Научная статья на тему 'Предпосылки для формирования и развития предпринимательского потенциала студентов медицинского университета'

Предпосылки для формирования и развития предпринимательского потенциала студентов медицинского университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпосылки для формирования и развития предпринимательского потенциала студентов медицинского университета»

VESTNIK VITEBSKOGO GOSUDARSTVENNOGO MEDITSINSKOGO UNIVERSITETA, 2019, VOL. 18, N6

ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ШЕВЦОВА В.В., КОЛОСОВА Т.В., АЛФЁРОВА М.В.

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь

Современный этап инновационного развития системы высшего медицинского образования предъявляет к подведомственным учреждениям ряд новых требований: активный вклад в развитие экономики страны, коммерциализация результатов научных исследований, тесное взаимодействие с бизнес-сообществом [4]. Данные функции характерны для новой модели учреждения высшего образования - предпринимательского университета, направления и методы развития которого активно изучаются в настоящее время в Республике Беларусь и ряде других стран [2, 3].

В 2018 году в Республике Беларусь стартовал экспериментальный проект «О совершенствовании деятельности учреждений высшего образования на основе модели «Университет 3.0», который направлен на повышение эффективности их научно-исследовательской и инновационной деятельности [1].

По результатам Глобального исследования предпринимательского потенциала студентов Республики Беларусь (Global University Entrepreneurial Spirit Students' Survey. National Report Republic of Belarus, 2016) наиболее высокий уровень предпринимательских намерений как в год завершения обучения, так и в течение 5 лет после окончания обучения установлен именно у студентов медицинского профиля (25% и 75%, соответственно), что является основанием для более детального изучения данного вопроса.

Целью нашего исследования было изучение предпосылок для формирования и развития предпринимательского потенциала у субординаторов медицинского университета.

При проведении исследования применены социологический, аналитический и математико-ста-тистический методы.

По результатам социологического опроса студентов 6 курса учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет» в зависимости от профиля субординатуры были сформированы три однородные равные по количеству статистические совокупности: «Общая врачебная практика» (n = 60), «Хирургия» (n = 60), «Анестезиология и реаниматология» (n = 60). Исследование проведено по следующим направлениям: участие в научно-исследовательской деятельности, приверженность карьерному росту, приверженность к организации частной врачебной практики.

Установлено, что на I ступени высшего образования научно-исследовательской деятельностью занимаются и планируют заниматься в перспективе 71,7% студентов, занимающихся в субординатуре «Хирургия», 68,3% - «Анестезиология и реаниматология» и 28,3% - «Общая врачебная практика». Полученные в сравниваемых группах результаты достоверно различаются (p = 9,03E-10).

Изучение приверженности карьерному росту показало, что 24,4% (139 респондентов) из общего числа опрошенных привержены карьерному росту: работа в должности заведующего отделением (31,7%), главного врача или его заместителя (10,8%), аттестация на высшую квалификационную категорию (11,5%).

Сравнительный анализ приверженности карьерному росту в зависимости от профиля субординатуры показал, что 83,3% студентов, проходящих подготовку по специальности «Хирургия», рассматривают карьерный рост как неотъемлемую часть своей будущей практической деятельности, по специальности «Анестезиология и реаниматология» - 80,0%, по специальности «Общая врачебная практика» - 63,3%. Полученные результаты достоверно различаются (p=0,00232).

Одной из предпосылок для формирования предпринимательского потенциала у выпускников учреждений высшего медицинского образования является приверженность к организации частной врачебной практики. В ходе проведения исследования установлено, что из общего числа опрошенных

ВЕСТНИК ВИТЕБСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, 2019, ТОМ 18, №6

3,6% респондентов планируют в перспективе работу в сфере частной врачебной практики. При этом необходимо отметить, что 60,0% из них составляют студенты, занимающиеся в субординатуре «Общая врачебная практика» и 40,0% - «Хирургия».

Наиболее высокая приверженность к организации частной врачебной практики в группе респондентов, приверженных карьерному росту, установлена у обучающихся по профилю «Общая врачебная практика» - 7,9% и по профилю «Хирургия» - 3,8%. Выводы

1. Выпускники учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет» имеют предпосылки для формирования и развития предпринимательского потенциала.

2. Наиболее высокая приверженность научно-исследовательской деятельности и карьерному росту установлена у студентов, занимающихся в субординатуре «Хирургия».

3. Приверженность к организации частной врачебной практики у обучающихся по профилю «Общая врачебная практика» в 2 раза выше, чем у других специальностей. Мультидисциплинарная подготовка по данному профилю способствует формированию у студентов предпринимательского потенциала и приверженности к организации частной врачебной практики.

4. Повышение мотивации к выбору профиля субординатуры «Общая врачебная практика» будет способствовать осознанному выбору данной специальности и развитию предпринимательского потенциала будущих врачей.

Литература

1. О совершенствовании деятельности учреждений высшего образования на основе модели «Университет 3.0» : приказ Министра образования Респ. Беларусь, 1 дек. 2017 г., № 757.

2. Алексеев, Ю. Г. Университет 3.0: методические подходы к управлению научно-инновационным развитием / Ю. Г. Алексеев, Н. А. Дудко // Цифровая трансформация. - 2018. - № 3. - С. 14-19.

3. Клюев, А. К. Программы предпринимательского образования в современном университете / А. К. Клюев, А. А. Яшин // Высшее образование в России. - 2016. - № 1. - С. 22-33.

4. Морозов, Р. И. Предпринимательское бизнес-образование для инновационной экономики / Р. И. Морозов, Н. В. Апанасо-вич, В. В. Апанасович // Выш. шк. - 2015. - № 3. - С. 22-24.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ПРОДВИЖЕНИИ УСЛУГ УНИВЕРСИТЕТА, ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ МОНЕТИЗАЦИИ

ШУСТОВ Д.А., СИНЬКОВ Г.Г.

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь

Современный мир стремительно развивается и изменяется, непрерывно ставя перед обществом и системой образования новые вызовы. Интернет дает уникальные возможности для развития образования: доступ к большому количеству информации, почти безграничную учебную коммуникацию, дистанционное обучение.

Поэтому, с точки зрения современного студента, для повышения эффективности образовательного процесса целесообразно использовать возможности современных веб-технологий, в первую очередь образовательные веб-ресурсы университета.

В условиях нарастающей конкуренции в мировом образовании университетские веб-ресурсы могут одновременно решать 2 важные задачи:

1. Совершенствовать информационную, методическую и организационную поддержку образовательного процесса.

2. Продвигать университет на международной арене, включая университетские рейтинги.

Для современных студентов Интернет является естественным, удобным и наиболее востребованным источником информации. Возможности веб-технологий способны эффективно дополнить традиционный образовательный процесс и вывести его на качественно новый уровень. Поэтому студенты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.