Научная статья на тему 'РОЛЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ'

РОЛЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
70
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экология / окружающая среда / экологические угрозы / природоохранное регулирование / природные ресурсы / ecology / environment / environmental threats / environmental regulation / natural resources

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Безбородова Е.В.

Статья посвящена вопросам совершенствования управления охраной окружающей среды на региональном уровне. Выделены два аспекта, определяющие высокую значимость качества управления охраной окружающей среды на региональном уровне. Перечислены направления работы общественных объединений по охране окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF IMPROVING ENVIRONMENTAL MANAGEMENT AT THE REGIONAL LEVEL

The article is devoted to the issues of improving environmental protection management at the regional level. Two aspects are identified that determine the high importance of the quality of environmental management at the regional level. The directions of work of public associations on environmental protection are listed.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ»

УДК 504.06

Безбородова Е.В. студент 2 курса магистратуры Институт менеджмента кафедра государственного и муниципального управления Оренбургский государственный университет

Россия, г. Оренбург Научный руководитель: Троянская М.А., д.э.н.

доцент

Оренбургский государственный университет

РОЛЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Аннотация: Статья посвящена вопросам совершенствования управления охраной окружающей среды на региональном уровне. Выделены два аспекта, определяющие высокую значимость качества управления охраной окружающей среды на региональном уровне. Перечислены направления работы общественных объединений по охране окружающей среды.

Ключевые слова: экология, окружающая среда, экологические угрозы, природоохранное регулирование, природные ресурсы.

Bezborodova E. V. 2nd year graduate student Institute of management department of state and municipal administration

Orenburg State University

Russia, Orenburg Supervisor: Troyanskaya M.A., doctor of economics

Orenburg State University

THE ROLE OF IMPROVING ENVIRONMENTAL MANAGEMENT AT

THE REGIONAL LEVEL

Abstract: The article is devoted to the issues of improving environmental protection management at the regional level. Two aspects are identified that determine the high importance of the quality of environmental management at the regional level. The directions of work of public associations on environmental protection are listed.

Keywords: ecology, environment, environmental threats, environmental regulation, natural resources.

В условиях экономических трудностей, периода пандемии, повышения актуальности социальных проблем государство придает вопросам экологии большое значение. Указом Президента РФ от 8 февраля 2021 г. утверждены меры по реализации государственной научно -технической политики в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений.

Определяя роль совершенствования управления охраной окружающей среды на региональном уровне, особенно важно отметить, что нынешнее состояние научных исследований, касающихся разработки мер по улучшению охраны окружающей среды и снижению негативного воздействия на окружающую среду, характеризуется значительным количеством специальных работ, направленных на решение различных проблем, связанных с ее применением на территории РФ. При этом внедренные и реализованные комплексные исследования по данной тематике отсутствуют.

Качество управления охраной окружающей среды на региональном уровне определяет уровень экологической безопасности в целом. В современных условиях в качестве ключевого направления охраны окружающей среды, важно выделить природоохранное регулирование, которое выступает важным элементом социально-экономической стратегии развития страны.

Кроме того, региональный уровень управления, в отличие от федерального, имеет более точные характеристики и данные по субъекту страны, что формирует необходимую базу для разработки соответствующих мер, направленных на решение наиболее актуальных проблем в сфере охраной окружающей среды. Именно на региональном уровне управления происходит конкретизация проблем и разработка мер по их нейтрализации, что связано, в том числе, со значительной разницей в качестве экологической обстановке российских регионов, а также специализацией их развития.

Необходимо принимать во внимание, что экологически опасные источники не только причиняют вред конкретному региону, но и способны вызывать «трансрегиональное» загрязнение - перенос загрязняющих веществ водными и воздушными массами на территории пограничных регионов. В связи с этим имеет смысл при определении «горячих точек» региона указывать среди потенциальных субъектов причинения экологического вреда и соседние регионы, которые могут пострадать.

Следовательно, при определении перечня экологических угроз конкретному региону необходимо обозначать угрозу трансрегионального загрязнения с указанием региона, источника, степени и возможности потенциального ущерба.

В условиях быстрого развития техники, цифровой экономики большое значение в деле поддержки процесса управления охраной

окружающей среды на региональном уровне приобретают новые технологии, оказывающие положительное влияние на состояние экологической безопасности (развитие экологически безопасного производства, технологий нулевых отходов и технологий превращения отходов в энергию). При этом увеличивается и отрицательное воздействие - речь идет о быстро растущем потоке отходов, содержащем значительные объемы токсичных материалов, - «электронном мусоре» (носители информации, бытовые приборы, электроинструменты, оргтехника, компьютерная техника, автоэлектроника, мобильные телефоны и планшеты). Указанное негативное воздействие ввиду высокой скорости распространения и высокой степени отрицательного воздействия в основном в центральных регионах России, можно считать новой экологической угрозой безопасности, что требует формирования нового направления с разработкой детального механизма обеспечения экологической безопасности, как на региональном, так и на федеральном уровнях [1].

Реализуемые в рамках управления охраной окружающей среды на региональном уровне меры, направленные на сокращение загрязнения окружающей среды снижает риск для общественного здравоохранения и, таким образом, защищает человеческий капитал. Кроме того, создавая эксплицитную или имплицитную цену загрязнения, природоохранное регулирование формирует рыночные сигналы для направления частного и государственного капитала в новые технологии, что дает сравнительное преимущество экономике, основанной на знаниях.

Выделяют два аспекта, определяющих высокую значимость качества управления охраной окружающей среды на региональном уровне:

-состояние окружающей среды и условия, влияющие на здоровье населения во многих городах и регионах России, остаются отрицательными, способствуя плохому качеству жизни;

-чтобы повысить конкурентоспособность России, необходимо перейти на более экологичную (устойчивую) и модель экономического роста и развития, основанную на ряде факторов [3].

Для России, как и для многих стран, усилия по стимулированию «зеленого» развития терпят неудачу из-за отсутствия эффективного управления во многих отраслях, напрямую воздействующих на окружающую среду. Рыночные реформы до сих пор не смогли в должной степени стимулировать массовое использование новых технологий, отчасти из-за того, что они все еще слабы, а ценовые сигналы оказывают незначительное положительное влияние. Дополнительные стимулы, созданные из явной или подразумеваемой цены на углерод (внутренняя система ограничения выбросов парниковых газов и торговли разрешениями на выбросы или налог на выбросы углерода), будут полезны

для обеспечения притока капиталовложений в технологии, которые включают низкое потребление энергии и низкие выбросы [5].

Соблюдение ограничений на выбросы парниковых газов может быть достигнуто за счет повышения энергоэффективности, перехода на более чистые виды топлива, такие как природный газ (или, по крайней мере, предотвращения скачка потребления угля), а также использования возобновляемых источников энергии. Для этого накопление капитала во всех глобальных экономиках, включая Россию, должно быть направлено на путь снижения интенсивности углерода, чтобы выбросы не увеличивались и даже не уменьшались по мере роста экономического роста. В целом, есть два способа повлиять на этот процесс:

-внедрение разумной внутренней экологической и энергетической политики, которая будет напрямую влиять на выбор инвестиций и обеспечивать стимулы для прямых иностранных инвестиций и технической поддержки, а также осуществлять внутреннее регулирование;

-путь сокращения выбросов включает замену природного капитала человеческим, интеллектуальным и финансовым (прежде всего сокращение потребления ископаемого топлива на единицу произведенной продукции).

Перечисленные направления характеризуют крупномасштабные попытки управления охраной окружающей среды, но при этом важно учитывать, что данный процесс требует внимания на всех уровнях хозяйствования.

Важно интегрировать направления развития органов власти и научного сообщества, в частности, уделить внимание общим разработкам инновационных технологий, позволяющих стабилизировать и повысить плодородие почв, использованию отходов и ТБО в производстве, получению экологически безопасной сельскохозяйственной продукции, разработке технологий ресурсосбережения.

В рамках интеграции органов управления и научного сообщества важно решить проблему кадров, так как в настоящее время управление охраной окружающей среды на региональном уровне зачастую реализуется служащими, имеющими образование по другим специальностям.

Процесс совершенствования управления охраной окружающей среды на региональном уровне должен предусматривать интеграцию с местным сообществом, различными социальными группами, например, общественными организациями, студенческими объединениями, на основе которых возможно обеспечить формирование экологических отрядов. Подобные объединения занимались бы дизайном территории, что также было бы значительным шагом на пути к повышению эффективности мер по охране окружающей среды.

Важно обеспечить работу по таким направлениям как:

- обезвоживание и утилизация осадков сточных вод предприятий машиностроения;

- очистка и утилизация осадков сточных вод;

- обезвреживание отработанных электролитов гальванического производства;

- разработка технологии недорогих коагулянтов для очистки сточных

вод;

- питьевое водоснабжение городов;

- интенсификация очистки промышленных газовых выбросов;

- экологический контроль объектов окружающей среды;

- разработка элементов системы экологического менеджмента предприятий.

Для объединения и координации усилий участников процесса управления охраной окружающей среды на региональном уровне в области экологической безопасности возможно рассмотреть варианты создания научно-образовательных центров экологической безопасности, что предусматривало бы реализацию следующих мер:

- разработка высокоэффективных систем защиты воздушной среды. Интенсификация работы газоочистного оборудования;

- разработка технологических основ переработки и утилизации техногенных образований и отходов, централизованное обезвреживание жидких металлосодержащих отходов предприятий;

- разработка технологий очистки природных и сточных вод промышленности от железа, хрома, меди и других загрязнителей;

- разработка и апробация многоагентных систем для организации поддержки принятия решений при оценке воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды на некоторые показатели здоровья населения;

- проектирование средств индивидуальной защиты от вредных и опасных факторов среды и обоснования норм и правил их эксплуатации.

- разработка проектов дистанционных средств оперативного подавления пожаров на химически и радиационно опасных объектах.

Для решения проблем загрязнения атмосферы важно проводить научно-исследовательскую работу по снижению тепловых и вредных выбросов в атмосферу от энергетических и технологических объектов.

При исследовании комплексных задач энергосбережения во всех областях топливно-энергетического комплекса, связанного с выработкой, передачей и потреблением тепловой энергии, необходимо уделять значительное внимание вопросам охраны окружающей среды и экологической безопасности, а именно: защите атмосферы от тепловых и вредных газообразных и твердых выбросов котельных установок. При этом следует проектировать технические решения для повышения

экологической безопасности, как для крупных ТЭЦ и котельных, так и для теплогенераторов систем автономного теплоснабжения.

Таким образом, представленные направления развития, определяющие роль управления охраной окружающей среды на региональном уровне должны обеспечиваться всесторонней поддержкой. При этом, в связи с изменением научно-технических видов деятельности в области экологического развития требуется не только поддерживающее, но и, главным образом, опережающее развитие правового поля. Первостепенным средством в этом плане является повышение эффективности правового обеспечения экологической безопасности на региональном уровне - как создание правовой базы, так и осуществление управленческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности в целях обеспечения экологической стабильности на территории отдельных регионов с учетом их специфики и интересов.

Использованные источники:

1)Абанина Е.Н. Тенденции развития государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности (региональный уровень) / Е.Н. Абанина // Правовая политика и правовая жизнь. - № 1. - 2021. - С. 31-38.

2)Грачев В.А. Анализ механизма платы за негативное воздействие на окружающую среду. Монография / В.А. Грачев и др. - М.: Международный институт стратегических исследований, 2020. - 60 с.

3)Макарова Т.И. Институциализация охраны окружающей среды как фактор реализации экологической политики на уровне законодательства субъектов Российской Федерации / Т.И. Макарова // Вестник Южно -Уральского государственного университета. Серия: Право. - № 1. - 2020. -С. 90-95.

4)Никитин Е.В. Мониторинг окружающей среды как система обеспечения экологической безопасности / Е.В. Никитин // Правопорядок: история, теория, практика. - № 3 (30). - 2021. - С. 27-31.

5)Троянская М.А. Управление охраной окружающей среды: теория и практика / М.А. Троянская // Вестник Академии знаний. - № 1 (42). - 2021. - С. 266-273.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.