УДК 378.14:371.314.6:379.8
Е. И. Григорьева, доктор культурологии, профессор Российский государственный социальный университет (Москва, Россия)
grigorev_tmb@list.ru
РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Аннотация. Рассмотрена технология социально-культурного проектирования, активно используемая в процессе подготовки отечественных специалистов в области культуры и досуга, способствующая формированию профессиональных компетенций обучающихся по специальности «Социально-культурная деятельность». Автор отмечает, что посредством включения в текст действующего федерального образовательного стандарта высшего образования отдельных компетенций успешно решается задача активного вовлечения студентов в общественно-полезную социальную деятельность, что, в свою очередь, способствует повышению квалификационных требований современных работодателей к уровню профессиональной подготовки выпускников: теперь они должны обладать не только необходимым уровнем профессиональной компетенции, социальной инициативности, но и развитыми навыками включения личности в контекст производственной сферы, в пространство развивающего досуга.
Ключевые слова: проектирование, стандарт, профессиональные компетенции, проект, студенты, социально-культурная деятельность.
Социально-экономические преобразования, происходящие в нашем обществе, привели к возрастанию требований, предъявляемых к профессиональной подготовке специалистов в области культуры и досуга.
Учитывая жесткую рыночную конкуренцию на рынке труда, специалисту с традиционной вузовской подготовкой становится все сложнее себя найти после окончания учебного заведения. Поэтому перед вузами, готовящими специалистов для сферы культуры и искусства, стоит важная и ответственная задача подготовки таких специалистов, которые будут отвечать уровню развития современного общества, и возьмут на себя ответственность за инновации, внедряемые в социально-культурную сферу. Необходимо готовить активных участников социально-культурного процесса, независимо от того, в какой структуре они будут затем работать. Иными словами, проблема формирования профессиональной компетентности специалиста еще на этапе обучения в вузе выдвигается на первый план.
Сегодня социально-культурное образование нацелено на развитие инновационных форм подготовки кадров, тесную интеграцию с работодателями, помощь обществу в решении важнейших задач социально-культурного воспитания подрастающих поколений.
Однако введение в образовательный процесс государственных стандартов поставило перед учреждениями среднего и высшего профессионального образования определенные трудности по выполнению их требований, среди которых, во -первых, определение границ специальности и объектов профессиональной деятельности выпускников; во -вторых, необходимость реализации концепции интенсивного и интегрированного образования на основе компетентностного подхода, что осложняется задачей сокращения времени обучения студента-бакалавра в вузе. Проблема состоит не только в том, чтобы в сжатые временные рамки «втиснуть» объем содержания, сходный по объему с тем, что получал студент, обучавшийся по пятилетней программе, но также и в необходимости интенсифицировать процесс «роста» и «созревания» выпускника [1].
В-третьих, разработка третьего поколения ФГОС ВПО отчетливо высветила проблему отставания содержательного наполнения вузовского образования от потребностей практики.
Многочисленные обсуждения стандартов по специальности «Социально-культурная деятельность» и их глубокая проработка ведущими специалистами, разработчиками Стандарта,
Раздел 2. Социально-культурная деятельность в евразийском пространстве...
позволили в качестве объектов профессиональной деятельности, учитывая профиль подготовки специалистов, выделить:
- различные учреждения государственного и негосударственного сектора в области культуры, искусства, досуга;
- общественные фонды, движения и организации в сфере социально-культурной деятельности;
- объекты индустрии досуга, туризма и рекреации;
- учреждения культуры, занимающиеся художественной и творческо-производственной деятельностью;
- досуговые и продюсерские центры, а также разнообразные технологии социально-культурной деятельности, используемые для организации досуга разновозрастных групп населения;
- учреждения общего, среднего и дополнительного образования, в которых активно осуществляется учебно-воспитательный процесс [2].
Таким образом, ФГОС ВО по специальности «Социально-культурная деятельность» охватывает большую сферу практической деятельности учреждений культуры и досуга и имеет ярко выраженную социальную направленность. Масштабна и деятельность в профессиональном плане выпускников, которые освоили программу бакалавриата. Это: реализация принятых законодательных документов в сфере культуры и искусства; использование технологий маркетинга и менеджмента; активное включение в процесс организации народного художественного творчества, сохранение культурного наследия, развитие сферы туризма и индустрии развлечений; использование технологий социально-культурной деятельности для осуществления информационно-просветительной и культурно-воспитательной работы с различными группами населения.
Если посмотреть на блок профессиональных компетенций образовательного стандарта, то там особое место занимает проектная деятельность [3].
Социально-культурное проектирование считается инновационной деятельностью в связи с тем, что в основе своей имеет определенную технологию и ставит целью - преобразовать идеи в конечный результат (или социально-культурный продукт). К тому же социально-культурное проектирование может применяться в разных областях знаний, на любых уровнях организации объекта и субъекта социально-культурной деятельности.
Смысл социально-культурного проектирования состоит в первую очередь в его «улучшающем» характере, в культивировании всех составляющих человеческого бытия, в способности выводить личность за свои пределы в форме конструирования идеального образа человека и мира [4, с. 10].
В предисловии к трудам лаборатории социально-культурного проектирования кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры отмечается, что «Социально-культурная деятельность максимально полно осваивает проектную технологию и при этом сама является инновационным проектом современности; являет собой не только современную практику деятельности учреждений культуры, но и стабильно развивающуюся вузовскую специальность (направление); существует как органичный синтез науки и практики, дающий обществу ответы на самые важные вопросы воспитания и творческого развития человека как субъекта культуры, гражданина [5, с. 7].
Введение предмета «Социально-культурное проектирование» в учебные планы специальностей культуры и искусства позволяет построить занятия со студентами с учетом приобретения ими определенных навыков и умений, среди которых наиболее значимые: мыследеятельностные, презентационные, коммуникативные, поисковые, информационные.
Проблема готовности молодёжи к активным действиям в социальной среде определяется многими факторами, в том числе наличием профессиональных знаний и опыта успешной реализации конкретных проектов. Поэтому формирование проектной компетентности - один из важнейших ориентиров в системе подготовки специалистов по работе с молодёжью [6].
Одной из основных задач социально-культурного проектирования является вовлечение молодёжи в общественно-полезную социальную деятельность, что в дальнейшем дает возможность
экспериментировать, реализовывать свои идеи, развивать нестандартное мышление и самоопределиться в дальнейшей профессиональной деятельности. Те студенты, которые участвуют в проектной деятельности, учатся действовать в соответствии с задуманной идеей, поставленной целью и задачами, которые необходимо реализовать. Также им приходится искать способы реализации собственного проекта, анализировать полученные результаты, работать над перспективами развития своей идеи, выстраивать программу саморазвития и самообразования.
Опыт показывает, что для воплощения проектов в жизнь надо, чтобы идеи нашли отражение в их повседневной практической деятельности; были созданы социальные, материальные и организационные условия для раскрытия индивидуальности личности и потребности в самовыражении.
К тому же социально-культурное проектирование является эффективным средством формирования самостоятельности и ответственности за свои идеи, действия, мысли, чувства, а также средством получения финансовой поддержки.
В 2017/2018 учебном году кафедра искусств и художественного творчества Российского государственного социального университета ввела для студентов специальности «Социально-культурная деятельность» предмет «Социально-культурное проектирование», что позволило начать внедрение инновационных подходов в обучении студентов социально-культурному проектированию. Студенты первоначально получают задание собрать информацию о проведении конкурсов социально-культурных проектов на разных уровнях, провести анализ полученных материалов, а затем разрабатывают проекты и реализуют в работе учреждений культуры и досуга. Студенты посещают презентации социально-культурных проектов в рамках проведения различных конкурсов, затем готовят статьи и репортажи об этих событиях, принимают участие в конкурсах проектов, выступают с докладами на форумах и конференциях.
Активно используются инновационные формы подачи проектов в формате научного стенд-апа или научного баттла (Science Slam). Это социально-культурное событие, которое представляет собой особого рода научную конференцию, проходящую в формате вечеринки, где студенты соревнуются в остроумной и увлекательной подаче информации о достигнутых результатах. Научные баттлы относятся к образовательно-развлекательному формату эдъютейнмента (edutainment), подразумевающему обучение через игру и развлечение. Программы научных батт-лов не спонтанны. В течение месяца студенты под руководством педагога проходят подготовку, обсуждают презентацию своего проекта. Иногда для проведения тренингов и репетиций с участниками проекта привлекаются сторонние специалисты, которые обучают приёмам интерактивного общения с аудиторией. Наиболее продуктивны при этом краткий пересказ, эмоциональная подача и парадоксальные тезисы.
Также эффективен просветительский проект Stand-up Science. В его основе лежит короткое выступление (3-5 минут) с большим количеством выступающих (до 15 человек) молодых исследователей. Участники такого формата могут при подготовке к подаче своего проекта воспользоваться помощью специалистов по актёрскому мастерству или лидеров движения КВН. Научный стенд-ап привлекателен для студентов и позволяет сделать профессию проектировщика или молодого ученого более престижной и уважаемой.
С точки зрения личностного саморазвития молодёжи крайне важно в процессе социально-культурного проектирования стимулирование самообразования с привлечением ресурсов ученых, бизнесменов, представителей власти и т. д.; обеспечения междисциплинарного взаимодействия представителей различных научных направлений; стимулирования формирования междисциплинарного мышления у молодёжи; создания, продвижения коммерциализации и внедрения научно-прикладных проектов и инновационных разработок.
Таким образом, проектирование - это основа формирования профессиональных компетенций студентов в вузах культуры и искусства и плацдарм для реализации идей и своих творческих способностей, а реализация профессиональных компетенций, разработанных в образовательных стандартах, способствует повышению требований работодателей к уровню подготовки выпускников, которые обладают не только профессиональной компетентностью, социал ь-ной инициативностью, но и навыками включения в производственную сферу, развивающий досуг.
Раздел 2. Социально-культурная деятельность в евразийском пространстве...
Список литературы
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 51. 03. 03 Социально-культурная деятельность (уровень бакалавриата) : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 авг. 2016 г. № 995 [Электронный ресурс] / Портал фед. гос. образоват. стандартов высшего образования. - Электрон. дан. - Москва, 2018. -Режим доступа : http://fgosvo.ru/news/8/1920 (дата обращения: 15.02.2018).
2. Григорьева, Е. И. Традиции и инновации в подготовке современных бакалавров и магистров социально-культурной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. - 2011. -№ 11. - С. 137-142.
3. Григорьева, Е. И. Специфика подготовки кадров для социально-культурной сферы на основе новых образовательных стандартов третьего поколения / Е. И. Григорьева, Н. Н. Ярошенко // Социально-экономические явления и процессы. - 2010. - № 6. - С. 235-237.
4. Красильников, Ю. Д. Формирование нравственного иммунитета личности как проблема и результат проектирования // Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы : тр. лаб. соц. -культ. проектирования каф. соц. -культ. деятельности Московского гос. ун-та культуры и искусств. -Москва : Изд-во Московского гос. ун-та культуры и искусств, 2011. - С. 10-22.
5. Ярошенко, Н. Н. Социально-культурная деятельность: инновационный проект современности: вместо предисловия Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы : тр. лаб. соц.-культ. проектирования каф. соц. -культ. деятельности Московского гос. ун-та культуры и искусств. - Москва: Изд-во Московского гос. ун-та культуры и искусств, 2011. - С. 5-9.
6. Асаинова, М. В. Формирование профессиональной компетентности менеджеров социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств : дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08. [Электронный ресурс] / Наука/педагогика. - Электрон. дан. - [Б. м., б. г.]. - Режим доступа : http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-formirovanie-professionalnoy-kompetentnosti-menedzherov-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti-v-vuzah-kultury-i-iskusstv (дата обращения: 25.01.2018).
Elena I. Grigoreva, Dr. of Cultural Studies, Professor Russian State Social University (Moscow, Russia)
grigorev_tmb@list.ru
SOCIAL AND CULTURAL PROJECTING IN ARTISTIC SPECIALTY STUDENTS' PROFESSIONAL COMPETENCES FORMING
Abstract. The article considers social and cultural projecting technologies which actively use in specialists in the cultural and leisure sphere ("Social and Cultural Activity", educational specialty) professional competences training. The author notes that thanks to inclusion several competences into the current federal educational standard of higher education, the task of involvement of students into social effective work can be decided. In its turn, this makes toughened the today's employers' qualification requirements for graduates' professional education level: now, the last ones should have not just the necessary level of professional competence and social initiativeness but also should have developed skills for inclusion of a personality into the context of production sphere, in space of developing leisure.
Keywords: projecting, educational standard, professional competences, a project, students, social and cultural (cultural and leisure) activity.
УДК 379.8:615.85
Т. И. Головко, кандидат педагогических наук, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
ti_golovko@mail.ru
ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АНИМАЦИИ И РЕКРЕАЦИИ:
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Аннотация. В статье рассматриваются методологические и организационные аспекты использования технологий социально-культурной анимации и рекреации в оптимизации межлич-