Научная статья на тему 'Техника непрерывного дыхания игры на монгольской лимбе как культурное наследие монголов'

Техника непрерывного дыхания игры на монгольской лимбе как культурное наследие монголов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
141
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА НА МОНГОЛЬСКОЙ ЛИМБЕ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ МОНГОЛОВ / ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА / НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цэвэгсурэн Ц.

В статье рассматривается техника непрерывного дыхания игры на монгольской лимбе (флейте), как культурное наследие монголов. Традиционная техника исполнения монгольской песни зарегистрирова-на как нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Техника непрерывного дыхания игры на монгольской лимбе как культурное наследие монголов»

Перед началом всех ролевых игр, где есть главные и второстепенные персонажи, могут возникнуть трудности с распределением ролей, т. к. каждому ребенку хочется быть главным. На своем опыте я убедилась, что очень хорошо начинать распределение ролей со второстепенных персонажей, постепенно доходя до главных. Так как самые активные всегда сразу «рвутся в бой», то они быстро расхватывают роли, которые были предложены первыми. А застенчивым ребятам могут достаться главные роли, что, естественно, помогает им повысить самооценку. Конечно, при повторении игры на следующем занятии, дети могут и не поддаться на эту хитрость, но тут я обычно включаю золотое правило - «все по очереди». Сегодня один, а в следующий раз другой играет главную роль.

После упражнения обсуждаем, как чувствовали себя участники, будучи в роли паровозика и вагончика. Важно помнить, что результаты работы по коррекции поведения у детей со всеми перечисленными проблемами, можно ожидать не раньше, чем через полгода. Конечно, при активном участии родителей возможны сдвиги в положительную сторону уже через 4 месяца. Под участием я подразумеваю: во-первых, заинтересованность в гармоничном развитии ребенка, осознании и признание проблем, которые выявляются в процессе психологического тестирования. Во-вторых, следование советам психолога по изменению модели взаимоотношений в семье, если они являются причиной проблемного поведения ребенка. Важно донести до родителей, что изменить характер или вредные привычки можно только, если все близкие малыша заинтересованы в этом, и готовы взаимодействовать.

Однако, несмотря на то, что заметные изменения наступят не скоро, некоторые отличия в поведении детей на тренинге очень заметны сразу.

Таким образом, сама атмосфера игрового тренинга с первого же занятия дает возможность всем детям, независимо от темперамента и «репутации» раскрывать свой талант, открывать в себе лучшие качества. А это первые шаги к приобретению самоуважения, повышению самооценки, развитию эмоциональной чуткости.

Учиться быть счастливым человеком никогда не рано!

Список литературы

1. Ермакова, И. А. Психологические игры и упражнения для детей дошкольного и младшего школьного возраста / И. А. Ермакова. - Санкт-Петербург : Корона-принт, 2006.

2. Останко, Л. В. Сто веселых упражнений для детей / Л. В. Останко - Санкт-Петербург : Корона-принт, 2005.

3. Жучкова, Г. Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики / Г. Н. Жучкова. - Москва, 2006.

4. Степанов, С. С. Азбука детской психолгии. Творческий центр «Сфера» / С. С. Степанов. - Москва, 2004.

5. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - Москва, 2005.

6. Выготский, Л. С. Психологический словарь / Л. С. Выготский, Б. Е. Варшава. - Москва, 2008.

7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - Москва, 2010.

8. Психология развития: слов. / Ред. А. Л. Венгер. - Москва : Per Se ; Санкт-Петербург : Речь, 2005.

9. Дьяченко, О. М. Воображение дошкольника / О. М. Дьяченко. - Москва : Знание, 1986.

10. Дьяченко, О. М. Развитие воображения дошкольника / О. М. Дьяченко. - Москва : Междунар. обра-зоват. и психолог. колледж, 1996.

11. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. -Москва : Просвещение, 2009.

12. Психологический центр «АДАЛИН» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.adalin.mospsy.ru.

13. Детский психолог [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.childpsyu.ru.

УДК 612.2:788(=512.3)

Ц. Цэвэгсурэн

Монгольский государственный университет культуры и искусств,

Улан-Батор, Монголия

ТЕХНИКА НЕПРЕРЫВНОГО ДЫХАНИЯ ИГРЫ НА МОНГОЛЬСКОЙ ЛИМБЕ КАК КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ МОНГОЛОВ

В статье рассматривается техника непрерывного дыхания игры на монгольской лимбе (флейте), как культурное наследие монголов. Традиционная техника исполнения монгольской песни зарегистрирована как нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО.

Ключевые слова: игра на монгольской лимбе, культурное наследие монголов, историография вопроса, нематериальное наследие.

T. Tsevagsuren

Mongolian State University of Culture and Arts, Ulaanbaatar, Mongolia

THE CIRCULAR BREATHING TECHNIQUE FOR THE MONGOLIAN LIMBE PLAYING, AS A CULTURAL HERITAGE OF THE MONGOLS

The article deals with the circular breathing technique for the Mongolian limbe (flute) playing, as a cultural heritage of the Mongols. The traditional technique of singing a Mongolian song is registered as an intangible cultural heritage of UNESCO.

Keywords: Mongolian limbe playing, cultural heritage of the Mongols, historiography of the issue, intangible heritage.

Лимбе (флейта) является одним из древнейших музыкальных инструментов монголов.

В древнее время лимбе называлось хэнчуй и хундлэн бичхур. Учёный Г. Сухбаатар писал в своих исследованиях: «В исторических источниках отмечалось об использовании хундлэн бичхур предками монголов - гуннами и сяньби, когда она называлась хэнчуй. Согласно исследованиям Б. Л. Рифтина, хэнчуй распространился в Китае благодаря Гуннам».

В книге о музыке государства Суй \ которая является древней сутрой по музыкальному инструменту лимбе, подчеркивалось: «Во время западной Ханьской династии бичхур был унаследован чужими народами северозапада2 и распространился в Китае во времена Северной власти. При династии Сун широко использовали большой и малый хундлэн бичхур, сделанные из бамбука. Хундлэн бичхур являлся национальным музыкальным инструментом государства Ху».

Учёный Г. Бадрах3, Ж. Энэбиш4, Л. Оюунчимэг5, С. Соронзонболд6 отмечали, что вид лимбе был в составе оркестра Государственной церемонии дворца династии Юань во время Хубилай хана в XII-XIII веках.

Немецкий учёный Г. Гелмьгольц7 (1821-1894) упомянул в своем труде «Связь музыкального звука с человеческим чувством»: «Учёный исследователь Древней Греции Олимпос писал: "Лимбе распространилось в Грецию из Азии, и греческий тон был создан в соответствии с её мелодией"». Это был восточный лад, но с греческим вкусом, поэтому у неё был полутон. В своё время музыкальный инструмент распространился не в Китае, а в Монголии, Малайзии на островах Ява, Суматри и среди жителей Гудзона, папуасцев, новых гвинейцев, новых каледонцев и в некоторых местах Индии, о чём также писал французский учёный Г. Фетис.

Монгольский учёный Л. Хурэлбаатар подчеркивал в своем исследовании «Театр кочевников и биография Саран Хухо»: «Монгольские народные музыкальные инструменты, в том числе лимбе, сыграли определенную роль в театрализованных представлениях во дворцах ханов и нойонов, а также во время фестивалей, проводившихся в Монголии в XIX-XX веках» [13]. О сборном оркестре, включая лимбе, отмечалось в записях о спектакле Данзанравжаа «Биография Саран Хухо», ставившегосяся с 1800 года8.

Согласно выше помянутым историческим документам ясно, что хундлэн бичхур или лимбе, унаследованная предками монголов с древних времён, является одним из старинных музыкальных инструментов. Хундлэн бичхур, или лимбе является музыкальным инструментом, который был унаследован от предков кочевых монголов и который развивался в течение многих веков. До начала XX века монгольский народ передавал мастерство игры на этом музыкальном инструменте из поколения в поколение через форму обучения, называемого «шавь сургалт», что благоприятствовало его сохранению в национальном культурном наследии монголов.

Традиционная техника исполнения монгольской народной протяжной песни на лимбе с использованием непрерывного дыхания была зарегистрована в 2011 как нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО для немедленной его защиты.

Непрерывное дыхание является методом намеренного измения нормального порядка человеческого дыхания, когда единовременное задействие вдыхания и выдыхания создаёт непрерывную

1 Хегжиту. У. Монгол ундэстний дуу хегжмийн туух / У. Хегжнту. - 1997. - 579-р тал.

2 Харь угсаатан - Ху-хунну нарыг хэлж байна.

3 Бадрах, Г. Монголын хегжмийн туухээс / Г. Бадрах. - Улан-Батор, 1960. - 12-р тал.

4 Энэбиш, Ж. Уран сайхны ШYYмж буюу онгодыг едеегч «халгай» / Ж. Энэбиш. - Улан-Батор, 2007. - 177-р тал.

5 Оюунчимэг, Л. Шударгын 18 ая хег / Л. Оюунчимэг. - Улан-Батор, 2005. - 16-17-р тал.

6 Соронзонболд, С. Монгол хегжим / С. Соронзонболд. - Улан-Батор, 2013.

7 Сумъяа, Б. Монголын соёлын туух / Б. Сумъяа. - Улан-Батор. - III боть. - 210-р тал.

8 ХYрэлбаатар, Л. НYYДэлчний театр ба «Саран хехеений намтар», Монголын соёл урлаг судлал / Л. ХYрэлбаатар. -Улан-Батор, 2000. - 68, 69-р тал.

продолжительную закрытую связь воздушного потока. В мировой литературе этот метод назытается «circular breathing».

Искусство непрерывного дыхания игры на лимбе использовалось не только в игре на лимбе, это искусство также было тесно связано с кузнечным искусством монголов.

Учёный Л. Батчулуун (Sc. D) читал, что происхождение этого метода игры на лимбе относилось ко времени Гуннов. В документах отмечалось: «Золотой диплом Богд хана, хранящийся в Фонде сокровищ Монголии, и золотые подвески на поясе ханов ХШ века, найденные учёным Д. Наваан в раскопках в роще реки Туул, были созданы с использованием мастерства метода непрерывного дыхания. Также имеются документы об участии Заслуженного деятеля искусств Монголии Д. Дорж в создании ДYлцэн Майдара в монастыре западной Хурэ Шанх методом непрерывного дыхания» [4].

Исследователь Д. Энхдаваа (Ph. D) подчеркнул, что «каждый монгольский мастер (кузнец) владел мастерством непрерывного дыхания. Даже сегодня они изредка используют этот метод. Государства, существовавшие на нашей территории с Киданского и Тюркского времён, сохранили этот метод на уровне государстенного секрета. Поэтому доступ к этому методу был закрыт для простого народа. В XIX веке Даригангское и Далайчойнхорское мастерство стали отличаться своей изящностью, так как кузнечное дело стало приобретать гражданский характер и тайные методы кузнечного мастерства стали понемногу раскрываться».

В конце 1970-х годов XX века известный монгольский мастер (кузнец) Ш. Дондов создавал свои труды методом непрерывного дыхания, но в настоящее время этот метод почти исчез из кузнечного мастерства и сохраняется только в игре протяжной песни на лимбе.

Сегодня в Монголии только один десяток лимбистов, умело владеющих данной техникой исполнения протяжной песни. В 1933 году в Москве была записана пластинка монгольских народных песен, среди которых была песня «Дурвэн цаг» (Четыре времени), исполненная известным монгольским лимбистом Л. Цэрэндорж, и эта запись сохранилась до нашего времени.

Это имеющееся на сегодня малое число лимбистов, унаследовавших технику непрерывного дыхания на лимбе, требует к себе особого внимания касательно вопросов его защиты и распространия. Вообще нет понятия просто играть на лимбе, главный смысль заключается в том, что кроме умелого владения непрерывным дыханием, лимбист должен искусно исполнять протяжную песню, чувствуя её содержание, характер, стиль и манеру.

Музыковед Ж. Энэбиш подчеркнул: «Непрерывное дыхание является редким явлением на Востоке, особенно в искусстве исполнения на музыкальном инструменте кочевников. Это не популярная вещь. Это особое явление мастерства»9.

Музыканты австралийского диджерду, сардинского лаунеддас и египетского аргил, а также музыканты национальных, джазовых, классических, профессиольных и духовых инструментов стран Азии и Европы используют технику непрерывного дыхания, исходящую от традиционного метода игры на монгольской лимбе, считая её весьма полезной и требующей высокого мастерства. Но, в этих случаях, их метод регуляции дыхания и запасания воздуха отличается от нашей техники непрерывного дыхания. Когда монгольский лимбист исполняет протяжную песню, он никогда не запасает воздух во рту, а с помощью языка регулирует воздух, выходящий из легких, то есть в зависимости от различия в технике испольнения музыкант, играющий методом запасания воздуха, будет не в состоянии исполнить протяжную песню на лимбе.

Невозможно играть мелодию протяжной песни с её широким диапазоном одним дыханием и вдыханием, которые разрушает мелодию. Поэтому метод непрерывного дыхания игры на лимбе имеет давнюю традицию.

Сегодня в Монголии профессиональное музыкальное обучение проводится на основе традиционного обучения, которое включает слушание игры на лимбе методом непрерывного дыхания, следование игре на лимбе и сопровождение певца протяжной песни вместе с морин хуром.

Музыковед Ж. Бадраа10 подчеркивал: «Протяжная песня имеет мелодию с богатым ритмом и широким диапазоном с восхождением и нисхождением, фальцетом и голосовыми украшениями. Лимбист выражает вышеупомянутые особенности протяжной песни мелодичной акустикой лимбы методом четырёх пальцов, непрерывным дыханием, тонкими украшениями. Во время исполнения протяжной песни умелое непрерывное вдыхание и исполнение без потери украшений мелодии во время вдыхания певца выражают мастерство музыканта».

Известный монгольский лимбист Л. Цэрэндорж отмечал: «Непрерывное дыхание является комплексным искусством, созданным для особенности выражения смысла, традиционного мышления, манеры и мастерства игры протяжной песни».

На этом основании можно подчеркнуть, что как следствие мастерства владения техникой непрерывного дыхания в искусстве монгольского кузнечного творчества и игры на лимбе создаются

9Энэбиш Ж. Монгол ардын уртын дууг хегжимдех уламжлалт арга-битуу амьсгаа - Улан-Батор, 2010 баримтат кино.

10 Бадраа, Ж. Монгол ардын хегжим / Ж. Бадраа. - Улан-Батор, 1998. - 103-р тал

своеобразный монгольский дизайн и монгольская мелодия, и звучание, что являются выражением монгольского менталитета. Таким образом, техника непрерывного дыхания является уникальным культурным наследием Монголии.

Это уникальное культурное наследие монголов диктует необходимость изучения техники непрерывного дыхания, зарегистрованной в списке уникального наследия человечества как визитная карточка Монголии, на стыке различных сфер и направлений исследований, его унаследование последущему поколению посредством правильной технологии обучения, что в свою очередь является наилучшим методом предупреждения от исчезнования этого редкого культурного наследия.

Список литературы

1. Балжир, Я. Ардын хегжмийн зэмсэгт суралцах хялбаршуулсан арга / Я. Балжир. - Улан-Батор,

1995.

2. Бадам, М. Лимбэний увидасын тYлхYYP / М. Бадам. - Улан-Батор, 2006.

3. Бадам, М. Бшуу буюу цагирган амьсгааг суралцахад зориулсан гарын авлага / М. Бадам - Улан-Батор, 2004.

4. Батчулуун, Л. Монгол дархан / Л. Батчулуун. - Улан-Батор, 2004.

5. Дашдорж, Д. Ардын дуу хегжмийн суу билэгтнYYД / Д. Дашдорж, С. Цоодол. - Улан-Батор, 1971.

6. Дорждагва, Ж. Уртын дуу / Ж. Дорждагва. - Улан-Батор, 1970.

7. Жанцанноров, Н. Монгол хегжмийн таван эгшигтийн онолын асуудлууд / Н. Жанцанноров. -Улан-Батор, 2006.

8. Жанцанноров, Н. Хегжмийн онолын нэр томъёоны хураангуй тайлбар толь / Н. Жанцанноров. -Улан-Батор, 1996.

9. Жанцанноров, Н. Уртын дууны уламжлалт зарим нэр томъёоны гаргалгаа / Н. Жанцанноров. -Улан-Батор, 2005.

10. Жанчив, Д. Хегжмийн анхан шатны онол суурь ухаан / Д. Жанчив. - Улан-Батор, 2007.

11. Монголын соёл урлаг судлал : I—II. - Улан-Батор, 1989.

12. Монголын соёл урлаг судлал : III-IY. - Улан-Батор, 1999.

13. Монголын хегжим судлал : I—III. - Улан-Батор, 2000.

14. Норовбанзад, Н. Талын морьтны дуу / Н. Норовбанзад. - Улан-Батор, 2000.

15. СYхбаатар, Г. Монголын эртний тYYх судлал / Г. СYхбаатар. - I-IY боть. - Улан-Батор.

16. Цэрэндорж Л. Лимбэний сурах бичиг / Л. Цэрэндорж, М. Бадам. - Улан-Батор, 1979.

17. Цэрэндорж, Л. Аялгуун солонго / Л. Цэрэндорж. - Улан-Батор, 1999.

18. ЦэвэгсYрэн, Ц. Монгол лимбийн эгшиг / Ц. ЦэвэгсYрэн. - Улан-Батор, 2008.

19. ЦэвэгсYрэн, Ц. Бш-yy амьсгаа, бш-YY хегеер хегжимдехYЙ / Ц. ЦэвэгсYрэн. - Улан-Батор, 2014.

20. Чулуунцэцэг, Ж. Бурхан шашны найман тахил хегжимтэй холбогдох нь / Ж. Чулуунцэцэг. - Улан-Батор, 2003.

21. Чулуунцэцэг, Ж. Монголын уламжлалт хегжмийн зэмсэг судлал / Ж. Чулуунцэцэг. - Улан-Батор, 2008.

22. Энэбиш, Ж. Хегжмийн уламжлал шинэчлэлийн асуудалд / Ж. Энэбиш. - Улан-Батор, 1991.

23. Энхцэцэг, Д. Хегжим ев сан / Д. Энхцэцэг. - Улан-Батор, 2007.

24. Традиционный фольклор в полиэтнических странах. Материалы II Международного научного симпозиума. - Улан-Удэ,1998.

25. Doremi Flute Album № 7002. - Flute Famous Collections 31. - Tokyo, 2007.

26. Korean traditional music. - Seoul, 1971.

27. Morning Calms Music and Mongolian Music. - Seoul, 2002.

28. Liu Xing Yu - Dizi Tong Su Xiao Pin. - China, 2003.

УДК [379.8:371.39]78.074(574.4)

Е. В. Щеглова Детская музыкальная школа № 1, Усть-Каменогорск, Казахстан

РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКОГО РЕГИОНА

В данной статье определяется понятие «социально-культурная деятельность» и ее основная роль в практической деятельности учреждений дополнительного музыкального образования.

Ключевые слова: социальная деятельность, культурная деятельность, дополнительное образование, музыкальное образование.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.