Вестник Омского университета. Серия «Право». 2018. № 3 (56). С. 136-142.
УДК 349.23/24
DOI 10.25513/1990-5173.2018.3.136-142
РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕРЫВОВ В МЕХАНИЗМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
THE ROLE OF SOCIAL BREAKS IN THE MECHANISM OF LEGAL REGULATION
OF LABOR RELATIONS
М. А. ВИШНЯКОВА (M. A. VISHNJAKOVA)
Характеризуется правовая природа социальных перерывов, а также иллюстрируется их влияние на формирование трудового законодательства. Настоящая работа в свете постановки проблемы разграничения времени отдыха и социальных перерывов в работе призвана также продемонстрировать необходимость совершенствования законодательства в рассматриваемом вопросе.
Ключевые слова: трудовые отношения; социальные перерывы в работе; оплата перерывов; реформирования системы социального страхования.
The author in this article outlines the legal nature of social breaks, also illustrated by their influence on the shaping of labour legislation. This work in the light of the problem of differentiation of rest time and social breaks in the work is also intended to demonstrate the need to improve the legislation in the matter under consideration.
Key words: labour relations; social breaks in work; payment of breaks; reform of the social insurance system.
Термин «перерыв в работе» является легальным, однако, несмотря на его неоднократное упоминание в законе и даже вынесение на уровень наименования гл. 18 Трудового кодекса Российской Федерации (далее -ТК РФ; Кодекс) [1], определение данного термина в законе отсутствует, а из системного толкования положений Кодекса усматривается следующее.
Согласно ст. 100 ТК РФ перерывы в работе являются одним из элементов режима работы и должны обязательно присутствовать при распределении рабочего времени по календарной неделе. Других выводов данная статья сделать не позволяет, так как ориентирована на базовый учётный период в РФ (календарную неделю). Могут или нет существовать перерывы в работе за пределами режима рабочей недели, не ясно.
Исходя из содержания перечисленных в гл. 18 ТК РФ статей и наименования этой главы, можно заключить, что перерывы в ра-
боте отделены от понятия «выходные и нерабочие праздничные дни» и таким образом фактически представляют собой внутри-сменные перерывы и обязательный еженедельный непрерывный отдых не менее 42 часов подряд.
При этом перерывов в течение рабочего дня (смены) в гл. 18 ТК РФ имеется всего два - для отдыха и питания и специальные для обогревания, хотя законодатель далее в ч. 4 Кодекса выделяет и третий их вид -для кормления ребёнка (детей) в возрасте до 1,5 лет. То есть дефект юридической техники уже присутствует.
Однако и кроме этого видно, что еженедельный перерыв по цели использования накладывается на выходные дни, что, в свою очередь, отражает норма ст. 107 ТК РФ, но фактически в ТК РФ присутствуют не только еженедельные выходные дни, а ещё и дополнительные к ним. То есть в отношении выходного дня, исходя из структуры гл. 18 ТК РФ,
© Вишнякова М. А., 2018 136
до конца нет ясности в том, это всё-таки перерыв в работе или нет. И одновременно в ст. 107 ТК РФ имеет место упоминание такого вида времени отдыха, как «ежедневный (междусменный) отдых», о котором ничего не сказано в гл. 18 ТК РФ, но который согласно ст. 100 ТК РФ однозначно относится к элементам режима рабочего времени.
Таким образом, следует заключить, что согласно ст. 107 ТК РФ перерывы - это вид времени отдыха, но собственно перерывом назван только отдых в течение рабочего дня (смены); согласно ст. 100 ТК РФ вместо перерывов в течение рабочего дня (смены) в режим работы входят уже перерывы в работе, которые, в свою очередь, что следует из текста гл. 18 ТК РФ, уже могут иметь место и в течение рабочей недели. Однако уже по совокупности норм гл. 16 ТК РФ можно порассуждать на предмет того, что если перерывы в работе - это неотъемлемая часть режима работы, то такие режимы, которые выходят во времени за пределы календарной недели (базового учётного периода) и могут доходить до одного года, - суммированный учёт, гибкий график, сочетание суммированного учёта и сменной работы (скользящий график) и т. п. - предполагают перерывы в работе, выходящие за пределы понятия «перерывы в течение рабочего дня (смены)».
Понятие «перерыв» с учётом сказанного выше использовано законодателем в тематическом словосочетании «перерыв в работе» и «перерыв в течение рабочего дня (смены)» по-разному и одновременно - в более узком его понимании, чем позволяет его общелексическое значение. Следовательно, фактически можно считать перерывом любые формы прекращения какого-либо действия или же промежуток времени, на который прекращается действие, течение, развитие чего-либо.
Применительно к трудовому законодательству в период перерывов в работе работник свободен от выполнения своей трудовой функции, хотя может быть не полностью освобождён от выполнения иных (нефункциональных) трудовых обязанностей. В таком, широком значении термина под понятие «перерыв» или «перерыв в работе» подпадает значительное число конструкций трудового законодательства: ежедневный (междусменный) отдых, все виды отпусков, привлечение
работника к исполнению государственных и общественных обязанностей и т. д., часто по-разному именуемых и имеющих разную институциональную природу.
Как любое правовое явление, перерывы в работе не могут существовать бессистемно и нуждаются в классификации, которая, в свою очередь, основывается на узком или, напротив, широком понимании термина «перерыв в работе». Автор настоящей статьи с учётом сказанного выше о неопределённости понятия «перерыв в работе» придерживается широкого понимания данного термина и по цели все перерывы в работе подразделяет на трудовые, социальные и организационно-функциональные (экономические).
Выделение социальных перерывов в трудовой деятельности обусловлено тем, что человек как индивид обладает определённым социальным статусом и в течение всей жизни выполняет множество социальных ролей, лишь одной из которых является роль работника. Ввиду того, что не все социальные задачи работника решает и в принципе должен решать институт времени отдыха, в механизме правового регулирования трудовых отношений требуются и иные перерывы в трудовой деятельности, с отдыхом не связанные и имеющие при этом самостоятельное значение и социально значимые причины. В этой связи для понимания авторского подхода к понятию «перерыв в работе» необходимо отдельно остановиться на социальных перерывах и связанных с ними проблемах правового регулирования и правоприменения.
Социальные перерывы в работе можно определить следующим образом: это временное неисполнение работником своей обязанности лично выполнять определённую трудовым договором трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, а работодателем - обязанности по предоставлению работнику работы по обусловленной трудовой функции в целях реализации прав и свобод общегражданского статуса работника (например, как лица с семейными, общественными, государственными, социальными и прочими публично-значимыми обязанностями).
К категории социальных перерывов в работе (трудовой деятельности) автор относит:
- нерабочие праздничные дни;
- специальные отпуска;
- период временной нетрудоспособности работника;
- привлечение работника к исполнению государственных или общественных обязанностей;
- перерыв для кормления ребёнка (детей) в возрасте до 1,5 лет.
Можно выделить следующие особенности социальных перерывов в работе.
1. Они не предназначены для восполнения рабочих сил и предоставляются вне зависимости от физической усталости работника.
2. Такие перерывы предоставляются по желанию работника вне зависимости от желания работодателя.
Например, работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специа-литета или программам магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка (ст. 173 ТК РФ).
3. Самостоятельное использование социальных перерывов работником не может рассматриваться как прогул.
Согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 г. № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» [2] в силу ст. 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю, другому лицу, воспитывающему детей без матери) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. При этом необходимо учитывать, что не является дисциплинарным проступком использование работником дополнительных выходных дней в случае, если работодатель в нарушение предусмотренной законом обязанности отказал в предоставлении таких дней.
Аналогичная судебная практика имеется и относительно других социальных перерывов [3].
4. Социальные перерывы в работе (за исключением нерабочих праздничных дней) предоставляются тем, кто нуждается в повышенной заботе и защите со стороны государства.
5. Указанные перерывы предназначены для реализации социальных прав работника и тяготеют больше к конституционному праву, нежели к трудовому. По этой же причине нерабочие праздничные дни отнесены автором к социальным перерывам.
В связи с тем, что социальные перерывы не относятся к времени отдыха и не связаны со статусом человека как работника, работодатель оплачивать их не обязан.
Например, возмещение работодателю расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ, производится территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации за счёт межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в соответствии с ч. 17 ст. 37 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"» [4].
Согласно определению Верховного Суда РФ от 8 июня 2015 г. № 309-КГ15-5305 названные выплаты не являются вознаграждением в рамках трудового договора, поскольку в силу их характера не являются оплатой труда работников, как она определена ст. 129 ТК РФ, а производятся в виде сохранения заработка в пользу только той категории работников, которая в силу своих семейных обязанностей осуществляет уход за ребёнком-инвалидом, следовательно имеют компенсационный характер.
Необходимо отметить, что гарантию по предоставлению дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами необходимо распространить также на работу по совместительству, обязав работодателей предоставлять эти дни одномоментно по аналогии с ежегодным оплачиваемым трудовым отпуском. Ведь согласно ст. 287 ТК РФ гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, предоставляются лицам, работающим по совместительству, в полном объёме, за исключением гарантии и компенсации лицам, совмещающим работу с получением образования, а также лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые предоставляются работникам только по основному месту работы.
Не вызывает возражений и то, что отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребёнком и отпуска работникам, усыновившим ребёнка обеспечиваются за счёт пособий по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере. Целевым назначением указанных пособий является возмещение работнику утраченного в связи с указанными отпусками заработка.
Однако по действующему законодательству часть оплаты социальных перерывов в работе всё же лежит на работодателе.
Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» [5] (далее - Федеральный закон № 255-ФЗ) установлено, что финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счёт средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счёт средств страхователя (работодателя), а именно пособие по временной нетрудоспособности в случаях, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 255-ФЗ, выплачивается застрахованным лицам (за исключением застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязатель-
ному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со ст. 4.5 Федерального закона № 255-ФЗ) за первые три дня временной нетрудоспособности за счёт средств страхователя (работодателя), а за остальной период начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности за счёт средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
В свою очередь с 1-го дня временной нетрудоспособности за счёт средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации выплачивается пособие застрахованным лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со ст. 4.5 Федерального закона № 255-ФЗ, а также в случаях, предусмотренных п. 2-5 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 255-ФЗ.
Такое «обременение» работодателя можно объяснить только целью снизить расходы государства в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона № 255-ФЗ работодатель обязан перечислять страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в силу прямого указания закона. Средства обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности формируются за счёт уплаты страхователями (в нашем случае работодателями) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и должны быть полностью направлены на обеспечение обязательного социального страхования застрахованных лиц на случай временной нетрудоспособности.
В июле 2017 г. Омская область и ещё несколько субъектов Российской Федерации (республики Адыгея, Алтай, Бурятия, Калмыкия, Алтайский и Приморский края, Амурская, Вологодская, Орловская, Магаданская, Томская и Еврейская автономная области) присоединились к «пилотному проекту Фонда социального страхования», запущенному в рамках реформирования системы социального страхования.
Указанное реформирование началось в 2011 г. и проводится поэтапно.
С инициативой модернизации существующего порядка выплаты пособий по временной нетрудоспособности, материнству и детству выступил Фонд социального страхования Российской Федерации (далее -Фонд). Предложение изменить действующую «зачётную» систему (т. е. механизм выплаты работодателем пособий застрахованным лицам в счёт уплаты страховых взносов в Фонд) на систему непосредственного назначения и выплаты пособий Фондом (его региональными отделениями) было поддержано Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
В 2011 г. новая система выплат была опробована в Нижегородской области и Карачаево-Черкесской Республике. В 2012 г. участниками пилотного проекта стали ещё 6 субъектов Российской Федерации: Астраханская, Курганская, Новгородская, Новосибирская, Тамбовская области и Хабаровский край.
Причиной реформирования системы социального страхования является несоответствие на сегодняшний день «зачётного» принципа экономическим реалиям. Принципы страхования, как и права застрахованного лица, могут быть нарушены в случае, если предприятие объявляется банкротом. Выплату гарантированных законодательством пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до достижения возраста 1,5 лет в указанной ситуации придётся требовать через суд. В аналогичную ситуацию попадает застрахованное лицо, если работодатель просто отказывается платить названные выше пособия. В основном такая ситуация связана с выплатами пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребёнком. Модернизация системы необходима и для усиления контроля Фонда за экспертизой временной нетрудоспособности.
Нововведения «пилотного проекта» коснулись граждан, работающих по трудовым договорам, работодателей и учреждения здравоохранения. Поменялась система взаиморасчёта между территориальным органом Фонда
и страхователем (работодателем): страхователи будут уплачивать страховые взносы в бюджет Фонда в полном объёме без уменьшения их на суммы выплат, как в настоящее время. Выплата пособий производится непосредственно территориальными органами Фонда.
Реформирование системы социального страхования исключит возможность страхового мошенничества, а также позволит свести риск невыплат пособий застрахованным гражданам к нулю в случае, когда у предприятия арестованы счета, оно находится в стадии банкротства или ликвидации [6].
Нормативным основанием реформы системы социального страхования является Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2011 г. № 294 «Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012-2020 гг. территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [7] (далее -Постановление № 294).
Согласно Положению об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 гг. застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утверждённому Постановлением № 294, при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соот-
ветствующего вида пособия (далее - заявление) и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень документов, необходимых для назначения и выплаты пособий, определяется в соответствии с Федеральным законом № 255-ФЗ и Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [8].
Страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и необходимых документов представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом.
В случае прекращения страхователем деятельности, в том числе при невозможности установления его фактического местонахождения, на день обращения застрахованного лица в целях получения пособия застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) вправе самостоятельно представить в территориальный орган Фонда по месту регистрации его работодателя в качестве страхователя заявление и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
После получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий.
В случае выявления территориальным органом Фонда нарушений установленного порядка выдачи, продления и оформления медицинской организацией или страхователем листка нетрудоспособности территориальный орган Фонда в течение 5 рабочих дней со дня получения листка нетрудоспособности направляет (вручает) страхователю в установленном порядке извещение с указанием перечня необходимых исправлений и листок нетрудоспособности для внесения в него соответствующих исправлений.
Территориальный орган Фонда в течение 3 рабочих дней со дня получения исправленного листка нетрудоспособности принимает решение о назначении и выплате пособия при наличии документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
При поступлении в территориальный орган Фонда документов или сведений, подтверждающих наличие оснований для отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности, предусмотренных ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 255-ФЗ, территориальный орган Фонда выносит мотивированное решение о таком отказе.
Решение об отказе в назначении пособия по временной нетрудоспособности направляется (вручается) застрахованному лицу (его уполномоченному представителю) в течение 2 рабочих дней со дня принятия указанного решения.
Выплата пособий осуществляется территориальным органом Фонда путём перечисления соответствующего пособия на банковский счёт застрахованного лица, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов или сведений, которые необходимы для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
Вместе с тем предложенное реформирование системы социального страхования не освобождает работодателя от бремени выплаты за счёт собственных средств пособия по временной нетрудоспособности за первые 3 дня временной нетрудоспособности.
Такое обременение работодателя является нарушением государством своих прямых обязанностей и передачи их части третьим лицам.
По мнению автора, указанные обременения работодателя противоречат части первой ст. 7 Конституции Российской Федерации, поэтому недопустимы.
В связи с этим необходимо внести изменения в Федеральный закон и установить, что пособие по временной нетрудоспособности в случаях, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 Фе-
дерального закона № 255-ФЗ, выплачивается застрахованным лицам за счёт средств бюджета Фонда с 1-го дня временной нетрудоспособности.
Ещё одним обременением работодателя является оплата перерывов для кормления ребёнка.
Так, по ст. 258 ТК РФ перерывы для кормления ребёнка (детей) включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка, т. е. за счёт работодателя. Работодатель обязан по выбору женщины такие перерывы присоединить к перерыву для отдыха и питания либо в суммированном виде перенести как на начало, так и на конец рабочего дня (рабочей смены) с соответствующим его (её) сокращением.
Перерыв для кормления ребёнка предоставляется в целях создания благоприятных и безопасных условий труда и обеспечения равенства возможностей в осуществлении трудовых прав и свобод женщинам, имеющим детей в возрасте до 1,5 лет, с учётом их общественно значимых особенностей, в частности выполнения функций материнства и воспитания детей. Следовательно, оплата перерывов для кормления ребёнка в размере среднего заработка обусловлена социальным статусом работника и как таковая не является оплатой за труд, направлена на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей в возрасте до 1,5 лет.
Таким образом, оплата перерывов для кормления ребёнка по своей правовой природе носит характер мер государственной поддержки, является проявлением социальной функции государства и в силу сказанно-
го не должна производиться за счёт средств работодателя. Эти денежные средства также должны обеспечиваться за счёт межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда.
Представляется, что законодателю необходимо чётко выделить социальные перерывы в трудовом праве и, исходя из их правовой природы, установить регулирование и оплату, ведь предоставление дополнительных прав и гарантий лишь одной стороне трудового договора не способно обеспечить присущий сфере труда баланс интересов участников трудовых и связанных с ними отношений.
1. СЗ РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.
2. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2014. - № 4.
3. Апелляционное определение СК по гражданским делам Оренбургского областного суда от 13 мая 2014 г. по делу № 33-2545/2014; Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 10 сентября 2014 г. по делу № 33-995/2014; Апелляционное определение СК по гражданским делам Пензенского областного суда от 26 мая 2015 г. по делу № 33-936/2015. - Доступ из СПС «Гарант».
4. СЗ РФ. - 2009. - № 30. - Ст. 3739.
5. СЗ РФ. - 2007. - № 1 (ч. I). - Ст. 18.
6. О пилотном проекте // Фонд социального страхования Российской Федерации : [офиц. сайт]. - URL: http://fss.ru/ru/fund/77496/77565 /index.shtml.
7. СЗ РФ. - 2011. - № 18. - Ст. 2633.
8. СЗ РФ. - 1995. - № 21. - Ст. 1929.