Научная статья на тему 'Роль службы информации в обучении специалистов компании'

Роль службы информации в обучении специалистов компании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль службы информации в обучении специалистов компании»

1.2. Непрерывное образование

О. Ю. Голь дин а

Роль службы информации

в обучении специалистов компании

,

обучения специалистов компании. Все больше организаций стремится создать для своих сотрудников такую образовательную среду, которая даст им возможность совершенствовать свой профессиональный уровень и позволит проявить свои способности, чтобы работать с максимальной отдачей.

Компания ECI Telecom является крупнейшим производителем телекоммуникационного оборудования в Израиле. В ней работают около трех тысяч : - , , -

, . -

новения новых технологий очень важным является аспект непрерывного

,

управленческой сферах. ECI Telecom относится к типу «обучающаяся организация» (learning organization). Обучающаяся организация поддерживает всестороннее развитие своих сотрудников, создает условия, в которых сотрудники могут непрерывно учиться и развиваться.

Несмотря на то, что термин «обучающаяся организация» довольно молод, сама идея существует уже достаточно длительное время. Еще в конце 70-х . .

том, что лучшие компании — это обучающиеся компании. Вслед за ними Э. Деминг, Per Реванс, К. Аргурис и другие исследователи стали обращаться к этой теме. Ориентируясь на точку зрения исследователей, «обучающейся» можно назвать организацию, которая создает условия для обучения и развития всех работников и, находясь в процессе постоянного самосовершенствования, изменяет таким образом окружающий ее мир [1].

Таким образом, «обучающаяся организация» — это место, где люди по, ,

действуют. Здесь же они учатся тому, как изменять эту реальность. Обучаясь, они воспроизводят, заново «творят» самих себя. Обучаясь, они получают способность делать нечто такое, чего никогда не умели. Обучаясь, они заново воспринимают мир и свою связь с ним. Обучаясь, они расширяют способность творить, быть частью плодотворного мира [3].

Какими же чертами должна обладать обучающаяся организация? Питер , -

чения в Школе менеджмента Массачусетского технологического института, определяет обучающуюся организацию как место, «в котором люди постоян-

© Гольдина О.Ю., 2008

но расширяют свои возможности создания результатов, к которым они на самом деле стремятся, в котором взращиваются новые широкомасштабные

, ,

вместе». В своей книге «Пятая дисциплина — искусство и практика обучающейся организации» автор приводит пять условий, необходимых для создания такой организации [3].

, . .

способны постоянно реапизовывать то, что для них наиболее значимо, они связывают себя с пожизненным обучением. Интересы повышения уровня

личного мастерства стимулируют постоянное углубление личного видения,

, -

альности. Это будет возможно в том случае, если человек примет решение постоянно совершенствовать свои умения, знания, оттачивать навыки.

Создание общей концепции, общего видения. Это процесс формирования , -

низации, а также позволяет открывать навыки, необходимые группам или организациям для достижения желаемого будущего. Практика общего видения

« », -

репляют участие работников в процессе.

, . -ляет своим сотрудникам, например, через тренинг, опыт «бытия» частью единой группы, где все члены группы доверяют друг другу; где каждый имеет возможность полностью использовать все свои силы и свой потенциал. Это очень ценный опыт, который можно перенести и использовать в рабочем контексте взаимодействия в группе. Команды сцепляются благодаря использованию диалога и правильно построенного обсуждения. Они мыслят коллективно. Целое становится больше суммы частей. Когда группы действи-, -

ты, но и отдельные индивидуумы развиваются быстрее, чем это могло произойти в другой ситуации. Групповое обучение является жизненно важным, поскольку именно группы, а не отдельные личности являются основной обучающейся единицей в современных организациях.

, .

, ,

многом ограничивают успешность его деятельности. Извлечение их на свет и обследование создает пространство для изменений. Суть работы в этой области заключается в следующем: изменить ограничивающие модели и сте-

, , -

, , . . , . , позволяют людям видеть закономерности в сложных системах, каковыми яв-

ляются предпринимательство и деятельность фирмы. Обычно же люди концентрируют свое внимание на изолированных деталях системы. Системы же мышления являются концептуальными структурами, охватывают объем знаний и технологий, познанных в течение целого ряда лет. Эти знания должны составить целостное представление о процессах и явлениях, понять, как их изменить наиболее успешно.

В теории и на практике организационное обучение рассматривается как

непрерывный источник создания конкурентоспособных преимуществ компа-, -

сти всех видов деятельности. Организации, которые не обучаются (и, соот-

, ) ,

считаются обреченными. Отсюда и рекомендации создавать группы, обучающиеся в процессе деятельности, и сосредоточивать внимание на необходимости генерирования новых идей в процессе обучения.

Значительная часть индивидуального обучения в организациях может

быть определена как поддерживаемое обучение. Люди ежедневно учатся то, ,

. , , как лучше делать одно и то же. Кризисное обучение — это такая форма, которая зависит от стратегии реагирования на какие-либо события или сложившуюся ситуацию. Обучение осуществляется в рамках одного цикла, когда внимание сосредоточено на эффективном выполнении задания. От поддерживаемого обучения следует отличать предупреждающее обучение, которое имеет стратегическую направленность в предвидении проблем или тен-.

обучение внутри организации по вертикали, горизонтали и диагонали.

Практикой обучающихся организаций уже выработаны определенные

, :

1) обучаться быстрее, чем конкуренты;

2) обучаться внутри организации (друг у друга и рабочих групп);

3) обучаться за пределами организации (у поставщиков и потребителей);

4) обучаться по вертикали (от вершины до основания организации);

5) задавать правильные вопросы и применять обучение в действии;

6) прогнозировать будущее, создавать сценарии и обучаться на них;

7) применять на практике то, чему научились, и учиться на практике;

8) обучаться быстрее, чем меняется внешняя среда;

9) обучаться в областях, где раньше не обучались.

Одним из последних обучающих проектов в сфере профессионального совершенствования сотрудников ECI Telecom стало создание «Академии продаж» (Sales Academy), целью которой является обучение и профессиональная сертификация всех работающих в компании инженеров по продажам (Sales Engineers). Инженер по продажам — это специалист по продаже сложной технической продукции, являющийся профессионалом в этой области;

он консультирует покупателя до и после совершения покупки, а также дает советы маркетинговому отделу о том, как может быть модифицирован продукт и его оформление, чтобы наилучшим образом удовлетворять потребности клиентов. В случае с ECI Telecom речь идет о специалистах в области телекоммуникационного оборудования. В их должностные обязанности входит изучение документации тендера, поступающей от потенциального клиента, умение понять поставленную клиентом задачу, технически разобраться в ней. Инженер по продажам должен хорошо представлять себе все продукты фирмы, знать их свойства и характеристики, иметь глубокое понимание технологий, на которых основана работа оборудования. В результате он должен предоставить клиенту вариант оптимального решения поставленной задачи,

. , так и для продающей компании. В процессе этой деятельности инженер по

продажам должен быть в постоянном контакте с технологическими предста-

, , -

, ECI -

, ,

ему оптимальное решение. После заключения сделки инженер по продажам становится для клиента контактным лицом, обеспечивающим решение текущих технических вопросов.

Из всего вышесказанного вытекает, что роль инженера по продажам яв-

, . -, -

, -

ристиками, обладание деловым подходом, умение вести переговоры, проводить презентации и т. д.

Перед организаторами «Академии продаж» стояли следующие задачи: создать учебную программу, подготовить всю необходимую инфраструктуру и организационные процессы для обучения всех работающих и принимаемых в компанию инженеров по продажам с последующей сертификацией. Учебный процесс включает в себя

• этап самостоятельного обучения с использованием имеющихся в компании информационных ресурсов;

• этап групповых фро нтальных лекций;

• этап индивидуального тре нинга с руководителем;

• этап выполне ния заданий;

• этап сдачи экзамен а и сертификации.

В подготовке обучающего проекта принимали участие представители таких структурных подразделений ECI Telecom, как отдел маркетинга и про, -

нологической информации (Technology Information Center).

В самом начале проекта были проведены рабочие совещания, во время которых для каждой из структур были определены роли и задачи. В рамках

проекта «Академии продаж» перед центром технологической информации была поставлена задача аккумуляции всех релевантных для обучающего проекта внутренних и внешних информационных ресурсов и создания виртуальной среды доступа к ним.

Прежде чем перейти к описанию вклада центра технологической инфор-

« »,

релевантные ресурсы и инфраструктуру.

Центр технологической информации ECI Telecom был создан в 1996 году. Отвечая на информационные потребности специалистов, он предоставляет всем работникам компании услуги библиотеки и информационного поиска. Интранет сайт службы дает описание всей деятельности и видов обслу-,

количеству внешних и внутренних баз данных и других электронных источников информации [2].

На сайте центра технологической информации уже в течение многих лет существует раздел учебных пособий в электронной форме (tutorials). Он предоставляет работникам десятки тщательно отобранных учебных пособий, созданных лучшими мировыми специалистами. Пособия охватывают широкий выбор тем от введения в телекоммуникацию до сетей нового поколения. Они выявляются информационными работниками центра посредством поиска в сети Интернет и последующего сохранения файлов в локальной сети компании. Все они находятся в Интранете в свободном доступе или на сайтах, требующих бесплатной регистрации. Сохранение в локальной сети пособий по наиболее популярным и запрашиваемым темам экономит работникам компании время и усилия по поиску. Этот раздел постоянно обновляется согласно требованиям пользователей и появлению новых технологий. Мы так,

,

ряд ссылок на Интранет сайты, содержащие базы данных таких пособий для

осуществления в них самостоятельного поиска работниками компании. Сле-, -

листами центра технологической информации.

В рамках Центра Самостоятельного Обучения, созданного центром технологической информации в 1999 году, был постепенно сформирован фонд мультимедийных курсов на видеокассетах, CD и DVD (Computer Based Training), насчитывающий на сегодняшний день более трехсот единиц. Курсы охватывают следующие темы: телекоммуникация, электроника, персональный компьютер, языки программирования, иностранные языки, управление и маркетинг. Все они приобретены у фирм, специализирующихся на создании подобной продукции и являющихся передовыми в своей области. Курсы сочетают в себе качественный контент, передовую компьютерную технологию и методологию самообучения. В большинстве случаев они содержат видеозапись лектора, демонстрацию слайдов, интерактивный модуль

и самопроверку. В последние годы эту коллекцию пополнило большое коли,

ECI. -ны в мультимедийные диски. В Центре Самостоятельного Обучения находится пять интерактивных мультимедийных станций, оснащенных всем оборудованием, необходимым для работы с курсами. Все курсы закаталогизиро-ваны в электронном каталоге библиотеки и доступны для поиска и заказа через Интранет сайт библиотеки Virtual Library. В течение 2007 года группой

тренинга ECI были проведены для работников и клиентов десятки новых , -

вых технологий и хранились в виде папки файлов на сервере группы. Центр технологической информации выступил с инициативой создания оболочки виртуального доступа к этим файлам. Для этого была проведена работа по

web-

курсов и прямым доступом к их просмотру в сети Интернет для всех работ-ECI .

Из всего вышесказанного следует, что информационная поддержка центром технологической информации проекта «Академия продаж» была частично подготовлена уже имеющимися в наличии информационными ресурсами и инфраструктурой.

В процессе реализации обучающего проекта «Академия продаж» сотрудниками центра технологической информации были проведены консультации с ведущими техническими специалистами компании и выявлена потребность в следующих видах информационных источников:

• интерактивные мультимедийны е обучающие программы;

• внутренние мультимедийные курсы по продукции и технологиям ECI;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• мультимедийные самообучающие курс ы по основным телекоммуника-

, ;

• учебные пособия (tutorials) по основным телекоммуникационным технологиям в электронном формате;

• курсы по подготовке эфф ективных презентаций.

• Работа разделилас ь на три этапа:

• о^5ор источников из имеющихся в наличии материалов;

• поиск недостающ их материалов;

• построение в Интранете сайта со ссылками на все необходимые мате.

В результате была создана база данных, включающая все требуемые виды обучающих материалов по заданным темам. Все новые информационные единицы были закаталогизированы и размещены в соответствующих разделах сайта центра технологической информации. На сайте «Академии про», , -

ных курсов со ссылками на информационные и обучающие источники, ве-

дущими на сайт центра технологической информации. Работники всех региональных офисов ЕС1 получили доступ к этим источникам.

В заключение хочется отметить, что участие центра технологической информации в проекте «Академии продаж» еще раз подчеркнуло роль, которую , -

ности специалистов компании. Современные информационные технологии обеспечивают практически неограниченный доступ ко всей сумме информации и знаний, накопленных как внутри производственной системы, так и во внешнем информационном пространстве. Для промышленных предприятий информационные ресурсы объективно становятся сопоставимыми по своей значимости с материальными, финансовыми, трудовыми, энергетическими ресурсами. Умение грамотно управлять этими ресурсами — задача информационной службы предприятия.

Литература

1. Виссема,Х. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в децентрализованной компании): пер. с англ. / X. Виссема. — М.: ИНФРА-М, 1996. — 249 с.

2. Голъдина,О.Ю. Web-сайт информационной службы в обучении потреби-

/ . . // -ные ресурсы и технологии в гуманитарном образовании: сб. статей / науч. ред. и сост. Г. Ф. Гордукалова, Т. В. Ляшенко, В. В. Головин. — СПб.: СПбГУКИ. 2006. — С. 50-58.

3. Сенге,П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации: пер. с англ. / Питер Сенге. — М.: Олимп-Бизнес, 1999. — 408 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.