© ГОРОДЕЦКАЯ И.В., ЗАХАРЕВИЧ В.Г., 2016
ОЦЕНКА ФАКТОРОВ, ПОЛОЖИТЕЛЬНО И ОТРИЦАТЕЛЬНО ВЛИЯЮЩИХ НА УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ
ГОРОДЕЦКАЯ И.В., ЗАХАРЕВИЧ В.Г.
УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», г.Витебск, Республика Беларусь
Вестник ВГМУ. - 2016. - Том 15, №4. - С. 122-128.
THE EVALUATION OF FACTORS POSITIVELY AND NEGATIVELY INFLUENCING THE STUDENTS' ACADEMIC ACHIEVEMENTS
GORODETSKAYA I.V., ZAKHAREVICH V.G.
Educational Establishment «Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University», Vitebsk, Republic of Belarus
Vestnik VGMU. 2016;15(4):122-128.
Резюме.
По результатам анкетирования 180 студентов (по 30 студентов каждого курса лечебного факультета) выявлены факторы, положительно и отрицательно влияющие на успеваемость студентов. К первой группе относятся умение рационально распределять свое время в течение дня, целеустремленность, время, затрачиваемое на подготовку к занятиям, занятия спортом, полноценное питание, применение витаминов и других биологически активных веществ, продолжительность сна; ко второй - неблагоприятная атмосфера в группе, курение, большое количество времени, затрачиваемое на работу в социальных сетях, посещение вечерных и ночных развлекательных заведений.
Ключевые слова: успеваемость, студенты, положительные факторы, отрицательные факторы. Abstract.
According to the results of the survey of 180 students (in groups of 30 students from each course of the medical faculty) those factors that positively and negatively influence the academic achievements of the students have been revealed. The first group includes the ability to efficiently allocate their time during the day, purposefulness, time spent on the preparation for their classes, going in for sports, rational diet, the use of vitamins and other biologically active substances, sleep duration; the second group includes the unfavourable atmosphere in a group, smoking, a large amount of time spent on social networking, visiting evening and night places of amusement. Key words: academic achievements, students, positive factors, negative factors.
Уровень образования во многом определяется успеваемостью студента, зависящей от факторов социально-психического и социально-педагогического характера, а также от психофизиологических особенностей личности студента. В успешности деятельности студента долгое время ведущая роль отводилась интеллектуальному уровню обучающегося. Однако сегодня установлено, что успеваемость зависит и от ряда других факторов [1-4].
С 2009 года в составе лаборатории инновационной педагогики нашего университета функционирует студенческий сектор. В 2014-
2015 учебном году темой его исследований была оценка факторов, положительно и отрицательно влияющих на успеваемость студентов УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет».
Материал и методы
Было опрошено 180 студентов лечебного факультета (по 30 студентов с каждого курса).
Респондентам предлагалось ответить на вопросы анкеты:
1. Ваш рейтинг.
2. Умеете ли Вы рационально распределять свое время в течение дня?
3. Считаете ли Вы себя целеустремленным человеком?
4. Сколько времени Вы тратите на подготовку к занятиям ежедневно?
5. Хватает ли Вам учебников?
6. Как Вы оцениваете атмосферу в группе?
7. Как Вы оцениваете взаимоотношения с преподавателями?
8. Делаете ли Вы зарядку (занимаетесь спортом)?
9. Является ли Ваше питание полноценным?
10. Принимаете ли Вы витамины или другие биологически активные вещества?
11. Употребляете ли Вы алкоголь?
12. Употребляете ли Вы психотропные вещества?
13. Курите ли Вы?
14. Сколько времени в день Вы проводите в социальных сетях?
15. Часто ли Вы посещаете вечерные или ночные развлекательные заведения?
16. Считаете ли Вы время, обычно затрачиваемое Вами на сон, достаточным?
17. Укажите факторы, которые, по Вашему мнению, мешают Вам учиться.
Результаты и обсуждение
Обработка результатов анкетирования выявила:
I. Факторы, положительно влияющие на успеваемость студентов
Умение рационально распределять свое
время в течение дня. Более половины опрошенных студентов считают, что умеют делать это (от 50% на 2 курсе до 70% на 1 и 5 курсах) (рис. 1). Наименьшее количество таких студентов на 3 курсе (42%). При этом на всех курсах обнаружена прямая связь со средним баллом: у студентов, не умеющих, по их мнению, правильно распределять своё время в течение дня, рейтинг ниже в среднем на 0,9 балла.
Целеустремленность. Большинство студентов полагают, что им присуще это качество (на 2 курсе - 73%, 5 курсе - 87%). Прямая корреляция с рейтингом также прослеживается на всех курсах: у студентов, считающих себя целеустремленными, он в среднем на 1,1 балла выше (рис. 2).
Количество времени, которое студенты затрачивают на подготовку к занятиям ежедневно. При анализе ответов на этот вопрос вполне предсказуемо оказалось, что большинство студентов 1 курса (67%) тратят ежедневно 4 и более часов (рис. 3). На 2 и 3 курсах количество студентов, затрачивающих такое же количество времени на подготовку, снижается до 37% и 23% соответственно. На 4 курсе оно вновь увеличивается (до 46%), а потом уменьшается на старших курсах (до 20% на 5 курсе и 36% на 6 курсе). Соответственно этому на старших курсах возрастает число студентов, которые тратят на подготовку к занятиям меньшее количество времени, - по 2-3 часа в день.
Количество студентов, затрачивающих на подготовку к занятиям менее часа, наибольшее на старших курсах (20% - на 5 пятом курсе, 22% - на 6 курсе). Вероятно, это связано с тем, что многие студенты этих курсов под-
70%
70%
60% — 50% -I— 40% 30% 4—
20% -I— 10%
58%
60%
50% 50%
6,2 5,9
30%
40%
6,8
60%
30%
40%
7,5
курс 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс 6
□ да ил нет
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
83%
85%
83%
73%
87%
-7-77—
17%
27%
5,6-
15%
17%
7,0
13%
□ да по нет
30%
7,3
курс 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс 6
7,4
7,3
7,5
7,6
8,1
7,5
5.2
3.2
8,0
6,4
5,1
6,5
5,75
Рисунок 1 - Ответы на вопрос: «Умеете ли Вы Рисунок 2- Ответы на вопрос: «Считаете ли Вы
рационально распределять своё время в течение себя целеустремленными?»; % - рейтинг студентов. дня?»; % - рейтинг студентов.
80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
67% —75—
65%
60%
33%
0%
46%
37
17%
-5,5
37%
12
48% 46%
23%
20%
42%
8,1 36%
20% 22%
инвд
курс 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс 6 | идо часа И2 -3 часа Ш4 и более часов |
Рисунок 3 - Время, затрачиваемое студентами на подготовку к занятиям ежедневно.
100% 90% — 80% — 70% — 60% — 50% — 40% — 30% — 20% — 10% 0%
87%
82% 83% 85% 87%
80%
13%
18%
17%
15%
13%
20% 7,5
курс 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс 6
□ да пнет
Рисунок 4 - Ответы на вопрос: «Хватает ли Вам учебников?».
5.2
3.4
6.1
7.4
7.3
7.9
5.9
5.9
71
5.8
6.0
рабатывают в медицинских учреждениях в качестве младшего и среднего медицинского персонала и уделяют меньше времени учебе. Настораживает тот факт, что 17% студентов 2 курса также тратят на подготовку к занятиям менее часа в день. Установлена прямая корреляция со средним баллом, что также вполне объяснимо: чем меньше затрачивается времени на подготовку к занятиям, тем меньше рейтинг - в зависимости от курса, в среднем на 0,5 балла.
Учитывая замечания студентов, высказываемые ими при анонимном анкетировании, о нехватке учебных пособий, был задан вопрос: «Хватает ли Вам учебников?». Как следует из данных, представленных на рис. 4, свыше 80% студентов считают себя полностью обеспеченными учебными пособиями. Их средний балл, в среднем, на 0,6 больше, чем у остальных респондентов.
Очень радует тот факт, что более 50%
всех студентов занимаются спортом (рис. 5). Их количество увеличивается с 53% на 1 курсе до 58% на 3 курсе. На 4 и 5 курсах оно снижается до 53% и 40% соответственно, а на 6 курсе -вновь увеличивается до 63%. Выявлена прямая связь с рейтингом: у студентов, занимающихся спортом, он выше в среднем на 0,6 балла.
Своё питание полноценным считают около 66% респондентов. Прямая корреляция со средним баллом выявляется, начиная с 3 курса (рис. 6).
Преобладающее число студентов 1, 3, 4 и 6 курсов принимают витамины (43%-70%). При этом прямая связь со средним баллом выявляется на всех курсах, кроме пятого: у студентов, принимающих витамины, рейтинг в среднем выше на 0,5 балла (рис. 7).
Большинство студентов младших курсов (60% - 1 курс, 73% - 2 и 4 курсы) считают время, затрачиваемое ими на сон, недостаточным, что вполне соответствует их адаптации к уче-
53%
50% 40% 30% 4— 20% 10%
57% —61—
58%
53%
47%
43%
42%
7.4 47%
40%
7.5
□ да ¡ш нет
63%
60% 8.0 6.8
37%
7.7
курс 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс 6
Рисунок 5 - Ответы на вопрос: «Занимаетесь ли Вы спортом?».
90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
83%
70% 65%
57% 7,9
43%
30% 6.0 35%
6,8
60%
17%
курс 1
курс 2 курс 3 курс 4 курс 5
□ да и нет
77%
40%
23%
7.8
курс 6
Рисунок 6 - Ответы на вопрос: «Является ли Ваше питание полноценным?».
7.4
7.3
5.9
5.8
6.9
□ да шнет
Рисунок 7 - Ответы на вопрос: «Принимаете ли Вы витамины?».
бе в университете, студенты остальных курсов (62% - 3 курс, 53% - 5 курс, 73% - 6 курс) - достаточным. При этом на большинстве курсов прослеживается чёткая корреляция с рейтингом (за исключением студентов 3 и 5 курсов): в среднем он выше на 0,6 балла (рис. 8).
П.Факторы отрицтельно влияющие на успеваемость студентов
Атмосфера в группе. Как благоприятную её характеризует большинство студентов младших и старших курсов (от 57% на 2 и 6 курсах до 67% на 1 и 5 курсах) (рис. 9). Большая часть студентов 3 и 4 курсов оценивает её как нейтральную (69% и 54% соответственно). Однако около 7% студентов этих курсов считают, что атмосфера в группе имеет негативный характер.
Преобладающее число студентов (от 53% на 2 и 6 курсах и 70% на 1 курсе) оценивает взаимоотношения с преподавателями по-
| ида иинет |
Рисунок 8 - Ответы на вопрос: «Считаете ли Вы время, обычно затрачиваемое на сон, достаточным?».
ложительно. Прямая связь со средним баллом прослеживается на всех курсах: у студентов, положительно оценивающих отношения с преподавателями, он в среднем больше на 0,3 (рис. 10).
Радует тот факт, что большинство респондентов всех курсов не употребляет алкоголь, включая лёгкие спиртные напитки, а незначительная часть, если и употребляет, то делает это крайне редко (рис. 11). При этом прослеживается прямая корреляция с рейтингом: у студентов, совсем не употребляющих спиртные напитки, он в среднем выше на 0,7 балла.
Ни один из опрошенных студентов не употребляет психотропные вещества (рис. 12).
От 65 до 80% воздерживаются от такой вредной привычки, как курение. Так же, как и в ситуации с употреблением легких спиртных напитков, выявлена очень четкая прямая связь с рейтингом: у некурящих студентов он в сред-
70% 60% -50% -40% -30% -20% -10% -0%
69%
7,1
од
8%
54%
40%
/,4
п
6%
43%
курс 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс 6 | □ положительно и негативно ЕЛ нейтрально |
Рисунок 9 - Ответов на вопрос: «Как Вы оцениваете атмосферу в группе?».
80% 70%
70%
60%
—58% 53% 6 7 7,3
63%
6,1 47% 61—
30%
42%
40%
37% 6,1
8,0 47%
7,7
60% -50% 40% -30% 20% 10% -0% ■!—
курс 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс 6 | □ положительно и негативно ер нейтрально |
Рисунок 10 - Ответы на вопрос: « Как Вы оцениваете взаимоотношения с преподавателями?».
53%
7,4
7,2
80
7,5
7,9
6,0
6,9
7,7
7,2
80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
47% 7.6
курс 1
67%
53%
53%
57%
57%
47%
—5.9
43%
43%
33%
53%
47% _!£
-7.9
курс 2 курс 3 курс 4 курс 5
курс 6
□да, легкие спиртные напитки ¡ш совсем не употребляю
Рисунок 11 - Ответы на вопрос: «Употребляете ли Вы алкоголь?».
100% 80% 60% 40% 20% 0%
курс 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс 6
□ да ¡шнет
Рисунок 12 - Ответы на вопрос: «Употребляете ли Вы психотропные вещества?».
Г44
6.1
7.0
6.5
5.9
90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
77% —7«-
80%
80%
70%
23% 6.6
65%
35%
7.2"
20
63%
37%
—65
курс 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс 6
□да шнет
Рисунок 13 - Распределение ответов на вопрос: «Курите ли Вы?».
80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
69%
50%
43% 30%
27%
30%
20%
12
50%
33
9%
17%
43% 43% 43%
14%
1
33% 24%
Ш
курс 1
курс 2
курс 3
курс 4
курс 5
курс 6
□ до часа Ш2 -3 часа 0 4 и более часов
Рисунок 14 - Ответы на вопрос: «Время, которое студенты проводят в социальных сетях».
8.6
7.6
7.3
7.4
6.7
8.0
нем выше на 0,7 балла (рис. 13).
При оценке времени, которое респонденты затрачивают на общение в социальных сетях, оказалось, что для студентов 1-3 курсов оно составляет 2-3 часа в день (от 43% на 1 курсе до 69% на 3 курсе). Число студентов, проводящих в соцсетях указанное количество времени, падает на 4 курсе до 33%, а на 5 курсе - увеличивается до 43%. На 4 курсе половина студентов проводит в социальных сетях 4 и более часов, а вторая половина - до часа (17%) или 2-3 часа (как уже отмечалось, 33%) (рис. 14). Респонденты старших курсов тратят на общение в социальных сетях до часа в день (43% опрошенных).
Вероятнее всего, это связано с их большей занятостью, дежурствами в клиниках, работой в медицинских учреждениях. При этом наблюдается следующая связь с рейтингом: у студентов, которые проводят в соцсетях меньше времени, он выше - в среднем на 0,5 балла.
Это означает, что чем больше времени студент проводит в социальных сетях, тем ниже его успеваемость.
Вполне ожидаемо, что развлекательные заведения студенты младших курсов посещают редко (13% на 1 курсе и 10% на 2 курсе). На 5 курсе этот показатель увеличивается до 17%, 3 курсе - до 38%, на 4 и 6 курсах - до 60% и 63% соответственно. Рейтинг студентов, посещающих развлекательные заведения, оказался на 0,6 балла ниже (рис. 15).
Кроме обозначенных в анкете, студентами были предложены и другие факторы, которые, по их мнению, мешают учиться:
- Недостаточная мотивация.
- Лень.
- Условия проживания.
- Недостаток времени для отдыха.
- Недостаток заинтересованности.
- Собственная неорганизованность.
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
87%
90%
13%
10%
83%
62%
60%
38%
40% 7,8
63%
37% -
курс 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс 6
□ да на нет
Рисунок 15 - Ответы на вопрос: «Часто ли Вы посещаете развлекательные заведения?».
Заключение
Членами студенческого сектора лаборатории инновационной педагогики выявлены факторы, положительно и отрицательно, влияющие на успеваемость студентов нашего университета.
К факторам, способствующим успеваемости студентов, относятся: умение рационально распределять своё время в течение дня, целеустремленность, время, затрачиваемое на подготовку к занятиям (чем оно больше, тем выше средний балл учащихся), занятия спортом, достаточное количество учебных пособий, полноценное питание, применение витаминов или других биологически активных
2.
3.
References
Gorodetskaya IV, Gorbachev VV, Klopov NA. Problema liderstva v studencheskoi srede VGMU [The problem of leadership among the students of VSU]. Vestn VGMU. 2014;13(1):121-8.
Gorodetskaya IV, Konevalova NYu. Laboratoriia innovatsionnoi pedagogiki VGMU [Laboratory BSU innovative pedagogy]. Vestn VGMU. 2013;12(1):117-22.
Gorodetskaya IV, Konevalova NYu, Solodovnikova OI. Analiz urovnia stressoustoichivosti studentov
веществ, достаточное время, затрачиваемое на сон. При этом прослеживается прямая корреляция этих факторов с рейтингом.
Отрицательное влияние на успеваемость оказывают следующие факторы: негативная атмосфера в группе, употребление легких спиртных напитков, курение, большое количество времени, затрачиваемое на работу в социальных сетях, посещение вечерних и ночных развлекательных заведений.
Необходимо обратить внимание студентов на полученные результаты и учитывать их при организации образовательного процесса.
Литература
1. Городецкая, И. В. Проблема лидерства в студенческой среде ВГМУ / И. В. Городецкая, В. В. Горбачёв, Н. А. Клопов // Вестн. ВГМУ. - 2014. - Т. 13, № 1.
- C. 121-128.
2. Городецкая, И. В Лаборатория инновационной педагогики ВГМУ / И. В. Городецкая, Н. Ю. Ко-невалова // Вестн. ВГМУ. - 2013. - Т. 12, № 1. - C. 117-122.
3. Городецкая, И. В. Анализ уровня стрессоустойчи-вости студентов Витебского государственного медицинского университета / И. В. Городецкая, Н. Ю. Коневалова, О. И. Солодовникова // Вестн. ВГМУ.
- 2013. - Т. 12, № 4. - C. 140-145.
4. Коневалова, Н. Ю. Студенческий сектор системы повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием / Н. Ю. Коневалова, И. В. Городецкая // Высшая школа: проблемы и перспективы : 11-я междунар. науч.-метод. конф., Минск, 30 окт. 2013 г. - Минск : РИВШ, 2013. - С. 114-116.
Поступила 22.06.2016г. Принята в печать 05.08.2016г.
Vitebskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta [Analysis of the stress level of students of the Vitebsk State Medical University]. Vestn VGMU. 2013;12(4):140-5. 4. Konevalova NYu, Gorodetskaya IV. Studencheskii sektor sistemy povysheniia kachestva podgotovki spetsialistov s vysshim obrazovaniem [Students' Quality Improvement System sector training specialists with higher education]. V: Vysshaia shkola: problemy i perspektivy: 11-ia mezhdunar nauch-metod konf Minsk 30 okt 2013 g. Minsk, RB: RIVSh; 2013. Р. 114-6.
Submitted 22.06.2016 Accepted 05.08.2016
Сведения об авторах:
Городецкая И.В. - д.м.н., профессор, декан лечебного факультета УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»;
Захаревич В.Г. - студентка 3 курса лечебного факультета УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет».
6.2
7,5
8.2
Information about authors:
Gorodetskaya I.V. - Doctor of Medical Sciences, professor, dean of the medical faculty, Educational Establishment «Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University»;
Zakharevich V.G. - the third-year medical student, Educational Establishment «Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University».
Адрес для корреспонденции: Республика Беларусь, 210023, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27, УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», деканат лечебного факультета. E-mail: [email protected] - Городецкая Ирина Владимировна.
Correspondence address: Republic of Belarus, 210023, Vitebsk, 27 Frunze ave., Educational Establishment «Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University», dean's office of the medical faculty. E-mail: [email protected] -Gorodetskaya Irina V.