Научная статья на тему 'Непрерывное профессиональное образование в системе начального профессионального образования как необходимость развития социального партнерства с работодателем'

Непрерывное профессиональное образование в системе начального профессионального образования как необходимость развития социального партнерства с работодателем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывное профессиональное образование в системе начального профессионального образования как необходимость развития социального партнерства с работодателем»

109

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАК НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА С РАБОТОДАТЕЛЕМ

Р. И. Исаев

Стратегия развития обучения на протяжении всей жизни должна предусматривать разработку новых базовых умений, которые необходимы гражданам для их активного влияния на социально-экономическое развитие общества, связанного на их знаниях. Несомненно к этим новым умениям относятся умения связанные с информационными технологиями, знанием иностранного языка.

Система начального профессионального образования (НПО), являясь частью экономики, не изолирована от социально-экономической ситуации в России. В 80-е годы прошлого столетия была разработана оптимальная схема размещения профессиональных училищ, которые опирались на предприятия. Планировался не только прием и выпуск учащихся, но и их трудоустройство. Государство распределяло материальные, финансовые и кадровые ресурсы. С изменением форм собственности, изменился и характер взаимоотношений государства с регионами. Из опыта прошлого необходимо взять на вооружение разработку прогнозов развития учебных заведений НПО на федеральном и региональном уровнях. Необходим прогноз потребности в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах.

В процессе формирования рыночной экономики произошли значительные изменения в структуре занятости населения, в спросе на квалифицированные рабочие кадры.

110

Р. И. Исаев

Единый государственный заказчик на них уступил место множеству работодателей. В этой ситуации решение задачи -прогнозирование объемов и структуры подготовки рабочих кадров способствует эффективности деятельности системы НПО. Как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, важное значение в решение этого вопроса имеет социальное партнерство, т. е. новая система взаимодействия учебных заведений и предприятий в организации подготовки и трудоустройства выпускников. Процесс формирования социального партнерства связан с изменением роли работников, работодателя и государства в системе трудовых отношений.

В республике Коми координация действий по определению объемов и профессий по подготовке кадров в учреждениях НПО стала одним из основных направлений работы. Принимаются меры по комплексному регламентированию рынка образовательных услуг и рынка труда путем приведения структуры подготовки кадров в соответствие с потребностями экономики региона. На основе прогноза потребности в специалистах регулируется прием в училище по ряду профессий, пользующихся ограниченным спросом на рынке труда, в тоже время увеличивается прием по профессиям сферы обслуживания и строительства.

Для повышения в регионе качества подготовки рабочих кадров и приведения ее структуры в соответствие с потребностями экономики в республике осуществляются: переход на регионально-отраслевой принцип подготовки рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования всех уровней; внедрение механизмов регионального образовательного маркетинга; учет в деятельности училища изменений спроса на рынке труда; обеспечение органов образования и учебных заведений оперативной информацией о состоянии, текущем и ожидаемом

Р. И. Исаев

111

спросе на те или иные профессии; развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержке учащейся молодежи и населения; реализация программ содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников системы НПО; обеспечение дальнейшего развития партнерских отношений с органами управления, труда и занятости, организациями и предприятиями заинтересованными в создании благоприятных условий для формирования и совершенствования кадрового потенциала.

Новые социально-экономические условия, в которых идет формирование рынка труда и рынка образовательных услуг влекут за собой необходимость изменения цели и задач профессиональных услуг, форм их функционирования. На первое место выходит экономическая задача - удовлетворение потребностей рынка труда. Однако ведущей остается образовательная функция профессионального образования, которая должна обеспечивать потребности самой личности в образовательных услугах, и формировать личностные профессиональные навыки будущего работника, которые становятся определяющими для работодателей при приеме на работу. Другим содержанием наполняется и социальная функция профессионального образования: уровень

квалификации становится мерой социальной защиты выпускников профтехучилищ.

Необходимость полнее учитывать потребности работодателей, оперативно реагировать на изменение рынка труда потребовали создания системы социального партнерства в области профессионального образования. Эта система принципиально отличается от классического социального партнерства, основным принципом которой является двухзвенная схема : «заказчик» - «потребитель».

112

Р. И. Исаев

Задачи и функции Совета социального партнерства определены его Положением, где, частности, записано: выбор приоритетных направлений, путем перехода к социальноориентированной экономике при сотрудничестве с предприятиями; повышение роли научного и технического уровня в деятельности училища; взаимодействие структурных подразделений, направленных на получение дополнительных доходов; воспитание потребности в постоянном профессиональном самообразовании коллектива; участие в разработке пакета заказов на виды работ; определение рынка сбыта произведенной продукции, услуг и др. Социальное партнерство училища с предприятиями позволило: определить цели своего развития на последующие годы; организовать совместную взаимовыгодную деятельность, направленную на эффективное развитие и совершенствование профессионального образования; организация перехода к многоканальному финансированию на нормативно правовой основе; повысить степень стимулирования инвестиций в развитие профессионального образования с использованием льготного налогообложения.

Р. И. Исаев

113

Социальное партнерство позволило выйти на новый уровень взаимоотношений по формированию заказа на подготовку кадров рабочих и специалистов для экономики и социальной сферы региона. Так например, в 2002 году училище, заключив Договора с 35 предприятиями на подготовку, переподготовку и повышение рабочей квалификации получило внебюджетных средств более 4000000 руб., что позволило инвестировать эти средства в укрепление материальной базы училища. Сегодня работодатель понимает, что за выпускника (квалифицированного) необходимо платить. Не сомневаемся, с подъемом экономики это станет нормой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.