Научная статья на тему 'Веб-сайт информационной службы в обучении потребителей использованию сетевых ресурсов'

Веб-сайт информационной службы в обучении потребителей использованию сетевых ресурсов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
67
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Веб-сайт информационной службы в обучении потребителей использованию сетевых ресурсов»

О.Ю.Гольдина

Web-сайт информационной службы в обучении потребителей использованию сетевых ресурсов

Центр Технологической Информации (Technology Information Center) компании ECI Telecom с самого начала своего образования в 1996 году поставил своей целью максимальное использование возможностей Интернета для предоставления информационных услуг работникам фирмы.

ECI Telecom - одна из крупнейших израильских компаний в области высоких технологий, разрабатывающая и производящая телекоммуникационное оборудование. Компания продает свою продукцию более чем в 130 стран мира и имеет годовой оборот около 600 млн. долларов. В компании работают 3 тысячи человек. Это инженеры-разработчики, маркетологи, сотрудники отдела продаж, а также представители таких сопутствующих служб, как финансовый отдел, отдел кадров, хозяйственный отдел и т.д. Удовлетворение потребностей работников компании в профессиональной информации является основной задачей Центра Технологической Информации (ЦТИ).

Центр Технологической Информации насчитывает 5 сотрудников, имеющих высшее библиотечно-информационное образование. В силу немногочисленности штата в сочетании с большим количеством пользователей и предоставляемых услуг, каждый из работников мультифункционален и сочетает в своей работе несколько видов библиотечно-информационной деятельности. Тем не менее, в формальном штатном расписании должности определены как: начальник отдела, два библиотекаря и два информационных работника.

В функции начальника входит общее руководство, согласование деятельности отдела с потребностями и задачами компании, управление бюджетом, определение политики комплектования, выбор поисковых баз данных, определение видов предоставляемых услуг, переговоры с поставщиками информационной продукции, определение общей стратегии сетевой архитектуры отдела, изучение развития и новшеств в профессиональной библиотечно-информационной области и их внедрение в работу отдела, маркетинг отдела внутри компании ECI Telecom, повышение квалификации и тренинг сотрудников, непосредственное выполнение информационного поиска по запросам.

В функции библиотекарей входит комплектование фонда, каталогизация, систематизация, предметизация, техническая обработка, обслуживание читателей, оплата счетов и ведение документации.

Е! функции информационных работников входит работа с сайтами отдела в сети Интранет (их создание, мониторинг, обновление, пополнение информацией), выполнение поисковых запросов работников компании (осуще-

© Гольлина О.Ю., 2006

ствление поиска в различных информационно-поисковых базах данных, Интернете, внутренних ресурсах).

Помимо высокого профессионализма, качества и темпов работы, обязательным условием успешной деятельности отдела является отличный уровень обслуживания потребителей, что выражается в доброжелательной и располагающей манере поведения и взаимоотношений сотрудников отдела с работниками компании, качественной обратной связи и реагировании на пожелания, предложения и замечания. Для повышения эффективности работы отдела, направленной на удовлетворение информационных потребностей работников, периодически проводятся опросы и анкетирование.

В структуре Центра технологической информации представлены такие подразделения, как научно-техническая библиотека, информационно-поисковая служба и центр самообучения.

Научно-техническая библиотека ЕС1 Telecom насчитывает более 20 ООО томов. Все процессы в библиотеке управляются компьютерной программой "Сапир", доступ к которой осуществляется только штатными сотрудниками ЦТИ. Основной целью внедрения программы стало предоставление возможности каждому работнику компании ECI Telecom использовать ресурсы библиотеки со своего персонального компьютера. Поэтому, когда в компании в 1996 году была создана внутренняя сеть - Интранет, первой задачей ЦТИ стало создание сайта научно-технической библиотеки "Virtual Library", который бы предоставил доступ к каталогу, возможность поиска, отправления заказов, знакомства с новыми поступлениями и т.д. Очень важно было создать удобный и дружественный пользовательский интерфейс, который бы позволил легко и быстро оперировать функциями, предоставлял информацию в наиболее удобном для восприятия формате, графически соответствовал духу и стилю корпоративного сайта компании ECI Telecom. Важно было, чтобы пользователи смогли получать максимум информации, затрачивая минимум времени, учитывая очень динамичный и напряженный ритм работы в компании и желание эффективно распределять рабочее время.

На сегодняшний день сайт "Virtual Library" является одним из самых популярных внутренних сайтов в компании, он насчитывает около двух тысяч посещений в год. Поиск в онлайн-каталоге осуществляется по различным параметрам, с возможностью применения логических операторов "и", "или", "нет", а также поиска точной фразы. Возможен просмотр содержания каталога по предметному указателю, видам публикаций, новым поступлениям. Весь сайт построен на гиперссылках. Ссылка на имя автора в записи любой публикации дает возможность просмотреть все публикации этого автора, ссылка на ключевое слово предметной рубрики - все публикации, размещенные под этой рубрикой и т.д.

Данные поиска представлены в двух форматах. Первичном, дающем минимально необходимое представление о публикации, и полном, включающем в себя полное библиографическое описание, а также в большинстве

;лучаен, аннотацию, оглавление и изображение обложки. Переход от краткого описания к полному (или к одной из его частей) также осуществляется с помощью гиперссылок.

Процесс заказа выбранной публикации также осуществляется через сайт с помощью заполнения соответствующих форм, в которые автоматически переносятся данные выбранной публикации и в которые необходимо ввести данные работника, что тоже автоматизировано, так как система связана с 6едой данных работников фирмы. Остается только выбрать индивидуальный рабочий номер, и все данные переносятся в форму заказа.

На сайте предусмотрена также возможность заказа новых публикаций, отсутствующих в фонде библиотеки. В качестве вспомогательных материалов для поиска таких публикаций даются ссылки на сайты различных библиотек, издательств, онлайн-книжных магазинов. Удобная навигация делает возможным поиск на любом внешнем сайте при сохранении возможности всего лишь одним кликом вернутся на сайт "Virtual Library"-

Eî фонде библиотеки насчитывается более 400 наименований периодических изданий, в основном журналов по компьютерной электронике и телекоммуникациям. Многие журналы имеют сайты в Интернете, дающие бесплатный доступ к информации об оглавлении, аннотациях на статьи, а иногда и полному тексту статей. На сайте "Virtual Library" в каталоге у каждого периодического издания в дополнение к библиографическому описанию приводится ссылка на сайт издания, если таковой имеется.

(Г 1999 года сайт "Virtual Library" стал частью общего сайта "Technology Information Center" (TIC), разработанного Цен тром технологической информации с целью облегчения доступа сотрудникам ECI Telecom к профессиональной информации.

Сайт "Technology Information Center" (TIC), содержит следующие разделы:

Information Request. Это приложение предназначено для управления процессом "информационный запрос - поиск - результат" с помощью Интра-нета. Любой работник фирмы, желающий послать свой запрос в ЦТИ, обязан сделать это, заполнив форму запроса. Форма включает в себя все необходимые параметры, касающиеся содержания, условия выполнения и формата запроса. После выполнения поиска сотрудниками ЦТИ, результаты отправляются по электронной почте, а также прикрепляются к форме запроса внутри базы данных, так что при повторных запросах на ту же тему, они доступны при поиске. Вся база данных запросов и ответов имеет очень качественный поисковый аппарат и доступна на сайте для всех работников фирмы.

Databases. Этот раздел содержит ссылки на платные поисковые базы данных в Интернете, доступные для использования всем работникам компании. Одним из примеров является сайт "Engineering Village", позволяющий осуществлять информационный поиск в базе данных Compendex. Compendex является крупнейшей мировой инженерной базой данных, содержащей более

8 миллионов рефератов и охватывающей более 5 тысяч источников (журналов, материалов конференций и т.д.).

Другим примером является сайт базы данных электронных журналов "Proquest Telecommunications". Эта база дает доступ к 130 профессиональным журналам в области телекоммуникаций в электронной полнотекстовой форме, включая архивы. База также является поисковой и дает возможность не только просмотра журналов, но и поиска статей в любом из них или во всех одновременно.

Standards Information Center (SIC). В этом разделе представлена информация о различных общепромышленных и телекоммуникационных стандартах, которые являются необходимыми документами для любого разработчика и производителя оборудования. Поскольку оборудование ECI Telecom продается в различные страны мира, необходимо знание и соответствие как международным, так и региональным и национальным стандартам. Раздел SIC содержит информацию об организациях, занимающихся разработкой стандартов, и форумах, чья деятельность и документация релевантны для ECI Telecom. Дается описание каждой организации, ссылка на ее сайт в Интернете и линк на базы данных самих стандартов, имеющихся в сети в электронном формате. У этого раздела есть еще одна очень важная роль. Некоторые сотрудники ECI Telecom являются членами комиссий по стандартизации различных международных организаций, принимают участие во встречах, разработке и написании стандартов. Наличие информации о работе комиссий, направлений, по которым развивается тот или иной стандарт, является крайне важным при разработке оборудования. Поэтому все отчеты об участии работников фирмы в работе комиссий присылаются в ЦТИ и помещаются сотрудниками ЦТИ на сайте SIC для всеобщего доступа.

Tutorials. Телекоммуникационные и компьютерные технологии в области которых работает ECI Telecom, являются стремительно развивающейся и постоянно обновляющейся областью знаний. Необходимость быстро и своевременно изучить новую технологию является насущной для качественной работы как разработчиков, так и представителей служб маркетинга и продаж. Поэтому очень большим спросом пользуется раздел сайта, называющийся Tutorials, на котором сотрудниками ЦТИ помещаются собираемые и постоянно обновляемые обучающие материалы в электронной форме (в виде файлов или ссылок на сайты в Интернете).

Technology Links. Этот раздел содержит постоянно собираемые и обновляемые списки полезных ссылок на различные сайты в Интернете, разделенные по рубрикам. Например, выделены следующие рубрики:

• Справочные материалы: различные энциклопедии, словари, словари сокращений;

• Directories: тематические порталы, отражающие информацию в области телекоммуникаций и информационных технологий;

• Organizations and Fora: профессиональные, научно-технические организации, институты, форумы, ассоциации и консорциумы в области телекоммуникаций и информационных технологий;

• Tutorials and White Papers: сайты, содержащие электронные библиотеки обучающих материалов в различных технических областях, а также созданные различными компаниями описания применяемых ими технологий;

• Events: сайты, информирующие о событиях в отрасли, конференциях, выставках, трейд-шоу;

» Technology News and Magazines: сайты технологических новостей и бесплатных online журналов;

® Subject Directories & Search Engines: сайты общих и специализированных поисковых машин.

Patent Search. Этот раздел сайта содержит ссылки на сайты с патентными поисковыми базами данных, на официальные сайты патентных офисов США и Европы.

Articles and Conference Papers. На этом разделе находятся ссылки на сайты, содержащие материалы конференций, а также формы для заказов статей и материалов конференций.

Self-Study Center - этот раздел дает информацию о Центре самообучения, действующем в рамках ЦТИ, и доступ к каталогу более 500 курсов на аидеокассетах, CD и DVD.

Для предоставления своим пользователям возможности доступа ко всем вышеперечисленным сетевым ресурсам сотрудники ЦТИ проводят огромную работу по выявлению, отбору, размещению, обновлению и распространению этих ресурсов на сайте компании.

Знание источников сетевой информации, умение грамотно и профессионально пользоваться поисковыми машинами является необходимым условием профессиональной работы информационного специалиста.

Огромную роль играет Интернет и при выполнении информационного поиска по запросам пользователей. Наряду с платными базами данных, которые на сегодняшний день почти все имеют WEB-интерфейс, также эффективен и поиск в бесплатных сетевых ресурсах. Работниками отдела собрана обширная коллекция Favorites - известных своим содержанием и релевантностью сайтов для поисков различных видов информации.

Таким образом, сочетание внутренней сети Интранет с всемирной сетью Интернет создало для специалистов компании единое информационное пространство. Содействие в ориентации в этом пространстве, упорядочение и отбор информационных источников, управление как их созданием, так и грамотным использованием являются теми функциями, которые предназначена профессионально выполнять служба информации предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.