своеобразный монгольский дизайн и монгольская мелодия, и звучание, что являются выражением монгольского менталитета. Таким образом, техника непрерывного дыхания является уникальным культурным наследием Монголии.
Это уникальное культурное наследие монголов диктует необходимость изучения техники непрерывного дыхания, зарегистрованной в списке уникального наследия человечества как визитная карточка Монголии, на стыке различных сфер и направлений исследований, его унаследование последущему поколению посредством правильной технологии обучения, что в свою очередь является наилучшим методом предупреждения от исчезнования этого редкого культурного наследия.
Список литературы
1. Балжир, Я. Ардын хегжмийн зэмсэгт суралцах хялбаршуулсан арга / Я. Балжир. - Улан-Батор,
1995.
2. Бадам, М. Лимбэний увидасын тYлхYYP / М. Бадам. - Улан-Батор, 2006.
3. Бадам, М. Бшуу буюу цагирган амьсгааг суралцахад зориулсан гарын авлага / М. Бадам - Улан-Батор, 2004.
4. Батчулуун, Л. Монгол дархан / Л. Батчулуун. - Улан-Батор, 2004.
5. Дашдорж, Д. Ардын дуу хегжмийн суу билэгтнYYД / Д. Дашдорж, С. Цоодол. - Улан-Батор, 1971.
6. Дорждагва, Ж. Уртын дуу / Ж. Дорждагва. - Улан-Батор, 1970.
7. Жанцанноров, Н. Монгол хегжмийн таван эгшигтийн онолын асуудлууд / Н. Жанцанноров. -Улан-Батор, 2006.
8. Жанцанноров, Н. Хегжмийн онолын нэр томъёоны хураангуй тайлбар толь / Н. Жанцанноров. -Улан-Батор, 1996.
9. Жанцанноров, Н. Уртын дууны уламжлалт зарим нэр томъёоны гаргалгаа / Н. Жанцанноров. -Улан-Батор, 2005.
10. Жанчив, Д. Хегжмийн анхан шатны онол суурь ухаан / Д. Жанчив. - Улан-Батор, 2007.
11. Монголын соёл урлаг судлал : I—II. - Улан-Батор, 1989.
12. Монголын соёл урлаг судлал : III-IY. - Улан-Батор, 1999.
13. Монголын хегжим судлал : I—III. - Улан-Батор, 2000.
14. Норовбанзад, Н. Талын морьтны дуу / Н. Норовбанзад. - Улан-Батор, 2000.
15. СYхбаатар, Г. Монголын эртний тYYх судлал / Г. СYхбаатар. - I-IY боть. - Улан-Батор.
16. Цэрэндорж Л. Лимбэний сурах бичиг / Л. Цэрэндорж, М. Бадам. - Улан-Батор, 1979.
17. Цэрэндорж, Л. Аялгуун солонго / Л. Цэрэндорж. - Улан-Батор, 1999.
18. ЦэвэгсYрэн, Ц. Монгол лимбийн эгшиг / Ц. ЦэвэгсYрэн. - Улан-Батор, 2008.
19. ЦэвэгсYрэн, Ц. Бш-yy амьсгаа, бш-YY хегеер хегжимдехYЙ / Ц. ЦэвэгсYрэн. - Улан-Батор, 2014.
20. Чулуунцэцэг, Ж. Бурхан шашны найман тахил хегжимтэй холбогдох нь / Ж. Чулуунцэцэг. - Улан-Батор, 2003.
21. Чулуунцэцэг, Ж. Монголын уламжлалт хегжмийн зэмсэг судлал / Ж. Чулуунцэцэг. - Улан-Батор, 2008.
22. Энэбиш, Ж. Хегжмийн уламжлал шинэчлэлийн асуудалд / Ж. Энэбиш. - Улан-Батор, 1991.
23. Энхцэцэг, Д. Хегжим ев сан / Д. Энхцэцэг. - Улан-Батор, 2007.
24. Традиционный фольклор в полиэтнических странах. Материалы II Международного научного симпозиума. - Улан-Удэ,1998.
25. Doremi Flute Album № 7002. - Flute Famous Collections 31. - Tokyo, 2007.
26. Korean traditional music. - Seoul, 1971.
27. Morning Calms Music and Mongolian Music. - Seoul, 2002.
28. Liu Xing Yu - Dizi Tong Su Xiao Pin. - China, 2003.
УДК [379.8:371.39]78.074(574.4)
Е. В. Щеглова Детская музыкальная школа № 1, Усть-Каменогорск, Казахстан
РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКОГО РЕГИОНА
В данной статье определяется понятие «социально-культурная деятельность» и ее основная роль в практической деятельности учреждений дополнительного музыкального образования.
Ключевые слова: социальная деятельность, культурная деятельность, дополнительное образование, музыкальное образование.
E. V. Shcheglovа Children's Music School № 1, Ust-Kamenogorsk, Kazakhstan
THE ROLE OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES IN THE INSTITUTIONS OF ADDITIONAL MUSICAL EDUCATION OF EASTERN KAZAKHSTAN REGION
This article defines the concept of "socio-cultural activities" and its main role in the practice of institutions of additional music education.
Keywords: social activity, cultural activity, additional education, music education.
Актуальность исследования социально-культурной деятельности обусловлена той основной ролью, которую играют учреждения дополнительного музыкального образования в формировании образовательного пространства Восточно-Казахстанского региона.
В настоящее время дополнительное образование (далее ДО) детей в Казахстане реализуется в организациях ДО разного типа: Дворцы творчества школьников, Станции юных туристов и Юных техников, Дворовые клубы (при организациях образования) и Детские музыкальные, художественные и школы искусств.
Численность детей в Казахстане от 6 до 18 лет, занятых в системе ДО, составляет 537 072 детей -21,6 % от общего количества казахстанских школьников. Организации ДО сосредоточены в основном в крупных городах. Из 620 организаций только 284 - на селе [3].
В Законе Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года дополнительное образование определяется как процесс воспитания и обучения, осуществляемый на основе дополнительных образовательных программ всех уровней с целью всестороннего удовлетворения образовательных и культурных потребностей обучающихся и воспитанников [2].
Музыкальное образование детей в Республике Казахстан, по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном казахстанском обществе. Музыкальное образование востребовано детьми, родителями, педагогами и обществом в целом, так как позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные познавательные интересы личности.
Дополнительное музыкальное образование (далее ДМО) детей Республики Казахстан - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития. Под «ДМО» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность творчества в художественном и образном познании мира, максимально реализовать себя и самоопределиться социально, профессионально и личностно [5].
Рассмотрим более подробно развитие ДМО детей Восточно-Казахстанского региона. На сегодняшний день существуют и функционируют:
- в форме системной начальной предпрофессиональной подготовки: Детские музыкальные школы, Детские художественные школы и музыкальные отделения Детских школ искусств;
- в форме ДМО - кружковая работа в Дворцах школьников, Дворовых клубах, Домах культуры и общеобразовательных школах.
По итогам статистического анализа Восточно-Казахстанский регион занимает лидирующие позиции в Республике Казахстан по количеству учреждений дополнительного музыкального образования:
- Музыкальные школы - 29 - 14 % от общего количества музыкальных школ РК;
- Школы искусств - 14 - 15 % от общего количества школ искусств РК;
- Музыкальные студии - 12 - 10 % от общего количества музыкальных студий РК;
- Музыкальные кружки - 94 - 8 % от общего количества музыкальных кружков РК.
По итогам сведений охвата детей дополнительным музыкальным образованием Восточно-Казахстанский регион также в числе лидеров:
- Музыкальные школы - 5464 чел. - 13 % от общего количества обучающихся в музыкальных школах РК;
- Школы искусств - 4005 чел. - 23 % от общего количества обучающихся в школах искусств РК;
- Музыкальные студии - 180 чел. - 10 % от общего количества обучающихся в музыкальных студиях РК;
- Музыкальные кружки - 1410 чел. - 8 % от общего количества обучающихся в музыкальных кружках РК.
ДМО является одним из массовых. Детские музыкальные школы и Школы искусств Восточно-Казахстанского региона - это фундамент и необходимая база всего будущего предпрофессионального образования, основа профессиональной любительской культуры. В них выявляются творческие способности, склонности, интересы, дарования и происходит ранняя профессионализация детей в обла-
сти музыкального искусства. В данных учреждениях основную роль играет социально-культурная деятельность, поскольку через музыкальное искусство развивается любовь к музыке и формируются эстетические качества ребенка.
Далее нами выделены основные виды музыкальной деятельности и их характеристики, составляющие основу социально-культурной деятельности ДМШ и ДШИ:
- исполнительство - форма приобщения детей к музыке, исполнительская деятельность, которая осуществляется в самых различных видах (игра на музыкальных инструментах, участие в оркестре и ансамбле, сольное и ансамблевое пение, ритмические движения и др.);
- хоровое пение - самый активный вид музыкальной деятельности, способный охватить широкие массы детей. Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и творческой фантазии. Оно наилучшим образом содействует развитию певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти и развитию певческих навыков;
- игра на музыкальных инструментах - данное обучение проходит в индивидуальной форме. Индивидуальное обучение позволяет передать секреты музыкального мастерства из рук в руки и дает возможность любую образовательную систему подстроить под интересы и возможности ученика. Познавая азы музыкального искусства, ребенок погружается в социально-культурную сферу и имеет возможность самовыражаться, выступая с концертами в различных досуговых учреждениях и участвуя во внеклассных мероприятиях, он активно вовлекается в социально-культурную сферу.
Проявление музыкального творчества осуществляется не только в рамках ДМШ и ДШИ. Дети выступают с просветительными концертами, с целью профориентации в детских садах, мини-центрах общеобразовательных школ и других различных досуговых учреждениях, так же посещают музыкальные кружки, студии, участвуют в фестивалях, музыкальных конкурсах, праздниках и фольклорных гуляниях, т. е. активно участвуют в социально-культурной деятельности ДМШ и школ искусств, и эти учреждения являются в современном социуме, пожалуй, самыми заметными учебными заведениями в сфере дополнительного образования Восточно-Казахстанского региона.
В Государственной Программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы в числе основных показателей фигурирует охват школьников дополнительным образованием - не менее 70% от общего количества учащихся. Там же отражена перспектива развития сети организаций дополнительного образования за счет средств из местного бюджета и как будет активизирована работа по открытию объектов учреждений дополнительного образования за счет:
1) планирования при строительстве жилых домов помещений на 1-х этажах для функционирования детских досуговых центров;
2) предоставления свободных помещений школ для функционирования детских досуговых центров;
3) обеспечения роста количества кружков и секций в общеобразовательных школах Республики Казахстан, что позволит увеличить охват детей дополнительным образование до 70 %;
4) привлечения родителей к работе в кружках и оснащения современным оборудованием учреждений дополнительного образования [1].
Реализация данной Государственной Программы в учреждениях дополнительного музыкального образования предполагает активную роль школьников в социально-культурной деятельности. Социально-культурная деятельность занимает одну из ведущих ролей в практической деятельности учреждений дополнительного музыкального образования Восточно-Казахстанского региона.
Понятие «социально-культурная деятельность» складывается из двух понятий: социально-культурная деятельность и культурная деятельность.
Социально-культурная деятельность - это деятельность, направленная на создание условий, которые помогли бы каждому человеку в различные возрастные периоды его жизни успешно проходить процесс социальной адаптации.
Культурная деятельность - это деятельность по выявлению, сохранению, распространению, освоению и созданию условий культурных ценностей [4].
К культурным ценностям относятся:
- национальные традиции и обычаи;
- нравственные и эстетические идеалы;
- нормы и образцы поведения;
- произведения искусства.
Сферы культурной деятельности:
- эстетическое воспитание, музыкальное образование;
- занятия творчеством.
Социально-культурная деятельность - это процесс реализации социальной активности человека и создание, сохранение культурных ценностей через занятия различными видами творчества и деятельностью, направленными на саморазвитие, самореализацию и самосознание личности. Социально-культурная деятельность отличается добровольностью, активностью и инициативой различных групп и
индивидуумов. Ей характерны: свободный выбор занятий, связанных с саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием и оздоровлением.
В разные исторические периоды социально-культурная деятельность называлась и развивалась следующим образом:
- внешкольное образование (до 1920 г.);
- политико-просветительская работа (с 1920 по 1970 г.);
- культурно-просветительская работа (с 1970 по 1990);
- культурно-досуговая работа (до середины 90-х годов);
- социально-культурная деятельность (с середины 90-х годов).
Важность социально-культурной деятельности в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов, как отдельной личности, так и социума в целом. Результатом социально-культурной деятельности должно стать формирование всесторонней гармонически развитой личности.
Характерные черты социально-культурной деятельности:
- свобода выбора, основывающаяся на добровольности и активности;
- многообразие видов социально-культурной деятельности на основе различных интересов любых социальных групп;
- сущность социально-культурной деятельности определяется репродуктивным характером воспроизводства;
- творческий характер - это когда сам создаю, сам исполняю;
- репродуктивно-творческий элемент социально-культурной деятельности (формы ориентированные на общение людей).
Одной из важнейших задач наших дней в учреждениях дополнительного музыкального образования является работа по социализации личности, т. е. включение личности в социально-культурный процесс.
В соответствии с выполнением целевых критериев и задач Государственных программ Республики Казахстан в области ДМО нами была освещена социально-культурная деятельность, рассмотрена функциональная и основополагающая роль в практической деятельности учреждениях дополнительного музыкального образования.
Таким образом, рассмотрев в контексте функционирования учреждения дополнительного музыкального образования, мы приходим к выводу, что именно социально-культурная деятельность затрагивает все слои групп населения и оказывает положительное воздействие на основные аспекты профессиональной, семейной, социальной и досуговой жизнедеятельности Восточно-Казахстанского региона.
Список литературы
1. Государственная Программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы : утв. указом Президента Республики Казахстан № 205 от 1 марта 2016 г. - Астана, 2016.
2. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года.
3. Концептуальные основы развития дополнительного образования детей в Республики Казахстан, МО-иН РК РУМЦДО. - Астана, 2012. - 41 с.
4. Киселева, Т. Г. Основы социально-культурной деятельности / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. -Москва : Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1995. - 234 с.
5. Программа развития музыкального образования детей в Республике Казахстан, МОиН РК РУМЦДО. - Астана, 2011. - 51 с.
УДК 398.88(=161.1)(571.15)
О. С. Щербакова Алтайский государственный институт культуры,
Барнаул, Россия
ДУХОВНЫЕ СТИХИ РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ АЛТАЯ И ИХ ОСВОЕНИЕ В УЧЕБНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
В статье определяется значимость традиционных духовных стихов в нравственном воспитании подрастающего поколения. Статья основана на обобщении опыта, полученного в результате систематизации материалов экспедиций на Алтай и учебной практики в учебном коллективе института культуры.
Ключевые слова: духовные стихи русского населения, Алтай, трансляция духовных стихов в учебном коллективе, старообрядцы, образцы духовных стихов.