Научная статья на тему 'Роль социализации в физкультурном образовании студентов вуза'

Роль социализации в физкультурном образовании студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль социализации в физкультурном образовании студентов вуза»

творческого воображения. Опыт макетирования исторического костюма способствует развитию образного мышления, фантазии, помогает в поиске новых проектных образов. Применение метода проектов в программе обучения макетированию костюма - активная исследовательская и творческая работа, выполняющая образовательную и развивающую функцию в процессе обучения и делающая большой вклад в профессиональное совершенствование будущих специалистов.

Примечания

1. Загрекова Л. В., Николина В. В. Теория и технология обучения М.: Высшая школа, 2004. 157 с.

2. Заёнчик В. М. Основы творческо-конструкторской деятельности: предметная среда и дизайн. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 320 с.

3. Кузин В. С. Психология М.: АГАР, 1999. 304 с.

4. Плотникова Е. В., Ганова Т. В., Усенкова Е. Ю. Сборник учебных программ. М.: МГПУ, 2006.

5. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии системе образования. М.: Академия, 2008. 272 с.

6. Пьянкова Н. И. Изобразительное искусство в современной школе. М.: Просвещение, 2006. 176 с.

7. Сластёнин В. А. Педагогика профессионального образования. М.: Академия, 2006. 368 с.

В. И. Кравчук

РОЛЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ФИЗКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Термин «социализация» не имеет однозначного толкования (2).

Обобщенно социализацию понимают как совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум определяют социализацию как процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта (7, с. 123).

Г. М. Андреева понимает процесс социализации как «двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой - активное воспроизводство индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» (1).

В данном понимании социализации фиксируются процесс социальной ориентировки, усвоение социальных нормативов, а также момент активного преобразования и применения в новых социальных ситуациях усвоенных социальных ролей, норм, ценностей, способов социального самоопределения.

Выделяются следующие смысловые доминанты, позволяющие анализировать процесс социализации (2).

В первой доминанте «акцент в анализе социализации может быть сделан на трансляции культурно задаваемых ценностей, моделей поведения, способов социальной категоризации. Социальное развитие личности в этом случае будет рассматриваться преимущественно как процесс инкультурации» (6, с. 46).

Процесс социализации может быть понят как процесс усвоения, интернализа-ции социального опыта, в этом случае акцентируется содержание усвоенного и механизмы усвоения.

В третьей доминанте акцентируется анализ возможных результатов социализации, рассматривая социализацию как адаптацию.

И, наконец, в четвертой доминанте анализа процесса социализации акцентируется активность субъекта социализации, проявляющаяся в приверженности разным ценностям, в выборе ролей, в используемых способах разрешения ролевых конфликтов, в выборе способов самопрезентации и т. д. Акцент делается на рассмотрении социализации как процесса социального конструирования.

Отмеченные стороны процесса социализации на практике неразделимы.

Г.М. Андреева, определяя социализацию как процесс становления личности, выделяет три сферы, в которых осуществляется становление личности: деятельность, общение и самосознание (1).

В первой сфере - деятельности, индивид осваивает всё новые её виды на протяжении всего процесса социализации. Этому сопутствуют три процесса: первый - ориентировка в системе связей, которые имеются в каждом виде деятельности, осуществляемая через посредство личностных смыслов (выявление особо значимых аспектов деятельности для личности и их освоение). Второй процесс - центрирование вокруг главного вида деятельности и подчинение ему остальных видов. Третий процесс - это освоение личностью новых ролей в ходе реализации деятельности и осмысление их значимости.

Во второй сфере - общении, процесс которого рассматривается в контексте социализации со стороны его расширения (умножения контактов с другими людьми) и углубления (переход от монологического общения к диалогическому), происходит де-центрация человека как формирование умения ориентироваться в партнере, более точного его восприятия.

В третьей сфере социализации - развитии самосознания человека (как становление у него образа его «Я») отмечается, что развитие самосознания - это процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения деятельности и общения.

Процесс социализации - это единство изменений всех трех вышеназванных сфер, в которых индивид осваивает всю систему социальных отношений, «расширяющуюся действительность» в активно-преобразовательной форме (1).

В физкультурном образовании студентов вуза социализация связана в первую очередь с их приобщением к ценностям физической культуры. Основой социализации физкультурного образования является теория ролей. Студенты в процессе физкультурного образования учатся выполнять (играть) свою социальную роль. За каждым исполнителем социальной роли, в соответствии с этой теорией, признано право на обладание пространством, в котором личность реализует свою роль, способности, ориентируясь на соответствующие идеалы и символы.

Существенными факторами социализации являются культура и общество. Отношение к телу, чувство тела, степень техники владения телом и вообще отношение к телу формируются под воздействием культуры. Установки и ценностные представления о спортивно-игровой двигательной активности обусловлены влиянием культуры. Именно этим влиянием объясняется то или иное решение вопроса о том, как осуществляется физическая социализация человека. Другими словами физическая социализация проходит в тесной связи с процессами общей социализации. Вследствие этого преобладающие в обществе ценности и нормы отражаются на спортивной и игровой двигательной активности членов данного общества. Спорт и игра не существуют вне общества, они являются его отражением. Доказано, что игровое поведение находится в зависимости от структуры общества: чем сложнее общество, тем сложнее игровое поведение его членов. Общество, в которое должен вписаться индивидуум, действует в качестве неотъемлемого фактора его телесно-физической социализации.

Телесное бытие человека связано с самыми различными ценностными критериями, нормами и принципами, отражающими специфику конкретного социального слоя в обществе. Тело окружено целой системой культурных ценностей, на основе которых возникает такой феномен, как этос тела.

Экхард Майнберг отмечает (5), что если характерным признаком традиционной ролевой теории является ее опора на такие ключевые для нее понятия, как «функция» и «структура», то своего рода опознавательными знаками критически пересмотренный ролевой теории служат понятия «интеракция» («взаимодействие»), «личностная идентичность» («самотождественность») и «символ». То, что именно ролевая теория может быть надежным инструментом для анализа двигательной активности, часто демонстрируется на примере спортивных игр, так как они представляют собой область, в которой осуществляются различные взаимодействия, определяемые ролевым поведением. Э. Майнберг указывает, что педагогика спорта должна стремиться разработать экологические теории физической социализации в сотрудничестве с соответствующими смежными науками.

Физическая культура как социальный фактор, целесообразно воздействуя на процесс физического совершенствования человека, позволяет обеспечить направленное развитие жизненно важных физических качеств и способностей.

Движущими силами социальной сферы общества выступают потребности в подготовки людей к совместной общественной жизни, потребности в социализации и интеграции подрастающего поколения в общественную жизнь, объединения людей в группы и общности для совместной деятельности в различных ее областях, потребности в адаптации населения к постоянно изменяющимся условиям жизни, регулирование и социальный контроль общественной жизни.

Физическая культура относится к социальной сфере общества. В ее основе лежат социальные потребности в физическом совершенствовании людей, в формировании у них двигательных навыков и умений, в оздоровлении, реабилитации, рациональной организации свободного времени.

Необходимость и стремление людей к удовлетворению социальных потребностей в физкультурной деятельности составляет одну из главных движущих сил, определяющих развитие физической культуры.

Воздействие духовной сферы общества на общественную жизнь складывается из культурной жизни общества, из социокультурных факторов.

Действие социокультурных факторов состоит в формировании ценностного отношения к физкультурной деятельности студентов, придании ей организационно-управленческого характера.

Социокультурные факторы определяют направление движения в развитии физической культуры, придают ей целесообразность, наполняют духовностью, идеологией и ценностным смыслом (4, с. 107). К таким факторам относят общественное сознание, ментальность общества, нравственные нормы и т. д. Духовная сфера общества - это формирование мировоззрения, знаний, идей и взглядов, образцов поведения, представлений, их распространение через образование и воспитание, посредством массовой информации, путем проведения массовых мероприятий и др. социальной работы.

Физическая культура носит ценностно-нормативный характер и, как часть культуры, относится к социально-культурным ценностям. Рассматривая средства и методы физкультурного образования, следует понять природу и потенциал двигательных действий, в которых, наряду с моторно-исполнительными механизмами, присутствуют познавательные, проектно-смысловые и эмоционально-оценочные аспекты. В данном контексте правомерен переход от категории физических упражнений, как основного средства физического воспитания, к понятиям «физкультурная деятельность» и «физкультурное образование». Физкультурная деятельность выступает технологическим основанием физической культуры личности человека в его телесно-духовном единстве и потому является основным ресурсом физической культуры.

Физкультурная деятельность становится фактором культурного развития человека, приобщения его к культуре физической, если рассматривается со стороны человеческой значимости и ценности. Ценности выполняют интегрирующую функцию в системе деятельности, определяя выбор человеком целей и средств их достижений (Н. И. Пономарев, С. В. Дмитриев, 1990). Понятия «деятельность» и «физическое совершенство» являются ключевыми для понимания технологического и ценностно-нормативного аспектов физической культуры.

Эффективность физкультурной деятельности студентов вуза обусловлена формированием их потребностей, интересов, целей, закрепляемых в мотивах, ценностных ориентациях, а также овладением ими определенным (достаточным) уровнем знаний, что способствует социализации личности. В этом случае содержание физкультурной деятельности носит творческий характер.

Главная цель физкультурного образования студентов - приобщение их к ценностям физической культуры. Задачами физкультурного образования являются: вооружение учащихся знаниями физической культуры; формирование умений и навыков двигательной активности; ориентация учащихся в ценностях физической культуры; формирование установки на физическое образование учащихся; гармоничное сочетание духовного и физического развития личности.

Физкультурное образование может успешно осуществляться лишь при наличии необходимых факторов и условий (3). Социальный фактор физкультурного образования студенческой молодежи выражается в учете: уровня взаимодействия социальных

и других факторов; интеграционных процессов, происходящих в обществе; демократизации общественной жизни, что усиливает тенденции региональной обособленности; ин-тегративного характера современных общественных процессов.

Социально-педагогические факторы физкультурного образования - это связующее звено между общественной жизнью и педагогическим процессом. Их использование в физкультурном образовании студентов связано: с предъявлением требований общества к личности, способной активно участвовать в общественной жизни; своевременно реагировать на запросы общества, изменяя содержание образования; исходя из психологической концепции о том, что развитие личности происходит в деятельности, формировать отношения личности к ней и мировоззренческую позицию. Личностно-ориенти-рованный подход предполагает такое включение студентов в физкультурно-спортив-ную деятельность, которое формировало бы соответствующий аспект мировоззрения, основа и движущая сила развития личности студентов.

Педагогические факторы физкультурного образования студентов носят комплексный характер. Ведущими педагогическими факторами в этом процессе являются: управленческое взаимодействие педагогов и студентов; учебный план их подготовки; гуманитарное образование студенческой молодежи, выступающее содержательной базой физкультурного образования.

Физкультурное образование студентов вуза в современных условиях будет успешным при условии взаимодействия педагогических, социально-педагогических и психолого-педагогических факторов. Педагогическая практика физкультурного образования личности студентов показывает, что сами факторы могут быть реализованы при наличии условий, проявляющихся на социальном и педагогическом уровнях.

Примечания

1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект-Пресс, 2003. 364 с.

2. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект-Пресс, 2001

3. Дуранов М. Е., Чернецкий Ю. М. Общая педагогика. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. 186 с.

4. Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта. М.: Академия, 2004. 240 с.

5. Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта. М.: Аспект Пресс, 1995. 318 с.

6. Практикум по социальной психологии / Под И. С. Клециной. СПб.: Питер, 2008. 256 с.

7. Реан А. А., Бордовская Ю. В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2007. 432 с.

О.Н. Родионова

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ АЛГОРИТМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Алгоритмизация обучения выступает в качестве одной из центральных проблем образования и позволяет дифференцировать аспекты управления учебным процессом (Н.Ф.Талызина) (5). Способы реализации разнообразных средств, методов и форм алгоритмизации исследовались в методиках преподавания школьных предметов (А.Р. Бело-польская, Г.Г. Гранник, В.М. Заварыкин, Л.Н. Ланда, М.П. Лапчик, В.М. Монахов, Л.М. Фридман, Л.П. Червочкина, С.И. Шапиро и др.) (3,4).

Применение культурологического подхода в образовании позволяет рассматривать процесс алгоритмизации сквозь призму развития алгоритмической культуры личности. Реализация задач формирования алгоритмической культуры личности в системе непрерывного образования обеспечивается преемственным развитием алгоритмической культуры субъектов образовательного процесса (дошкольников, учащихся, студентов, аспирантов и педагогов).

Наше исследование посвящено дошкольному периоду детства, в контексте которого выявлялись особенности становления алгоритмической культуры личности детей 5 - 6 лет. Это связано с тем, что дошкольный возраст является значимым в формировании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.