Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД РФ'

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД РФ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сотрудники ОВД РФ / социальная ответственность / социальная ответственность сотрудников ОВД РФ / профессиональные обязанности / личностные характеристики / формирование социально важных качеств / социально-ориентированная профессия / employees of the Department of Internal Affairs of the Russian Federation / social responsibility / social responsibility of employees of the Department of Internal Affairs of the Russian Federation / professional duties / personal characteristics / formation of socially important qualities / socially oriented profession

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кочиев Иван Юрьевич, Рыбалкин Дмитрий Александрович

Актуальность статьи обусловлена тем, что профессиональная деятельность сотрудников ОВД является социально-ориентированной, следовательно, данные сотрудники должны обладать такими характеристиками, которые дают возможность осуществлять свои профессиональные обязанности, эффективно взаимодействуя с окружающими. В связи с этим сотрудники ОВД должны обладать социальной ответственностью, которая, по нашему мнению, является главенствующей характеристикой личностно-профессиональной сферы данной категории служащих. Социальная ответственность сотрудников ОВД не всегда регулируется какой-либо внутренней политикой или инструкциями, однако ее ключевая роль заключается в социально ориентированной и высоко преданной профессиональной деятельности. В настоящее время, в период обострения политической и экономической ситуации в мире развитие социальной ответственности сотрудников ОВД РФ становится как никогда своевременным. Цель статьи анализ понятия «социальная ответственность сотрудников ОВД РФ» и технологий ее формирования. В работе представлены основные точки зрения на понятия «социальная ответственность» и «социальная ответственность сотрудников ОВД РФ», рассмотрены функции и компоненты социальной ответственность данной категории служащих, проанализированы методы и технологии формирования социальной ответственность сотрудников ОВД РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance of the article is due to the fact that the professional activities of the internal affairs agencies officers are socially oriented, therefore, these employees should have such characteristics that enable them to carry out their professional duties, effectively interacting with others. In this regard, internal affairs agencies officers should have social responsibility, which, in our opinion, is the dominant characteristic of the personal and professional sphere of this category of employees. The social responsibility of internal affairs agencies officers is not always governed by any internal policies or instructions, but its key role lies in socially oriented and highly committed professional activities. Currently, during the period of aggravation of the political and economic situation in the world, the development of social responsibility of employees of the Department of Internal Affairs of the Russian Federation becomes more timely than ever. The purpose of the article is to analyze the concept of "social responsibility of employees of the Department of Internal Affairs of the Russian Federation" and the technologies for its formation. The work presents the main points of view on the concepts of "social responsibility" and "social responsibility of employees of the internal affairs agencies officers of the Russian Federation," examined the functions and components of social responsibility of this category of employees, analyzed the methods and technologies for forming social responsibility of employees of the internal affairs agencies officers of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД РФ»

3. Deci, E.L. Cognitive Evaluation Theory: Effects of Extrinsic Rewards on Intrinsic Motivation. - 2016 https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-l-4613-4446-9 5 (дата обращения: 07.07.2023)

4. Guay, F. Student Motivation and Associated Outcomes: A Meta-Analysis from Self-Determination Theory / J.L. Howard, J.S. Bureau, F. Guay, J.X.Y. Chong, R. M. Ryan. -2020. - https://ecolebranchee.com/motivation-scolaire-pourquoi-persevere-t-on/ (дата обращения: 16.06.2023)

5. Véronneau, M.-H. How Do Individual Predispositions and Family Dynamics Contribute to Academic Adjustment Through the Middle School Years? The Mediating Role of Friends' Characteristics / M.C. Vaillancourt, A.O. Paiva, M.-H. Véronneau, T.J. Dishion. -2018. -https://journals.sagepub.com (дата обращения:10.06.2023)

6. Viau, P. La motivation en contexte scolaire. 2ème édition: pratiques pédagogiques / P. Viau. - 2007. - 204 p.

Педагогика

УДК 378.634:37.035

преподаватель кафедры физической подготовки Кочнев Иван Юрьевич

Казанский юридический институт МВД России (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника кафедры Рыбалкин Дмитрий Александрович

Казанский юридический институт МВД России (г. Казань)

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД РФ

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена тем, что профессиональная деятельность сотрудников ОВД является социально-ориентированной, следовательно, данные сотрудники должны обладать такими характеристиками, которые дают возможность осуществлять свои профессиональные обязанности, эффективно взаимодействуя с окружающими. В связи с этим сотрудники ОВД должны обладать социальной ответственностью, которая, по нашему мнению, является главенствующей характеристикой личностно-профессиональной сферы данной категории служащих. Социальная ответственность сотрудников ОВД не всегда регулируется какой-либо внутренней политикой или инструкциями, однако ее ключевая роль заключается в социально ориентированной и высоко преданной профессиональной деятельности. В настоящее время, в период обострения политической и экономической ситуации в мире развитие социальной ответственности сотрудников ОВД РФ становится как никогда своевременным. Цель статьи - анализ понятия «социальная ответственность сотрудников ОВД РФ» и технологий ее формирования. В работе представлены основные точки зрения на понятия «социальная ответственность» и «социальная ответственность сотрудников ОВД РФ», рассмотрены функции и компоненты социальной ответственность данной категории служащих, проанализированы методы и технологии формирования социальной ответственность сотрудников ОВД РФ.

Ключевые слова: сотрудники ОВД РФ, социальная ответственность, социальная ответственность сотрудников ОВД РФ, профессиональные обязанности, личностные характеристики, формирование социально важных качеств, социально-ориентированная профессия.

Annotation. The relevance of the article is due to the fact that the professional activities of the internal affairs agencies officers are socially oriented, therefore, these employees should have such characteristics that enable them to carry out their professional duties, effectively interacting with others. In this regard, internal affairs agencies officers should have social responsibility, which, in our opinion, is the dominant characteristic of the personal and professional sphere of this category of employees. The social responsibility of internal affairs agencies officers is not always governed by any internal policies or instructions, but its key role lies in socially oriented and highly committed professional activities. Currently, during the period of aggravation of the political and economic situation in the world, the development of social responsibility of employees of the Department of Internal Affairs of the Russian Federation becomes more timely than ever. The purpose of the article is to analyze the concept of "social responsibility of employees of the Department of Internal Affairs of the Russian Federation" and the technologies for its formation. The work presents the main points of view on the concepts of "social responsibility" and "social responsibility of employees of the internal affairs agencies officers of the Russian Federation," examined the functions and components of social responsibility of this category of employees, analyzed the methods and technologies for forming social responsibility of employees of the internal affairs agencies officers of the Russian Federation.

Key words: employees of the Department of Internal Affairs of the Russian Federation, social responsibility, social responsibility of employees of the Department of Internal Affairs of the Russian Federation, professional duties, personal characteristics, formation of socially important qualities, socially oriented profession.

Введение. Важнейшими критериями, сформированными российским государством к профессиональной деятельности сотрудников ОВД являются охрана правопорядка, жизни и здоровья граждан, их безопасности. В условиях политической нестабильности и кризиса происходит утрата общепризнанных социальных идеалов общества, отрицание основополагающих ценностей, в результате которых идет размывание сущности профессиональной служебной деятельности, превышение своих полномочий сотрудниками ОВД.

В связи с вышеизложенным назрела необходимость применения технологий формирования социальной ответственности сотрудников ОВД в рамках системы дополнительного образования.

Таким образом, в настоящее время сложилось противоречие между общественной потребностью в социально-ответственных, социально-ориентированных сотрудников ОВД РФ и недостаточностью педагогически разработанных и апробированных технологий по развитию этих качеств у данной категории служащих.

Данное противоречие позволяет выявить проблему исследования: посредством каких методов и технологий можно сформировать и развить компоненты социальной ответственности у сотрудников ОВД РФ в системе дополнительного образования.

Изложение основного материала статьи. По мнению О.В. Доневой, социальная ответственность является избирательным и осознанным отношением личности к своим действиям и последствиям этих действий [3].

Важную роль имеют исторические и традиционные критерии.

При детальном анализе вопросов социальной ответственности В.М. Иванова предположила, что социальная ответственность состоит из морально-нравственных, религиозных, правовых, политических, знаниевых и эстетических элементов [4].

А.Ф. Гулевская считает, что социальная ответственность может характеризоваться с разных позиций, внешне-внутренних, индивидуально-коллективных и т.д. То есть вытекает из требований окружающей среды [2].

Таким образом, социальная ответственность является характеристикой, присущей отдельным лицам, которая заключается в готовности работать над сохранением, изменением и развитием общественных связей (социальных отношений).

Исходя из вышеперечисленных определений, можно выделить важнейшие элементы социальной ответственности сотрудников ОВД:

- законопослушность и правомерность действий;

- готовность действовать в условиях риска;

- осознание последствий выбранных действий и т.д.

Социальная ответственность сотрудников ОВД формируется под влиянием следующих процессов [7]:

- регулярное и правдивое информирование сотрудника о происходящих ситуациях;

- формирование в сотруднике гордости и значимости своей профессии, чувства сопричастности к ней;

- формирование навыков эффективного межличностного взаимоотношения;

- формирование безопасного типа поведения личности сотрудника ОВД.

Проблема формирования и развития социальной ответственности сотрудников ОВД РФ заключается в двойственности их профессиональной деятельности:

- с одной стороны они осуществляют охрану правопорядка посредством защиты здоровья и жизни окружающих (функция защита);

- с другой стороны такая охрана зачастую сопровождается превышением полномочий при задержании преступников (функция принуждения).

Следовательно, происходит выбор между соблюдением и несоблюдением норм нравственного поведения.

Таким образом, социальная ответственность сотрудников ОВД РФ - это индивидуально-профессиональная характеристика личности, формирующаяся в процессе непрерывной работы над собой, определяющая мотивацию и формы профессионального поведения для выполнения профессиональных обязанностей согласно требованиям отраслевого нормативного законодательства.

По нашему мнению, эффективная модель формирования социальной ответственности сотрудников ОВД РФ выглядит следующим образом (таблица 1).

Таблица 1

Модель формирования социальной ответственности сотрудников ОВД РФ

Компонент | Функции

Подготовительный этап. Цель: формирование социальной ответственности как интегративного качества личности сотрудника ОВД РФ. обеспечивающее успешность его военно-профессиональной деятельности

Мотивадианно-ценносгный компонент Целепсдагания. мотивационная. ценностно-ориентаци онная

Содержательный компонент Информационная, интерпретационная, развивающая

Основной этап. Накопление опыта социально ответственного поведения

Деятельности ый Технологическая, р егл аментационн о- обучающая, рефлекси вно-нр авственн ая

Рефлекси вн о -р езультати еный Диага осгическая. контрольная, аналитическая

Для повышения результативности формирования социальной ответственности сотрудников ОВД РФ важно внедрять в систему дополнительного образования данной категории лиц педагогические технологии.

Среди современных инновационных технологий формирования социальной ответственности особое место занимают кейс-стади и сторителлинг [5].

Анализ современных педагогических технологий, связанных с реализацией совместной деятельности в учебной работе обучающихся позволил ознакомиться и всерьез заинтересоваться методом кейс-стади и технологией сторителлинга.

Метод кейсов - техника обучения, использующая описание различных реальных ситуаций профессиональной деятельности [1].

Обучение по данной технологии может проводится в одном из Учебных Центров МВД РФ.

В соответствии с данной педагогической технологии, каждому из сотрудников предлагается ситуация, которую необходимо решить несколькими возможными способами, а затем из всех вариантов выбрать и один, наиболее эффективный и обосновать свой выбор. Ситуации предлагаются исходя из специфики профессиональной деятельности ОВД.

Решая задачи формирования социальной ответственности, посредством применения данной технологии, реализуется развитие следующих личностных качеств сотрудников:

- принятие эффективных решений;

- безопасность поведения личности;

- разрешение конфликтных ситуаций.

Также эффективной в последнее время является технология сторителлинг.

Данная технология построена на использовании незаконченных историй с определенным сюжетом и персонажами.

Для эффективного применения сторителлинга в работе с сотрудниками ОВД РФ, важно применять ситуационную, социальную и культурную разновидности данной технологии, так как профессиональная деятельность данной категории служащих требует взаимодействия с людьми [6].

Используя данные виды сторителлинга можно развить у сотрудников ОВД РФ такие социально значимые качества, как коммуникативность, нравственность, эмоциональную отзывчивость.

При работе с сотрудниками ОВД посредством вышеуказанных технологий конечной целью должно стать самовоспитание социальной ответственности.

Самовоспитание - содержательная и целенаправленная работа сотрудников ОВД по формированию позиции социально ответственной личности с высокоразвитыми профессиональными качествами и стандартами поведения.

Этапы технологии самовоспитания сотрудников ОВД РФ представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Этапы технологии самовоспитания сотрудников ОВД РФ

В то время, как на первых четырех этапах у сотрудников ОВД РФ происходит формирование социальной ответственности, на пятом этапе она уже проявляется как реальная способность.

Таким образом, социальная ответственность интегрирована во всю систему отношений сотрудника ОВД РФ, общества, профессионального окружения. Социальная ответственность личности сотрудников МВД РФ формируется как результат государственного и социального заказа к профессионально-важным качествам данной категории служащих.

Выводы. Резюмируя вышеизложенное, мы можем прийти к следующим выводам.

Социальная ответственность сотрудников ОВД РФ - это индивидуально-профессиональная характеристика личности, формирующаяся в процессе непрерывной работы над собой, определяющая мотивацию и формы профессионального поведения для выполнения профессиональных обязанностей согласно требованиям отраслевого нормативного законодательства.

Исходя из вышеперечисленных определений, можно выделить важнейшие.

Проблема формирования и развития социальной ответственности сотрудников ОВД РФ заключается в двойственности их профессиональной деятельности.

Среди современных инновационных технологий формирования социальной ответственности сотрудников ОВД РФ были рассмотрены кейс-стади и сторителлинг.

Анализ современных педагогических технологий, связанных с реализацией совместной деятельности в учебной работе обучающихся позволил ознакомиться и всерьез заинтересоваться методом кейс-стади и технологией сторителлинга.

При работе с сотрудниками ОВД посредством вышеуказанных технологий конечной целью должно стать самовоспитание социальной ответственности. Технология самовоспитания состоит из пяти этапов, последним из которых является проявление социальной ответственности как реальной способности.

Литература:

1. Абилдина, A.C. Кейс-технология как один из инновационных методов в образовании / A.C. Абилдина // Педагогическая наука и практика. - 2019. - № 3 (25). - С. 18-23

2. Гулевская, А.Ф. Педагогические условия формирования социальной / А.Ф. Гулевская, В.П. Максимов. - Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2022. - 228 с.

3. Донева, О.В. Условия и критерии развития социальной ответственности у студентов технологического вуза / О.В. Донева. - М.: Кнорус, 2022. - 69 с.

4. Иванова, В.М. Элементы социальной ответственности / В.М. Иванова // Ярославский педагогический вестник-Ярославль. - 2022. - № 3. - С. 33-38

5. Рукавишников, A.B. Реализация в образовательном процессе курсантов организационно-педагогических условий развития социальной ответственности / A.B. Рукавишников // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология.-2021.-Т. 27. -№ 1.-С. 83-86

6. Рыбин, Д.Н. Возможности технологии сторителлинга в образовательном процессе вузов МВД России / Д.Н. Рыбин, А.Г. Степанищев // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. - 2022. - № 2(43). - С. 148-150

7. Яковлева, О.Г. Педагогические условия развития социальной ответственности у сотрудников МВД РФ / О.Г. Яковлева. - СПб: Питер, 2022. - 156 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.