Научная статья на тему 'Роль системы высшего образования в повышении качества жизни населения'

Роль системы высшего образования в повышении качества жизни населения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / HIGHER EDUCATION SYSTEM / QUALITY OF LIFE / LABOR POTENTIAL / RESEARCH POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Троицкая А. Ю.

Для управления социально-экономическими процессами необходимо располагать объективными данными о динамике качества жизни населения и причинах его изменения. Система высшего образования здесь имеет огромное значение как основа для формирования трудового и научно-технического потенциалов региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER EDUCATION SYSTEM ROLE IN RAISING A QUALITY LIFES OF POPULATION

For governing social-economic processes it is necessary to locate external evidence on dynamic of quality of life and reasons of its change. System of higher education here has of enormous importance as central to shaping of labor and research potentials of region.

Текст научной работы на тему «Роль системы высшего образования в повышении качества жизни населения»

Рис. 2. Порядок оценки эффективности мероприятий по совершенствованию системы управления пожароопасной

ситуацией

Библиографический список

1. Зайченкова, О.В. Разработка методов оценки воздействия лесного пожара на воздушную среду населенных территорий: автореф. дис.

... канд. технич. наук. - Владивосток, 2005.

2. Мокеев, Г.А. К вопросу о планировании противопожарных мероприятий в лесах СССР // Вестник сельскохозяйственной науки. - 1958.

- № 5

3. Щетинский, Е.А. Тушение лесных пожаров: пособ. для лесных пожарных). - ВНИИЦлесрерурс, 1994. Bibliography

1. Zayjchenkova, O.V. Razrabotka metodov ocenki vozdeyjstviya lesnogo pozhara na vozdushnuyu sredu naselennihkh territoriyj: avtoref. dis. ...

kand. tekhnich. nauk. - Vladivostok, 2005.

2. Mokeev, G.A. K voprosu o planirovanii protivopozharnihkh meropriyatiyj v lesakh SSSR // Vestnik seljskokhozyayjstvennoyj nauki. - 1958. - № 5

3. Thetinskiyj, E.A. Tushenie lesnihkh pozharov: posob. dlya lesnihkh pozharnihkh). - VNIIClesrerurs, 1994.

Статья поступила в редакцию 08.11.12

УДК 332.05

Troicskaya A.U. HIGHER EDUCATION SYSTEM ROLE In RAISING a QUALITY LIFES OF POPULATION. For

governing social-economic processes it is necessary to locate external evidence on dynamic of quality of life and reasons of its change. System of higher education here has of enormous importance as central to shaping of labor and research potentials of region.

Key words: higher education system, quality of life, labor potential, research potential.

А.Ю. Троицкая, аспирант ДВИ-филиала ФГБОУ ВПО Российской академии народного хозяйства и гос.й службы при Президенте Российской Федерации, г. Хабаровск, E-mail: atr1907@gmail.ru

РОЛЬ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Для управления социально-экономическими процессами необходимо располагать объективными данными о динамике качества жизни населения и причинах его изменения. Система высшего образования здесь имеет огромное значение как основа для формирования трудового и научно-технического потенциалов региона.

Ключевые слова: система высшего образования, качество жизни, трудовой потенциал, научно-технический потенциал.

Динамика квалификационно -демографической структуры населения

Динамика мотипаттеров населения

Вертикальная (стратовая) динамика населения

Z

Показатели результата качества индивидуальной стратовой) жизни

Структура и объем рождаемости, смертности, браков, разводов, эммиграции, иммиграции, преступности, правонарушений

Показатели качества индивидуальной(стратовой) жизни

Структура и объем расходов, обеспеченности жильем и услугами ЖКХ, потребление продуктов питания и предметов первой необходимости

Индивидуальная (стратовая) жизнь населения региона:

учебная, трудовая, досуговая

Структура занятости и безработицы

Структура и объем зарплаты и социальных пособий (экономическая основа индивидуальной (стратовой) жизни)

Экспорт и импорт товаров и услуг, бюджетные трансферты, инвестиции и вывод капиталов

Социально-экономические результаты региона

Структура и объем производства товаров и услуг, валового регионального продукта, бюджета, занятости и безработицы, нетрудоспособности и травматизма, доходов и расходов населения, обеспеченности жильем и коммунальными услугами , преступности и правонарушений

Система условий (компонентов) региона

Квалификационно-демографическая структура населения Мотипаттеры населения Инфраструктура - научно-техническая -производственная -логическая -социальная -досуга -управления

ч— -

Действующая в регионе система факторов

- ресурсные - ландшафтные - климатические - экологические - нормативно-правовые - политические - социальные - научно-технические - экономические - демографические

Рис. 1. Качество жизни, его показатели и результаты в системе факторов, условий и компонентов региона

Качество жизни населения является главным индикатором качества функционирования государственной власти, качества ее институтов, качества социально-экономического развития регионов. Это уже практически не является предметом как научных, так и общественных дискуссий. Проблема заключается в другом - в выборе методов его повышения, наиболее адекватных экономических и социальных инструментов для реализа-

ции данной цели, в нахождении того «золотого сечения», которое позволит использовать уже существующий потенциал [1]. В рамках данной статьи исследуется роль системы высшего образования в повышении качества жизни населения.

Многие исследователи считали, что уровень образования населения является одним из важнейших показателей качества жизни. С.А. Айвазян, например, приводя метод расчета интег-

рального индикатора качества жизни населения США [2], указывал, что расходы на образование в долларах США на человека в год прияты в качестве одного из показателей качества жизни. Некоторые из исследователей пошли дальше и рассматривали систему образования как один из определяющих факторов, непосредственно формирующих конкретный уровень качества жизни. Так, Э. Денисон показал [3], что, во-первых, значительный разрыв в выработке на одного работника в разных странах не может быть объяснен различиями в капитале, труде или масштабах деятельности; во-вторых, такой разрыв имеет место не в нескольких, а почти во всех сравниваемых отраслях или видах деятельности. Он применил понятие «качество труда» и рассматривал его как зависимость выработки и заработной платы рабочих от уровня их образования.

ПРООН основывает концепцию качества жизни как функции реализации потенциала человека: долголетие, образование, доход, или, комплексно - в течении долгой и здоровой жизни, обеспеченной необходимыми ресурсами и возможности получать при этом необходимы профессиональные знания [4].

Тараканов В. доказывает непосредственную связь качества жизни с уровнем системы образования [5].

В ранее упоминавшемся исследовании [1] роль высшего образования в повышении качества жизни населении представлена схематически (см. рис. 1) в виде инфраструктурного научно-технического компонента региона (далее - НТК), включающего в себя: научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные организации, экспериментальные производства; вузы, занятые разработкой фундаментальных и прикладных направлений науки и их применением; системы обеспечения НИОКР; системы повышения квалификации и переподготовки.

Очевидно, что накопленный профессиональный опыт, знания, умения кадровой составляющей НТК являются во многом определяющими для его развития. Особый интерес здесь представляет сформировавшаяся квалификационная структура научно-технических работников и ее дальнейшая трансформация посредством производственно-экономической структуры НТК в новое качество и количество. При этом наличие «критической массы» накопленного опыта и знаний, проблемных направлений и требующих решения задач в различных областях научно-технической деятельности может генерировать новые идеи и направления исследований. В свою очередь это способствует как росту НТК, так и увеличению потенциала кадровой его составляющей, их перехода на новый качественный уровень, что объективно должно приводить к повышению конкурентоспособности региона [6], что в свою очередь, непосредственно влияет на качество жизни населения.

Развитие сделанных ранее выводов применительно к системе высшего профессионального образования делается в другом исследовании [7]. Здесь непосредственно указывается, что одним из инструментов повышения качества жизни населения, может быть создание системы образования, основанной на центрах, объединяющих учреждения профессионального образо-

Библиографический список

вания отдельной или смежных групп отраслей. Деятельность этих центров должна быть основана на планах развития региона и, следовательно, главным условием для функционирования указанных центров является наличие долгосрочных программ развития региона, однозначно определенных как качественно, так и количественно, структурированных по времени и направлениям, учитывающих все аспекты внешней и внутренней среды региона.

Цель функционирования таких центров - обеспечение потребностей региона в высококвалифицированных специалистах различного уровня. Сущность их функционирования - разработка и координация системы образования региона для достижения следующих основных задач:

V обеспечение количественных потребностей региона в кадрах необходимой специализации, что предполагает наличие актуальной и системной информации по следующим аспектам регионального развития, а также тенденций и перспектив в их изменении:

- отраслевая структура и кадровая обеспеченность отраслей;

- уровень безработицы, возрастная и половая структура, квалификация, навыки и опыт незанятых в региональной экономике;

- демографическая структура региона.

V подготовка высококвалифицированных специалистов,

что предполагает системность их теоретических знаний и практических навыков по основным аспектам их профессиональной деятельности, а также тенденций и перспектив их изменения в регионе по следующим основным направлениям:

- технология производства работ;

- средства и предметы труда, применяемые при производстве работ;

- организация и экономика труда;

- нормативно-правовое регулирование хозяйственной деятельности.

V формирование информационной образовательной среды региона на основе современных технологий, что должно основываться на:

- требованиях к структуре, содержанию и технологии образовательных программ;

- количестве пользователей образовательных программ;

- возможностях пользователей образовательных программ.

Таким образом, раньше считалось, что качество жизни населения определяется величиной сырьевых ресурсов государства и величиной его капитала. Однако, в настоящее время, одним из главных показателей качества жизни человека и общества является образование - накопленный человеческий капитал как основа научно-технического и трудового потенциалов и, следовательно, конкурентоспособности страны и регионов; люди, которые в процессе жизни обучаются, работают. Образование позволяет человеку возможность формировать для себя определенный уровень качества жизни.

1. Демидько, Е.В. Качество жизни населения: краткая хронология исследования / Е.В. Демидько, А.Ю. Троицкая. - Хабаровск, 2012.

2. Айвазян, С.А. Интегральные индикаторы качества жизни населения: их построение и использование в социально-экономическом управлении и межрегиональных сопоставлениях. - М., 2000.

3. Денисон, Э. Исследование различий в темпах экономического роста. - М., 1971.

4. UNDP. Human Development Report/ New York/ Oxford University Press/ 1990.

5. Тараканов, В.Образование и качество жизни: монография. - М., 2003.

6. Демидько, Е.В. Формирование научно-технического потенциала региона / Е.В. Демидько, Е.Ю. Гоман // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 5(30).

7. Демидько, Е.В. Формирование трудового потенциала региона / Е.В. Демидько, Е.Ю. Гоман // Мир науки, культуры, образования. -2011. - № 4 (29).

Bibliography

1. Demidjko, E.V. Kachestvo zhizni naseleniya: kratkaya khronologiya issledovaniya / E.V. Demidjko, A.Yu. Troickaya. - Khabarovsk, 2012.

2. Ayjvazyan, S.A. Integraljnihe indikatorih kachestva zhizni naseleniya: ikh postroenie i ispoljzovanie v socialjno-ehkonomicheskom upravlenii i mezhregionaljnihkh sopostavleniyakh. - M., 2000.

3. Denison, Eh. Issledovanie razlichiyj v tempakh ehkonomicheskogo rosta. - M., 1971.

4. UNDP. Human Development Report/ New York/ Oxford University Press/ 1990.

5. Tarakanov, V.Obrazovanie i kachestvo zhizni: monografiya. - M., 2003.

6. Demidjko, E.V. Formirovanie nauchno-tekhnicheskogo potenciala regiona / E.V. Demidjko, E.Yu. Goman // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2011. - № 5(30).

7. Demidjko, E.V. Formirovanie trudovogo potenciala regiona / E.V. Demidjko, E.Yu. Goman // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2011. -№ 4 (29).

Статья поступила в редакцию 06.11.12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.