Научная статья на тему 'РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенции / личность / физическая культура / студенты / образование / competencies / personality / physical culture / students / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — К.С. Вашкевич

Проанализирована необходимость развития у студентов специализированных социально-личностных компетенций наряду с основными функциями физической культуры и спорта в процессе освоения факультативных учебных дисциплин. Определены основные преимущества в использовании направлений видов спорта и оздоровительных технологий на формирование профессионально значимых навыков. Рассмотрены и выделены наиболее доступные способы формирования специализированных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — К.С. Вашкевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SOCIAL AND PERSONAL COMPETENCIES IN THE FORMATION OF STUDENTS' READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY

In the article, the author analyzes the need for the development of specialized socio-personal competencies among students along with the main functions of physical culture and sports in the process of mastering optional academic disciplines. The main advantages in using the directions of sports and wellness technologies for the formation of professionally significant skills are determined. In the course of the study, the author examines and identifies the most accessible ways of forming specialized competencies.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

2023

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия Е

УДК 796.011 Б01 10.52928/2070-1640-2023-40-2-24-26

РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

К.С. ВАШКЕВИЧ (Белорусский государственный университет, Минск)

Проанализирована необходимость развития у студентов специализированных социально-личностных компетенций наряду с основными функциями физической культуры и спорта в процессе освоения факультативных учебных дисциплин. Определены основные преимущества в использовании направлений видов спорта и оздоровительных технологий на формирование профессионально значимых навыков. Рассмотрены и выделены наиболее доступные способы формирования специализированных компетенций.

Ключевые слова: компетенции, личность, физическая культура, студенты, образование.

Введение. В современной модели образования физическая культура как неотъемлемая часть общечеловеческой культуры способствует развитию целостной личности, способной гармонизировать духовные и физические силы, активизировать готовность к профессиональной деятельности и полноценно реализовать себя в здоровом и продуктивном стиле жизни. Основы правильного и гармонического развития человека закладываются с рождения, за время воспитания в учреждениях дошкольного и среднего образования. К высшей школе обучающийся подходит со сформировавшимся представлением и состоянием двигательных качеств. Опираясь на общеизвестные факты, что человеческий организм - это сложная и взаимосвязанная система, некорректно будет выделить только процесс развития двигательных качеств. Главенствующая роль нервной системы человека при регулировании всех процессов жизнедеятельности позволяет говорить и о психологических особенностях каждого индивида. Следовательно, социальная обусловленность процесса развития и воспитания обучающихся приобретает немаловажное значение [1; 2].

Научно-техническая революция, постоянно изменяющиеся социально-экономические условия и экология повлекли за собой необходимость пересмотра и внедрения в образовательный процесс учреждений высшего образования новых образовательных учебных программ, соответствующих новым критериям в подготовке современных специалистов. Исследования в области физической культуры и спорта показывают, что возможность сокращения времени, затрачиваемого на освоение профессионального навыка, напрямую зависит от физической подготовленности обучающегося. А возможность переключаться с одной задачи на другую, а также одновременно выполнять сразу несколько функций характеризуется не только лабильностью нервной системы, но и социально-психологической подготовкой будущих специалистов. Увеличивающийся темп жизни влечет за собой и негативный фактор влияния некоторых профессий на организм. Данная проблема решается полностью или частично переключением с одной деятельности на другую и своевременным внедрением средств физической культуры и спорта в процесс образования или труда [3].

Следовательно, создание качественных предпосылок для овладения разнообразными способами деятельности и возможностью быстрой интеграции в них становится на один уровень со здоровьесберегающей функцией физической культуры.

С учетом вышесказанного целью нашего исследования стало выявление роли специализированных компетенций в системе учреждений высшего образования. Объектом исследования выступили студенты Белорусского государственного университета, предметом - социально-личностные компетенции, обусловливающие готовность студентов к будущей профессии.

Основная часть. Современный мир предлагает колоссальное разнообразие профессий, где специфическая способность организма сохранять оптимальные параметры функционирования, работоспособности и эмоциональной реактивности становится определяющим фактором будущих специалистов. В системе общего высшего образования и специального высшего образования зачастую перед студентами вторых курсов поднимается вопрос выбора будущей специализации, понимание образа и характера будущей профессии.

Нами был проведен опрос «Исследование спортивных и оздоровительных интересов студентов», в котором приняли участие 1567 студентов вторых курсов 15 факультетов Белорусского государственного университета. Цель опроса - выявление заинтересованности и мотивации студентов к факультативным занятиям по учебной дисциплине «Специальные спортивные и оздоровительные компетенции» (рисунок).

Так, 683 студента (43,6%) планируют посещать факультативные занятия, 542 - не заинтересованы, 342 студента затрудняются с ответом. Исходя из этого, можно сделать вывод, что современные студенты в превалирующем большинстве мотивированы к посещению факультативных занятий по учебной дисциплине «Специальные спортивные и оздоровительные компетенции».

Задачи исследования: 1) проанализировать необходимость развития социально-личностных компетенций; 2) определить основные преимущества использования средств физической культуры и спорта для их развития.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, опрос и методы математической статистики.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ. Педагогика

№ 2(40)

1 Планирую посещать ■ Нет ■ Затрудняюсь ответить

Количество респондентов -1567

Рисунок. - Комплексный мониторинг планирования студентами посещения факультативных занятий

Результаты исследования. Воспитание специализированных компетенций (СК) средствами физической культуры и спорта приобретает стратегическое значение для развития современного успешного общества. Рассмотрим данные компетенции в социально-личностном и общественном контексте.

СК-1. Обладать качествами гражданственности.

Воспитание гражданственности - одна из приоритетных стратегических целей государственной образовательной политики, являющейся условием подготовки граждан, способных возродить общество и духовность нации, развить идею государственности, обращенную к человеку. Это сложный длительный процесс, охватывающий все этапы становления личности: от формирования общих представлений, поиска идеалов и ценностей до накопления опыта позитивного гражданского (патриотического) поведения и становления мировоззрения.

Любой практической деятельности предшествует теоретическая подготовленность. Особую актуальность приобретает СК-1 при вовлечении студентов в соревновательную деятельность: правила соревнований, права и обязанности участников и судейской коллегии, церемониал с использованием государственной символики. Привлечение студентов к олимпийскому движению дает возможность развивать идеи государственности, понимание спортивной политики страны и ее позиции на международной арене. Достижения белорусских спортсменов способствуют формированию идеалов и ценностей, вызывающих гордость за свою нацию [4].

СК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.

Как один из методов сплочения коллектива (общества) можно рассматривать соревновательную деятельность, где есть свои правила существования и возможность формирования социального взаимодействия посредством группового творческого дела.

Создание коллектива (группы) студентов со схожими интересами и мотивацией открывает возможность социального взаимодействия различных специализированных структур (в данном случае - факультетов). Разносторонне развитые личности находят точки соприкосновения в процессе общения до, во время и после занятий. Студенты принимают правила поведения в данной группе, учатся решать поставленные задачи как в командах в процессе занятий и соревнований, так и берут ответственность в принятии решений в процессе судейства. Творческая составляющая СК-2 позволяет искать пути решения в планировании тактических схем (например, в игровых видах спорта), выполнении заданий в малых группах, составлении плана вводной и заключительной частей занятия, подбора упражнений для успешного решения цели занятия.

СК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

Процесс коммуникации становится элементом социальной технологии, способной изменить и обогатить уровень знаний, культуры и мировоззрения. Физкультурная деятельность способствует развитию коммуникативной культуры и становлению социально активной и ответственной личности, которая приобретет навыки коммуникативной культуры и умения профессиональной коммуникации путем выстраивания товарищеского (группового) взаимодействия, инициативности и самостоятельности, творческого подхода к решению задач.

В игровых видах спорта, осваиваемых в программе факультативных занятий, СК-3 является одной из основных в связи с постоянной необходимостью коммуницировать членам команды до, во время, и после игры. До игры, во время тренировочных игр, в раздевалке, на игровом поле указанная компетенция максимально актуальна во время формирования новой команды или включения новичка в уже сыгранную команду. Также данная компетенция имеет влияние на распределение (определение) игровых амплуа по техническим данным игроков и их предпочтениям. В связи с нарастанием напряжения к старту игр эта компетенция подразумевает умение

2023

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия E

конструктивно разрешать конфликты. В период соревнований СК-3 также позволяет команде пережить поражение или победу с наименьшими потерями для качества личности игрока - формирует стрессоустойчивость. После игр, как тренировочных, так и итоговых, поддержка игроков друг друга позволит не покинуть (в связи с возможно накопившимися скрытыми или открытыми конфликтами, неудовлетворенностью процессом подготовки) факультативные занятия, а с удовольствием прийти за новым обогащающим личность опытом спортивной деятельности. СК-4. Владеть навыками здоровьесбережения.

Данная компетенция характеризуется возможностью формирования компетентности обучающихся во владении различными подходами зроровьесберегающих технологий. Способность к самоорганизации и саморазвитию в области здоровьесбережения для поддержания должного уровня физической подготовленности и обеспечения полноценной профессиональной и социальной деятельности [5].

Факультативные учебные программы «Специальные спортивные и оздоровительные компетенции» в первую очередь направлены на раскрытие личного потенциала каждого обучающегося. Воспитание самосознания и силы воли в процессе овладевания СК-4 позволяет студентам выйти на новый уровень саморазвития. Понимание физической и физиологической природы процессов организма способствует качественному воспитанию зрелой и самодостаточной личности. Умение находить индивидуальные пути решения применения средств физической культуры и спорта для достижения поставленных целей и удовлетворенность от полученного результата способствуют сохранению и поддержанию физического и психического здоровья.

Заключение. Ежегодно требования к подготовке специалистов меняются в соответствии с изменяющимися критериями общества и рынка труда. Современному специалисту необходимо овладеть не только профессиональными навыками, но развивать социально-личностные компетенции. Следовательно, наряду с универсальной компетенцией, которую призваны развивать физическая культура и спорт, - использование средств физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний, при подготовке специалистов следует уделять внимание и развитию специализированных компетенций. Исходя из вышесказанного, целью факультативных учебных дисциплин в сфере физической культуры и спорта становится формирование у студентов межличностных коммуникаций и социальных взаимодействий через спортивную и физкультурную деятельность с соблюдением условий здоровьесбережения как основы гражданской позиции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вашкевич К.С., Садовникова В.В. Специальные спортивные и оздоровительные компетенции: учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальностей специального высшего образования. Регистрационный № УД-31/н [Электронный ресурс]. - 2023. - URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/299404 (дата обращения: 5.08.2023).

2. Вашкевич К.С., Садовникова В.В. Специальные спортивные и оздоровительные компетенции: учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальностей общего высшего образования. Регистрационный № УД-30/б [Электронный ресурс]. - 2023. - URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/299403 (дата обращения: 5.08.2023).

3. Хижевский О.В., Купчинов Р.И. Физическое воспитание студентов. - Минск: БГПУ, 2019. - 398 с.

4. Заколодная Е.Е. Духовно-нравственное образование будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта: традиционные методы и метафорические средства. - Минск: БГУФК, 2023. - 323 с.

5. Физкультурно-оздоровительные технологии: учеб. пособие для вузов / В.Л. Кондаков, А.А. Горелов, О.Г. Румба и др. - М.: Юрайт, 2023. - 334 с.

Поступила 28.09.2023

THE ROLE OF SOCIAL AND PERSONAL COMPETENCIES IN THE FORMATION OF STUDENTS' READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY

K. VASHKEVICH (Belarusian State University, Minsk)

In the article, the author analyzes the need for the development of specialized socio-personal competencies among students along with the main junctions of physical culture and sports in the process of mastering optional academic disciplines. The main advantages in using the directions of sports and wellness technologies for the formation of professionally significant skills are determined. In the course of the study, the author examines and identifies the most accessible ways of forming specialized competencies.

Keywords: competencies, personality, physical culture, students, education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.