Научная статья на тему 'Прямые иностранные инвестиции и особенности их привлечения в экономику страны и региона'

Прямые иностранные инвестиции и особенности их привлечения в экономику страны и региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4038
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / INVESTMENT / FOREIGN DIRECT INVESTMENT / SOCIAL AND ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вершинина Анна Александровна

В статье рассмотрен понятийный аппарат прямого иностранного инвестирования, обоснована необходимость и выявлены особенности привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России и ее регионы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN DIRECT INVESTMENT AND FEATURES OF THEIR INVOLVEMENT IN THE COUNTRYAND REGION ECONOMY

Conceptual framework of foreign direct investment is considered in the article and its necessity isjustified. Features of foreign direct investment involvement in the Russian and its regions economy are indicated.

Текст научной работы на тему «Прямые иностранные инвестиции и особенности их привлечения в экономику страны и региона»

ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРИВЛЕЧЕНИЯ В ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ И РЕГИОНА

УДК 330.322

Анна Александровна Вершинина

преподаватель кафедры Экономической теории и инвестирования ГОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики» Тел.: (495) 442-75-98, Эл. почта: AVershinina@mesi.ru

В статье рассмотрен понятийный аппарат прямого иностранного инвестирования, обоснована необходимость и выявлены особенности привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России и ее регионы.

Ключевые слова: инвестиции, прямые иностранные инвестиции, социально-экономическое развитие.

Anna Vershinina

Lecturer, the Department of Economic Theory and Investment

Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics, sEl HPE Tel.: (495) 442-75-98, E-mail: AVershinina@mesi.ru

FOREIGN DIRECT INVESTMENT AND FEATURES OF THEIR INVOLVEMENT IN THE COUNTRY AND REGION ECONOMY

Conceptual framework of foreign direct investment is considered in the article and its necessity is justified. Features of foreign direct investment involvement in the Russian and its regions economy are indicated.

Keywords: investment, foreign direct investment, social and economic growth.

1. Введение

Реализация стратегической цели модернизации российской экономики предполагает создание новой, более совершенной технической и технологической базы производства, повсеместное внедрение ресурсосберегающих технологий, повышение производительности труда до уровня экономически развитых стран, организацию выпуска высококачественной, конкурентоспособной на внутреннем и внешних рынках продукции, совершенствование управления, как территориальными экономическими системами, так и отдельными хозяйствующими субъектами. Достижение данной цели объективно требует весьма значительных по объему инвестиционных ресурсов, мобилизация которых становится ключевым условием перехода страны на инновационный путь развития. В этой связи с особой остротой встает задача привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику страны.

2. Сущность и значение прямых иностранных инвестиций в экономике страны и региона в современных условиях

Базовым компонентом регионального развития является его экономика, под которой понимается сложная динамическая система, представляющая собой диалектически взаимосвязанную и взаимообусловленную совокупность:

1) функционирующих в пределах региональных административно-территориальных границ хозяйствующих субъектов всех организационно-правовых форм и форм собственности;

2) законодательно закрепленных правовых норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления производимого в ее рамках экономического продукта;

3) органов государственной власти и управления, обеспечивающих разработку, принятие и реализацию указанных правовых норм.

Характерной чертой современного этапа мирового экономического развития является перманентное усиление конкурентной борьбы не только на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, но и на уровне экономик государств и их регионов. Конкурентоспособность экономики государства и его регионов в настоящее время стала ключевым комплексным показателем его способности ответить на вызовы времени, при этом она рассматривается как результат комплексного использования факторов производства, инвестиций и инноваций [1].

Однако если факторы производства той или иной страны или ее региона во многом являются производными от ее природно-географического фактора, то два других базовых компонента конкурентоспособности - инновации и инвестиции - в основном детерминированы уровнем экономического развития того или иного государства или региона, а также осуществляемой на практике в пределах его территории инновационной и инвестиционной политикой. При этом инвестиции в научные достижения, которые в результате своей материализации становятся инновациями, превращаются в наиболее эффективный способ размещения капитала. Кроме того, инновационная экономика обладает рядом характерных особенностей, основными из которых являются следующие: увеличение объема материальных и трудовых затрат при проведении НИОКР; индивидуализация производства инновационных товаров и услуг; сокращение периода их выпуска; рост требований потребителей инновационной продукции и т.д. Так, если в 1980-е гг. легковые автомобили обновлялись через каждые 8-10 лет, а их создание обходилось примерно в 1 млрд. долл., то в настоящее время срок выпуска автомобилей сократился до 4-6 лет, а инвестиции, необходимые для создания новой модели, возросли до 1,5 млрд. долл. Например, МЙБиЫБЫЬапсег 9-го поколения был выведен на рынок осенью 2003 г., а весной 2007 г. уже начались продажи автомобилей 10-го поколения, которые существенно отличаются от предыдущего поколения, созданы на другой платформе [2]. Аналогичные тенденции наблюдаются практически по всей гамме инновационной продукции как потребительского, так и производственного назначения. Без значительного объема и ритмичного поступления инвестиционных ресурсов выпуск инновационной продукции, соответствующей мировым стандартам эффективности и качества, не представляется воз-

можным. Следовательно, роль и значение инвестиций в обеспечение конкурентоспособности страны и региона в настоящее время продолжает оставаться ключевой, что объективно требует углубленного исследования этой ключевой экономической категории.

Инвестиции- одна из наиболее часто используемых в экономической системе категорий как на макро-, так и на микроуровне. В макроэкономике инвестиции - это часть совокупных расходов на новые средства производства, новое жилье и прирост товарных запасов, т.е. это часть валового внутреннего продукта (ВВП), не потребленная в текущий период и обеспечивающая прирост капитала в экономике[3]. Инвестиции на макроуровне призваны обеспечить:

• осуществление политики расширенного воспроизводства и ускорение научно-технического прогресса;

• реформирование отраслевой структуры общественного производства и сбалансированное развитие различных секторов и отраслей отечественной экономики;

• повышение качества продукции и ее конкурентоспособности на внутреннем и международных рынках;

• улучшение структуры внешнеторговых операций и др.

Таким образом, инвестиции выполняют важные функции роста отечественной экономики. В макроэкономическом масштабе они способствуют формированию фундамента будущего роста производительности труда и более высокого благосостояния населения.

Для хозяйствующих субъектов инвестиции - любая форма затрат, которая приносит прибыль. По мнению Мертенса А.В. [4], инвестиции в микроэкономике - это процесс создания нового капитала (включая как средства производства, так и человеческий капитал). Целями инвестиционной деятельности в данном случае могут выступать расширение и развитие материального производства, недопущение чрезмерного морального и физического износа основных фондов, повышение технического уровня производства, разработка новых продуктов и освоение новых рынков, другие мероприятия, направленные на обеспечение нормального функционирования организации в будущем, максимизации прибыли.

В микроэкономическом масштабе инвестиции необходимы в первую оче-

редь для обеспечения нормального функционирования предприятия в будущем, т.е. для того, чтобы обеспечить:

• расширение производства;

• предотвращение морального и физического износа основных фондов и повышение технического уровня производства;

• повышение качества продукции и ее конкурентоспособности;

• достижение иных целей предприятия.

Вместе с тем анализ показывает, что, несмотря на исключительное внимание исследователей к этой ключевой экономической категории, научная мысль до сих пор не выработала универсального определения инвестиций, которое отвечало бы потребностям как теории, так и практики. В действующем законодательстве инвестиции трактуются как «денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе и имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эф-фекта[5] ». По нашему мнению, такое определение наиболее адекватно раскрывает сущность рассматриваемой категории и тем самым позволяет применять его на любом уровне рассмотрения, в т.ч. и на уровне экономики региона.

В современной экономической науке и практике инвестиционного менеджмента применяется систематизация инвестиций по различным классификационным признакам (основаниям). Вместе с тем по региональным источникам привлечения капитала выделяют отечественные и иностранные инвестиции. Отечественные инвестиции характеризуют вложения национального капитала (домашних хозяйств, предприятий и государственных органов) в различные объекты инвестирования резидентами данной страны. Иностранные инвестиции характеризуют вложения капитала нерезидентами в объекты (инструменты) инвестирования данной страны. Данное положение нашло свое закрепление в действующем законодательстве, согласно которому иностранная инвестиция - вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из

оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), а также услуг и информации[6]. При этом необходимо отметить, что в нашей стране объектами гражданских прав являются[7]:

• вещи;

• иное имущество (в т.ч. имущественные права);

• результаты интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительные права на них (интеллектуальная собственность);

• работы и услуги;

• нематериальные блага;

• информация.

Основными объектами иностранных инвестиций являются:

• движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности);

• ценные бумаги (акции, облигации, паи, вклады и т.д.);

• имущественные права;

• права на результаты интеллектуальной деятельности (часто определяемые как права на интеллектуальную собственность);

• права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе договора или закона[8].

Так же, как и инвестиции в общем случае, иностранные инвестиции могут быть классифицированы по различным основаниям (признакам): по отношению к отдельным странам, видам собственности на ресурсы, характеру участия в инвестировании, формам инвестирования и т.д.

Однако наибольшее распространение получила классификация инвестиций в зависимости от доли собственности в акциях и акционерном капитале организации. В соответствие с данным основанием иностранные инвестиции подразделяются следующим образом:

а) прямые иностранные инвестиции (ПИИ) - инвестиции, обеспечивающие установление контроля над иностранной компанией. По определению МВФ, иностранные инвестиции считаются прямыми в случае, если иностранный собственник владеет не менее 25% уставного капитала акционерного общества. По американскому законодатель-

ству эта доля составляет не менее 10%, в станах Европейского союза (ЕС) - 2025%, а в Канаде, Австралии и Новой Зеландии - 50% [8]. Согласно методологии Росстата, в соответствие с действующим законодательством прямыми считаются иностранные инвестиции в следующих случаях:

• приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;

• вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации;

• осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей[6];

б) портфельные инвестиции, к которым, по версии Конференции Организации Объединенных Наций (ООН) по торговле и развитию (иМСТЛБ - ЮН-КТАД), относятся вложения в покупку акций, не дающих права вкладчикам влиять на функционирование предприятия и составляющих немее 10% в его общем акционерном капитале, а также вложения нерезидентов в облигации, векселя и другие ценные бумаги[9];

в) прочие инвестиции - инвестиции, не подпадающие под определение прямых или портфельных. К ним относятся торговые и прочие кредиты, банковские вклады и др.

3. Особенности привлечения прямых иностранных инвестиций и их влияние на экономику страны и региона

Причины прямого вложения инвестиционных ресурсов иностранными инвесторами наиболее полно, по нашему мнению, охарактеризованы Дж. Даннингом в рамках разработанной им эклектической парадигмы, объясняющей виды и модели инвестиционной деятельности компаний. Согласно данной теории фирма начинает производство товаров и услуг за рубежом в том слу-

чае, если имеет место одновременное совпадение трех условий (предпосылок):

1) она обладает преимуществами в конкретной стране - потенциальном реципиенте инвестиционных ресурсов (специфические преимущества собственника, О-преимущества);

2) фирме выгоднее использовать эти преимущества самой на месте, а не ре-ализовывать их там через экспорт товаров или экспорт технологий другим фирмам (преимущества интернационализации, 1-преимущества);

3) фирма может использовать некоторые производственные ресурсы в конкретной стране - потенциальном реципиенте инвестиционных ресурсов более эффективно, чем в своей собственной стране (преимущества места размещения, Ь-преимущества.

Иначе говоря, компания, обладающая как специфическими преимуществами (О), так и преимуществами интернационализации (I), принимает решение об осуществлении прямого инвестирования в другую страну в том случае, если Ь-преимущества (преимущества места размещения) существуют вне страны ее происхождения[10]. Прямые иностранные инвестиции обладают следующими основными характерными особенностями.

1. Производственный характер, поскольку они направлены на развитие реального сектора экономики, в то время как портфельные и прочие инвестиции предполагают только получение дохода (например, в виде дивидендов, процентам по вкладам и т.д.), следовательно, они не являются стабильным источником финансирования, носят, как правило, краткосрочный, спекулятивный характер. Так, П.А. Минакир в этой связи отмечает: «Как правило, прямые инвестиции осуществляются в конкретное производство (новое или уже функционирующее), ориентируясь на конкретную рыночную стратегию и технологию производства и управления. В то же время портфельные инвестиции, независимо от их величины, представляют собой денежный капитал, который вкладывается в определенный сектор экономики или определенную компанию данной страны, ориентируясь на достигнутые финансовые результаты или на те, которые могут быть достигнуты [11]».

2. Комплексный характер проявления. Так, привлечение ПИИ, помимо собственно капитала как вложения фи-

нансовых ресурсов в различные инвестиционные проекты, объективно предусматривает: 1) получение новых технологий; 2) обеспечение доступа к рынкам, особенно экспортным, для товаров принимающих стран; 3) повышение квалификации кадров и внедрение новых методов управления и организации производства; 4) внедрение экологически чистых технологий и современных систем рационального использования окружающей природной среды [12]и т.д.

3. Более длительный срок капиталовложений. Поскольку контроль над предприятием объективно предполагает повышение эффективности его функционирования, добиться которого в короткие сроки не представляется возможным, прямые иностранные инвесторы лишаются возможности быстрого ухода с рынка.

4. Более значительная степень риска и большая сумма, чем при портфельных инвестициях.

Как показывает анализ действующего законодательства, основными способами привлечения ПИИ в экономику России являются:

• создание совместных предприятий (в т.ч. путем продажи иностранным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ);

• регистрация на территории нашей страны предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;

• привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашения о разделе продукции (СРП);

• создание особых экономических зон (ОЭЗ), направленных на активное привлечение иностранных инвесторов в определенные районы страны[ 13].

По нашему мнению, весьма важным является тот факт, что по своему воздействию на экономику государства-реципиента и его регионов прямые иностранные инвестиции имеют двойственный характер. Как показывает анализ, позитивными эффектами от вложения ПИИ являются:

• увеличение объема реальных капиталовложений, ускорение темпов экономического развития и улучшение платежного баланса страны и региона-реципиента;

• поступление передовой иностранной технологи, организационного и управленческого опыта, результатов НИ-ОКР, воплощаемых в новой технике, патентах, лицензиях, ноу-хау к т.д.;

• повышение уровня занятости, ква-

лификации, производительности работников на территории региона;

• расширение экспорта и объема поступающей иностранной валюты;

• увеличение налоговых поступлений, позволяющее расширить государственное финансирование социальных и других программ;

• повышение уровня жизни и покупательной способности населения;

• использование более высоких стандартов качества окружающей среды, расширение доступа к более чистой технологии, снижение общего уровня загрязнения окружающей среды;

• повышение доверия к стране, что позволяет привлекать новых иностранных инвесторов;

• усиление конкуренции в национальной экономике, снижение уровня ее монополизации;

• оздоровление социально-культурной обстановки в стране, распространение международных стандартов не только в производстве, но и в потреблении.

Вместе с тем привлечение ПИИ может иметь и негативный эффект, который проявляется в следующем:

• репатриация капитала и перевод прибыли в различных формах (дивиденды, проценты, роялти и др.), что ухудшает состояние платежного баланса страны-реципиента;

• увеличение импорта оборудования, материалов и комплектующих, требующее дополнительных валютных расходов;

• подавление местных производителей и ограничение конкуренции;

• усиление зависимости национальной экономики от иностранных государств, угрожающее ее экономической и политической безопасности;

• упадок традиционных отраслей национальной экономики в целом в стране и особенно в ряде ее регионов;

• усиление социальной напряженности и дифференциации (в частности, за счет более высокой оплаты труда на иностранных предприятиях);

• ослабление стимулов для проведения национальных НИОКР вследствие ввоза иностранных технологий, что, в конечном счете, может привести к усилению технологической зависимости;

• негативное воздействие на социально-культурные условия, связанное с игнорированием национальных традиций, особенностей и т.д., с насаждением чуждых национальных стандартов, ценностей и форм организации произ-

водства, потребления, образа жизни и др. [8]

На объем и динамику прямых иностранных инвестиций на экономику страны-реципиента и ее регионов существенное влияние оказывает правовое регулирование режима прямого иностранного инвестирования, т.е. условия доступа прямых иностранных инвесторов в экономику страны и ее регионов.

Следует отметить, что в настоящее время в Российской Федерации в целом разработана и законодательно закреплена система правовых норм, регулирующих весь комплекс вопросов привлечения прямых иностранных инвестиций, включающий нормы гражданского законодательства, специальные правовые акты (прежде всего, Федеральный закон от 09.07.1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и принятые в его развитие подзаконные правовые акты и т.д.), а также нормы международных договоров.

Особое место среди них занимают правовые нормы, закрепленные принятым 29 апреля 2008 г. Федеральным законом №57-ФЗ «О порядке осуществления в Российской Федерации иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и национальной безопасности государства». Данный закон разрабатывался в целях защиты основ конституционного строя России и его принятие направлено на всестороннее обеспечение безопасности и укрепление финансово-экономического суверенитета нашей страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Он регулирует правоотношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций в форме приобретения долей (акций) коммерческих организаций, учрежденных в Российской Федерации и осуществляющих виды деятельности, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации, а также совершением сделок, имеющих целью установление контроля над указанными коммерческими организациями, имеющими стратегическое значение для национальной безопасности.

Согласно данному закону иностранные государства, иные иностранные публично-правовые образования, международные организации, а также находящиеся под их контролем юридические и физические лица не вправе со-

вершать сделки, влекущие установление контроля над организациями, имеющими стратегическое значение для национальной безопасности Российской Фе-дерации[14]. В данном законе также определены виды сделок с акциями предприятий, относящихся к категории стратегических, по которым в обязательном порядке требуется обязательное предварительное согласование. Кроме того, в настоящее время законодательно закреплены ограничения для вложения прямых иностранных инвестиций, основными из которых являются следующие:

а) ограничения, связанные с обязательным сохранением в собственности российских организации определенных активов(Федеральный закон от 8 января 1998 г. №10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» -максимальный предел для участия иностранных инвесторов в российских организациях авиастроения - 25%; Воздушный кодекс Российской Федерации - максимальный предел для участия иностранных инвесторов в российских организациях, осуществляющих перевозки воздушным транспортом, -49%;Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. №4015-1«Об организации страхового дела в Российской Федерации» - максимальный предел для участия иностранных инвесторов в страховых организациях - 25%; Федеральный закон от 26 марта 2003 г. №35-Ф3 «Об электроэнергетике» - сохранение в федеральной собственности 75% + 1 акция организации по управлению Единой национальной (общероссийской) электрической сетью и Системного оператора; Федеральный закон от 31 марта 1999 г. №69-Ф3 «О газоснабжении в Российской Федерации» - сохранение в федеральной собственности и собственности ОАО, принадлежащих Российской Федерации 50% + 1 акция организаций собственника Единой системы газоснабжения; Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. №29-Ф3 «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» - сохранение в федеральной собственности 100% акций ОАО «Российские железные дороги»;Указ Президента РФ от 4 августа 2004 г. №1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ»; Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. №2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных

Таблица 1.1 Рекомендуемая структура вложений иностранных

инвестиций в отрасли промышленности Российской Федерации

№№ п/п Источники финансирования инвестиций Типы предприятий и примеры производства

Высокодоходные Низкодоходные и не стратегические Страте гич еские предприятия

Нефтедобыча, алюминиевая промышл енно сть Угольные корпорации Энергетические компании, оборонные предприятия

1. Заемные средства Привлечение долгосрочных кредитов Привлечение долгосрочных кредитов Привлечение долгосрочных кредитов

2. Портфельные инвестиции Возможно привлечение Стимулировать привлечение Не стимулировать привлечение

3. Совместные предприятия с долей ПИИ<50% Привлечение прогрессивных технологий Максимально стимулировать привлечение Не стимулировать привлечение

4. Совместные предприятия с долей ПИИ>50% Сохранение собственности за отечественными корпорациями Максимально стимулировать привлечение Не допускать к регулированию

предприятий в Российской Федерации»);

б) ограничения, связанные с определенными видами деятельности (производство специальной техники, производство вооружения и специальной техники, авиастроение и космическая область, деятельность по использованию атомной энергии и т.д.). Кроме того, ограничениязатрагивают естественные монополии и разработку крупных месторождений нефти, газа, золота и меди. Ограниченно могут разрабатываться те полезные ископаемые, которые имеют стратегическое значение для оборонной промышленности. В таблице 1.1 представлена рекомендуемая структура иностранных инвестиций в промышленность России, исходя как из соображений национальной безопасности, так и из желания получить максимальную отдачу для экономики страны от вложений иностранных инвесторов.

4. Заключение

Привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику России и ее регионы должно способствовать решению основных задач социально-экономического развития России и ее регионов:

• модернизация отечественной экономики и ее переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели развития;

• содействие расширению и диверсификации экспортного потенциала и развитию импортозамещающих производств в отдельных отраслях;

• создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации производства;

• продвижение российских товаров и технологий на внешний рынок;

• содействие перетоку капитала в трудоизбыточные регионы и регионы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;

• освоение невостребованного научно-технического потенциала России;

• освоение цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;

• содействие развитию производственной, транспортной, логистической и информационной инфраструктуры;

• уменьшение степени диверсификации регионов по уровню их развития.

Таким образом, решение указанных задач может быть реализовано благодаря привлечению прямых иност-

ранных инвестиций.

Литература

1. Портер М. Конкуренция. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.

2. Фасхиев Х.А. Как обеспечить конкурентоспособность нового товара? // Инновации, 2009. - №2. - С. 90.

3. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент: Учебный курс. - К.: Ника-Центр,Эльга-Н, 2002. - С. 47.

4. Мертенс А.В. Инвестиции: Курс лекций по современной финансовой теории. - К., 1997. - С. 3.

5. Ст. 1 Федерального закона от 25 февраля 1999 года №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» / СЗ РФ. - 1999. - №9. - Ст. 1096.

6. Ст. 2 Федерального закона от 09.07.1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» №160-ФЗ // СЗ РФ. - 1999. - №28. - Ст. 3493.

7. Ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации // СЗ РФ. - 1994. -№32. - Ст. 3301; 2001. - №17. - Ст. 1644.

8. Орлова Е.Р.,Зарянкина О.М. Иностранные инвестиции в России: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. -М.: Издательство «Омега-Л», 2009. - С. 7-9.

9. Рамилова А.Н. Прямые иностранные инвестиции как объект государственного регулирования (материалы к лекциям и семинарам) // Российский экономический журнал, 2000. - №7. -С. 74-75.

10. Dunning J.H. Trade, Location of Economic Activity and MNE: A Search for an Eclectic Approach. The International Allocation of Economic Activity. -London: Macmillan, 1977. - P.123

11. Минакир П.А. Системные трансформации в экономике. - Владивосток: Дальнаука, 2001. - С. 288.

12. Ледяева С.В. Прямые иностранные инвестиции и формирование механизмов их привлечения в экономику России: Дисс. канд. экон. наук. - Хабаровск: Хабаровская государственная академия экономики и права, 2002. - С. 15.

13. Федеральный закон от 22 июля 2005 года «Об особых экономических зонах Российской Федерации» №116-ФЗ // Российская газета, 2005. - 27 июля.

14. Ст. 2 Федерального закона №57-ФЗ от 29 апреля 2008 года «О порядке осуществления в Российской Федерации иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и национальной безопасности государства».

15. Бамбаева Н.Я., Уринсон М.Я. Методика проведения многомерного анализа инвестиций в инновационное развитие регионов Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика - научно-практический журнал, 2008. - №21.

References

1. M.Porter Competition. - M.: "Wiliams", 2002

Экономика, Статистика и Информатика №3, 2011

I

2. H.A.Fashiev How to ensure the competitiveness of new product? // Innovations, 2009. - №2

3. I.A.Blank Investment Management: Academic Course - K. : Nica-Center, Elga-N, 2002

4. A.V.Martens Investment: Lectures of contemporary Economic Theory. - R., 1997

5. "About investment activities in Russian Federation wich is made by form of capital investment" №39-FZ/ CA RF -1999 - №9 - article 1096

6. "About foreign investment in Russian Federation" №160-FZ/ CA RF -1999 - №28 - article 3493

7. Article 128 of Civil Code of Russian Federation// CA RF - 1994 - №32 - article 3301; 2001 - №17 - article 1644

8. E.R. Orlova, O.M. Zaryankina Foreign Investment in Russia: tutorial -M.: "Omega-L", 2009

9. A.N.Ramilova Direct Foreign Investment as an object of state regulation (material for lections and seminars) // Russian Economic Journal, 2000 - №7

10. J.H. Dunning Trade, Location of Economic Activity and MNE: A Search for an Eclectic Approach. The International Allocation of Economics Activity - London: Macmillan, 1977

11. P.A. Minakir System Transformations in Economics -Vladivostok: Dalnauka, 2001

12. C.V. Ledyaeva Direct Foreign Investments and development of mechanism of their involvement in

Russan economy - Habarovsk: Habarovsk State Academy of Economics and Law, 2002

13. Federal Act from 22 of July 2005 "About special economic zones in Russia" №116-FZ // Russian Newspaper, 2005

14. "About the order of foreign investment in Russian Federation in business entities which have strategic value provision of the country defense and national security" №57-FZ// CA RF 29th of April 2008

15. Bambaeva N.Y., Urinson M.Y., Technique of Multivariate analysis of investment in innovative development of Russian Federation regions // Regional economics: theory and practice - scientific and practical periodical, 2008, - №21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.