Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРИОРИТЕТ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касмалиева А.С.

Цель исследования - выявление условий и этапов формирования профессионально-значимых технологических компетенций бакалавров физической культуры для повышения качества подготовки будущих педагогов физической культуры. Методика и организация исследования. Использованы методы обобщения, систематизации, методы анализа документов, обобщения опыта педагогических вузов для конкретизации цели и задач основной образовательной программы подготовки бакалавров физической культуры в соответствии с требованиями ГОС ВПО по направлению «Физическая культура» (2021 г.) и разработки профессиональных компетенций педагога физической культуры в соответствии с этапами процесса обучения в вузе. Результаты исследования и выводы. Разработано содержание учебных планов подготовки бакалавров физической культуры, в соответствии с требованиями нового Госстандарта ВПО по направлению «Физическая культура» (2021 г.), на принципах системности, непрерывности, гуманизации образования, компетентностного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов к образованию. Выявлено, что использование практикоориентированной здоровьесберегающей траектории образования способствует формированию профессионально-значимых компетенций будущих педагогов физкультуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касмалиева А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHERS

Objective of the study was to identify the conditions and stages of formation of professionally significant technological competencies of bachelors of physical culture to improve the quality of training of future teachers of physical culture. Methods and structure of the study. The methods of generalization, systematization, methods of document analysis, generalization of the experience of pedagogical universities were used to specify the goals and objectives of the main educational program for the preparation of bachelors of physical culture in accordance with the requirements of the State Educational Standard of Higher Professional Education in the direction of "Physical Education" (2021) and the development of professional competencies of a physical education teacher in accordance with the stages of the learning process at the university. Results and conclusions. The content of the curricula for the training of bachelors of physical culture has been developed, in accordance with the requirements of the new State Standard of Higher Professional Education in the direction of "Physical Education" (2021), based on the principles of consistency, continuity, humanization of education, competence-based, personality-oriented and activity-based approaches to education. It was revealed that the use of a practice-oriented health-saving education trajectory contributes to the formation of professionally significant competencies of future physical education teachers.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

УДК/UDC 796.077.5

Поступила в редакцию 30.01.2023 г.

Кандидат педагогических наук, доцент А.С. Касмалиева1 1Кыргызско-Турецкий университет "Манас", Бишкек, Кыргызская Республика

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHERS

PhD, Associate Professor A.S. Kasmalieva1

1Kyrgyz-Turkish University «Manas», Bishkek, Kyrgyz Republic

Информация для связи с автором: anarkan.kasmaliyeva@manas.edu.kg

Аннотация

Цель исследования - выявление условий и этапов формирования профессионально-значимых технологических компетенций бакалавров физической культуры для повышения качества подготовки будущих педагогов физической культуры.

Методика и организация исследования. Использованы методы обобщения, систематизации, методы анализа документов, обобщения опыта педагогических вузов для конкретизации цели и задач основной образовательной программы подготовки бакалавров физической культуры в соответствии с требованиями ГОС ВПО по направлению «Физическая культура» (2021 г.) и разработки профессиональных компетенций педагога физической культуры в соответствии с этапами процесса обучения в вузе. Результаты исследования и выводы. Разработано содержание учебных планов подготовки бакалавров физической культуры, в соответствии с требованиями нового Госстандарта ВПО по направлению «Физическая культура» (2021 г.), на принципах системности, непрерывности, гуманизации образования, компетентностного, личностно-ориентированного и деятель-ностного подходов к образованию. Выявлено, что использование практико-ориентированной здоровьесберегающей траектории образования способствует формированию профессионально-значимых компетенций будущих педагогов физкультуры.

Ключевые слова: гуманизация образования, приоритет здоровья человека, технологические компетенции, принципы обучения.

Abstract

Objective of the study was to identify the conditions and stages of formation of professionally significant technological competencies of bachelors of physical culture to improve the quality of training of future teachers of physical culture. Methods and structure of the study. The methods of generalization, systematiza-tion, methods of document analysis, generalization of the experience of pedagogical universities were used to specify the goals and objectives of the main educational program for the preparation of bachelors of physical culture in accordance with the requirements of the State Educational Standard of Higher Professional Education in the direction of "Physical Education" (2021) and the development of professional competencies of a physical education teacher in accordance with the stages of the learning process at the university.

Results and conclusions. The content of the curricula for the training of bachelors of physical culture has been developed, in accordance with the requirements of the new State Standard of Higher Professional Education in the direction of "Physical Education" (2021), based on the principles of consistency, continuity, humanization of education, competence-based, personality-oriented and activity-based approaches to education. It was revealed that the use of a practice-oriented health-saving education trajectory contributes to the formation of professionally significant competencies of future physical education teachers.

Keywords: humanization of education, human health, technological competencies, teaching principles.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

ra

^

O (U .c I—

Введение. Важнейшим принципом государственной политики в области образования является гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В 2020 г. Правительством Кыргызской Республики была утверждена «Программа развития образования в КР на 20212040 гг.», где обозначена необходимость повышения качества школьного образования и подготовки педагогов, способных отвечать современным вызовам, решать задачи по социализации, формированию ФК и здоровья учащихся и студентов.

Для повышения эффективности образования на разных уровнях, начиная от дошкольного до профессионального образования, требуется переформатирование его содержательных аспектов, разработка и внедрение новых государственных стандартов всех уровней образования [1, 7].

Эффективность учения, его гуманистическая сущность и качество предопределяются, в первую очередь, профессионализмом и высокой технологической культурой учителя.

Цель исследования - выявление условий и этапов формирования профессионально-значимых технологических компетенций бакалавров физической культуры для повышения качества подготовки будущих педагогов физической культуры.

Методика и организация исследования. Использованы методы обобщения, систематизации, методы анализа документов, обобщения опыта педагогических вузов для конкретизации цели и задач основной образовательной программы подготовки бакалавров физической культуры в соответствии с требованиями ГОС ВПО по направлению «Физическая культура» (2021 г.) и разработки профессиональных компетенций педагога физической культуры в соответствии с этапами процесса обучения в вузе.

Результаты исследования и их обсуждение. Доказано, что большое значение для формирования физкультурных компетенций у обучающихся имеет структура и содержание среды образовательного учреждения, при этом «...физкультурно-спортивная среда должна побуждать к по-

70

http://www.teoriya.ru

№4 • 2023 Апрель | April

иску собственных результатов учебной и внеучебной деятельности для проявления и самовыражения его индивидуальности средствами физической культуры и массового спорта» [9].

Сегодня в системе общего среднего образования востребован педагог физической культуры, обладающий необходимыми компетенциями здоровьесбережения, применения внеурочных и внеклассных форм занятий для укрепления здоровья и формирования положительной мотивации школьников к активным занятиям физической культурой и спортом.

Согласно Н. К. Смирнову, «здоровьесберегающие образовательные технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся» [11].

В ГОС ВПО по направлению 532000 «Физическая культура», утвержденному МОН КР в 2015 году, были определены задачи подготовки будущих педагогов ФК в следующей формулировке: «...способствовать формированию общей культуры личности средствами физической культуры в процессе физкультурно-спортивных занятий, приобщения к общечеловеческим ценностям и здоровому образу жизни; способствовать осознанному использованию средств физической культуры как средства восстановления и укрепления здоровья, приобщения к здоровому образу жизни» [4].

В этом варианте ГОС ВПО (2015 г.) в перечне профессиональных компетенций были обозначены всего две, связанные с формированием личности занимающихся (см. таблицу). К тому же, был сделан акцент на дисциплины базовой части профессионального блока, вследствие чего из образовательной программы «выпал» целый ряд дисциплин гуманитарного и естественно-научного блока («Олимпийское образование», «Возрастная психология», «Возрастная физиология», «Информационные технологии» и т.д.).

В 2021 году был Приказом МОН КР № 1578/1 от 21 сентября 2021 года был утвержден новый ГОС ВПО по направлению 532000 «Физическая культура».

В новом ГОС ВПО «Физическая культура» (2017 г.) были учтены указанные выше недостатки и упущения. Принято положение о том, «вуз самостоятельно определяет набор дисциплин (модулей) и их трудоемкость, которые относятся к каждому блоку ООП подготовки бакалавров ФК» [5].

Современные ученые отмечают высокую эффективность практико-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых профессиональных качеств личности, исследовательских и проектных компетенций для разработки оздоровительных программ для разного контингента, при этом важно формирование умения определения приоритетных задач с учетом различных факторов и ограничений [10].

Профессионально-значимые компетенции будущих педагогов ФК

В 2022 году нами разработаны и утверждены учебные планы подготовки бакалавров ФК и спорта на факультете спортивных наук в КТУ «Манас» с учетом национальных традиций, региональных и средовых условий образовательных учреждений, особенностей разработки оздоровительных программ для разного контингента, многообразия организационных форм и методов работы по внедрению основ здорового образа жизни, что обуславливает создание динамичной образовательной среды и определенную свободу выбора траектории обучения.

Для формирования познавательных, исследовательских способностей педагога физической культуры, умений логически обобщать, проводить сравнительный анализ результатов деятельности, способствуя повышению профессиональной культуры выпускников факультета спортивных наук КТУ «Манас», нами разработаны следующие профессиональные компетенции здоровьеформирования:

• способность использовать ценностный потенциал физической культуры и спорта для формирования общей культуры личности обучающихся, основ здорового образа жизни, интереса и потребности к занятиям ФУ и спортом;

• способность планировать и проводить учебные занятия и внеклассную работу по физической культуре с различным контингентом и обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся;

• способность реализовывать различные формы спортивно-оздоровительных занятий с учетом индивидуальных особенностей занимающихся, гигиенических, климатических, экологических и других факторов;

• способность использовать духовные ценности физической культуры и спорта, полученные знания об особенностях личности занимающихся для воспитания патриотизма, профилактики девиантного поведения, формирования ЗОЖ, потребности в регулярных занятиях ФК и спортом. При разработке учебно-методического обеспечения и содержания дисциплин основной образовательной программы мы придерживались идеи практикоориентированной здоро-вьесберегающей траектории образования, опирясь на принципы системности и непрерывности, гуманизации образования, компетентностного, личностно-ориентированного, деятель-ностного подходов и инновационные технологии физического воспитания (личностно-ориентированная технология физкультурного образования (М. Я. Виленский), формирование здорового образа жизни и спортивно-ориентированное физическое воспитание (Л. И. Лубышева), спартианская технология духовного и физического оздоровления детей и молодежи (В. И. Столяров) [2, 8, 12].

Специалисты отмечают, что для эффективного формирования технологической компетентности у будущих педагогов физической культуры важно создание следующих

ГОС ВПО, направление: 532000 «Физическая культура», утвержден Приказом МОН КР от 15 сентября 2015 г. № 1179/1

ГОС ВПО, направление: 532000 «Физическая культура и спорт», квалификация: Бакалавр утвержден Приказом МОН КР от 21 сентября 2021 г. № 1578/1

Компетенции по здоровьесбережению Использовать в практике физического воспитания знания о физиологических процессах, происходящих в человеческом организме в процессе его развития;

Использовать педагогические, медико-биологические методы, контроля за состоянием занимающихся, влиянием на них физических нагрузок и корректировать их в зависимости от результатов контроля.

Компетенции по здоровьесбережению

Способен использовать ценностный потенциал ФК и спорта для формирования общей культуры личности обучающихся, основ здорового образа жизни, интереса и потребности к занятиям Фу и спортом;

Способен планировать и проводить учебные занятия по ФК и внеклассную работу в ОУ с различным контингентом и обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в УВП и внеурочной деятельности;

Способен реализовывать различные формы спортивно-оздоровительных занятий с учетом индивидуальных особенностей занимающихся, гигиенических, климатических, экологических и других факторов;

Способен использовать накопленные в области ФКиС духовные ценности, полученные знания об особенностях личности занимающихся для воспитания патриотизма, профилактики девиантного поведения, формирования ЗОЖ, потребности в регулярных занятиях ФК и спортом.

№4 • 2023 Апрель | Арп!

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

педагогических условий: формирование положительной мотивации к освоению технологических основ организации образовательного процесса; использование возможностей формального и неформального образования в формировании технологической компетентности; этапность формирования технологической компетентности [3].

Дисциплины профессионального цикла выстроены в определенной последовательности, с учетом преемственности этапов формирования компетенций студентов: 1-й этап -формирование у студентов профессионально-педагогических знаний и умений; 2-й этап - обеспечение предметной и профессиональной подготовки; 3-й этап - результативно-компетентностный: личностное и профессиональное развитие будущего педагога физической культуры [10].

Процесс формирования профессиональных компетенций студентов факультета спортивных наук связан с освоением педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников и их применением в процессе прохождения летней оздоровительной, школьной и государственной педагогической практики.

При подготовке учебно-методического обеспечения и учебно-методических комплексов по дисциплинам: «Физиология человека», «Биохимия спорта», «Кинезиология», «Спортивная медицина», «Гигиенические основы физической культуры и спорта», «Планирование уроков физической культуры и методы оценки», «Возрастная физиология» и др. были разработаны лабораторные практикумы по разработке эскпресс-тестов оценки соматического здоровья, самодиагностике и коррекции телосложения, созданы условия для привлечения студентов к проектной и учебно-исследовательской работе.

Выводы. Формирование профессионально значимых технологических компетенций педагога физической культуры на основе создания практикоориентированной здо-ровьесберегающей траектории образования бакалавров физической культуры предполагает поэтапное освоение ценностного потенциала физической культуры, развитие познавательных, исследовательских способностей, овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями, наличие готовности и личностного опыта осуществления физкультурно-спортивной деятельности в различных средовых условиях.

Литература

1. Адамкулова Ч. У. Использование европейской системы оценивания обучающихся в кыргызской высшей школе: практика, проблемы, перспективы / Ч. У. Адамкулова // Вестник Кыргызского Национального университета имени Ж. Баласагына. - 2016. - № 1. - С. 54-65.

2. Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента. Учебное пособие для студентов вузов, изучающих дисциплину «Физическая культура», кроме направлений и специальностей в области физической культуры и спорта / М. Я. Ви-ленский, А. Г. Горшков. - 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2015. - 240 с.

3. Горшенина С. Н. Педагогические условия формирования технологической компетентности у будущих учителей физической культуры / С. Н. Горшенина, Н. А. Маринкина, А. Р. Мамаев // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 11. - С. 12-14.

4. ГОС ВПО, приказ Министерства образования и науки Кыргызской Республики от 15 сентября 2015 г., № 1179/1 // Бишкек. - 2015. - 27с.

5. ГОС ВПО к приказу Министерства образования и науки Кыргызской Республики от 21 сентября 2021 г. № 1578/1 // Бишкек. -2021. - 15с.

6. Закирова А. Ф. Методологический семинар как форма развития исследовательских компетенций спортивных педагогов / А. Ф. За-кирова, И. В. Манжелей // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 12. - С. 34.

7. Касмалиева А. С. О необходимости и перспективах обновления формы и содержания школьной физической культуры в Кыргызстане / А. С. Касмалиева, Л. И. Губанова // Вестник ФК и спорта. -2021. - № 2 // Мат. Республиканского Форума. 5-6 апреля 2021 г. -С. 29-34.

8. Лубышева Л. И. Практико-ориентированная подготовка педагога по физической культуре к реализации инновационных процессов в системе физкультурного образования / Л. И. Лубышева // Мат. Все-

российской научно-практ. конфер, посв. 85-летию Удмуртского гос. университета. 2016: Удмуртский университет (Ижевск). С. 64-71.

9. Манжелей И. В., Чернякова С. Н. Формирование физкультурных компетенций у бакалавров в образовательной среде вуза / И. В. Манжелей, С. Н. Чернякова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2014. - № 9. - С. 78-91.

10. Поливаев А. Г. Практико-ориентированная подготовка педагога по физической культуре в условиях требований профессионального стандарта «Педагог» / А. Г. Поливаев, Н. В. Фомичева, И. Н. Григорович // Теория и практика физической культуры. -2016. - № 11. - С. 20-22.

11. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н. К. Смирнов. - М.: АРКТИ, 2003. -272 с.

12. Столяров В. И. Спартианская социально-педагогическая технология оздоровления, рекреации и целостного развития личности / В. И. Столяров // Ред. Е. В. Стопникова. - М.: АНО «Центр развития спартианской культуры», 2006. - 248 с.

References

1. Adamkulova Ch.U. Ispolzovaniye yevropeyskoy sistemy otsenivaniya obuchayushchikhsya v kyrgyzskoy vysshey shkole: praktika, problemy, perspektivy [The use of the European system of assessment of students in the Kyrgyz higher school: practice, problems, prospects]. Vest-nik Kyrgyzskogo Natsional'nogo universiteta imeni ZH. Balasagyna. 2016. No. 1. pp. 54-65.

2. Vilensky M.Ya., Gorshkov A.G. Fizicheskaya kultura i zdorovyy obraz zhizni studenta [Physical culture and healthy lifestyle of a student]. Study guide for university students studying the discipline "Physical culture", except for areas and specialties in the field of physical culture and sports. 3rd ed., ster.. Moscow: KNORUS publ., 2015. 240 p.

3. Gorshenina S.N., Marinkina N.A., Mamaev A.R. Pedagogicheskiye usloviya formirovaniya tekhnologicheskoy kompetentnosti u budu-shchikh uchiteley fizicheskoy kultury [Pedagogical conditions for the formation of technological competence among future teachers of physical culture]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2017. No. 11. pp. 12-14.

4. GOS VPO, prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Kyrgyzskoy Re-spubliki ot 15 sentyabrya 2015g., № 1179/1 [State Educational Standard of Higher Professional Education, Order of the Ministry of Education and Science of the Kyrgyz Republic dated September 15, 2015, No. 1179/1]. Bishkek. 2015. 27 p.

5. GOS VPO k prikazu Ministerstva obrazovaniya i nauki Kyrgyzskoy Re-spubliki ot 21 sentyabrya 2021 g. № 1578/1 [State Educational Standard of Higher Professional Education to the order of the Ministry of Education and Science of the Kyrgyz Republic dated September 21, 2021 No. 1578/1]. Bishkek. 2021. 15 p.

6. Zakirova A.F., Manzheley I.V. Metodologicheskiy seminar kak forma razvitiya issledovatel'skikh kompetentsiy sportivnykh pedagogov [Methodological seminar as a form of development of research competencies of sports teachers]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2018. No. 12. p. 34.

7. Kasmalieva A.S., Gubanova L.I. O neobkhodimosti i perspektivakh ob-novleniya formy i soderzhaniya shkolnoy fizicheskoy kultury v Kyrgyz-stane [On the need and prospects for updating the form and content of school physical culture in Kyrgyzstan]. Vestnik FK i sporta. 2021. No. 2. Proceedings Republican Forum. April 5-6, 2021 pp. 29-34.

8. Lubysheva L.I. Praktiko-oriyentirovannaya podgotovka pedagoga po fizicheskoy kulture k realizatsii innovatsionnykh protsessov v sisteme fizkulturnogo obrazovaniya [Practice-oriented training of a teacher in physical culture for the implementation of innovative processes in the system of physical education]. Proceedings national scientific-practical conference, dedicated 85th anniversary of the Udmurt state university. 2016: Udmurt University (Izhevsk). pp. 64-71.

9. Manzheley I.V., Chernyakova S.N. Formirovaniye fizkulturnykh kompe-tentsiy u bakalavrov v obrazovatelnoy srede vuza [Formation of sports competencies among bachelors in the educational environment of the university]. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gu-manitarnyye issledovaniya. Humanitates. 2014. No. 9. pp. 78-91.

10. Polivaev A.G., Fomicheva N.V., Grigorovich I.N. Praktiko-oriyen-tirovannaya podgotovka pedagoga po fizicheskoy kulture v usloviyakh trebovaniy professionalnogo standarta «Pedagog» [Practice-oriented training of a teacher in physical culture in the conditions of the requirements of the professional standard "Teacher"]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2016. No. 11. pp. 20-22.

11. Smirnov N.K. Zdorovyesberegayushchiye obrazovatelnyye tekh-nologii v rabote uchitelya i shkoly [Health-saving educational technologies in the work of teachers and schools]. Moscow: ARKTI publ., 2003. 272 p.

12. Stolyarov V.I. Spartianskaya sotsialno-pedagogicheskaya tekhnologi-ya ozdorovleniya, rekreatsii i tselostnogo razvitiya lichnosti [Spartian socio-pedagogical technology of health improvement, recreation and integral development of personality]. E.V. Stopnikova [ed.]. Moscow: ANO «Tsentr razvitiya spartianskoy kultury» publ., 2006. 248 p.

http://www.teoriya.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№4 • 2023 Апрель | April

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.