Практика медиаобразования
Роль СМИ в учебно-воспитательном процессе в России
М. Шаш,
доктор педагогических наук, профессор, педагогический факультет, Университет Алеппо, Сирия,
Е.А. Бондаренко, кандидат педагогических наук, доцент зав. лабораторией медиаобразования ИСМО, Российская академия образования
Аннотация: В статье приведены данные текущего состояния системы СМИ в России и изменений в отношении к медиа, произошедших в первом десятилетии XXI века, с точки зрения участников учебного процесса - родителей, преподавателей, учащихся. Ключевые слова: обучение, воспитание, медиа, отношение к СМИ, медиаобразование.
The role of the media in the educational process in Russia
Prof. Dr. Muhammad, Shash, faculty of education, University of Aleppo, Syria,
Dr. Elena Bondarenko, associate Professor, Head of Laboratory of media education, Russian Academy of Education (Moscow)
Abstract: the paper describes the current state of media systems in Russia and changes in relation to the media that occurred in the first decade of the twenty-first century, from the point of view of the participants of the educational process - parents, teachers, students. Keywords: training, education, mass media, relation to media, media education.
Введение. В период стремительного изменения систем ценностей в условиях информационной революции далеко не до конца осознана социокультурная роль СМИ в процессе образования и перспективах его развития в современном обществе. Сложившиеся стереотипы организации
50
обучения и воспитания в семье и школе, направленность и содержание контента современных медиа не позволяют в полной мере оценить и прогнозировать их возможности в решении актуальных задач приобщения подрастающего поколения к требованиям современного общества, к современной культуре.
Проблемы взаимодействия образования и СМИ сегодня - поле междисциплинарных исследований, осуществляемых философами, психологами, педагогами, журналистами, социологами. Не вскрыты еще механизмы воздействия современных СМИ на процессы формирования информационной культуры аудитории, на социализацию учащейся молодежи, на выработку навыков обоснованного выбора тех знаний, которые способствуют социальной адаптации молодого поколения к постоянно изменяющимся условиям бытия в современном мире.
В рамках данного исследования сделана попытка проанализировать изменение отношения к СМИ участников процесса образования (родителей, преподавателей, самих учащихся) и рассмотреть их оценку роли медийной информации в учебно-воспитательном процессе.
Отсутствие комплексных, целостных, обоснованных исследований в области социологии современных СМИ диктует разобщенность попыток анализа ситуации «параллельной школы», феномена, к которому периодически возвращается внимание как ученых-исследователей, так и практиков образования. Противоречие между наличием огромного количества медийных сообщений, которые содержат ценную для обучения и воспитания информацию, и отсутствием педагогического арсенала методов и приемов работы с данной информацией определяет актуальность исследования.
Терминология
Внешкольная информация - весь объем информации, которая не задействована в процессе обучения.
Средства массовой коммуникации (СМК) - средства донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающие большую аудиторию.
СМИ - периодические СМК. В России законодательные признаки СМИ: периодичность; массовость; принудительность. СМИ выступают как источник повседневной новостной и аналитической информации и один из главных рекламоносителей. Различают печатные СМИ - газеты и журналы, а также электронные СМИ - Интернет-СМИ, радио и телевидение.
Интернет-СМИ. Интернет можно рассматривать как отдельную медийную среду, аналогичную телевидению, радио и прессе. В интернете существуют свои средства массовой информации, общие и отраслевые.
«Параллельная школа» - воздействие информации СМИ на учащихся, в результате которого происходит формирование искаженной картины мира.
Медиатекст - любой текст, изложенный на языке медиа и несущий на себе специфику коммуникативного канала. При этом текст мы трактуем как «связанную, компактную, воспроизводимую последовательность знаков или образов, развернутую по стреле времени, выражающую некоторое содержание и обладающую смыслом, в принципе доступном пониманию» [Брудный, 2005, с.41].
Информационная культура - с нашей точки зрения, это и традиционная культура личности, и умение применить ее ценности в новой информационной среде, и технологический компонент - умение самому создавать продукты новой информационной среды.
Медиаобразование: 1. Педагогическая наука, изучающая влияние СМИ на детей и подростков и разрабатывающая теоретические вопросы подготовки учащихся к встрече с миром медиа. 2. Практическая совместная деятельность учителя и учащихся по подготовке детей и подростков к использованию СМИ и к пониманию роли медиа в культуре и восприятии мира. 3. Образовательная область, содержанием которой являются знания о роли СМИ в культуре и восприятии мира и умения эффективной работы с медийной информацией [Журин, 2009, с. 23].
Актуальность данного исследования обусловлена развитием сложившейся в конце советского периода системы СМИ и динамикой взаимодействия традиционных каналов массовой коммуникации (массовая печать, телевидение, радио) и новых (в первую очередь электронных) форм создания и распространения массовой информации. Отсутствие комплексных, целостных, обоснованных исследований в области социологии современных СМИ диктует разобщенность попыток анализа ситуации «параллельной школы», феномена, к которому периодически возвращается внимание как ученых-исследователей, так и практиков образования.
Противоречие между наличием огромного количества медийных сообщений, которые содержат ценную для обучения и воспитания информацию, и отсутствием педагогического арсенала методов и приемов работы с данной информацией определяет актуальность исследования.
Особую актуальность для теоретических разработок в настоящее время представляет изучение двойной роли СМИ в образовании - как элемента системы образования (источников информации) и как специфических видов массовой коммуникации, анализ социальных функций современной системы СМИ, ее структуры и видовых особенностей, как одной из активных форм развития информационной культуры как старшего поколения, так и учащейся молодежи. Всесторонне не исследуется влияние
различных медиа, используемых в учебное и внеучебное время, на расширение культурного кругозора учащихся школ, студентов, на организацию эффективного самообразования и самовоспитания, на приобретение навыков отбора той информации, которая способствует более глубокому познанию окружающего мира, тех требований, которые он предъявляет к подрастающему поколению.
Цель данного исследования - анализ текущего состояния системы СМИ в России и изменений в отношении к медиа, произошедших в первом десятилетии XXI века, с точки зрения участников учебного процесса -родителей, преподавателей, учащихся.
Исследование было проведено с целью ответить на следующие конкретные вопросы: какие СМИ используются учащимися образовательных учреждений в Сирии и России? Какие навыки использования СМИ имеются у педагогов и учащихся в этих двух странах к настоящему времени? Какова область интеграции между средствами массовой информации и содержанием учебных программ, а также содержанием других сфер общественной жизни? Что представляют собой стимулы использования информации СМИ в практической жизни для учащихся и педагогов? Каковы препятствия, которые мешают использованию этих средств воспитания и обучения в Сирии и России?
Задачи исследования: собрать данные потребностно-мотивационных и ценностно-нормативных характеристик отношения к СМИ современных участников учебно-воспитательного процесса; выявить проблемы, связанные с использованием средств массовой информации в современном учебно-воспитательном процессе.
Границы исследования. Первый этап исследования был проведен в Сирии. Впоследствии для опроса в России были использованы те же анкеты и опросники с целью сделать результаты исследования пригодными для сопоставления.
Анкеты (общее число 500) были распространены в Сирийской Арабской Республике (провинции и города) следующим образом: южная область (100), Северный регион (100), прибрежный район (100), Восточный регион (100), Центральный регион; была сделана рассылка анкет для директоров школ и учителей в районах, удаленных от двух университетов.
В России также было распространено 500 анкет, участниками исследования стали педагоги московских вузов, студенты педагогических факультетов, директора и преподаватели школ Москвы, Московской, Рязанской и Самарской областей. Были получены ответы на 430 анкет из 500, в том числе: в институтах г. Москвы (преподаватели - 120 чел., студенты педагогических вузов - 25 чел.); в школах г. Москвы и Московской области
(родители - 110 чел., учащиеся -110 чел.), в педагогических вузах Самарской области (65 чел.).
Аналогичный совместный опрос для родителей, учителей и учеников был проведен ранее в Болгарии (г. Плевен, 2010).
Исследование показано, что пресса, радио и телевидение - наиболее важные источники информации для детей и подростков школьного возраста, которые зачастую превосходят по влиянию традиционные источники информации, например, родителей и учителей.
В ответ на вопрос об источниках информации, из которых они получают знания о наиболее важных политических событиях и последних новостях в области науки, техники и искусства, студенты ответили, что они получают 93,7% этой информации через телевидение, 89,4% от радио, а 84,4% - из публикаций. Среди других источников информации, упомянутых студентами, были: школа - 10%, друзья - 5%, и родители - 2,5%. Эти факты подтверждают важность средств массовой информации, и огромную ответственность, которая оказывается возложенной на журналистов в области образования и воспитания нового поколения.
Теоретическое обоснование
В современном обществе мы наблюдаем постоянный рост влияния информационной среды на развитие личности. В десятки раз увеличивается количество внешкольной информации. Возникает эффект «параллельной школы» - дети получают знания о жизни не из учебников, а из СМИ.
Под внешкольной информацией мы понимаем весь объем информации, которая не задействована в процессе обучения. Здесь есть некоторое несовпадение с рамками внеучебной информации, - данный термин предполагает информацию образовательного характера, которая находится за рамками конкретной учебной программы и не входит в курс рекомендуемого ученикам самообразования по данному предмету.
Отличительные признаки внешкольной информации: разнообразие возможных источников; формальное или смысловое, полное или частичное совпадение информации с изучаемыми в школьных предметах областями явлений или материальных объектов; отсутствие обучающей концепции.
Изобилие внешкольной информации приводит к отрыву образования от жизни, превращению его в абстрактный набор знаний и частных умений. В жизни подобный набор информации с помощью практического опыта обучаемого должен быть интегрирован и преобразован в набор личностно значимых качеств. Современные СМИ - основные источники внешкольной информации. Именно это и определяет важность изучения ситуации, диагностики реальной картины восприятия медиа участниками учебно-воспитательного процесса и поиск наиболее эффективных методов
формирования информационной культуры личности через использование материалов СМИ.
Анализируя проблемы развития информационной культуры личности, мы выделяем острое противоречие между постоянным ростом объема приобретаемых человеком знаний и неуклонным снижением (сохранением на прежнем уровне) активности по их использованию для решения актуальных проблем повседневной жизни. Не потребностью в саморазвитии, а любопытством часто определяется интерес личности к получению новых сведений. Важнейшим фактором развития информационной культуры личности в наше время становится освоение норм и правил отбора данных из потока информации, который обрушивается на современного человека.
Экспериментальное исследование
Данные анкетирования
Для описания данных анкетирования избран вариант сравнения мнения двух основных аудиторий опроса - педагогов и родителей (230 чел - 100% взрослой аудитории) и учащихся (200 чел. студентов и школьников - 100%).
В России заработной платой удовлетворены всего 2,3 % ответивших на вопросы анкеты. 23% не удовлетворены, а 74% аудитории вообще не ответили на этот вопрос. Учитывая, что 46,5% участников опроса -учащиеся, которые не получают никакой зарплаты, полученные данные можно интерпретировать так. В заявленном районе опроса социальные потребности людей резко расходятся с реальным уровнем жизни.
Телевидение и Интернет явно лидируют в структуре так называемой "параллельной школы". На предложение дать собственное определение понятию "информация" при опросе в московских школах [Бондаренко, 2011, с.19] отреагировало всего 7,2 % опрошенных школьников, 5% из них дали ответы типа "Информация - это телевидение, радио, газеты". Интересно, что учебные предметы семь лет назад школьники не воспринимали в качестве "источников информации". Данные опроса позволяли предположить, что сам канал массовой коммуникации часто отождествляется с его содержанием.
Подобные данные получены и в результате проведенного в 2010 г. опроса (таблица № 1). Каналы массовой коммуникации и средства массовой информации для анкетируемых зачастую - одно и то же. У 100% взрослых (родителей и преподавателей) есть телевидение; у 77,4 % есть Интернет. Для учащихся соотношение несколько иное: Интернет есть у 90% юной аудитории, в то время как наличие дома телевидения отметили только 90% подростков и студентов.
Для 14% учащихся телефон (средство индивидуальной коммуникации) оказался равнозначен каналу массовой коммуникации. А для 3% учащихся мобильный телефон с доступом в Интернет - признанный канал массовой
коммуникации. Учитывая, что мобильный телефон все чаще становится спутником ученика на экзамене, на олимпиаде, да и просто во время занятий, здесь можно увидеть начало довольно грозной тенденции. Мобильный телефон и в самом деле может стать каналом массовой коммуникации, оперативность которого сыграет не одну злую шутку с материалами учебного процесса, которые всегда должны быть осмыслены, а не списаны -безразлично, из письменной или электронной шпаргалки.
Газеты регулярно читают 33,5% родителей и педагогов. Для учащихся число читающих газеты несколько больше - 60%. Журналам соответственно уделяют внимание 45,21% взрослых и 71% учащихся. Отметим, что в печатной прессе учителя и ученики чаще ищут новую информацию (новости), в то время как чтение журналов - в основном развлечение. Учителя отмечают, что материалы, публикуемые в газетах, гораздо более интересны и содержат больше проблем. Их можно чаще использовать как материалы для воспитательной работы.
Популярным у аудитории остается и радио - его слушают 62,6% взрослых и 44% подростков. В основном внимание привлекают новости и музыка. Материалы радио редко используют в учебно-воспитательном процессе.
Не обошлось и без забавных недоразумений. Один из учеников счел плеер (техническое устройство для воспроизведения аудийной информации) полноправным видом массовой коммуникации. Однако школьнику 10 класса следовало бы знать, чем виды техники отличаются от типов коммуникации и собственно СМИ.
На вопрос, какие СМИ вы хотели бы приобрести, 2% учителей ответили - «Интернет»; 9,5% нуждаются во втором телевизоре, в то время как 2,6% пишут о необходимости приобрести для семьи третий телеприемник. Нужду в газетах и журналах ощущают 13,5 учителей и родителей.
Запросы учащихся несколько иные. Интернет нужен 9,5% опрошенных; телевидение - всего 0,5%. Газеты и журналы хотели бы приобретать 15% учащихся. А вот нужду в ноутбуке отметили 7,5% учеников и 2,6% взрослых, подтверждая все ту же тенденцию принимать техническое устройство за канал массовой коммуникации или за само средство массовой информации.
Далее ответы на вопросы подразделялись по рейтингу - от «0» (ничего) до «2» - максимальной оценки предлагаемых действий СМИ. Так, по мнению родителей и учителей, СМИ безусловно «дают информацию» в 31,3% случаев; 50,87% аудитории согласно со средней позицией между «да» и «нет», а 17,83% считают, что они не дают никакой новой информации. У
учащихся мнения выстроились в более логичный конструкт: СМИ безусловно «дают информацию» в 61,5% случаев; 19.5% аудитории согласно со средней позицией между «да» и «нет», а 19% считают, что они новой информации не несут.
Интересно, что, по мнению почти 4/5 учителей, СМИ в целом положительно влияют на отношение к учебе - 2 балла этому утверждению поставили 29,6% взрослых и 1 балл - 48,7%. Среди учащихся такого мнения придерживаются около 70%.
38,3% учителей и родителей считают, что СМИ отрицательно влияют на отношения в коллективе; у детей в этом уверены 45%. Лишь 15,7% взрослых безоговорочно уверены в том, что СМИ «повышают веру в себя»; а 48,7%, судя по всему, убеждены в обратном.
В том, что благодаря использованию СМИ, можно решить текущие проблемы, уверены 31,3% и почти уверены 36,1% учителей. У учащихся в этом не уверены только 11,5%; а 44% и 44,5% соответственно решают текущие проблемы с использованием СМИ.
По поводу отношения к различным видам СМИ: в безоговорочной пользе Интернета уверены 35,2% учителей и родителей и 43% учащихся. Срединной позиции придерживаются соответственно 50% взрослых и 36,5% учеников. 14,8% старшего поколения и 20,5% учеников равнодушны к роли Интернета в нашей жизни и не видят в ней ничего примечательного.
Массовую печать в целом считают интересным для себя явлением 83,4% учителей и родителей (1 и 2 балла по рейтингу) и 69% учащихся (также 1 и 2 балла). Неинтересна массовая печать для 16,5% взрослых и 31% детей. Это говорит о том, что у печатных СМИ много неиспользованных возможностей для работы с аудиторией. А принцип сенсации уже неактуален и требует пересмотра.
Радио интересно для 37,8% (2 балла) и 44,3% (1 балл) взрослых и 25,5% (2 балла) и 34% (1 балл) подростков и молодежи. Радио не поддерживают всего 17,8% взрослых - и 45,5% учащихся. Структура радиоСМИ явно не соответствует современным молодежным запросам.
Распределенные по тому же принципу рейтинга от 0 до 2 ответы на вопросы о том, почему данные виды СМИ «помогают в работе» требовали дополнительных комментариев для русской аудитории. Тем не менее, в рейтинге мнений лидерами оказались следующие позиции:
У взрослых - «дают новые знания» (36,52% поставили этой позиции 1 балл; 33,04% - 2 балла); «реализуют и развивают ваши способности» (37,4% -1 балл, 32,6% - 2 балла). По мнению 49,13% (1 балл) и 41,3 (2 балла), эти СМИ «являются современными источниками информации». По позиции «улучшили результаты работы» мнения разделились: «за» - 39,57% (1 балл) и
19,56% (2 балла); «против» - 40,87%. Позиция «улучшили результаты работы» нашла поддержку у 39,57% взрослой аудитории (1 балл) и 19,6% (2 балла). Любопытно, что позиция «дали чувство гордости за себя» оказалась резко отрицательной для 47,39% взрослой аудитории, в то время как у учащихся 21% согласился с этим утверждением (2 балла), 31% его просто поддержали, а 48% также проявили полную уверенность в том, что чувство гордости за себя у них никак не связано с использованием СМИ. Тем не менее помощь СМИ в решении практических проблем отметили 23,48% взрослых (2 балла), более нейтрального мнения придерживаются 45,65%, однако довольно большой процент педагогов - 30,87% - сочли, что современные СМИ никакой помощи в решении практических проблем не оказывают.
В 1990-е годы результаты аналогичных опросов показывали, что использование СМИ в учебном процессе повышало самооценку у 85-90% учителей и 78-80% учащихся [Бондаренко, 1998]. Картина заметно изменилась. Возможно, это связано с ростом информационной активности СМИ, агрессивности по отношению к аудитории. Воспитательные возможности СМИ все чаще остаются только потенциалом, для использования которого надо преодолевать барьеры восприятия и понимания информации.
Для молодежи самыми существенными позициями по поводу СМИ оказались «дают новые знания» (52% - 2 балла, 38,5 - 1 балл), «оказали помощь в решении практических проблем» (39,5% - 2 балла, 40% - 1 балл) и «улучшили результаты работы» 23% - 2 балла, 51,5% - 1 балл).
Самыми важными факторами влияния на то, что мы не используем в работе другие СМИ, для взрослых стали: «отнимают свободное время» (45,65% - 2 балла), «не помогают в работе» (50,43% - 1 балл), «не дают нужной информации» (40,87% - 1 балл), «отрицательно влияют на личную жизнь» (43,48% - 1 балл) и «ухудшают отношения в коллективе» (40,43% - 1 балл). Для учащихся основными причинами не использовать другие СМИ стали «не приносят удовлетворения» (46% - 1 балл, 16% - 2 балла); «не получаю нужной информации» (42% - 1 балл). Отрицательное влияние на личную жизнь, ухудшение отношений в коллективе и покушение на свободное время отметили около 35% учащихся (1 балл).
Интересно, что 44.5% учеников выразили несогласие с формулировкой «отрицательно влияют на личную жизнь», т.е. не увидели никакой взаимосвязи собственного эмоционального развития и картины мира, формируемой СМИ. Возможно, здесь есть повод для дальнейших исследований, поскольку многие психологи выстраивают чересчур прямолинейные зависимости между материалами СМИ и эмоционально-
волевыми качествами, формируемыми личностью при наборе индивидуальности. Взаимодействие между формированием личности и становлением индивидуальности является основой формирования культуры личности в целом (в т. ч. и формирования информационной культуры личности).
Какие же проблемы возникают у нас при использовании СМИ?
Мы получили следующее распределение рейтинга проблем у родителей и преподавателей: воспитательные: 0 баллов - 30%: 1 балл - 40%, 2 балла -30%.; культурные проблемы: не возникают (0 баллов) у 11,74%; возникают иногда (1 балл) - 51,71%; и возникают (2 балла) у 32,17% преподавателей. Наличие психологических проблем не отмечают 0 баллов - 16,09%; и отмечают: 1 балл - 43,91% и 2 балла - 35,65% опрошенных. Профессиональные проблемы: 0 баллов - 57,83%; 1 балл - 27,39% 2 балла - 19,57%. Социальные проблемы не возникают (0 баллов) у 45,65% преподавателей; и возникают (1 балл) у 39,13% и (2 балла) - 15,22% опрошенных. О возникновении экономических проблем не говорят (0 баллов) 23,5% и упоминают: 1 балл - 41,3%, 2 балла - 35,2% взрослой аудитории.
Лидерами в этом списке становятся культурные, психологические, воспитательные и социальные проблемы. Интересно, что все эти проблемы в принципе - частные случаи профессиональных проблем, наличие которых, согласно анкете, не признают в целом более 57% родителей и преподавателей. А ведь в первую очередь при использовании СМИ должны возникать именно профессиональные проблемы, Здесь также нужны дополнительные исследования. Возможно, педагоги для себя «расшифровывают» профессиональные проблемы, анализируя их по параметрам, которые в данном опросе выделены в отдельные позиции.
Для учащихся наименее существенными проблемами оказались психологические (51,5% - 0 баллов) и культурные (46,5% - 0 баллов); далее в порядке убывания - социальные (40%), экономические (15%) и воспитательные (7,5%). Графа с позицией «профессиональные проблемы» была представлена только в ответах на анкету у студентов Самарской обл.; однако лишь 6% будущих педагогов усмотрели в использовании СМИ возможные профессиональные проблемы (1 балл). Это показывает, что на 2-3 курсе педагогических вузов недостаточно внимания уделяется использованию новых информационных технологий в практике будущих педагогов, применению ТСО на уроках.
Напомним, что информационная и рекреативная функции в наши дни становятся ведущими функциями всей системы современных СМИ. Какие же проблемы можно решить, используя современные СМИ в учебно-
воспитательном процессе?
Процент опрошенных, согласных с тем, что использование СМИ безусловно помогает нам в решении проблем, по разным проблемам примерно одинаков. Для взрослых - родителей и педагогов - это (в порядке убывания): культурные (21,74%), психологические (25,22%), воспитательные (27,39%), социальные (25,65%), экономические (22,61%) и профессиональные (24,35%). Отметим: снова профессиональные проблемы уходят с первого плана, хотя именно они первичны.
А для учащихся решаемые через использование СМИ проблемы далеко не так важны. Именно на этот раздел анкеты учащиеся чаще всего не отвечали. Похоже, даже студенты не всегда понимают, как можно решить какие-либо проблемы через использование СМИ. Здесь также необходима работа по смежным проблемам - формирование информационной культуры; формирование медиакультуры; медиаобразование.
Оценивать влияние СМИ на результаты учебно-воспитательного процесса - задача неоднозначная. Однако мы составили «рейтинг влияния» различных СМИ на итоги образования. Для родителей и преподавателей при оценке в 2 балла первое место принадлежит телевидению, в то время как с позиции оценки в 1 балл наибольший рейтинг оказывается у Интернет -правда, с незначительным перевесом в полбалла над тем же телевидением. Далее следует массовая печать; последним в ряду влияния оказывается радио, хотя внимание к нему у аудитории все еще достаточно велико - 23,5% при 2 баллах и 33,48% при 1 балле.
Рейтинг у учащихся практически совпадает с основными позициями, отмеченными у взрослых. На первом месте - телевидение, на втором -Интернет, далее - радио и массовая печать. Интересно, что у взрослых 14% отметили отрицательное влияние телевидения на учебно-воспитательный процесс, и только 1,74% (4 человека, педагоги) отметили амбивалентность влияния телевидения - возможность и положительных, и отрицательных эффектов влияния. У учащихся 24% уверены в безусловно положительном влиянии телевидения на учебно-воспитательный процесс, 5% считают воздействие телевидения отрицательным, а 8% - амбивалентным. Выводы наводят на размышления: старшему поколению следует задуматься о том, каким же может быть влияние телевидения на образование. Воздействие на нас телевизионной информации - процесс неоднозначный; в первую очередь все зависит от нас, и это педагогам надо не только понимать, но и уметь использовать любую информацию в учебном процессе.
Отношение к Интернету более единодушно. 20% взрослых считают его влияние безусловно отрицательным, 27,39% и 52,61% - положительным (2 и 1 балл).. Для учащихся польза Интернета очевидна для 45%, отрицательным
его влияние считает всего 6% юной аудитории.
Телевидение пользуется огромной популярностью у аудитории. Именно телевизионные передачи сегодня становятся основой формирования общественного мнения, базовой картины мира.
Это заметно и по итогам проведенного опроса. Наиболее популярными телеканалами у российской аудитории стали: общероссийские: Первый, Россия, Культура; региональные: Домашний, СТС, ТНТ, Рен ТВ, Муз ТВ; иностранные: ВВС, МТВ.
Отметим также, что наиболее популярным по рейтингу оказались региональные каналы (Домашний; СТС; ТНТ). А у педагогов на первое место в рейтинге попал канал Рен-ТВ, структура вещания которого (развлекательные сериалы, ток-шоу, новости-сенсации), по всей вероятности, оказалась соответствующей потребностям аудитории на данный момент.
К сожалению, только 12,6% студентов педагогических вузов смотрят передачи канала ВВС. Это явная недооценка информационных возможностей канала. Однако следует отметить и то, что направленность телематериалов ВВС не соответствует дидактическим особенностям учебного процесса в России. Нейтральность материалов, зачастую невозможность использовать их (целиком или частично) непосредственно в учебных целях в глазах педагога часто становятся непреодолимым препятствием.
В первую очередь внимание к телевидению привлекают развлекательные программы (28,3% (2 балла) и 67,4% (1 балл) учителей и родителей, отметили именно эти программы как предпочитаемые). 28,3% (2 балла) и 67,4% (1 балл) учащихся также привлекают развлекательные программы. Далее следуют общественные (30,9% и 39,4% у учителей и родителей, 20,5% и 19,5% у учащихся), политические (31,7% и 30% у взрослых и 21,5% и 30% у учащихся), религиозные (30,9% и 43,9% у взрослых и соответственно 13% и 30,5% у учащихся), научные (24.3 и 43,5% у взрослых и 15% и 38,5% у учащихся) и экономические (26,5% и 47,8% у взрослых и 10% и 19% у учащихся). В профессиональной среде оказались также популярны передачи о профессиональной ориентации (10,9% и 63,9% популярности у учителей и родителей и 24% и 35% популярности у учащихся. Судя по этим данным, общественная и политическая активность зрителей весьма высока. Необходимы и передачи на научные и религиозные темы. Поскольку в структуре телеканалов преобладают в первую очередь развлекательные передачи, уровень популярности интересных для аудитории тем у журналистов и профессионалов медиа невысок. На это следовало бы обратить внимание профессионалов медиа. Аудитории нужна структура телевидения (и других СМИ), которая отражала бы реальные запросы населения.
Итогом анкетирования стал рейтинг доверия к СМИ. Для педагогов и родителей: полное недоверие к СМИ испытывают только 6.5% аудитории, частично доверяют получаемым данным 43,9%... а 49,6%, несмотря на все попытки критичного отношения к информации СМИ, проявленные ими по ходу анкетирования, безоговорочно доверяют полученной информации! Для учащихся эти числа также вызывают интерес: 6% полного недоверия, 26% «не очень доверяют» информации СМИ, а 63% - безусловно доверяют! Тем не менее теоретические аспекты функционирования СМИ в современном информационном пространстве ясно доказывают, что доверять их информации нельзя. Несмотря на постоянно идущие дискуссии о необходимости развивать критическое мышление, ситуация мало изменилась. И здесь внимание следует обращать как на образовательные, так и на воспитательные аспекты информации СМИ. Образовывать и воспитывать можно и нужно на материалах, которые предоставляет нам массовая коммуникация. Следует только точно выбирать методику использования этих материалов в учебно-воспитательном процессе.
Выводы. Несмотря на то, что за последние ХХ лет сильно изменилась система средств массовой коммуникации, отношение к информации СМИ в современном обществе осталось практически тем же - в основном некритичным. Медийной информации доверяют, на ее основании формируют картину мира, эффект «параллельной школы» за последние 10 лет усилил свое влияние на аудиторию подростков и молодежи. Это диктует следующие выводы:
1. Социальная динамика постиндустриальной культуры требует, чтобы образование обеспечивало готовность человека к глобальным переменам общества. Это возводит социальную адаптивность и автономное сознание личности, развиваемые СМИ, в ранг стратегических целей современного российского образования.
2. В современных социокультурных условиях совокупность инфокоммуникационных каналов, в том числе и динамично развивающаяся и легкодоступная сеть Интернет, является действенным средством развития и реализации творческого потенциала личности, эффективным способом коллективного взаимодействия, при помощи которого можно решить много общих проблем. Выстраивание парадигмы личностного развития, в основе которой находятся коллективные увлечения местных и интернациональных сообществ, в целом повышает динамизм развития культуры личности и установления новых общественных связей.
3. Особую роль информация СМИ играет в патриотическом воспитании подростков и молодежи в современной этнокультурной ситуации. Формирование у личности современной культуры невозможно без активного
участия медиа, поэтому нужно объединять усилия профессионалов сферы образования, специалистов масс-медиа и самих детей и подростков.
4. Интегративность и универсальность современной культуры, в том числе и этнокультурной ситуации, требуют поиска адекватного принципа организации образовательного пространства и создания в учебных учреждениях универсальной образовательной среды с учетом информационного поля СМИ.
Рекомендации
1. Необходимо не только учитывать влияние СМИ на современный учебно-воспитательный процесс, но и искать новые способы борьбы с эффектом «параллельной школы». Нужно вести постоянный мониторинг процесса изменения системы СМИ и ее воздействия на широкую аудиторию.
2. Необходимо более активное введение различных форм медиаобразования в современный учебно-воспитательный процесс.
3. Для дальнейшего повышения роли образования в развитии информационной культуры необходимо объединение усилий школы, семьи, масс-медиа и широкой общественности.
Заключение
Изучение СМИ должно стать реальностью в каждой школе. И здесь одинаково важны как интегрированное медиаобразование - использование материалов СМИ на уроках, так и специальное - развивающее -использующее изучение отдельных видов медиа и обучающее созданию медиатекстов.
Основная цель медиаобразования - формирование медиакультуры личности. Сам термин "медиакультура" отражает особенности используемого подхода - изучение средств массовой информации и каналов массовой коммуникации взяты с точки зрения приобщения человека к культуре, что помогает найти наиболее эффективные способы использования средств массовой информации в учебном процессе.
Если перечень возможных курсов интегрированного медиаобразования соответствует списку учебных предметов, то курсы специального медиаобразования более разнообразны. Это могут быть любые варианты школьных киноклубов, школьного телевидения и радио, школьных печатных изданий.
Основа любой школьной программы специального медиаобразования должна иметь следующую структуру: место данного вида коммуникации в жизни общества и в истории культуры; особенности нашего восприятия и понимания информации; специфика данного языка массовой коммуникации (или данного вида СМИ); комплекс заданий и упражнений, который
помогает органично сочетать освоение технологии с реализацией художественно-творческого потенциала личности.
Литература
Брудный А.А. Педагогическая герменевтика. М.: Лабиринт, 2005.
Журин А.А. Интегрированное медиаобразование в средней школе (предметы естественнонаучного цикла). М.: УРАО ИСМО, 2009.
References
Brudny, A.A. Pedagogical hermeneutics. Moscow: Labirint, 2005.
Jurin, A,A. Integrated media education in secondary school (Science subjects). Moscow, 2009.