Научная статья на тему 'Роль социального партнерства в решении проблемы трудоустройства выпускников учреждений начального профессионального образования'

Роль социального партнерства в решении проблемы трудоустройства выпускников учреждений начального профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петунина Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль социального партнерства в решении проблемы трудоустройства выпускников учреждений начального профессионального образования»

Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале

Роль социального партнерства в решении проблемы трудоустройства выпускников учреждений начального профессионального образования

56.

Аннотация: Рассматриваются региональные особенности социального партнерства на уровне начального профессионального образования. На основе результатов анализа социологических и статистических данных представлены основные проблемы социального взаимодействия между работодателями и учреждениями профессионального образования. Автор обращает внимание на необходимость распределения ответственности в подготовке выпускников между основными заказчиками образовательных учреждений и самими учреждениями профессионального образования. Ключевые слова: профессиональное образование, социальное партнерство, трудоустройство выпускников, институциональные механизмы взаимодействия

Petunina E.V. A role of social partnership in a solution of the problem of employment of graduates of establishments of primary professional education

Regional specifics of social partnership in sphere of primary trade education are presented. On the base of analysis of sociological and statistical data main problems of social cooperation between employers and trade education institutions are presented. Author of the article takes notice of necessity of division of responsibility between customers of trade education institutions and the institutions be themselves in question of student training.

Key words: trade education, social partnership, job placement of graduate students, institutional mechanisms of cooperation.

Современные преобразования структуры института образования ставят вопрос не только о повышении уровня подготовки выпускников профессиональных учебных заведений, но и о том, быть или не быть системе начального профессионального образования самостоятельным уровнем профессионального образования. При всех структурных изменениях одной из задач начального профессионального образования, остается удовлетворение потребностей экономики региона в квалифицированных рабочих кадрах, которую невозможно решить без расширения взаимодействия с работодателями, совершенствования социального партнерства. Ханс Морелем предлагает определять социальное партнерство как «...разнообразные формы сотрудничества, в которых предпринимательская деятельность, рабочая сила, правительство и сфера образования общими силами создают форму и содержание профессиональной подготовки и обучения» [1].

Актуальность этого направления обусловлена тем, что во-первых, в условиях рыночных реформ сложнее стала решаться проблема трудоустройства выпускников начального профессионального образования. Во-вторых, расширение общественно-государственного управления является одним из основных направлений модернизации профессионального образования. Приходится восстанавливать и одновременно налаживать новые связи с предприятиями и организациями региона. Современные требования к профессии, по мнению А.А. Фурсенко, должны формулироваться работодателями и создаваемыми ими саморегулируемыми организациями [2]. В настоящее время работодатели предъявляют новые требования к работникам, их образовательному уровню, квалификации и профессиональной компетентности. Существует объективная потребность в квалифицированных работниках, которые удовлетворяли бы запросы работодателей. Однако существующая система начального профессионального образования не всегда отвечает сложившимся требованиям и запросам рынка труда. Как правило, ответственность за эту ситуацию перекладывают на учреждения профессионального образования. Возможности профессиональных образовательных учреждений ограничены, так как у каждого работодателя имеется собственное представление о сотрудничестве с учебными заведениями и личная заинтересованность. Социальное партнерство предполагает согласование интересов работодателей как

Петунина Елена Владимировна

к.соц.н., социолог Алтайского краевого центра профориентации и психологической поддержки населения

Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале основных заказчиков института образования и профессиональных учебных заведений. Работодатели вместо позиции основных заказчиков системы НПО выбирают позицию пассивных потребителей образовательных услуг.

Анализ социального партнерства в Алтайском крае на уровне начального профессионального образования обнаруживает, что для удовлетворения потребностей экономики региона в квалифицированных рабочих кадрах необходимо усилить работу в таких направлениях как прогнозирование потребности территорий в подготовке рабочих кадров, выявление требований работодателей к уровню подготовки выпускников и организация помощи в трудоустройстве выпускников профессиональных образовательных учреждений.

Проблема прогнозирования потребностей экономики региона в кадрах стоит очень остро. Отработанной методики прогноза потребности территорий в подготовке кадров до сих пор нет, каждый регион разрабатывает свою методику. Прогноз составляется в процессе взаимодействия отдела экономического развития района, центра занятости района, управления экономики края и экспертной оценки. Многие работодатели (это предприятия малого и среднего бизнеса) не могут прогнозировать потребность в работниках на ближайшие 3-5 лет. Основная причина этого - отсутствие четких планов развития предприятий на будущее. В то же время, пока только крупные предприятия края способны сформировать заявку на подготовку работников по ряду востребованных на рынке труда профессий. Возможно, поэтому среди предприятий, имеющих опыт сотрудничества с системой начального профессионального образования -крупные предприятия Алтайского края.

Проводится ежегодный мониторинг для выявления требований работодателей к уровню подготовки выпускников. Инструментарий включает блоки, направленные на выявление: оценки работодателями формальных показателей выпускников системы НПО, оценки профессиональной компетентности выпускников, оценки личностной компетентности выпускников и форм взаимодействия субъектов образовательного процесса. По результатам исследований, работодатели в гораздо большей степени заинтересованы в определенных личностных качествах молодых людей, чем в чисто профессиональных знаниях и умениях, которые можно выработать на рабочем месте. Если к профессиональным качествам выпускников требования работодателей достаточно расплывчаты, то в отношении личностных качеств они имеют четкое представление, какими компетенциями должен обладать молодой рабочий: высокая мотивация к труду, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность. Эта тенденция была выявлена ещё в 2009 году при изучении удовлетворенности работодателей уровнем подготовки молодых рабочих. В 2011 году усилилась тенденция к возрастающей значимости роли личностных компетенций. Это в очередной раз указывает на необходимость формировать при обучении не только базу профессиональных знаний, но и базу личностных компетенций, востребованных на рынке труда. Смещение образования в сторону практических знаний и умений не повышает качество образования, а скорее, наоборот - снижает его. Востребованность выпускников ссузов, которые обладают более высоким уровнем общей подготовки, широким кругозором и быстрее адаптируются на производстве, тому подтверждение. В конкуренции за вакантное рабочее место выпускники училищ проигрывают выпускникам вузов и ссузов по профессиональной подготовке. Оптимальное сочетание профессионального и личностного развития учащихся позволит повысить уровень подготовки выпускников и уверенно конкурировать на рынке труда.

Позиция большей части работодателей, несмотря на все официальные заявления по усилению сотрудничества с системой профессионального образования, остается прежней: подготовка и трудоустройство выпускников системы НПО - это обязанность самой образовательной системы и государства. Повышение престижа рабочей профессии, по их мнению - это ответственность учебных заведений. Престиж профессии формируется в основном под влиянием таких факторов как достойная заработная плата, хорошие условия труда, социальная значимость профессии. Основную ответственность за наличие этих факторов несет работодатель. Если учесть, что требования работодателей к подготовке специалистов и квалифицированных рабочих постоянно меняются или дополняются, то социальное партнерство в данном случае остается единственным решением.

Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале

Выявлен интересный факт, опыт социального сотрудничества работодателей с системой НПО положительно влияет на оценку выпускников работодателями.

Как определить степень эффективности социального партнерства работодателей с учреждениями профессионального образования? Можно предложить следующие показатели оценки эффективности социального партнерства на уровне профессионального образования: количество договоров и формы сотрудничества с основными заказчиками профессионального образования, а также уровень закрепляемости молодых людей на рабочем месте.

Как отмечено выше, решение проблемы трудоустройства невозможно без развития социального сотрудничества с работодателями. Формы сотрудничества работодатель выбирает по собственному усмотрению. Наиболее развитым институциональным механизмом взаимодействия работодателей и системы начального профессионального образования выступают договорные отношения на организацию производственной практики, по результатам которой учащиеся могут быть трудоустроены на предприятии. Анализ заключенных договоров с предприятиями показал, что более 70% выпускников включены в договорные отношения с предприятиями края.

Одним из показателей эффективности социального партнерства выступает закрепляе-мость выпускников на рабочем месте. Причем исследование закрепляемости выпускников на рабочем месте можно проводить на основании договорных отношений. Это позволит отследить эффективность заключенных учебными заведениями договоров с работодателями. Как правило, если выпускник работает по профессии обучения, то впоследствии он не планирует менять место работы и профессию. Таким образом, трудоустройство по полученной профессии повышает общий процент закрепляемости выпускников на рабочем месте. Изучение факторов, влияющих на приживаемость молодых людей на рабочем месте показало, что основными причинами увольнения выпускника с предприятия являются: осенний призыв в армию, низкая заработная плата, ликвидация предприятия, низкий разряд выпускника. Несмотря на то, что основные заказчики системы НПО - это предприятия малого и среднего бизнеса, показатели закрепляемости выпускников выше на крупных предприятиях. Видимо, это связано с большими возможностями крупных предприятий удовлетворить потребности выпускников в стабильной работе, достойной оплате труда, возможности переобучения, повышения квалификации, наличии социального пакета. Если на трудоустройство выпускника влияет удовлетворенность работодателя характеристиками молодого работника, то на закрепляемость на рабочем месте удовлетворенность выпускника уровнем заработной платы труда и условиям работы.

Таким образом, необходимо мотивировать работодателей к социальному партнерству не только на уровне учебных заведений, но и на государственном уровне, а также учитывать их требования при подготовке выпускников. В то же время требования основных заказчиков должны восприниматься «...весьма взвешенным образом. Профессиональное образование не может быть поставлено в зависимость от экономических интересов компаний» [3]. Социальное партнерство предполагает не только стимулирование основных заказчиков профессионального образования к взаимодействию и учет их интересов, но и распределение ответственности и рисков при подготовке выпускников для предприятий и организаций.

Литература:

1. Морелем Х. Партнерство в системе профессионально-трудового обучения. Институт прикладных социальных наук / Национальное Правление образования. - Консорциум, 1998;

2. Стенографический отчет о совместном заседании Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. 31.08.10. Москва, Кремль // Президент России [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - 2011. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts/8786;

3. Формирование социального диалога и партнерских связей образования, органов управления и саморазвития, профессиональных объединений и предприятий. Доклад 4. // [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.