Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
549
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
чрезвычайная ситуация / экстремальная ситуация / образовательный процесс / психофизическая подготовленность.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарчоков Б.А.

Цель данного исследования состоит в изучении особенностей подготовки сотрудников ОВД к профессиональной деятельности в особых условиях и их правового статуса, установленного нормами Конституции РФ. Рост числа чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и биологического характера актуализирует вопросы и направленность служебно-прикладной подготовки сотрудников ОВД. Установлено, что при ликвидации последствий событий, протекающих в районах ЧС, подготовку сотрудников следует обеспечить в разрезе юридической, тактико-специальной, медицинской, психологической и физической подготовки. При этом психическая и физическая обладают наибольшей значимостью, поскольку достижение требуемого уровня психофизических качеств обусловливает эффективное решение оперативно-служебных задач. Выявлено отсутствие научных и методических разработок в области подготовки сотрудников к действиям в условиях ЧС, обусловленных радиационной, химической, биологической опасностями, а также наводнениями, пожарами, землетрясениями и т.п. Каждый из указанных факторов является экстремальным, сопряженным с рисками различного характера, что детерминирует направленность образовательного процесса вузов МВД России на формирование у контингента, обучающихся готовности к экстремальным ситуациям. Для этого сотрудники обучаются приемам и способам рационального и безопасного выполнения оперативно-служебных задач, осуществлению тактически грамотных приемов и способами применения материальных и технических средств противорадиационной, противохимической, противобиологической защиты, а также тренируют необходимые физические и психологические качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-2-308-311 ТАРЧОКОВ Беслан Алексеевич,

NIION: 2018-0076-2/22-480 кандидат экономических наук, полковник полиции,

MOSURED: 77/27-023-2022-2-679 начальник кафедры деятельности ОВД в особых условиях,

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, e-mail: amv_1978@mail.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. Цель данного исследования состоит в изучении особенностей подготовки сотрудников ОВД к профессиональной деятельности в особых условиях и их правового статуса, установленного нормами Конституции РФ. Рост числа чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и биологического характера актуализирует вопросы и направленность служебно-прикладной подготовки сотрудников ОВД. Установлено, что при ликвидации последствий событий, протекающих в районах ЧС, подготовку сотрудников следует обеспечить в разрезе юридической, тактико-специальной, медицинской, психологической и физической подготовки. При этом психическая и физическая обладают наибольшей значимостью, поскольку достижение требуемого уровня психофизических качеств обусловливает эффективное решение оперативно-служебных задач. Выявлено отсутствие научных и методических разработок в области подготовки сотрудников к действиям в условиях ЧС, обусловленных радиационной, химической, биологической опасностями, а также наводнениями, пожарами, землетрясениями и т.п. Каждый из указанных факторов является экстремальным, сопряженным с рисками различного характера, что детерминирует направленность образовательного процесса вузов МВД России на формирование у контингента, обучающихся готовности к экстремальным ситуациям. Для этого сотрудники обучаются приемам и способам рационального и безопасного выполнения оперативно-служебных задач, осуществлению тактически грамотных приемов и способами применения материальных и технических средств противорадиационной, противохимической, противобио-логической защиты, а также тренируют необходимые физические и психологические качества.

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, экстремальная ситуация, образовательный процесс, психофизическая подготовленность.

TARCHOKOV Beslan Alekseevich,

Candidate of Economic Sciences, Colonel of Police Head of the Department of Internal Affairs in Special Conditions, North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

COUNTERING THE SPREAD OF EXTREMISM ON THE INTERNET

Annotation. The purpose of this study is to study the peculiarities of training police officers for professional activities in special conditions and their legal status, established by the norms of the Constitution of the Russian Federation. The growth in the number of emergencies of a man-made, natural and biological nature actualizes the issues and focus of service and applied training of police officers. It has been established that during the liquidation of the consequences of events taking place in emergency areas, training of employees should be provided in the context of legal, tactical-special, medical, psychological and physical training. At the same time, mental and physical are of the greatest importance, since the achievement of the required level of psychophysical qualities determines the effective solution of operational tasks. The lack of scientific and methodological developments in the field of training employees for actions in emergency situations caused by radiation, chemical, biological hazards, as well as floods, fires, earthquakes, etc. was revealed. Each of these factors is extreme, associated with risks of a different nature, which determines the orientation of the educational process of the universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia towards the formation of readiness for extreme situations among the contingent of students. To do this, employees are

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

trained in the techniques and methods of rational and safe performance of operational tasks, the implementation of tactically competent techniques and methods of using material and technical means of anti-radiation, anti-chemical, anti-biological protection, and also train the necessary physical and psychological qualities.

Key words: global network of the Internet, ideology of extremism, public call, forcible planting, counteraction, prevention.

Постановка проблемы. Социально-политические и экономические изменения, произошедшие на современном этапе в российском обществе, обусловили как позитивные, так ряд таких негативных тенденций, в числе которых на первый план вышли имущественное расслоение общества, обострение сепаратистских настроений, возникновение конфликтов на этнической почве, усиление противостояния политических сил, сложная криминогенная обстановка, нарушение технологии производства, хранения, перевозки и утилизации сильнодействующих ядовитых веществ, ухудшение экологической обстановки в стране. Последнее приводит к росту числа чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного, техногенного, социального и экологического характера, создающих угрозу жизни и здоровью граждан [5].

Таким образом, в мирное время сотрудники ОВД также осуществляют функции по защите среды обитания, жизни, здоровья, прав и свобод граждан, материальных и иных ценностей от уничтожения, повреждения, хищения, а также по восстановлению нормальной работы различных объектов жизнеобеспечения. В указанной связи со стороны ведомства предъявляются все возрастающие требования к служебно-прикладной подготовке сотрудников ОВД в особых условиях. При этом необходимо конкретизировать задачи, силы и средства сотрудников, привлекаемых к действиям в районах ЧС [2; 8].

Так, в процессе профессионально-прикладной подготовки указанного контингента сотрудников, которая осуществляется в образовательных организациях МВД России, задачами обучения выступает формирование умений и навыков работы в условиях:

- природных бедствий, вызванных наводнениями, землетрясениями, пожарами;

- биологических опасных процессов, обусловленных эпидемиями, эпизоотиями;

- экологических и техногенных катастроф;

- крупных аварий на промышленных объектах, трубопроводах, линиях электрических путепроводов, а также на автотранспорте, водном, железнодорожном и авиационном путей сообщения [3; 4; 6].

Методология исследования. Аналитическому подходу к изучению явлений и процессов, детерминирующих возникновение, течение и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

завершение указанных ЧС при определении содержания учебного материала отдается предпочтение, поскольку он позволяет определить специализацию профессионально-прикладной подготовки.

Так, в числе важнейших направлений подготовки ОВД к действиям в условиях ЧС являются:

1. Обучение личного состава приемам и способам рационального и безопасного выполнения оперативно-служебных задач на основе реализации дидактических принципов, содержание которых формируется закономерностями педагогического процесса. Эффективность обучения зависит от соблюдения следующих принципов:

- принцип научности, означающий вооружение сотрудников глубокими знаниями, умениями и навыками, а также убежденностью в необходимости и важности решаемых профессиональных задач. С этой целью преподаватели организовывают учебный процесс таким образом, чтобы обеспечить обучающихся достоверными теоретическими знаниями и связывают образовательную деятельность с жизнью. Также важным аспектом процесса обучения является реализация научного аспекта обучения, проявление нетерпимости к недостаткам в педагогическом процессе, использование инновационных методов обучения;

- принцип сознательности и активности позволяет сформировать у обучающихся творческий и логический подход к решению ситуационных задач. Это достигается путем корреляции методов обучения, постановки перед сотрудниками познавательных задач, проблемного обучения;

- принцип наглядности обучения, основанный на зрительном, слуховом и осязательном восприятии учебного материала. При этом следует помнить, что основу наглядности составляют возможности технических средств обучения, и она не должна противоречить цели и содержанию занятия;

- принцип учета индивидуальных особенностей обучающихся, предполагающий учет психологического состояния сотрудников, их интересов, способностей, склонностей, определяющих черты характера, чтобы дифференцированно подходить к обучению каждого.

2. Формирование устойчивых умений и навыков осуществления тактически грамотных приемов и способов применения материальных и

технических средств противорадиационной, противохимической, противобиологической защиты. Сотрудники обучаются разрабатывать комплексные мероприятия, направленные на устранение последствий ЧС, восстановлению и поддержанию общественного порядка.

3. Воспитание комплекса физических и психологических качеств, обеспечивающих успешное выполнение профессионально-служебных задач, компонентами которых выступают профессионально значимые двигательные умения и навыки, в т.ч. боевые приемы борьбы, а также тактические действия в задержании вооруженных преступников. Освоение большого объема физических нагрузок является платформой для совершенствования профессионально важных психических качеств [2; 8].

Специалисты едины во мнении, что при ликвидации последствий событий, протекающих в районах ЧС, подготовку сотрудников следует обеспечить в разрезе юридической, тактико-специальной, медицинской, психологической и физической подготовки. При этом психическая и физическая обладают наибольшей значимостью, поскольку достижение требуемого уровня психофизических качеств обусловливает эффективное решение оперативно-служебных задач. Отсюда, в процессе профессиональной подготовки сотрудников ОВД происходит совершенствование психологической подготовки посредством стирания границ между образовательной и профессиональной деятельностью, когда условия обучения максимально приближены к реальным условиям службы.

Этапами формирования психологической готовности сотрудника к действиям в чрезвычайных ситуациях выступают: доэкстремальная ситуация, экстремальная ситуация, постэкстремальная ситуация. Перед преподавателями стоит задача обеспечить сотрудников:

- арсеналом психологических знаний для адекватной оценки психологического климата данной деятельности;

- умениями сохранять психологическое равновесие в экстремальных ситуациях;

- психологической готовностью к использованию средств индивидуальной защиты, применению огнестрельного оружия и специальных средств [7; 9].

В результате проведенного анализа мы выявили, что формирование двигательных умений и навыков, развитие физических и психических качеств, направлены на успешное преследование и задержание особо опасных и вооруженных преступников. Так же наше внимание привлекло отсутствие научных и методических разработок в области подготовки сотрудников к действиям в условиях ЧС, обусловленных радиационной, химической, биологической опасностями, а также

наводнениями, пожарами, землетрясениями и т.п. Каждый из указанных факторов является, по мнению психологов, экстремальным, сопряженным с рисками различного характера, что детерминирует направленность образовательного процесса вузов МВД России на формирование у контингента обучающихся готовности к экстремальным ситуациям [7; 9; 10].

Во всех случаях возникновения особых условий, сотрудники ОВД, призванные осуществлять свою деятельность в подобной ситуации, лишены права отказа без уважительной причины от прохождения данной службы. Немотивированный отказ служит основанием для освобождения от занимаемой должности в ОВД, расторжению контракта с последующим увольнением со службы в ОВД.

Конституцией РФ и федеральным законодательством к сотрудникам, осуществляющим свою деятельность в особых условиях, могут применяться следующие ограничения:

- изменение режима служебного времени;

- возложение на сотрудника обязанности уведомлять начальствующий состав о своем местонахождении в свободное от выполнения служебных обязанностей время;

- командирование в другую местность;

- временный перевод сотрудника в другое подразделение без изменения характера службы;

- перенос или отзыв сотрудника из отпуска;

- ограничение выезда в свободное от служебных обязанностей время [1].

Конституция РФ содержит перечень оснований для их классификации указанных ограничений в зависимости от условий, в которых они применяются [1]. Такими основаниями являются правовые ограничения, применяемые в обычных условиях, применяемые в особых, экстремальных ситуациях и наконец, применяемые к сотрудникам ОВД при несении службы в особых условиях.

Выводы. Таким образом, заключим, что особенности правового статуса сотрудников ОВД, выполняющих служебные обязанности в особых условиях, определены Конституцией РФ [1]. А помня о все возрастающих требованиях, предъявляемых к служебно-прикладной подготовке сотрудников ОВД в особых условиях со стороны ведомства перед образовательными организациями МВД России, актуализируется задача разработки адекватной педагогической системы, имеющей теоретическое и прикладное значение, чтобы обеспечивать обучающихся необходимыми качествами для преодоления экстремальной ситуации.

Список литературы:

[1] Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ. [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс». URL: http:// www.consultant.ru/ (дата обращения: 21.02.2022).

[2] Косяченко В.И., Бочков В.Е., Таланов В.М. Особенности подготовки сотрудников органов внутренних дел к профессиональной деятельности в особых условиях // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 9 (199). - С. 128 - 132.

[3] Кужевская Е.Б., Смык Е.И. Особенности формирования психологической устойчивости сотрудников правоохранительных органов, осуществляющих профессиональную деятельность в особых условиях // Актуальные проблемы адаптации курсантов образовательных организаций МВД России к условиям профессиональной деятельности: сб. материалов Всеросс. науч.-практ. конф. -2020. - С. 252 - 254.

[4] Кужевская Е.Б., Смык Е.И., Панурова Н.С. Формирование морально-психологической устойчивости у сотрудников правоохранительных органов, выполняющих служебные обязанности в особых условиях // Психология и педагогика служебной деятельности. - 2020. - № 1. - С. 52 - 54.

[5] Мельцов В.М. Организация деятельности ОВД при ЧС природного и техногенного характера // Научный дайджест Восточно-Сибирского института МВД России. - 2020. - № 5 (8). - С. 74 - 81.

[6] Осипов С.А., Косарев А.С., Леднев А.Е. Участие оперативных подразделений МВД России на современном этапе в системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций // Перспективы науки. - 2020. - № 8 (131). - С. 159 - 163.

[7] Смык Е.И., Батхаев В.В., Черненок А.А. Психологические аспекты профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов к действиям в особых условиях // Тактико-специальная подготовка сотрудников ОВД: сб. науч. тр. сотрудников кафедры. Сборник науч. ст. II-й Всеросс. конф. - 2019. - С. 270 - 273.

[8] Сысоев А.А., Каримов А.А. Особенности тактической подготовки сотрудников ОВД // Полицейская деятельность. - 2020. - № 1. - С. 36 - 44.

[9] Тезиков Д.А. Вопросы физической подготовки сотрудников ОВД к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: сб. ст. Всеросс. круглого стола / редкол.: С.Н. Баркалов (председатель) [и др.]. - Орел, 2021. - С. 192 - 196.

[10] Федотов А.Ю. Современные подходы к профессиональной и психологической подготовке сотрудников ОВД к действиям в особых условиях // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2014. - № 1 (56). - С. 107 - 113.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

Spisok literatury:

[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii: prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ. [Elektronnyj resurs] / SPS «Konsul'tantPlyus». URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya: 21.02.2022).

[2] Kosyachenko V.I., Bochkov V.E., Talanov V.M. Osobennosti podgotovki sotrudnikov organov vnutrennih del k professional'noj deyatel'nosti v osobyh usloviyah // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. - 2021. - № 9 (199). - S. 128 - 132.

[3] Kuzhevskaya E.B., Smyk E.I. Osobennosti formirovaniya psihologicheskoj ustojchivosti sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov, osushchestvlya-yushchih professional'nuyu deyatel'nost' v osobyh usloviyah // Aktual'nye problemy adaptacii kursantov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii k usloviyam professional'noj deyatel'nosti: sb. materialov Vseross. nauch.-prakt. konf. - 2020. - S. 252 - 254.

[4] Kuzhevskaya E.B., Smyk E.I., Panurova N.S. Formirovanie moral'no-psihologicheskoj ustojchivosti u sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov, vypolnyayushchih sluzhebnye obyazannosti v osobyh usloviyah // Psihologiya i pedagogika sluzhebnoj deyatel'nosti. - 2020. - № 1. - S. 52 - 54.

[5] Mel'cov V.M. Organizaciya deyatel'nosti OVD pri ChS prirodnogo i tekhnogennogo haraktera // Nauchnyj dajdzhest Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii. - 2020. - № 5 (8). - S. 74 - 81.

[6] Osipov S.A., Kosarev A.S., Lednev A.E. Uchastie operativnyh podrazdelenij MVD Rossii na sovremennom etape v sisteme preduprezhdeniya i likvidacii chrezvychajnyh situacij // Perspektivy nauki.

- 2020. - № 8 (131). - S. 159 - 163.

[7] Smyk E.I., Bathaev V.V., Chernenok A.A. Psihologicheskie aspekty professional'noj podgotovki sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov k dejstviyam v osobyh usloviyah // Taktiko-special'naya pod-gotovka sotrudnikov OVD: sb. nauch. tr. sotrudnikov kafedry. Sbornik nauch. st. II-j Vseross. konf. - 2019.

- S. 270 - 273.

[8] Sysoev A.A., Karimov A.A. Osobennosti takticheskoj podgotovki sotrudnikov OVD // Police-jskaya deyatel'nost'. - 2020. - № 1. - S. 36 - 44.

[9] Tezikov D.A. Voprosy fizicheskoj podgotovki sotrudnikov OVD k dejstviyam v usloviyah chrezvychajnyh situacij i stihijnyh bedstvij // Sovershenst-vovanie fizicheskoj podgotovki sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov: sb. st. Vseross. kruglogo stola / redkol.: S.N. Barkalov (predsedatel') [i dr.]. -Orel, 2021. - S. 192 - 196.

[10] Fedotov A.Yu. Sovremennye podhody k professional'noj i psihologicheskoj podgotovke sotrudnikov OVD k dejstviyam v osobyh usloviyah // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. -2014. - № 1 (56). - S. 107 - 113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.