Научная статья на тему 'Программно-методическое обеспечение развития алгоритмической культуры личности дошкольника'

Программно-методическое обеспечение развития алгоритмической культуры личности дошкольника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родионова Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программно-методическое обеспечение развития алгоритмической культуры личности дошкольника»

и других факторов; интеграционных процессов, происходящих в обществе; демократизации общественной жизни, что усиливает тенденции региональной обособленности; ин-тегративного характера современных общественных процессов.

Социально-педагогические факторы физкультурного образования - это связующее звено между общественной жизнью и педагогическим процессом. Их использование в физкультурном образовании студентов связано: с предъявлением требований общества к личности, способной активно участвовать в общественной жизни; своевременно реагировать на запросы общества, изменяя содержание образования; исходя из психологической концепции о том, что развитие личности происходит в деятельности, формировать отношения личности к ней и мировоззренческую позицию. Личностно-ориенти-рованный подход предполагает такое включение студентов в физкультурно-спортив-ную деятельность, которое формировало бы соответствующий аспект мировоззрения, основа и движущая сила развития личности студентов.

Педагогические факторы физкультурного образования студентов носят комплексный характер. Ведущими педагогическими факторами в этом процессе являются: управленческое взаимодействие педагогов и студентов; учебный план их подготовки; гуманитарное образование студенческой молодежи, выступающее содержательной базой физкультурного образования.

Физкультурное образование студентов вуза в современных условиях будет успешным при условии взаимодействия педагогических, социально-педагогических и психолого-педагогических факторов. Педагогическая практика физкультурного образования личности студентов показывает, что сами факторы могут быть реализованы при наличии условий, проявляющихся на социальном и педагогическом уровнях.

Примечания

1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект-Пресс, 2003. 364 с.

2. Белинская Е. П..Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект-Пресс, 2001

3. Дуранов М. Е., Чернецкий Ю. М. Общая педагогика. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. 186 с.

4. Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта. М.: Академия, 2004. 240 с.

5. Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта. М.: Аспект Пресс, 1995. 318 с.

6. Практикум по социальной психологии / Под И. С. Клециной. СПб.: Питер, 2008. 256 с.

7. Реан А. А., Бордовская Ю. В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2007. 432 с.

О.Н. Родионова

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ АЛГОРИТМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Алгоритмизация обучения выступает в качестве одной из центральных проблем образования и позволяет дифференцировать аспекты управления учебным процессом (Н.Ф.Талызина) (5). Способы реализации разнообразных средств, методов и формалго-ритмизации исследовались в методиках преподавания школьных предметов (А.Р. Бело-польская, Г.Г. Гранник, В.М. Заварыкин, Л.Н. Ланда, М.П. Лапчик, В.М. Монахов, Л.М. Фридман, Л.П. Червочкина, С.И. Шапиро и др.) (3,4).

Применение культурологического подхода в образовании позволяет рассматривать процесс алгоритмизации сквозь призму развития алгоритмической культуры личности. Реализация задач формирования алгоритмической культуры личности в системе непрерывного образования обеспечивается преемственным развитием алгоритмической культуры субъектов образовательного процесса (дошкольников, учащихся, студентов, аспирантов и педагогов).

Наше исследование посвящено дошкольному периоду детства, в контексте которого выявлялись особенности становления алгоритмической культуры личности детей 5 - 6 лет. Это связано с тем, что дошкольный возраст является значимым в формировании

личности, развитии познавательных способностей. Решение проблемы формирования алгоритмической культуры личности детей дошкольного возраста предполагает определение познавательных возможностей дошкольников в освоении обобщенных способов алгоритмических действий для совершения не только исполнительных (преобразующих) действий, но и ориентировочных, обеспечивающих понимание логики решения познавательной задачи, осознанности выполняемых действий.

Мы полагаем, что алгоритмическая культура личности характеризуется осознанием значимости процесса алгоритмизации, определенным уровнем развития алгоритмического мышления, и проявляется в разнообразных формах и способах организации и самоорганизации алгоритмической деятельности субъекта, побуждаемой потребностно-мотивационной сферой его личности.

Развитие алгоритмической культуры личности дошкольника осуществляется в соответствии с логикой становления её структурных компонентов: когнитивным, индивидуально-личностным, практическим, ценностно-мотивационным, творческим, рефлексивным. Все составляющие структуры алгоритмической культуры личности функционально взаимосвязаны и создают представление не только об отдельных аспектах ее проявления, но и о существующих связях между ними. Они выступают в качестве базовых для определения педагогических задач, принятия методических решений для ее формирования на различных возрастных этапах развития личности. Дадим характеристику структурных компонентов алгоритмической культуры личности дошкольника.

Когнитивный компонент алгоритмической культуры личности дошкольника связан с интеллектуальной составляющей и проявляется в осознании процедур алгоритмизации, целенаправленности алгоритмических действий, запоминании алгоритмических предписаний, пошаговом восприятии и планировании последовательности действий, которые обеспечивают оптимальное решение практической или познавательной задачи алгоритмическим способом. Овладение дошкольниками 5-6 лет действиями алгоритмизации поддерживается функциональными системами высших психических функций, которые выступают как основа алгоритмических действий детей.

Индивидуально-личностный компонент алгоритмической культуры личности дошкольника характеризуется развитием активности, настойчивости, инициативности и самостоятельности в процессе осуществления алгоритмических действий. Учет индивидуально-типологических характеристик детей в процессе алгоритмизации практической и познавательной деятельности позволяет индивидуализировать педагогическое взаимодействие и определять содержание индивидуальных образовательных маршрутов.

Практический компонент алгоритмической культуры личности дошкольника характеризуется: формированием алгоритмических представлений о сущности алгоритмизации, свойствах, видах алгоритмов; знанием способов алгоритмизации; а также развитием у детей алгоритмических умений и навыков. В состав алгоритмических умений входит конкретная система операций, составляющих ориентировочную основу деятельности дошкольников: следование идеальному плану в процессе его реализации, обозначение результатов алгоритмических действий развернутой речевой формой, визуализация алгоритмов, преобразование и коррекция алгоритмических действий. Результативность процесса формирования и развития данных умений во многом определяется тем, как они вписываются в канву образовательной работы, в конкретные технологии обучения дошкольников элементам алгоритмизации.

Ценностно-мотивационный компонент алгоритмической культуры личности дошкольника связан с наличием познавательной мотивации в сфере алгоритмизации. Доминирование познавательных мотивов, побуждающих детей к алгоритмической деятельности, позволяет поддерживать интерес детей к содержанию и общим способам алгоритмизации. Решение познавательных и практических задач обеспечивается достаточно высокой познавательной активностью, которая позволяет детям приобретать умения и навыки алгоритмизации деятельности.

Творческий компонент алгоритмической культуры личности дошкольника проявляется в опыте творческой деятельности, включающем в себя творческое воображение и творческое мышление, перенос усвоенных алгоритмических действий в новые условия.

Рефлексия как компонент алгоритмической культуры личности дошкольника представлена в умении рассматривать элементы своих алгоритмических действий, связанных с овладением умениями самоконтроля, сознательного регулирования своего поведения, обогащением опыта саморегуляции познавательной деятельностью алгоритмического характера, оценкой собственных возможностей в результате применения алгоритмизации.

Содержание представленного компонентного состава алгоритмической культуры рассматривается в качестве частных критериев, позволяющих судить об особенностях развития каждого структурного компонента алгоритмической культуры у детей 5-6 лет. Нами были разработаны уровни развития алгоритмической культуры личности дошкольника: эмпирический уровень, репродуктивно-исполнительский, частично-поисковый и продуктивно-творческий.

Отмеченные выше характеристики структурных компонентов алгоритмической культуры детей 5 - 6 лет становятся составной частью субъективного опыта ребенка и выступают в качестве стартовых интеллектуальных возможностей дальнейшего успешного обучения, своеобразным критерием интеллектуальной зрелости. Динамика интеллектуального развития обеспечивается воспитателем дошкольного учреждения, развивающим новообразования ребенка-дошкольника, создающим условия для формирования алгоритмической культуры личности дошкольника.

Использованный комплекс диагностических методик позволил выявить уровень развития алгоритмической культуры детей дошкольного возраста. Диагностические процедуры проводились в игровой форме. Каждый компонент алгоритмической культуры изучался посредством нескольких диагностических методик. Обобщенными критериями по ряду методик были определены следующие: степень верности и полноты выполнения задания, самостоятельность принятия решения, мера педагогической помощи, реакция на подсказку и др.

Разработанная автором статья «Где прячутся алгоритмы: идем по следу» для детей 5-6 лет нацелена на формирование элементов алгоритмической культуры: алгоритмических представлений, умений и навыков (распознавать, исполнять, графически изображать алгоритмы различных видов деятельности, самостоятельно составлять и применять алгоритмические предписания и др.). Дидактическая технология включила ряд этапов: ознакомление с алгоритмами, закрепление алгоритмических умений и навыков, применение различных способов алгоритмизации в разных видах деятельности детей. В процессе разработки содержания использовались методические рекомендации по внедрению алгоритмизации в условия дошкольного образования известных педагогов Л.А. -Венгера, А.В. Горячева, М.В. Крулехт, З.А. Михайловой, А.А. Столяра и др.

На экспериментальных площадках, организованных в дошкольных учреждениях г. -Армавира, проводились факультативные занятия. Содержание занятий было доступным для детей 5-6 лет и включало в себя игровые и проблемные ситуации, практические задания алгоритмического характера (определить последовательность действий, схематично изобразить алгоритм деятельности, восстановить шаги алгоритма, найти ошибку в указанной последовательности действий, составить алгоритмические предписания и др.). Логика предъявления заданий предусматривала следующие методические приёмы: выполнение действий по образцу, по алгоритму-схеме, алгоритму-плану, описанию (инструкции), ориентировочной карте и др.

В процессе ознакомления с алгоритмами детям было показано, что любая деятельность (игровая, моторная, трудовая, изобразительная и т.д.) может быть представлена как некоторая последовательность действий (алгоритмических предписаний). Особое внимание уделялось формированию умений пересказывать литературные тексты в соответствии с последовательностью развития сюжета, составлению цепочки действий какого-либо события в природе и в жизни. В процессе изобразительной деятельности (лепки, рисовании, конструировании) формировались умения создавать пластичный образ, конструировать постройки на основе плана, графических моделей, осуществлять замысел рисования (прорисовывание формы предметов, детализация изображения), следуя определенному алгоритмическому предписанию.

Одной из задач программы являлось ознакомление с музыкальным ритмом. Графическая запись мелодии (алгоритм чередующихся нот) помогала детям воспроизвести ритмический рисунок музыкального произведения. Для формирования у дошкольников умений предварительно планировать трудовой процесс, объяснять последовательность трудовых действий были освоены алгоритмы приготовления различных блюд (салатов, печенья), следуя которым дети выступали в роли умелых поварят.

Следует отметить, что реализация данной программы сопровождалась специальными наглядными печатными средствами - «рабочими листами», в которых визуально был представлен необходимый практический материал.

Перспективы дальнейших исследований рассматриваемой проблемы связаны с использованием дидактических материалов по формированию элементов алгоритмической культуры у детей в самостоятельной деятельности, с включением программ развития в содержание курсов повышения квалификации педагогов дошкольного образования.

Примечания

1. Беспалько, В.П. Дидактические основы программированного управления процессом обучения. М.: Высшая школа. 1970.

2. Каменская, В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: Учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.- (Высшее образование).

3. Ланда, Л.Н. Алгоритмизация в обучении / Под ред. и вступит статьей Б.В. Гдедко — М.; Просвещ.,

4. Монахов, В.М., Лапчик М.П., Демидович Н.Б. Червочкина Л.П. Формирование алгоритмической культуры школьников при обучении математике. Пособие для учителя. М, Просвещение, 1978..

5. Талызина, Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М.: Изд-во Московского ун-та, 1969.

Г.Н. Лаврова

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Активно развивающиеся в нашей стране рыночные отношения накладывают свой отпечаток на формирование моральных ценностей современной молодежи, влияют на ее экономические и социальные устремления.

Российская система образования с ее традиционными формами и средствами обучения не всегда справляется с негативными последствиями перестроечных процессов. Связь между школой и вузом в большинстве случаев отсутствует, и эту ситуацию не скоро изменят внедряемые в практику профильные классы. Велика разница между образовательным процессом в колледжах, лицеях, техникумах, с одной стороны, и вузах - с другой. К сожалению, по ряду причин (несоответствие госстандартов, разрозненность подчинения и т.п.) этот разрыв все больше увеличивается.

Настораживает и тенденция сокращения числа средних и начальных профессиональных учебных заведений, ведь именно им ранее отводилась роль формирования профессиональных рабочих кадров и служащих среднего уровня квалификации.

Престижность и доступность высшего образования коренным образом меняет ранее существовавшее соотношение числа выпускников начальных, средних и высших профессиональных заведений, увеличивая количество последних. Абитуриентов, морально и интеллектуально не готовых к получению высшего образования, становится все больше, а если учесть, что воспитательная работа в большинстве вузов ещё не занимает того места, которое ей отводится по аккредитационным показателям, то стоит серьезно задуматься над проблемой качества образования нашей молодежи.

России уже сейчас необходима новая система образования, основанная на концепции непрерывного образования, совмещенного с семейным воспитанием, призванная способствовать обеспечению национальной безопасности, укреплению государственных институтов и экономической стабильности.

Определяя содержание понятия «непрерывное образование», П.Г. Щедровицкий пишет: «как бы мы ни дополняли понятие образование вторичными характеристиками, в основе его лежит идея завершенности, совершенное, а вместе с тем законченное образование, что остается идеалом и ценностью на протяжении двух с половиной веков. В случае с непрерывным образованием мы как бы выходим из сферы образования и образованности в сферу развития, где действуют совершенно иные правила; самоопределение в области развития должно быть иным» (10, с. 68).

Непрерывное образование трактуется и как «процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.