DOI: 10.24412/2224-9133-2023-1-192-195 NIION: 2021-0079-1/23-36 MOSURED: 77/27-025-2023-01-36
КОРКМАЗОВ Алим Викторович,
подполковник полиции, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности, Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России,
e-mail: amv_1978@mail.ru
ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ВЕДОМСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД
Аннотация. Качественная подготовка сотрудников ОВД закладывает основы профессиональной деятельности и формирует эффективность образовательного процесса. Реформирование правоохранительной системы сопровождалось принятием Федерального закона «О полиции» и повышением требований к уровню профессионализма сотрудников ОВД. В числе актуальных проблем остается развитие многих профессионально значимых качеств личности обучающихся в стенах образовательных организаций МВД России, уходящих в тень профессиональных компетенций. Профессиональная ответственность сотрудника ОВД является феноменом, содержащим многообразие подходов к определению его сущностных, содержательных и структурных характеристик. Так, одна из них состоит в том, что ответственность выступает свойством личности, запрограммированным системой социальных отношений. Другая точка зрения основывается на определении ответственности в качестве принципа, обусловливающего ролевое поведение индивида в социальном пространстве. Установлено, что применение современных педагогических технологий в практике преподавания выявляют образовательный потенциал субъектов обучения. В числе наиболее часто используемых ресурсов и сервисов ИКТ преподаватели отмечают мессенджеры, социальные сети, электронную почту, где информация может без труда систематизироваться, преобразовываться, обмениваться, передаваться. Сделан вывод о том, что проведенный нами анализ выдвинутых положений лишний раз подчеркивают необходимость модернизации не только содержания образования, но и путей его организаций и смены механизмов его реализации.
Ключевые слова: цифровизация, профессиональная ответственность, сотрудники ОВД, трансформация образования, современные педагогические технологии.
IMPACT OF THE DIGITAL TRANSFORMATION OF DEPARTMENTAL EDUCATION ON FORMATION OF PROFESSIONAL RESPONSIBILITY ATS EMPLOYEES
Annotation. High-quality training of police officers lays the foundation for professional activity and forms the effectiveness of the educational process. The reform of the law enforcement system was accompanied by the adoption of the Federal Law "On Police" and an increase in the requirements for the level of professionalism of police officers. Among the urgent problems is the development of many professionally significant personality traits of students in the educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, leaving in the shadow of professional competencies. The professional responsibility of an internal affairs officer is a phenomenon that contains a variety of approaches to determining its essential, content and structural characteristics. So, one of them is that responsibility is a property of the individual, programmed by the system of social relations. Another point of view is based on the definition of responsibility as a principle that determines the role behavior of an individual in the social space. It has been established that the use of
чююжжжжжжжжшшшшшюжжжжжжшшшшшшюжжжжжжшшшшшюжжжжжж*ЩШШШШШЮЖЖЖЖЖЖШШШШШЮЖЖЖЖЖЖШШШШШШШШЖ.
KORKMAZOV Alim Viktorovich,
police lieutenant colonel, Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer department of law enforcement organization, North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
modern pedagogical technologies in the practice of teaching reveals the educational potential of the subjects of education. Among the most frequently used ICT resources and services, teachers note instant messengers, social networks, e-mail, where information can be easily systematized, transformed, exchanged, transmitted. It is concluded that our analysis of the proposed provisions once again emphasizes the need to modernize not only the content of education, but also the ways of its organization and change the mechanisms for its implementation.
Key words: digitalization, professional responsibility, police officers, transformation of education, modern pedagogical technologies.
Постановка проблемы. Современное общество характеризуется непрерывными преобразованиями, детерминирующими в социуме неопределённость, сложность, изменчивость и неоднозначность. Соответственно при таких характеристиках современного пространства существования, общения и профессиональной деятельности перманентность и изменчивость превращаются в обыденность и важными компетенциями молодых специалистов становятся умения быстрого, прагматичного, продуманного и поэтапного реагирования на них.
Указанные социокультурные, профессиональные и личностные преобразования обусловливают возросшие требования к уровню профессиональной подготовленности сотрудников органов внутренних дел (ОВД). А учитывая общественную значимость, престижность, сложность и многогранность правоохранительной деятельности, то постоянный интерес к подготовке кадров в образовательных организациях МВД России носит актуальный характер.
Методология исследования. Современная педагогика изобилует исследованиями по проблемам цифровизации образования. В современной образовательной среде наблюдается фундаментальный сдвиг и отход от условий традиционных систем образования. Внедряются новые образовательные технологии. В новой образовательной парадигме содержание курсов от неделимых форматов переходит к микроформатам, пассивное слушание трансформируется в активные действия, на смену единым учебникам приходят персонализированные траектории.
Качественная подготовка сотрудников ОВД закладывает основы профессиональной деятельности и формирует эффективность образовательного процесса. Реформирование правоохранительной системы сопровождалось принятием Федерального закона «О полиции» и повышением требований к уровню профессионализма сотрудников ОВД. В этой связи возросла роль педагогических знаний в подготовке контингента обучающихся в образовательных организациях МВД России, в частности в аспекте формирования у них профессиональной ответственности [1].
Следует понимать, что опыт преодоления последствий техногенных войн и военных кон-
фликтов последних десятилетий, возвращения к мирной жизни бывших военнослужащих, свидетельствует о том, что никакие противостояния не могут привести к победе без участия человеческих и воинских ресурсов. Выполняя роль представительства российского офицерства, сотрудники ОВД олицетворяют лучшие традиции и этические ценности, а также демонстрируют ответственное поведение.
В числе актуальных проблем остается развитие многих профессионально значимых качеств личности обучающихся в стенах образовательных организаций МВД России, уходящих в тень профессиональных компетенций. Главным компонентом профессиональной ответственности сотрудника ОВД является сложное профессионально-личностное образование в структуре личности, состоящее в готовности отвечать за результаты профессиональных действий и принимаемых решений в ходе несения службы. Вместе с тем грамотно управляя собственными действиями и действиями подчиненных сотрудник ОВД обеспечивает тактически и технически правильное решение служебных задач, а глубокое осознание и принятие нормативно-правовых установок избранной профессии формирует стрессоустойчивость, способность к саморегуляции психических состояний и сохраняет личност-но-профессиональную надежность. Таким образом, совокупность указанных качеств свидетельствуют об эффективности профессиональной деятельности.
Профессиональная ответственность
сотрудника ОВД является феноменом, содержащим многообразие подходов к определению его сущностных, содержательных и структурных характеристик. Так, одна из них состоит в том, что ответственность выступает свойством личности, запрограммированным системой социальных отношений. Другая точка зрения основывается на определении ответственности в качестве принципа, обусловливающего ролевое поведение индивида в социальном пространстве. Со своей стороны, хотим отметить объективную и субъективную сторону ответственности с проекцией на соотношения свободы и самостоятельности. А обусловливая важность профессиональной ответственности особое внимание следует уде-
лить отношению сотрудника ОВД к содержанию и результатам профессиональной деятельности, а также готовности отчитываться за ее последствия. Важно в процессе подготовки привить сотруднику осознание своих профессиональных обязанностей и готовность к активному их исполнению, а также навыки эмоционально-волевой устойчивости [3, 5, 6].
Осмысление особенностей профессиональной ответственности сотрудников ОВД в период цифровой трансформации общества является сущностью образовательного процесса, который можно отнести к числу важных аргументов понимания. В этом случае для повышения эффективности ведомственного образования очевидна необходимость широкого внедрения онлайн-тех-нологий, развитие платформенных и интеграционных сервисов совместно с сетевыми образовательными программами, которые одновременно станут актуализаторами ключевых показателей Государственной программы РФ «Научно-техническое развитие РФ на период 2019-2030 гг.».
Разработка и внедрение электронных ресурсов для реализации дистанционного обучения направлено на ускорение темпов развития человеческой цивилизации в целом и модификация процессуальной стороны образования в частности. В результате расширяются возможности использования различных каналов усвоения информации. При помощи цифровых инструментов учебный материал может с успехом визуализироваться, использоваться инфографика, дифференцироваться учебные задачи. Сотрудники ОВД приобретают навыки отбора, систематизации и упорядочения уже имеющейся информации, а также передачи рутинных операций цифровым инструментам. Наряду посредством цифровой информационно-образовательной среды реализуется возможность построения индивидуальной образовательной траектории в соответствии с интересами и потребностями обучающихся.
Следует понимать, что цифровизация образования уже сегодня демонстрирует совершенствование принципа наглядности, когда у обучающихся наблюдается усложнение умственных и практических действий. У многих обучающихся было замечено отсутствие мотивации на усложнение, поскольку, находясь в информационно-образовательной среде они ожидают упрощения, снижения нагрузки при помощи новых технологий. Это в некоторой степени дезорганизует их и на время притупляет интерес к обновляемым цифровым инструментам и сервисам. Наблюдается демотивация к учению [2].
В свете изложенного задача профессор-преподавательского состава, прежде всего, приспособиться к реальности, а затем продумы-
вать механизмы переключения, активизации познавательной преемственности. Кроме того, пристального внимания требует необходимость актуализации требований к применению наглядности в новых условиях, когда яркая эмоциональная концентрация, присутствующая в визуальном ряду, в сочетании с шумовыми эффектами обусловливают снижение восприятия материала. Решение указанных задач лежит в плоскости обновления педагогического инструментария и трансформации традиционных основ образовательного процесса, которые позволят достичь вариативности содержания, форм и методов, доступности и открытости, свободы для обучающегося, индивидуализации обучения, самоценности субъекта образования [1, 4]. Таким образом, применение современных педагогических технологий в практике преподавания выявляют образовательный потенциал субъектов обучения. В числе наиболее часто используемых ресурсов и сервисов ИКТ преподаватели отмечают мессен-джеры, социальные сети, электронную почту, где информация может без труда систематизироваться, преобразовываться, обмениваться, передаваться. Однако при формировании новой образовательной среды в меньшей степени используется образовательный потенциал ментальных карт, социальных классификаторов, инструментами виков, сервисов вебинаров и сервисов управления задачами и конструкторами проектов.
Вместе с тем необходимость формирования нового типа служителя правопорядка, профессиональный облик которого являет собой совокупность политических, социальных, правовых и нравственных норм, обусловливается изменениями в системе МВД России, которые требующего такого уровня подготовки, который способен обеспечить высокий уровень квалификации личного состава. Повышение профессиональной ответственности в совокупности с развитием необходимых способностей военно-профессиональной направленности является залогом успешного решения сотрудниками ОВД оперативно-служебных и служебно-боевых задач.
Заключение. В заключение отметим, что профессиональной ответственности сотрудника ОВД следует уделить особое внимание в контексте его отношения к содержанию и результатам профессиональной деятельности, а также готовности отчитываться за ее последствия. Важно в процессе подготовки привить сотруднику осознание своих профессиональных обязанностей и готовность к активному их исполнению, а также навыки эмоционально-волевой устойчивости. Проведенный нами анализ выдвинутых положений лишний раз подчеркивает необходимость модернизации не только содержания образова-
ния, но и путей его организаций и смены механизмов его реализации. А при наложении указанного на формирование профессиональной ответственности сотрудников ОВД можно достичь:
- длительного профессионального и личностного самосовершенствования;
- моделирование процесса достижения поставленных результатов;
- сочетания в структуре профессиональной ответственности профессионально-личностных, мотивационных, ценностных и регулятивно-пове-денческих компонентов.
Список литературы:
[1] Алдошина М.И., Михалева И.С. Формирование профессиональной ответственности у курсантов в цифровой трансформации образовательного процесса ведомственного вуза // В сборнике: Образовательное пространство в информационную эпоху. Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. Под редакцией С.В. Ивановой, И.М. Елкиной. Москва, 2022. С. 316-324.
[2] Дрянных Н.В., Куклина Л.В. Правосознание как фактор актуализации профессиональной субъектности юриста в цифровом обществе // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. № 3 (47). С. 69-84.
[3] Коробов А.С., Червинский В.Г. Эмоциональная удовлетворенность курсантов как компонент управленческой ответственности // Научное отражение. 2022. № 2 (28). С. 5-10.
[4] Кравцов О.И., Белова О.В. Правовая культура: проблемы и аспекты формирования у сотрудников ОВД // В сборнике: Актуальные вопросы современной науки образования. Сборник статей XXIV Международной научно-практической конференции. Пенза, 2022. С. 238-241.
[5] Николаева Н.В., Братищева В.В. Факторы формирования профессиональной надежности сотрудника полиции в период обучения // В сборнике: Актуальные проблемы адаптации курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России к условиям профессиональной деятельности: состояние и перспективы. Всероссийская научно-практическая конференция: сборник научных трудов. Москва, 2022. С. 386-394.
[6] Селезнева Н.Т., Соловьева Д.С. Психологическая структура ответственности сотрудников органов внутренних дел // Вестник Университета Российской академии образования. 2022. № 2. С. 4-17.
Spisok literatury:
[1] Aldoshina M.I., Mihaleva I.S. Formirovanie professional'noj otvetstvennosti u kursantov v cifrovoj transformacii obrazovatel'nogo processa vedomstvennogo vuza // V sbornike: Obrazovatel'noe prostranstvo v informacionnuyu epohu. Sbornik nauchnyh statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod redakciej S.V Ivanovoj, I.M. Elkinoj. Moskva, 2022. S. 316-324.
[2]Dryannyh N.V., Kuklina L.V. Pravosoznanie kak faktoraktualizaciiprofessional'nojsub»ektnostiyurista v cifrovom obshchestve //Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2022. № 3 (47). S. 69-84.
[3] Korobov A.S., CHervinskij V.G. Emocional'naya udovletvorennost' kursantov kak komponent uprav-lencheskoj otvetstvennosti // Nauchnoe otrazhenie. 2022. № 2 (28). S. 5-10.
[4] Kravcov O.I., Belova O.V. Pravovaya kul'tura: problemy iaspekty formirovaniya u sotrudnikov OVD// V sbornike: Aktual'nye voprosy sovremennoj nauki obrazovaniya. Sbornik statej XXIV Mezhdunarodnoj nauch-no-prakticheskoj konferencii. Penza, 2022. S. 238-241.
[5] Nikolaeva N.V., Bratishcheva V.V. Faktory formirovaniya professional'noj nadezhnosti sotrudnika policii v period obucheniya // V sbornike: Aktual'nye problemy adaptacii kursantov i slushatelej obrazova-tel'nyh organizacij MVD Rossii k usloviyam professional'noj deyatel'nosti: sostoyanie i perspektivy. Vserossi-jskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya: sbornik nauchnyh trudov. Moskva, 2022. S. 386-394.
[6] Selezneva N.T., Solov'eva D.S. Psihologicheskaya struktura otvetstvennosti sotrudnikov organov vnutrennih del // Vestnik Universiteta Rossijskoj akademii obrazovaniya. 2022. № 2. S. 4-17.