Научная статья на тему 'Субординатура как этап специализации'

Субординатура как этап специализации Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
974
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБОРДИНАТУРА / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРИНЦИП / СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / НАВЫКИ И УМЕНИЯ / SUBINTERNSHIP / PROJECT ACTIVITY / PRACTICALLY ORIENTED PRINCIPLE / SIMULATION TEACHING / PRACTICAL KNOWLEDGE AND SKILLS

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Щастный А.Т., Коневалова Н.Ю., Городецкая И.В., Редненко В.В.

В ВГМУ углубленная подготовка студентов к субординатруре начинается с 3 курса. Для этого создана лаборатория профессионального мастерства, создается банк данных мотивированных студентов, применяется проектная деятельность студентов. Используется практико-ориентированный принцип организации образовательного процесса, реализуется концепция симуляционного обучения с нарастанием уровня сложности навыков и умений от индивидуальных элементарных навыков до высокотехнологичных навыков и умений групповой слаженности оказания помощи при динамических клинических сценариях. Симуляционные технологии используются для аттестации практических навыков, в том числе как этап практических навыков государственного экзамена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Щастный А.Т., Коневалова Н.Ю., Городецкая И.В., Редненко В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The advanced training of students for subinternship is started beginning with the third year of their studies at Vitebsk State Medical University. For this purpose the laboratory of professional skill has been founded, motivated students data bank is being created, students’ project activity is used. Practically oriented principle of the educational process organization is applied; simulation teaching concept is realized in which the level of complexity of practical knowledge and skills increases from individual elementary to the highly technological ones characteristic of the team well co-ordinated rendering of medical aid in dynamic clinical scenarios. Simulation technologies are used to evaluate practical skills including those that are considered to be the stage of a state examination.

Текст научной работы на тему «Субординатура как этап специализации»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

DOI: https://doi. org/10.22263/2312-4156.2017.5.145

СУБОРДИНАТУРА КАК ЭТАП СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

ЩАСТНЫЙ А.Т., КОНЕВАЛОВА Н.Ю., ГОРОДЕЦКАЯ И.В., РЕДНЕНКО В.В.

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь

Вестник ВГМУ. - 2017. - Том 16, №5. - С. 145-149.

SUBINTERNSHIP AS A PHASE OF SPECIALIZATION

SHCHASTNY A.T., KONEVALOVA N.Y., GORODETSKAYA I.V., REDNENKO V.V.

Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University, Vitebsk, Republic of Belarus Vestnik VGMU. 2017;16(5):145-149.

Резюме.

В ВГМУ углубленная подготовка студентов к субординатруре начинается с 3 курса. Для этого создана лаборатория профессионального мастерства, создается банк данных мотивированных студентов, применяется проектная деятельность студентов. Используется практико-ориентированный принцип организации образовательного процесса, реализуется концепция симуляционного обучения с нарастанием уровня сложности навыков и умений от индивидуальных элементарных навыков до высокотехнологичных навыков и умений групповой слаженности оказания помощи при динамических клинических сценариях. Симуляционные технологии используются для аттестации практических навыков, в том числе как этап практических навыков государственного экзамена. Ключевые слова: субординатура, проектная деятельность, практико-ориентированный принцип, симуляцион-ное обучение, навыки и умения.

Abstract.

The advanced training of students for subinternship is started beginning with the third year of their studies at Vitebsk State Medical University. For this purpose the laboratory of professional skill has been founded, motivated students data bank is being created, students' project activity is used. Practically oriented principle of the educational process organization is applied; simulation teaching concept is realized in which the level of complexity of practical knowledge and skills increases from individual elementary to the highly technological ones characteristic of the team well co-ordinated rendering of medical aid in dynamic clinical scenarios. Simulation technologies are used to evaluate practical skills including those that are considered to be the stage of a state examination.

Key words: subinternship, project activity, practically oriented principle, simulation teaching, practical knowledge and skills.

УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет» рассматривает субординатуру не просто как форму обучения студентов 6 курса лечебного факультета, а как этап специализации. В такой форме подготовка студентов начинается уже с 3 курса.

1. На всех кафедрах, преподающих общепрофессиональные и специальные дисциплины, организованы лаборатории профессионального мастерства, основная задача которых - более углубленная подготовка студентов, владеющих

необходимыми знаниями, умениями и предусмотренными стандартом высшего образования компетенциями. Это позволяет нашим студентам успешно участвовать и побеждать в олимпиадах различного уровня, при подготовке к которым используются индивидуальные и индивидуально-групповые занятия по дисциплинам, создаётся банк данных мотивированных студентов, с учётом которого составляется план занятий по подготовке, применяется проектная деятельность студентов. Проводятся университетские туры

VESTNIK У1ГЕБ8КООО GOSUDARSTVENNOGO МЕЫТБТЫБКОвО иМУЕШГЕГЛ, 2017, УОЬ. 16, N5

олимпиад, по результатам которых отбираются команды на Республиканские и международные олимпиады.

В таблице 1 приведены сведения об участии студентов лечебного факультета в олимпиадах такого уровня в 2017 году.

2. Практико-ориентированный принцип организации образовательного процесса. С этой целью часть лекций вынесена для самостоятельно-

Таблица 1 - Участие студентов лечебного олимпиадах в 2017 году

го изучения в систему дистанционного обучения с обязательным контролем усвоения лекционного материала. Освободившиеся часы перенесены на проведение междисциплинарного курса «Отработка практических навыков и умений» для студентов 4-6 курсов. Занятия проводятся преподавателями кафедр акушерства и гинекологии, анестезиологии и реаниматологии, госпитальной хирургии, оперативной хирургии и топографической анатомии, педиатрии, травматологии, орто-

факультета в Республиканских и международных

Олимпиада Когда К-во студентов Итог

ХХУ1 Московская (Всероссийская) студенческая олимпиада по оперативной хирургии с международным участием им. академика М.И.Перельмана на базе Первого Санкт-Петербургского медицинского университета им. И.П.Павлова 3-4 февраля 2017 10 1 место в 2 номинациях: «Эндовидеохирургия», «Детская кардиохирургия». 2 место в 5 номинациях: «Шов нерва», «Вязание узлов», «Сердечно-сосудистая хирургия», «Трансплантация», «Кожный шов». 3 место в 3 номинациях: «Взрослая кардиохирургия», «Гинекология», «Теоретический конкурс». В общекомандном зачете 2 место из 11 команд

Олимпиада по оперативной хирургии в рамках V Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием «Актуальные проблемы медицины XXI века» на базе кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии УО «Смоленский государственный медицинский университет» 27-28 апреля 2017 5 1 место в конкурсе «Оперативный доступ». 2 место в 2 конкурсах: «Пункция сустава» и «Хирургический узел». В общекомандном первенстве 1 место. 1 место на секции «Госпитальная хирургия»

Республиканская олимпиада «Студент и научно-технический прогресс» по учебной дисциплине «Педиатрия» на базе УО «Гродненский государственный медицинский университет» 18-19 апреля 2017 9 1, 2, 3 места в личном зачете; 1, 3 места в решении ситуационных задач по пропедевтике детских болезней; 1, 2, 3 места в решении ситуационных задач по диагностике заболеваний у детей разных возрастов; 1, 2 места в компьютерном тестировании; 1, 2, 3 места в конкурсе «Диагностика у постели больного». В общекомандном зачете 1 место

1 международная олимпиада по анатомии на английском и французском языках в ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России 12 мая 2017 5 В общекомандном зачете 1 место

педии и ВПХ, факультетской терапии. Большинство занятий проводится на базе Учебного центра практической подготовки и симуляционного обучения (УЦ 1111 и СО) - образовательного центра коллективного доступа, реализующего современные организационные формы и методы обучения в медицинском образовании в рамках развития непрерывного профессионального образования в сфере здравоохранения [1].

К проведению занятий привлекаются работники практического здравоохранения - врачи, имеющие высшие квалификационные категории и опыт работы.

3. Реализация концепции симуляционного обучения. УЦ ПП и СО разработана программа со ступенчатым построением образовательного процесса с использованием одних и тех же учебных мест (симуляционного оснащения) с нарастанием уровня сложности навыков и умений от индивидуальных элементарных навыков до высокотехнологичных навыков и умений групповой слаженности оказания помощи при динамических клинических сценариях [2]:

1 ступень (1-2 курсы) - практические навыки и умения по уходу за пациентами, транспортировка пациентов, техническая подготовка к работе с медицинскими приборами и аппаратами (подготовка к работе, устранение неисправностей, обслуживание, безопасность), оказание первой помощи;

2 ступень (3 курс) - отработка сестринских навыков и умений, базовых врачебных навыков оказания экстренной и неотложной медицинской помощи (инъекции, внутривенные вливания, остановка кровотечения, искусственная вентиляция легких и непрямой массаж сердца, дефибрилляция, пункция плевральной полости, иммобилизация, наложение повязок, наложение и удаление швов и др.);

3 ступень (4 курс) - отработка индивидуальных навыков и умений по оказанию скорой и плановой медицинской помощи в различных клинических ситуациях (оказание помощи при травматическом, гиповолемическом, анафилактическом, кардиогенном шоке, внезапной смерти, нарушении ритма, инфаркте миокарда и т.д.);

4 ступень (5 курс) - отработка групповой слаженности (одновременная работа нескольких специалистов), тренировка навыков и умений по оказанию неотложной медицинской помощи в различных клинических ситуациях с динамикой

изменения состояния пациента;

5 ступень (6 курс) - отработка высокотехнологичных практических навыков по специальностям субординатуры, экспертная оценка уровня сформированных компетенций.

Разработана система подготовки персонала (преподавателей, инструкторов), проводящего симуляционное обучение [3]. Проводится специальная подготовка по симуляционному обучению, осваиваются алгоритмы формирования профессиональных компетенций, разрабатываются и накапливаются виртуальные клинические сценарии. Разработана система тьюторства для совершенствования практической подготовки студентов. Тьюторами назначаются студенты, имеющие высокий рейтинг, являющиеся победителями предметных олимпиад. Их подготовка проводится по отдельной программе.

4. Симуляционные технологии используются и для аттестации практических навыков. Симуляционная аттестация объективизирует контроль за счет наличия 1) эталонности - в си-муляционном модуле сформулированы эталоны (идеальные критерии) деятельности на основе утвержденных стандартов (правил, критериев), которые должен продемонстрировать обучаемый при аттестации; 2) единой системы оценки результатов обучения для всех кафедр [4].

В 2017 году впервые второй этап государственного экзамена по хирургическим болезням проводился на базе УЦ ПП и СО [5,6]. Порядок сдачи экзамена: демонстрация практических навыков экзаменатору без устного объяснения. Билет включал 3 вопроса следующих типов:

1. Проведите обследование пациента. Поставьте предварительный диагноз и назначьте дополнительное обследование.

2. Выполните врачебную манипуляцию.

3. Окажите неотложную медицинскую помощь пациенту в критическом состоянии.

Каждый практический навык сдавался на отдельной учебной точке. Действия студента включали:

- обследование стандартизованного пациента;

- обследование тренажера-имитатора пациента (виртуального пациента);

- выполнение неинвазивной врачебной манипуляции на стандартизованном пациенте;

- выполнение врачебной манипуляции на тренажере-имитаторе пациента;

VESTNIK VITEBSKOGO GOSUDARSTVENNOGO MEDITSINSKOGO UNIVERSITETA, 2017, VOL. 16, N5

- изучение медицинской документации и результатов исследований;

- заполнение медицинской документации и бланков ответов.

Преподаватель оценивал действия студента с использованием чек-листа (листа контроля).

Результаты: 136 студентов (24%) сдали экзамен по практическим навыкам на отметки 9-10 баллов, 423 (76%) на отметки 6-8 баллов. Средний балл составил 8,1.

Детальный анализ выполнения практических навыков показал достаточный уровень подготовки субординаторов по основным практическим навыкам и несколько более низкий по оказанию неотложной медицинской помощи, что определяет необходимость выделения дополнительных часов для субординаторов для освоения соответствующих практических навыков. С этой целью в осеннем семестре 2017-2018 уч.года на 6 курсе лечебного факультета введена учебная дисциплина «Неотложная медицинская помощь» как курс УВО с формой контроля «дифференцированный зачет» в зимнюю экзаменационную сессию.

Дифференцированный зачет будет проводиться в 2 этапа: 1 - контроль освоения практических навыков на базе УЦ 1111 и СО, 2 - устное собеседование.

На сайте дистанционного обучения формируется методический комплекс (страница) «Практические навыки и умения», включающий: для студентов - описание клинической ситуации, пошаговый алгоритм выполнения практического навыка; для преподавателей - библиотеку клинических ситуаций (ситуационных задач или их компонентов), чек-лист со шкалой оценки практического навыка [7, 8].

Готовится пособие по оказанию неотложной медицинской помощи: определен авторский коллектив, перечень практических навыков.

В учебные программы всех дисциплин субординатуры в обязательном порядке включен раздел «Методы функциональной диагностики».

Заключение

В заключение следует отметить, что в этом учебном году мы решили провести конкурс в субординатуру вне зависимости от области проживания студентов, поскольку распределение проходит по всей Республике. Конкурс был проведен только на основании набранных баллов: балл успеваемости плюс дополнительные баллы, сумма которых не превышала 1,5 (не более 0,5 по каждому виду деятельности - общественная работа, научная работа, работа в практическом здравоохранении).

Проведение конкурса на зачисление в субординатуру только на основании суммы баллов увеличило проходной балл, что способствовало отбору наиболее успешно занимающихся студентов, активно участвующих в общественной и научной жизни университета и имеющих опыт работы в практическом здравоохранении.

Литература

1. Свистунов, А. А. Доверие к современному медицинскому образованию / А. А. Свистунов, Л. Б. Шубина, Д. М. Грибков // Мед. образование и проф. развитие. - 2014.

- № 2. - С. 41-51.

2. Состояние и направление развития симуляционного обучения в Витебском государственном медицинском университете / А. Т. Щастный [и др.] // Вестн. ВГМУ - 2015.

- Т. 14, № 3. - С. 107-117.

3. Симуляционное обучение по специальности «Лечебное дело» / сост. М. Д. Горшков ; ред. А. А. Свистунов. - М. : ГОЭТАР-Медиа, 2014. - 288 с.

4. Epstein, R. M. Assessment in medical education / R. M. Epstein // N. Engl. J. Med. - 2007 Jan. - Vol. 356, N 4. - P. 387-396.

5. Gleeson, F. AMEE Medical Education Guide No. 9. Assessment of Clinical Competence using the Objective Structured Long Examination Recon (OSLER) / F. Gleeson // Med. Teach. - 1997. - Vol. 19, N 1. - P. 7-14.

6. Assessment of Clinical Competence using Objective Structured Examination / R. M. Harden [et al.] // BMJ. -1975 Feb. - Vol. 1, N 5955. - P. 447-451.

7. Reliability and validity of the direct observation clinical encounter examination (DOCEE) / H. Hamdy [et al.] // Med. Educ. - 2003 Mar. - Vol. 37, N 3. - P. 205-212.

8. Fraser, R. C. Consultation competence in general practice: Establishing the fac validity of pritoritised ciriteria in the Leicester assessment package / R. C. Fraser, R. K. Mckinley, H. Mulholland // Br. J. Gen. Pract. - 1994 Mar. - Vol. 44, N 380. - P. 109-113.

Поступила 05.09.2017 г. Принята в печать 10.10.2017 г.

References

1. Svistunov AA, Shubina LB, Gribkov DM. Trust to modem medical education. Med Obrazovanie Prof Razvitie. 2014;(2):41-51. (In Russ.)

2. Shchastnyy AT, Rednenko VV, Konevalova NYu, Fomin AV, Poplavets EV. State and the direction of development of simulyatsionny training at the Vitebsk state medical university. Vestn VGMU. 2015;14(3):107-17. (In Russ.)

3. Gorshkov MD, sost; Svistunov AA, red. Simulation training in the specialty «Medical business». Moscow, RF: GOETAR-Media; 2014. 288 р. (In Russ.)

4. Epstein RM. Assessment in medical education. N Engl J Med. 2007 Jan;356(4):387-96. doi: 10.1056/ NEJMra054784

Gleeson F. AMEE Medical Education Guide No. 9. Assessment of Clinical Competence using the Objective Structured Long Examination Recon (OSLER). Med Teach. 1997;19(1):7-14. doi: 10.3109/01421599709019339 Harden RM, Stevenson №1, Downie WW, Wilson GM. Assessment of Clinical Competence using Objective Structured Examination. BMJ. 1975 Feb;1(5955):447-51. Hamdy H, Prasad K, Williams R, Salih FA. Reliability and validity of the direct observation clinical encounter examination (DOCEE). Med Educ. 2003 Mar;37(3):205-12.

Fraser RC, McKinley RK, Mulholland H. Consultation competence in general practice: Establishing the fac validity of pritoritised ciriteria in the Leicester assessment package. Br J Gen Pract. 1994 Mar;44(380):109-13.

Submitted 05.09.2017 Accepted 10.10.2017

Сведения об авторах:

Щастный А.Т. - д.м.н., ректор, профессор кафедры хирургии ФПК и ПК, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;

Коневалова Н.Ю. - д.б.н., профессор, проректор по учебной работе, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;

Городецкая И.В. - д.м.н., профессор, декан лечебного факультета, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;

Редненко В.В. - к.м.н., доцент, начальник Учебного центра практической подготовки и симуляционного обучения, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет.

Information about authors:

Shchastny A.T. - Doctor of Medical Sciences, rector, professor of the Chair of Surgery of the Faculty for Advanced Training & Retraining, Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University;

Konevalova N.Y. - Doctor of Biological Sciences, professor, pro-rector for academic affairs, Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University;

Gorodetskaya I.V. - Doctor of Medical Sciences, professor, dean of the Medical Faculty, Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University;

Rednenko V.V. - Candidate of Medical Sciences, associate professor, head of the Educational Centre of Practical Training and Simulation Medicine, Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University.

Адрес для корреспонденции: Республика Беларусь, 210023, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, деканат лечебного факультета. E-mail: gorodecka-iv@mail.ru - Городецкая Ирина Владимировна.

Correspondence address: Republic ofBelarus, 210023, Vitebsk, 27 Frunze ave., Vitebsk State Order ofPeoples'Friendship Medical University, Medical Faculty. E-mail: gorodecka-iv@mail.ru - Irina V. Gorodetskaya.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.