Научная статья на тему 'Экологический маркетинг как элемент региональной и муниципальной безопасности'

Экологический маркетинг как элемент региональной и муниципальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
554
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ / ECOLOGICAL MARKETING / ПРОМЫШЛЕННЫЙ СЕКТОР / INDUSTRIAL SECTOR / СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / SVERDLOVSK REGION / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ENVIRONMENTAL SAFETY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Поротников П.А.

Цель: изучение влияния промышленного сектора Свердловской области на экологическую безопасность региона и возможности использования экологического маркетинга на региональном и муниципальном уровнях. Методы: проанализированы динамика макроэкономических показателей региона, уровень выбросов загрязняющих веществ, затрат на охрану окружающей среды, определены взаимосвязи между анализируемыми показателями. Результаты: выявлены тенденции промышленного развития региона, определены ключевые факторы хозяйственной деятельности, негативно влияющие на состояние окружающей среды; выделены направления экологического маркетинга, использование которых повысит эффективность деятельности по защите окружающей среды и обеспечению экологической безопасности региона. Научная новизна: исследованы взаимосвязи затрат на охрану окружающей среды и уровня обеспечения экологической безопасности региона, обоснована актуальность использования экологического маркетинга в процессе создания и сохранения благоприятного состояния окружающей природной среды конкретного муниципального образования и региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Поротников П.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL MARKETING AS AN ELEMENT OF REGIONAL AND MUNICIPAL SECURITY

Purpose: to study the influence of the industrial sector of the Sverdlovsk region on the environmental safety of the region and the possibilities of using environmental marketing at the regional and municipal levels. Methods: the dynamics of macroeconomic indicators of the region, the level of emissions of pollutants, the costs of protecting the environment, analyzed the relationship between the analyzed indicators. Results: the tendencies of industrial development of the region are revealed, key factors of economic activity negatively influencing the state of the environment are identified, directions of ecological marketing are identified, the use of which will increase the efficiency of environmental protection activities and ensuring environmental safety of the region. Scientific novelty: the interrelationships between environmental protection costs and the level of ensuring the environmental safety of the region are investigated, the relevance of using environmental marketing in the process of creating and maintaining a favorable state of the natural environment of a particular municipal entity and region is substantiated.

Текст научной работы на тему «Экологический маркетинг как элемент региональной и муниципальной безопасности»

МУНИЦИПАЛИТЕТ: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ КАК ЭЛЕМЕНТ РЕГИОНАЛЬНОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Поротников П. А.

кандидат экономических наук, преподаватель кафедры социально-экономических дисциплин, Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации (Россия), 620060, Россия, г.Екатеринбург, пер. Родниковый,

д. 7, pekin-auto@mail.ru

УДК 504:001.89(470.54)

ББК 65.28(2Рос-4Све)-21

Цель: изучение влияния промышленного сектора Свердловской области на экологическую безопасность региона и возможности использования экологического маркетинга на региональном и муниципальном уровнях.

Методы: проанализированы динамика макроэкономических показателей региона, уровень выбросов загрязняющих веществ, затрат на охрану окружающей среды, определены взаимосвязи между анализируемыми показателями.

Результаты: выявлены тенденции промышленного развития региона, определены ключевые факторы хозяйственной деятельности, негативно влияющие на состояние окружающей среды; выделены направления экологического маркетинга, использование которых повысит эффективность деятельности по защите окружающей среды и обеспечению экологической безопасности региона.

Научная новизна: исследованы взаимосвязи затрат на охрану окружающей среды и уровня обеспечения экологической безопасности региона, обоснована актуальность использования экологического маркетинга в процессе создания и сохранения благоприятного состояния окружающей природной среды конкретного муниципального образования и региона.

Ключевые слова: экологический маркетинг, промышленный сектор, Свердловская область, экологическая безопасность.

ECOLOGICAL MARKETING AS AN ELEMENT OF REGIONAL AND MUNICIPAL SECURITY

Porotnikov P. A.

Candidate of Science (Economy), lecturer of the Department of Socio-Economic Disciplines, Ural Law Institute of the Ministry

of Internal Affairs of the Russian Federation (Russia), 620060, Russia, Yekateriburg, Rodnikovyi str., 7, pekin-auto@mail.ru

Purpose: to study the influence of the industrial sector of the Sverdlovsk region on the environmental safety of the region and the possibilities of using environmental marketing at the regional and municipal levels.

Methods: the dynamics of macroeconomic indicators of the region, the level of emissions of pollutants, the costs of protecting the environment, analyzed the relationship between the analyzed indicators. ^

Results: the tendencies of industrial development of the region are revealed, key factors of economic activity nega- ° tively influencing the state of the environment are identified, directions of ecological marketing are identified, the use of ^c

which will increase the efficiency of environmental protection activities and ensuring environmental safety of the region. С

00

Scientific novelty: the interrelationships between environmental protection costs and the level of ensuring the envi- g ronmental safety of the region are investigated, the relevance of using environmental marketing in the process of creating | and maintaining a favorable state of the natural environment of a particular municipal entity and region is substantiated. о

о

С

Key words: ecological marketing, industrial sector, Sverdlovsk region, environmental safety. ©

Поротников П. А.

Развитие человеческой цивилизации к 21 веку столкнулось с колоссальной проблемой негативных последствий человеческой деятельности. Изменение окружающей среды, загрязнение почвы, воды и воздуха, глобальное потепление в последнее время становятся предметом серьезной озабоченности как ученых и политиков, так и рядовых граждан. Не даром, в рамках ООН в 2016 году было подписано Парижское соглашение по климату, которое является развитием Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, принятой в Нью-Йорке 9 мая 1992 года [1].

В рамках формирования экологической безопасности региона и управления ею на региональном и муниципальном уровнях встает задача установления паритета между экономическими интересами отдельных предприятий, потребностями социума и требованиями безопасности по отношению к окружающей среде. Попыткой решения данной задачи в границах корпоративной культуры стал подход, именуемый экологический маркетинг и менеджмент, который определяет модели организации и управления производством, ориентированные на сокращение негативного влияния на окружающую среду. Однако на уровне регионального и муниципального управления такой подход в настоящее время не находит широкого применения.

Авторами в дальнейшем под экологическим маркетингом будет пониматься прежде всего разработка и создание методов продвижения и реализации экологически безопасной продукции и услуг. Исходя из определения экологического маркетинга, становится ясно, что его задачи тесно переплетены с задачами органов местного самоуправления по организации и обеспечению экологической безопасности.

Перед каждым регионом Российской Федерации стоит задача по максимизации производства продукции в соответствии с региональным разделением труда. Это позволяет извлечь больший доход не только государству в целом, но и дает возможность самим регионам расширять, модернизировать внутреннюю экономику в соответствии с региональными интересами, что впоследствии должно благополучно сказаться на таких макропоказателях, как ВВП, экспорт товара, ВНП, национальный доход, располагаемый доход и другие. Тем не менее, развитие промышленности, строительство различных производственных зданий, переработка сырья определенным образом влияют на окружающую среду и экологию региона в целом. В данной работе мы попробуем применить теорию экологического маркетинга на региональном и муниципальном уровнях, оценить все плюсы и минусы, а также определить перспективы развития промышленного сектора экономики в условиях возрастающего влияния экологической парадигмы.

Как известно, Уральский регион довольно богат полезными ископаемыми. Его освоение началось во времена Петра I, когда под его началом семья Демидовых переправилась на Уральских хребет и развернула

там свое производство. Благодаря строительству множества медеплавильных и железоделательных заводов, под началом семейства купцов и помещиков Демидовых Урал стал известен не только как промысловый край, в котором добывалась пушнина, продававшаяся по всей Руси, но и как центр «железной промышленности». Помимо пушнины и соли, добывавшихся в верховьях Камы, в европейскую часть России переправлялись чугун, золото, серебро, полудрагоценные камни, а позже и готовая продукция - чугунные пушки, сыгравшие одну из ключевых ролей во времена Северной войны со Швецией. К 18 веку Россия стала единоличным лидером по выплавке железа и производству чугуна в мире и сохранила этот статус до середины следующего столетия [2].

Примечательным является тот факт, что в кротчайшие сроки Российская Империя смогла опередить промышленность Англии по показателям переработке сырья и его добычи только за счет недр и ресурсов Уральского региона. Стоит также учесть тот факт, что Англия имела множество колоний по всему земному шару, что давало ей определенное преимущество не только в экономическом плана, но и в плане стратегического развития и налаживания торговых отношений с развитыми странами того времени. По статистике, в конце 80-х годов 18 века, 2/3 потребляемого Англией железа уже были уральскими [2].

Петру Великому удалось значительно ускорить экономический рост Империи за счет грамотно разработанной стратегии по добыче и переработке сырья, что впоследствии дало следующие результаты: значительно вырос промышленный потенциал России, увеличилась добыча драгоценных металлов, что значительно увеличило доход казны в указанный период. Удалось значительно улучшить отношения со странами Европы за счет налаживания торговых отношений, в частности - увеличения экспорта продукции, которая являлась конкурентоспособной по отношению к зарубежным товарам, что позволило ей в максимально короткие сроки захватить значительную часть рынка.

Пик Урала по добыче полезных ископаемых пришелся на середину XIX века, ведь именно в этот период были обнаружены крупные месторождения таких полезных ископаемых, как алмазов и изумрудов.

Интенсивная добыча железных руд велась на протяжении двух последующих столетий. Из уральского

Поротников П. А.

железа ковались пушки и ядра, использовавшиеся впоследствии в походах Суворова, Кутузова.

Второй расцвет Урала пришёлся на годы индустриализации (1928-1941) и Второй мировой войны (1939— 1945 гг.). В ходе первых трёх пятилеток здесь были построены известные на весь мир металлургические и машиностроительные заводы, такие как Магнитогорский и Нижнетагильский комбинаты, завод тяжёлого машиностроения «Уралмаш» в Екатеринбурге и прочие. Во время войны многие предприятия были эвакуированы из оккупированных районов на Урал, где впоследствии и остались.

Помимо всего вышеуказанного, уральский регион обладал значительными запасами марганца, которые считались стратегически важными, так как с его помощью изготавливалась танковая броня. Одно из самых крупных месторождений находилось в поселке Полуночное на севере Свердловской области.

В конце двадцатого века, перед распадом Советского Союза, промышленность Урала начала постепенно угасать. Сказался кризис печально известных 90-х и не самая лучшая политика государства по отношению к промышленности. Тем не менее, Урал по-прежнему оставался в числе лидеров по объемам промышленного производства в стране, стабильно удерживая первые места [3].

На сегодняшний день Урал так же является опорным краем Российской Федерации. На его территории расположено множество предприятий, задействованных в различных сферах деятельности: тяжелое машиностроение и станкостроение, производство металлоизделий, металлургия, производство стройматериалов, производство резиновых и пластмассовых изделий, пищевая промышленность. Положение промышленного лидера обязывает уделять особое внимание экологической безопасности в регионе.

Индекс промышленного производства, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области,

в 2017 году составил 104,9 % к уровню 2016 года, а в 2016 году —104,4 % к уровню 2015 года [4].

По видам деятельности индексы производства составили по годам 2017/2016 и 2016/2015 соответственно:

1) добыча полезных ископаемых — 86,8 % и 102,4 %,

2) обрабатывающие производства — 105,6 % и 104,6 %,

3) производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 110,4 % и 105,7 %.

По итогам 2016 года среди обрабатывающих производств стабильный рост объемов производства был отмечен на предприятиях по производству машин и оборудования, который составил 18,5 % к уровню 2015 года; производству резиновых и пластмассовых изделий — 17,7 %; производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования — 13,4 %; производству транспортных средств и оборудования — 12,3 %; химическому производству — 6,4 %; по обработке древесины и производстве изделий из дерева — 2,9 % [5].

По данным статистики валового регионального продукта Свердловской области в текущих основных ценах в миллионах рублей, служба государственной статистики в официальном источнике разместила следующие данные (см. табл. 1).

На основании статистики, приведенной выше, можно сделать вывод о том, что промышленный сектор Свердловской области развивает свой производственный потенциал, там самым достигая довольно неплохих показателей.

С экономической точки зрения, вышеуказанные данные являются существенными для экономики региона, что значительно повлияет на приток финансовых средств в бюджет. Тем не менее, всегда есть «обратная сторона медали», которая, в данном случае, заключается в вопросе ухудшения экологии на фоне развития промышленного потенциала.

Табл. 1. Валовой региональный продукт Свердловской области, млн руб.

Валовой региональный продукт (валовая добавленная стоимость) Свердловской области 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Всего 1291019 1484879 1568655 1659784 1779446

в том числе:

добыча полезных ископаемых 51895 28899 29385 25215 27041

обрабатывающие производства 359865 402241 416010 450701 541447

производство и распределение электроэнергии, газа 60478 59160 59939 71214 71328

и воды

строительство 79437 76547 84392 115318 110126

Поротников П. А.

Табл. 2. Динамика выбросов и улавливания загрязняющих веществ

Параметр 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Выброшено в атмосферу загрязняющих веществ, тыс. т из них без очистки, тыс. т 1129 870 1097 832 1021 788 984 808 906 773

Уловлено и обезврежено загрязняющих атмосферу веществ, тыс. т в % от общего количества загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников 9603 89,5 8975 89,1 8300 89,0 8078 89,1 7402 89,1

Утилизировано загрязняющих веществ, тыс. т в % от общего количества вредных веществ, поступающих на очистные сооружения 2639 26,8 2535 27,4 2657 31,1 2584 31,3 2432 32,3

По данным Росстата, приведенным в таблице ниже, мы можем проследить динамику выбросов и улавливания загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников в Свердловской области. Информация представлена с учетом индивидуальных предпринимателей, то есть частных заводов, фабрик и прочего [6].

Проанализировав данную сводку, мы можем говорить о том, что в 2016 году наблюдается значительное снижение выбросов в атмосферу загрязняющих веществ с 1129 тонн до 906, при том, что из них было выброшено без очистки в 2016 году 773 тонны, а в 2012-870 тонн.

С помощью специального оборудования на территории Свердловской области в 2016 году было уловлено и обезврежено 7402 тонны загрязняющих атмосферу веществ. Для сравнения: та же работа была проделана и в 2012 году, но обезврежено было 9603 тонн загрязняющих веществ.

Для наиболее точного соотношения периода 2012 и 2016 года следует сравнить процентные показатели обезвреживания ядовитых веществ, так как в 2012 году в атмосферу было выброшено значительно

большее количество загрязняющих веществ. В процентном соотношении это будет выглядеть следующим образом: в базовом периоде (2012г) было обезврежено 89,5 % отравляющих веществ, а в отчетном (2016г) 89,1 %; утилизировано загрязняющих веществ в процентном соотношении в 2012 и 2016 годах 26,8 % и 32,3 % соответственно.

По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области, была составлена сводка по основным показателям, характеризующим воздействие хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды (табл. 3).

Стоит отметить, что в Свердловской области реализуется большое количество программ по поддержанию высокого уровня экологической безопасности. В их число входят постановление «Об утверждении муниципальной программы «Экология и охрана окружающей среды в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2017-2020 годы». В рамках данного постановления была сформулирована следующая проблема: «Экологическая обстановка на территории муниципального образования «город Екатеринбург» на протяжении длительного времени остается сложной.

Табл. 3. Воздействие хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды

Параметр 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Забор воды из природных водных объектов, млн м3 1416 1320 1274 1288 1198

Объем загрязненных сточных вод, сброшенных в поверхностные водоемы, млн м3 770 712 687 667 660

Образование и поступление отходов производства и потребления от других организаций, тыс. т 171612 192095 201391 185106 178941

Использование и обезвреживание отходов производства и потребления, тыс. т 79989 104367 85620 82860 89465

Выброшено в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, тыс. т 1091 1129 1097 1021 984

Уловлено и обезврежено загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, тыс. т 9354 9603 8975 8300 8078

Поротников П. А.

Табл. 4. Текущие затраты на охрану окружающей среды и экологические платежи предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей в свердловской области в фактически действовавших ценах, млн руб.

Параметр 2016 г. 2015 г. 2016 г. в процентах к 2015 г.

Текущие затраты на охрану окружающей среды, всего 16458,7 13688,2 120,2

в том числе:

на охрану атмосферного воздуха и предотвращение изменения климата 3203,4 3029,8 105,7

на сбор и очистку сточных вод 6976,9 7232,7 96,5

на обращение с отходами 5374,3 2451,0 в 2,2 раза

на защиту и реабилитацию земель, поверхностных и подземных вод 199,2 194,3 102,5

на защиту окружающей среды от шумового, вибрационного и других видов физического воздействия 8,4 2,9 в 2,9 раза

на сохранение биоразнообразия и охрану природных территорий 7,5 1,8 в 4,2 раза

на обеспечение радиационной безопасности окружающей среды 535,9 570,3 94,0

на научно-исследовательскую деятельность и разработки по снижению негативных антропогенных воздействий на окружающую среду 4,3 82,7 5,2

на другие направления деятельности в сфере охраны окружающей среды 148,7 122,8 121,1

Затраты на капитальный ремонт основных фондов по охране окружающей среды 1051,3 848,7 123,9

в том числе:

на охрану атмосферного воздуха и предотвращение изменения климата 324,4 182,7 в 1,8 раза

на сбор и очистку сточных вод 666,0 579,0 115,0

на обращение с отходами 50,7 67,7 74,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на защиту и реабилитацию земель, поверхностных и подземных вод 1,7 2,1 81,0

на защиту окружающей среды от шумового, вибрационного и других видов физического воздействия 0,3 0,0 в 14,0 раз

на обеспечение радиационной безопасности окружающей среды 8,1 9,2 88,0

на другие направления деятельности в сфере охраны окружающей среды 0,2 8,0 2,5

Плата за допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ (размещение отходов производства и потребления), всего 479,9 590,3 81,3

в том числе:

в водные объекты 46,3 22,9 в 2,0 раза

в атмосферный воздух 101,8 133,6 76,2

за размещение отходов производства и потребления 331,8 433,7 76,5

в подземные горизонты 0,0 0,0 85,7

Плата за сверхнормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ (размещение отходов производства и потребления) 628,2 597,8 105,1

в том числе:

в водные объекты 140,7 185,2 76,0

в атмосферный воздух 149,4 331,7 45,0

за размещение отходов производства и потребления 337,8 80,1 в 4,2 раза

в подземные горизонты 0,3 0,8 37,5

Средства (иски) и штрафы, взысканные в возмещение ущерба, причиненного нарушением природоохранительного законодательства 11,1 13,5 82,2

Поротников П. А.

Промышленные предприятия, автотранспорт, природные и техногенные катастрофы являются мощными источниками загрязнения атмосферного воздуха. Расположение Екатеринбурга в зоне низкого уровня рассеивания загрязняющих веществ еще больше усугубляет неблагополучную экологическую ситуацию. Качество атмосферного воздуха является одним из факторов, влияющих на состояние окружающей среды и здоровье населения. В условиях развития промышленного мегаполиса особенно важно соблюдение предприятиями утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу и реализация запланированных природоохранных мероприятий. Разработка природоохранной документации обязательна для всех предприятий и учреждений, на территории которых находятся источники выбросов загрязняющих веществ. Поверхностные водные источники подвергаются загрязнению промышленными и бытовыми сточными водами. Сброс стоков официально осуществляют 89 предприятий Екатеринбурга. Гидрохимические и микробиологические показатели состояния воды не соответствуют норме. С целью улучшения ситуации требуется осуществление контроля за соблюдением санитарных и экологических норм содержания водоохранных зон и береговых полос водных объектов, осуществление на регулярной основе мониторинга качества воды, проведение очистки акватории рек и водохранилищ» [7].

В рамках данного проекта планируется достичь таких целей, как улучшение экологической обстановки, создание благоприятных условий для проживания населения на территории муниципального образования «город Екатеринбург», повышение уровня экологической культуры населения.

Приоритетными направлениями и задачами указанного постановления являются:

1) Снижение выбросов в атмосферу загрязняющих веществ стационарными и нестационарными источниками.

2) Улучшение качества воды в водоемах и водотоках.

3) Совершенствование технологий сбора, удаления, обезвреживания и захоронения отходов.

4) Совершенствование системы экологического образования, воспитания и просвещения населения.

5) Сохранение и воспроизводство зеленого фонда муниципального образования «город Екатеринбург».

6) Снижение риска развития экологически обусловленных заболеваний.

7) Контроль за соблюдением требований в области охраны окружающей среды субъектами хозяйственной и иной деятельности.

К 2020 году планируется, что вышеупомянутые задачи будут выполнены и негативное влияние на экологию Свердловской области будет минимизировано.

Деятельность по охране окружающей среды является довольно дорогостоящей. По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области, объем затрат денежных средств за 2016 и 2015 годы на экологическую безопасность представлен в табл. 4.

По приведенным выше данным можно сделать вывод о том, что поддержание благоприятной экологической ситуации в Свердловской области обходится региональному бюджету в огромные суммы, которые тратятся ежегодно на переработку отходов, очищение воздуха, воды и различные очистные мероприятия. Помимо государственной поддержки в области экологии, на территории Свердловской области функционирует порядка 37 крупных предприятий, занимающихся охраной окружающей среды [8]. Помимо этого, различными высшими учебными заведениями, иными образовательными организациями, промышленными предприятиями и просто неравнодушными гражданами регулярно проводятся «субботники», которые также вносят значительный вклад в поддержание чистоты.

Применяя систему экологического маркетинга в рамках региона или муниципалитета, стоит обозначить несколько концептуальных моментов. Во-первых, экологический маркетинг предполагает вовлечение охраны окружающей среды в орбиту экономических интересов [9]. Данный аспект весьма успешно реализуется через штрафные санкции по отношению к предприятиям за несоблюдение экологического законодательства. Во-вторых, ключевыми моментами экологического маркетинга являются экологическая политика и экологическая ответственность. Вопросы защиты окружающей среды на определенной территории и их решение возлагаются на органы местного самоуправления. При этом муниципальная экологическая политика должна быть ориентирована, прежде всего, на создание и сохранение благоприятного состояния окружающей природной среды конкретного муниципального образования, повышение качества жизни и улучшение здоровья населения, поддержание экологического равновесия на территории в соответствии с принятыми международными правовыми экологическими требованиями, а также федеральными и локальными нормативными правовыми актами. Экологическую ответственностью следует рассматривать на четырех уровнях:

• государственный (в частности муниципальный);

• предпринимательской деятельности;

• уровень некоммерческих организаций;

• индивидуальный (персональная ответственность).

Стоит отметить, что в рамках деятельности региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления существуют механизмы, позволяющие формировать экологическую

Поротников П. А.

ответственность на каждом из вышеперечисленных уровнях и в целом формировать экологическую политику в рамках общегосударственных трендов.

Проанализировав проблему ухудшения экологии с экономической точки зрения, можно с уверенностью сказать о том, что в масштабах Свердловской области применяются разнообразные меры как по снижению уровня загрязнения, так и по пресечению подобных действий. Тем не менее, уровень экологического загрязнения окружающей среды на данный момент

Литература:

1. Парижское соглашение по климату Организации объединенных наций [электронный ресурс]. URL: https:// unfccc.int/files/meetings/paris_nov_2015/ (дата обращения 29.05.2017).

2. История освоения территории и формирование хозяйственного комплекса района [электронный ресурс]. URL: // http://uralsky.info URL: http://uralsky.info/khronografiya/ istoriya-osvoeniya-urala.html (дата обращения 21.09.2017).

3. История Урала. Обзор [электронный ресурс]. URL: https://uraloved.ru/istoriya/ obzor-istorii-urala (дата обращения 29.05.2017).

4. Итоги социально-экономического развития Свердловской области в январе-июле 2017 года [электронный ресурс]. URL: URL: http://economy.midural.ru/ content/ itogi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-sverdlovskoy-oblasti-v-yanvare-iyule-2017-goda (дата обращения 21.09.2017).

5. Итоги социально-экономического развития Свердловской области в январе-июле 2016 года [электронный ресурс]. URL: http://economy.midural.ru/content/itogi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-sverdlovskoy-oblasti-v-yanvare-iyule-2016-goda (дата обращения 29.05.2017).

6. Окружающая среда [электронный ресурс]. URL: http:// sverdl.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/sverdl/ru/statistics/ sverdlStat/ (дата обращения 29.05.2017).

7. Постановление Администрации города Екатеринбурга «Об утверждении муниципальной программы "Экология и охрана окружающей среды в муниципальном образовании "город Екатеринбург" на 2017-2020 годы"» от 31 октября 2016 года № 2164 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. 2016.

8. Общественные организации по экологии и охране природы в Екатеринбурге и Свердловской области - поставщики и производители [электронный ресурс]. URL: http:// ekb.rosfirm.ru/obschestvennye-organizatsii-po-ekologii-i-ohrane-prirody-1267 (дата обращения 29.05.2017).

9. Разорвин И. В. Институциональный маркетинг / И. В. Разорвин и др; науч. ред. И. В. Разорвин. Екатеринбург: Уральский институт - фил. РАНХиГС, 2012. 247 с.

остается неудовлетворительным. Причины этого кроются не только в действиях власти, но и в отсутствии экологической ответственности как жителей Свердловской области, так и предприятий региона.

Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что в настоящее время в Свердловской области достигнут высокий уровень экологической безопасности. Задачей сегодняшнего дня является его поддержание и усиление с использованием элементов экологического маркетинга.

References:

1. Paris Agreement on the Climate of the United Nations [e-resource]. URL: https://unfccc.int/files/meetings/paris_ nov_2015/ (date of reference 29.05.2017).

2. History of development of the territory and the formation of the economic complex of the region [e-resource]. URL: http://uralsky.info/khronografiya/ istoriya-osvoeniya-urala. html (date of reference 21.09.2017).

3. History of the Urals. Overview [e-resource]. URL: https:// uraloved.ru/istoriya/ obzor-istorii-urala (date of reference 29.05.2017).

4. Results of socio-economic development of the Sverdlovsk region in January-July 2017 [e-resource]. URL: economy. midural.ru/ content/ itogi-socialno-ekonomicheskogo-raz-vitiya-sverdlovskoy-oblasti-v-yanvare-iyule-2017-goda (date of reference 21.09.2017).

5. Results of socio-economic development of the Sverdlovsk region in January-July 2016 [e-resource]. URL: economy. midural.ru/ content/ itogi-socialno-ekonomicheskogo-raz-vitiya-sverdlovskoy-oblasti-v-yanvare-iyule-2016-goda (date of reference 29.05.2017).

6. Environment [e-resource]. URL: http://sverdl.gks.ru/wps/ wcm/connect/ rosstat_ts/sverdl/en/statistics/sverdlStat/ (date of reference 29.05.2017).

7. Decree of the Administration of the City of Yekaterinburg "On the approval of the municipal program" Ecology and environmental protection in the municipality "city of Yekaterinburg" for 2017-2020 "of October 31, 2016 No. 2164 // Electronic Fund for Legal and Regulatory Documentation. 2016.

8. Public organizations on ecology and nature protection in Yekaterinburg and Sverdlovsk region - suppliers and producers [e-resource]. URL: http://ekb.rosfirm.ru/obschestvennye-organizatsii-po-ekologii-i-ohrane-prirody-1267 (date of reference 29.05.2017).

9. Razorvin I. V. Institutional marketing / I. V. Razorvin et al; sci. Ed. I. V. Razorvin. Ekaterinburg: Ural Institute - br. RASHiGS, 2012. - 247 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.