Ю.Ю. Антропова, доктор социол. наук, профессор,
А.П. Коробейникова, канд. социол. наук, доцент,
Уральский федеральный университет
им. первого Президента России Б.Н. Ельцина,
г. Екатеринбург, Россия,
РОЛЬ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В РАЗВИТИИ ИННОВАЦИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ РЕГИОНА
В статье представлены промежуточные итоги исследования «Оценка эффективности социальных проектов и инициатив как фактор институциональной устойчивости социально ориентированных некоммерческих организаций», выполненного в рамках гранта РГНФ (номер государственной регистрации научно-исследовательской темы №115041510070), в части анализа взаимосвязи условий устойчивого развития института социально ориентированных НКО и внедрения инноваций в социальную сферу региона. Авторами дается новая оценка роли институтов самоорганизации граждан как необходимого актора системы государственного управления. Рассматривается проблема решения сложных социальных задач через участие институтов самоорганизации граждан в развитии и внедрении социальных инноваций. В статье анализируются условия для включения «третьего сектора» в существующие государственные рынки социальных услуг, внедрения в социальную сферу инновационной практики. Поднимается проблема формирования в регионах квазирынков социальных услуг. Констатируется текущее состояние некоммерческих организаций (НКО) в Свердловской области, прогнозируются перспективы устойчивого развития «третьего сектора» в регионе с позиции развития инноваций в социальной сфере на основе результатов проведенного персонального анкетирования населения двух возрастных групп: молодежь (от 16 до 29 лет) и старший возраст (30 лет и старше) и эксперты (представители НКО и представители органов власти), а также экспертного интервью.
Ключевые слова: партнерство, институты самоорганизации граждан, некоммерческие организации (НКО), социально ориентированные некоммерческие организации, третий сектор, инновации, социальная сфера, рынок социальных услуг, квазирынки социальных услуг.
Специфика современного общества такова, что основные задачи его социально-экономического развития неразрешимы без активного участия институтов самоорганизации граждан, без разработки механизмов межсекторного социального партнерства, содействующих формированию инновационных механизмов развития социальной сферы (образование, здравоохранение, социальное обслуживание, ЖКХ и пр.).
Пересмотр к концу XX века философии государства всеобщего благосостояния — Welfare State (К. Эспин-Андерсен, С. Бам-
бра, С. Паскаль и др.) привел к выдвижению идеи Welfare mix, основанной, с одной стороны, на концепции конкурентного сотрудничества государства и общества (А. Арато, Т. Янссон и др.), с другой — на концепции недостаточности государства в удовлетворении коллективных нужд (Б. Вайсброд, Л. Саламон и др.). Она дает новую оценку роли институтов самоорганизации граждан как необходимого актора системы государственного управления, транслирующего интересы и потребности членов общества и выступающего посредником между государством и обществом и тем самым мини-
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
мизирующего возникновение социальных рисков1.
Формирование и функционирование социальных связей, объединяющих людей в организации и ассоциации гражданского общества, является, по мнению В.Н. Якимца, «необходимой социальной платформой динамичного развития общественной жизни, создания правил и процедур контроля над их выполнени-ем»2.
Среди наиболее эффективных форм участия граждан в деятельности организаций и ассоциаций гражданского общества исследователи выделяют некоммерческие организации (НКО). По мнению Ю. Хабермаса, роль этих организаций заключается прежде всего в решении тех или иных социальных проблем путем их обнародования и привлечения внимания обще-ственности3.
В.Н. Якимец рассматривает НКО «как механизм, облегчающий коммуникации между индивидами и властными структурами, при этом функционально НКО не противоречат государственным интересам. ... Настрой НКО на решение повседневных социальных проблем закономерно подводит НКО к осознанию необходимости взаимодействия с органами власти всех уровней, что является одним из необходимых условий консолидации общества... Кроме того, вскрывая назревшие проблемы, НКО привлекают к их решению заинтересованные стороны, способствуют формированию позиций представителей власти и заинтересованных субъектов, предрасполагают к новой расстановке социальных сил общества»4. : Именно эти особенности позволяют НКО постоянно расширять свое влияния в социальной сфере. В последние годы НКО усиливают активность в направлениях, связан-
Среди наиболее эффективных форм участия граждан в деятельности организаций и ассоциаций гражданского общества исследователи выделяют некоммерческие организации. Роль этих организаций заключается прежде всего в решении тех или иных социальных проблем путем их обнародования и привлечения внимания общественности.
Именно способность содействовать решению тех задач общества, на которые не хватает сил и средств у государства, способность вовлекать в данный процесс граждан и позволяет некоммерческим организациям не только расширять свое влияние в социальной сфере, но и предлагать инновационные подходы.
ных не только с социальными проблемами, но и с развитием человеческого потенциала и повышением качества жизни населения.
Дж. Дуглас, рассматривая вопрос развития рынка государственных услуг, одним из ограничений называет меньшие возможности государственных учреждений «инициировать и укоренять инновационные решения в сфере социальной политики». В процессе исторического развития, по его мнению, общественные организации подтвер-= дили, что в состоянии играть роль экспериментатора и инициатора в сфере социальных услуг. «При этом общественные организации обеспечивают значительно большее разнообразие оказываемых услуг, нежели может себе позволить государственный сектор»5. «Третий сектор играет существенную роль при решении нестандартных социальных задач, требующих неординарного и индивидуального подхода»6. Именно способность содействовать решению тех задач общества, на которые не хватает сил и средств у государства, способность вовлекать в данный процесс граждан и позволяет НКО не только расширять свое влияние в социальной сфере, но и предлагать инновационные подходы.
Инновации представляют собой эффективные инструменты решения сложных социальных задач. По мнению И. И. Крас-нопольской и И.В. Мер-сияновой, «социальные инновации — это новые решения (продукты, услуги, модели, процессы и пр.), которые отвечаю социальным потребностям более эффективно, чем текущие решения, и которые способствуют развитию существующих межсекторных взаимодействий и более результативному использованию ресурсов»7.
Эволюция определения места и роли НКО в развитии российского рынка со-
циальных услуг демонстрирует постепенную модификацию региональных моделей государственного управления социальной сферой, введения новых акторов в лице социально ориентированных НКО и других институтов самоорганизации граждан.
Необходимо говорить прежде всего о формировании и развитии в Российской Федерации и ее регионах нормативно-правового поля институализации НКО: принятии Федерального закона № 40-ФЗ от 5 апреля 2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций», реализации федеральных и региональных программ поддержки социально ориентированных НКО.
Кроме того, как справедливо отмечает Т.Ю. Сидорина, «произошел сдвиг в понимании роли НКО: от позиции „НКО как гражданское общество" к позиции „НКО как полноценный субъект политики"».8 Так, в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2010 года впервые на высшем уровне поднимается тема взаимодействия государства с НКО, их вовлечения в решение социальных вопросов. В Послании Президента 2013 года отмечено, что решение социальных задач возможно среди прочих мер через открытие бюджетной сферы для НКО и социально ориентированного бизнеса.
Между тем большинство исследователей склоняются к принятию факта формирования в регионах квазирынков социальных услуг за счет передачи НКО части полномочий от государства. Главный признак квазирынка, по мнению В.В. Сусловой, заключается «в том, что государство по-прежнему финансирует и регулирует производство товаров и услуг, но при этом ликвидирует собственную монополию на участие в самом производственном процессе: он становится открытым для организаций всех форм собственности»9.
Вместе с тем остается актуальным вопрос о формировании в регионах необхо-
На сегодняшний день в Свердловской области отсутствует сформированное общественное мнение о социально ориентированных некоммерческих организациях,
их роли,значении и влиянии на жизнь общества, о характере их взаимоотношений с органами власти и бизнес-структурами.
димых условий для включения «третьего сектора» в существующие государственные рынки социальных услуг, внедрения в социальную сферу инновационной практики. К таким условиям, на наш взгляд, относятся:
♦ наличие сформулированного государственного запроса на участие НКО в развитии инноваций в социальной сфере;
♦ наличие в обществе соответствующего запроса на активизацию роли НКО на рынке социальных услуг;
♦ готовность населения участвовать в деятельности НКО и иных институтах самоорганизации граждан;
♦ уровень доверия к деятельности НКО как самих граждан, так и государства;
♦ ресурсное обеспечение НКО, определяющее уровень их готовности соответствовать запросу государства на инновационную практику;
♦ наличие новых технологий взаимодействия НКО и государства.
Результаты проведенного исследования «Оценка эффективности социальных проектов и инициатив как фактор институциональной устойчивости социально ориентированных некоммерческих организаций» в части анализа текущего состояния НКО в Свердловской области и прогнозирования перспектив устойчивого развития «третьего сектора» в регионе, позволяют делать выводы о взаимосвязи условий устойчивого развития института социально ориентированных НКО и развития инноваций в социальной сфере региона.
Результаты получены на основе персонального анкетирования населения и экспертов, а также экспертного интервью, проведенных в 5 городах Свердловской области типичных городских управленческих округов — Северного, Южного, Восточного, Западного, Горнозаводского — городах Серове, = Каменске-Уральском, Алапаевске, Первоуральске, Нижнем Тагиле и Екатеринбурге.
Объем выборочной совокупности при проведении анкетирования населения со-
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
ставил 1 184 респондента двух возрастных групп: молодежь (от 16 до 29 лет) и старший возраст (30 лет и старше), пропорция каждой из которых рассчитана исходя из общей численности населения выбранных для исследования городов. Объем и структура выборочной совокупности экспертов составила 47 человек, в том числе: представители НКО — 29, представители органов власти — 18 человек.
Результаты исследования показали, что сами НКО не всегда могут брать на себя ту роль, которую играют зарубежные НКО в решении социальных задач своих государств. Так, на сегодняшний день в Свердловской области отсутствует сформированное общественное мнение о социально ориентированных некоммерческих организациях, их роли, значении и влиянии на жизнь общества, о характере взаимоотношений НКО с органами власти и бизнес-структурами. Одной из ключевых причин указанной ситуации является низкая информированность жителей области об НКО — только 36% от числа ответивших знают о некоммерческих организациях. Знания о наличии и деятельности НКО у большинства респондентов абстрактны. Респонденты в ос-
новной своей массе не могут припомнить ни наименований, ни руководителей НКО. Информацией о конкретной деятельности некоммерческих организаций владеют только 16,3% от числа ответивших, 53,7% что-то слышали, но конкретные примеры привести затруднились, а 30% не могли привести конкретные примеры либо вообще не интересуются темой НКО.
Показателем несформированности общественного мнения о «третьем секторе» является отсутствие превалирующего мнения о пользе НКО для населения. Представленность точек зрения об однозначной пользе или отсутствии таковой в процентном соотношении примерно одинакова: 21,2% ответивших считают, что от НКО есть большая польза населению, 15,8%, — что от НКО никакой пользы нет. При этом с увеличением возраста респондентов число тех, кто видит пользу от НКО, уменьшается.
Низкая информированность и отсутствие сформированного общественного мнения привели, по мнению экспертов, к низкому уровню поддержки НКО населением. Только 5,6% руководителей и сотрудников НКО оценивают уровень поддержки населения как достаточный. Что касается
оценки роли НКО в решении проблем общества, то, по мнению жителей Свердловской области, она существенно менее значима, чем роль государства. Это во многом объясняется феноменом относительно высокого доверия к государственным и относительно низким доверием к негосударственным институтам и частным лицам.
Одним из важных индикаторов развития «третьего сектора» является уровень общественной поддержки НКО, выражающийся в том числе в показателях реального и потенциального участия в деятельности некоммерческих организаций. Это связано в первую очередь с рассмотрением бескорыстной личной добровольческой активности как одного из факторов развития социальных отношений в обществе.
На сегодняшний день ситуация в этом отношении в Свердловской области такова, что совокупный процент участвующих или желающих участвовать в деятельности НКО, то есть людей, обладающих позитивной добровольческой активностью, меньше совокупного процента граждан, негативно настроенных на свое участие в деятельности НКО либо равнодушных к нему (41,5 и 57,4% соответственно).
Позитивная добровольческая активность среди жителей Свердловской области, как и в других регионах страны, имеет тендерную специфику — женщины в большем, чем мужчины, количестве, участвуют или желают участвовать в деятельности НКО. В ходе исследования было выявлено, что наиболее заинтересованной в личном участии в работе НКО категорией респондентов являются работающие молодые женщины с высшим образованием в возрасте до 30 лет.
Оценка детерминантов участия населения в деятельности НКО всеми группами респондентов сходится в том, что основным мотивом является активная жизненная позиция, желание изменить жизнь к лучшему (граждане — 59,7, эксперты — 68,6%). Среди
основных мотивов все респонденты высоко оценивают возможность почувствовать себя нужным людям и обществу, возможность участвовать в общественной жизни, желание помочь конкретной социальной группе, милосердие, сострадание к обездоленным / социально незащищенным, желание общаться с такими же неравнодушными людьми, найти новых друзей и ряд других возможностей.
В ходе исследования было важно понять причины, по которым граждане не участвуют в деятельности НКО, не участвуют в благотворительной деятельности. Результаты опроса показали, что все группы респондентов: эксперты (государственные служащие, руководители и сотрудники НКО) и граждане — считают, что основными причинами являются недоверие к НКО и отсутствие или нехватка информации о деятельности НКО и о том, как принять участие в их деятельности.
Зафиксирована тенденция роста неформальной неинституционализированной гражданской активности (спонтанной, динамичной самоорганизации граждан для решения той или иной социальной проблемы) при росте недоверия к формальным структурам НКО.
Таким образом, результаты проведенного исследования в части анализа текущего состояния некоммерческих организаций (НКО) в Свердловской области и прогнозирования перспектив устойчивого развития «третьего сектора» в регионе позволяют говорить о необходимости учета властью и населением ресурса НКО в качестве составляющей общей социально-экономической стратегии развития общества, позиционирования «третьего сектора» как полноценного партнера государства в решении сложных социальных задач, в том числе за счет предлагаемых им инновационных подходов, публичного обсуждения вопросов гражданских инициатив в решении актуальных вопросов развития региона, трансляции лучшей социальной практики.
Позитивная добровольческая активность среди жителей Свердловской области имеет гендерную специфику - женщины в большем, чем мужчины, количестве участвуют или желают участвовать в деятельности некоммерческих организаций. Наиболее заинтересованной категорией респондентов являются работающие молодые женщины с высшим образованием в возрасте до 30 лет.
Литература
1. Никовская Л.И., Якимец В.Н., Молокова М.А. Гражданские инициативы и модернизация России. М.: Ключ-С, 2011. С. 366-368.
2. Антропова Ю.Ю., Коробейникова А.П. Социально ориентированные некоммерческие организации (НКО) как институт развития общества (на примере Свердловской области). // European social science journal. 2013. № 7(35). С. 627.
3. Там же.
4. Константинова Л.В. Становление общественного сектора как субъекта социальной политики: опыт концептуализации и анализ реальных практик [Электронный ресурс]. URL: http://www.civisbook.ru/files/File/L.V._ Konstantinova_Stanovlenie.pdf (дата обращения: 12.08.2015).
5. Никовская Л.И., Якимец В.Н., Молокова М.А. Гражданские инициативы и модернизация России. М.: Ключ-С, 2011. С. 380.
6. Антропова Ю.Ю. Моделирование системы оказания специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Уральском регионе (на примере Свердловской области): дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. С. 63.
7. Краснопольская И.И., Мерсиянова И.В. Трансформация управления социальной сферой: запрос на социальные инновации. // Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 2. С. 34.
8. Никовская Л.И., Якимец В.Н., Молокова М.А. Гражданские инициативы и модернизация России. М.: Ключ-С, 2011. С. 390.
9. Сидорина ТЮ. История и теория социальной политики. М.: РГГУ, 2012. С. 74.
THE ROLE OF SOCIALLY ORIENTED NON-COMMERCIAL ORGANIZATIONS IN INNOVATIONS' DEVELOPMENT IN THE REGION'S SOCIAL SPHERE
J.Y. Antropova, Doctor of Sociology, Professor, A.P. Korobeynikova, Candidate of Sociology, Docent, Ural Federal University, Yekaterinburg, Russia, [email protected]
This article reflects the intermediate results of the research "Evaluation of social projects and initiatives' efficiency as a factor of institutional stability of socially oriented non-commercial organizations" which is carried out in the frames of RHSF grant (№115041510070), concerning the analysis of conditions' interconnection of stable development of socially oriented non-commercial organizations and innovations' introduction in the region' social sphere. The authors give a new evaluation of people's self-organization institutions' role as a significant actor of state administration system. The paper considers the problem of difficult social problems' solution through participation ofpeople's self-organization institutions in development and introduction of social innovations. The article analyzes the conditions of "third sector" inclusion in the present state markets of social services, and introduction of innovative practices in the social sphere. It also exposes the problem of fake social services markets formations in regions. The authors discuss the present state of non-commercial organizations in Sverdlovsk oblast, forecast perspectives of stable development of the third sector in the region from the viewpoint of innovations' development in social sphere on the base of the survey's results of two age groups: youth (16-29), elders (30 and above), experts (representatives of non-commercial organizations and state bodies) and expert interview.
Key words: partnership, institutions of self-organization of citizens, non-profit organizations, socially oriented non-profit organizations, third sector, innovation, social sphere, social services market, social services quasi-markets.
References
1. Nikovskaia L.I., Iakimets V.N., Molokova M.A. Grazhdanskie initsiativy i modernizatsiia Rossii [Civil initiatives and the modernization of Russia]. Moscow, Kli-uch-S Publ., 2011. 434 p.
2. Antropova Iu.Iu., Korobeinikova A.P. Sotsial'no ori-entirovannye nekommercheskie organizatsii (NKO)
kak institut razvitiia obshchestva (na primere Sverd-lovskoi oblasti) [Socially oriented non-profit organizations (NPOs) as Institute of development of society (on the example of Sverdlovsk region)]. European social science journal, 2013, no. 7(35), p. 627.
3. Antropova Iu.Iu., Korobeinikova A.P. Sotsial'no orientirovannye nekommercheskie organizatsii (NKO) kak institut razvitiia obshchestva (na primere Sverdlovskoi oblasti) [Socially oriented non-profit organizations (NPOs) as Institute of development of society (on the example of Sverdlovsk region)]. European social science journal, 2013, no. 7(35), p. 627.
4. Konstantinova L.V Stanovlenie obshchestvennogo sektora kak sub"ekta sotsial'noi politiki: opyt kontseptualizatsii i analiz real'nykh praktik [The formation of the civil society sector as a subject of social policy: experience of conceptualization and analysis of real practices]. Available at: http://www.civisbook.ra/files/File/L.V_Konstantinova_ Stanovlenie.pdf (accessed 12.08.2015).
5. Nikovskaia L.I., Iakimets V.N., Molokova M.A. Grazhdanskie initsiativy i modernizatsiia Rossii [Civil initiatives and the modernization of Russia]. Moscow, Kliuch-S Publ., 2011. 434 p.
6. Antropova Iu.Iu. Modelirovanie sistemy okazaniia spetsial'noi pomoshchi detiam s ogranichennymi
vozmozhnostiami zdorov'ia v Ural'skom regione (na primere Sverdlovskoi oblasti): dis. ... kand. ped. nauk [Modeling of the system provide special assistance to children with disabilities in the Ural region (on the example of Sverdlovsk area). Candidate of pedagogy sci. diss.]. Ekaterinburg, 2003. 261 p.
7. Krasnopol'skaia I.I., Mersiianova I.V. Transformatsiia upravleniia sotsial'noi sferoi: zapros na sotsial'nye innovatsii [Transformation of social sphere management: request for social innovation]. Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniia — Issues of state and municipal management, 2015, no. 2, p. 34.
8. Nikovskaia L.I., Iakimets V.N., Molokova M.A. Grazhdanskie initsiativy i modernizatsiia Rossii [Civil initiatives and the modernization of Russia]. Moscow, Kliuch-S Publ., 2011. 434 p.
9. Sidorina TIu. Istoriia i teoriia sotsial'noi politiki [History and theory of social policy]. Moscow, RGGU Publ., 2012.564 p.