренции, в результате чего улучшается качество производимого на территории продукта. Международная практика свидетельствует, что приток ИП тем выше, чем больше степень автономии сосредоточена в руках региональных администраций. Самыми низкими по своему инвестиционному

Таблица 1.4. Регионы-лидеры по привлечению иностранных инвестиций1

№ 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Российская Федерация 10 958 14 258 19 780 29 699 40 509 53 651

1 Москва 4 037 5 654 8 441 13 887 15 357 25 228

2 Омская область 792 925 2 402 1 717 1 086 5 146

3 Санкт-Петербург 1 160 1 171 881 696 985 1 417

4 Сахалинская область 251 389 707 2 083 3 927 4 862

5 Тюменская область 184 284 385 3 217 5 833 3 433

6 Свердловская область 163 748 1 355 1 314 517 1 094

7 Московская область 291 373 690 1 258 1 829 2 737

8 Челябинская область 596 767 799 1 030 683 833

9 Краснодарский край 980 793 202 326 275 464

10 Республика Татарстан 143 651 642 176 596 433

11 Самарская область 236 260 305 414 1 098 923

12 Ленинградская область 306 327 148 240 161 351

11 Российский статистический ежегодник. 2007: Стат. сб. / Росстат. - М., 2008 г. - с. 318.

12 Российский статистический ежегодник. 2007: Стат. сб. / Росстат. - М., 2008 г. - с. 318.

13 Кузнецов А. В. Европейские прямые инвестиции в России. - М.: ИМЭМО, 2006 г. - с. 78-79.

Таблица 1.5. Регионы с наименьшим объемом привлеченных иностранных инвестиций

(млн. долл. США)14

№ Регион 2000 2001 2002 2003 2004 2005

1 Чеченская республика - - - - - -

2 Ингушетия - - - - - -

3 Дагестан - - - - - -

4 Калмыкия - - - - - -

5 Карачаево-Черкесия ОД 0 - - - -

6 Кабардино-Балкария 0,2 - - - - -

7 Хакасия 0 н/д - 0 1 3

8 Агынский Бурятский АО - - - - - 0

9 Республика Алтай ОД - - - - -

10 Республика Тыва 0,4 - - - - -

потенциалу, а также экстремальными по своему инвестиционному риску являются республики Северного Кавказа: Дагестан, Ингушетия и Чечня (таблица 1.5).

Данные, приведенные в таблицах 1.4 и 1.5, свидетельствуют о том, что экономическое развитие российских регионов характеризуется углублением межрегиональных контрастов и продолжающейся концентрацией деятельности иностранных инвесторов в ограниченном числе наиболее динамично развивающихся и стабильных субъектов Российской Федерации. На региональной структуре иностранных инвестиций во многом сказалась их диспропорциональное распределение по различным экономическим отраслям, в первую очередь, их преимущественное привлечение в предприятия ТЭК. Также устойчиво сохраняется значимость Москвы и Московской области, а также Санкт-Петербурга как исторических центров деловой активности. Кроме того, в последние годы в лидеры стали выбиваться и другие регионы. В частности: Омская, Сахалинская, Свердловская, Тюменская и Челябинская области. Однако, как было отмечено выше, данное лидерство было обусловлено притоком инвестиций в нефтяную и газовую сферы (Омская, Тюменская, Сахалинская области), а также инвестициями в машиностроительную отрасль (Свердловская и Челябинская области).

В настоящее время для Российской Федерации характерна высокая степень дифференциации регионов по таким важнейшим параметрам инвестиционного климата, как инвестиционный потенциал и инвестиционные риски. Ключевым фактором нестабильности инвестиционного климата в российских регионах является именно инвестиционный риск. Для иностранных инвесторов фактор риска имеет в целом большее значение, чем для отечественных, поскольку иностранные инвесторы обладают большим набором альтернатив при выборе конкретной территории для осуществления капиталовложений. Существующие инвестиционные риски российской экономики носят самый различный характер, но их все-таки можно объединить в несколько однородных групп:

Прежде всего, это группа рисков, связанных с уровнем квалификации российского менеджмента. Нередко недостаточная квалификация менеджеров становится причиной несостоятельности маркетинговой стратегии предприятия. Недостаточно полное исследование рынка и конкуренции приводит к тому, что объемы реализации продукции во многих проектах существенно завышаются по сравнению с реально возможными. Как следствие, отсутствует работоспособная бизнес-модель и стратегия, обеспечивающая высокий потенциал роста компаний (обычно инвесторы заинтересованы в ставке дохода 35% и более).

Следующая группа рисков тесно переплетается с первой и связана с качеством корпоративного управления. Эти риски наиболее характерны для миноритарных акционеров (в данном случае портфельных инвесторов). Суть проблемы состоит в том, что компании, инвестирующие на российском рынке, - это в основном те, кто готовы принимать на себя высокий риск в расчете на высокую доходность. Главный смысл инвестирования для них состоит не в получении устойчивых дивидендов, а в возможности значительного роста стоимости акций. Поскольку в большинстве случаев российские компании недооценены рынком, потенциал такого роста

весьма велик. Но в условиях высокой концентрации собственности в руках основных владельцев особенно существенны для миноритарных акционеров риски, связанные с качеством корпоративного управления, поскольку они чреваты полной или весьма масштабной потерей активов. Это ярко подтвердил кризис 1998 года. Поэтому, учитывая объективно малые возможности портфельных инвесторов влиять на деятельность менеджмента, большинство инвесторов высоко оценивают значимость финансовой и операционной прозрачности компаний.

Также важную роль для иностранных инвесторов играет наличие возможности выхода из бизнеса (продажи акций через 4-7 лет по существенно более высокой цене), что весьма плохо реализовано на российском фондовом рынке. Очень важным на современном этапе было бы создание в России государственного фонда, который бы гарантировал инвесторам, в случае достижения компаниями определенных результатов, выкуп пакетов акций через несколько лет по определенной стоимости, однако государственная поддержка, без которой решение данной проблемы очень затруднено, пока отсутствует.

Наконец, самой существенной преградой для иностранных инвесторов является группа рисков, связанных с уровнем прозрачности российского бизнеса в целом. В современных условиях зачастую отсутствует возможность вовремя предотвратить негативные тенденции, что отталкивает большинство потенциальных инвесторов. Оценка рисков этой и других групп российскими и западными менеджерами, работающими в России, представлена на рис. 1.415.

Изменение факторов инвестиционного потенциала требует значительного периода времени, но сокращение инвестиционных рисков благодаря активным действиям правительства в законодательной и административной сфере может быть достигнуто в краткосрочной перспективе (2-3 года). Инвестиционный риск является также основным фактором, влияя на который, региональные власти могут способствовать существенному повышению инвестиционной привлекательности региона.

Для стимулирования инвестиционных процессов в большинство регионов предоставляют инвесторам фискальные льготы при уплате налогов в части, подлежащей зачислению в региональный бюджет. Однако практика показывает, что для качественного роста объемов привлечения инвестиций этих действий явно недостаточно. Инвесторов отпугивает криминогенность обстановки регионов, коррупция и бюрократизм местных властей, а также неразвитая инфраструктура.

В настоящее время достигнута весьма высокая степень унификации регионального законодательства в отношении поддержки деятельности отечественных и иностранных инвесторов. Сходство принятых в субъектах РФ законов определяется тем, что практически все законы и нормативные акты базируются на единых принципах, а также включают, как правило, стандартный набор мер и инструментов поощрения инвестиционной активности:

• временное полное или частичное освобождение от уплаты налогов в бюджеты субъектов федерации;

• отсрочка или рассрочка уплаты налогов в региональные бюд-жеты16;

• предоставление инвестиционных налоговых кредитов;

14 Российский статистический ежегодник. 2007: Стат. сб. / Росстат. - М., 2008 г. - с. 319.

15 Согласно опросу, опубликованному совместно журналом «Эксперт» и SRU Limited (Великобритания); уровень рисков оценивался по пятибалльной шкале. Expert Analytical Center, www.expert.ru.

16 Данная мера успешно зарекомендовала себя в регионах-лидерах по привлечению ИП - Москве, Московской области и Санкт-Петербурге.

Рис. 1.4. Оценка инвестиционных рисков российской экономики

• предоставление бюджетных ссуд, льготных займов (кредитов);

• предоставление инвесторам гарантий и поручительств региональных администраций;

• приоритетное обеспечение предприятий-реципиентов инвестиций государственным (региональным) заказом;

• оказание помощи по созданию инфраструктуры бизнеса, получения в аренду и приобретения в собственность земельных участков и объектов нежилого фонда, отнесенных к государственной собственности субъекта федерации.

Тот факт, что многие субъекты Российской Федерации приняли собственные законы об иностранных инвестициях, означает, что иностранный инвестор должен руководствоваться не только положениями Федерального Закона «Об иностранных инвестициях», но и законами субъектов Российской Федерации, на территории которых они осуществляются. Поэтому одной из важнейших задач является необходимость обеспечения непротиворечивости таких законов законам федеральным, и в более широком смысле - непротиворечивость инвестиционного федерального и регионального законодательства.

Слабость инвестиционного законодательства также является одним из ключевых ограничений притока иностранных инвестиций. Определяющим фактором для иностранных инвесторов является наличие благоприятного и реально функционирующего законодательства, прежде всего, в аспектах гарантий безопасности инвестиций, залога и страхования, предоставления льгот по налогообложению в той части налоговых сборов и платежей, которые направляются в областной бюджет. Нестабильность и слабая пред-

сказуемость политического курса также крайне негативно сказывается на привлечении иностранных инвестиций. Так дело «ЮКОСА» или дело «Мечела» существенным образом влияют на инвестиционную привлекательность как конкретных субъектов бизнеса, так и всей национальной экономики России в целом.

Подводя итог данному параграфу можно заключить, что на сегодняшний день российская экономика обладает существенным потенциалом для привлечения инвестиционных процессов. Данный потенциал раскрывается как в отраслевом, так и в региональном разрезе. Однако и в том, и в другом аспекте необходима разработка эффективных направлений привлечения ИП, в рамках которых сочетались бы как меры по привлечению иностранного капитала в целевые отрасли, так и протекционистские меры по недопущению иностранных инвесторов в стратегически важные отрасли.

Актуальность и важность разработки направлений привлечения ИП обуславливается рядом неблагоприятных тенденций как внутрироссийского, так и мирового характера. Снижающиеся темпы роста российской экономики уже не обеспечивают высокого объема иностранных инвестиций, а общеэкономический мировой спад заставил инвесторов сократить объемы вкладываемых средств. Система направлений привлечения инвестиционных процессов должена не только включать комплекс мер, стимулирующих приток ИП, но и координировать и ограничивать их при необходимости. Ввиду отсутствия практического опыта разработки и внедрения комплексных направлений привлечения ИП целесообразно рассмотреть зарубежный опыт привлечения инвестиционных процессов в экономики развивающихся стран.

ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

Малхасян Г.Р., аспирант кафедры экономических и финансовых дисциплин МосГУ

В статье предлагается оценка трудового потенциала предприятия на базе системного подхода, включающего построение модели трудового потенциала. проведение оценки персонала, сводную оценку трудового потенциала и оценку динамики.

Ключевые слова: трудовой потенциал, оценка, блок-схема, модель трудового потенциала, балльная оценка, вес фактора, ранг степени значимости.

ESTIMATION OF DEVELOPMENT OF LABOUR POTENTIAL OF THE ENTERPRISE

Mahlasjan G., MosGu, Chair economic and financial disciplines, The post-graduate student

In the article the estimation of labour potential of the enterprise on the basis of the systems approach including construction of model of labour potential is offered. Realisation of an estimation of staff, a summary estimation of labour potential and dynamics estimation.

Key words: labour potential, estimation, the block diagramme, model of labour potential, mark estimation, factor weight, rank of degree ofthe importance.

Системное представление менеджмента персонала служит хо- ка методики оценки трудового потенциала предприятия и его ис-

рошей базой для разработки новых и совершенствования действу- пользования предполагает решение задач, связанных с:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ющих методов оценки трудового потенциала персонала. Разработ- • построением блок-схем оценки трудового потенциала пред-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.