Научная статья на тему 'Интернет-сервисы в профессиональной деятельности преподавателя вуза'

Интернет-сервисы в профессиональной деятельности преподавателя вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2046
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ОПРОС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / INTERNET RESOURCE / EDUCATOR / SURVEY / EDUCATOR ACTIVITY / PROFESSIONAL COMMUNITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова Татьяна Валерьевна

В настоящее время преподаватели вузов активно вовлечены в процесс электронного обучения и предоставления знаний студентам при помощи интернет-сервисов. Однако интернет-сервисы выполняют различные функции и не носят универсального характера для студентов. Важно понимать, каким образом преподаватель использует их в своей деятельности. Цель выявить наиболее используемые и полезные с точки зрения преподавателей интернет-сервисы для дальнейшего их внедрения в образовательный процесс МЭСИ. Проанализированы результаты проведенного электронного опроса преподавателей, произведена экспертная оценка информации. Осуществлено сопоставление результатов опроса 2002 и 2014 гг. Результатом исследования является определение наиболее востребованных преподавателями МЭСИ интернет-ресурсов. Научная новизна статьи заключается в том, что анализ используемых интернет-ресурсов в работе преподавателя в МЭСИ не проводился ранее. При сравнении с опросами других образовательных организаций выявлено, что ранее подобные опросы не проводились, так как социальные сети пока не считаются важным инструментом электронного обучения. Определен список интернет-ресурсов, которые важны для преподавателя в его профессиональной деятельности. К данным ресурсам необходимо предоставлять доступ в локальной сети МЭСИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET SERVICES IN PROFESSIONAL ACTIVITY OF UNIVERSITY FACULTY

Currently, many faculty members provide e-learning education and actively use internet services. However, not all internet services are effective for students. To provide support for the educators it is important to understand how educators use digital resources in educational process. The paper is aimed to identify the most useful internet services. Survey methods, ana-lysis of the survey results and expert assessment of information were used. A comparison analysis of the results of the surveys of 2002 and 2014 was made. The most popular Internet resources for the educators of Sholokhov Moscow State University for the Humanities were defined. The Internet resources utilization analysis of the faculty of Sholokhov Moscow State University for the Humanities was made. Such sort of analysis has not been done before as social networks have not been considered to be an important tool for e-learning. The practical significance of the study is that the list of Internet resources that are important for teachers in their professional activities was made.

Текст научной работы на тему «Интернет-сервисы в профессиональной деятельности преподавателя вуза»

УДК 378.126+004.7 ББК Ч448.44

ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Т.В. Козлова

В настоящее время преподаватели вузов активно вовлечены в процесс электронного обучения и предоставления знаний студентам при помощи интернет-сервисов. Однако интернет-сервисы выполняют различные функции и не носят универсального характера для студентов. Важно понимать, каким образом преподаватель использует их в своей деятельности. Цель - выявить наиболее используемые и полезные с точки зрения преподавателей интернет-сервисы для дальнейшего их внедрения в образовательный процесс МЭСИ. Проанализированы результаты проведенного электронного опроса преподавателей, произведена экспертная оценка информации. Осуществлено сопоставление результатов опроса 2002 и 2014 гг. Результатом исследования является определение наиболее востребованных преподавателями МЭСИ интернет-ресурсов. Научная новизна статьи заключается в том, что анализ используемых интернет-ресурсов в работе преподавателя в МЭСИ не проводился ранее. При сравнении с опросами других образовательных организаций выявлено, что ранее подобные опросы не проводились, так как социальные сети пока не считаются важным инструментом электронного обучения. Определен список интернет-ресурсов, которые важны для преподавателя в его профессиональной деятельности. К данным ресурсам необходимо предоставлять доступ в локальной сети МЭСИ.

Ключевые слова: интернет-ресурс, преподаватель, опрос, профессиональная деятельность преподавателя, профессиональное сообщество.

Важной частью образовательного процесса является преподаватель, который обладает теоретическими и практическими навыками по своей дисциплине, а также умеет использовать внешние ресурсы по поиску нужной и актуальной информации для дальнейшего развития. Современное развитие Интернета позволяет каждому пользователю найти свои ниши для развития, при этом не всегда объясняя, что и как использовать [1, с. 19-25]. Поэтому так важна роль преподавателя в том, чтобы не просто использовать современные интернет-сервисы в своей работе, но и учить этому своих студентов.

Проведенное весной 2014 года в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ) исследование использования интернет-сервисов в работе преподавателя1 показало, что преподаватели являются активными пользователями интернет-сервисов как в профессиональной, так и в повседневной жизни.

Для проведения исследования был разработан вопросник (с возможностью выбора

1 Анкетирование проводилось в открытых источниках на сайте https://docs.google.com/forms/ d/1cUF-mPxcYW85zcJUELAC7ByNeLQ4WAZvIdR Vy-ixha0/viewform?edit_requested=true.

ответа), который включал нижеследующие вопросы.

1. Как часто вы используете интернет?

a. Несколько раз в день.

b. Раз в неделю.

c. 3-4 раза в неделю.

d. Несколько раз в месяц.

2. Для каких целей вы используете интернет?

a. Общение с друзьями и близкими.

b. Самовыражение.

c. Получение информации.

d. Развлечение.

e. Обучение (себя).

f. Установление профессиональных контактов.

g. Не использую.

3. Какие ресурсы вы используете в своей профессиональной деятельности?

a. Флагманские (Вконтакте, Facebook).

b. Блоги (LiveJournal, WordPress).

c. Микроблоги (Twitter, SMSter).

d. Видео (YouTube, RuTube).

e. Геолокационные (AlterGeo, foursquare).

f. Профессиональные (LinkedIn, Профессионалы. ру).

g. Нишевые (Babyblog, Habrahabr).

h. Открытые энциклопедии (Wikipedia, Летописи).

i. Облачные хранилища (Sky drive, Yandex Disk).

j. Не использую.

4. Какие ресурсы вы используете в личных целях?

a. Флагманские (Вконтакте, Facebook).

b. Блоги (LiveJournal, WordPress).

c. Микроблоги (Twitter, SMSter).

d. Видео (YouTube, RuTube).

e. Геолокационные (AlterGeo, foursquare).

f. Профессиональные (LinkedIn, Про-фессионалы.ру).

g. Нишевые (Babyblog, Habrahabr).

h. Открытые энциклопедии (Wikipedia, Летописи).

i. Облачные хранилища (Sky drive, Yandex Disk).

j. Не использую.

5. Укажите типы сервисов, которые хотели бы использовать?

a. Флагманские (Вконтакте, Facebook).

b. Блоги (LiveJournal, WordPress).

c. Микроблоги (Twitter, SMSter).

d. Видео (YouTube, RuTube).

e. Геолокационные (AlterGeo, foursquare).

f. Профессиональные (LinkedIn, Про-фессионалы.ру).

g. Нишевые (Babyblog, Habrahabr).

h. Открытые энциклопедии (Wikipedia, Летописи).

i. Облачные хранилища (Sky drive, Yandex Disk).

6. Каким образом вы используете блоги и сайты в профессиональной деятельности?

a. Читаю только иностранные сайты и/или блоги.

b. Читаю только русскоязычные сайты и/или блоги.

c. Читаю и иностранные, и русскоязычные сайты и/или блоги.

d. Не читаю.

7. Как вы относитесь к участию в профессиональных сообществах в рамках своей деятельности?

a. Являюсь активным участником.

b. Знаю о сообществах и периодически их читаю.

c. Никогда не сталкивался с профессиональными сообществами.

d. Считаю сомнительным использование профессиональных сообществ.

8. Используете ли Вы профессиональные сообщества при работе со студентами?

a. Использую.

b. Рекомендую студентам как источник информации.

c. Нет сообщества по читаемой дисциплине.

d. Не использую.

e. Другое (поле для ввода текста).

9. Используете ли Вы социальные сети в учебном процессе?

a. Уже использую.

b. Хочу попробовать.

c. Не вижу пользы от использования.

d. Считаю использование социальных сетей бессмысленным.

e. Другое (поле для ввода текста).

Цель опроса: получение и анализ информации по использованию интернет-сервисов в профессиональной деятельности - обучении студентов.

В опросе принимали участие преподаватели МЭСИ. Общее количество респондентов составило 209 человек.

Ответ на первый вопрос продемонстрировал высокую активность преподавателей в использовании интернет-сервисов: 97 % из них ответили на первый вопрос так: «Несколько раз в день».

По второму вопросу нас интересовало использование Интернета для любых целей. Следует отметить тот факт, что в опросе отсутствует вопрос о выборе устройства - мобильного или стационарного - для работы в Интернете. В данном исследовании такой выбор не оказывает существенного влияния на ответ, поскольку работа в интернет-сервисах сегодня возможна на любых устройствах, имеющих выход в Интернет. В то же время, преподаватель сегодня чаще всего имеет не просто телефон для звонков, а смартфон или планшет с возможностью подключаться к интернет-ресурсам в удобное время и в удобном месте.

Показательным результатом в данном опросе стал ответ по выбору цели использования Интернета. 82 % преподавателей используют интернет для самообучения и, в большинстве своем, остаются искателями информации все время и используют современные интернет-ресурсы для саморазвития (рис. 1).

Такие активные преподаватели всегда интересны студентам, и они могут построить образовательный процесс более эффективно, вовлекая студентов в решение не всегда, на первый взгляд, интересных задач с творческой стороны.

Теория и методика профессионального образования

Вы используете интернет для

(возможно несколько вариантов ответов):

-И_

1^054

1173

1137

1134

Получения информации Обучения Установления профессиональных... Общения с друзьями и близкими Развлечения Самовыражения

Рис. 1. Вопрос 2. «Для каких целей вы используете интернет?»

1208

Интернет-ресурсы, используемые ППС МЭСИ в профессиональной

деятельности_

вариантов ответов):

1174

1125

1 110

Р 90

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

187

(возможно неско.

Открытые энциклопедии...

Видео(YouTube, RuTube) Профессиональные... Облачные хранил ища...

Флагманские... Микроблоги {Twitter,smster) Блоги (LiveJournal, Word Press) Нишевые (Babyblog, HabraHabr) He использую Геолокационные...

Рис. 2. Вопрос 3. «Какие ресурсы вы используете в своей профессиональной деятельности?»

1 36 I 31

124

Развитие преподавателя с профессиональной точки зрения прослеживается и в третьем вопросе, где респонденты выбирали интернет-ресурсы, которые они используют (рис. 2). Наиболее популярными интернет-ресурсами, используемыми преподавателями МЭСИ в профессиональной деятельности, стали открытые энциклопедии (Wikipedia, Летописи) и видео-хостинги (УоиТиЬе, ЯиТиЬе). Преподаватели отслеживают наиболее популярные ресурсы с целью ознакомления

с имеющимся там материалами, чтобы во время занятий со своими студентами иметь возможность рекомендовать им, где и какие из них эффективнее использовать для изучения конкретной дисциплины. Немаловажно отметить, что преподаватели являются также активными участниками в социальных сетях (LinkedIn, Профессионалы .ру, Вконтакте, БасеЬоок), где объединяются в сообщества. Однако в профессиональной деятельности преподаватели не очень часто используют

Рис. 3. Вопрос 4. «Какие ресурсы вы используете в личных целях?»

микроблог Twitter, что совпадает с результатами пилотного проекта, проводимого в МЭСИ в 2010 году . Данный интернет-ресурс преподаватели воспринимают как информационный, который позволяет быстро объединить участников, сообщить важную новость (например, об изменении в расписании или уточнении домашнего задания) и др.

Исследование показало, что профессиональный интерес к интернет-сервисам у преподавателей достаточно часто совпадает с личным.

Проводя время, например, в социальной сети Facebook, преподаватель не только общается с друзьями, но и, объединяясь в профессиональные сообщества, получает актуальную и полезную информацию по своей дисциплине. Поэтому на четвертый вопрос респонденты ответили примерно так же, как и на третий (рис. 3).

Подтверждение этому есть в ответах на

2 Пилотный проект проводился в осеннем семестре 2010/11 учебного года с использованием инструментов Google Диск, Twitter, Blogger и внутренней СДО среди 11 преподавателей и более чем

30 учебных групп.

седьмой вопрос, где около 70 % опрошенных ответили, что не только знают о профессиональных сообществах, но и периодически читают их, а 17 % являются их активными пользователями.

В ответах на восьмой вопрос около половины опрошенных преподавателей (47 %) сообщили, что рекомендуют своим студентам профессиональные сообщества как источники полезной информации для изучения своей дисциплины.

Исследование ответов на пятый вопрос демонстрирует развитие процесса использования интернет-сервисов преподавателем в его профессиональной деятельности. Есть возможность проследить некоторые изменения: на первое место выходят профессиональные интернет-сервисы (например, профессиональные социальные сети LinkedIn, Профессионалы.ру). Открытые энциклопедии (Wikipedia, Летописи) и облачные хранилища (Skydrive, Yandex Disk) при ответе на данный вопрос располагаются на втором месте по популярности.

Несмотря на то, что в МЭСИ используется система дистанционного обучения, позволяющая обмениваться электронными мате-

Теория и методика профессионального образования

риалами в библиотеке документов3, интерес к новым инструментам не ослабевает. В пилотном проекте, который проводился в 2010 году, также присутствовал инструмент для обмена документами - Google Disk, но тогда результат был не очень положительным: на тот момент в Google было очень мало зарегистрированных пользователей из России (и из МЭСИ в том числе), сам сервис был почти полностью на английском и технические сбои не позволяли активно его использовать. В 2010 году преподаватели и студенты выбрали СДО МЭСИ, в которой также был (и есть) инструмент для обмена файлами, где не нужно было отдельно создавать учетную запись, и можно было проследить версион-ность опубликованных документов с результатами проверки от преподавателя. На текущий момент облачные хранилища данных в своем развитии дошли до более удобного способа использования, их можно даже скачать на смартфон в виде приложения и получать уведомления об изменениях прямо на телефон [2]. Поэтому данный вид интернет-ресурсов в 2014 году стал более привлекательным для преподавателей.

Еще одним дополнением пилотного проекта, проводимого в МЭСИ в 2010 году, стал вопрос об использовании блогов и сайтов в профессиональной деятельности (шестой вопрос). Если 4 года назад блоги были признаны, в основном, инструментом для самопиара преподавателя, то теперь преподаватели сами активно читают как русскоязычные, так и иностранные блоги и сайты для профессионального развития.

Последний вопрос опроса преподавателей об использовании интернет-сервисов в 2014 году касался использования социальных сетей в учебном процессе, где около 40 % опрошенных сообщили, что уже используют их, 23 % преподавателей хотят попробовать их использовать в учебном процессе, а 22 % - не видят в этом никакого смысла.

Истина, вероятно, посередине: есть дисциплины, которые позволяют эффективно использовать социальные сети в учебном процессе, объединяя студентов и определяя для них групповые задания в Вконтакте с элементами игр, тогда как для других дисциплин

3 СДО «Виртуальный Кампус» по адресу study.mesi.ru, основанная на М8 SharePoint и имеющая инструмент для обмена файлами через библиотеку документов.

больше подходит кейс-метод или индивидуальная работа с личным обсуждением в аудитории [3]. К тому же большинство преподавателей сообщили, что для групповой работы со студентами им достаточно СДО МЭСИ вместо использования социальных сетей, поскольку последнее соотносится с дополнительными затратами времени на авторизацию и поиск информации, тогда как в СДО МЭСИ все четко структурировано. Также следует отметить, что сегодня преподаватели относят социальные сети к той же категории интернет-сервисов, что и Twitter в 2010 году, считая их информационными ресурсами для срочных оповещений студентов [4].

Проведенное исследование по использованию преподавателями интернет-сервисов показало, что современные технологии все больше входят в учебную работу преподавателя и позволяют ему эффективно организовать как аудиторную, так и самостоятельную работу со студентами. Одни инструменты -например, файлообменники и электронная почта - используются очень активно для домашних заданий, другие инструменты - Twitter и социальные сети - выполняют роль информационных табло. Однако современные преподаватели все больше используют интернет-ресурсы в своей профессиональной дея-тельности4, что позволяет им эффективно сотрудничать со студентами, используя современные технологии для обучения.

Литература

1. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Мониторинг непрерывного образования в профессиональной педагогической деятельности: модель, инструментарий, структура /М.Е. Вайн-дорф-Сысоева // Вестник Адыгейского гос. университета. Серия «Педагогика и психология». - 2012. - № 3. - С. 19-25. - http://www. vestnik.adygnet.ru/files/2012.4/2093/vayndorf-sysoyeva2012_4.pdf.

2. Далворт, М. Социальные сети: рук. по эксплуатации: пер. с англ./М. Далворт. -М.: ООО «Изд-во «Добрая книга», 2010. -248 с.

3. Джеймс, Дж. Как пользоваться соц-сетями /Дж. Джеймс. - www.inc.com/geoffrey-james/13-social-media-rules-to-live-by.html.

4 http://www.openclass.ru/node/100513 - результаты опроса с сайта «Открытый класс» по вопросу «Насколько часто Вы используете ресурсы сети Интернет в своей профессиональной деятельности».

4. Розина, И.Н. Педагогическая компью- и практика /И.Н. Розина. - М.: Логос, 2005. -терно-опосредованная коммуникация. Теория 286 с.

Козлова Татьяна Валерьевна, аспирант, Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, tatvkozlova@yandex.ru.

Поступила в редакцию 30 августа 2014 г.

Bulletin of the South Ural State University Series "Education. Educational Sciences" _2014, vol. 6, no. 4, pp. 58-63

INTERNET SERVICES IN PROFESSIONAL ACTIVITY OF UNIVERSITY FACULTY

T.V. Kozlova, Sholokhov Moscow State University for the Humanities, Moscow, Russian Federation, tatvkozlova@yandex.ru

Currently, many faculty members provide e-learning education and actively use internet services. However, not all internet services are effective for students. To provide support for the educators it is important to understand how educators use digital resources in educational process. The paper is aimed to identify the most useful internet services. Survey methods, analysis of the survey results and expert assessment of information were used. A comparison analysis of the results of the surveys of 2002 and 2014 was made. The most popular Internet resources for the educators of Sholokhov Moscow State University for the Humanities were defined. The Internet resources utilization analysis of the faculty of Sholokhov Moscow State University for the Humanities was made. Such sort of analysis has not been done before as social networks have not been considered to be an important tool for e-learning. The practical significance of the study is that the list of Internet resources that are important for teachers in their professional activities was made.

Keywords: Internet resource, educator, survey, educator activity, professional community.

References

1. Vayndorf-Sysoeva M.E. [Monitoring of Continuing Education in the Professional Pedagogical Activity: Model, Tools, Structure]. Bulletin of Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology, 2012, no. 3, 2012, pp. 19-25 (in Russ.)

2. Dalvort M. Sotsial'nye seti: rukovodstvo po ekspluatatsii [Social Networks: Manual]. Moscow, Dobraya Kniga Publ., 2010. 248 p.

3. Dzheyms D. Kak pol'zovat'sya sotssetyami [How to Use Social Networks]. Available at: www.inc.com/geoffrey-james/13-social-media-rules-to-live-by.html (accessed 13.06.2014).

4. Rozina I.N. Pedagogicheskaya komp'yuterno-oposredovannaya kommunikatsiya. Teoriya i praktika [Pedagogical Computer-Mediated Communication. Theory and Practice]. Moscow, Logos Publ., 2005. 286 p.

Received 30 August 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.