Научная статья на тему 'Анализ оценки уровня профессионального ориентирования студентов младших курсов лечебного факультета'

Анализ оценки уровня профессионального ориентирования студентов младших курсов лечебного факультета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / ТЬЮТОРСТВО / MOTIVATION TO STUDY / PROFESSIONAL ORIENTATION / TUTORSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щастный А. Т., Коневалова Н. Ю., Городецкая И. В., Козловская С. П., Побяржин В. В.

Возрастает роль практикоориентированного обучения в подготовке будущих врачей и ориентация на формирование компетенций. Для студентов младших курсов имеет значение и успешность их адаптации к образовательному пространству университета. Для интенсификации процесса адаптации с целью преодоления трудностей вхождения в новую социальную среду, установления внутригрупповых отношений, приспособления к новым формам обучения студентов младших курсов в соответствии с современными тенденциями в высшем профессиональном образовании в 2017 году в университете создана система тьюторства. За каждой группой 1-2 курсов закреплены наставники из числа студентов 4-6 курсов, характеризующихся отличной и хорошей успеваемостью, активным участием в общественной жизни университета. Для определения направлений работы сотрудников университета и тьюторов в плане адаптации и профессионального ориентирования студентов младших курсов было проведено анкетирование 430 студентов 1 курса и 435 студентов 2 курса лечебного факультета. На основании результатов предложен план работы с такой категорией студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF THE EVALUATION OF THE PROFESSIONAL ORIENTATION LEVEL OF THE JUNIOR MEDICAL STUDENTS

Nowadays the role of practically oriented training in the preparation of future doctors and their orientation towards competences formation increases. The successfulness in the adaptation to the educational area of the university is also very important for the junior students. For the intensification of the adaptation process and helping the students to cope with all the difficulties of entry into a new social medium, for the establishment of intragroup relationships, readjustment to new educational forms of the junior students in accordance with the modern trends in higher professional training the tutorship system was created at the university in 2017. Every group of the firstand second-year students got a tutor of the number of the fourth-year sixth-year students, characterized by their good and excellent academic achievements, active participation in the university social life. To determine the directions of the staff members and tutors work with the purpose of adaptation and professional orientation of the junior students 430 first-year medical students and 435 second-year medical students were questionnaired. On the basis of this questionnaire results the plan of working with this category of students has been suggested.

Текст научной работы на тему «Анализ оценки уровня профессионального ориентирования студентов младших курсов лечебного факультета»

DOI: https://doi.org/10.22263/2312-4156.2018.3.103

АНАЛИЗ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА

ЩАСТНЫЙ А.Т., КОНЕВАЛОВА Н.Ю., ГОРОДЕЦКАЯ И.В., КОЗЛОВСКАЯ С.П., ПОБЯРЖИН В.В.

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь

Вестник ВГМУ. - 2018. - Том 17, №3. - С. 103-106.

THE ANALYSIS OF THE EVALUATION OF THE PROFESSIONAL ORIENTATION LEVEL OF THE JUNIOR MEDICAL STUDENTS

SHCHASTNIY A.T., KONEVALOVA N.Y., GORODETSKAYA I.V., KOZLOVSKAYA S.P., POBYARZHIN V.V.

Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University, Vitebsk, Republic of Belarus Vestnik VGMU. 2018;17(3):103-106.

Резюме.

Возрастает роль практикоориентированного обучения в подготовке будущих врачей и ориентация на формирование компетенций. Для студентов младших курсов имеет значение и успешность их адаптации к образовательному пространству университета. Для интенсификации процесса адаптации с целью преодоления трудностей вхождения в новую социальную среду, установления внутригрупповых отношений, приспособления к новым формам обучения студентов младших курсов в соответствии с современными тенденциями в высшем профессиональном образовании в 2017 году в университете создана система тьюторства. За каждой группой 1-2 курсов закреплены наставники из числа студентов 4-6 курсов, характеризующихся отличной и хорошей успеваемостью, активным участием в общественной жизни университета.

Для определения направлений работы сотрудников университета и тьюторов в плане адаптации и профессионального ориентирования студентов младших курсов было проведено анкетирование 430 студентов 1 курса и 435 студентов 2 курса лечебного факультета. На основании результатов предложен план работы с такой категорией студентов.

Ключевые слова: мотивация к обучению, профессиональное ориентирование, тьюторство. Abstract.

Nowadays the role of practically oriented training in the preparation of future doctors and their orientation towards competences formation increases. The successfulness in the adaptation to the educational area of the university is also very important for the junior students. For the intensification of the adaptation process and helping the students to cope with all the difficulties of entry into a new social medium, for the establishment of intragroup relationships, readjustment to new educational forms of the junior students in accordance with the modern trends in higher professional training the tutorship system was created at the university in 2017. Every group of the first- and second-year students got a tutor of the number of the fourth-year - sixth-year students, characterized by their good and excellent academic achievements, active participation in the university social life.

To determine the directions of the staff members and tutors work with the purpose of adaptation and professional orientation of the junior students 430 first-year medical students and 435 second-year medical students were questionnaired. On the basis of this questionnaire results the plan of working with this category of students has been suggested.

Key words: motivation to study, professional orientation, tutorship.

В условиях повышения технологичности медицинской деятельности увеличивается значимость личностных качеств медицинских работников. Это нашло отражение в образовательном стандарте I ступени высшего образования по специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело», предусматривающем формирование не только академических и профессиональных, но и социально-личностных компетенций.

Конечный результат работы любого учреждения высшего образования - подготовка специалиста, имеющего сформированные компетенции, готового, желающего и умеющего продолжить профессиональное развитие и обучение после получения диплома, в течение всей своей деятельности [1, 2]. Особую актуальность это имеет в медицинском образовании.

Важным условием достижения такого результата является тьюторство [3]. Термин «тьютор» произошел от английского tutor - наставник. В настоящее время под тьюторством понимают исторически сложившуюся форму университетского наставничества. Тьюторство дает возможность не только индивидуализации профессионального обучения и воспитания, но и способствует практике расширения собственных возможностей будущих специалистов. Тьюторы - студенты старших курсов, которые добровольно, исходя из принципов студенческой взаимопомощи и солидарности, оказывают помощь и консультируют по различным вопросам студентов младших курсов. Существуют несколько позиций тьюторства: тьютор-стажер, академический тьютор, тьютор-наставник и тьютор-супервизор [2]. Роль наставника-стажера может выполнять студент старших курсов, помогающий обучающимся на младших курсах не только в освоении университетского пространства, но и в приобретении базовых навыков индивидуального обучения в рамках образовательного процесса.

В УО «Витебский ордена Дружбы народов медицинский университет» много лет проводится работа по адаптации студентов младших курсов лечебного факультета к обучению в университете на основе специального плана. Переход обучения от школьного к университетскому осуществляется в трёх направлениях: адаптация к условиям учебной деятельности - к новым формам преподавания, усвоения и контроля знаний, новому режиму труда и отдыха, самостоятельному образу жизни; адаптация к студенческой группе и курсу - включение в состав нового коллектива, формирование и усвоение его правил и тради-

ций; адаптация к будущей профессии - формирование нравственных качеств врача и провизора, основанных на принципах гуманизма, усвоение начальных профессиональных знаний.

В 2017 году в план адаптации была включена организация системы тьюторства и определены тьюторы для каждой академической группы 1-2 курсов лечебного факультета из числа наиболее активных и хорошо успевающих студентов 4-6 курсов. Тьюторы осуществляют свою деятельность по следующим направлениям: консультирующее, учебно-познавательное, ориентирующее, практическое, эмоционально-волевое, творческое. Таким образом, студенты старших курсов благодаря непосредственному контакту со своими курируемыми группами способствуют изменению менталитета вчерашних школьников.

Успех подготовки будущих врачей зависит от многих социально-психологических и социально-педагогических факторов. Одним из ведущих является мотивация, в которой различают количественные характеристики (по принципу «сильный-слабый») и качественные (внутренние и внешние мотивы). Если личностью в процессе обучения движет удовлетворение познавательной потребности, то речь идет о внутренней мотивации; если на первый план выходят соображения социального престижа, зарплаты и т.д., то о внешней.

Ряд исследователей считают, что успеваемость студентов больше зависит от развития учебной мотивации (интерес к предмету, осознанность выбора профессии и др.), а не от природных способностей: «сильные» и «слабые» студенты отличаются не по интеллектуальным показателям, а по тому, в какой степени у них развита профессиональная мотивация. В отличие от многих других факторов, влияющих на успешность процесса обучения, мотивациями можно и нужно управлять [3].

Целью данной работы явилось определение уровня профессионального ориентирования у студентов 1-2 курсов лечебного факультета и определение «групп риска» для организации дальнейшей работы по повышению мотивации к обучению.

Материал и методы

В исследовании приняли участие 430 студентов 1 курса и 435 студентов 2 курса лечебного факультета УО «ВГМУ». Анкетирование и обработка анкет по группам проводились тьюторами.

Использовался опросник «Мотивация обу-

чения» Т.И. Ильиной, согласно которому выделяют три шкалы:

1. «Приобретение знаний» - отражает уровень познавательной мотивации студентов.

2. «Овладение профессией» - указывает на стремление студентов овладеть профессиональными знаниями и навыками.

3. «Получение диплома» - показывает стремление студента приобрести диплом при формальном усвоении знаний и искать обходные пути при сдаче экзаменов и зачетов.

Результаты представлены в виде процента студентов, отнесенных по результатам анализа ответов к той или иной шкале. Максимально возможное значение выраженности каждого мотива составляет 100%, минимальное - 0%.

Результаты

Выявлено, что у 44% студентов 1 курса и 39% 2 курса преобладает шкала приобретения знаний, у 33% студентов 1 курса и 29% 2 курса -овладения профессией, у 23% студентов 1 курса и 32% 2 курса - получения диплома.

Таким образом, у большинства студентов младших курсов лечебного факультета (77% студентов 1 курса и 68% студентов 2 курса) преобладают шкалы приобретения знаний и овладения профессией, что говорит об адекватном выборе ими получаемого образования.

На основании полученных результатов были выделены «группы риска» - те академические группы, в которых процент избравших приоритетом «получение диплома» намного превышал средний по курсам. Был разработан план работы со студентами, избравшими приоритетом «получение диплома», включающий такие мероприятия, как:

- Изучение и анализ мнения студентов 1-2 курсов о преподавании дисциплины «Введение в клинику».

- Включение в тематику проведения кураторских часов тем:

• «О политике УО «ВГМУ» в области образования»;

• «О значимости и престижности профессии врача».

- Проведение психологического тестирования студентов указанных групп с целью выявления психологического климата и заинтересованности в обучении.

- Информирование о работе студенческого научного общества в УО «ВГМУ», перспективах

и возможностях его участников.

- Проведение мониторинга и психологических тренингов со студентами группы риска.

- Активное привлечение студентов групп риска к участию в работе СНО.

- Проведение бесед и разъяснительной работы о значимости фундаментального образования на младших курсах в подготовке врача.

В реализации плана предполагается активное участие не только профессорско-преподавательского состава университета, кураторов, социально-психологической службы, студенческого научного общества, но и тьюторов. Роль последних как наставников и пример для подражания, несомненно, повысит учебную мотивацию студентов младших курсов.

Обсуждение

Большая часть студентов младших курсов лечебного факультета правильно профессионально ориентирована и правильно определила профиль получаемого образования Преобладание шкалы «получение диплома» у меньшей части студентов свидетельствует о том, что они не в полной мере стремятся приобретать знания, развивать любознательность, надлежащим образом овладевать профессиональными знаниями и формировать профессионально важные качества. Это можно объяснить тем, что юноши и девушки, скорее всего, выбрали специальность не самостоятельно, и в результате не удовлетворены ею. Однако это может свидетельствовать и о том, что у таких студентов преобладают внешние мотивы, а не внутренние, которые носят личностно значимый характер, обусловлены познавательной потребностью личности, удовлетворением, получаемым от процесса познания и реализации своего потенциала.

Проведение работы по стимулированию учебно-профессиональной мотивации студентов младших курсов сотрудниками университета и тьюторами позволит повысить их заинтересованность в получении знаний и приобретении компетенций, необходимых врачу. Для этого необходимо, опираясь на политику университета в области качества, акцентировать внимание студентов на целях и задачах учебной деятельности, приобретаемых в ее результате компетенциях, повысить разнообразие индивидуальных и групповых форм и методов аудиторной и внеаудиторной работы со студентами, совершенствовать систему межличностных отношений.

Заключение

Анализ результатов анкетирования, указывающий на преобладание у студентов младших курсов шкал приобретения знаний и овладения профессией, свидетельствует об их правильном профессиональном ориентировании и адекватном выборе получаемого образования.

Выделение «групп риска», избравших приоритетом получение диплома, организация индивидуальной работы с ними позволят повысить учебно-профессиональную мотивацию такой категории студентов, качество подготовки к будущей деятельности по сохранению и укреплению

References

1. Enikeeva AM, Baymuratov TR, Khamadeev EF, Nasretdinova LM, Khusaenova AA. Professional motivation of medical students. Molodoi Uchenyi. 2016;(21):869-70. (In Russ.)

здоровья и оптимизировать процесс высшего медицинского образования.

Литература

1. Профессиональная мотивация студентов медицинского вуза / А. М. Еникеева [и др.] // Молодой ученый. - 2016.

- № 21. - С. 869-870.

2. Лесниченко, А. И. Мотивация, как основа учебной деятельности студентов медицинского вуза / А. И. Лесни-ченко // Междунар. журн. приклад. и фундам. исслед. -2017. - № 4, ч. 1. - С. 171-173.

3. Лесниченко, А. И. Развитие института тьюторства в высшем образовании / А. И. Лесниченко, О. С. Бутенко, В. С. Бутенко // Современ. наукоемкие технологии. - 2015.

- № 12, ч. 2. - С. 292-296.

Поступила 01.03.2018 г. Принята в печать 31.05.2018 г.

2. Lesnichenko AI. Motivation as a basis of educational activity of students of medical high school. Mezhdunar Zhurn Priklad Fundam Issled. 2017;(4 ch 1):171-3. (In Russ.)

3. Lesnichenko AI, Butenko OS, Butenko VS. Development of the Institute of tutorship in higher education. Sovremen Naukoemkie Tekhnologii. 2015;(12 ch 2):292-6. (In Russ.)

Submitted 01.03.2018 Accepted 31.05.2018

Сведения об авторах:

Щастный А.Т. - д.м.н., профессор, ректор Витебского государственного ордена Дружбы народов медицинского университета;

Коневалова Н.Ю. - д.б.н., профессор, проректор по учебной работе, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;

Городецкая И.В. - д.м.н., профессор, декан лечебного факультета, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;

Козловская С.П. - к.м.н., доцент, зам. декана лечебного факультета, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;

Побяржин В.В. - к.б.н., доцент, зам. декана лечебного факультета, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет.

Information about authors:

Shchastniy A.T. - Doctor of Medical Sciences, professor, rector, Vitebsk State Order of Peoples ' Friendship Medical University;

Konevalova N.Y. - Doctor of Biological Sciences, professor, pro-rector for academic affairs, Vitebsk State Order of Peoples ' Friendship Medical University;

Gorodetskaya I.V. - Doctor of Medical Sciences, professor, dean of the Medical Faculty, Vitebsk State Order of Peoples ' Friendship Medical University;

Kozlovskaya S.P. - Candidate of Medical Sciences, associate professor, deputy dean of the Medical Faculty, Vitebsk State Order of Peoples ' Friendship Medical University;

Pobyarzhin V.V. - Candidate of Biological Sciences, associate professor, deputy dean of the Medical Faculty, Vitebsk State Order of Peoples ' Friendship Medical University.

Адрес для корреспонденции: Республика Беларусь, 210023, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, деканат лечебного факультета. E-mail: gorodecka-iv@ mail.ru - Городецкая Ирина Владимировна.

Correspondence address: Republic ofBelarus, 210023, Vitebsk, 27 Frunze ave., Vitebsk State Order ofPeoples'Friendship Medical University, Medical Faculty. E-mail: [email protected] - Irina V. Gorodetskaya.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.