Инновационные подходы к разработке профессиональной среды управления участников технопарка: финансово-налоговый аспект
Н. Г. Викторова,
д. э. н., профессор
Е. Н. Евстигнеев
к. э. н., профессор
Кафедра бухгалтерского учета и налогового моделирования Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого,
г. Санкт-Петербург
Потенциал Интернета в области финансового и налогового менеджмента громаден, но его технологические возможности недостаточно осмыслены, а сетевые ресурсы часто используются спонтанно и не комплексно. Цель данной статьи — освоение роли сервисов Интернета второго поколения в создании на его платформе профессиональной среды управления участников технопарка: управляющей компании и его резидентов. Применительно к рассматриваемой области очерчены технологические, социальные и дидактические характеристики Веб 2.0, охарактеризованы его социальные сервисы, показаны перспективы и возможности их практического применения, дан анализ способов интеграции новых технологий в процесс управления финансово-налоговой деятельностью экономического субъекта. Сформулированы выводы и предложения по преодолению отставания в контексте развития технологий, предложена схема технологических платформ для разработки профессиональной среды управления технопарка.
Ключевые слова: технопарк, финансы, налоги, Веб 2.0, инновационные технологии, социальные сервисы, профессиональная среда управления технопарком, профессиональная среда резидента технопарка.
Введение
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. одной из мер, позволяющей сформировать конкурентоспособную национальную инновационную систему, является радикальное повышение эффективности существующей инновационной инфраструктуры за счет развития особых экономических зон, центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов и технопарков [1]. Прогноз научно-технологического развития РФ определяет наиболее перспективные направления и сферы деятельности на период до 2030 г. [2]. Этот прогноз формирует единую платформу для разработки долгосрочных стратегий, целевых программ и прогнозных документов среднесрочного характера. При этом одной из наиболее востребованных областей развития являются информационно-коммуникационные технологии.
Исходя из современных тенденций и технологий, можно обозначить глобальные вызовы развития общества: формирование Smart-структур; использование
потенциала Веб 2.0 (Web 2.0); облачные и мобильные технологии; непрерывное профессиональное образование. Здесь логика движения такова: от привычных структур к Smart-структурам — от концепций Веб 1.0 к Веб 2.0 — от традиционных к облачным и мобильным технологиям — от дискретного к непрерывному получению профессиональных знаний.
Все сказанное затрагивает сферу управления технопарками, а, в данной статье, — организацию финансово-налоговой среды управляющей компании и резидентов на основе технологий Интернета второго поколения. В трудах отечественных экономистов достаточно подробно и разносторонне освещены проблемы управления технопарками [3-5], финансового и налогового менеджмента в инновационных сферах деятельности [6-9]. Однако следует подчеркнуть, что технологическая сторона вопроса не нашла отражения в научной литературе. Наиболее активно концепция Веб 2.0 развивается в преломлении к образовательной среде, особенно в лингвистике [10, 11]. Имеются материалы, затрагивающие PR-сферу, библиотечные системы [12, 13]. Фундаментальным считается труд
со
о сч
ю
S
S <
со О
со
о
CN
сч
ю
J <
СО
о
Т. О'Рейли, по мнению которого Веб 2.0 не имеет четких границ, является глобальной концепцией для обозначения общей тенденции развития интернет-сообщества и принципов построения веб-технологий за счет коллективного разума [14].
В связи с этим полагаем, что потенциальные возможности и перспективы Веб 2.0 могут быть раскрыты и осознаны, если рассматривать данный феномен как сложную систему: открытую, динамичную и нерефлексную. Достаточно подробное описание модели подобной системы на примере налогового менеджмента приводится в работе [15]. Также в рамках предложенного варианта системного подхода проведено этимологическое исследование термина Веб 2.0 в разрезе системных представлений. Такой структурный анализ позволил, во-первых, изучить и классифицировать принятые в научном сообществе взгляды и суждения по каждому представлению, во-вторых, на основе их обобщения и с учетом авторского видения предложить дефиниции рассматриваемого термина в узком (специальном) смысле; в третьих, дать этимологию термина в широком (обобщенном) смысле путем синтеза частных определений и реконструкции первичных форм [16].
Представление Интернета второго поколения не только как среды для получения, обработки и анализа информации, но и, главным образом, — как платформы для социального взаимодействия коренным образом меняет технологии управления за счет общения в социальных сетях, использования коллективного разума. При этом технологическими характеристиками являются: интерактивные пользовательские интерфейсы интернет-приложений, веб-синдикация — одновременное распространение информации на различные страницы или веб-сайты, смешанные гибридные сервисы (mashup), постоянные ссылки, теги (метки). К социальным характеристикам относятся: открытость, наличие способной к самовыражению массовой и разрозненной аудитории, участие пользователей в развитии ресурса или контента, децентрализация и общение профессиональных групп, а также постепенное движение от коллективного к объединенному интеллекту. Дидактический потенциал сервисов заключается в возможностях группового общения в сети и обмена информацией, создания общего контента и совместных изданий; в обработке огромного и все нарастающего объема информации, а также формировании виртуальной личности и управления ею.
Потенциал Интернета второго поколения
В исследовании [17] авторы выделяют шесть категорий программных продуктов и средств, которые в целом поддерживают решение задач управления знаниями: технологии доступа к информации; совместная работа и социально-ориентированное программное обеспечение; системы управления контентом; Веб 2.0 инструменты; инструменты структурирования знаний; компоненты управления знаниями в специализированных системах. Однако такая систематизация не вполне понятна и носит спорный характер. Поскольку Веб 2.0, прежде всего, концепция, которая охватывает все аспекты управления, а не только отдельно взятые
инструменты программно-технологического назначения. Тем самым достаточно сложно обозначить профессиональную среду управления хозяйствующего субъекта, ориентированную только на специализированные программные средства и обычные технологии. Необходима их интеграция на платформе Веб 2.0, объединяющей интернет-ресурсы общего характера с сервисами профессионального назначения.
С этих позиций к современным практическим приложениям Веб 2.0 применительно к финансовому и налоговому менеджменту необходимо рассмотреть следующие ресурсы.
1. Социальные поисковые системы предназначены для взаимодействия пользователей в процессе управления. Наиболее популярными из них являются: Flock, Swiki, Quintura. Кроме того, с целью повышения безопасности, скорости и стабильности работы целесообразно использовать возможности браузера Google Chrome.
2. Блог (Веблог) — один из узловых сервисов общения и сотрудничества в социальных сетях. В управленческой деятельности возможны различные способы интеграции блог-технологий, их можно рассматривать: как инструмент организации и администрирования, позволяющий создавать личное пространство руководителя и работника, оперативно корректировать рабочие материалы, добавлять ссылки на веб-ресурсы, включать слайд-презентации, различные средства мультимедиа; как платформу (площадку взаимодействия) для общения и дискуссий, обеспечивающей оперативной обратной связью руководство, работников, а также привлекаемых к дискуссии специалистов и экспертов; как среду для размещения сетевых публикаций, предоставляющую возможность легального общения с широкой аудиторией, поиска единомышленников и организации тематического сообщества, формирования метапознания персональной среды его владельца.
Потенциал применения блог-технологий Веб 2.0 в области корпоративных финансов достаточно велик. Однако блогосфера в финансово-налоговой сфере находится в зачаточном состоянии, ибо в теоретическом плане компетентность специалистов решать проблемы управления, создавать сетевые сообщества на базе веб-ресурсов и социальных сервисов не обоснованы и малопонятны для них. В качестве положительных примеров можно выделить два блога. Так, в персональном блоге «О налогах и о жизни» (http://www.nalog-briz.ru) основной акцент смещен на решение проблем налогообложения и налогового законодательства. Блог является контентным для общения с широкой аудиторией, в нем используются разнообразные типы мультимедиа (текст, фото, видео). Коллективный «Блог фискала» (http://blogfiscal.ru) — это платформа для общения и дискуссий сотрудников налоговых органов с целью обобщения практики работы и обсуждения «своих» тем. Другое назначение блога — повышение налоговой грамотности граждан, выявление наиболее сложных и актуальных вопросов в сфере налогообложения,
предоставление дискуссионном площадки для налоговых консультантов и других участников сетевого сообщества.
3. Микроблоги. Разновидность блогов, особенность которых — возможность писать лишь короткие заметки (например, в Twitter до 140 символов). Такой аналог личного интернет-журнала может быть использован для общения с коллегами и клиентами, ведения переговоров и дискуссий, управления проектами, а также для коммуникативной поддержки проведения конференций, презентаций, семинаров.
4. Вики. Является одной из ключевых веб-технологий, а именно: средством для коллективного создания и редактирования, хранения и структуризации гипертекста. На ее базе построена Википедия, а также уже используемые на практике системы управления контентом: Joomla! — известная система управления содержанием, которая содержит форум, блоги, опросы, возможность коллективного создания контента (http://joomla.ru); MediaWiki — свободное программное обеспечение для веб-сайтов, использующих технологию вики (http://mediawiki.ru). В управленческой деятельности технологию Вики можно применять при создании, хранении и актуализации материалов и баз данных, организации коллективной работы над проектами, а также для проведения сетевых конференций и семинаров с целью использования коллективного разума со стороны коллег.
5. Социальные закладки. По сути, это веб-каталоги, в которые адреса сайтов и отдельных страниц добавляют и категорируют сами пользователи. В управленческой практике они пригодны для создания веблиографии — списка библиографических описаний с краткой их аннотацией, для хранения ссылок на источники и, кроме того, развития у специалистов навыков поисковой и аналитической деятельности. Укажем на два полезных и популярных веб-ресурса: во-первых, сервис Delicious, российский аналог которого — БобрДобр1; во-вторых, сервис Diigo (https://www.diigo.com), дающий возможность проведения совместных проектов, наряду с архивом качественного содержания (контента).
6. Сервисы для создания и хранения презентаций. В целях управления они довольно широко используются для публикации выступлений, проведения тренингов и размещения демонстрационных материалов. Выделим три из них: Prezi (http://prezi.com) — облачный сервис, доступный для мобильных операционных систем (50 млн докладчиков); Google-презентации (https://play. google.com) — приложение для создания новых презентаций и редактирования уже существующих, коллективной работы с ними, рассылки презентаций и распространения их в социальных
1 Вариант предлагаемого сервисом подбора закладок по учету,
налогам и налогообложению можно просмотреть по адресу http://bobrdobr.ru/people/eennn, и использовать его в качестве основы для создания коллективного списка библиографических описаний веб-ресурсов по данной тематике.
сетях; SlideShare (http://www.slideshare.net) — сервис, который позволяет размещать в Интернете подготовленные презентации и сохранять файлы в самых различных форматах, обмениваться ими через Facebook, Twitter и Linkedln.
7. Социальные медиахранилища. Это сервисы, позволяющие хранить, классифицировать и обмениваться файлами в различных форматах, а также использовать подкастинг — непрофессиональное веб-радио. Примерами являются: фотосервисы — Flickr (https://www.flickr.com/groups/ru), Picasa (https://picasa.google.com); видеосервисы — Youtube (http://www.youtube.com), Rutube (http://rutube.ru); подкасты — Audacity (http:// sourceforge.net/projects/audacity), PodOmatic (https://www.podomatic.com). Нетрудно видеть потенциал этих веб-сервисов в области управления: размещение интервью со специалистами и экспертами, создание архивов, работа над коллективными проектами, ознакомление с текущими новостями и др.
8. Хранение текстовых файлов любого типа и формата — электронные книги, статьи, презентации, электронные таблицы, аудиокниги. Так, облачный сервис Scribd (http://www.scribd.com) позволяет создавать списки авторов и читателей, отслеживая их активность, он интегрирован с социальной сетью Facebook и службой Twitter. На организацию совместной работы с документами и планировщиками ориентированы бизнес-приложения Google (https://www.google.com/intx/ru_ru/work/apps/ business), которые дают возможность коллективного редактирования документов с постоянным фиксированием по времени и по содержанию контента всех изменений и дополнений.
9. Контактные сервисы. Данные услуги направлены на создание открытых и закрытых сетевых сообществ из участников со схожими интересами (друзья) и/или деятельностью (группы), сервисы могут применяться в рамках корпоративного управления и при формировании личной профессиональной среды специалиста. Наиболее известны англоязычные сети — Facebook, MySpace и российские сети — ВКонтакте, Одноклассники, Мой Мир. Сервис LinkedIn является социальной сетью (225 млн пользователей) для поиска и установления деловых контактов.
10. Анкетирование и опросы. Ведущим ресурсом для проведения опросов является SurveyMonkey.com (https://ru.surveymonkey.com/home), в нем зарегистрировано более 100 тыс. учетных записей из России. В сервисе можно начать новый опрос с нуля или воспользоваться библиотечными образцами (около 200 шаблонов). Популярными опросами по категориям являются: опросы в сфере управления персоналом (оценка мотивации и вовлеченности персонала, оценка работы руководителя, увольнение сотрудника); опросы по исследованию рынка и маркетингу (исследование рынка товаров, изучение рынка услуг, анализ целевого рынка); опросы для планирования встреч и мероприятий (планирование мероприятия, отзывы
со
о
CN
N
ю
J <
со О
со
о
CN
сч
ю
J <
со О
о мероприятии и др.). Также можно найти и добавить наиболее часто используемые типы вопросов по другим категориям (рубрикам) или дополнить своими.
11. Ментальные карты (Mind Maps). Это сетевые инструменты визуализации данных, способ системного мышления и анализа взаимосвязей различных объектов, событий и концепций с помощью различных схем или диаграмм связей. Термин озвучивают по-разному: мыслительные карты, концептуальные карты, карты знаний, карты памяти; области применения карт — обучение, мозговой штурм, разработка новых идей, коллективное решение задач; планирование и принятие решений, составление графиков и др. Среди веб-сервисов наиболее простыми и понятными являются Bubbl.us, Mindomo, Mapul, Mindmeister, Mind42. Их используют: а) для организации мышления через структурирование информации, б) с целью познания и решения слабоструктурированных проблем в области экономики и образования, в) для активизации мышления с помощью зрительного наблюдения и анализа; г) для организации коллективной работы; д) как средство для создания творческих идей2.
12. Специализированные ресурсы общего назначения. К ним относятся: а) системы управления бизнесом — Мегаплан для совместной удаленной работы в малой или средней компании любого профиля (http://megaplan.ru), ИнфинЮ^те для управления персоналом, продажами, закупками, ведения складского учета и бухгалтерии (http:// www.infin.ru); б) ERP-системы — 1С:Предприятие с большим количество конфигураций и дополнений, с возможностью сетевого доступа к данным (http://www.1c.ru), MS Dynamics ERP — многофункциональная система для средних и крупных компаний (http://www.microsoft.com/Rus/ dynamics/ax/overview.mspx); в) HRM-системы, например, 1С-Битрикс:Корпоративный портал для создания внутреннего сайта, проведения учебных курсов (http://www.1c-bitrix.ru/products/intranet); г) сервис для управления проектами, задачами и временем — Простой Бизнес, позволяющий также организовать электронный документооборот (http://www.prostoy.ru); д) системы управления складом — МойСклад для автоматизации малого бизнеса в торговле (http://www.moysklad.ru), SaaS-сервис — Учеткин.Ьу для малого и среднего бизнеса (http://www.uchetkin.by).
13. Онлайн-бухгалтерии. Используют облачную модель SaaS — программное обеспечение как услуга. Два характерных примера таких облачных приложений: сервис Контур.Бухгалтерия для предпринимателей и юридических лиц с автоматиза-
цией операций, многопользовательским режимом, передачей данных по каналам связи, финансовым анализом и оценкой бизнеса, а также с проверкой контрагентов и поиском в справочно-правовой базе нормативных актов (http://www.b-kontur. ги); сервис Мое дело — онлайн-бухгалтерия для фрилансеров и малого бизнеса, предоставляющая, кроме общепринятых услуг, онлайн консультацию бухгалтеру при соблюдении требований информационной безопасности (http://www. moedelo.org).
14. Профессиональные электронные сервисы. Это государственные услуги и коммерческие специализированные сервисы и приложения. В налоговой сфере около 40 электронных сервисов ФНС России (http://www.nalog.ru), а примером веб-ресурса коммерческого назначения является сайт журнала «Практическое налоговое планирование», в электронной версии которого представлены такие сервисы, как: «Калькулятор безопасности налоговых схем», справочник «Налоговые юрисдикции», «Оценка риска налоговой проверки» и др. (Ы±р://е.па^р1ап.ги).
Из приведенных описаний сервисов Веб 2.0 и проектных решений в области управленческой деятельности можно увидеть возможности их практических применений3. Во-первых, это создание удобной платформы (программной среды) для разработки совместного контента участниками и пользователями Интернета, и на ее основе получение и обработка информации в любых форматах, сетевой обмен и дискуссии по поводу ее содержания. Во-вторых, это организация группового общения и формирование виртуальной личности работника при гибком управлении ею. В-третьих, это расширение границ процессов управления: сотрудники создают контент, меняется их мотивация в работе, процесс продолжается всегда и везде. В-четвертых, это веб-синдикация как средство борьбы с постоянно растущим объемом информации, а также использование КББ-потоков для значительной экономии времени при изучении новаций в финансово-налоговой сфере.
Профессиональная среда управления технопарком
Деятельность технопарка рассматривается нами как сложная система, в состав которой входят управляющая компания и участники-резиденты. Здесь очерчены контуры профессиональной среды финансово-налогового управления технопарком на инновационной платформе Веб 2.0, исходя из про-
2 Например, с помощью программы М1М42 разработан проект, интегрирующий модельный образ Веб 2.0 как сложной системы и основной набор социальных сервисов Интернета (http://mind42.com/mindmap/31a082ad-cef0-4916-81da-3ecdb1246472).
3 Группировка, представляющая соотношение между разными типами сервисов, примерно следующая: коммуникационные — блоги, мессенджеры, подкасты; совместные, используемые при работе над общим проектом — вики, виртуальные текстовые редакторы; документирующие — блоги, видеоблоги, анкетирование и опросные формы; генеративные, позволяющие создавать новшества для коллективного пользования — мешапы, виртуальные миры; интерактивные для обмена информацией, идеями и ресурсами — социальные закладки, виртуальные сообщества практики.
Рис. 1. Модель формирования профессиональной среды управления технопарком
граммных средств общего и специального назначения, а также общепринятых технологий работы с информацией: поиск, обработка, анализ, хранение, обмен. В этом срезе показаны возможности применения веб-ресурсов и онлайн-сервисов различного назначения как управляющей компанией, так и ее резидентами (рис. 1).
Наполнение профессиональной среды каждого участника технопарка теми или иными элементами Веб 2.0 зависит, прежде всего, от целевых и функциональных установок. Так, если управляющая компания создает бизнес-инкубатор, где для малого бизнеса централизованно решаются проблемы правового, организационного, технико-технологического и иного характера управления финансами, налогами, то это будет один подход к формированию технологической платформы. Если резидент технопарка не использует схему аутсорсинга, то взаимодействие с внешней средой значительно увеличивается и при этом изменяется состав применяемых им инструментов Веб 2.0.
По своей сути ПСУТ и ПСРТ являются системами, которые помогают управлять финансами и налогами с использованием множества сетевых ресурсов, систематизировать и анализировать полученную информацию, а также создавать новые приемы и способы управления. При этом веб-синдикация явно или неявно вовлекает других коллег и партнеров с целью обогащения, улучшения и актуализации искомого контента. Тем самым появляется реальная возможность создания личной среды для управленческой деятельности любого профильного специалиста; такая виртуальная среда позволяет ставить цели и
решать задачи управления в значительной степени за счет использования профессионального опыта и знаний коллег. Именно за счет сетевых возможностей необходимо проектировать и развивать рабочие процессы планирования, аналитики и контроля, а также взаимодействия при реализации программ профессиональной переподготовки управленческих кадров.
Ранее отмечалось, что социальные интегрированные сервисы Google располагают успешными и эффективными средствами, позволяющими комплексно использовать их в управленческой практике. Все проектные решения тесно увязаны с приведенными ниже основными инструментами и приложениями Google. Кратко охарактеризуем их.
• Электронная почта (http://gmail.com) — предназначена для деловой переписки, обмена корреспонденцией.
• Документы и таблицы (http://docs.googl.ru) — сервис для хранения текстовых документов и электронных таблиц, редактирования их несколькими пользователями и публикации в открытом доступе, та также сохранении всех внесенных изменений при cn работе над групповым проектом. р
• Универсальное приложение Hangouts (http:// hangouts.google.com) — сервис для общения на ^ расстоянии: обмен сообщениями и SMS, групповые ^ чаты (до 150 чел.), совершение звонков, прямой s эфир и организация видеовстреч (до 10 чел.), обмен S фотографиями, автоматическая синхронизация на jj всех устройствах. Сервис позволяет синхронно об- tfl щаться с группой сотрудников или индивидуально ® с каждым из них. ^
Рис. 2. Технологическая платформа для создания профессиональной среды управления технопарком
со
о
CN
сч ю
J <
со
о
• Календарь-планировщик (https://www.google. com/calendar) — сервис допускает иметь несколько календарей, совмещающих даты и события, его владелец предоставляет доступ определенному кругу пользователей. Это позволяет планировать деятельность руководителя при организации работы с несколькими сотрудниками.
• Группы Google (http://groups.google.ru) — сервис с целью создания сетевого сообщества: выбор типа группы, приглашение в нее участников, наделение их правами, совместная разработка веб-проекта. Этот ресурс может быть использован для формирования специализированного сайта и/или страниц отдельных членов группы.
• Новости Google (https://news.google.ru) — автоматически создаваемый новостной сайт, на котором в соответствующих рубриках собраны заголовки более чем из 400 мировых источников. Предоставляется возможность персонализации отдельных разделов и настроек, что позволяет получать информацию в той или иной профессиональной области4.
Пользуясь этими возможностями Интернета, можно сформировать ПСУТ и ПСРТ в финансово-налоговой сфере технопарка. В этом случае технологическая платформа для разработки профессиональной среды управлявшей компании включает: облачные хранилища (базы данных) общего назначения и, в определенной части, — ее резидентов; Интернет-
4 См., например, персональные настройки ленты налоговых новостей —https://news.google.ru/news/section?pz=1&cf=all &q=Налоги+и+налогообложению.
ресурсы в области финансов и налогообложения (новости, аналитика, арбитраж); веб-сервисы общего назначения и в области менеджмента; программные продукты и электронные онлайн бухгалтерии; модели (статистика, анализ деятельности, оценка бизнеса участников технопарка); модуль обучения в системе непрерывного профессионального образования (массовые открытые онлайн курсы — MOOC). На рис. 2 показано применение веб-ресурсов управляющей компанией технопарка.
Технологическая платформа для разработки ПСРТ может иметь примерно следующее содержание: облачные хранилища (базы данных) общего назначения и резидентов; Интернет-ресурсы в области финансов и налогообложения (новости, аналитика, арбитраж); веб-сервисы общего назначения и специализированные; программные продукты и электронные онлайн бухгалтерии; модели (статистика, анализ деятельности, оценка бизнеса участника технопарка); модуль обучения в системе непрерывного профессионального образования (массовые открытые онлайн курсы). В технологическом плане ПСРТ представляет собой интеграцию проектов, приложений и социальных сервисов: блоги, вики, Википедия, RSS-каналы, Twitter и др. В организационном отношении в первую очередь требуется обосновать и обеспечить эффективные проектные решения в цепочке взаимодействия: внешняя среда управления, ПСУТ и ПСРТ.
Разумеется, данная схема является начальным ориентиром для формирования ПСРТ, и на практике она должна строиться с учетом общей инвестиционной и финансовой политики технопарка, а также особенностей деятельности конкретного резидента и
Рис. 3. Технологическая платформа для формирования профессиональной среды резидента технопарка
его сотрудников. На рис. 3 схематично показан один из возможных подходов, связанный с применением веб-ресурсов и онлайн-сервисов резидентами технопарка.
Выводы и предложения
1. Для решения слабоструктурированных проблем финансово-налоговой деятельности технопарков особая значимость должна придаваться системному подходу и анализу финансового менеджмента как сложной системы: открытой, динамичной, нерефлексной. Поскольку подобные исследования еще не проводились, насущной необходимостью является объединение усилий научно-практического сообщества для разработки некоего системного образца (эталона) управления технопарком.
2. Реформирование процесса управления в рамках системного эталона требует учитывать огромный потенциал Интернета. Однако в контексте развития новых технологий управление финансами и налогами малоизучено, необходимы обобщение и систематизация приложений и сервисов Веб 2.0, оценка их эффективного применения. Без этого невозможно приступить к разработке организационно-технологической платформы управленческой деятельности технопарков на базе концепций Веб 2 & Веб 3.
3. Создание технологической платформы, пригодной для формирования профессиональной среды
участников технопарка — управляющей компании и его резидентов — должно предусматривать гибкий подход. Ибо технологии Интернета второго поколения не решают всех проблем управления, однако при должном использовании могут помочь перевести инфраструктуру знаний на новый материально-технологический уровень, и превратить ее в мощный инновационный ресурс в предметной области.
4. Для решения проблемы в дополнение к программным продуктам и средствам общего назначения предлагается использовать проектные решения, приложения и комплексные инструменты Google. С этой целью в рамках эскизного проекта очерчены инструменты технологических платформ управляющей компании и резидентов технопарка. В дальнейшем необходима их практическая апробация и последующее совершенствование схемы управления технопарком в условиях усиления веб-технологий, в том числе за счет коллективного разума как одного из феноменов Веб 2.0.
5. В заключение укажем, что интеграция сетей и сервисов Интернета в процесс управления не является данью моде, а есть насущная потребность, чтобы сделать его более эффективными и оптимальным, продуктивным и мотивированным для сотрудников. В противном случае возможности и перспективы применения веб-ресурсов будут употребляться спонтанно и вне системного подхода, а генеративные и интерактивные свойства сервисов Веб 2.0 практически не использоваться. Именно
со
о
CN
сч ю
<
со О
учет всех этих факторов сможет превратить дорогостоящий и трудоемкий процесс формирования профессиональной среды управления в эффективный и востребованный инструмент финансового менеджмента.
Список использованных источников
1. Распоряжение Правительства РФ № 1662-р от 17.11.2008 г. «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.». http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=90601.
2. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 г. (утв. Правительством РФ). http:// government.ru/media/files/41d4b737638b91da2184.pdf.
3. А. А. Алетдинова, А. В. Бабкин, Е. А. Байков, В. А. Беспалько и др. Методология управления инновационной деятельностью экономических систем: монография. СПб.: Культ-информ-пресс, 2014.
4. Н. В. Панкова, А. В. Мац, Л. Н. Борисоглебская. Концепция построения системы стратегического управления технопарками в сфере высоких технологий в РФ: монография/Под ред. Л. Н. Борисоглебской. СПб.: Петроцентр, 2011.
5. В. Х. Трибушная. Инновационная инфраструктура как необходимость поддержки наукоемкого предпринимательства: технопарки и стратегическое управление: монография. Ижевск: ИжГТУ, 2011.
6. Налоговое стимулирование развития инновационной экономики России: монография/Под ред. Л. И. Гончаренко. М.: Цифровичок, 2008.
7. Е. С. Вылкова, В. И. Красавин. Проблемные вопросы регулирования налогообложения субъектов предпринимательской деятельности в особых экономических зонах и пути их реше-ния//Известия Иркутской государственной экономической академии, № 5, 2012.
8. Е. Б. Шувалова, А. Е. Шувалов. Инновации в налогообложении и их роль в совершенствовании налоговой системы//Труды II Международной научно-практической конференции «Инновационное развитие российской экономики». МЭСИ, 2009.
9. М. Р. Пинская. Налоговая составляющая в особых экономических зонах: российский и зарубежный опыт//Налоговая политика и практика, № 8, 2008.
10. С. В. Титова, А. В. Филатова. Технологии Веб 2.0 в преподавании иностранных языков. М.: ЗАО «Издательство ИКАР», 2014.
11. Е. Д. Патаракин. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0. https://db.ph-int.org/upload/iteach/texts/ pi_2010_04_20-13_38_59_1.pdf.
12. М. Тишкова, М. Бочаров, А. Н. Чумиков. PR в Интернете: WEB 1.0, WEB 2.0, WEB 3.0: монография. М.: Альпина Паблишер, 2010.
13. И. В. Сорокин, А. В. Скалабан. Технологии WEB и WEB 2.0 как средства интеграции библиотек в современную электронную среду//Научные и технические библиотеки, № 3, 2011.
14. Т. О'Рейли. Что такое Веб 2.0. http://old.computerra.ru/ think/234100.
15. Е. Н. Евстигнеев, Н. Г. Викторова. Экономические и иные аспекты налогового менеджмента как сложной системы. Экономика налоговых реформ: монография/Под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова, Л. Л. Тарангул. К.: Алерта, 2013.
16. Е. Н. Евстигнеев, Н. Г. Викторова. Проблемы кадрового, информационного и технологического обеспечения налогового менеджмента: системный подход//|оита1 of Tax Reform, т. 1, № 1, 2015.
17. Т. А. Гаврилова, Д. В. Кудрявцев. Информационные технологии управления знаниями. http://bigc.ru/pub1ications/bigspb/km/ itkm.
Innovative approaches to the design professional environment of the management technopark's participants: financial and tax aspect
N. G. Viktorov8, PhD in Economics, Professor of accounting and tax modeling department, Saint-Petersburg State University of commerce and economics.
E. N. Evstigneev, PhD in Economics, Professor of accounting and tax modeling department, Saint-Petersburg State University of commerce and economics.
The potential of the Internet in the area of financial and tax management is enormous, but its technological possibilities poorly understood, and network resources are often used spontaneously and are not comprehensive. The purpose of this article — the mastering of the role of second-generation Internet services in building on its platform professional environment of the management technopark's participants: the management company and its residents. In the context of the considered area are outlined technological, social and didactic characteristics of Web 2.0, described it social services, shows the prospects and the possibilities of their practical application, analyzes the ways to integrate new technologies in the management process of financial-tax activities of the economic entity. In article are formulated conclusions and proposals to overcome the backlog in the context of technological development, proposed a scheme of the technological platforms for the development of professional management environment of technopark.
Keywords: technopark, finance, taxes, Web 2.0, innovative technologies, social services, professional management environment of technopark, professional environment of the technopark's resident.
CD
о
CN
N
ю
J <
CQ О