Научная статья на тему 'РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА'

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
роль / социальная ответственность / структура / личностный потенциал / role / social responsibility / structure / personal potential

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сулейманова Раиса Валиабдуллаевна

В статье раскрыта роль социальной ответственности в структуре личностного потенциала. Социальная ответственность, являясь значимым компонентом социальности, определяет меру нравственной ответственности личности за своё поведение и поступки в социуме. Подчеркнута проблема развития социальной ответственности студентов, способствующей формированию у педагогического сообщества представления о такой деятельности, которая направлена на создание необходимых условий для эффективного нравственного воспитания студентов и успешного решения проблем и задач социализации молодежи. Автор пришел к выводу, что социальная ответственность играет значимую роль в структуре личностного потенциала. Она помогает людям осознать и использовать свои личностные качества и способности для достижения социальных изменений. Соединение социальной ответственности и личностного потенциала призвано создать более справедливое и устойчивое общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the role of social responsibility in the structure of personal potential. Social responsibility, being a significant component of sociality, determines the measure of moral responsibility of an individual for his/her behaviour and actions in society. The problem of development of students' social responsibility is underlined, contributing to the formation of the pedagogical community's idea of such activity, which is aimed at creating the necessary conditions for effective moral education of students and successful solution of problems and tasks of youth socialisation. The author came to the conclusion that social responsibility plays a significant role in the structure of personal potential. It helps people to realise and use their personal qualities and abilities to achieve social change. The combination of social responsibility and personal potential is designed to create a more just and sustainable society.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА»

внутренний мир «аборигенов» и наоборот. А, следовательно, способствовать развитию воздействия «мягкой силы», как принято говорить сейчас, или укреплению «дружбы народов», как это называлось в Советском Союзе. В любом случае, взгляды на жизнь и ценностные установки, сформировавшиеся за годы учебы в России, а также приобретенные знания и друзья способствуют повышению популярности российского образования и интереса к нашей стране в мире. Как показывает опыт современных зарубежных государств, а в прошлом - Советского Союза, подобное воздействие на международные отношения зачастую оказываются даже эффективнее, нежели воздействие с помощью военных или иных рычагов давления. И юридическое образование, полученное иностранцами в России, и, кстати, весьма востребованное для подготовки чиновников и иных «управленцев», способно внести в этот процесс воздействия достойный вклад.

Литература:

1. Веревкин, О.Л. Использование потенциала российских вузов для подготовки иностранных студентов / О.Л. Веревкин // Социологическая наука и социальная практика. - 2017. - № 3,- С. 128-146

2. Глухов, А.П. Образовательный экспорт в системе высшего образования: кейс томских вузов / А.П. Глухов // Вестник ТГПУ. -2018. - №7. - С. 143-148

3. Майер, А. Россия заняла шестое место в мире по числу иностранных студентов / А. Майер. // Ведомости. - 2023. -13 мар.-С. 4.

4. Министерство науки и высшего образования: сайт. - 2023. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo (дата обращения 10.04.2023)

5. Национальный проект «Образование»: сайт. - 2023. - URL: http://goverment.ru.info/35566/ (дата обращения 16.07.2023)

6. Правительство Российской Федерации: сайт. -2023. - URL: http:// goverment.ru/news/ (дата обращения: 10.07.2022)

7. Российская Федерация. Указы Президента. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период 2024 года: Указ президента № 204 от 07.05.2018: [Собрание законодательства РФ. 2018. №20. Ст. 2817]. -Москва: Проспект, 2018.-23 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики Сулейманова Раиса Валиабдуллаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА

Аннотация. В статье раскрыта роль социальной ответственности в структуре личностного потенциала. Социальная ответственность, являясь значимым компонентом социальности, определяет меру нравственной ответственности личности за своё поведение и поступки в социуме. Подчеркнута проблема развития социальной ответственности студентов, способствующей формированию у педагогического сообщества представления о такой деятельности, которая направлена на создание необходимых условий для эффективного нравственного воспитания студентов и успешного решения проблем и задач социализации молодежи. Автор пришел к выводу, что социальная ответственность играет значимую роль в структуре личностного потенциала. Она помогает людям осознать и использовать свои личностные качества и способности для достижения социальных изменений. Соединение социальной ответственности и личностного потенциала призвано создать более справедливое и устойчивое общество.

Ключевые слова: роль, социальная ответственность, структура, личностный потенциал.

Annotation. The article reveals the role of social responsibility in the structure of personal potential. Social responsibility, being a significant component of sociality, determines the measure of moral responsibility of an individual for his/her behaviour and actions in society. The problem of development of students' social responsibility is underlined, contributing to the formation of the pedagogical community's idea of such activity, which is aimed at creating the necessary conditions for effective moral education of students and successful solution of problems and tasks of youth socialisation. The author came to the conclusion that social responsibility plays a significant role in the structure of personal potential. It helps people to realise and use their personal qualities and abilities to achieve social change. The combination of social responsibility and personal potential is designed to create a more just and sustainable society.

Key words: role, social responsibility, structure, personal potential.

Введение. В быстро меняющемся современном мире обществу и государству возникает потребность в социально ответственных, социально активных и творческих людях.

Учитывая социально-экономические трудности, именно система образования играет решающую роль в социальном развитии учащихся, которое является неотъемлемым и целостным субъективным качеством личности и определяет успешность социализации учащихся.

Актуализация проблемы развития социальной ответственности у студенческой молодежи способствует формированию у педагогического сообщества представлений о деятельности, которая направлена на создание необходимых условий доя эффективного воспитания студентов и успешного решения проблем и задач социализации обучающихся.

Изложение основного материала статьи. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года признается проблема воспитания личности, способной самостоятельно принимать решения, осознавать свою деятельность, понимать ценность социальной ответственности и иметь глубокую убежденность в том, что поставленные цели, действия и поведение принесут пользу себе и другим [7].

Социальная ответственность должна формироваться в период активной социальной зрелости молодежи, и в этом процессе особая роль отводится образовательным учреждениям, которые должны создавать атмосферу динамичной и интенсивной социальной жизни, организовывать ценные межличностные отношения, стимулировать эмоциональное переживание учащимися событий в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, иными словами, организовывать насыщенную и социально значимую жизнедеятельность, способную формировать социальную ответственность у молодежи.

Система вузовского воспитания призвана обеспечить достижение обучающимся личностных результатов, определенными ФГОС ВО:

- сформировать у студента основы российской идентичности;

- подготовить учащихся к личностному развитию;

- повысить мотивацию к познанию и обучению;

- сформировать ценности и социально-значимые личностные качества ценностные установки личности;

- активизировать студентов в социально-значимой деятельности, развивать общие и профессиональные компетенции в выбранной профессии.

Дефиниция «ответственность» изучалась отечественными учеными (К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Н.В. Антипина, Е.Ю. Богатская, Н.В. Винокурова и др.).

Как показал теоретический анализ, ответственность как личностное качество достаточно широко рассматривается в психологии, подчеркивается важность этого феномена. Однако возможности исследования ответственности на сегодняшний день еще не исчерпаны.

Социальная ответственность обучающихся - это осознание будущими специалистами последствий принимаемых ими решений, готовность применять действующие правовые нормы для решения задач юридической, моральной и гражданской ответственности при анализе состояния производственных событий, явлений и процессов, умение определять меры по обеспечению безопасности и стабильности общества.

Социальная ответственность играет важную роль в структуре личностного потенциала. Она представляет собой совокупность ценностей, норм и принципов, которые подразумевают действия и решения, ориентированные на благосостояние общества и окружающих людей.

В современном обществе все больше людей осознают важность социальной ответственности и стремятся внести свой вклад в решение общественных проблем. В этом контексте, личностный потенциал - это набор индивидуальных качеств и способностей, которые можно использовать для достижения положительных социальных изменений. Он включает в себя личностные характеристики, такие как эмпатия, солидарность, компетентность, ответственность и мотивация.

Личностный потенциал и социальная ответственность взаимосвязаны и взаимозависимы. Используя свой личностный потенциал, люди могут проявлять социальную ответственность и влиять на изменения в обществе. Например, человек, обладающий эмпатией, может понять и сопереживать проблемам других людей и, исходя из этого, принимать действия, которые помогают им.

Личностный потенциал - это совокупность всех способностей, навыков, качеств и ресурсов, которыми обладает человек и которые могут быть использованы для достижения успеха в различных сферах жизни. Он описывает внутренние ресурсы и возможности личности, которые могут быть развиты и максимально использованы для достижения личных и профессиональных целей.

Важной особенностью личностного потенциала является его индивидуальность и уникальность для каждого человека. Он зависит от различных факторов, таких как генетика, окружение, образование, опыт и личные установки. Кроме того, личностный потенциал может изменяться с течением времени и с уровнем развития личности. Развитие и использование личностного потенциала является одной из ключевых задач саморазвития и самосовершенствования. Это включает в себя осознание своих сильных и слабых сторон, работу над улучшением навыков и качеств, установление и достижение личных и профессиональных целей, а также развитие эмоционального, интеллектуального и духовного потенциала. Осознание и развитие личностного потенциала позволяет человеку жить более осмысленную и удовлетворительную жизнь, достигать личного и профессионального роста, а также оказывать положительное влияние на окружающих.

Социальная ответственность также играет важную роль в формировании личностного потенциала. Она помогает развивать этические и моральные ценности, а также способствует развитию навыков принятия решений и умения работать в команде. Люди, осознающие свою социальную ответственность, часто стремятся к личностному и профессиональному развитию, чтобы лучше вносить свой вклад в общество.

В итоге, социальная ответственность и личностный потенциал взаимно укрепляют друг друга. Люди, осознающие свою социальную ответственность и использующие свой личностный потенциал для блага общества, становятся лидерами и возглавляют процессы положительных социальных изменений. Они способны вдохновить и мотивировать других людей и создать устойчивое и справедливое общество.

В целом, можно сказать, что выше обозначенная дефиниция рассматривается как ожидание общества по отношению к действиям отдельных лиц, групп, общественных и молодёжных объединений, а так же степень сформированности осознания молодёжи своего долга перед социумом.

В отечественной психологии ответственность изучается в контексте более общей проблемы - нравственного развития личности. Именно в этом плане рассматривается соотношение вербального и реального ответственного поведения подростков и юношей, нормативная регуляция такого поведения и т.п.

В «Словаре по социальной педагогике» ответственность определяется как «способность человека понимать, что последствия его действий соответствуют поставленным целям и принятым в обществе или группе нормам, что приводит к ощущению причастности к общему делу» [6].

Исследователь О.В. Донева различает у педагога ответственность внутреннюю и внешнюю [1].

Воспитание социальной ответственности - целенаправленное воспитание личности, обладающей внутренней свободой, способной принимать решения и поступать в соответствии с добровольно принятыми морально-нравственными ценностями общества.

Поэтому цель формирования социальной ответственности студенческой молодёжи - стать профессионалами, способными самостоятельно принимать ответственные решения на основе своих специальных компетенций, принципов социальной ответственности, профессиональной подготовки, социально ответственного мышления и поведения.

В процессе обучения преподаватель способствует развитию способности обучаемого использовать собственный опыт, обращаясь к его жизненному опыту. Необходимо создавать условия и возможности для пересмотра обучающимися своих прежних представлений, получения новых знаний и поиска личностного смысла своей будущей профессиональной деятельности. Следовательно, в учебно-воспитательном процессе обучающемуся передаются социальные и профессиональные ценности, он активно приобщается к ним.

В.И. Новосельцев [3, С. 35] выделяет три группы взаимосвязанных факторов, которые предоопределяют формирование социальной ответственности старших подростков, в том числе, в процессе межличностных отношений:

- социальные макро факторы жизнедеятельности (на уровне всего социума);

- социокультурные мезо факторы (СМИ, региональные особенности, традиции, субкультуры);

- микросоциум (семья, сверстники, общественные и религиозные организации).

И.М. Сеченов в своих работах пишет о том, что развитие желаний и ответственности зависят от среды, в которой человек растёт.

Воспитательная среда - совокупность специально-организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействий с которой происходит становление и развитие личности.

Взаимодействие со средой можно рассмотреть с двух сторон:

- социально-психологической (взаимовосприятие);

- деятельностно-коммуникативной (взаимоотношение).

В процессе такого взаимодействия происходит актуализация личностного потенциала обучающихся посредством включения в определённую средовую ситуацию [4, С. 65].

Ведущим направлением деятельности в вузе является развитие устойчивой социально ответственной позиции личности студента по отношению к себе и к обществу, которая предполагает, что студент - это активный преобразующий субъект актуальной ситуации общественных отношений.

Формы организации учебного процесса, направленного на формирование у обучающегося социальной ответственности, разработаны с учетом специальностей и структуры учебных дисциплин.

Индивидуальная форма организации познавательной деятельности оснащена комплектом разноуровневых учебных заданий для самостоятельного выполнения.

Парная форма подразумевает обучение в составе пар сменного состава. В зависимости от сложности учебного материала предусмотрены два варианта формы организации познавательной деятельности:

- хорошо успевающий обучающийся выступает в роли обучающего, при этом он не только обучает слабоуспевающего, но и закрепляет собственные знания;

- паритетные и партнерские отношения: обучение происходит взаимно.

Групповая форма подразумевает сотрудничество нескольких обучающихся (3-5) в процессе самостоятельного решения конкретной учебной задачи с последующим самоконтролем и оценкой с применением комплекта дидактических материалов.

Общегрупповая форма основана на одновременном участии всех обучающихся и реализуется в ходе комбинированных лекций, семинарских занятий.

Общефакультетская или общевузовская форма заключается в проведении обучающей дискуссии, в наши дни уровень индивидуальной и институциональной ответственности во многом определяет будущее нашей планеты которой участвует большинство обучающихся. Дискуссия направлена на приобретение участниками институционального опыта социальной ответственности, обеспечивающей развитие их самостоятельности в процессе принятия и реализации ответственных решений для достижения поставленных целей.

Фактические проявления социальной ответственности обучающихся связаны с проявлением их социальных ролей в обществе, связанных с проявлением ответственности перед другими людьми и окружающей средой. Данные проявления включают в себя различные аспекты:

1. Участие обучаемых в социальных проектах (в деятельности различных региональных некоммерческих организаций, в волонтерской работе в местных сообществах и др.).

2. Социальная поддержка и солидарность. Студенты должны быть открытыми к нуждающимся, быть эмпатичными и оказывать практическую поддержку в различных жизненных ситуациях, в случае её необходимости.

3. Экологическая ответственность. Студенты должны бережно относиться к природе, стремиться к ее сохранению и участвовать в экологических проектах, направленных на устранение загрязнения, увеличение общественного осведомления и восстановление природных ресурсов.

4. Активное гражданство. Студенты должны участвовать в политической и социальной жизни своего общества, оказывать активное гражданское сопротивление неравенству и незаконным действиям, а также участвовать в голосовании и выборах.

5. Содействие общественной справедливости. Студенты должны поддерживать равноправие, бороться с дискриминацией и неравенством, а также противодействовать насилию и нарушению прав человека.

Роль социальной ответственности студентов является важной частью их образования, поскольку она помогает им развить этические и моральные ценности, научиться работать в коллективе и стать активными и вовлеченными членами общества.

Реализация студентами своей социальной ответственности проявляется в различных формах, таких как волонтёрство, участие в общественных организациях, участие в акциях по защите окружающей среды, борьба с бедностью и повышение доступности образования. Высокая социальная ответственность студентов способствует формированию активного и гражданского общества, вносит вклад в устойчивое развитие общества.

Выводы. Таким образом, социальная ответственность играет значимую роль в структуре личностного потенциала. Она помогает людям осознать и использовать свои личностные качества и способности для достижения социальных изменений. Соединение социальной ответственности и личностного потенциала призвано создать более справедливое и устойчивое общество.

Литература:

1. Донева, О.В. Теоретическое обоснование модели развития социальной ответственности студентов технологического вуза / О.В. Донева // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13528 (дата обращения: 16.06.2023)

2. Куницина, С.М. Модель формирования ответственности у студентов в целостном образовательном процессе педагогического вуза / С.М. Куницина // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова, 2009. -№ 4. - С. 77-79

3. Новосельцев, В.И. Формирование у школьников моральной ответственности в межличностных отношениях: авторефератдис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01/Новосельцев ВикторИванович,-Москва,2007.-47 с.

4. Сеченов, И.М. Психология поведения: избранные психологические труды / И.М. Сеченов; под ред. М.Г. Ярошевского. - Москва; Воронеж: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; 2006. - 364 с.

5. Скобелева, Т.М. Социальная ответственность - интегральное качество гражданина-патриота / Т.М. Скобелева // Среднее профессиональное образование. 2009. - № 10. - С. 53-55

6. Словарь по социальной педагогике / Автор-составитель Мардахаев Л.В. - М.: Академия, 2002. - 388 с.

7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р]. - URL: http//council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fecl5756.pdf (дата обращения: 16.06.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.