Привлечение прямых иностранных инвестиций в российскую экономику
И.Н. Емельянова
Финансовый факультет МГТУ, кафедра экономической теории и отраслевой экономики
Аннотация. В статье дана характеристика прямых иностранных инвестиций, приведены показатели объемов прямых вложений в экономику России за период 1994-1999 гг. Рассмотрена структура прямых иностранных инвестиций по трем признакам - страновому, региональному и отраслевому, что позволяет наиболее полно отследить масштабы и направления размещения иностранного капитала. Поставлена проблема привлечения прямых иностранных вложений и приведена система стимулирования прямых иностранных инвесторов (в частности, фискальные и финансовые инструменты). Отмечено значение привлечения прямых иностранных инвестиций как одного из факторов преодоления экономического кризиса России.
Abstract. In the paper the characteristics and volumes of direct foreign investments in Russia in 1994-1999 have been given. The investment structure has been considered. The author analyses the problem of engaging of direct foreign investments and the system of the direct foreign investors' stimulation. The paper underlines the value of the direct foreign investments as one of the factors overcoming the economic crisis in Russia.
1. Введение
Перед Россией стоят серьезные экономические проблемы, которые могут привести к острым социальным конфликтам, если необдуманно подходить к их решению. Многие промышленные секторы страны потеряли свою конкурентоспособность вследствие быстрой либерализации и ухода государства из экономики. Большая часть предприятий не готова к экономической трансформации и международной конкуренции из-за недостатка капитала. Спад в промышленном производстве, потеря традиционных связей, инфляция, кредитный дефицит, снижение уровня доходов, рост безработицы, недостаток капитала для новых инвестиций - проблемы, требующие незамедлительного решения правительства. Необходимо создание стабильного макроэкономического климата, включая развитие банковского сектора, реализацию программ мобилизации капитала на федеральном и региональном уровнях, стимулирование крупномасштабных национальных и иностранных инвестиций. Это может быть достижимо с помощью прямых иностранных инвестиций, которые способны активизировать другие формы финансирования и имеют некоторые преимущества перед национальными источниками капитала и средствами международных фондов.
2. Понятие и значение прямых иностранных инвестиций
По определению Госкомстата России прямые иностранные инвестиции охватывают все виды вложений зарубежных инвесторов, которые либо полностью владеют предприятиями, либо контролируют не менее 10 % акций или акционерного капитала. В трактовке этого ведомства прямые иностранные инвестиции включают: взносы в уставной капитал в виде материальных и нематериальных активов, а также денежных средств; финансовый лизинг и кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятия; прочие прямые инвестиции (покупка акций учредителями и др.) (Водяное, Рамилова, 1999).
О влиянии прямых иностранных вложений на экономику страны можно судить, исходя из рассмотрения ряда преимуществ, которыми они обладают перед отечественными инвестиционными источниками капитала и международными источниками финансирования. В частности, прямые иностранные инвестиции:
1) сочетают перенос практических навыков и управленческого мастерства с взаимовыгодным обменом ноу-хау (включая выход на международные рынки);
2) обладают мультипликативным эффектом, который может активизировать инвестиционный цикл;
3) активизируют конкуренцию и могут способствовать развитию среднего и малого бизнеса;
4) при правильных организации, стимулировании и размещении в состоянии ускорить восстановление профилирующих отраслей и регионов;
5) способствуют общей социально-экономической стабильности и снижению уровня экономической преступности, стимулируя производственные вложения в материальную базу (станки, оборудование, производственные технологии) в противовес спекулятивным портфельным инвестициям, которые могут быть внезапно выведены с крайне негативными последствиями для экономики в целом;
6) стабилизируют занятость и повышают уровень доходов населения, расширяют налоговую базу;
7) содействуя развитию местной промышленности, нивелируют проблемы с балансом платежей (Фишер, 1999).
Прямые иностранные инвестиции для отечественной экономики предпочтительнее и по сравнению с портфельными и прочими инвестициями. Во-первых, денежные средства, находящиеся в составе прямых иностранных инвестиций, не являются срочными, возвратными и платными. Во-вторых, для прямых иностранных вложений характерна тесная связь с реальным сектором экономики, использование передовых технологий и современных методов менеджмента и маркетинга. В-третьих, государство не несет экономических и политических обязательств по прямым инвестициям.
Оценивая значение прямых иностранных инвестиций для российской экономики, можно сказать, что они являются одним из факторов преодоления инвестиционного кризиса России. Однако существует проблема их привлечения, связанная с высокими рисками вложения в неустойчивую и инфляционную экономику. Известно, что благоприятный инвестиционный климат (поддерживающие его эффективное регулирование, правовые нормы, налоговые льготы) побуждает предпринимателей инвестировать в реальную экономику. Нестабильные инвестиционные условия заставляют инвесторов выжидать и отдавать предпочтение более ликвидным активам (в частности, портфельным операциям), что находит отражение в низких уровнях капитализации и доходов. Инвестиционный климат в России можно оценить как неудовлетворительный, о чем свидетельствуют объем и структура иностранных вложений в российскую экономику.
3. Объем и структура иностранных инвестиций
Из данных Госкомстата и Минэкономики РФ видно, что годовые объемы привлеченных иностранных инвестиций незначительны и не соответствуют основным макропоказателям российской экономики. Так, общий объем накопленных иностранных инвестиций (включая прямые, портфельные и прочие) в народное хозяйство России в 1997 г. равнялся 21,8 млрд долл. плюс 19,2 трлн руб., из них прямые инвестиции оцениваются в 9,95 млрд долл. плюс 15,7 трлн руб. Годовые объемы привлечения иностранных инвестиций в 1996 г. возросли более, чем в два раза по сравнению с 1995 г. и составили 6,5 млрд долл. плюс 2,4 трлн руб.; однако сумма прямых инвестиций сохранилась почти на прежнем уровне (2,1 млрд долл. по сравнению с 1,9 млрд долл. в 1995 г.). В 1997 г. общий объем иностранных инвестиций достиг 10,5 млрд долл. плюс 10,4 трлн руб., в том числе прямых - 3,9 млрд долл. плюс 8,3 трлн руб. Таким образом, в период 1994-1997 гг. объем накопленных иностранных инвестиций увеличился в 10 раз; прямых - в 7,1; прочих инвестиций - в 12,4 раза (Лебедев, 1998).
В 1998 г. приток зарубежного капитала сократился на 40 % по сравнению с 1997 г. Снижение наблюдалось по всем составляющим: прямым, портфельным и прочим инвестициям. В 1999 г. падение продолжилось. Делая акцент на прямых иностранных инвестициях, следует сказать, что с октября 1998 г. стал заметен их рост. Если в начале 1998 г. на прямые, портфельные и прочие инвестиции приходилось соответственно 18,3; 0,4; 81,3 %, то к концу года - 54,2; 0,04; 45,9 %. Такая тенденция - увеличение доли прямых вложений - наблюдалась и в 1999 г. (Приходъко, 1999). Тот факт, что динамика роста прямых инвестиций выше портфельных и прочих инвестиций, желателен для российской экономики, поскольку прямые инвестиции (в отличие от прочих) не являются срочными, возвратными и платными денежными средствами, а также они более тесно связаны с реальным сектором экономики, использованием передовых технологий и современных методов менеджмента и маркетинга, и не ведут к образованию внешней задолженности государства.
Говоря о структуре прямых иностранных инвестиций, целесообразно рассмотреть ее в трех аспектах: страновом, региональном и отраслевом.
1) Страновая структура. Доля десяти основных стран-экспортеров прямых инвестиций в Россию составляет 81 % объема накопленных прямых инвестиций (8 млрд долл.). В частности, на США, Великобританию, Германию, Кипр и Францию приходится 68,5 % (6,8 млрд долл.) объема накопленных прямых инвестиций; на Австрию, Швейцарию, Швецию, Нидерланды и Италию -12,5 % (1,2 млрд долл.) (Лебедев, 1998). Таким образом, США, Великобритания, Германия, Кипр и Франция являются основными экспортерами прямых инвестиций, тогда как в числе лидеров общего объема иностранных инвестиций выступают США, Великобритания, Швейцария, Германия и Нидерланды.
2) Региональная структура. На долю Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Тюменской области, Республики Коми приходится 70,7 % (7 млрд долл.) общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций, причем основное их сосредоточение наблюдается в Москве и Московской области (около 58,7 %). (Лебедев, 1998). Безусловно, что для России наиболее важно вложение зарубежного капитала в первую очередь в депрессивные районы. Тем не менее, исходя из
вышеприведенных данных, видно, что наибольший приток прямых иностранных инвестиций приходится на регионы с развитой рыночной инфраструктурой и довольно высоким платежеспособным спросом населения или богатые сырьем. Также наибольший интерес для иностранных инвесторов представляют регионы, где власти обеспечивают полной информацией и дают право бесплатного пользования землей на длительный срок. Среди ряда причин такого неравномерного распределения инвестиций по региональному признаку можно выделить следующие: неразвитость региональной политики по привлечению иностранных инвестиций, неопределенность и нестабильность в отношении залога, страхования, гарантий безопасности капитала и инвесторов, недостаточное обеспечение инвесторов информацией об инвестиционных проектах (Зименков, 1999). 3) Отраслевая структура. В экономику десяти сфер вложено 86,5 % прямых иностранных инвестиций (8,6 млрд долл.). Наиболее привлекательными сферами российской экономики для иностранного капитала являются финансовая сфера, пищевая промышленность, топливная индустрия, коммерческая деятельность по обеспечению рынка, торговля и общественное питание. Доля накопленных прямых иностранных инвестиций в данных сферах экономики составляет 67,85 % прямых иностранных инвестиций (6,75 млрд долл.). В такие отрасли как деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, машиностроение и металлообработка, связь, цветная металлургия, химия и нефтехимия вложено 18,65 % (1,85 млрд долл.) прямых инвестиций (Лебедев, 1998). Как видно, предпочтение отдается тем отраслям экономики, которые не требуют сравнительно крупных капиталовложений и позволяют рассчитывать на быструю окупаемость. Такое сосредоточение иностранного капитала в финансовом секторе экономики и топливных отраслях не дает развиваться народохозяйственной структуре и неблагоприятно отражается на экономическом росте. Следует заметить, что иностранные инвесторы, выбирая ориентиром норму прибыли на вложенный капитал, сами определяют сферы его размещения. При этом существенных мер воздействия со стороны нашего государства не отмечается.
Таким образом, отсутствие мер экономической политики в отношении определения приоритетов в развитии отечественной экономики и реализации дифференцированного подхода к привлечению иностранного капитала выступает одной из главенствующих причин подобной неравномерности размещения прямых иностранных инвестиций.
4. Фискальные и финансовые методы стимулирования прямых иностранных инвестиций
Статистические данные динамики и объема привлекаемых прямых иностранных инвестиций позволяют судить об уровне активности иностранных инвесторов в реальном секторе российской экономики. Среди факторов, от которых зависит готовность иностранных инвесторов осуществлять прямые вложения в российскую экономику, можно выделить следующие:
- либерализация налоговой системы РФ;
- принятие законодательства о разделе продукции;
- приведение правил бухгалтерского учета и аудита в соответствие с международными стандартами;
- изменения в таможенном законодательстве для создания благоприятных условий для предприятий с участием иностранного капитала.
Промышленная политика и политика развития внешней торговли должны быть скоординированы с политикой стимулирования инвестиций, цель которой состоит в использовании всех доступных источников финансирования (как национальных, так и международных). Министерство экономики России, обеспечивающее проведение инвестиционной политики, рассматривает только общие ее направления, практически упуская из виду такой источник финансирования как прямые иностранные инвестиции, хотя они являются составной частью любой национальной инвестиционной стратегии и могут способствовать промышленному росту в экономике страны. По данным специализированной организации ООН по промышленному развитию (UNIDO) прямые инвестиции государственного сектора составляют около пятой части общих объемов инвестиций, что свидетельствует о том, что государственные структуры не в состоянии обеспечить необходимые объемы капиталовложений по всей экономике. Тем не менее, правительства являются важными стимуляторами прямых инвестиций, создавая фискальные и финансовые побудительные механизмы.
Среди мер фискального стимулирования целесообразно рассмотреть некоторые налоговые и таможенные льготы.
Иностранным инвесторам предоставляются следующие налоговые льготы. 1) От налога на прибыль освобождаются средства, направленные:
- предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в т. ч. в порядке долевого участия), а также на
погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам;
- предприятиями всех отраслей народного хозяйства на финансирование жилищного строительства (в т. ч. в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам.
2) Предприятиям с иностранными инвестициями, занятым в сфере материального производства и зарегистрированным до 1 января 1992 г., сохраняется ранее установленная льгота по освобождению их от уплаты налога на прибыль в течение первых двух лет (соответствующим предприятиям Дальневосточного экономического округа - первых трех лет) с момента получения ими балансовой прибыли (Лебедев, 1998).
3) Для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства России с 1996 г. отменен специальный налог с предприятий, учреждений и организаций.
4) С 1996 г. отменен налог с сумм превышения фактических расходов на оплату труда над нормируемой величиной.
5) Органы государственной власти субъектов РФ обладают полномочиями по установлению льгот для иностранных инвесторов в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в их бюджеты.
В системе таможенных инструментов стимулирования можно рассмотреть льготы по освобождению иностранных инвесторов от взимания таможенной пошлины на:
1) товары (за исключением подакцизных), предназначенные для включения в состав основных производственных фондов, ввозимые иностранным инвестором на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставной (складочный) капитал;
2) оборудование, комплектующие изделия (за исключением подакцизных), ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными финансовыми организациями в соответствии с международными договорами РФ;
3) имущество, ввозимое на таможенную территорию Российской Федерации иностранными работниками предприятий с иностранными инвестициями для собственных нужд.
К мерам финансового стимулирования для предпринимателей, привлекающих прямые иностранные инвестиции, относится предоставление государственных гарантий, государственных ссуд, субсидированных кредитов, долевого участия правительства в инвестиционных рисках и т.д.
Таможенные и налоговые льготы имеют важное значение в стимулировании активности иностранных инвесторов. Но для системы налоговых и таможенных методов стимулирования прямых иностранных инвестиций характерна правовая нестабильность, что негативно отражается на инвестиционном климате. Большое количество фискальных льгот может стать причиной дестабилизации инвестиционного процесса. Поэтому в стимулировании прямых иностранных вложений основной акцент следует делать на финансовых инструментах, применение которых особенно важно для поддержки промышленного производства и экономики регионов.
5. Заключение
Сегодняшнее состояние отечественной экономики (низкий уровень доходов, асимметричное распределение капитала, перекосы в информации, недостаточное развитие инфраструктуры, криминализация экономики, финансовый кризис и т.д.) обуславливает падение интереса прямых иностранных инвесторов к российскому рынку. Проблема привлечения прямых иностранных инвестиций усугубляется недостаточной компетентностью и активностью федеральных органов законодательной и исполнительной власти в рассматриваемой области. Вследствие этого необходима разработка правительственной программы, направленной на модернизацию отечественной промышленности посредством прямых иностранных инвестиций, поскольку их привлечение можно рассматривать как шанс для роста производства и посткризисного восстановления российской экономики.
Литература
Водянов А., Рамилова А. Возможности и задачи привлечения иностранного капитала в постдефолтных
условиях. Российский экономический журнал, № 8, с.33, 1999. Зименков Р. Прямые инвестиции США в российскую экономику (состояние и проблемы). Российский
экономический журнал, № 9-10, с.43, 1999. Лебедев В. Привлечение иностранных инвестиций: оценка ситуации. Российский экономический
журнал, № 3, с.29, 1998. Приходько Н. Вдогонку за инвестициями. Экономика и жизнь, № 24, с.1, 1999.
Фишер П. Промышленный прогресс и прямые иностранные инвестиции: шанс для социально-экономического развития России. Российский экономический журнал, № 5-6, с.85, 1999.