Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО ВОЛЕЙБОЛУ В УНИВЕРСИТЕТАХ И КОЛЛЕДЖАХ КИТАЯ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО ВОЛЕЙБОЛУ В УНИВЕРСИТЕТАХ И КОЛЛЕДЖАХ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / КОЛЛЕДЖ / ВОЛЕЙБОЛ / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕССЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сюй Ч., Чжао Ц., Губа В.П.

Цель исследования - определить основные проблемы подготовки волейбольных команд и формирования профессиональных компетенций тренера в процессе сравнения содержания учебных программ по волейболу в университетах и колледжах Китая. Методика и организация исследования. Научная работа проводилась на базе Российского университета спорта (ГЦОЛИФК)» и университетов Китая. В процессе исследования получена информация о целевых установках, структуре и содержании учебных программ по курсу волейбола в университетах Китая и России. Результаты исследования и выводы. Статистический анализ учебных программ по физическому воспитанию китайских и российских колледжей и университетов позволяет определить основные проблемы подготовки волейбольных команд и формирования профессиональных компетенций тренера в избранном виде спорта, что в конечном итоге определяет эффективность развития студенческого спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сюй Ч., Чжао Ц., Губа В.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF VOLLEYBALL CURRICULUMS IN UNIVERSITIES AND COLLEGS IN CHINA

Objective of the study was to identify the main problems of training volleyball teams and the formation of professional competencies of a coach in the process of comparing the content of volleyball curricula in universities and colleges in China. Methods and structure of the study. Scientific work was carried out at the Russian University of Sports (GTSOLIFK) and universities in China. In the course of the study, information was obtained on the target settings, structure and content of the volleyball curriculum at the universities of China and Russia. Results and conclusions. Statistical analysis of physical education curricula of Chinese and Russian colleges and universities allows us to determine the main problems of training volleyball teams and the formation of professional competencies of a coach in a chosen sport, which ultimately determines the effectiveness of student sports development.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО ВОЛЕЙБОЛУ В УНИВЕРСИТЕТАХ И КОЛЛЕДЖАХ КИТАЯ»

СРАВНИТЕЛЬНЫМ АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО ВОЛЕЙБОЛУ В УНИВЕРСИТЕТАХ И КОЛЛЕДЖАХ КИТАЯ

УДК/UDC 796.015.1:373.36.022.2(510)

Поступила в редакцию 09.06.2023 г.

Информация для связи с автором: 791514787@qq.com

Аспирант Сюй Чжаньчжэн1

Доктор педагогических наук, профессор Чжао Цзыцзянь1 Доктор педагогических наук, профессор В.П. Губа2 1Чжэнчжоуский университет, г. Чжэнчжоу, Китай 2Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва

COMPARATIVE ANALYSIS OF VOLLEYBALL CURRICULUMS IN UNIVERSITIES AND COLLEGS IN CHINA

Postgraduate student Xu Zhanzheng1 Dr. Hab., Professor Zhao Zijian1 Dr. Hab., Professor V.P. Guba2 1Zhengzhou University, Zhengzhou, China 2The Russian University of Sport «GTSOLIFK», Moscow

Аннотация

Цель исследования - определить основные проблемы подготовки волейбольных команд и формирования профессиональных компетенций тренера в процессе сравнения содержания учебных программ по волейболу в университетах и колледжах Китая.

Методика и организация исследования. Научная работа проводилась на базе Российского университета спорта (ГЦОЛИФК)» и университетов Китая. В процессе исследования получена информация о целевых установках, структуре и содержании учебных программ по курсу волейбола в университетах Китая и России.

Результаты исследования и выводы. Статистический анализ учебных программ по физическому воспитанию китайских и российских колледжей и университетов позволяет определить основные проблемы подготовки волейбольных команд и формирования профессиональных компетенций тренера в избранном виде спорта, что в конечном итоге определяет эффективность развития студенческого спорта.

Ключевые слова: университет, колледж, волейбол, учебные программы, педагогический процессе, профессиональные компетенции.

Abstract

Objective of the study was to identify the main problems of training volleyball teams and the formation of professional competencies of a coach in the process of comparing the content of volleyball curricula in universities and colleges in China.

Methods and structure of the study. Scientific work was carried out at the Russian University of Sports (GTSOLIFK) and universities in China. In the course of the study, information was obtained on the target settings, structure and content of the volleyball curriculum at the universities of China and Russia. Results and conclusions. Statistical analysis of physical education curricula of Chinese and Russian colleges and universities allows us to determine the main problems of training volleyball teams and the formation of professional competencies of a coach in a chosen sport, which ultimately determines the effectiveness of student sports development.

Keywords: university, college, volleyball, curricula, pedagogical process, professional competencies.

Введение. Китайские и российские университеты и колледжи осуществляют набор студентов в специализированные образовательные учреждения физкультурно-спортивного профиля. Студенты, занимающиеся определенным видом спорта, не только повышают уровень спортивного мастерства, но и овладевают основами будущей педагогической и тренерской профессией [2-4, 6].

Причина, по которой реформа физкультурно-спортивного образования часто оказывается в центре внимания, заключается в том, что учебные программы -- это способ достижения цели обучения в процессе реализации образовательных стандартов [1, 5]. Расширение возможностей содержания учебных программ позволяет сделать существенный скачок в овладении спортивными дисциплинами, которые определяют качество физкультурно-спортивного образования в университетах и колледжах Китая и России.

В этой связи особое значение приобретает проведение исследований, направленных на сравнительный анализ учебных программ по волейболу в университетах и колледжах Китая и России, определяемых качество подготовки будущих специалистов.

Цель исследования - определить основные проблемы подготовки волейбольных команд и формирования профессиональных компетенций тренера в процессе сравнения содержания учебных программ по волейболу в университетах и колледжах Китая.

Методика и организация исследования. Научная работа проводилась на базе Российского университета спорта (ГЦОЛИФК)» и университетов Китая. В процессе исследования получена информация о целевых установках, структуре и содержании учебных программ по курсу волейбола в университетах Китая и России.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ учебных программ по физическому воспитанию в колледжах и университетах Китая позволил выявить следующие показатели: категории курсов, кредиты, общее количество часов, количество еженедельных часов и распределение курсов в семестре (см. таблицу). Путем статистического анализа установлено, что в обследованных колледжах и вузах все программы подготовки кадров по физической культуре имеют занятия по волейболу.

Исследования позволили установить, что названия категорий курсов волейбола имеют различия: факультативный

№8 • 2023 Август | August

http://www.teoriya.ru

Содержание учебных программ по физическому воспитанию в колледжах и университетах Китая

Название университета Категория курса Баллы, общее количество баллов Часы занятий, общее количество часов занятий Часы занятий в неделю

Хэнаньский педагогическии университет Базовый курс волейбола 3/160 42/432 3

Профессиональный курс волейбола 4/160 8 недель

Педагогический колледж Шанцю Обязательный курс волейбола 4/170 64 4

Элективный курс волейбола 3/170 64 4

Уханьский институт физического воспитания Обязательный курс волейбола 4/148 72 4

Элективный курс волейбола 2/148 36 2

Чжэнчжоуский университет Элективный курс волейбола 2/159 32 2

Профессиональный курс волейбола 4/159 64 4

Педагогический колледж Аньян Профессиональный курс волейбола 2/177 34 2

Теория и практика волейбола 4.5/177 64 4

Пекинский педагогический университет Профессиональный курс волейбола 6/155 96 6

Элективный курс волейбола 4/155 64 4

Базовый курс волейбола 2/155 32 2

Гуанчжоу университет Элективный курс волейбола 2/163 32 4

Обязательный курс волейбола 4/163 64 6

Педагогический колледж Синьян Обязательный курс волейбола 2/165 36 4

Профессиональныйкурс волейбола 4/165 72 4

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

курс волейбола, обязательный курс волейбола, специальный технический курс волейбола, специальная теория и практика волейбола, базовый курс волейбола. Однако большинство колледжей и университетов предлагают только два курса, связанных с волейболом, категории курсов не являются четкими и подробными. В настоящее время кредиты и часы, отводимые на курс волейбола, в китайских колледжах и университетах относительно невелики. В колледжах и университетах по-прежнему преобладают практические занятия по волейболу и не хватает теоретических сведений о виде спорта.

Для каждого колледжа и университета нет единого стандарта, кредиты и часы устанавливаются в зависимости от региональных особенностей и потребностей отрасли физическая культура и спорт, что далеко от потребностей в подготовке высококвалифицированных студенческих команд и специалистов для волейбола.

Установлено, что волейбольные курсы большинства вузов устанавливаются в первые два учебных года, причем факультативные и обязательные курсы идут первыми, а профессиональные курсы - последними. Практика подготовки студенческих волейбольных команд и высококвалифицированных специалистов показала, что общий курс волейбола целесообразно проводить на втором учебном году, чтобы учащиеся могли использовать первый учебный год для улучшения своих основных навыков, а также повысить показатели физической подготовленности за счет изучения легкой атлетики, гимнастики, баскетбола и других видов спорта. Это обеспечивает постепенное и эффективное обучение волейболу и реализации целей, направленных на подготовку высококвалифицированных специалистов. При этом продолжительность общего курса волейбола предпочтительно должна составлять один семестр, что может повысить эффективность обучения.

Обобщая полученный материал, необходимо отметить ряд принципиальных положений, которыми наполнена китайская система физкультурно-спортивного образования в университетах и колледжах. В настоящее время волейбол добавлен в учебную программу по физическому воспитанию в большинстве колледжей и университетов Китая, что является существенным вектором для реформы учебных программ по физическому воспитанию. В настоящее время в плане обучения специализации волейбола в университетах и колледжах Китая отсутствуют «учебные материалы и методы обу-

чения волейболу» как в теоретическом, так и практическом аспектах этого вопроса.

Выводы. В настоящее время содержание учебных программ по волейболу в китайских колледжах и университетах не обосновано с позиции научного подхода и сравнения с данными российских аналогов. В связи с этим цель обучения волейболу и содержание учебных программ должны быть изменены, чтобы добиться эффективной подготовки спортивного резерва в студенческих волейбольных командах и повысить качество подготовки высококвалифицированных тренеров по волейболу.

Литература

1. Бауэр В.Г. Нормативное обеспечение подготовки спортивного резерва в Российской Федерации / В.Г. Бауэр // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1997. - № 2. - С. 2-3.

2. Волейбол: учебник / под общ. ред. Л.В. Булыкиной, В.П. Губы - М.: Советский спорт, 2020. - 349 с.

3. Губа В.П. Волейбол в университете: теоретическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе: учеб. пособие / В.П. Губа, А.В. Родин. - М.: Советский спорт, 2009. - 166 с.

4. Губа В.П. Теория и методика спортивных игр: учебник / В.П. Губа. - М., 2020. - 720 с.

5. Губа В.П. Федеральный стандарт - это помощь тренеру или механизм, тормозящий спортивную подготовку? / В.П. Губа // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 5. - С. 46.

6. Родин А.В. Основы методики спортивных игр: учеб. пособие / А.В. Родин, А.Б. Самойлов, К.Н. Ефременков. - Смоленск: Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, 2017. — 194 с.

References

1. Bauer V.G. Normativnoye obespecheniye podgotovki sportivnogo rezerva v Rossiyskoy Federatsii [Normative support for the training of a sports reserve in the Russian Federation]. Fizicheskaya kultura: vospi-taniye, obrazovaniye, trenirovka. 1997. No. 2. pp. 2-3.

2. Bulykina L.V., Guba V.P. [ed.]. Voleybol [Volleyball]. Textbook. Moscow: Sovetskiy sport publ., 2020. 349 p.

3. Guba V.P., Rodin A.V. Voleybol v universitete: teoreticheskoye i ucheb-no-metodicheskoye obespecheniye sistemy podgotovki studentov v sportivnom klube [Volleyball at the university: theoretical and educational support for the system of training students in a sports club]. Study guide. Moscow: Sovetskiy sport publ., 2009. 166 p.

4. Guba V.P. Teoriya i metodika sportivnykh igr [Theory and methodology of sports games]. Textbook. Moscow, 2020. 720 p.

5. Guba V.P. Federalnyy standart - eto pomoshch treneru ili mekhanizm, tormozyashchiy sportivnuyu podgotovku? [Is the federal standard a help to a coach or a mechanism that slows down sports training?]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2018. No. 5. p. 46.

6. Rodin A.V., Samoilov A.B., Efremenkov K.N. Osnovy metodiki sportivnykh igr [Fundamentals of the methodology of sports games]. Study guide. Smolensk: Smolenskaya gosudarstvennaya akademiya fizicheskoy kul-tury, sporta i turizma publ., 2017. 194 p.

84

http://www.teoriya.ru

№8 • 2023 Август | August

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.