Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СТЕПЕНИ РИСКА ДЛЯ ЖИЗНИ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД НА ОСНОВЕ УЧЕТА ИХ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ'

ОЦЕНКА СТЕПЕНИ РИСКА ДЛЯ ЖИЗНИ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД НА ОСНОВЕ УЧЕТА ИХ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
сотрудники ОВД / оценка степени риска / психологическая устойчивость / адаптация к риску.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тхазеплов А.М., Тхазеплов Р.Л., Маргушев Х.Х.

Риск в профессиональной деятельности сотрудника ОВД играет особую роль. Каждый день, выходя на службу, сотрудник рискует тем или иным образом с целью добиться желаемого результата. Оценивая склонность к риску у слушателей курсов профессиональной подготовки сотрудников ОВД, руководители занятий отмечают, что она является вторичной характеристикой индивида, так называемым сопроводителем других личностных особенностей: стремление к поиску новых ощущений, упорство, импульсивность, тревожность и самоэффективность. Применяемые в настоящее время методы изучения и оценки сотрудников не содержат достаточных компонентов, позволяющих сделать правильные кадровые выводы. Причиной тому служит применение ненаучных подходов к данной оценке. Осуществляя психологическую работу с сотрудниками ОВД на курсах повышения квалификации необходимо обратить внимание на такой важный элемент, как психологическая готовность к риску для жизни. Выразителем психологической готовности выступает устойчивость, элементами которой выступают психическое и соматическое здоровье человека, внутренняя гармония. Уровнями устойчивости специалисты определяют: биологический, психологический и социальный. Биологический уровень психологической готовности представлен регуляцией напряжения, уравновешенностью, удержанием уровня напряжения в оптимальных пределах, сопротивляемостью. Сделан вывод о том, что слушатели курсов профессиональной подготовки сотрудников ОВД в процессе обучения должны достичь показателя благоразумной склонности к риску, которая способствует успешному решению задач службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тхазеплов А.М., Тхазеплов Р.Л., Маргушев Х.Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СТЕПЕНИ РИСКА ДЛЯ ЖИЗНИ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД НА ОСНОВЕ УЧЕТА ИХ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-5-306-310 NIION: 2018-0076-5/22-703 MOSURED: 77/27-023-2022-5-902

ТХАЗЕПЛОВ Аниуар Мухажидович,

кандидат педагогических наук, доцент института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования Кабардино-Балкарского государственного университета,

e-mail: amv_1978@mail.ru,

ТХАЗЕПЛОВ Рустам Леонидович,

майор полиции, старший преподаватель кафедры физической подготовки Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России,

аспирант КБГУ, е-mail: mail@law-books.ru

МАРГУШЕВ Хасан Хамитбиевич,

майор полиции, старший оперуполномоченный по особо важным делам отдела физической защиты

оперативно-розыскной части отдела гражданской защиты МВД России,

аспирант КБГУ, е-mail: mail@law-books.ru

ОЦЕНКА СТЕПЕНИ РИСКА ДЛЯ ЖИЗНИ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД НА ОСНОВЕ УЧЕТА ИХ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Аннотация. Риск в профессиональной деятельности сотрудника ОВД играет особую роль. Каждый день, выходя на службу, сотрудник рискует тем или иным образом с целью добиться желаемого результата. Оценивая склонность к риску у слушателей курсов профессиональной подготовки сотрудников ОВД, руководители занятий отмечают, что она является вторичной характеристикой индивида, так называемым сопроводителем других личностных особенностей: стремление к поиску новых ощущений, упорство, импульсивность, тревожность и самоэффективность. Применяемые в настоящее время методы изучения и оценки сотрудников не содержат достаточных компонентов, позволяющих сделать правильные кадровые выводы. Причиной тому служит применение ненаучных подходов к данной оценке. Осуществляя психологическую работу с сотрудниками ОВД на курсах повышения квалификации необходимо обратить внимание на такой важный элемент, как психологическая готовность к риску для жизни. Выразителем психологической готовности выступает устойчивость, элементами которой выступают психическое и соматическое здоровье человека, внутренняя гармония. Уровнями устойчивости специалисты определяют: биологический, психологический и социальный. Биологический уровень психологической готовности представлен регуляцией напряжения, уравновешенностью, удержанием уровня напряжения в оптимальных пределах, сопротивляемостью. Сделан вывод о том, что слушатели курсов профессиональной подготовки сотрудников ОВД в процессе обучения должны достичь показателя благоразумной склонности к риску, которая способствует успешному решению задач службы.

Ключевые слова: сотрудники ОВД, оценка степени риска, психологическая устойчивость, адаптация к риску.

TKHAZEPLOV Aniuar Mukhazhidovich,

candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the Institute of Pedagogy, Psychology and physical culture and sports education Kabardino-Balkarian State University

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

TKHAZEPLOV Rustam Leonidovich,

Police Major, Senior Lecturer department of physical training North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

postgraduate student of KBSU

MARGUSHEV Khasan Khamitbievich,

police major, senior investigator for particularly important cases department of physical protection of the operational-investigative unit department of civil protection of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

postgraduate student of KBSU

ASSESSING THE DEGREE OF RISK TO THE LIFE OF STUDENTS OF PROFESSIONAL TRAINING COURSES FOR POLICE OFFICERS BASED ON THEIR PSYCHOPHYSICAL INDICATORS

Annotation. Risk in the professional activities of an internal affairs officer plays a special role. Every day, going to work, an employee takes risks in one way or another in order to achieve the desired result. Assessing the propensity for risk among students of professional training courses for police officers, class leaders note that it is a secondary characteristic of the individual, the so-called accompaniment of other personal characteristics: the desire to search for new sensations, perseverance, impulsiveness, anxiety and self-efficacy. The currently used methods of studying and evaluating employees do not contain sufficient components to make the right personnel conclusions. The reason for this is the use of non-scientific approaches to this assessment. Carrying out psychological work with police officers at advanced training courses, it is necessary to pay attention to such an important element as psychological readiness to risk life. The expression of psychological readiness is sustainability, the elements of which are the mental and somatic health of a person, inner harmony. Experts determine the levels of stability: biological, psychological and social. The biological level of psychological readiness is represented by tension regulation, balance, maintaining the tension level within optimal limits, and resistance. It is concluded that trainees of professional training courses for police officers in the process of learning should achieve an indicator of prudent risk appetite, which contributes to the successful solution of the tasks of the service.

Key words: police officers, risk assessment, psychological stability, adaptation to risk.

Введение. Повседневная служба сотрудников ОВД связана с необходимостью выполнения профессионально-служебных обязанностей под воздействием эмоциональных и физических стресс-факторов, обусловленных постоянно обостряющейся криминальной обстановкой, локальными боевыми действиями, стихийными бедствиями и катастрофами, а также необходимостью предупреждения и пресечения террористических актов. Следовательно, профессиональную деятельность сотрудника ОВД следует характеризовать в качестве высоко эмоционального труда [1, 2].

Постановка проблемы. Оценка кадров, работающих в системе ОВД России, имеет юридическое, экономическое, психологическое, социально-психологическое и социологическое значение. Эти вопросы в системе ОВД России невозможно отнести к полностью решенным, поэтому и актуальны.

Следует понимать, что применяемые в настоящее время методы изучения и оценки

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

сотрудников не содержат достаточных компонентов, позволяющих сделать правильные кадровые выводы. Причиной тому служит применение ненаучных подходов к данной оценке.

Осуществляя психологическую работу с сотрудниками ОВД на курсах повышения квалификации необходимо обратить внимание на такой важный элемент, как психологическая готовность к риску для жизни [5, 6, 9].

Выразителем психологической готовности выступает устойчивость, элементами которой выступают психическое и соматическое здоровье человека, внутренняя гармония. Уровнями устойчивости специалисты определяют: биологический, психологический и социальный.

Биологический уровень психологической готовности представлен регуляцией напряжения, уравновешенностью, удержанием уровня напряжения в оптимальных пределах, сопротивляемостью.

Показателями уравновешенности сотрудника ОВД выступают способности удерживать

напряжение в границах приемлемости, позволяющих избежать разрушительного стресса. При оценке стойкости сотрудника применяется показатель способности противостоять трудностям, сохраняя веру в свои силы. И, наконец, качество сопротивляемости означает способность сотрудника осуществлять свободу поведения и выбора образа жизни, т.е. самодостаточность.

Указанные показатели имеют важное значение при оценке степени риска для жизни сотрудников ОВД, применяемых в процессе их профессиональной подготовки, осуществляемой в образовательных организациях МВД России [7, 8].

Методы исследования. Риск в профессиональной деятельности сотрудника ОВД играет особую роль. Каждый день, выходя на службу, сотрудник рискует тем или иным образом с целью добиться желаемого результата.

Оценивая склонность к риску у слушателей курсов профессиональной подготовки сотрудников ОВД, руководители занятий отмечают, что она является вторичной характеристикой индивида, так называемым сопроводителем других личностных особенностей: стремление к поиску новых ощущений, упорство, импульсивность, тревожность и самоэффективность.

Современная наука еще не пришла к единой характеристике, ответственной за успешную адаптацию к риску сотрудников ОВД. Ученые и практики не имеют единого мнения относительно ведущего компонента склонности к риску. Так, по мнению одной группы исследователей, выделяется когнитивный компонент, в то время, когда другая группа придерживается доминирования эмоционально-волевого или мотивационного компонента. Обобщая мнения исследователей, со своей стороны хотим отметить целесообразность рассмотрения совокупности качеств, составляющих отношение индивида к экстремальным факторам, коим и выступает риск для жизни. И наиболее перспективным подходом в данном случае мы считаем интегративный.

Определением риска является действие, связанное с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, когда имеется возможность с наименьшей погрешностью оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.

Как мы указывали выше, психическая напряженность правоохранительной деятельности связана с воздействием различного рода стрессовых факторов, интенсивным взаимодействием с антиобщественными элементами и асоциальными личностями [2, 4, 9]. И в данном случае психологическая устойчивость состоит в сохранении наиболее оптимального режима работы психики в стрессовых ситуациях.

Служба в системе ОВД постоянно связана с опасностью, риском, необходимостью соблюдения конспирации, проявлением находчивости, осмотрительности и высоким умственным и эмоциональным напряжением.

Несение службы в экстремальной ситуации означает необходимость решения профессиональной задачи в условиях повышенного умственного, психического и физического напряжения, а также опасностью для жизни. Следовательно, действия должны отличаться значительной интенсивностью и напряженностью, а психика в это время продуцирует максимально возможную нагрузку.

В числе наибольших психотравмирующих факторов деятельности сотрудники ОВД отмечают необходимость противодействия преступности, когда присутствует высокая степень риска для жизни. И здесь на передний план выходит обязательность формирования и совершенствования в процессе профессиональной подготовки сотрудников ОВД таких профессионально важных качеств, как коммуникативный и эмоционально-волевой интеллект, а также благоразумную склонность к риску [2, 3, 4].

Необходимость преодоления препятствий в условиях противодействия и противоборства всегда сопряжена с конфликтом, поэтому от сотрудника требуется волевое усилие и психологическая готовность рисковать. При этом, следует понимать, что у различного контингента сотрудников степень устойчивости разная и зависит от таких факторов, как:

- зона стабильности, представляющая собой количество стресогенных воздействий, которые сотрудник может выдержать;

- знание алгоритма действий, направленных на получение положительного результат в ситуациях, связанных с риском для жизни;

- навыки саморегуляции;

- знание особенностей поведения и реакции человека в ситуациях риска для жизни;

- свойства нервной системы [1, 5, 7].

Интересно, что отношение к риску для жизни

является качеством, которое формируется у сотрудника в процессе профессиональной подготовки, а не генетически обусловленным качеством. Оно зависит от нервной системы сотрудника, его воспитания, жизненного и профессионального опыта, уровня образованности и т.п., что позволяет говорить об интегративности данного качества. Следовательно, с одной стороны можно сделать предположение о том, что если сотрудник «прошел через многое» то его психика гораздо устойчивее к риску для жизни, а с другой - сотрудник, постоянно подвергавшийся к стрессовым воздействиям подвержен к более болезненному реа-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

гированию на риск, поскольку имеет более расшатанную нервную систему. И задача преподавателей в процессе профессиональной подготовки уметь разграничивать таких сотрудников.

Руководители занятий выделяют четыре типа взаимодействия в конфликтной ситуации: наступающий, уступающий, избегающий и отрицающий. Так, при наступающем типе поведения сотрудник демонстрирует стремление к преодолению препятствий и трудностей, добиваясь поставленных перед собой целей напористо и агрессивно. Уступающий тип поведения основывается на согласии на любое предложение, которое может быть и невыгодно сотруднику, но выбор падает на него для скорейшего избавления от дискомфорта. Чаще всего такая категория сотрудников старается присоединиться к тому, кто сможет за них все решить. При выборе избегающего типа поведения сотрудник руководствуется желанием уклониться от ответственности, не проявлять инициативы и настойчивости из-за непонимания сути экстремальной ситуации. И, наконец, отрицающий тип поведения характерен для категории сотрудников, отказывающихся принимать условия и обстоятельства экстремальной ситуации. Чтобы избежать дискомфорта сотрудник принимает решение отрицать наличие проблемы, никому об этом не рассказывает и предпринимает чаще всего безуспешные попытки к самостоятельному решению.

Проведенное исследование об оценке склонности к риску показало, что у 60% слушателей курсов профессиональной подготовки сотрудников ОВД выявлен средний показатель, который означает, что испытуемые имеют склонность к риску, проявляющуюся в зависимости от фактических обстоятельств. То есть данная контингент сотрудников при полном осознании потенциального риска не отступают и настойчиво идут к решению поставленной задачи. Отсюда, можно заключить, что стремясь рисковать в одной ситуации, указанная категория сотрудников стремится рисковать и в других.

У 40% слушателей курсов профессиональной подготовки сотрудников ОВД выявлен низкий показатель склонности к риску, т.е. данный контингент слушателей демонстрирует осторожность, неприспособляемость к опасности и готовность к ее устранению. Им, по сути, безразлично, что выбирать - определенный результат с заданным исходом или ряд рискованных вариантов с одним и тем же математическим ожиданием [1, 2, 3].

Заключение. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что слушатели курсов профессиональной подготовки сотрудников ОВД в процессе обучения должны достичь показателя благоразумной склонности к риску, которая способствует успешному решению задач службы.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

Список литературы:

[1] Ахматгатин А.А. Психологические аспекты профессиональной деятельности сотрудников полиции в экстремальных ситуациях // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. 2015. № 3 (74). С. 48-53.

[2] Балашова В.А., Звездина А.А. Склонность к риску как психологическая готовность к преодолению препятствий в условиях противодействия // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 6. С. 310-314.

[3] Бяловский Ю.Ю., Булатецкий С.В. Физиологические механизмы успешности профессиональной подготовки сотрудников МВД России / монография // Издательство:Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Ритм». Воронеж, 2019. 334 с.

[4] Ичитовкина Е.Г., Злоказова М.В., Соловьев А.Г., Эпштейн А.М. Прогнозирование риска формирования пограничных психических расстройств у полицейских // Вестник современной клинической медицины. 2018. Т. 11. № 4. С. 38-43.

[5] Каранкевич А.И., Михута И.Ю. Особенности правоохранительной деятельности ОВД и профессиональная готовность сотрудников к ее эффективному выполнению // Академическая мысль. 2017. № 1 (1). С. 89.

[6] Кононова М.А., Ичитовкина Е.Г., Соловьев А.Г., Злоказова М.В., Смирнова Н.Н. Оценка динамики личностных особенностей в процессе профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24. № 2 (77). С. 195-200.

[7] Петров В.Е. Организация и совершенствование психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2002. № 2 (18). С. 65-68.

[8] Рублёва Т.Ю. Особенности психической адаптации сотрудников органов внутренних дел к условиям службы // В сборнике: Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал. Материалы VII-й Международной научно-практической конференции. Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого. 2021. С. 193199.

[9] Трифонов В.В., Бельский В.С. Психофизиологические аспекты эффективности деятельности сотрудника правоохранительных органов в экстремальных ситуациях // В сборнике: Актуальные проблемы огневой, тактико-специальной и профессионально-прикладной физической подго-

товки. Сборник статей V Международной научно-методической конференции. Редколлегия: В.В. Борисенко (отв. редактор) [и др.]. 2020. С. 289-293.

Spisok literatury:

[1] Ahmatgatin A.A. Psihologicheskie aspekty professional'noj deyatel'nosti sotrudnikov policii v ekstremal'nyh situaciyah // Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta Ministerstva vnutrennih del Rossii. 2015. № 3 (74). S. 48-53.

[2] Balashova V.A., Zvezdina A.A. Sklonnost' k risku kak psihologicheskaya gotovnost' k preodoleniyu prepyatstvij v usloviyah protivodejstviya // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2018. № 6. S. 310-314.

[3] Byalovskij YU.YU., Bulateckij S.V. Fiziologicheskie mekhanizmy uspeshnosti professional'noj podgotovki sotrudnikov MVD Rossii / monografiya // Izdatel'stvo:Obshchestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu "Izdatel'stvo Ritm". Voronezh, 2019. 334 s.

[4] Ichitovkina E.G., Zlokazova M.V., Solov'ev A.G., Epshtejn A.M. Prognozirovanie riska formirovaniya pogranichnyh psihicheskih rasstrojstv u policejskih // Vestnik sovremennoj klinicheskoj mediciny. 2018. T. 11. № 4. S. 38-43.

[5] Karankevich A.I., Mihuta I.YU. Osobennosti pravoohranitel'noj deyatel'nosti OVD i professional'naya gotovnost' sotrudnikov k ee effektivnomu vypolneniyu // Akademicheskaya mysl'. 2017. № 1 (1). S. 89.

[6] Kononova M.A., Ichitovkina E.G., Solov'ev A.G., Zlokazova M.V., Smirnova N.N. Ocenka dinamiki lichnostnyh osobennostej v processe professional'noj deyatel'nosti sotrudnikov organov vnutrennih del // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2019. T. 24. № 2 (77). S. 195-200.

[7] Petrov V.E. Organizaciya i sovershenstvovanie psihologicheskogo obespecheniya uchebno-vospitatel'nogo processa v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah MVD Rossii // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2002. № 2 (18). S. 65-68.

[8] Rublyova T.YU. Osobennosti psihicheskoj adaptacii sotrudnikov organov vnutrennih del k usloviyam sluzhby // V sbornike: Psihologicheskoe zdorov'e cheloveka: zhiznennyj resurs i zhiznennyj potencial. Materialy Vll-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Krasnoyarskij gosudarstvennyj medicinskij universitet imeni professora V.F.Vojno-YAseneckogo. 2021. S. 193199.

[9] Trifonov V.V., Bel'skij V.S. Psihofiziologicheskie aspekty effektivnosti deyatel'nosti sotrudnika pravoohranitel'nyh organov v ekstremal'nyh situaciyah // V sbornike: Aktual'nye problemy ognevoj,taktiko-special'noj i professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki. Sbornik statej V Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Redkollegiya: V.V. Borisenko (otv. redaktor) [i dr.]. 2020. S. 289-293.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.