Научная статья на тему 'СТАНДАРТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНИКАМ СПОРТИВНЫХ ВУЗОВ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

СТАНДАРТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНИКАМ СПОРТИВНЫХ ВУЗОВ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТАНДАРТ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Го Эрни, Рыжкова Л.Г., Чжай Синчэнь, Чжао Цзыцзянь

Цель исследования - оценка изменений в требованиях к профессиональной подготовке бакалавров в сфере физической культуры и спорта в Китайской Народной Республике. Методика и организация исследования. Теоретическому анализу были подвергнуты стандарты профессиональной подготовки специалистов в области физической культуры и спорта, для удовлетворения потребностей экономического и социального развития страны. Выполнена оценка изменений в каталоге дисциплин для обучения на бакалавриате в вузах физической культуры и спорта, начиная с 1963 по 2023 г. Результаты исследования и выводы. В настоящее время в КНР разработка и внедрение национального стандарта обучения и подготовки бакалавров в области физической культуры и спорта в высших учебных заведениях является фундаментальной, стратегической задачей долгосрочного развития и подготовки бакалавров в области физического воспитания в Китае. Решение этой задачи направлено на регулирование профессионального образования, всестороннее продвижение и углубление профессиональной реформы в системе бакалавриата, дальнейшее повышение качества подготовки спортивных педагогов в КНР. Стандартом подготовки бакалавров в области физической культуры и спорта определены специальные требования, которым должны соответствовать выпускники вузов, заканчивающих бакалавриат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Го Эрни, Рыжкова Л.Г., Чжай Синчэнь, Чжао Цзыцзянь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STANDARDS DETERMINING THE REQUIREMENTS FOR PROFESSIONAL QUALITIES, KNOWLEDGE AND ABILITIES OF BACHELOR GRADUATES IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA

Objective of the study was to assess changes in the requirements for professional training of bachelors in the field of physical culture and sports in the People's Republic of China. Methods and structure of the study. Theoretical analysis were subjected to the standards of professional training of specialists in the field of physical culture and sports, to meet the needs of the country's economic and social development. An assessment was made of changes in the catalog of disciplines for undergraduate studies at universities of physical culture and sports, starting from 1963 to 2023. Results and conclusions. At present, in the PRC, the development and implementation of a national standard for teaching and training bachelors in the field of physical culture and sports in higher educational institutions is a fundamental, strategic task for the long-term development and training of bachelors in the field of physical education in China. The solution to this problem is aimed at regulating vocational education, comprehensively promoting and deepening professional reform in the undergraduate system, and further improving the quality of training sports teachers in the PRC. The Standard for the preparation of bachelors in the field of physical culture and sports defines special requirements that university graduates completing a bachelor's degree must meet.

Текст научной работы на тему «СТАНДАРТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНИКАМ СПОРТИВНЫХ ВУЗОВ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

СТАНДАРТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНИКАМ СПОРТИВНЫХ ВУЗОВ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

УДК/UDC 378.174

Поступила в редакцию 17.02.2023 г.

Информация для связи с автором: fencing-rgufk@yandex.ru

Аспирант Го Эрни1- 2

Доктор педагогических наук, доцент Л.Г. Рыжкова1 Чжай Синчэнь2

Доктор педагогических наук, профессор Чжао Цзыцзянь2 1Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва 2Чжэнчжоуский университет, Чжэнчжоу, Китай

STANDARDS DEFINING PROFESSIONAL REQUIREMENTS FOR GRADUATES OF SPORTS UNIVERSITIESIN THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHIN

Postgraduate student Guo Ernie1- 2

Dr. Hab., Associate Professor L.G. Ryzhkova1

Zhai Xingchen2

Dr. Hab., Professor Zhao Zijian2

1Russian University of Sport (SCOLIPE), Moscow 2Zhengzhou University, Zhengzhou, China

Аннотация

Цель исследования - оценка изменений в требованиях к профессиональной подготовке бакалавров в сфере физической культуры и спорта в Китайской Народной Республике.

Методика и организация исследования. Теоретическому анализу были подвергнуты стандарты профессиональной подготовки специалистов в области физической культуры и спорта, для удовлетворения потребностей экономического и социального развития страны. Выполнена оценка изменений в каталоге дисциплин для обучения на бакалавриате в вузах физической культуры и спорта, начиная с 1963 по 2023 г.

Результаты исследования и выводы. В настоящее время в КНР разработка и внедрение национального стандарта обучения и подготовки бакалавров в области физической культуры и спорта в высших учебных заведениях является фундаментальной, стратегической задачей долгосрочного развития и подготовки бакалавров в области физического воспитания в Китае. Решение этой задачи направлено на регулирование профессионального образования, всестороннее продвижение и углубление профессиональной реформы в системе бакалавриата, дальнейшее повышение качества подготовки спортивных педагогов в КНР. Стандартом подготовки бакалавров в области физической культуры и спорта определены специальные требования, которым должны соответствовать выпускники вузов, заканчивающих бакалавриат.

Ключевые слова: профессиональное образование, стандарт подготовки бакалавра, физическая культура и спорт, специальные требования, личностные качества, профессиональные знания и умения.

Abstract

Objective of the study was to assess changes in the requirements for professional training of bachelors in the field of physical culture and sports in the People's Republic of China.

Methods and structure of the study. Theoretical analysis were subjected to the standards of professional training of specialists in the field of physical culture and sports, to meet the needs of the country's economic and social development. An assessment was made of changes in the catalog of disciplines for undergraduate studies at universities of physical culture and sports, starting from 1963 to 2023. Results and conclusions. At present, in the PRC, the development and implementation of a national standard for teaching and training bachelors in the field of physical culture and sports in higher educational institutions is a fundamental, strategic task for the long-term development and training of bachelors in the field of physical education in China. The solution to this problem is aimed at regulating vocational education, comprehensively promoting and deepening professional reform in the undergraduate system, and further improving the quality of training sports teachers in the PRC.

The Standard for the preparation of bachelors in the field of physical culture and sports defines special requirements that university graduates completing a bachelor's degree must meet.

Keywords: vocational education, standard of bachelor's training, physical culture and sports, special requirements, personal qualities, professional knowledge and skills.

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Введение. С момента основания Китайской Народной Республики во многих высших учебных заведениях были созданы спортивные специальности для удовлетворения потребностей экономического и социального развития страны, что способствовало дальнейшему развитию системы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта в стране.

С дальнейшим укреплением системы стандартизации высшего профессионального образования в Китае, начиная с 1963 года, в стране пять раз издается «Общий каталог дисциплин для обучения на бакалавриате в высших учебных заведениях физической культуры и спорта».

В общем профессиональном каталоге для высших учебных заведений, изданном в 1963 г., представлены семь дисци-

плин: легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры с мячом, плавание, конькобежный спорт, у-шу, а также одна пилотная (вариативная) дисциплина по физкультуре.

В 1988 г. был издан «Общий каталог дисциплин для обучения на бакалавриате в высших учебных заведениях», в котором было предусмотрено обучение по пяти обязательным дисциплинам: физическому воспитанию, спортивной подготовке, спортивному менеджменту, спортивным биологическим наукам, у-шу, а также по четырем пилотным дисциплинам: спортивной журналистике, физическому здоровью и реабилитации, спортивной психологии, полицейскому спорту.

В 1993 году был издан «Каталог дисциплин для обучения на бакалавриате в высших учебных заведениях общего профи-

86

http://www.teoriya.ru

№4 • 2023 Апрель | April

ля», в котором были определены семь обязательных дисциплин: по физическому воспитанию, спортивной подготовке, спортивному менеджменту, спортивным биологическим наукам, у-шу, физическому здоровью и реабилитации, полицейскому спорту.

В 1998 г. был издан «Общий каталог дисциплин для обучения на бакалавриате в высших учебных заведениях», в котором были предусмотрены пять обязательных дисциплин: физическое воспитание, спортивная подготовка, социальная физическая культура, спорт - наука о человеческом теле, национальная традиционная физическая культура, а также две дисциплины: физическая реабилитация и здоровье, рекреационные виды спорта, которые находятся за пределами каталога некоторых высших учебных заведений.

В 2012 г. был издан «Общий каталог дисциплин для обучения на бакалавриате в высших учебных заведениях», обязывающий вести обучение по пяти дисциплинам: физическое воспитание, спортивная подготовка, социально-спортивное руководство и управление, у-шу и национальные традиционные виды спорта, спорт - наука о человеческом теле, а также двум специальным дисциплинам: спортивной реабилитации и рекреационному спорту.

Цель исследования - оценить изменения в требованиях к профессиональной подготовке бакалавров в сфере физической культуры и спорта в Китайской Народной Республике.

Результаты исследования и их обсуждение. В Стандарте подготовки бакалавров в области физической культуры и спорта определены специальные требования, которым должны соответствовать выпускники вузов, заканчивающих бакалавриат. Общими требованиями являются: соответствующий уровень интеллекта, всестороннее развитие, высокая социальная ответственность, хорошая научная и культурная грамотность, нацеленность на повышение образовательного уровня и поддержание здорового образа жизни, систематическое освоение теории и методики спорта, новаторский подход при реализации результатов научных исследований в области спорта, предпринимательские способности и качества, позволяющие вести успешно профессиональную деятельность в массовом спорте, соревновательном спорте, спортивной индустрии, связанной с тренировкой спортсменов на протяжении всего многолетнего процесса подготовки.

Кроме этого, для выпускников бакалавриата по специальности учитель по физическому воспитанию указано на необходимость владеть современной теорией и методикой преподавания и обучения физической культуре в школе, как на уроках физкультуры, так и на внеклассных занятиях, на всех уровнях обучения (от начального класса до выпускного) занимающихся. Более того, необходимо владеть методами организации и управления соревновательными мероприятиями, обладать определенными двигательными навыками и способностями для того, чтобы вести деятельность по подготовке спортсменов в школе.

В КНР Стандартом обучения по подготовке специалистов по физической культуре и спорту в вузе предусмотрено соответствие требованиям к уровню развития личностных качеств и профессиональных знаний, умений и навыков.

Что касается требуемых от выпускника вуза, специалиста по физической культуре и спорту личностных и профессиональных качеств, то он должен проявлять любовь к своей родине, поддержку руководству Коммунистической партии Китая, прочно устанавливать и практиковать основные ценности социализма, с высокой социальной ответственностью, хорошими профессиональными навыками, сильным инновационным настроем и практическими способностями, с обязательным соблюдением закона, честностью и доверием, с соблюдением гуманистическим норм, научной грамотностью и эстетическим чувством, с осознанным чувством поддержки

спортивного духа китайской нации, позитивным отношением к жизни и хорошими психологическими качествами.

Кроме этого, бакалавр должен фундаментально освоить основные методы и навыки профессиональной деятельности в области спорта, основные средства и методы проведения научных исследований в области спорта и их использования для решения различных практических проблем в конкретной области знаний, понимания национальных директив, политики и правил, касающихся спортивной деятельности, с инновационными предпринимательскими возможностями, способностями и квалификацией, необходимыми для работы в соответствующей области.

Требования к знаниям выпускника вуза, специалиста по физической культуре и спорту сводятся к необходимости обладать хорошим идеологическим нравственным воспитанием, владеть определенными естественными, гуманитарными науками и инновационными предпринимательскими знаниями, знать иностранный язык на уровне прочтения иностранной литературы, связанной со специальностью, владеть компьютерными прикладными знаниями, иметь знания о здоровом образе жизни.

В отношении профессиональных знаний требования к выпускнику вуза, специалисту по физической культуре и спорту, определяются в виде систематического овладения основами физической культуры и специальными знаниями по различным отраслевым дисциплинам, понимания принципов формирования двигательных навыков, понимания динамики и развития спортивных реформ и тенденций развития спортивных научных исследований, предварительного освоения методов научных исследований и возможности написания научных статей по изучаемой проблеме в спорте.

В Стандарте обучения по подготовке специалистов по физической культуре и спорту выделены способности (компетенции), которыми должны обладать выпускники вузов физической культуры. К таким компетенциям относятся:

• способность приобретать и применять знания: обладает способностью к самостоятельному обучению, саморазвитию, умением получать информацию с помощью современных средств, хорошей языковой подготовкой и пониманием текста; обладает хорошо сформированными специальными спортивными навыками, может сочетать профессиональные знания и профессиональные навыки, имеет практическую научную ориентацию, изначально имеет способность изучать и решать практические проблемы в области спортивной профессии, имеет способность адаптироваться к будущей работе, необходимой для работы и управления;

• способность к инновациям и предпринимательству: сформирован инновационный дух, наблюдательность и анализаторские качества оценки проблем, обладает способностью решать проблемы, связанные в основном с внедрением в практику результатов спортивных научных исследований, сформированы предпринимательская осведомленность, профессиональная карьерная компетентность, доступ к ресурсам и интеграция, способность к самостоятельной работе, коммуникационной связи, координации сотрудничества;

• способность к работе в социальных организациях: осведомлен о государственной службе и общественном долге, обладает базовыми навыками и методами социального обслуживания, обладает сильным командным духом, способностью сотрудничать и может оказать социальные услуги, связанные со спортом.

В зависимости от профессиональной ориентации и целей подготовки специалистов, на основе вышеуказанных спецификаций обучения могут быть усилены требования к определенным аспектам качеств, знаний и компетенций, сформированы специализированные требования к подготовке специалиста в области физической культуры и спорта.

№4 • 2023 Апрель | Арп!

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Как правило, срок получения образования специалистами в области физической культуры и спорта составляет четыре года и осваивается в результате освоения дисциплин в размере 140-170 зачетных единиц, которые каждое высшее учебное заведение может соответствующим образом скорректировать в соответствии с реальной ситуацией.

Выводы. Для удовлетворения потребностей экономического и социального развития страны, во многих высших учебных заведениях были созданы спортивные специальности, что способствовало дальнейшему развитию системы подготовки специалистов в области физического культуры и спорта. В настоящее время разработка и внедрение национального стандарта обучения и подготовки бакалавров в области физической культуры и спорта в высших учебных заведениях является фундаментальной, стратегической задачей долгосрочного развития и подготовки бакалавров в области физического воспитания в Китае. Решение этой задачи направлено на регулирование профессионального образования, всестороннее продвижение и углубление профессиональной реформы в системе бакалавриата, дальнейшее повышение качества подготовки спортивных педагогов в КНР. Стандартом обучения по подготовке специалистов по физической культуре и спорту в вузе предусмотрено соответствие требованиям к уровню развития личностных качеств и профессиональных знаний, умений и навыков, а также выделены способности (компетенции), которые должны быть сформированы у выпускника бакалавриата.

Литература

Го Э. Оценка значимости педагогических способностей тренеров по настольному теннису в контексте достижения высоких результатов спортсменов КНР / Э. Го, Л. Г. Рыжкова // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 4. - С. 89-91. Го Э. Требования стандарта профессиональной подготовки тренеров по спорту в Китайской Народной Республике // Спорт - дорога к миру между народами: Материалы VI Международной научно-практической конференции (26-28 октября 2022 г.) - М.: РУС «ГЦОЛИФК». - С. 64-67.

[EB/OL]. (Государственный стандарт качества преподавания бакалавриата по специальностям

общеобразовательных вузов [EB/OL]. http://jwc.xhsysu.edu.cn/_local/

1/93/21/7170AB6D198A24AC379A7B16BCC_95FE7597_229514F.pdf).

References

Guo E., Ryzhkova L.G. Otsenka znachimosti pedagogicheskikh spo-sobnostey trenerov po nastolnomu tennisu v kontekste dostizheniya vysokikh rezultatov sportsmenov KNR [Evaluation of the importance of the pedagogical abilities of table tennis coaches in the context of achieving high results among Chinese athletes]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2022. No. 4. pp. 89-91.

Guo E. Trebovaniya standarta professionalnoy podgotovki trenerov po sportu v Kitayskoy Narodnoy Respublike [Requirements for the standard of professional training of sports coaches in the People's Republic of China]. Sport - doroga k miru mezhdu narodami [Sport is the road to peace between peoples]. Proceedings VI International scientific-practical conference (October 26-28, 2022). Moscow: RUS «GTSOLIFK» publ. pp. 64-67. ШЙ^Кда^ФШ^МйВ^Ш [EB/OL]. Gosudarstvennyy standart kachestva prepodavaniya bakalavriata po spetsial'nostyam obshcheobrazovatelnykh vuzov [State standard for the quality of undergraduate teaching in the specialties of general education universities]. Available at: http://jwc.xhsysu.edu.cn/__local/1/93/21/7170AB6D198A 24AC379A7B16BCC_95FE7597_229514F.pdf ).

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

СОПРЯЖЕННОЕ РЕШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ АКТЕРОВ В ВУЗЕ

Доцент Г.П. Чернявский1

Доктор педагогических наук, профессор Н.А. Фомина1 волгоградский государственный институт искусств и культуры, Волгоград

УДМ^С 796.012

Ключевые слова: двигательно-координационная подготовка актеров в вузе, сопряжение.

Введение. Необычные условия работы, высокие психоэмоциональные нагрузки оказывают негативное воздействие на здоровье представителей актерской профессии.

Цель исследования - проектирование методики двигате-льно-координационной подготовки актеров в вузе с учетом сопряженного решения профессионально значимых образовательных и оздоровительных задач.

Методика и организация исследования. Педагогическое тестирование, анализ, структурирование, проектирование методики двигательно-координационной подготовки актеров в вузе. В исследованиях приняли участие 43 студента кафедры актерского искусства.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ имеющихся в арсенале физического воспитания средств позволил определить их состав, наиболее приближенный к решению исследовательских задач. Были выделены три группы средств - ритмопластические, оздоровительные и развиваю-ще-коррекционные. Первую группу составили комплексы сюжетно-ролевой ритмической гимнастики и ритмопластические этюды и композиции. Ритмическая гимнастика сюжетного характера в свою очередь представлена разнообразными физическими упражнениями и дополнительными средствами

CONNECTED SOLUTION OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT EDUCATIONAL AND HEALTH TASKS IN THE PROCESS OF MOTOR-COORDINATING PREPARATION OF ACTORS AT THE UNIVERSITY

Associate Professor G.P. Chernyavsky1 Dr. Hab., Professor N.A. Fomina1 'Volgograd State Institute of Arts and Culture, Volgograd

Поступила в редакцию 03.02.2023 г.

создания художественного образа (мимика, жесты, пантомима, позы) [1].

К оздоровительным средствам отнесены - дыхательная гимнастика и восточные телесные практики. На основе дыхательной гимнастики Стрельниковой А. Н., необходимой для поддержания работы голосовых связок актера, профилактики простудных заболеваний, были разработаны комплексы дыхательных упражнений под музыку танцевально-координационной и силовой направленности. Из числа восточных оздоровительных практик предпочтение отдано комплексам упражнений японской (по методу К. Ниши) и тибетской («Око возрождения») гимнастик [2].

В третью группу развивающе-коррекционных средств были включены гимнастики: стретчинг, суставная, для позвоночника, бодифлекс.

Вывод. Совокупность используемых методов в процессе двигательно-координационной подготовки (общепедагогические, физического воспитания, музыкально-двигательного воспитания, оздоровления) позволяет сопряженно решать образовательные и оздоровительные задачи. Литература

1. Меньщиков В. Я. Физкультурно-оздоровительные системы и технологии / В. Я. Меньщиков, Н. А. Фомина. - Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2007. - 245 с.

Информация для связи с автором: fona@yandex.ru

88

http://www.teoriya.ru

№4 • 2023 Апрель | April

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.