3,6% респондентов планируют в перспективе работу в сфере частной врачебной практики. При этом необходимо отметить, что 60,0% из них составляют студенты, занимающиеся в субординатуре «Общая врачебная практика» и 40,0% - «Хирургия».
Наиболее высокая приверженность к организации частной врачебной практики в группе респондентов, приверженных карьерному росту, установлена у обучающихся по профилю «Общая врачебная практика» - 7,9% и по профилю «Хирургия» - 3,8%. Выводы
1. Выпускники учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет» имеют предпосылки для формирования и развития предпринимательского потенциала.
2. Наиболее высокая приверженность научно-исследовательской деятельности и карьерному росту установлена у студентов, занимающихся в субординатуре «Хирургия».
3. Приверженность к организации частной врачебной практики у обучающихся по профилю «Общая врачебная практика» в 2 раза выше, чем у других специальностей. Мультидисциплинарная подготовка по данному профилю способствует формированию у студентов предпринимательского потенциала и приверженности к организации частной врачебной практики.
4. Повышение мотивации к выбору профиля субординатуры «Общая врачебная практика» будет способствовать осознанному выбору данной специальности и развитию предпринимательского потенциала будущих врачей.
Литература
1. О совершенствовании деятельности учреждений высшего образования на основе модели «Университет 3.0» : приказ Министра образования Респ. Беларусь, 1 дек. 2017 г., № 757.
2. Алексеев, Ю. Г. Университет 3.0: методические подходы к управлению научно-инновационным развитием / Ю. Г. Алексеев, Н. А. Дудко // Цифровая трансформация. - 2018. - № 3. - С. 14-19.
3. Клюев, А. К. Программы предпринимательского образования в современном университете / А. К. Клюев, А. А. Яшин // Высшее образование в России. - 2016. - № 1. - С. 22-33.
4. Морозов, Р. И. Предпринимательское бизнес-образование для инновационной экономики / Р. И. Морозов, Н. В. Апанасо-вич, В. В. Апанасович // Выш. шк. - 2015. - № 3. - С. 22-24.
РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ПРОДВИЖЕНИИ УСЛУГ УНИВЕРСИТЕТА, ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ МОНЕТИЗАЦИИ
ШУСТОВ Д.А., СИНЬКОВ Г.Г.
Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь
Современный мир стремительно развивается и изменяется, непрерывно ставя перед обществом и системой образования новые вызовы. Интернет дает уникальные возможности для развития образования: доступ к большому количеству информации, почти безграничную учебную коммуникацию, дистанционное обучение.
Поэтому, с точки зрения современного студента, для повышения эффективности образовательного процесса целесообразно использовать возможности современных веб-технологий, в первую очередь образовательные веб-ресурсы университета.
В условиях нарастающей конкуренции в мировом образовании университетские веб-ресурсы могут одновременно решать 2 важные задачи:
1. Совершенствовать информационную, методическую и организационную поддержку образовательного процесса.
2. Продвигать университет на международной арене, включая университетские рейтинги.
Для современных студентов Интернет является естественным, удобным и наиболее востребованным источником информации. Возможности веб-технологий способны эффективно дополнить традиционный образовательный процесс и вывести его на качественно новый уровень. Поэтому студенты
VESTNIK VITEBSKOGO GOSUDARSTVENNOGO MEDITSINSKOGO UNIVERSITETA, 2019, VOL. 18, N6
ВГМУ крайне заинтересованы в развитии учебно-методических и информационных веб-ресурсов.
Современному университету важно не только обеспечивать высокое качество образования, но и постоянно поддерживать свою конкурентоспособность на мировом рынке. Более того, студенты ВГМУ не только желают учиться в прогрессивном и уважаемом в мире ВУЗе, но и готовы по мере возможностей помогать университету на этом пути. Поэтому в продвижении ВУЗа целесообразно задействовать и потенциал студенческого актива.
Студенты ВГМУ и рейтинги ВУЗов
Индикаторами конкуренции университетов являются международные рейтинги. Вебометриче-ские показатели университетов влияют на их позиции в рейтингах, с увеличением некоторых из них могут помочь студенты.
Но не только университетские сайты, но и его аккаунты в социальных сетях вносят существенный вклад в формирование имиджа ВУЗа, которым руководствуются абитуриенты и студенты при поступлении и обучении.
В целом, постоянное и качественное ведение аккаунтов в социальных сетях (размещение ссылок на сайты ВУЗа, продвижение их отдельных разделов, непрерывное привлечение новых посетителей и т.д.) создаёт благоприятные условия для продвижения ВУЗа в сети Интернет и международных рейтингах, а также положительно влияет на информационную и методическую поддержку учебного процесса.
Наряду с классическими рейтингами университетов создаются и получают признание рейтинги популярности в социальных сетях. В частности, в субрейтинге UNIRANK Facebook ВГМУ занимает 5 место среди университетов РБ, что выгодно выделяет его среди них.
С точки зрения студента, необходимо и возможно развивать следующие веб-ресурсы университета: сайт ВГМУ, СДО, ВКонтакте, YouTube.
Каждая из платформ выполняет свою функцию:
1. Сайт ВГМУ - информационный и новостной портал.
2. СДО ВГМУ - информационно-методическая поддержка обучения в ВГМУ.
3. ВКонтакте и YouTube - мультифункциональные социальные платформы. Они обладают и информационным, и обучающим потенциалом.
Система дистанционного обучения
Интерфейс СДО привычен и удобен для студентов и преподавателей ВГМУ, адаптирован для мобильных устройств, процент использования которых растёт ежемесячно (сентябрь 2019 - 75%, по независимым данным Google Analytics). Ежедневно СДО посещают более 4500 студентов, а общая активность пользователей составляет более 88700 просмотров страниц в сутки (сентябрь 2019). Мобильное приложение для СДО предоставляет доступ к учебным материалам и в режиме офлайн. Электронная информационная площадка деканатов функционирует на базе СДО.
ВКОНТАКТЕ
В январе 2018 была создана официальная группа университета во Вконтакте. Избранные представители студенческого актива получили права на публикацию материалов (под контролем начальника ОДО). Благодаря этому, почти за 2 года число публикаций превысило 1067, число подписчиков - 2700. В течение 2019 года была проделана большая работа по верификации группы университета во Вконтакте. Верификация - проверка подлинности страницы. Для обозначения верифицированной страницы используется специальный значок - «галочка», которая выделяет данное сообщество среди других, указывая на его особо значимый, официальный, статус. По неофициальным оценкам, ВГМУ является четвертым университетом в Республике Беларусь, который успешно прошел верификацию во Вконтакте.
Одной из актуальных задач является информирование студентов об учебных и воспитательных мероприятиях. Во Вконтакте есть лучший на сегодняшний день инструмент для мгновенного информирования большого количества студентов - приложение «Рассылка». На данный момент созданы специальные списки рассылки по курсам, по общежитиям, по подразделениям (БРСМ, профком и т.п.), что выводит информирование студентов на новый уровень. Университетская площадка во Вконтакте имеет огромный потенциал. В частности, после получения официального статуса в сообщения сообщества ежедневно поступает множество предложений о рекламном сотрудничестве, которые необходимо обсуждать с администрацией ВУЗа.
УоиТиЬе
Наличие у ВУЗа УоиТиЬе-канала - устоявшийся мировой тренд. Видеоуроки - наиболее востребованный у студентов контент, который делает процесс обучения доступным в любое время и в любом месте. Платформа высоко функциональна, бесплатна и проста в использовании. По состоянию на 30 октября 2019 года канал насчитывает более 107 000 просмотров и более 1100 подписчиков.
При подготовке к занятиям и экзаменам студенты испытывают потребность в видео. И часто обращаются к видео сторонних авторов. Однако целесообразно, чтобы они имели возможность в первую очередь смотреть видео ВГМУ. Видеозапись - лучший ресурс для подготовки, т.к. есть возможность неограниченно воспроизводить демонстрацию и наиболее детально разобраться во всех аспектах выполнения практического навыка.
В процессе съемки видео легко получить дополнительный наглядный материал (фото), который впоследствии можно многократно использовать при разработке учебных пособий и презентаций. У проекта есть и уникальная особенность: к его созданию в значительной степени привлечены студенты.
Канал университета на УоиТиЬе решает многие проблемы. Одна из них - облегчение создания единых требований к выполнению практических навыков. На данный момент этот вопрос решается созданием онлайн-ресурса эталонов выполнения практических навыков УЦПП и СО. Обеспечение практических навыков видеосопровождением существенно облегчит их усвоение.
Стоит отметить, что для съемки видеоматериалов в университете есть превосходная база: музей анатомии, УЦПП и СО т.д. Съёмку, монтаж и выпуск конечного видеоматериала чаще всего могут осуществлять сами студенты под непрерывным контролем преподавателей. Преимущества:
- продвижение университета на международной арене, поскольку УоиШЬе - это мировая площадка;
- перспектива организации в будущем пассивного заработка для университета на канале - монетизация происходит круглосуточно при просмотре видеозаписей любыми пользователями;
- масштабируемый заработок - аудитория видеозаписей прибавляется с каждым новым учебным годом.
YouTube и обучение иностранных студентов
Видеоуроки популярны не только среди русскоговорящих студентов. Они высоко востребованы среди иностранных студентов. Об этом говорит статистика уже имеющихся на данный момент видеозаписей. Можно снимать ролики на английском или добавлять субтитры к уже существующим русскоязычным видео.
Таким образом, при активном взаимодействии студентов и сотрудников социальные сети могут быть эффективным дополнением веб-ресурсов ВУЗа не только для решения задач информационной поддержки обучения, но и продвижения университета на международной арене, одновременно принося ВУЗу небольшой, но стабильный доход.